Программа дисциплины дпм. Ф. 05. 2 Сексология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Социальная сексология 1 211.4kb.
Программа подготовки в клинической ординатуре по специальности «Сексология» 1 195.96kb.
Программа выступлений научно-практической конференции «Актуальная... 1 8.96kb.
Программа дисциплины сфрагистика и геральдика 1 98.99kb.
Программа дисциплины история архивного дела в Татарстане 1 272.25kb.
Программа дисциплины изменение социальной структуры россии. 1 146.57kb.
Банк данных по дисциплине Сексология и сексопатология Володин, Владимир... 1 23.45kb.
Программа дисциплины теория магнитного резонанса Цикл дс гсэ 1 65.03kb.
Программа дисциплины современные проблемы химической физики Цикл... 1 79.19kb.
Рабочая программа, программа дисциплины история российско-китайских... 2 505.66kb.
Рабочая программа дисциплины социология семьи блок «Общепрофессиональные... 1 235.7kb.
Банк данных по дисциплине Сексология и сексопатология Володин, Владимир... 1 23.45kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины дпм. Ф. 05. 2 Сексология - страница №1/1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе
________________ В. Я. Эпп
«_____»_______________2010г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



ДПМ.Ф.05.2 Сексология


(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1. Цели и задачи курса:

Целью курса является изучение особенностей сексологического развития и информированности человека в норме и при патологии и его значение для сохранения и укрепления здоровья при половом воспитании.


Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

  1. Определить специфика психодиагностических подходов в сексологии.

  2. Изучить основные патопсихологические синдромы сексологии

  3. Ознакомиться с игровыми методами психодиагностики и психокоррекции в сексологии и психологической практике.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты в результате освоения курса по сексологии должны:



  1. Иметь представление о предмете и структуре сексологии как психологической специальности широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

  2. Иметь представление о предмете и практических задачах и актуальных проблемах сексологии; знать феноменологию и владеть навыками сексологии при пограничных личностных расстройствах.

  3. Свободно ориентироваться в методологических проблемах сексологии, ее объекта, предмета, общих категорий и стратегий развития.


3.Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 12

Общая трудоемкость дисциплины

88

88

Аудиторные занятия

51

51

Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или)другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

37

37

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или)другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

-

Зачет


4.Содержание дисциплины
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные работы

1

Понятие о психологическом консультировании по вопросам сексологии. Влюбленность

2



-

2

О любви. Любовь и новая мораль.

2

1

-

3

З. Фрейд.Об унижении любовной жизни. Категориальный строй феномена психологического консультирования в сексологии.

4

2

-

4

Процедуры, техника и основные этапы психологического консультирования в сексологии.

4

2

-

5

Тестирование в практике сексологии. Н.А. Бердяев. Тайные силы любви.

4

2

-

6

Женщины, мужчины и кокетство

Недостатки обоих полов.

Кокетство в разные эпохи и у различных народов.

6

4

-

7

И.С. Кон. Психология сексуальности. Поведение и воображение. Психосексуальное развитие и половая социализация

4

2

-

8

Личность консультанта

2



-

9

Этические вопросы сексологического консультирования

2

2

-

10

Ст. Лем. Эротика и секс в фантастике и футурологии

Половая жизнь по-космически

4

2

-


4.2. Содержание разделов дисциплины:

Раздел 1. Введение. Предмет, задачи, структура и перспективы развития сексологии. Объект сексологии. Методы исследования. Роль психических факторов в присхождении болезней. Актуальные вопросы врачебной этики и деонтологии. Требования к личности клинического психолога в сексологии.
Раздел 2. История развития зарубежной и отечественной сексологии. История зарождения и становления специальности сексологии в России. Межпредметные связи сексологии.
Раздел 3. Направленность сексологии. «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия. Психогигиена, психопрофилактика, их задачи. Разделы психогигиены: беременности, родов, раннего детского, дошкольного, школьного, юношеского, зрелого, пожилого и старческого возраста. Выявление начальных непсихотических расстройств при профилактическом осмотре. Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения. Клинические проявления.
Раздел 4. Сфера приложения сексологии. Практические задачи и функции сексологов.
Раздел 5. Теоретические и методологические основы и исследовательские проблемы сексологии. Базовые категории теоретического аппарата в сексологии.
Раздел 6. Патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы. Патология ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, интеллекта, эмоций, влечений, воли, внимания у больных непсихиатрических лечебных учреждений. Психопатологические синдромы (невротические, субпсихотические, психопатические, психоорганические).
Раздел 7. Восстановление нарушенных функций в сексологии.
Раздел 8. Психосоматическая проблема, психологические исследования в клинике соматических заболеваний. Психологические аспекты и проблемы телесности и интрацепции. Психосоматическое направление в медицине. Понятие о психосоматическом заболевании. Психологические и нейродинамические механизмы психосоматических нарушений. Алекситимия. Учение В. Райха о телесных и эмоциональных зажимах. Психоаналитическая модель возникновения болезни.
Раздел 9. Сексологическое консультирование, коррекция и психотерапия. Общие вопросы и виды сексологического консультирования и психотерапии. Современная классификация методов психотерапии. Общая, специальная, групповая, семейная, супружеская психотерапия. Личностно-ориентированная (реконструктивная), суггестивная, «поведенческая» и др. виды психотерапии. Значение психотерапии в лечении больных (неврозы, психосоматические заболевания). Определение неврозов. Понятие о типах невротического конфликта. Роль личности в развитии неврозов. Невротическая защита: понятие, классификация, значение, механизмы. Клиническая картина. Области применения психотерапии.
Раздел 10. Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний разных видах патологии человека. Психологические проблемы аномального онтогенеза. Типа нарушений психического развития. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития. Нарушения произвольных движений, действий и речи. Нарушение влечений. Личность и ее изменения и аномалии.

5. Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.Рекомендуемая литература
а) основная литература


  1. Адлер А. Понять природу человека. -СПб.,1997.

  2. Астапова В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. –СПб., 2001.

  3. Банщиков В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология. М.,1967.

  4. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Ростов-на Дону,1996.

  5. Бремска. Полное руководство по детской психиатрии. –М., 2002.

  6. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. –М., 2002.

  7. Джонсон Р.А. Он: глубинные аспекты мужской психологии. М.,1996.

  8. Зейгарник Б.В. Патопсихология. –М., 2003.

  9. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. –М., 2001.

  10. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. –Прага, 1974.

  11. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск,1997.

  12. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.,1991.

  13. Мафсон Л. Подросток и депрессия. –М., 2003.

  14. Райх В. Функция организма. -СПб-М.,1997.

  15. Роджерс К. Клиент -центрированная терапия. -М.,1997.

  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., 1989.

  17. Тодд Дж. Основы клинической и консультативной психологии. –М., 2001.

  18. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. В 2-х т. -М.,1996.

  19. Хорни К. Невроз и личностный рост -СПб,1997.


б) дополнительная литература


  1. Бодалев А.А. Личность и общение. -М., 1983

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.

  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. В 2-х томах. -М., 1968.

  4. Лакосина Н.Д., Ковалев В.В. Медицинская психология. -М., 1976.

  5. Лежепекова Л.А., Якубов Б.А. Вопросы психогигиены и психопро­филактики в работе практического врача. -Л.,1977.

  6. Меграбян А.А. Личность и сознание. -М., 1978.

  7. Меграбян А.А. Общая психопатология. -М., 1972.

  8. Моховикова А.Н. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоматических расстройств. –М., 2002.

  9. Мясищев В.Н., Лебединский М.С. Введение в медицинскую психо­логию. Ташкент, 1971.

  10. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. -Л., 1989.

  11. Панов А.Г., Беляев Г.С. Аутогенная тренировка. -Л.,1973.

  12. Психосинтез. Теория и практика. /Под ред. Ассаджоле. -М.,1994.

  13. Рожнов В.Е. Гипнотерапия. - В кн.: Руководство по психотера­пии. Ташкент,1979.

  14. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х томах. -М., 1985.

  15. Чудновский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. -Ростов-на-Дону,1999.

  16. Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб., 2001.


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины

Таблицы, плакаты, иллюстрации. Видеомагнитофон, телевизор.



7.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Библиотечный фонд ТГПУ.
8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


8.1 Вопросы для самостоятельной работы студентов.


  1. Методы исследо­вания соматического больного с психическими нарушениями.

  2. Картография бессознательного С. Грофа (биографический, пренатальный и трас­персональный уровни).

  3. Значение неосознаваемого в проис­хождении болезни.

  4. Роль решения сознания в лечении неврозов и психосоматических патологий.

  5. Патохарактерологи­ческое развитие личности.

  6. Психопатии.

  7. Влияние социальных и биологических факторов в психопатизации личности.

  8. Дать представление о психо­патии.

  9. Психогенные заболевания. Невротические расстройства.

  10. Социально-психологические проблемы семьи.

  11. Нарушения функции семьи, личностные качества супругов, выбор партнера, ожидания и супружеское соглашение, детерминанты брака, стадии развития супружеских отношений.


8.2 Примерная тематика рефератов.


  1. Кризисные ситуации в браке.

  2. Внутренние проблемы супружеской пары (домашнее хозяйс­тво, воспитание детей, свободное время, половая жизнь).

  3. Влияние внешних факторов (родителей и близких родственников, друзей, знакомых, соседей).

  4. Влияние социальных и биологических факторов в психопатизации личности.

  5. Внебрачные контакты и связи.

  6. Основные вопросы профилактики и терапии психосоматических расстройств.


8.3 Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Предмет и задачи сексологии. Психопатология и патопсихология и их различия. Методы исследо­вания соматического больного с психическими нарушениями.

  2. Патология ощущений, восприятий у больных непсихиатричес­ких лечебных учреждений.

  3. Патология памяти, интеллекта, мышления, воображения у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  4. Патология эмоций, влечений, воли, внимания у больных непсихиатрических лечебных учреждений.

  5. Психопатологические синдромы у больных не психиатричес­ких учреждений.

  6. Сознание, неосознаваемое и бессознательное. Структура бессознательного и сознания в свете учения З. Фрейда. Картография бессознательного С. Грофа (биографический, пренатальный и трас­персональный уровни)

  7. К.С. Льюис. Влюбленность

  8. Стендаль. О любви

  9. А.М. Коллонтай. Любовь и новая мораль

  10. З. Фрейд. Об унижении любовной жизни

  11. Н.А. Бердяев. Тайные силы любви

  12. Паола Ломброзо. Женщины, мужчины и кокетство

  13. Недостатки обоих полов

  14. Кокетство в разные эпохи и у различных народов

  15. А. Шопенгауэр. Метафизика половой любви

  16. Л.Г. Ионин. Укрощенная эротика

  17. Ст. Лем. Эротика и секс в фантастике и футурологии

  18. Половая жизнь по-космически

  19. Эрих Фромм. Уравнение с одним обездоленным

  20. Карен Хорни. Невротическая потребность в любви

  21. Эрик Берн. Секс и здоровье

  22. Карен Хорни. Проблема моногамного идеала

  23. И.С. Кон. Психология сексуальности

  24. Поведение и воображение

  25. Психосексуальное развитие и половая социализация

  26. Г.С. Васильченко и др. Нарушения психосексуального развития

27. Нарушения полового самосознания (аутоидентификации). Транссексуализм

28. Нарушения стереотипа полоролевого поведения

29. Нарушения психосексуальных ориентаций

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовки магистра по направлению 540305М Педагогическая психология.

(указывается номер и наименование направления подготовки (специальности)
Программу составили:

к.психол.н., доцент ___________ И. Л. Шелехов

д.б.н., профессор ___________ А. М. Уразаев
Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики

протокол № ______ от « ___» _____________2010 г.

зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _____________________ М.М. Аксенов

(подпись)

Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики___________ Н. А. Буравлева

(подпись)



Декан ФПСОР _______________________ Н.К. Грицкевич