Программа дисциплины «Менеджмент» для направления 231000. 62 «Программная инженерия» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Проектирование и архитектуры программных систем... 1 289.19kb.
Программа дисциплины Компьютерная графика для направления 231000. 1 162.58kb.
Программа дисциплины Английский язык для направления 231000. 6 1590.35kb.
Рабочая программа дисциплины информационная безопасность Направление... 1 306.73kb.
Программа дисциплины «Программная инженерия» 1 130.97kb.
Рабочая программа дисциплины: б б 11 Разработка и анализ требований... 1 102.43kb.
Программа вступительных испытаний по дисциплине «архитектура ЭВМ... 1 191.41kb.
Программа дисциплины Оптимизация и математические методы в принятии... 1 267.73kb.
Программа научно-исследовательской практики Направление магистерской... 1 160.6kb.
Программа дисциплины «Введение в программную инженерию» 1 189.7kb.
Направление подготовки – 231000 Программная инженерия. Профиль –... 1 150.37kb.
Каким будет год 2013? В беларуси согласно указу Президента он объявлен... 1 254.53kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Менеджмент» для направления 231000. 62 «Программная инженерия» - страница №1/1

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Факультет менеджмента



Программа дисциплины

«Менеджмент»

для направления 231000.62 «Программная инженерия»

подготовки бакалавра

Автор программы:

Титов В.Н.., д.э.н., доц., vtitov@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры «Общего и стратегического менеджмента»

«___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Н.Б. Филинов ______________________________

Рекомендована секцией УМС Секция «Менеджмент»

«___»____________ 20 г

Председатель Н.Б. Филинов

Утверждена УС факультета бизнес – информатики «___»_____________20 г.

Ученый секретарь В.А. Фомичев ________________________

Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 231000.62 – «программная инженерия» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с:


  • Федеральными образовательными стандартами и образовательным стандартом НИУ ВШЭ,

  • Общей образовательной программой направления 231000.62 - «Программная инженерия» - подготовки бакалавра

  • Рабочим планом университета и факультета менеджмента по направлению 231000.62 – «Программная инженерия» подготовки бакалавра.

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Менеджмент» являются: формирование представлений об условиях и факторах, повлиявших на формирование менеджмента на различных этапах развития экономики и общества, привитие студентам системного видения организации и ее окружения, теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной рыночной экономики, функциях и принципах менеджмента.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • Знать:

  • основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;

  • принципы развития и закономерности функционирования организации;

  • роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

  • основные бизнес-процессы в организации;

  • принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;

  • типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

  • основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

  • виды управленческих решений и методы их принятия

  • основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

  • типы организационной культуры и методы ее формирования;

  • основные и теории и подходы к осуществлению организационных изменений



  • Уметь:



  • ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

  • анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

  • анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

  • организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

  • анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

  • диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

  • разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность

  • разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации

  • разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации;



  • Владеть:

  • методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

  • современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

  • методами формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы

  • навыками деловых коммуникаций

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Знание основных этапов эволюции управленческой мысли, опыта выдающихся менеджеров и умение соотносить их с обстоятельствами собственной практической деятельности

ПК-1

Знает основные этапы становления теории менеджмента, понимает связь между теориями менеджмента и практическими задачами управления организациями на различных этапах развития экономики

Лекционные занятия, анализ кейсов, решение задач, проведение деловых и ситуационных игр, подготовка презентаций

Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

ПК-2

Понимает важность управленческой деятельности для эффективного функционирования организаций в условиях рыночной экономики; мотивирован к выполнение основных функций менеджмента

Лекционные занятия, анализ кейсов, решение задач, проведение деловых и ситуационных игр, подготовка презентаций

Способность предлагать организационно - управленческие решения и оценить условия и последствия принимаемых решений

ПК-3

Умеет квалифицированно формулировать проблемы, выявлять источники их возникновения и предлагать меры по их решению




Знание современных концепций организации операционной деятельности и способность к планированию операционной (производственной) деятельности организаций

ПК-21

Способен применять современные концепции организации операционной деятельности для решения задач повышения эффективности операционной деятельности

Лекционные занятия, анализ кейсов, решение задач, проведение деловых и ситуационных игр, подготовка презентаций

Способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений

ПК-47

Умеет анализировать систему организации операционной деятельности на предприятиях различных отраслей и предлагать адекватные управленческие решения

Лекционные занятия, анализ кейсов, решение задач, проведение деловых и ситуационных игр, подготовка презентаций

Способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности

ПК-50

Владеет современными методами анализа и оценки влияния социально-экономических факторов на осуществление предпринимательской деятельности

Лекционные занятия, анализ кейсов, решение задач, проведение деловых и ситуационных игр, подготовка презентаций

Владение правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез, использование методов моделирования в научных исследованиях, знание основных источников социально-экономической информации: базы данных, журналы, конференции

ПК-54

Способен применять современные научные методы для диагностики проблем управления; умеет работать с различными источниками информации

Лекционные занятия, анализ кейсов, решение задач, проведение деловых и ситуационных игр, подготовка презентаций

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы, обеспечивающих базовую подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:


  1. Философия

  2. Экономика

  3. Психология

Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

знать:

- основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;

- основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, роль и место России в истории человечества и в современном мире;

- основы психологии межличностных отношений в коллективе;

- основные категории и понятия экономики и производственного менеджмента, систем управления предприятиями.

уметь:

- анализировать и оценивать социально-экономическую информацию, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;



владеть:

- навыками письменного изложения собственной точки зрения;

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;

- навыками критического восприятия информации;

- навыками деловых коммуникаций в профессиональной сфере, работы в коллективе
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении ряда дисциплин, в том числе: «Управление программными проектами», «Групповая динамика и коммуникации в профессиональной практике программной инженерии», «Экономика программной инженерии», «Командный проект по программной инженерии»

Тематический план учебной дисциплины





Название раздела

Кафедра, за которой закреплен раздел

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа













Лекции

Семинары

Практические занятия




1

Этапы становления менеджмента. Развитие управленческой мысли. Функции и роли менеджера в организации. Процессный и системный подходы в менеджменте.

Общего и стратегического менеджмента

16

4

4

-

8

2

Ситуационный подход. Стратегическое управление.

Общего и стратегического менеджмента

18

4

4

-

10

3

Организация как функция менеджмента.

Общего и стратегического менеджмента

16

4

4

-

8

4

Мотивация как функция менеджмента.

Общего и стратегического менеджмента

12

2

2

-

8

5

Контроль как функция менеджмента.

Общего и стратегического менеджмента

12

2

2

-

8

6

Принятие управленческих решений.

Общего и стратегического менеджмента

18

4

4

-

10

7

Коммуникации в организациях. Управление конфликтами в организации

Общего и стратегического менеджмента

16

4

4

-

8

8

Влияние, власть, лидерство в организации. Теории лидерства.

Общего и стратегического менеджмента

18

4

4

-

10

9

Организационная культура. Управление организационными изменениями.

Общего и стратегического менеджмента

18

4

4

-

10




ИТОГО по курсу




144

32

32

-

80

Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **







1

2

3

4




Текущий

неделя


Контрольная работа







*




тест 60 минут




Домашнее задание










*

10-12 стр.

Итоговый

Экзамен











*

Тест 80 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков

Текущий контроль - контрольная работа предполагает выполнение письменной работы в виде тестового задания. В результате выполнения контрольной работы студенты должны продемонстрировать знание основных этапов становления и развития менеджмента, проблематику и инструментарий основных школ менеджмента, принципы и методологию стратегического менеджмента, проектирования организационных структур управления и базовые теории мотивации.

Экзамен включает тесты по всему комплексу вопросов тематического плана дисциплины. Экзамен призван продемонстрировать знание и понимание теоретико-методологических положений различных школ менеджмента, принципы и функции менеджмента, содержание различных теорий управления: системная, ситуационная, процессная и т.д. и возможности их применения в практике менеджмента.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Этапы становления менеджмента. Развитие управленческой мысли. Функции и роли менеджера в организации. Процессный и системный подходы в менеджменте.

Особенности развития методов управления в доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную эпохи. Великая промышленная революция и ее роль в становлении менеджмента (А.Смит, Аркрайт, Ч. Бебидж и др.). Этимология и трактовка понятия «менеджмент». Уровни менеджмента в организации. Основные подходы к определению эффективности организации. Функции менеджмента в организации. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Особенности проявления менеджмента в культуре различных стран. Российский менеджмент на современном этапе. Эволюция управленческой мысли. Школа научного менеджмента. Формирование отечественных подходов к управлению в начале 20 века. Административная школа. Школа «человеческих отношений» и «новая школа наук о поведении». Школа социальных систем. Эмпирическая и ситуационная школы. «Новая школа науки управления». Современные воззрения на управление. Концепция «обучающейся организации». Процессный подход в менеджменте. Системный подход. Типы и характеристики систем. Организация как открытая социотехническая система. Концепция 7-С.



Литература:

Основная:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003. (Вводная глава. С. 11-59).

  2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2003. (Введение в менеджмент. С. 14-79)


Дополнительная:

  1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. СПб: Питер, 1999.

  2. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке: Пер. с англ. М, СПб, Киев: Вильямс, 2000.

  3. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий мкенеджмент: Концепции и комментарии: Учебник. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

  4. Дункан У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. – М.: Дело, 1996.

  5. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – 4-е изд. – М.: Академический проект: Трикста, 2004.

  6. Корицкий Э., Нинцева Г., Шетов В. Научный менеджмент. Российская история. СПб: Питер, 1999.

  7. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. М.: Дело, 1992.

  8. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М., 1986.

  9. Drucker, P.F. Management challenges for the 21st century / Drucker, P.F. - Oxford: Butterworth-Heinemann, 2002. - 205 с.

  10. Pettinger, R. Introduction to management / Pettinger, R. - New York: PALGRAVE, 2002.

  11. Waterman R., Peters T. In Search of Excellence. – N.Y. Harpen & Row, 1982

Раздел 2. Ситуационный подход. Стратегическое управление.

Сущность ситуационного подхода. Зависимость организации от внешней среды. Неопределенность среды и методы решения данной проблемы. Сущность стратегического управления. Структура стратегического управления. Уровни разработки стратегии. Внутренняя среда организации и факторы внешнего воздействия. SWOT - анализ. Основные методы анализа бизнес-портфеля организации. Формулирование миссии и целей организации. Стратегии создания конкурентных преимуществ. Инновационные стратегии бизнеса. Эталонные стратегии бизнеса. Критерии выбора стратегии. Реализация стратегии. Оценка и контроль реализации стратегии.



Литература:

Основная:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003. (Глава 3. Стратегическое управление организацией. С. 181-203).

  2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2003. (Часть 3. Планирование. Глава 7. Постановка целей и планирование в организации. С. 210-237; Глава 8. Формулирование и внедрение стратегии. С. 238-268)


Дополнительная:

  1. Гурков И. Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие, 2-е издание. - М.: ТЕИС, 2004.

  2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. Под ред. Ю.Н. Каптуревского — СПб: Издательство «Питер», 1999.

  3. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий мкенеджмент: Концепции и комментарии: Учебник. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

  4. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

  5. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Бизнес-книга, 1995.

  6. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию, 2-е издание – СПб.: «Питер», 2003.

  7. Курс MBA по стратегическому менеджменту. Под ред. Л. Фаэй, Р. Рэндэлл – М.: «Альпина Паблишер», 2002.

  8. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошар С. Стратегический процесс: Пер. с англ. СПб: Питер, 2001.

  9. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий: Пер. с англ. СПб: Питер, 2000.

  10. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  11. Томпсон-мл., А. Артур, А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание. Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильямc", 2002.

  12. Хамел Г. Прахалад К.К. Конкурируя за будущее, Москва. Олимп-Бизнес. 2002. 248 стр.

  13. Needle, D. Business in context: an introduction to business and its environment / Needle, D. - London: Thomson Learning, 2002.

  14. Needle, D. Business in context: an introduction to business and its environment / Needle, D. - London: Thomson Learning, 2002.

  15. Harrison J., John C. Strategic management of organizations and stakeholders. N.Y., 1996.

Раздел 3. Организация как функция менеджмента.

Понятие «организация». Теория «жизненного цикла организации». Понятие «организационная структура». Факторы, определяющие особенности организационной структуры. Зависимость организационной структуры от ситуационных факторов. Организационная конфигурация и ее разновидности по Г.Минцбергу. принципы проектирования организационной структуры: специализация труда, департаментализация. централизация и децентрализация, масштаб управляемости и контроля, делегирование полномочий, формализация. Взаимоотношения линейных и штабных работников. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. Современные тенденции развития организационных структур. Стратегия и структура организации. Модели проектирования работы: построение работы, расширение масштаба работы, ротация рабочих мест, обогащение труда, социотехническая схема. Влияние технологии на организационную структуру.


Литература:

Основная:

    1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003. (Глава 6. Проектирование работы в организации. С. 249-284; Глава 7. Проектирование организации. С. 285-332; Глава 8. Типы организаций. С. 334-377).

    2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2003. (Часть 4. Организация. Глава 10. Основы организации. С. 306-339; Глава 11. Структура организации и достижение стратегических целей. С. 341-368).

Дополнительная:

  1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. СПб: Питер, 1999.

  2. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. – М., 2003

  3. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий мкенеджмент: Концепции и комментарии: Учебник. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

  4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. М.: Дело, 1992.

  5. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М., 1999

  6. Российские журналы: Компания, Власть, Эксперт, Секрет фирмы, Проблемы теории и практики управления и другие.

Раздел 4. Мотивация как функция менеджмента.

Понятие «мотивация». Процесс мотивации. Соотношение между мотивированием и стимулированием. Содержательные теории мотивации. Пирамида А. Маслоу. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессные теории мотивации. Теория ожидания В. Врума. Теория Портера – Лоулера. Теория справедливости С. Адамса. Управление по целям (П. Друкер, Э. Локк). Мотивационная теория подкрепления. Современные подходы к трудовой мотивации. Наделение властью. Обогащение труда.



Литература:

Основная:

        1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003. (Глава 2. Мотивация деятельности. С. 131-179).

        2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2003. (Часть 5. Глава 16. Мотивация. С. 497-529).

Дополнительная:

  1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. СПб: Питер, 1999.

  2. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий мкенеджмент: Концепции и комментарии: Учебник. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

  3. Лютенс Ф., Организационное поведение: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1999.

  4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. М.: Дело, 1992.

  5. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998.

  6. Фролов С.С. Социология организаций. Учебник. - М., 2001

  7. Российские журналы: Компания, Власть, Эксперт, Секрет фирмы, Проблемы теории и практики управления и другие.

Раздел 5. Контроль как функция менеджмента.

Контроль как функция менеджмента. Связь функции контроль с другими функциями менеджмента. Типы контроля. Процесс контроля. Масштаб допустимых отклонений. Поведенческие аспекты контроля. Методы контроля. Эффективный контроль. Бюрократический контроль. Децентрализованный контроль.


Литература:

Основная:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003. (Глава 9. Организационные процессы. 2. Принятие решений. С. 391-394).

  2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2003. (Часть 3. Планирование. Глава 9. Принятие управленческих решений. С. 269-303; Часть 6. Контроль. С. 596-651, Глава 19. Контроль над качеством и производительностью. С. 596-624; Глава 20. Системы управленческого контроля. С. 626-651).

Дополнительная:

  1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. СПб: Питер, 1999.

  2. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий мкенеджмент: Концепции и комментарии: Учебник. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

  3. Лютенс Ф., Организационное поведение: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1999.

  4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. М.: Дело, 1992.

  5. Робсон М. От идеи к решению. Пер. с английского: М.: Три Л, 2000.

  6. Российские журналы: Компания, Власть, Эксперт, Секрет фирмы, Проблемы теории и практики управления и другие.

Раздел 6. Принятие управленческих решений.

Уровни принятия решений в организации. Классификация управленческих решений. Интуитивные решения. Решения, основанные на суждениях. Рациональное принятие решений. Этапы рационального принятия решения. Классификация проблем. Методы принятия решений. Количественные методы. Качественные методы. Неформальные методы. Теории принятия решения: рациональная модель, модель ограниченной рациональности Г.Саймона, модель Г.Минцберга, модель «мусорного ящика».



Литература:
Основная:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003. (Глава 9. Организационные процессы. 2. Принятие решений. С. 391-394).

  2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2003. (Часть 3. Планирование. Глава 9. Принятие управленческих решений. С. 269-303).

Дополнительная литература:

  1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. СПб: Питер, 1999.

  2. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий мкенеджмент: Концепции и комментарии: Учебник. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

  3. Лютенс Ф., Организационное поведение: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1999.

  4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. М.: Дело, 1992.

  5. Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений. М.: 2009

  6. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998.

  7. Российские журналы: Компания, Власть, Эксперт, Секрет фирмы, Проблемы теории и практики управления и другие.


Раздел 7. Коммуникации в организациях. Управление конфликтами в организации

Коммуникационный процесс. Типы коммуникаций. Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Стили коммуникации в организации. Преграды при коммуникациях и их преодоление. Убеждение как функция коммуникации. Конфликты в организациях. Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Типы конфликтов. Уровни конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Структурные и межличностные методы управления конфликтами в организации.



Литература:

Основная:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003. (Глава 9. Организационные процессы. 1. Коммуникации в управлении. С. 379-389; 4. Управление конфликтом. С. 409-415).

  2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2003. (Часть 4. Лидерство. Глава 17. Коммуникации. С. 530-558).

Дополнительная:

  1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. СПб: Питер, 1999.

  2. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий мкенеджмент: Концепции и комментарии: Учебник. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

  3. Лютенс Ф., Организационное поведение: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1999.

  4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. М.: Дело, 1992.

  5. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера. Модульная программа для менеджеров. Модуль 9. М.: Инфра-М, 1999.

  6. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: Пер. с англ. СПб: Питер, 2002.

  7. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998.

  8. Blank W. Nine Natural Laws of Leadership. – N.Y.: AMACOM, 1995.

  9. Российские журналы: Компания, Власть, Эксперт, Секрет фирмы, Проблемы теории и практики управления и другие.


Раздел 8. Влияние, власть, лидерство в организации. Теории лидерства.
Влияние и власть. Баланс власти. Формы власти по Р. Френчу и Б. Рэйвену. Лидерство и руководство. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Концепции лидерского поведения. Три стиля руководства. Исследования лидерства в Огайо и Мичигане. Типология лидерства по Р. Лейкерту. Типология Танненбаума и Шмидта. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Теория Фидлера. Модель ситуационного лидерства П. Херсея и К. Бланшарда. Теория «путь-цель» Хауса и Митчелла. Теория В. Врума. Теории харизматического лидерства. Теория преобразующего лидерства. Заменители лидерства.

Литература:
Основная:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003. (Глава 11. Лидерство. С. 469-527).

  2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2003. (Часть 4. Лидерство. Глава 15. Лидерство. С. 464-495).

Дополнительная:

  1. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. СПб: Питер, 1999.

  2. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий мкенеджмент: Концепции и комментарии: Учебник. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

  3. Лютенс Ф., Организационное поведение: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1999.

  4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. М.: Дело, 1992.

  5. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера. Модульная программа для менеджеров. Модуль 9. М.: Инфра-М, 1999.

  6. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: Пер. с англ. СПб: Питер, 2002.

  7. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998.

  8. Blank W. Nine Natural Laws of Leadership. – N.Y.: AMACOM, 1995.

  9. Российские журналы: Компания, Власть, Эксперт, Секрет фирмы, Проблемы теории и практики управления и другие.


Раздел 9. Организационная культура. Управление организационными изменениями.
Понятие организационной культуры. Три уровня организационной культуры по Э. Шайну. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Модель Ч. Хэнди. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа. Формирование и поддержание организационной культуры. Организационные обряды. Национальные факторы в организационной культуре. Модель Г. Хофштеда. Модель Лэйн и Дистефано. Модель У. Оучи.

Организационное развитие. Управление изменениями. Типы изменений. Движущие силы изменений. Сопротивления изменениям: формы, источники. Методы преодоления сопротивлений по Дж. Коттеру и Л. Шлезингеру. Обучающаяся организация.



Основная:

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2003. (Глава 10. Организационная культура. С. 419-468).

  2. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2003. (Часть 2. Внешняя среда менеджмента. Глава 3. Внешняя среда и корпоративная культура. С. 82-114; Часть 4. Организация. Глава 12. Организационные изменения и развитие. С. 370-396).

Дополнительная:

  1. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и измерение организационной культуры: Пер. с англ. СПб: Питер, 2001.

  2. Дафт Р. Л. Менеджмент: Пер. с англ. СПб: Питер, 2002.

  3. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке: Пер. с англ. М, СПб, Киев: Вильямс, 2000.

  4. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий мкенеджмент: Концепции и комментарии: Учебник. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

  5. Лютенс Ф., Организационное поведение: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1999.

  6. Шейн Э. Организационная культура и лидерство: Пер. с англ. СПб: Питер, 2002.

  7. Schneider, S.C. Managing across cultures / Schneider, S.C.; Barsoux, J.-L. . - Harlow: Prentice Hall, 2003.

  8. Hofstede G.J. Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. Thousand Oaks, Sage Publications, 2001

  9. Российские журналы: Компания, Власть, Эксперт, Проблемы теории и практики управления и другие.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Назовите основные значения понятия «менеджмент».

  2. Какие уровни управления можно выделить в организации?

  3. Какие роли менеджера выделяет Г. Минцберг? Проявляются ли все эти роли на всех уровнях управления.

  4. Назовите основные подходы к оценке эффективности деятельности организации. В чем преимущества и недостатки этих подходов?

  5. Какие виды деятельности и функции управления выделял А. Файоль?

  6. В состоит различие между «единством командования» и «единством руководства» по А. Файолю.

  7. Чем различаются взгляды Ф.У. Тейлора и А. Файоля на управление?

  8. В чем состоят преимущества и ограничения методологии научного менеджмента?

  9. Назовите основные преимущества и недостатки модели бюрократической организации по М.Веберу.

  10. Каким образом оказала влияние на дальнейшее развитие теории и практики менеджмента «школа человеческих отношений»?

  11. Какие основные и связующие функции менеджмента выделяются в современном процессном подходе?

  12. Раскройте значение понятия «организация как открытая социотехническая система».

  13. Назовите основные преимущества и недостатки модели 7С.

  14. Какие черты американского и японского управления присутствуют в теории «Z» У.Оучи?

  15. В чем состоит смысл ситуационного подхода в менеджменте?

  16. Что такое «неопределенность» и чем она обусловлена?

  17. Назовите основные способы снижения неопределенности и установления контроля над внешней средой.

  18. Чем отличается стратегический менеджмент от оперативного управления?

  19. Выделите основные факторы макро- и микроокружения организации?

  20. В каких областях деятельности организации могут создаваться конкурентные преимущества?

  21. Назовите основные подходы к анализу внешней и внутренней среды организации.

  22. Назовите основные требования к формулированию миссии и ее функции?

  23. Укажите основные требования к постановке целей.

  24. В каких областях деятельности организации устанавливаются цели?

  25. Назовите базовые стратегии достижения конкурентных преимуществ.

  26. Дайте характеристику эталонным стратегиям бизнеса.

  27. Какими факторами обусловливается выбор стратегии организации?

  28. Каким образом осуществляется реализация избранной стратегии?

  29. Раскройте содержание понятия «организация».

  30. Что такое организационная структура?

  31. В чем состоит значение теории «жизненного цикла организации»?

  32. Какие разновидности кризисов могут происходить на разных этапах жизненного цикла организации?

  33. По каким основаниям выделяет типы организационных конфигураций Г. Минцберг?

  34. Каким образом технологический фактор влияет на формирование организационных структур?

  35. Назовите основные черты «механистического» и «организмического» типов организации.

  36. Назовите основные подходы к делегированию полномочий.

  37. Назовите основные разновидности департаментализации.

  38. Какими факторами обусловлен тип масштаба управляемости в организации.

  39. В чем состоят преимущества и недостатки централизованной и децентрализованной организации?

  40. Каким образом масштаб управляемости связан с количеством уровней управления в организационной иерархии?

  41. Назовите основные черты организационных структур традиционного типа.

  42. Назовите основные функции и полномочия штабных подразделений.

  43. Укажите основные тенденции развития современных организационных структур.

  44. Какие существуют формы интеграции организации в рыночной экономике?

  45. В чем основные преимущества и недостатки матричной структуры?

  46. Какими факторами обусловлен выбор той или иной модели проектирования работы?

  47. Сравните различные модели, объясняющие взаимосвязь технологии и организационной структуры.

  48. Раскройте основные составляющие процесса мотивации.

  49. Каким образом можно использовать теорию А. Маслоу с точки зрения решения управленческих задач?

  50. Каким образом удовлетворяются потребности в модели К. Алдерфера?

  51. В чем отличие теории мотивации Д. МакКлелланд от взглядов А. Маслоу и К. Алдерфера?

  52. Какие составляющие выделял в числе гигиенических и мотивирующих факторов Ф. Герцберг?

  53. Какие переменные мотивации выделял в своей модели В. Врум?

  54. Каким образом осуществляется процесс мотивирования в модели Портера- Лоулера?

  55. В чем состоит основная идея теории «справедливости» С. Адамса?

  56. Назовите основные подходы к мотивации в современном менеджменте.

  57. Какие факторы определяют необходимость функции контроля?

  58. Выделите и рассмотрите основные этапы процесса контроля?

  59. Какое значение имеет «масштаб допустимых отклонений» при осуществлении контроля?

  60. Какие существуют поведенческие проблемы при осуществлении функции «контроль»?

  61. Выделите основные требования к обеспечению эффективного управленческого контроля?

  62. Каким образом функция контроль связана с другими функциями менеджмента в процессном подходе?

  63. Проведите различие между «программируемыми» и «непрограммируемыми» решениями по Г. Саймону?

  64. Назовите основные подходы к принятию решений?

  65. Выделите необходимые требования к рациональному принятию решений?

  66. Как следует понимать термин «проблема»?

  67. Назовите основные этапы рационального принятия решений?

  68. Какие существуют ограничения для принятия рационального решения?

  69. Чем различаются понятия «риск» и «неопределенность»?

  70. Что такое «модель» и какие виды моделей можно выделить?

  71. В каких сферах управления применяются формальные модели?

  72. В каких ситуациях следует использовать качественные и количественные методы анализа и принятия решений?

  73. Охарактеризуйте значение коммуникаций при исполнении ролей менеджера?

  74. Каким образом структура организации может повлиять на эффективность организационной коммуникации?

  75. Какая информация обычно может передаваться по неформальным каналам коммуникации?

  76. Дайте характеристику основных этапов процесса коммуникации?

  77. Какое значение имеет обратная связь для реализации основных функций менеджмента?

  78. Назовите основные преграды на пути межличностной коммуникации?

  79. Объясните роль «умения слушать» в коммуникационном процессе?

  80. Приведите примеры преград на пути эффективной организационной коммуникации?

  81. Каким образом можно повысить эффективность обратной связи в организации?

  82. Какие существуют разновидности коммуникационных сетей?

  83. По каким параметрам можно рассматривать типы стилей коммуникации?

  84. Приведите примеры функциональных и дисфункциональных последствий конфликтов в организации?

  85. Укажите основные разновидности конфликтов в организации?

  86. Выделите и рассмотрите основные причины возникновения конфликтов в организации?

  87. Какие существуют структурные методы управления конфликтами в организации?

  88. Какие существуют методы и стили управления межличностными конфликтами? В чем преимущества и недостатки этих методов?

  89. Чем отличаются понятия «лидер» и «менеджер»?

  90. Что общего и чем различаются типологии власти М. Вебера и Р. Френча - Б. Рэйвена?

  91. По каким основаниям выделяются основные группы теорий лидерства?

  92. В чем основные недостатки теории лидерских качеств?

  93. По каким переменным выделяются типы лидерства в исследованиях университета Огайо и у Р. Блейка и Дж. Моутон?

  94. Какие установки лежат в основе теорий «Х» и «Y»?

  95. Чем отличатся благосклонно-авторитарный стиль лидерства от эксплуататорско-авторитарного у Р. Лейкерта?

  96. По каким критериям строится типология стилей лидерства у Танненбаума – Шмидта?

  97. Какие стили лидерства выделял К. Левин?

  98. Какие факторы Фидлер рассматривал как ситуационные?

  99. Для каких ситуаций, по Фидлеру, лучше подходит стиль лидерства, ориентированный на отношения?

  100. Чем обусловлено использование того или иного стиля лидерства в теории «путь – цели»?

  101. Какие стили лидерства в теории Херси и Бланшара используются в случае умеренной «зрелости» подчиненных?

  102. По какому критерию выделяются стили лидерства в теории В.Врума?

  103. С какими обстоятельствами может быть связан возврат к концепции харизматического лидерства?

  104. Какими чертами обладает «преобразующий» лидер?

  105. Какие заменители лидерства выделяются в теории Керра и Джермиера?

  106. Какое значение имеет культура для повышения эффективности управления организацией?

  107. Какие характеристики организационной культуры выделяют П. Харрис и Р. Моран?

  108. Какие функции организационной культуры выделяет Э Шайн?

  109. Какие типы организационных культур выделяет Ч. Хэнди?

  110. Назовите основные преимущества и недостатки сильных организационных культур.

  111. Какие существуют методы поддержания организационной культуры?

  112. Назовите основные разновидности организационных обрядов.

  113. По каким критериям строят свою типологию организационных культур К. Камерон и Р. Куин?

  114. На основе каких показателей предлагают анализировать национальные особенности организационных культур Г. Хофштед?

  115. Какие факторы оказывают решающее влияние на проведение организационных изменений?

  116. Каким образом изменение одного из элементов организации может повлиять на состояние других элементов?

  117. Назовите основные причины сопротивления сотрудников проведению организационных изменений.

  118. Приведите примеры скрытых и открытых сопротивлений организационным изменениям.

  119. Каким образом менеджмент организации может снизить или устранить сопротивление изменениям?

  120. Почему в условиях современной экономики стала актуальной тема «обучающейся организации»?

Тематика домашних работ:

  1. Реализация ролей менеджера в конкретной организации.

  2. Преимущества и недостатки различных теорий власти и лидерства.

  3. Применение ситуационных теорий лидерства к анализу конкретной организации

  4. Анализ организационной конфигурации на основе модели Г. Минцберга.

  5. Использование содержательных теорий мотивации в практике управления.

  6. Процессные теории мотивации и возможности их применения в практике менеджмента.

  7. Организационные изменения и способы преодоления сопротивления изменениям.

  8. Использование идей различных школ менеджмента для управления современными организациями.

  9. Методы адаптации организации к внешнему окружению

  10. Подходы к оценке эффективности деятельности организации.

  11. Разработка стратегии деятельности конкретной организации.

  12. Использование модели «5 сил» М. Портера для анализа окружения конкретной организации.

  13. Использование инновационных стратегий в практике деятельности конкретных организаций

  14. Анализ макроокружения организации на основе модели PEST.

  15. Использование SWOT – анализа для разработки стратегии организации.

  16. Использование модели 7С для анализа деятельности организации.

  17. Значение миссии для разработки стратегии организации.

  18. Анализ внутренних переменных организации и факторов внешней среды при разработке стратегии.

  19. Преимущества и недостатки организационных структур различных типов.

  20. Влияние технологии на организационную структуру компании.

  21. Анализ понятий «менеджер» и «лидер».

  22. Преимущества и недостатки различных стилей лидерства.

  23. Значение коммуникаций в организациях (на примере конкретной организации).

  24. Источники возникновения конфликтов и пути их решения в организации.

  25. Основные факторы возникновения коммуникационных барьеров в организации и пути их преодоления.

  26. Особенности вербальной и невербальной коммуникации в деятельности организации.

  27. Преимущества и недостатки бюрократической модели организации.

  28. Методы формирования, поддержания и изменения организационной культуры.

  29. Методы принятия управленческих решений в организации.

  30. Проблемы и методы осуществления контроля в организации.

  31. Вклад школы научного менеджмента в теорию организации.

  32. Школа человеческих отношений и ее значение в развитии менеджмента

  33. Значение школы социальных систем в развитии менеджмента.

  34. Теория «жизненного цикла организации» и ее использование в практике менеджмента.

  35. Основные принципы и направления проектирования организации

  36. Основные этапы и принципы проектирования работы в организации

  37. Адаптация человека к организационному окружению.

  38. Национальные модели современных организаций.

  39. Современные концепции организационной культуры и их применение в практике менеджмента.

  40. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности организации (на примере конкретной организации).

  41. Типы организационных культур (на примере конкретной организации).

  42. Концепция «обучающейся организации» и ее применение в практике менеджмента.

Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на лекционных и семинарских занятиях: активность студентов при решении проблемных ситуаций, предлагаемых в кейсах, в деловых играх, групповых дискуссиях, правильность решения практических задач и тестов.
Работа студентов на семинарских занятиях занятиях: учитывается посещаемость лекционных и семинарских занятий, оценивается активность студентов на семинарских занятиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – О аудиторная

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: самостоятельная работа студентов оценивает правильность выполнения домашних заданий, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, качество презентаций и докладов. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – О сам. работа

Накопленная оценка учитывает также результаты студента по текущему контролю (за две контрольные работы) и формируется следующим образом:

О накопленная = 0,3* О текущий + 0,1* О ауд. + 0,1* О сам. работа

где О текущий = О к/р , которая является оценкой за контрольную работу.

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:



О результ = 0,5* О накопл + 0,5*О экз.

Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена: арифметический.

В диплом ставится результирующая оценка по учебной дисциплине.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.4. Базовый учебник

1. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2003.



    1. Основная литература

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2003.

  2. Дятлов А.Н., Плотников М.В., Мутовин И.А. Общий мкенеджмент: Концепции и комментарии: Учебник. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007

1.6. Дополнительная литература

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989

  2. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. СПб: Питер, 1999.

  3. Бойетт Д.Г., Бойетт Д.Т. Путеводитель по по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления. – М.: Олимп-Бизнес, 2002

  4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. Под ред. Ю.Н. Каптуревского — СПб: Издательство «Питер», 1999.

  5. Друкер П. Эффективное управление. М.: АСТ, 2004

  6. Дункан М. Основополагающие идеи в менеджменте, М.,1996

  7. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.

  8. Кезин А.В. Менеджмент: теории управления организациями: Учебно-методическое пособие. – М.: Гардарики, 2002.

  9. Кеннеди К. Гуру менеджмента. М.: АСТ, 2006

  10. Кирхлер Э., Майер-Пести К., Хофманн Е. Психологические теории организации. Харьков, 2005

  11. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003

  12. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2004

  13. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации: СПб: Питер, 2004

  14. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. СПб. – Питер, 2001.

  15. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. – СПб.: ПИТЕР, 2000

  16. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. – М.: 1984

  17. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986.

  18. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005

  19. Тэйлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. М., 1991

  20. Томпсон-мл., А. Артур, А. Дж. Стрикленд III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание. Пер. с англ. — М. : Издательский дом "Вильямc", 2002.

  21. Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., 1992

  22. Шейн Э.Х. Организационая культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2001

  23. Широкова Г.В. Курс «управление изменениями» в системе бизнес образования. – Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8, Вып. 2 (№16), 2003, с. 174-203

  24. Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений. М.: 2009

  25. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера. Модульная программа для менеджеров. Модуль 9. М.: Инфра-М, 1999.

  26. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. – М.: Финансы и статистика. – 1989

  27. Щербина В.В. Социология организации. Словарь-справочник. М.: Союз, 1996.

  28. Якокка Ли. Карьера менеджера. М., 1991

  29. Barnard C. Functions of the Executive. – Cambridge, Mass., 1938

  30. Cameron K.S., Quinn R.E., Diagnosing and Changing Organizational Culture. – N.Y., Addison-Wesley, 1999

  31. Hofstede G. Cultures and Organizations. Software of the Mind. – N.Y.: McGraw-Hill, 1997

  32. Drucker, P.F. Management challenges for the 21st century / Drucker, P.F. - Oxford: Butterworth-Heinemann, 2002. - 205 с.

  33. Needle, D. Business in context: an introduction to business and its environment / Needle, D. - London: Thomson Learning, 2002.

  34. Wren, D. A. The evolution of management thought (4th ed.). New York: Wiley, 1994.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения лекционных и практических занятий требуется комплекс технических средств, включающих персональный компьютер и проектор.