Программа дисциплины «Историческая информатика в России и за рубежом: методы и технологии анализа данных» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Методы разработки и анализа алгоритмов для направления... 1 221.47kb.
Программа дисциплины Современная прикладная алгебра для направления... 1 189.55kb.
Программа курса «Математические методы анализа в социологии» 1 81.27kb.
Программа дисциплины Математический анализ для направления 010300. 1 301.86kb.
Программа дисциплины «Современные методы анализа данных» 3 617.25kb.
Программа дисциплины "Базы данных" для направления 230100. 01 "Информатика... 1 160.69kb.
Программа дисциплины «Алгоритмы и структуры данных» 1 113.97kb.
Программа дисциплины Информационные технологии управления знаниями... 1 212.85kb.
Использование технологии анализа данных в интеллектуальных информационных... 1 320.77kb.
Методы анализа динамических систем 1 59.09kb.
Программа дисциплины Технологии экстремального программирования для... 1 178.32kb.
Кафедра истории отечества и культурологии 1 138.63kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Историческая информатика в России и за рубежом: методы и технологии - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Исторический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Декан ИФ___________ Е.А. Молев

" ____ " ____________________2011 г.



Рабочая программа дисциплины

«Историческая информатика в России и за рубежом: методы и технологии анализа данных»
Направление подготовки (специальность)

030600.68 - история

Профиль подготовки (специализация)



общий

Квалификация (степень) выпускника



магистр

Форма обучения



очная

Нижний Новгород

2011

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Историческая информатика в России и за рубежом: методы и технологии анализа данных» является ознакомление студентов с современными компьютерными методами и технологиями, применяемыми в исторических исследованиях: базами данных, геоинформационными системами, математической статистикой, контент-анализом нарративных источников, специализированным историческим программным обеспечением, а также имитационным моделированием истории.


2.Место дисциплины в структуре ООП

Данная дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла подготовки магистров истории.

Указанная дисциплина преподается после дисциплин «Информатика», «Математические методы в исторических исследованиях», предусмотренных в рамках бакалавриата и является теоретическим обобщением существующих на сегодняшний день методов и технологий исторической информатики.

Для освоения данной дисциплины необходимо уметь осуществлять поиск в глобальной сети Интернет.


3 Требования к результатам освоения дисциплины «Историческая информатика в России и за рубежом: методы и технологии анализа данных»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:



  1. способность адаптироваться к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта (ОК-3);

  2. способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания (ПК-2);

  3. способность применять современные методы и методики исследования (ПК-5);

  4. способность к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-12).

В рамках изучения данного курса магистрант должен овладеть следующими знаниями:

  1. знать основные этапы развития исторической информатики как самостоятельной дисциплины;

  2. знать основные направления применения компьютерных технологий в историческом исследовании;

В рамках изучения данного курса студент должен овладеть следующими умениями:

  1. уметь выделять новизну примененных компьютерных технологий в конкретных исторических исследованиях;

  2. уметь выбирать те или иные компьютерные технологии, необходимые для осуществления самостоятельного исторического исследования;

В рамках изучения данного курса студент должен овладеть следующими навыками:

  1. иметь навык работы с профессиональной литературой в области исторической информатики;

  2. иметь навык работы с электронными изданиями международной Ассоциации «История и компьютер» (российская и американская ветви), которая является главной международной организацией, объединяющей историков-клиометристов.


4. Структура и содержание дисциплины «Историческая информатика в России и за рубежом: методы и технологии анализа данных»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, что равняется 144 академическим часам. Итоговой формой контроля знаний студентов-магистрантов является зачет. Структура и содержание дисциплины отражены в Таблице 1.



Таблица 1

Структура и содержание дисциплины

«Историческая информатика в России и за рубежом: методы и технологии анализа данных»

п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Аудиторная работа студентов

Самостоятельная работа студентов

л

п/з

1

Статус исторической информатики в современной гуманитаристике

11

1 -2

2

4




Выполнение поисковых заданий в глобальной сети Интернет по теме изучения

2

Технологии баз данных в исторических исследованиях

11

3-4

2

4

5

Подготовка семинарского занятия

3

Методы математической статистики в анализе исторических данных

11

5-6

2

4

5

Подготовка семинарского занятия

4

Методы контент-анализа нарративных источников

11

7-8

2

4

5

Подготовка семинарского занятия

5

Методы пространственного анализа данных в исторических исследованиях. Геоинформационные технологии

11

9-10

2

4

5

Подготовка семинарского занятия

6

Методы пространственной 3-D реконструкции объектов историко-культурного наследия

11

11-12

2

4

5

Подготовка семинарского занятия

7

Методы компьютерного источниковедения в глобальной сети Интернет

11

13-14

4

4

5

Подготовка семинарского занятия

8

Методы математического моделирования исторических процессов

11

15-16

2

12

32

Проведение деловой игры

9

Историко-ориентированное программное обеспечение

11

17-20

2




22

Выполнение творческой письменной работы

Итого часов:

20

40

84

Зачет

Примечания: л – лекция, п/з – практические занятия

Каждый раздел дисциплины соответствует одной теме. Конкретное содержание разделов раскрывается в следующем тематическом плане курса.

Тематический план

Тема 1. Статус исторической информатики в современной гуманитаристике

Информатизация и математизация общества и науки с появлением персональных компьютеров в 1970-х гг. Новая экономическая история в США и возникновение клиометрики в 1960-х гг. Квантитативная история в СССР в 1960-1970-х гг. Роль И.Д. Ковальченко в развитии отечественной квантитативной истории. Создание международной ассоциации «History and Computing» (AHC). Создание и деятельность ассоциации Российской ветви Ассоциации «История и компьютер» (АИК). Выделение исторической информатики из квантитативной истории. Отраслевая информатика: виды. Место исторической информатики в современной исторической науке. Соотнесение понятий «историческая информатика», «компьютерные технологии», «компьютерные методы» в современной исторической науке. Обзор сайтов кафедр и центров исторической информатики в России: Кафедра исторической информатики МГУ. Самарский Центр аналитической истории и исторической информатики. Сектор археологической теории и информатики Института археологии и этнографии СО РАН.



Тема 2. Технологии баз данных в исторических исследованиях

Технологии баз данных: обзор. Виды баз данных: проблемно-ориентированные, источнико-ориентированные; просопографические, библиометрические. Проблемы анализа баз данных, содержащих длинные динамические ряды. Исторические информационно-поисковые системы, построенные на базах данных. Базы данных как исторический источник. Проблемы применения баз данных в исторических исследованиях: целесообразность, источниковедческая критика.



Тема 3. Методы математической статистики в анализе исторических данных

Общие сведения о прикладных пакетах статистического анализа. Методы анализа качественных признаков: таблицы сопряженности, коэффициенты связи. Методы дескриптивной статистики (средние величины, меры вариации). Построение статистически корректной выборки. Вычисление выборочных характеристик. Методы анализа статистических связей: корреляционный анализ, регрессионный анализ. Методы многомерного статистического анализа: факторный анализ, кластер-анализ, многомерное шкалирование. Методы анализа динамических рядов. Решение на компьютере практических задач статистического анализа данных исторических источников.



Тема 4. Методы контент-анализа нарративных источников1

Предпосылки применения контент-анализа в исторических исследованиях. Предыстория статистических измерений содержания текстов. Явная (выраженная) и скрытая (структурная) информация. Суть методов контент-анализа. Основные этапы контент-анализа. Проблема объективности контент-анализа. Эволюция методов контент-анализа. Контент-анализ и традиционные методы исследования текстов. Особенности контент-анализа при изучении различных видов исторических источников: хроник, летописей, религиозных текстов, периодики, источников личного происхождения, делопроизводственной документации.



Тема 5. Методы пространственного анализа данных в исторических исследованиях. Геоинформационные технологии

Понятие о настольных картографических системах. Виды геоинформационных пакетов. Историческая геоинформатика: этапы становления и развития. Связь исторической информатики и исторической геоинформатики. Пространственный анализ данных в истории, археологии. Связь баз данных и геоинформационных систем. Способы пространственного анализа данных в геоинформационных системах.



Тема 6. Методы пространственной 3-D реконструкции объектов историко-культурных наследия

Виртуальные реконструкции археологических памятников. Методы архитектурного компьютерного моделирования для реконструкции археологических объектов. Виртуальные реконструкции на основании данных исторических источников на примере восстановления утраченных монастырских комплексов. 3-D реконструкции исторических событий. Виртуальные экспозиции в музейно-выставочной деятельности. Опыт Эрмитажа, Государственного Русского Музея.



Тема 7. Методы компьютерного источниковедения в глобальной сети Интернет

Электронные исторические источники – проблемы источниковедческой критики. Полнотекстовые русскоязычные и англоязычные коллекции исторических источников на примере следующих ресурсов: Манускрипт: Древние славянские памятники. Рукописные памятники Древней Руси. The Bodleian Library. The Catalogue of Digitized Medieval Manuscripts.



Тема 8. Методы математического моделирования исторических процессов2

Математические методы и модели в социальных науках: закономерности, специфика и этапы применения. Математические модели исторических процессов: специфика, уровни, типология. Синергетика и история. Клиодинамика. Аналитические (аппарат математической статистики), статистические (аппарат дифференциальных уравнений), имитационные модели (аппарат конечно-разностных уравнений).



Тема 9. Историко-ориентированное программное обеспечение

Разработка историко-ориентированного программного обеспечения в 1990-е гг. Соотношение коммерческого и специализированного программного обеспечения в работе историка-профессионала. Виды историко-ориентированного программного обеспечения для контент-анализа, анализа древнерусских текстов, кластерного анализа. Программы FuzzyClass, KLEIO и другие.


5. Образовательные технологии

В проведении лекционных и практических занятий используются следующие образовательные технологии: вводная лекция, лекция-визуализация, лекция-информация, практические занятия, самостоятельная работа, деловая игра, творческое задание.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Семинарское занятие по Теме «Технологии баз данных в исторических исследованиях»

Цель подготовки к данному семинару заключается в проведении сравнительного количественного анализа статей информационных бюллетеней (секция «Базы данных в исторических исследованиях»), представленных на сайте АИК-Россия, и аналогичных статей в журнале Американской Ассоциации «История и Компьютер» в период 1998-2010 гг.

Для достижения этой цели необходимо подсчитать общее количество статей, опубликованных по данной тематике, выделить основные темы и типы созданных баз данных.

Семинарское занятие по Теме «Методы математической статистики в анализе исторических данных»

Цель подготовки к данному семинару заключается в проведении сравнительного количественного анализа статей информационных бюллетеней (секция «Квантитативная история»), представленных на сайте АИК-Россия, и аналогичных статей в журнале Американской Ассоциации «История и Компьютер» в период 1998-2010 гг.

Для достижения этой цели необходимо подсчитать общее количество статей, опубликованных по данной тематике, выделить основные направления исследований, указать, какие конкретно математические методы использовали авторы в своих работах.

Семинарское занятие по Теме «Методы контент-анализа нарративных источников»

Цель подготовки к данному семинару заключается в углубленном ознакомлении с англоязычными ресурсами по контент-анализу.

Для этого необходимо детально ознакомиться с сайтом http://www.content-analysis.de/, изучив карту сайта, основные разделы сайта. Отдельно необходимо ознакомиться с применением контент-анализа в истории, найдя соответствующее понятие в разделе «Topics».

Семинарское занятие по Теме «Методы пространственного анализа данных в исторических исследованиях. Геоинформационные технологии»

Цель подготовки к данному занятию заключается в проведении сравнительного количественного анализа статей информационных бюллетеней (секция «Исторические ГИС»), представленных на сайте АИК-Россия, и аналогичных статей в журнале Американской Ассоциации «История и Компьютер» в период 1998-2010 гг.

Для достижения этой цели необходимо подсчитать общее количество статей, опубликованных по данной тематике, выделить основные типы созданных ГИС.

Семинарское занятие по Теме «Методы пространственной 3-D реконструкции объектов историко-культурного наследия»

Цель подготовки к данному занятию заключается в поиске и анализе Интернет-ресурсов по виртуальным реконструкциям (археологических памятников, событий, утраченных памятников архитектуры).

Для этого необходимо в любом поисковике (Google, Yandex) задать соответствующие запросы и изучить найденные сайты как русско-, так и англоязычные. Найденные ресурсы сохранить на свой персональный компьютер.

Семинарское занятие по Теме «Методы компьютерного источниковедения в глобальной сети Интернет»

Цель подготовки к данному занятию заключается в выявлении и анализе научно значимых тематических Интернет-ресурсов по теме магистерского исследования.

Для этого необходимо в любом поисковике (Google, Yandex) задать соответствующие запросы и изучить найденные сайты русско-, или англоязычные. Найденные ресурсы сохранить на свой персональный компьютер. Провести анализ найденных ресурсов, ответив на следующие вопросы: кем является автор-создатель данного ресурса; как личность автора-создателя (или особенности деятельности организации, если это юридическое лицо) ресурса повлияла на подбор материала на сайте; указаны ли источники цитирования материалов на сайте; насколько уникальна размещенная на сайте информация (оцифрованные редкие книги и статьи); является ли автор-создатель ресурса автором материалов, размещенных на нем; насколько посещаем найденный сайт.

Необходимо найти как минимум два тематических Интернет-ресурса, связанных с магистерскими исследованиями.



Семинарское занятие по Теме «Методы математического моделирования исторических процессов»

Занятие планируется провести в форме деловой игры по теме «Можно ли моделировать прошлое?». Цель игры заключается в выработке осознанной позиции каждым магистрантом относительно возможности моделирования исторических процессов с помощью математических методов.

Для этого необходимо ознакомиться с сайтом «Историческая клиодинамика» http://cliodynamics.ru/index.php, а также со списком литературы, представленной в соответствующем разделе данной учебной программы.

Все студенты делятся на две группы, отстаивающие полярные позиции. Каждая группа возглавляется лидером. Игру ведет студент-модератор. Два студента-эксперта оценивают успешность отстаивания позиций той и другой группой участников дискуссии, начисляя командам баллы по определенной системе. Всем студентам, независимо от роли в игре, необходимо овладеть одинаковым объемом материала, который позволил бы каждому из них полноценно принять участие в работе.



Подготовка творческой письменной работы по Теме «Историко-ориентированное программное обеспечение»

Цель данного эссе заключается в «примерке» возможностей историко-ориентированного программного обеспечения к каждому конкретному магистерскому исследованию.

Для этого необходимо четко определить цель и задачи исследования, а также его объект и предмет. Далее необходимо представить «идеальную» программу, которая бы помогла осуществить только Ваше магистерское исследование с указанием задач, на решение которых она рассчитана. Затем необходимо соотнести эту «идеальную» программу с имеющимися профессиональными разработками в этой сфере. Если последних нет – то с коммерческими продуктами, обладающими нужным Вам функционалом.

Главный вопрос, на которые необходимо найти ответ – как изменились бы результаты Вашей научной работы, если бы Вы имели возможность использовать такие специализированные компьютерные средства.



Формами контроля самостоятельной работы по каждому из разделов дисциплины является оценка ответов студентов на семинарских занятиях, оценка участия каждого из студентов в деловой игре, проверка творческой работы. Каждая из форм самостоятельной работы оценивается по шкале «зачтено» или «не зачтено».

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Историческая информатика в России и за рубежом: методы и технологии анализа данных»
Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы
Основная
Статьи:


  1. Аникеев И.А. Развитие исторической информатики в России (1960-90-е гг.) : автореф. … канд. ист. наук. - Ставрополь, 1998. - Полный текст доступен в Фундаментальной Библиотеке ННГУ в зале медиаресурсов, корп. I, к. 205.

  2. Аникеев И.А., Покасов В.Ф. Историческая информатика в России и за рубежом // Новая и новейшая история. - 2002. - №1. – С.8-16.

  3. Бородкин Л.И. Историческая информатика: этапы развития // Новая и новейшая история. – 1997. - № 1. – С. 3-22.

  4. Владимиров В.Н. Историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях: Монография. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2005. - 195 с. – Режим доступа: http://www.aik-sng.ru/ . – Дата обращения 08.12.2010. - Сайт АИК. Раздел «Публикации», подраздел «Другие издания».

  5. Гарскова И.М. Источниковедческие проблемы исторической информатики // Российская история. – 2010. - №3. – С.151-161. – Режим доступа: http://www.aik-sng.ru/ . – Дата обращения 09.12.2010. - Сайт АИК. Раздел «Публикации», подраздел «Другие издания».

  6. Информационные бюллетени Ассоциации «История и компьютер» с 1990 по 2010 гг. Режим доступа: http://www.aik-sng.ru/ . – Сайт АИК. - Раздел «Публикации».

  7. Продолжающееся издание «Круг идей». Режим доступа: http://www.aik-sng.ru/ . – Дата обращения 09.12.2010. - Сайт АИК. Раздел «Публикации».

  8. Рагунштейн О.В. Американская модель исторической информатики: основные этапы становления и развития (50-90-е гг. XX в.) : дис. … канд. ист. наук. - Курск, 2004. - Полный текст доступен в Фундаментальной Библиотеке ННГУ в зале медиаресурсов, корп. I, к. 205.

  9. Ломова С.А. Сорок лет американской клиометрики // Компьютер и экономическая история. – Барнаул, 1997. – С.104.130. – Режим доступа: http://new.hist.asu.ru/biblio/keh/lomova.shtml. - Дата обращения. - Сайт АИК.

  10. Boonstra O., Breure L. and Doorn P. Past, Present and Future of Historical Information Science. - Amsterdam: NIWI_KNAW, 2004. – URL: http://ahc.ac.uk/docs/pastpresentfuture.pdf. - Access date 09.12.2010. - Website of AHC:UK.

  11. Journal of The Association for History and Compuing from 1998 to 2010. – URL: http://quod.lib.umich.edu/j/jahc/index.html. - Access date 09.12.2010. -Website of journal.


Интернет-сайты:

  1. Лаборатория исторической и политической информатики Пермского университета http://sites.google.com/site/histlab/general-information.

  2. Сайт кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/Departments/Inf/index.html.

  3. Самарский центр аналитической истории и исторической информатики (СЦАИ) http://www.scahi.ru/.

Дополнительная
Литература и Интернет-ресурсы по Теме 1


  1. Бородкин Л.И. Квантитативная история в системе координат модернизма и постмодернизма // Новая и новейшая история. – 1998. - №5.

  2. Бородкин Л.И. Клиометрика: pro et contra (виртуальный диалог) // Экономическая история. Обозрение. - Вып. 7. - М., 2002.

  3. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 1987. – Глава 7,8. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Science/IDK/research.htm. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ. Раздел «Материалы, посвященные 85-ти пятилетию со дня рождения академика И.Д. Ковальченко. Подраздел «Избранные труды И.Д. Ковальченко».

  4. Круг идей: историческая информатика в информационном обществе / отв. ред. Л.И.Бородкин, В.Н.Владимиров, И.Ф.Юшин. - М., 2001. – Режим доступа: http://www.aik-sng.ru/text/krug/7/index.html. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.

  5. Ракитов А.И. Компьютерная революция: наука, экономика, технология. - М., 1993.

  6. Barlow Jeffrey. Back in the Twentieth Century: The Development of The Journal of the Association for History and Computing 1997-2009 // JAHC. - 2009. - Vol. 12. - №1. – URL: http://hdl.handle.net/2027/spo.3310410.0012.102. - Access date 08.12.2010.


Литература и Интернет-ресуры по Теме 2
Статьи:


  1. Гарскова И.М. «От просопографии к статистике»: методика анализа баз данных по источникам, содержащим динамическую информацию // Источник, метод, компьютер. Барнаул, 1996. – Режим доступа: http://new.hist.asu.ru/biblio/imk/garskova.shtml. - Дата обращения 08.12.2010. – Сайт «Алтайский региональный исторический портал».

  2. Murmann Johann Peter. Constructing Relational Databases to Study Life Histories on Your PC or Mac // Historical Methods: A Journal of Quantitative and Interdisciplinary History. – 2010. – Vol. 43. - Issue 3. – Р. 109 – 123. – URL: http://www.informaworld.com/smpp/content~db=all~content=a925459963~frm=titlelink. – Access date 09.12.2010. – Tab «Browse».

  3. Thorvaldsen Gunnar. Historical Population Register for Norway. 1800-2010 // Информационный бюллетень АИК. – 2010. - № 36. – Режим доступа: http://aik-sng.ru/node/260. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.


Интернет-сайты:
Norwegian Historical Data Centre (NHDC) http://www.rhd.uit.no/indexeng.html.
Литература и Интернет-ресурсы по Теме 3


  1. Бородкин Л.И. - Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. - М. : Изд-во МГУ, 1986. - 187 с. – Имеется в абонементе библиотеки исторического факультета ННГУ.

  2. История, статистика, информатика. Материалы международного научного семинара "Статистическое программное обеспечение для историков" / под ред. Л.И. Бородкина, В.Н.Владимирова. - Барнаул, 1995. – 237 с.

  3. Валетов Т.Я. Регрессионная модель как инструмент выявления факторов, влияющих на размер заработка промышленных рабочих в период индустриализации // Информационный бюллетень АИК. – 2010. - № 36. – Режим доступа: http://aik-sng.ru/node/260. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.

  4. Саломатина С.А. Инвестиционные инструменты на рынке банковского капитала дореволюционной России: ипотечные облигации vs акции в 1890–1913 гг. // Информационный бюллетень АИК. – 2010. - № 36. – Режим доступа: http://aik-sng.ru/node/260. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.

  5. Сметанин А.В. Моделирование системы междепутатских связей Государственной Думы Российской Империи // Информационный бюллетень АИК. – 2010. - № 36. – Режим доступа: http://aik-sng.ru/node/260. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.


Литература и Интернет-ресурсы по Теме 4


  1. Голубев А.В. Машинные методы семантического анализа западноевропейской политической прессы 1960–80-х гг. как средство изучения консервативного дискурса времен Холодной войны (на примере понятия "Финляндизация") // Информационный бюллетень АИК. – 2010. - № 36. – Режим доступа: http://aik-sng.ru/node/260. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.

  2. Еремеева Е.А., Куликов В.А. Украинская тематика в советских политических анекдотах // Информационный бюллетень АИК. – 2010. - № 36. – Режим доступа: http://aik-sng.ru/node/260. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.

  3. Попова Ж.Г. Журнал "Крокодил" 1920–1930-х гг.: информационный потенциал и методы количественной обработки контента // Информационный бюллетень АИК. – 2010. - № 36. – Режим доступа: http://aik-sng.ru/node/260. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.

  4. Раздина Н.В. Газета "За индустриализацию" как источник для изучения промышленной политики в годы первых пятилеток (опыт контент-анализа редакционных статей) // Информационный бюллетень АИК. – 2010. - № 36. – Режим доступа: http://aik-sng.ru/node/260. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.

  5. Рябухин И.В. Контент-анализ запросной деятельности в Государственной Думе Российской Империи, 1906–1912 гг. // Информационный бюллетень АИК. – 2010. - № 36. – Режим доступа: http://aik-sng.ru/node/260. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.

  6. Саляхиева Р.В. Структурный и содержательный анализ исторического источника (на примере информационной системы "Газета "Пермские губернские ведомости") // Информационный бюллетень АИК. – 2010. - № 36. – Режим доступа: http://aik-sng.ru/node/260. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.

  7. Catherine Harbora. New Wine from Old Bottles: Reexamining an Established Database // Historical Methods: A Journal of Quantitative and Interdisciplinary History. – 2008. – Vol. 41. - Issue 1 – Р. 3-16. – URL: http://www.informaworld.com/smpp/content~db=all~content=a925328248~frm=titlelink. - Access date 09.12.2010. – Tab «Browse».


Литература и Интернет-ресурсы по Теме 5
Статьи:


  1. Владимиров В.Н. Историческая география и картография в зеркале исторической информатики // Современное историческое сибиреведение XVII – начала XX вв. Барнаул, 2005. – Режим доступа: http://new.hist.asu.ru/biblio/skubnevski/Vladimirov.html. - Дата обращения 10.12.2010. - Сайт Электронная библиотека по истории Алтая.

  2. Ashbrook John E. Using Geographic Information Systems (GIS) as an analytical tool in the analysis of politics in Eastern Europe: Istria in the 1990s \\ JAHC. – 2006. - Vol. 9. - № 2. – URL: http://hdl.handle.net/2027/spo.3310410.0009.201. - Access date 08.12.2010.

  3. DeBats Donald A. A Tale of Two Cities: Using Tax Records to Develop GIS Files for Mapping and Understanding Nineteenth-Century U.S. Cities // Historical Methods: A Journal of Quantitative and Interdisciplinary History. – 2008. – Vol. 41. - Issue 1 – Р. 17-38. – URL: http://www.informaworld.com/smpp/content~db=all~content=a925328248~frm=titlelink. - Access date 09.12.2010. – Tab «Browse».

  4. Robinson Barry M. The Integration of GIS-Based Information Mapping into an Ethnohistorical Seminar // JAHC3. - 2010. - Vol. 13. - №1. – URL: http://hdl.handle.net/2027/spo.3310410.0013.104. - Access date 08.12.2010.


Интернет-сайты:


  1. Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации http://www.gisa.ru/.

  2. GIS-Lab: Геоинформационные системы и дистанционное зондирование земли http://gis-lab.info/.

  3. The Historical GIS Research Network http://www.hgis.org.uk/index.htm


Литература и Интернет-ресурсы по Теме 6
Статьи:


  1. Жеребятьев Д.И. Методологические основы применения 3-мерного моделирования в исторических исследованиях // Молодёжь Тамбовщины размышляет, спорит, советует: сб. / под ред. А.П. Позднякова. - Тамбов, 2007. С. 259 - 272. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Departments/Inf/Asp/Zherebyatev.htm. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт кафедры исторической информатики. Раздел «Аспиранты и студенты».

  2. Жеребятьев Д.И. Применение методики трехмерного пространственного анализа для изучения формирования городской застройки и восстановления культурного наследия на примере реконструкции городской застройки г. Тамбова кон. 18 - нач. 19 вв. // Международный молодёжный научный форум "Ломоносов-2009" / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Departments/Inf/Asp/Zherebyatev.htm. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт кафедры исторической информатики. Раздел «Аспиранты и студенты».

  3. Кунавин К.С. Катастрофа Императорского поезда 17 октября 1888 года: опыт исторической реконструкции // Информационный бюллетень АИК. – 2010. - № 36. – Режим доступа: http://aik-sng.ru/node/260. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.

  4. Смолин А.А. Виртуальная реконструкция средневекового городища в Енисейской тайге // Информационный бюллетень АИК. – 2010. - №36. -Режим доступа: http://aik-sng.ru/node/260. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.

Интернет-сайты:


  1. Государственный Эрмитаж http://www.hermitagemuseum.org.

  2. Государственный Русский Музей http://www.rusmuseum.ru/.


Литература и Интернет-ресурсы по Теме 7
Статьи:


  1. Валетов Т.Я. О проблемах использования электронных публикаций и других применений компьютерных технологий в гуманитарной науке // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». - №26/27.- М., 2000. – Режим доступа: http://kleio.asu.ru/aik/bullet/27/31.html. - Дата обращения 08.12.2010.

  2. Историк, источник и Интернет. "Круглый стол" // Новая и новейшая история. - 2001, №2. – С.66-93.

  3. Тяжельникова В.С. Компьютерное источниковедение: к постановке проблемы // Круг идей: развитие исторической информатики. - М., 1995. – С.244-257. – Режим доступа: http://www.aik-sng.ru/node/229. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.

  4. Boggs Jeremy. Electronic Resources Column (Web 2.0) // JAHC. – 2007. - Vol. 10. - № 2. – URL: http://hdl.handle.net/2027/spo.3310410.0010.204. - Access date 08.12.2010.


Интернет-сайты:


  1. Манускрипт|Древние славянские памятники http://www.manuscripts.ru/. Портал.

  2. Некоммерческое партнерство “Рукописные памятники Древней Руси” http://www.lrc-lib.ru/. Сайт.

  3. Bodleian Libraries. Section «E-Resources» http://www.bodleian.ox.ac.uk/bodley. Site.

  4. Catalogue of Digitized Medieval Manuscripts. University of California, Los Angeles http://manuscripts.cmrs.ucla.edu/index.php. Site.


Литература и Интернет-ресурсы по Теме 8


  1. Бородкин Л.И. «Порядок из хаоса»: концепции синергетики в методологии исторических исследований // Новая и новейшая история. – 2003. - №2.

  2. Гринин Л. Е. Периодизация истории: теоретико-математический анализ. История и Математика. Проблемы периодизации исторических макропроцессов / ред. Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев, С. Ю. Малков. - М., 2006. - С. 53–79. – Режим доступа: http://cliodynamics.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=258&Itemid=49. – Дата обращения 08.12.2010. – Сайт «Клиодинамика».

  3. Доорн П. Еще раз о методологических проблемах моделирования в истории // Новая и новейшая история. - 1997. - №3. См. также материалы "круглого стола" по статье П.Доорна в №5 данного журнала.

  4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 1987. – Глава 9. Раздел 3 «Имитационное моделирование в исторических исследованиях». – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Science/IDK/research.htm. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ. Раздел «Материалы, посвященные 85-ти пятилетию со дня рождения академика И.Д. Ковальченко. Подраздел «Избранные труды И.Д. Ковальченко».

  5. Малинецкий Г.Г. Теоретическая история и математика // История и Математика: Эволюционная историческая макродинамика / отв. ред. С. Ю. Малков, Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2010. C. 8–23. – Режим доступа: http://cliodynamics.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=275&Itemid=49. – Дата обращения 08.12.2010. – Сайт «Клиодинамика».

  6. Математические модели исторических процессов / Отв.ред. Л.И.Бородкин. - М., 1996.

  7. Что такое клиодинамика? Отрывки из статьи Маркова А. Может ли история стать настоящей наукой? – Режим доступа: http://cliodynamics.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=20&Itemid=44. – Дата обращения 08.12.2010. – Сайт «Клиодинамика». Раздел «Популярное».


Литература и Интернет-ресурсы по Теме 9
Статьи:


  1. Бородкин Л.И., Гарскова И.М. Программное обеспечение FuzzyClass в историко-типологическом исследовании // История и компьютер: новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании. Goettingen, 1993.

  2. Баранов В.А. Полнотекстовый корпус средневековых документов и лингвистические исследования: методы и инструменты // Информационный бюллетень АИК. – 2010. - №36. - Режим доступа: http://aik-sng.ru/node/260. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.

  3. Корниенко С.И., Ясницкий Л.Н., Айдаров Ю.Р., Волгирева Г.П., Гагарина Д.А., Черепанов Ф.М. Программный комплекс для распознавания рукописных и старопечатных текстов // Информационный бюллетень АИК. – 2010. - №36. - Режим доступа: http://aik-sng.ru/node/260. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.

  4. Перевертень В.А. Визуализированный анализ "генеалогии" сообщества российских историков XVIII – XX вв.: формальные аспекты // Информационный бюллетень АИК. – 2010. - №36. - Режим доступа: http://aik-sng.ru/node/260. - Дата обращения 09.12.2010. – Сайт АИК.


Интернет-сайты:
Манускрипт|Древние славянские памятники http://www.manuscripts.ru/.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Историческая информатика в России и за рубежом: методы и технологии анализа данных»

Материально-техническое обеспечение дисциплины составляют проектор, ноутбук, экран, доска, мел.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению (профилю) 036000.68 - история, специальности (специализации) общей.

Автор - к.и.н., ассистент кафедры методологии истории и исторической информатики А.А.Акашева.

Рецензент - к.и.н., ст. преподаватель кафедры истории России и краеведения досоветского периода исторического факультета ННГУ Ф.Б. Дроздов.

Заведующий кафедрой методологии истории и исторической информатики д.и.н., профессор А.А. Миронос.



Программа одобрена на заседании Учебно-методической комиссии исторического факультета ННГУ от 29.03.2011 г., протокол № 2.

1 Тема разработана на основании тематического плана и программы спецкурса «Контент-анализ: теория и методы», читаемого к.и.н., доц. И.М. Гарсковой на кафедре исторической информатики исторического факультета МГУ им.М.В. Ломоносова. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/content.htm .- Дата просмотра 07.12.2010.

2 Тема разработана с учетом опыта преподавания одноименной дисциплины на кафедре исторической информатики исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (лектор – д.и.н., проф. Л.И. Бородкин). – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/index.html. - Дата просмотра 07.12.2010.

3 JAHC – The Journal of the Association for History and Computing.