Программа дисциплины дпм. Ф. 05. 2 Сексология - страница №1/1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ТГПУ)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
________________ В. Я. Эпп
«_____»_______________2010г.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПМ.Ф.05.2 Сексология
(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)
1. Цели и задачи курса:
Целью курса является изучение особенностей сексологического развития и информированности человека в норме и при патологии и его значение для сохранения и укрепления здоровья при половом воспитании.
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
-
Определить специфика психодиагностических подходов в сексологии.
-
Изучить основные патопсихологические синдромы сексологии
-
Ознакомиться с игровыми методами психодиагностики и психокоррекции в сексологии и психологической практике.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
Студенты в результате освоения курса по сексологии должны:
-
Иметь представление о предмете и структуре сексологии как психологической специальности широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.
-
Иметь представление о предмете и практических задачах и актуальных проблемах сексологии; знать феноменологию и владеть навыками сексологии при пограничных личностных расстройствах.
-
Свободно ориентироваться в методологических проблемах сексологии, ее объекта, предмета, общих категорий и стратегий развития.
3.Объем дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр 12
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
88
|
88
|
Аудиторные занятия
|
51
|
51
|
Лекции
|
34
|
34
|
Практические занятия (ПЗ)
|
17
|
17
|
Семинары (С)
|
-
|
-
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
-
|
-
|
И (или)другие виды аудиторных занятий
|
-
|
-
|
Самостоятельная работа
|
37
|
37
|
Курсовой проект (работа)
|
-
|
-
|
Расчетно-графические работы
|
-
|
-
|
Реферат
|
-
|
-
|
И (или)другие виды самостоятельной работы
|
-
|
-
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
-
|
Зачет
|
4.Содержание дисциплины
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)
№ п/п
|
Раздел дисциплины
|
Лекции
|
Практические занятия или семинары
|
Лабораторные работы
|
1
|
Понятие о психологическом консультировании по вопросам сексологии. Влюбленность
|
2
|
|
-
|
2
|
О любви. Любовь и новая мораль.
|
2
|
1
|
-
|
3
|
З. Фрейд.Об унижении любовной жизни. Категориальный строй феномена психологического консультирования в сексологии.
|
4
|
2
|
-
|
4
|
Процедуры, техника и основные этапы психологического консультирования в сексологии.
|
4
|
2
|
-
|
5
|
Тестирование в практике сексологии. Н.А. Бердяев. Тайные силы любви.
|
4
|
2
|
-
|
6
|
Женщины, мужчины и кокетство
Недостатки обоих полов.
Кокетство в разные эпохи и у различных народов.
|
6
|
4
|
-
|
7
|
И.С. Кон. Психология сексуальности. Поведение и воображение. Психосексуальное развитие и половая социализация
|
4
|
2
|
-
|
8
|
Личность консультанта
|
2
|
|
-
|
9
|
Этические вопросы сексологического консультирования
|
2
|
2
|
-
|
10
|
Ст. Лем. Эротика и секс в фантастике и футурологии
Половая жизнь по-космически
|
4
|
2
|
-
|
4.2. Содержание разделов дисциплины:
Раздел 1. Введение. Предмет, задачи, структура и перспективы развития сексологии. Объект сексологии. Методы исследования. Роль психических факторов в присхождении болезней. Актуальные вопросы врачебной этики и деонтологии. Требования к личности клинического психолога в сексологии.
Раздел 2. История развития зарубежной и отечественной сексологии. История зарождения и становления специальности сексологии в России. Межпредметные связи сексологии.
Раздел 3. Направленность сексологии. «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия. Психогигиена, психопрофилактика, их задачи. Разделы психогигиены: беременности, родов, раннего детского, дошкольного, школьного, юношеского, зрелого, пожилого и старческого возраста. Выявление начальных непсихотических расстройств при профилактическом осмотре. Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании, табакокурения. Клинические проявления.
Раздел 4. Сфера приложения сексологии. Практические задачи и функции сексологов.
Раздел 5. Теоретические и методологические основы и исследовательские проблемы сексологии. Базовые категории теоретического аппарата в сексологии.
Раздел 6. Патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы. Патология ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, интеллекта, эмоций, влечений, воли, внимания у больных непсихиатрических лечебных учреждений. Психопатологические синдромы (невротические, субпсихотические, психопатические, психоорганические).
Раздел 7. Восстановление нарушенных функций в сексологии.
Раздел 8. Психосоматическая проблема, психологические исследования в клинике соматических заболеваний. Психологические аспекты и проблемы телесности и интрацепции. Психосоматическое направление в медицине. Понятие о психосоматическом заболевании. Психологические и нейродинамические механизмы психосоматических нарушений. Алекситимия. Учение В. Райха о телесных и эмоциональных зажимах. Психоаналитическая модель возникновения болезни.
Раздел 9. Сексологическое консультирование, коррекция и психотерапия. Общие вопросы и виды сексологического консультирования и психотерапии. Современная классификация методов психотерапии. Общая, специальная, групповая, семейная, супружеская психотерапия. Личностно-ориентированная (реконструктивная), суггестивная, «поведенческая» и др. виды психотерапии. Значение психотерапии в лечении больных (неврозы, психосоматические заболевания). Определение неврозов. Понятие о типах невротического конфликта. Роль личности в развитии неврозов. Невротическая защита: понятие, классификация, значение, механизмы. Клиническая картина. Области применения психотерапии.
Раздел 10. Типология нарушений психических процессов, свойств и состояний разных видах патологии человека. Психологические проблемы аномального онтогенеза. Типа нарушений психического развития. Соотношение биологического и социального в природе аномального развития. Нарушения произвольных движений, действий и речи. Нарушение влечений. Личность и ее изменения и аномалии.
5. Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1.Рекомендуемая литература
а) основная литература
-
Адлер А. Понять природу человека. -СПб.,1997.
-
Астапова В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. –СПб., 2001.
-
Банщиков В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология. М.,1967.
-
Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Ростов-на Дону,1996.
-
Бремска. Полное руководство по детской психиатрии. –М., 2002.
-
Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. –М., 2002.
-
Джонсон Р.А. Он: глубинные аспекты мужской психологии. М.,1996.
-
Зейгарник Б.В. Патопсихология. –М., 2003.
-
Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. –М., 2001.
-
Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. –Прага, 1974.
-
Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск,1997.
-
Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.,1991.
-
Мафсон Л. Подросток и депрессия. –М., 2003.
-
Райх В. Функция организма. -СПб-М.,1997.
-
Роджерс К. Клиент -центрированная терапия. -М.,1997.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., 1989.
-
Тодд Дж. Основы клинической и консультативной психологии. –М., 2001.
-
Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. В 2-х т. -М.,1996.
-
Хорни К. Невроз и личностный рост -СПб,1997.
б) дополнительная литература
-
Бодалев А.А. Личность и общение. -М., 1983
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.
-
Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. В 2-х томах. -М., 1968.
-
Лакосина Н.Д., Ковалев В.В. Медицинская психология. -М., 1976.
-
Лежепекова Л.А., Якубов Б.А. Вопросы психогигиены и психопрофилактики в работе практического врача. -Л.,1977.
-
Меграбян А.А. Личность и сознание. -М., 1978.
-
Меграбян А.А. Общая психопатология. -М., 1972.
-
Моховикова А.Н. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоматических расстройств. –М., 2002.
-
Мясищев В.Н., Лебединский М.С. Введение в медицинскую психологию. Ташкент, 1971.
-
Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. -Л., 1989.
-
Панов А.Г., Беляев Г.С. Аутогенная тренировка. -Л.,1973.
-
Психосинтез. Теория и практика. /Под ред. Ассаджоле. -М.,1994.
-
Рожнов В.Е. Гипнотерапия. - В кн.: Руководство по психотерапии. Ташкент,1979.
-
Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х томах. -М., 1985.
-
Чудновский В.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. -Ростов-на-Дону,1999.
-
Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб., 2001.
6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины
Таблицы, плакаты, иллюстрации. Видеомагнитофон, телевизор.
7.Материально-техническое обеспечение дисциплины
Библиотечный фонд ТГПУ.
8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1 Вопросы для самостоятельной работы студентов.
-
Методы исследования соматического больного с психическими нарушениями.
-
Картография бессознательного С. Грофа (биографический, пренатальный и трасперсональный уровни).
-
Значение неосознаваемого в происхождении болезни.
-
Роль решения сознания в лечении неврозов и психосоматических патологий.
-
Патохарактерологическое развитие личности.
-
Психопатии.
-
Влияние социальных и биологических факторов в психопатизации личности.
-
Дать представление о психопатии.
-
Психогенные заболевания. Невротические расстройства.
-
Социально-психологические проблемы семьи.
-
Нарушения функции семьи, личностные качества супругов, выбор партнера, ожидания и супружеское соглашение, детерминанты брака, стадии развития супружеских отношений.
8.2 Примерная тематика рефератов.
-
Кризисные ситуации в браке.
-
Внутренние проблемы супружеской пары (домашнее хозяйство, воспитание детей, свободное время, половая жизнь).
-
Влияние внешних факторов (родителей и близких родственников, друзей, знакомых, соседей).
-
Влияние социальных и биологических факторов в психопатизации личности.
-
Внебрачные контакты и связи.
-
Основные вопросы профилактики и терапии психосоматических расстройств.
8.3 Примерный перечень вопросов к зачету.
-
Предмет и задачи сексологии. Психопатология и патопсихология и их различия. Методы исследования соматического больного с психическими нарушениями.
-
Патология ощущений, восприятий у больных непсихиатрических лечебных учреждений.
-
Патология памяти, интеллекта, мышления, воображения у больных непсихиатрических лечебных учреждений.
-
Патология эмоций, влечений, воли, внимания у больных непсихиатрических лечебных учреждений.
-
Психопатологические синдромы у больных не психиатрических учреждений.
-
Сознание, неосознаваемое и бессознательное. Структура бессознательного и сознания в свете учения З. Фрейда. Картография бессознательного С. Грофа (биографический, пренатальный и трасперсональный уровни)
-
К.С. Льюис. Влюбленность
-
Стендаль. О любви
-
А.М. Коллонтай. Любовь и новая мораль
-
З. Фрейд. Об унижении любовной жизни
-
Н.А. Бердяев. Тайные силы любви
-
Паола Ломброзо. Женщины, мужчины и кокетство
-
Недостатки обоих полов
-
Кокетство в разные эпохи и у различных народов
-
А. Шопенгауэр. Метафизика половой любви
-
Л.Г. Ионин. Укрощенная эротика
-
Ст. Лем. Эротика и секс в фантастике и футурологии
-
Половая жизнь по-космически
-
Эрих Фромм. Уравнение с одним обездоленным
-
Карен Хорни. Невротическая потребность в любви
-
Эрик Берн. Секс и здоровье
-
Карен Хорни. Проблема моногамного идеала
-
И.С. Кон. Психология сексуальности
-
Поведение и воображение
-
Психосексуальное развитие и половая социализация
-
Г.С. Васильченко и др. Нарушения психосексуального развития
27. Нарушения полового самосознания (аутоидентификации). Транссексуализм
28. Нарушения стереотипа полоролевого поведения
29. Нарушения психосексуальных ориентаций
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовки магистра по направлению 540305М Педагогическая психология.
(указывается номер и наименование направления подготовки (специальности)
Программу составили:
к.психол.н., доцент ___________ И. Л. Шелехов
д.б.н., профессор ___________ А. М. Уразаев
Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики
протокол № ______ от « ___» _____________2010 г.
зав. кафедрой:
д.м.н., профессор _____________________ М.М. Аксенов
(подпись)
Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.
Председатель методической комиссии ФПСОР, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики___________ Н. А. Буравлева
(подпись)
Декан ФПСОР _______________________ Н.К. Грицкевич