Программа дисциплины дпп. В. 00 Дисциплины по выбору студента методология филологического исследования - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Методология и методика... 3 998.89kb.
Рабочая программа дисциплины Социология общественного мнения Направление... 1 106.91kb.
Рабочей программы дисциплины од. А. 05 «Методология научного исследования... 1 23.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 дпп. 12 «Архивоведение» 1 138.53kb.
Программа дисциплины фотограмметрия Цикл опд. Ф. 08 Специальность... 1 113.36kb.
Рабочая программа учебной дисциплины по выбору магистранта двм-03... 1 345.15kb.
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703 «Дошкольная... 1 140.25kb.
Рабочая программа дисциплины история и методология юридической науки... 1 401.8kb.
Рабочая программа дисциплины «Физико-химическая механика материалов» од. 1 92.35kb.
Рабочая программа дисциплины договорное право: теория и практика... 3 943.21kb.
Программа учебной дисциплины «Магнитная гидродинамика» Специальность... 1 74.75kb.
Программа курса для аспирантов (40 часов) Тема I. Методология социального... 1 54.33kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины дпп. В. 00 Дисциплины по выбору студента методология филологического - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.В.00 Дисциплины по выбору студента

МЕТОДОЛОГИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


  1. Цели и задачи дисциплины.

Цель курса – представить движение зарубежной и отечественной литературоведческой мысли ХХ века в его основных направлениях и наиболее значительных явлениях.

Задачи курса:


  • охарактеризовать философские основы наиболее значительных филологических направлений в литературоведении ХХ века;

  • дать системное представление о наиболее значительных направлениях современного литературоведения.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент должен знать:


  • специфические черты и основные явления новейшей философии, определившие развитие литературоведения в ХХ веке;

  • принципы, основные понятия и соотношение ведущих направлений современного литературоведения, иметь представление о личных позициях их основных представителей;

  • владеть соответствующей терминологией.




  1. Объем дисциплины и виды учебных работ.

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины.

16







Х




Аудиторные занятия.

16













Лекции.

16













Самостоятельная работа.
















Вид итогового контроля

зачет







Х





4. Содержание дисциплины
4.1 Разделы дисциплины и виды занятий

п/п


Раздел дисциплины

Лекции

1.

Новое философское мышление ХХ века.

а) «Лингвистический поворот» первой половины ХХ века.

б) Герменевтика как метод гуманитарных наук.


4

2.


Структурализм: философия, методология, литературоведение.

Постструктурализм: развитие и отрицание структурализма.



4

3.


Основные принципы структуралистского, деконструктивистского, мифопоэтического, нарратологического, гендерного, компаративисткого и других современных подходов к художественному тексту.

8



4.2 Содержание разделов дисциплины.


  1. Новое философское мышление ХХ века.

а) «Лингвистический поворот» первой половины ХХ века: от классической к неклассической философии. Утверждение постметафизического мышления. Отказ от метафизики в пользу семиотики. Переосмысление понятия «дискурс». Герменевтика и структурализм как отражение новых тенденций философии.
б) Герменевтика как метод гуманитарных наук.

История формирования герменевтики. Дильтей: «понимание» и «объяснение» как специфические методы «наук о духе» и «наук о природе». Феноменологические предпосылки герменевтики; Э. Гуссерль. Философская герменевтика М. Хайдеггера и Г.-Г. Гадамера. Понятие герменевтического круга.

Философская герменевтика ХХ века и литературоведение.

Рецептивная эстетика: Р. Ингарден, В. Изер.

«Объясняющая» герменевтика; структурализм как вариант «объясняющей» герменевтики.


  1. Структурализм: философия, методология, литературоведение.

Идея языка как системы знаков (Ф. де Соссюр) и начало формирования структуралистской методологии. Русский формализм и его влияние на формирование структурализма. В. Пропп и структурный анализ текстов. Французский структурализм. К. Леви-Стросс: проекция научного метода структурной лингвистики на всё разнообразие культурных феноменов. Развитие структурализма у М. Фуко, Ж. Лакана. Структурализм и литературоведение: Р. Барт. Отказ от субъектности («смерть субъекта», «смерть Автора»), от понятий «произведение», «творчество» и т.д. Нарратология в структуралистской трактовке.


  1. Постструктурализм: развитие и отрицание структурализма.

Продолжение проблематики структурализма в постструктурализме.

Семиотическая концепция мира как текста.

Теория интертекстуальности (Ю. Кристева).

Эволюция Р. Барта к постструктурализму.

Ж. Деррида. Теория лого- и фоноцентризма и ее влияние на «феминистскую критику». Понятия «голос» / «письмо», «скриптор». «Грамматология» как качественно новая наука о письме.

Деконструкция как критика метафизического способа мышления.

Понятие «ризомы» (Ж. Делёз, Ф. Гваттари).

Американский и английский варианты постструктурализма.



4. Основные методологии современного литературоведения. Основные принципы структуралистского, деконструктивистского, мифопоэтического, нарратологического, гендерного, компаративстского подходов к художественному тексту.


  1. Лабораторный практикум не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1 Рекомендуемая литература.

а. Основная литература

  1. Густав Шпет и его философское наследие :у истоков семиотики и структурализма : коллективная монография / [редкол. : М. Денн и др. -М.:РОССПЭН,2010.-527 с.

  2. Языковое творчество в динамике семиотических взаимодействий : монография / МОиН РФ, ФГБОУ ВПО Московский государственный лингвистический университет ; [авт. : И. И. Халеева, О. К. Ирисханова, Т. В. Писанова и др.].-М.:Рема,2011.-402.

  3. Дьяков, Александр Владимирович. Ролан Барт как он есть /Александр Дьяков.-СПб.:Владимир Даль,2010.-317.

  4. Автономова, Наталия Сергеевна. Открытая структура : Якобсон - Бахтин - Лотман - Гаспаров /Н. С. Автономова.-М.:РОССПЭН,2009.-502 с.


б. Дополнительная литература

  1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

  2. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

  3. Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического сознания // Вопросы философии. М., 2003. № 10.

  4. Великовский С. О культуре ХХ века по существу // Вопросы литературы. 2004. № 4.

  5. Волошинов В. Философия и социология гуманитарных наук. СПб., 1995.

  6. Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

  7. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988.

  8. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. М., 1997.

  9. Галинская И.Л. Постструктурализм в оценке современной философско-эстетической мысли // Зарубежное литературоведение 70-х гг. М., 1984.

  10. Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека: Антология. М, 1993.

  11. Деррида Ж. Два слова для Джойса // Ad Marginem: Ежегодник. М., 1994.

  12. Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000.

  13. Зенкин С.Н. Введение в литературоведение. Теория литературы. Учеб. пособие. М., 2000.

  14. Ильин И. Постмодернизм. Деконструктивизм. Постструктурализм. М., 1996.

  15. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.

  16. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

  17. Кузнецов К. Концепт в теоретических построениях Ж. Делеза (Реконструкция концепта «литература») // Вопросы литературы. 2003. № 2.

  18. Лиотар Ж.Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad Marginem: Ежегодник. М., 1994.

  19. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

  20. Ляпушкина Е.И. Введение в литературную герменевтику: Учеб. пособие. СПб., 2002.

  21. Медведев П.Н. (Бахтин М.М.). Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику. М., 2003.

  22. Наука о литературе в ХХ веке: (История, методология, литературный процесс). Сб. статей. М., 2001.

  23. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

  24. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. М., 1991.

  25. Современное западное литературоведение. Энциклопедический справочник. Страны Западной Европы и США. Концепции. Школы. Термины. М., 1999.

  26. Труитт У.Г. Предшественники постмодернизма и его связь с классическим американским прагматизмом / Вопросы философии. 2003. № 3.

  27. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999. № 10.

  28. Феноменология искусства. М., 1996

  29. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000.

  30. Эпштейн М.Н. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М., 2004.

  31. Эпштейн М.Н. К философии возможного. Введение в посткритическую эпоху // Вопросы философии. 1999. № 6.


6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины.

7. Материально-техническое обеспечение освоения дисциплины.

Работы философов и теоретиков литературы, исследования философского, филологического, историко-культурного характера.



8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

8.1. Методические указания для студентов.

8.1.1. Материалы по организации самостоятельной работы.

Чтение указываемых в ходе лекционного курса философских и теоретико-литературных текстов, их осмысление в соответствии с проблематикой, выделяемой преподавателем.



Примерная тематика рефератов

Предполагается возможность написания рефератов по любым вопросам к зачету.


8.1. 2. Материалы по реализации контроля.

  • Список примерных вопросов к зачету

1.В чем заключался «лингвистический поворот» первой половины XX в.

2.Философия и методология структурализма.

3.Философия и методология постструктурализма.

4.Основные принципы мифопоэтического подхода к художественному тексту.

5.Основные принципы и методы структурного анализа текста.

6.Гендерный принцип в современном литературоведении.

7. Принципы компаративиствкого подхода к художественному тексту.

8. Декоснтруктивизм.

9. Нарратология как особая литературоведческая дисциплина.


8.2. Методические рекомендации преподавателю. Программа курса “Методология филологического анализа ” ориентирована на студентов очной формы обучения. Курс ориентирован на обобщение полученных знаний по истории и теории литературы XX века. Предполагается работа в небольших группах (8-10 человек) с обсуждением основных проблем.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальности 050301.65 «Русский язык и литература».


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

к.ф.н., доцентом кафедры литературы ИФФ Е.К. Макаренко