Программа дисциплины духовная культура и интеллектуальная история изучаемого региона - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа учебной дисциплины «Литературная традиция изучаемого региона» 3 527.17kb.
Рабочая программа дисциплины гсэ. Р. 02 «История литературы стран... 2 493.17kb.
Рабочая программа дисциплины история и методология юридической науки 1 314.24kb.
И. В. Двухжилова История Тамбовского края 8 3126.94kb.
Программа дисциплины этнография народов Волго-Уралья Цикл дс специальность... 1 292.3kb.
Программа дисциплины «Религия и культура» 4 551.92kb.
Программа дисциплины «Религия и культура» 4 561.78kb.
Программа дисциплины «История психологии» 1 398.37kb.
Программа дисциплины «История культуры» 1 219.18kb.
Программа дисциплины «История экономических учений» 2 469.71kb.
Программа дисциплины история архивного дела в Татарстане 1 272.25kb.
Направление – история 030600. 68 Квалификация: Магистр истории Перечень... 1 51.72kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины духовная культура и интеллектуальная история изучаемого региона - страница №1/1




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии отделение востоковедения
Программа дисциплины
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ИЗУЧАЕМОГО РЕГИОНА

(Япония)


для направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра
Автор программы:

Новикова Анна Андреевна alisitsyna@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___» января 2013 г

Зав. кафедрой Маслов А.А.
Рекомендована секцией УМС «___»января 2013 г

Председатель


Утверждена УС факультета философии «___»_____________2013 г.
Ученый секретарь ________________________ [подпись]

Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для студентов направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную культуру изучаемого региона.

Программа разработана в соответствии с:


  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «НИУ-ВШЭ), протокол заседания Ученого совета от 02.07.2010 г. № 15.

  • Образовательной программой направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2011 г.

2Цели освоения дисциплины

Цель курса – дать студентам, специализирующимся на изучении истории Японии, необходимые знания о духовной культуре и интеллекутальной истории изучаемой страны, основных факторах, обусловивших уникальные особенности их развития, и влиянии традиционной духовной культуры на современную духовную и интеллектуальную среду Японии.

Содержанием курса являются: формирование традиционной японской духовной культуры, ее трансформация во времени и особенности на современном этапе; особенности заимствования континентальных азиатских и европейских философско-интеллектуальных традиций, синтез идей в рамках японской интеллектуальной среды, современный уровень развития академической и интеллектуальной среды, вклад японских мыслителей в мировую духовную культуру и интеллектуальное наследие.

Курс состоит из лекций, семинаров и самостоятельных занятий. На самостоятельных занятиях студенты знакомятся с научной литературой по ключевым проблемам курса, готовят рефераты и письменные задания.

От студентов требуется посещение лекций, подготовка не менее двух устных докладов и участие в обсуждениях поднимаемых на семинаре вопросов, обязательное участие в написании аттестационной работы, выполнение заданий преподавателя. Особо оценивается активная работа в течение курса (творческий подход к анализу изучаемых материалов, и использование при подготовке доклада нескольких источников, включая Интернет, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также уровень подготовки докладов и качество реферата и итоговой письменной работы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:
• Владеть основными понятиями об истории формирования духовной и интеллектуальной традиции Японии.

• Иметь представление о характерных особенностях духовной культуры региона в сравнении с соседними странами и другими народами.



3Место дисциплины в структуре образовательной программы


[Для ГОС:]

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин [Укажите цикл дисциплин (гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно научных, общепрофессиональных, специальных )] и блоку дисциплин, обеспечивающих ____ подготовку.

[Для ФГОС:]

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин [Укажите цикл дисциплин (гуманитарный, социальный и экономический, математический и естественно научный, профессиональный)] и блоку дисциплин, обеспечивающих ____ подготовку.

[Для НИУ:]

Для специализаций [Укажите название специализации, для образовательных программ со специализациями] настоящая дисциплина является базовой.



Для специализаций [Укажите название специализации, для образовательных программ со специализациями] настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Для специализаций


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • [Перечислите дисциплины из РУПов/ БУПов для набора студентов, которому предназначается ПУД ]

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • [Перечислите основные знания и компетенции, которыми должен владеть студент после освоения дисциплин, на которых базируется данная УД]



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • [Перечислите дисциплины из РУПов/ БУПов для набора студентов, которому назначается ПУД ]

4Тематический план учебной дисциплины




пп




Название темы




Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа




Лекции

Сем. и практ.

занятия







3-й модуль
















РАЗДЕЛ I Становление духовной и интеллектуальной культуры Японии в древности и Средние века













1.1

Зарождение японской духовной культуры

4

2

2




1.2

Континентальные учения: заимствованные элементы духовной культуры Китая

4

2

2




1.3

Континентальные учения: буддизм

4

2

2







Итого по разделу:

12

6

6







РАЗДЕЛ II. Развитие японской мысли в XVII – первой половине XIX в.













2.1

Конфуцианские школы в эпоху Токугава

4

2

2




2.2

Школа «национальной науки» кокугаку

4

2

2







Итого в модуле:

20

10

10






4-й модуль
















РАЗДЕЛ II. Развитие японской мысли в XVII – первой половине XIX в. (продолжение)













2.3

«Наука горожан» эпохи Токугава

4

2

2




2.4

Влияние европейской традиции на интеллектуальные течения эпохи Токугава

4

2

2







Итого по разделу:

16

8

8







РАЗДЕЛ III. Становление современной интеллектуальной традиции в Японии













3.1

Направления развития мысли в Японии второй половины XIX в.

4

2

2




3.2

Идеология, философия и религия в эпоху внешней экспансии

4

2

2




3.3

Современная интеллектуальная культура Японии в контексте международной

4

2

2







Итого по разделу

12

6

6







Итого в модуле:

20

10

10







ИТОГО:

40

20

20


РАЗДЕЛ I Становление духовной и интеллектуальной культуры Японии в древности и Средние века



    1. Зарождение японской духовной культуры. Синто как одна из основ духовной культуры Японии. Синто как комплекс «доосевых» (К.Ясперс) культов. Адаптация синто к континентальным идеологическим течениям. Синто-буддийский и синто-даосский синкретизм.

    2. Континентальные учения: заимствованные элементы духовной культуры Китая. Конфуцианство. Свод китайских классических текстов. Тексты, получившие наибольшее распространение в Японии.

    3. Континентальные учения: буддизм. Историко-идеологические концепции буддизма. Роль буддизма в распространении континентальной культуры в XIV – XVI вв.

РАЗДЕЛ II. Развитие японской мысли в XVII – первой половине XIX в.

2.1 Конфуцианские школы в эпоху Токугава. Школа Чжуси в Китае и ее распространение в Японии. Фудзивара Сэйка. Хаяси Радзан. Араи Хакусэки. Школа Ван Янмина и ее распространение в Японии. Накаэ Тодзю, Кумадзава Бандзан. Школа Мито и концепция кокутай. Когаку («школа классической науки»). Ямага Соко, Ито Дзинсай. Сэйригаку.

2.2 Противостояние конфуцианству: Томинага Накамото. Андо Сёэки. Школа «национальной науки» кокугаку. Камо Мабути. Мотоори Норинага.

2.3 «Наука горожан» эпохи Токугава и распространение рационалистических идей. Исида Байган. Накаи Тикудзан, Накаи Рикэн. Ямагата Банто.

2.4 Влияние европейской традиции на интеллектуальные течения эпохи Токугава. Основные каналы передачи европейской мысли. Основные сферы заимствования: естественные науки, медицина, математика, астрономия. Формирование представлений о внешнем мире как об источнике угрозы (дискуссия о морской обороне).


РАЗДЕЛ III. Становление современной интеллектуальной традиции в Японии

3.1 Направления развития мысли в Японии второй половины XIX в. Идейные течения периода бакумацу. Особенности восприятия европейской мысли. Японские просветители эпохи Мэйдзи и их социально-философские воззрения. Движение за народные права. Токутоми Сохо. Становление западной академической системы в Японии. Конфуцианство после реставрации Мэйдзи (Мотода Тоя, Накамура Кэйу).

3.2 Идеология, философия и религия в эпоху внешней экспансии. Синтез конфуцианства и европейских философских традиций (Иноуэ Тэцудзиро, Хаттори Унокити). Синтез буддизма и европейской философии (Нисида Китаро). Марксистские идеи в Японии.

3.3 Современная интеллектуальная культура Японии в контексте международной. Консервативная мысль в Японии в послевоенные годы. Религиозно-политические движения. Сока-гаккай.


Критерии оценки знаний, навыков
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Посещение занятий

Работа на семинарах (доклады, ответы на вопросы, обсуждения, дискуссии)

Домашний реферат (до 10 тыс. знаков)

Письменный зачет (90 мин.)

Структура итоговой оценки

  • Посещаемость семинарских и лекционных занятий – 15%

  • Выступления на семинарских занятиях (доклады, ответы на вопросы, обсуждения, дискуссии и т.п.) – 20%

  • Написание реферата – 15%

  • Письменная зачетная работа по заранее предложенным вопросам (см. ниже, в билете один вопрос, одно тестовое задание, одно задание на разъяснение двух терминов или названий из словаря-минимума) – 50%


ЛИТЕРАТУРА
Janson, Marius B. The Making of Modern Japan. – Cambridge (Mass.), London, 2002.

Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. -М., 2011. – 456 с. (или издание 1947 г.)

Нагата Х. История философской мысли Японии. – М.: Прогресс. 1991. – 416 с.

Нагата Х. История японского материализма. – М: Мысль, 1990. -

Толстогузов А.А. Японская историческая наука: очерки истории: проблемы изучения средних веков и феодализма. – М.: Вост. лит., 2005. – 566 с.

Арутюнов С.А., Светлов Г.Е. Старые и новые боги Японии. – М.: Наука, 1968. – 200 с.

Прасол А.Ф. Японское образование в эпоху Мэйдзи (1868 – 1912). - Владивосток, 2002. – 358 с.

Прасол А.Ф. Становление образования в Японии. – Владивосток, 2001. – 391 с.

Малявин В. Империя ученых. – М: Европа, 2007. – 384 с.

История японской культуры: учеб. пособие для вузов. Под ред. Мещерякова А.Н. – М.:Наталис, 2011. – 368 с.

Человек и мир в японской культуре. Под ред. Григорьевой Т.П. – М.: Вост. лит., 1985. – 280 с.

Трубникова Н.Н., Бачурин А.С. История религий Японии IX – XII вв. – М: Наталис, 2009. – 560 с.

Карелова Л.Б. Учение Исиды Байгана о постижении «сердца» и становление трудовой этики в Японии. – М, 2007. – 318 с.

Япония мнимая и реальная. Под ред. Засурского Я.Н. – М., 2002. – 197 с.

Державин И.К. Сока-гаккай – Комэйто: религиозно-политическое движение в послевоенной Японии. – М.:Наука, 1972.

Оцуки Гэнтаку, Симура Хроюки. Канкай ибун. «Удивительные сведения об окружающих [Землю] морях”. Пер., вступ. ст. и коммент. В.Н.Горегляда. – Спб., 2009. – 392 с.

Накорчевский А.А. Синто. – Спб: Азбука-классика, 2003 – 448 с.

Чегодарь Н.И. Литературная жизнь Японии между двумя мировыми войнами. – М.:Вост. лит., 2004. – 222 с.

Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». – Спб., 1992

Требования к письменному ответу на зачете:
Время на выполнение заданий письменного зачета – 2 академических часа. Задание, предлагаемое на зачете, помимо контрольного вопроса (вопросов) включает также тест и перечень персоналий, терминов, названий из числа содержащихся в словаре, приложенном к методическим материалам к курсу, значения которых должны быть раскрыты в одном-трех предложениях. Оценка снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы тестов, неправильное раскрытие содержания предложенных терминов и названий.

Автор программы _____________________________