Программа дисциплины «Философия» для направления 080100. 62 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Международная система экономического регулирования»... 3 473.53kb.
Программа дисциплины Финансирование проектов частно-государственного... 1 318.69kb.
Программа дисциплины Для направления 080100. 68 «Экономика» Профиль... 3 583.45kb.
Программа дисциплины для направления 080100. 62 Экономика Специализация... 1 269.01kb.
Программа дисциплины История экономических учений для направления... 2 436.21kb.
Программа научного семинара «Актуальные проблемы экономики невозобновляемых... 3 406.96kb.
Программа дисциплины Отечественная история для направления 080100. 2 433.23kb.
Рабочая программа философия код дисциплины по учебному плану б2 «Философия»... 3 824.45kb.
Рабочая программа для студентов направления 080100. 62 «Экономика»... 2 516.44kb.
Программа дисциплины социальная философия для направления 030100. 1 341.83kb.
Программа дисциплины Модели финансовых рынков для направления 080100. 1 187.97kb.
"Великие просветители Европы" 1 7.91kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Философия» для направления 080100. 62 - страница №1/1

Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»


Факультет социологии

Кафедра гуманитарных наук

Программа дисциплины «Философия»

для направления 080100.62 «Экономика», 080105.65 «Финансы и кредит», 080502.65 «Экономика и управление на предприятии», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (квалификация «бакалавр»)


1 курс

Автор программы:

Рогонян Г.С., кандидат философских наук, старший преподаватель, e-mail: rogonyan@gmail.com

Паткуль А.Б. кандидат философских наук, старший преподаватель, e-mail: apatkul@hse.spb.ru


Одобрена на заседании кафедры гуманитарных наук «___»____________ 200 г

Зав. кафедрой Ж.В. Кормина


СогласованаУМО «___»____________ 200 г

Начальник УМО


Утверждена Советом Факультета социологии «___»_____________200 г.

Председатель ________________________

Санкт-Петербург, 2010-2011



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 040200.62 «Социология» для подготовки бакалавров, изучающих дисциплину «Философия».

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом НИУ для факультета экономики и

  • Образовательной программой для направления и 080100.62 «Экономика», 080105.65 «Финансы и кредит», 080502.65 «Экономика и управление на предприятии», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для подготовки бакалавра

  • Рабочим учебным планом университета для направления 080100.62 «Экономика», 080105.65 «Финансы и кредит», 080502.65 «Экономика и управление на предприятии», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для подготовки бакалавра, утвержденными в 2010г.




  1. Цели освоения дисциплины

Основная цель курса состоит в том, чтобы показать слушателям особенность философии, ее нередуцируемость к другим способам постижения мира (здравому смыслу, науке, мифологии, религии, искусству, идеологии и т.д.).

Для достижения поставленной цели в курсе решаются следующие тактические задачи:



  • Объясняется предметное отличие философии.

  • Очерчивается методологическое своеобразие таковой.

  • Разбирается особенность осуществления философии как личного усилия философствующего.

  • Обозначается соотношение философии и науки, искусства и религии.

  • Проясняется соотношение философии и истории философии.

  • Рассматриваются основные проблемы философии и основные персоналии, принадлежащие ее истории.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать значение основных философских понятий и категорий, содержание основных философских концепций относительно фундаментальных философских проблем, закономерности развития природы, общества и мышления;

  • Уметь аналитически работать с философской литературой;

  • Уметь применять понятийно-категориальный аппарат, применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; интерпретировать философские тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и в устной форме;

  • Иметь навыки философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения (устно и письменно) при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, умение прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями.

В результате освоения дисциплины студент факультета экономики осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения


СЛК-1

Правильно дает определения понятиям и правильно их применяет в рассуждении, не нарушает правила и законы логики, в состоянии четко сформулировать и оценить альтернативную точку зрения по конкретной проблеме

Свободная дискуссия во время лекций и семинаров, чтение литературы к семинарам

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы


СЛК-2

Знает и свободно интерпретирует содержание основных философских концепций, оценивает их с различных точек зрения, может указать слабые и сильные стороны той или иной концепции, в состоянии сформулировать свою точку зрения или гипотезу относительно значимых философских проблем

Свободная дискуссия во время лекций и семинаров, чтение литературы к семинарам

Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь


СЛК-6

Правильно дает определения понятиям, не нарушает правила и законы логики, использует риторические приемы

Свободная дискуссия во время лекций и семинаров, чтение литературы к семинарам




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров.

Для направления 080100.62 «Экономика», 080105.65 «Финансы и кредит», 080502.65 «Экономика и управление на предприятии», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» для подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой.



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

    • студенты должны иметь представление об основных философских понятиях и концепциях - как из современной философии, так и из истории философии;

    • студенты должны уметь интерпретировать философские тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и в устной форме;

    • студенты должны приобрести навыки грамотно аргументировать свою точку зрения при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, умение прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями.

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении различных гуманитарных и социально-экономических дисциплин (КСЕ, история, социология, экономика и др., а также спецкурсов и факультативов).

  1. Тематический план учебной дисциплины

Для направления 080100.62 «Экономика», 080105.65 «Финансы и кредит», 080502.65 - «Экономика и управление на предприятии», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа










Лекции

Семинары

Практические занятия




1

Введение. Предмет философии

12

2

2




8

2

Методологические установки в философии

31

8

8




15

3

Структура философского знания. Основные философские дисциплины

12

2

2




8

4

Философия и науки

16

2

2




12

5

Философия, искусство, религия.

12

2

2




8

6

Философия как философствование

16

4

4




8

7

Соотношение философии и истории философии

15

4

4




7

8

Основные проблемы теории познания

16

4

4




8

9

Основные проблемы общей онтологии

16

4

4




8

10.

Основные проблемы региональных философских дисциплин

16

4

4




8




Всего

162

36

36




90




  1. Формы контроля знаний студентов

Для направления 080100.62 «Экономика», 080105.65 «Финансы и кредит», 080502.65 - «Экономика и управление на предприятии», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»




Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **







1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Контрольная работа




*

*




В тестовой форме, письменная работа в аудитории 80 минут




Эссе







*




Дома, 3-5 страниц, не более до 10 страниц

Итоговый

Экзамен







*




устный экзамен 90 мин.





    1. Критерии оценки знаний, навыков

Данный курс в качестве текущего контроля предусматривает написание каждым студентом одной контрольной работы и эссе. Для повышения усвоения материала семинарских занятий предполагается подготовка устных докладов и специально разработанная к курсу система письменных вопросов.

В конце курса в качестве итогового контроля проводится экзамен (в устной или письменной форме; в последнем случае письменная работа представляет собой краткий анализ отрывка одного из текстов, ранее разбиравшихся на семинарах, либо одной из тем, освещенных на лекциях и оставленных для самостоятельного изучения). Работа на семинарах обеспечивает студента всем объемом материала, необходимого для написания данной работы.

Общая оценка представляет собой сумму следующих составляющих:
30% - оценки за контрольные работы \ эссе

10% - оценки за работу на семинарах

10% - оценки за присутствие на лекциях и семинарах

50% - оценки за экзамен


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


  1. Содержание дисциплины

Тема 1. Введение.

Занятие 1

Цель преподавания философии для слушателей, специально не изучающих философию. Цель и задачи данного курса. Обзор справочной и учебной литературы. Рекомендации по использованию ресурсов сети интернет. Рекомендации по написанию эссе и построению ответа на зачете. Требования к студенческим работам и основания для их оценки.



Тема 2. Предмет философии

Занятие 2

Основной вопрос философии по Аристотелю. Понятие сущего: 1) сущее как таковое, 2) сущее в целом, 3) преимущественное сущее. Единство и полисемия понятия сущего: принцип analogia entis. Понятие региона сущего. Основные регионы сущего. Ответность человеческого существа как условие полноты определения философского предмета.



Тема 3. Методологическое своеобразие философии.

Занятия 3-4

Инструментальное и философское понятие метода. Базовое методологическое затруднение философии. Terminus a quo и terminus ad quem философского исследования. Две стадии философской проблематизации. Абстрактное и конкретное. Понятие, категория, идея. Категории и трансценденталии. Понятие умозрения. Умозрение и опыт. Три методологические установки в философии: 1) аналитическая, 2) диалектическая, 3) феноменологическая.



Тема 4. Структура философского знания.

Занятия 5-6

Философское понятие системы. Система и схема. Система и структура. Архитектонические и циклические системы в философии. Аргументы за и против систематичности философии. Примеры структурирования философских дисциплин: Платон, Аристотель, эллинизм, Ф.Бэкон, К. Вольф, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Г. Спенсер. Основные философские дисциплины: метафизика, онтология, теория познания. Региональные философские дисциплины: философская антропология, социальная философия, философия истории, философия религии и др. Логика и история философии как философские дисциплины. Принцип выделения региональных философских дисциплин.



Тема 5. Философия и позитивные науки.

Занятие 7

Общее и различное в конституции философии и позитивных наук. Противопоставление философии как универсальной науки частным наукам и как трансцендентальной науки – позитивным. История расхождения философии и наук: Аристотель – Кант – позитивизм. Три типа отношения философии к наукам: 1) обслуживающее, 2) замещающее, 3) обосновывающее.



Тема 6. Философия, искусство, религия.

Занятия 8-9

Созерцание и творение. Изначально нетворческий характер философии. Противопоставление истины творению. Шеллинг: искусство как органон философии. Гегель: искусство и философия как формы абсолютного духа. Приоритет философии как науки перед искусством у Гегеля. Шопенгауэр: философия как искусство. Философия и искусство как две форм раскрытия истины. Воплощенность всеобщего и существенного в единичном произведении искусства. Значение опыта искусства для философского исследования. Понятие философской искусности. Философия искусства (эстетика) как региональная философская дициплина. Направленность на предельные вопросы в философии и религии. Религиозный догматизм и свобода философского исследования. Генетический характер ответов, даваемых религиозными учениями, и эйдетический характер ответов, предлагаемых философией. Понятие религиозной философии и ее исключение из корпуса философского знания. Ясперс: философская вера. Философия религии как региональная философская дисциплина. Отличие онтологического и религиозно-философского подходов к концептуализации открываемых в религии предметностей.



Тема 7. Философия как философствование.

Занятия 10-12

Философствование как способ действительного существования философии. Противопоставление только возможному в философии. Metaphysica naturalis как естественная поставленность человеческого существа перед философскими проблемами. Преодоление естественной метафизики и личное усилие философствования. Типология начал философствование: 1) изумление (Платон, Аристотель), 2) сомнение (Декарт), 3) ощущение фантомности людей и вещей (Шопенгауэр), 5) пограничные ситуации (Ясперс, Камю), 4) ностальгия (Новалис, Хайдеггер). Философствование как умирание: Платон, Фихте, Хайдеггер. Философствование как постановка предельных вопросов о мире в целом, в которых под вопрос ставится и сам вопрошающий. Point of no return философствования. Путь философствования: от ближайшего к нам к ясному и понятному самому по себе. Возвращение к уже известному. Герменевтический круг в осуществлении философии. Философствование и философия как «искомая наука». Философская позиция и смена философских позиций. Философия как вопрос достоинства. Свобода философии и бодрствование. Философия как великодушие. Teleologia existentiae humanae. Счастье как пребывание при началах.



Тема 8. Соотношение философии и истории философии.

Занятие 13-14

Наличие истории философии как аргумент против возможности философии. Philosophia perenis как идеал и историческая воплощенность философской мысли. Трактовка значения для искомой науки предшествующих мыслителей у Аристотеля. Три способа введения исторического измерения в сущность самой философии: 1) Кант: история философии как история применения разума, 2) Гегель: история философии как история отыскания мыслью самой себя, 3) Хайдеггер: история философии как история упущения фундаментального философского вопроса. История философии и историография. Нефилософский характер историографии и ее вспомогательное значение для философии. Деградация философской мысли к историографическим исследованиям. Основные направления философской мысли: античность, Средние века, Новое время. Особенность современной исторической ситуации в философии. Деструктивный характер отношения к традиции у современных мыслителей: Хайдеггер, Делез, Деррида. Проблема преодоления метафизики.



Тема 9. Основные понятия теории познания.

Занятие 15

Понятие субъекта. Различные трактовки субъективности: 1) эмпирическая, 2) психологическая, 3) трансцендентальная, 4) социальная. Интерсубъектвиность. Соотношение понятий Я и субъект, я и сознание, сознание и субъект. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное. Основные концепции объективности: 1) по себе сущее идеальное или реальное, 2) имманентная объективность, 3) объективация субъекта, 4) интенциональный объект. Основные трактовки познания: 1) припоминание, 2) отражение, 3) конструирование, 4) конвенция. Созерцательный и рассудочный уровни познания. Созерцание и виды созерцаний. Ощущение, восприятие, представление. Мышление: интуитивное и дискурсивное. Язык и познание. Семиотические проблемы познания. Знак, значение, смысл. Язык как средство познания и как среда.


Тема 10. Основные понятия онтологии.
Занятие 16 – 17.

Понятия бытия и сущего. Проблема различия этих понятий. Тезис тождества бытия и мышления: Парменид, Декарт, Гегель. Все сущего и сущее как целое. Понятие сущности: сущее и сущность, сущность и существование. Самостоятельное существование и существование привходящее. Проблема различия способов существования. Идеальное и реальное. Субстанция и функция. Общее и единичное. Проблема существования общего. Проблема принципа индивидуации. Понятие вещи. Вещь, свойство, отношение. Понятие материи. Означеннная и неозначенная материя. Понятие последнего субстрата и его гипостазирование. Учение о модальностях в онтологии: возможное, действительное, необходимое. Степенная характеристика существования. Существование и благо.


Тема 10. Основные региональные понятия философии.

Занятие 18.

Понятие природы и его различные трактовки. Пространство, время, движение, покой, сила, энергия. Причинность в природе. Понятие закона природы. Основные этические понятия: поступок, благо, долг, добродетель. Формальное и материальное в этике. Закон свободы. Общество как регион сущего. Виды обществ. Общество и индивид. Проблема структурирования общества: слои, классы, страты. Понятие истории. Проблема единства исторического процесса и его направленности. Историческая эпоха. Смысл истории. Основные понятия философии искусства. Прекрасное и возвышенное. Понятие гения и критика его значимости. Искусство как вид истинствования. Аксиологическое обоснование эстетики.


Семинарские занятия

  1. Список текстов и обязательных вопросов к семинарам

Семинар 1. Вводный семинар

М. Хайдеггер. Основные понятия метафизики.

Вопросы к тексту:

  1. Как Хайдеггер видит соотношение философии с наукой, мировоззрением, искусством и религией?

  2. Почему окольный путь понимания философии через историю философии является тупиковым?

  3. Почему Хайдеггер называет ностальгию фундаментальным настроением философствования?

  4. Как в итоге автор работы определяет философствование по отношению к человеческой экзистенции?

Семинар 2. Геркалит и Парменид
Вопросы к семинару:

  1. Какую стихию Гераклит считает началом космоса и почему?

  2. Почему война у Гераклита делает смертных смертными, а богов – богам, свободных – свободными, а рабов – рабами.

  3. В чем состоит учение Гераклита о гармонии противоположностей? Как связано с ним учение этого философа о логосе?

  4. Как можно истолковать тезис Парменида о том, что мыслить и быть – одно и то же?

  5. Как из тезиса Парменида о тождестве бытия и мышления следует то, что бытие есть, а небытия нет?

  6. Почему бытие не могло возникнуть и не может уничтожиться? Почему в бытии невозможны движение и изменение?


Тема 3. Платон. «Софист».

Семинар 3.


  1. Почему небытие приводит к затруднению того, кто возражает против него?

  2. Что значит существующее, но не истинное?

  3. Почему утверждение «Бытие – едино» противоречиво? Почему единое не может быть даже поименовано? Почему единое нельзя назвать целым?

  4. В каком отношении находятся друг с другом бытие, покой и движение? Как бытие оказывается вне покоя и движения?

  5. Почему Чужеземец говорит, что, ища софиста, они раньше нашли философа? Как он определяет дело философии? И как называет само диалектическое знание? Как осуществляется диалектическое знание?

  6. Как в этой связи вводятся понятия небытия и существующего? Что означает фраза: «В каждом виде поэтому есть много бытия и в то же время бесконечное количество небытия»?

  7. Почему о небытии говорится, что оно имеет свою собственную природу, что оно есть «один среди многих существующих видов»? (Небытие не как противоположное бытию, а как иное бытию.)


Семинар 4.

Аристотель. Метафизика. IV, 1 – 4, V 1, 2, 6 – 8, VI, 1; VIII, 4; IX, 1,7,10; XII, 6 – 9

Вопросы к тексту:

  1. Какую науку ищет Аристотель? Что является ее предметом? Как она соотносится с частными науками? Почему философская наука одна, а частей ее несколько?

  2. Какие три вида умозрительных учений выделяет Аристотель?

  3. Что Аристотель называет причиной и какие виды причин он выделяет?

  4. Какие значения сущего Аристотель выделяет? Какие значения сущности фиксирует Аристотель?

  5. Почему материя всего возникновения одна и та же, но у каждой вещи своя материя? (229). Почему у некоторых вещей материя может быть общей, а у других нет? Какого вида сущее может не иметь материи?

  6. Какие виды возможности (способности) выделяет Аристотель? Как сущее в возможности становится сущим в действительности?

  7. На каком основании Аристотель предполагает существование вечной неподвижной сущности? В чем суть такой сущности?

  8. Что есть вечная неподвижная сущность? Что является предметом вечного мышления? (316).

Семинар 5.

Фома Аквинский. О сущем и сущности.
Вопросы к тексту:

  1. Какие значения сущего из 5 Метафизики Фома упоминает и как их интерпретирует?

  2. Что означает фраза: «…сущее в первом смысле есть то, что выражает сущность вещи?»

  3. Как сущность находится в субстанции и как в акциденции? Какие виды сущностей выделяет Фома?

  4. Что является сущностью составной субстанции? Какое отношение в них имеется между материей и формой?

  5. Как характеризуются свободные от материи субстанции? Может ли форма существовать без материи? Что составляет сущность простой субстанции? Почему в простой субстанции не может быть обнаружено множество индивидов? Почему в чистых формах все же имеется сложность?

  6. Как характеризуется совершенно простая сущность? Сколько может быть таких сущностей? Почему должна быть первая причина всех вещей?

  7. Каковы в итоге три способа существования сущности в субстанциях?


Семинар 6.

Р. Декарт. Размышления о первой философии, части 1 -3.

Вопросы к тексту:

Размышления о первой философии.




  1. Что необходимо предпринять, согласно Декарту, чтобы построить истинную науку? Чего достаточно для того, чтобы отвергнуть знание?

  2. Какой повод есть усомниться в данных чувств?

  3. Почему математические объекты кажутся сначала более достоверными, чем физические? И какое основание есть усомниться в них?

  4. Что остается после того, как все подвергунто сомнению в качестве несомненного? Почему слова «я есмь, я существую» по необходимости будут истинными?

  5. Чем я как мыслящее отличается от я как тела? Как Декарт определяет тело? Что такое я?

  6. Что такое воображение?

  7. Как Декарт доказывает существование бога? Зачем Декарту нужно это доказательство?

Семинар 7.

Лейбниц Г.В. Монадология.
Вопросы к текстам:

      1. Что Лейбниц называет монадами?

      2. Какие характеристики и способности Лейбниц приписывает монадам?

      3. Какие виды монад Лейбниц выделяет?

      4. Как монады соотносятся с универсумом в целом?

      5. Как монады соотносятся с богом?

      6. В чем состоит сущность т.н. «предустановленной гармонии»?


Семинар 8.

Дж. Локк. Опыт о человеческом разумении. Кн. 2, гл. 1 – 12.

Вопросы к тексту:

.


  1. Что такое идея для Локка? Какие источники идей Локк выделяет?

  2. Как Локк определяет рефлексию?

  3. На какие виды Локк делит идеи прежде всего? Что такое простая идея и что ее характеризует? Какие виды простых идей Локк выделяет?

  4. Как Локк различает идею и качество? Как он определяет идею и качество по отношению друг к другу? Какие виды качеств выделяет Локк?

  5. Что такое первичные качества? Какие качества являются первичными?

  6. Что такое вторичные качества? Какие качества относятся ко вторичным?

  7. Что такое сложные идеи? И что для них характерно? Какие виды сложных идей бывают, согласно Локку?

Семинар 9.
Кант И. Критика чистого разума. Предисловие к первому изданию, предисловие ко второму изданию, введение.
Вопросы к тексту:


  1. Что Кант называет догматизмом и скептицизмом? Что он называет индифферентизмом?

  2. В чем Кант уподобляет свою критику деянию Коперника? В чем состоит задача критики спекулятивного разума по отношению к метафизике? В чем негативная и положительная польза критики?

  3. В чем состоит различие между чистым и априорным познанием? В чем безусловность априорного знания? Каковы критерии чистого априорного знания?

  4. Каковы неизбежные проблемы чистого разума? Почему ими занимается метафизика?

  5. В чем состоит различие между аналитическими и синтетическими суждениями? Как соотносится различие априорного и апостериорного знания с различием аналитического и синтетического знания?

  6. Какую особую науку пытается учредить Кант? Что такое трансцендентальное, по Канту? Что могло бы быть трансцендентальной философией в его смысле? Каково соотношение критики чистого разума и трансцендентальной философии?

  7. Какие две познавательные способности Кант выделяет?


Семинар 10.

Кант И. Критика практического разума. Предисловие, введение, параграфы с 1 по 7.

Вопросы к тексту:

  1. Какое значение имеет для Канта понятие свободы? В чем состоит разгадка загадки критики?

  2. Что Кант называет волей?

  3. Что такое практические основположения? В чем различие максимы и закона? Что такое императивы? Какие виды императивов Кант выделяет?

  4. Какие практические принципы Кант называет эмпирическими и почему они не могут быть практическими законами? Что такое материя способности желания? Что характерно для материальных практических принципов?

  5. Почему нужно мыслить определяющее основание воли не по материи, а только по форме? Какую волю Кант называет свободной?

  6. Как Кант формулирует основной закон чистого практического разума?

  7. Что способен задавать чистый разум в своем практическом применении?


Семинар 11. Гегель Г.Ф.В. Феноменология духа. Введение.
Вопросы к тексту:


        1. О каком «естественном предположении» говорит Гегель? Поддерживает ли его Гегель или критикует? Какая предпосылка скрыта за этим естественным предположением?

        2. Как, по Гегелю, соотносятся понятия истинного и абсолютного? Как, в итоге, исходя из такого соотношения, трактуется само абсолютное?

        3. Почему сама наука трактуется Гегелем как некоторое явление? Как в своем явлении наука должна освобождаться от видимости знания?

        4. Каково значение сомнения или отчаянья для освобождения от видимости? Что такое скептицизм, направленный на весь объем являющегося знания?

        5. Что такое образование сознания до уровня науки? Чем является еще не образованное до уровня наук сознание?

        6. В чем состоит негативность движения сознания к уровню науки? В чем состоит гегелевский принцип определенного отрицания? Что происходит с отрицаемым в ходе отрицания являющегося знания на пути к науке?

        7. В чем истории являющегося знания поставлена цель? Почему описание опыта сознания на пути к науке, согласно Гегелю, сам уже есть наука?


Семинар 12. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. К критике политической экономии. Введение.
Вопросы к текстам:


  1. В чем заключается главный недостаток всего предшествующего материализма? В чем было преимущество идеализма? В чем недостаток понимания материализма у самого Фейербаха?

  2. Что может разрешить вопрос о предметной истинности человеческого мышления? Как Маркс определяет революционную практику?

  3. В чем недостаток понимания Фейербахом сущности человека и в чем состоит подлинная человеческая сущность, согласно Марксу?

  4. Что не должны и что должны делать философы, согласно Марксу?

  5. Каков общий результат исследований, к которому приходит Маркс? Каково соотношение производительных сил и производственных отношений в обществе, по Марксу?

  6. Когда наступает эпоха социальной революции? В чем достоинство материального переворота по сравнению с прочими?

  7. Какой статус Маркс отводит сознанию? Как можно объяснять сознание? Какие эпохи экономической общественной формации Маркс выделяет? Какой формацией завершается предыстория человеческого общества?

Семинар 13.

Ф. Ницше. Генеалогия морали. Фрагменты.
Вопросы к текстам:

1. С чем Ницше связывает происхождение понятий «хороший» и «плохой», и в чем он не согласен с английскими моралистами?

2. Как Ницше определяет «рессентимент»? Почему рессентимент — это наслаждение «воображаемой местью»? Кто такой «человек рессентимента»?

3. Почему милосердие уничтожает справедливость?

4. Дайте пояснения к понятию отчуждения у Маркса. Что имеет в виду Маркс, когда называет человека «средством своего собственного индивидуального существования»?

Семинар 14.

У. Джеймс. Что такое прагматизм?
Вопросы к тексту:

1. Сформулируйте и объясните основные принципы прагматического подхода к теоретическим (метафизическим) проблемам.

2. Опишите основные принципы тоталитарной рационалистической установки мышления, против которой выступает прагматизм.

3. Какой статус приписывает прагматизм понятию "истина"? Каковы практические следствия принятия прагматического понятия об истине?



4. Почему и каким образом прагматизм "делает менее резкими споры"?
Семинар 15. Э Гуссерль. Философия как строгая наука.

Вопросы к тексту:

          1. Что такое натурализм и как его критикует Гуссерль?

          2. Что такое историцизм и в чем состоит гуссерлевская критика такового?

          3. Что составляет подлинный предмет научной философии в смысле Гуссерля?

          4. Какими методами должна, а какими не должна пользоваться научная философия?


Семинар 16.

Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат.
Вопросы к тексту:


            1. Что Витгенштейн называет миром?

            2. Что Витгенштейн называет фактом? Как высказывание может соотноситься с фактом?

            3. Как высказывания могут соотноситься друг с другом? Каковы формальные правила их связи?

            4. Как Витгенштейн понимает значение своей собственной философской работы?

            5. Почему о том, о чем не возможно говорить, о том следует молчать?


Семинар 17. Ж.-П. Сартр. Бытие и ничто. Фрагменты.

Вопросы к тексту:


              1. На какие два типа бытия делит Сартр все сущее?

              2. В чем сущность человеческой реальности? Что ее отличает от других видов существующего?

              3. В чем состоит свобода человека?

              4. Что Сартр называет проектом? Какие возможности дает понимание человека как проекта для экзистенциального психоанализа?

              5. Какие возможности отношения с другими Сартр выделяет?

  1. Образовательные технологии

Во время учебной работы предполагаются интерактивные формы проведения занятий – дискуссии, разбор практических задач, комментарии к текстам из учебной литературы для семинаров, демонстрацию презентаций и т.д.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля

Примерные вопросы для контрольных работ:

  1. Философия – мировоззрение или концептуальный анализ?

  2. Философия о существовании мира

  3. Возможно ли объективное знание?

  4. Противоречия релятивизма

  5. Основные принципы философского скептицизма

  6. Декарт и наука Нового времени

  7. Что такое сознание?

  8. Проблема искусственного интеллекта

  9. Дуализм идеального и материального

  10. Существуют ли объективные критерии добра и зла?

  11. Проблема свободы воли

  12. Здравый смысл и философия обыденного языка

  13. Религия и проблема смысла жизни

  14. Что такое справедливость?

  15. Философия и научное познание




    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

  1. Философия как мировоззрение

  2. Философия как концептуальный анализ

  3. Философия и здравый смысл

  4. Философия и вопрос о происхождении мира

  5. Древнегреческая натурфилософия

  6. Субстанция. Материя и форма

  7. Первичные и вторичные качества вещей

  8. Различие между онтологическим монизмом, дуализмом и плюрализмом

  9. Кант об антиномиях разума

  10. Концептуальная схема и онтологическая относительность

  11. Релятивизм

  12. Знание и мнение

  13. Проблема обоснования знания

  14. Различие между солипсизмом и скептицизмом

  15. Проблема индуктивного обоснования знания

  16. Философия рационализма

  17. Философия эмпиризма

  18. Научное и не-научное знание

  19. Верификация и фальсификация

  20. Знание как диспозиция. Знание-как и знание-что

  21. Что такое сознание?

  22. Дуализм души и тела

  23. Функционализм и теория тождества сознания и мозга

  24. Проблема других сознаний

  25. Логический бихевиоризм

  26. Проблема искусственного интеллекта

  27. Проблема тождества личности

  28. Значение слова как употребление

  29. Различие между значением и смыслом слова

  30. Теория речевых актов

  31. Аргумент личного языка

  32. Проблема свободы воли: детерминизм и индетерминизм

  33. Свобода воли: теория совместимости и ее разновидности

  34. Проблема объективности моральной оценки: сущее и должное

  35. Гедонизм и утилитаризм

  36. Дж.Э. Мур о «натуралистической ошибке» в этике

  37. Деонтологическая этика И.Канта

  38. Что такое справедливость?

  39. Позитивная и негативная свобода

  40. Проблема смысла жизни

  41. Проблема доказательства бытия бога

  42. Нравственность и религия

.

  1. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель, оценивая работу студентов на семинарских и практических занятиях, учитывает активность студентов в дискуссиях и правильность решения задач на семинаре. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель, оценивая самостоятельную работу студентов, учитывает Error: Reference source not found. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.


Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Для направлений факультета экономики



Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р + n4·Окол
Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = k1·Оэкзамен + k2·Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник

Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 2000.

История философии: Запад – Россия – Восток. Под. Ред. Мотрошиловой Н.В. М., 1996 – 1999.



    1. Основная литература

    2. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001.

    3. Никифоров А.Л. ПРИРОДА ФИЛОСОФИИ: Основы философии. М., 2001.

    4. Лоу С. Философские истории. М., 2007.

    5. Лоу С. Философский тренинг. М., 2007.

    6. Гулыга А. Кант. М., 1977.

    7. Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006.

    8. Рорти Р. «Справедливость как более широкая лояльность» // Логос №5 (62), 2007, с. 54-69.

    9. Дворкин Р. «На что мы имеем право?» // Неприкосновенный запас №6 (20), 2001.

    10. Дворкин Р. «Справедливость и права» // Отечественные записки №2 (10), 2003.

    11. Дополнительная литература

  1. Аристотель. Сочинения в четырех томах, т. 1. М., 1976.

  2. Беркли Дж. Сочинения. М., 1978.

  3. Блэкберн С. Этика. Краткое введение. М., 2006.

  4. Витгенштейн Л. Философские работы Ч.1. М., 1994.

  5. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. КН. 1 – 3, СПб, 1994.

  6. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб, 1994.

  7. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

  8. Деннет Д. Виды психики: На пути к пониманию сознания. М., 2004.

  9. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

  10. Кант И. Сочинения. М., 1965.

  11. Кимлика У. Современная политическая философия. Введение. М., 2010.

  12. Кэррол Л. История с узелками. М., 1985.

  13. Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах, т. 1, М., 1982.

  14. Локк Дж. Сочинения в трех томах, Т. 1, М., 1981.

  15. Маркс, К. Энгельс Ф. Собрание сочинений.

  16. Миллер Д. Политические учения. Краткое введение. М., 2007.

  17. Ницше Ф. Собрание сочинений в двух томах.

  18. Остин Дж. Избранное. М., 1999.

  19. Парфит Д. «Что мы думаем о том, кто мы такие» // Метафизические исследования № 215 (Поиск тела), СПб., 2008, стр. 256-280.

  20. Платон Собрание сочинений в четырех томах. М., 1990-94.

  21. Прист С. Теории сознания. М., 2000.

  22. Райл Г. Понятие сознания. М., 2000.

  23. Серл Д. Создавая сознание заново. М., 2002.

  24. Суинберн Р. Есть ли бог? М., 2001.

  25. Фома Аквинский. О сущем и сущности. // Историко-философский ежегодник, М. 1988.

  26. Хайдеггер М. Время и бытия. М., 1993.

  27. Хеффе О. Справедливость. Философское введение. М., 2007.

  28. Хофштадтер Д., Деннетт Д. Глаз разума. Самара, 2003.

  29. Юлина Н. С. Философский натурализм. О книге Дэниела Деннета «Свобода эволюционирует», М., 2007.

  30. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1995.

  31. Докинз Р. Бог как иллюзия. М., 2008.

    1. Справочники, словари, энциклопедии

  1. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

  2. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

  3. Современная западная философия. Энциклопедический словарь. М., 2009.


  1. Материально-техническое обеспечение.


Портативный компьютер, проектор, экран, фломастеры, доска.