Программа дисциплины Для студентов специальности 030501. 65- «Юриспруденция» Форма обучения очная, заочная - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа учебной дисциплины для специальности 030501. 65 Юриспруденция... 1 99.66kb.
Программа дисциплины: «Гражданский процесс» 4 560.25kb.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 23 1 Самостоятельная... 2 465.33kb.
Рабочая программа по дисциплине «социология» для студентов юридического... 1 362.84kb.
Программа учебной дисциплины для специальности 050720. 65 Физическая... 1 237.63kb.
Учебная программа дисциплины «Уголовный процесс» Общая и Особенная... 3 627.42kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 1 169.78kb.
Методические рекомендации для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»... 2 1174.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет внешнеэкономической... 3 877.75kb.
Программа учебной дисциплины для специальности 030501. 65 Юриспруденция 1 247.31kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины основы психолингвистики 1 187.58kb.
Тематический план специальная психология Цель Категория слушателей 1 104.89kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины Для студентов специальности 030501. 65- «Юриспруденция» Форма - страница №1/1





Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тюменской области

«Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»


2.5. Реализация образовательных программ

СМК – РОП - ООП - 2.5.-2012


Специальная психология





Согласовано

Проректор по учебной работе

_______________ Т.А.Кольцова

"___"_______________2012 г.




УТВЕРЖДЕНО

Решением Учёного совета

(протокол № 10 от 30.05.2012 г.)

А.С. Петрова


СПЕЦИАЛЬНая психология
Рабочая программа дисциплины
Для студентов специальности

030501.65- «Юриспруденция»
Форма обучения

очная, заочная

Тюмень


2012


ББК 88.4

С 71

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП», 2012.- 22 с.


Рабочая программа дисциплины «Специальная психология» подготовлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебными планами специальности 030501.65 «Юриспруденция».

Программа включает в себя организационно-методический раздел дисциплины; тематические планы; содержание курса; задания для семинарских и практических занятий, самостоятельной работы студентов; тесты для самоконтроля; задания для выполнения контрольной работы; перечень вопросов для подготовки к зачету.

Рабочая программа предназначена для студентов указанной специальности очной и заочной форм обучения.


Одобрено на заседании кафедры философии, истории и социологии протокол заседания кафедры № 9 от 23 апреля 2012 года, печатается по решению учебно-методического совета, протокол заседания УМС № 9 от 23 мая 2012 года.

Рецензенты:

Н.В. Блажевич, д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников ОВД Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

Т.Н. Гольцова, к. пед. наук, доцент кафедры философии, истории и социологии ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП».

Автор-составитель к.п.н., доцент А. С. Петрова






© ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП», 2012




© А.С. Петрова, 2012

Организационно-методический раздел дисциплины

Цель и задачи дисциплины
Программа дисциплины «Специальная психология» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» и определяет содержание и структуру комплекса.

Цель дисциплины:

подготовить квалифицированного специалиста, разбирающегося в психологических проблемах юридической деятельности, умеющего использовать знания психологических закономерностей в различных видах профессиональной деятельности, а также системы пограничных связей психологии с юриспруденцией, криминологией, что позволяет корректно учитывать психологические факторы и их действенность в юридической практике.



Задачи дисциплины:

– формирование мотивации овладения системой психологических знаний, умений и навыков, необходимых в деятельности юриста;

– овладение необходимыми знаниями по специальной психологии;

– овладение знаниями, необходимыми для понимания взаимоотношений между субъектами и объектами юридической деятельности;

– обучение будущих юристов использованию в своей работе знаний психологических закономерностей для повышения эффективности деятельности;

– ознакомление студентов с основными методами управления психическими состояниями объектов юридической деятельности и навыками дифференцированного использования методов психологического воздействия в различных ситуациях.


Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников
Изучение учебной дисциплины «Специальная психология» предлагает научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.

Дисциплина «Специальная психология» включена в раздел учебного плана специальности 030501.65 «Юриспруденция» «Национально-региональный (вузовский) компонент» ГСЭ Р.02. Требования к усвоению дидактических единиц в Государственном образовательном стандарте не предусмотрены.

Данный спецкурс базируется на теоретической основе и философии современного психологического и юридического образования, на новых целевых подходах высшей школы и пытается обозначить возникающие противоречия и дополнения в проблемах, требующих новых междисциплинарных подходов для их решения.
Специальная психология в деятельности юриста имеет комплексный, междисциплинарный характер, интегративные связи с науками уголовного процесса, уголовного, гражданского, семейного, трудового права (законодательства), криминалистикой и криминологией, судебно-психологической и психиатрической экспертизой и т. д.
Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины студенты должны –

– обладать знаниями психолого-юридического диапазона, достаточно обеспечивающего системный анализ противоправной деятельности, практики юридических действий;

– быть ориентированы в сфере социально-психологических основ право­отношений и закономерностей как условий эффективного правоприме­


нения и правотворчества;

уметь:

– владеть специальными психологическими знаниями следственной и судебной деятельности;

– уметь вычленять и учитывать специфику и проблематику психологических факторов в криминальной структуре действия и ситуации;

– обладать необходимым уровнем практики и инструментальных действий в психолого-юридических исследованиях;

– уметь использовать современные технологии в психологической подготовке для своего профессионального роста;

иметь навыки:

– делового (профессионального) общения;

– саморегуляции (оптимизации) психического состояния;

– самоконтроля и самооценки учебных достижений по данной учебной дисциплине;


Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля

в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

очная форма обучения

Общие часы – 72 ч. Аудиторные занятия – 36 ч.

Лекции – 18 ч. Семинарские (практ.) зан-я – 18 ч.

Самостоятельная работа – 36 ч.

Формы текущего и итогового контроля – опрос, подготовка докладов, тестирование, решение классных контрольных работ, зачет.

заочная форма обучения (3,5 г. и 6 лет)

Общие часы – 72 ч. Аудиторные занятия – 8 ч.

Лекции – 6 ч. Семинарские (практ.) занятия – 2 ч.

Самостоятельная работа – 64 ч.



Формы текущего и итогового контроля – контрольная работа, зачет.

Тематический план дисциплины

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

очная форма обучения


Тема

Всего часов

в том числе

аудиторные

СРС

всего

лекц.

сем. (прак.) зан-я

всего

без преп.

с преп.

1. Специальная психология как наука

6

4

2

2

2

2




2. Атипии психического развития

9

4

2

2

5

4

1

3. Общие и специфические закономерности атипичного развития

5










5

3

2

4. Система психологического изучения людей с отклонениями развития:






















4.1. Олигофрения как одна из форм нарушений психического развития

6

4

2

2

2

2




4.2. Шизофрения как одна из форм психического заболевания

6

4

2

2

2

2




4.3. Эпилепсия как одна из форм психического заболевания

6

4

2

2

2

2




5. Психология девиантного поведения

6










6

4

2

6. Алкоголизм и наркотизм как одна из форм девиантного поведения

6

4

2

2

2

2




7. Понятие и характеристика суицидального поведения

6

4

2

2

2

2




8. Преступность как форма девиантного поведения

8

4

2

2

4

3

1

9. Психологические особенности «отклонений» сексуального поведения

8

4

2

2

4

3

1

ИТОГО

72

36

18

18

36

29

7



заочная форма обучения (3,5 г. и 6 лет)


Тема

Всего часов

в том числе

аудиторные

СРС

всего

лекц.

сем. (прак.) занятия




1. Специальная психология как наука

7

2

2




5

2. Атипиии психического развития

5










5

3. Общие и специфические закономерности атипичного развития

6










6

4. Система психологического изучения людей с отклонениями развития:

22

4

2

2




4.1. Олигофрения как одна из форм нарушений психического развития













6

4.2. Шизофрения как одна из форм психического заболевания













6

4.3. Эпилепсия как одна из форм психического заболевания













6

5. Психология девиантного поведения

8

2

2




6

6. Алкоголизм и наркотизм как одна из форм девиантного поведения

6










6

7. Понятие и характеристика суицидального поведения

6










6

8. Преступность как форма девиантного поведения

6










6

9. Психологические особенности «отклонений» сексуального поведения

6










6

ИТОГО

72

8

6

2

64

Содержание дисциплины

Тема 1. Специальная психология как наука


Понятие специальной психологии как научной дисциплины. Предмет, общие и частные задачи специальной психологии. Место специальных психологических знаний в профессиональной подготовке юриста. Междисциплинарный характер юридической психологии: взаимосвязь с общественными, общепрофессиональными и специальными учебными дисциплинами. Основные проблемы специальной психологии. Современное научное пространство и смысловые доминанты специальной психологии. Методология специальной психологии как совокупность конкретных методических приемов исследования, или методик. Понятия, составляющие ядро проблемного поля специальной психологии: психопрофилактика; психодиагностика; психокоррекция; психологическая реабилитация; психологическая компенсация; психологическая адаптация; интеграция.
Тема 2. Атипии психического развития

Понятие атипии психического развития. Распространенность атипий развития в популяции. Факторы риска серьезных нарушений и патологии в физическом и психическом развитии человека: генетические (генотипические), внешнесредовые. Классификация атипий развития: с сенсорными нарушениями; с задержкой психического развития; с астеническими или реактивными состояниями и конфликтными переживаниями; с психопатическими формами поведения; умственно недоразвитые; с начальными проявлениями психических заболеваний. Понятие асинхронии развития: ретардация и акселерация.


Тема 3. Общие и специфические закономерности атипичного развития

Понятие общих и специфических закономерностей атипичного развития. Параметры закономерностей атипичного развития: личностное развитие; когнитивное развитие; социальная адаптация; общение и средства коммуникации; речь; прием переработки и упорядочивания информации; закрепление жизненного опыта; потенциальные возможности; активность личности. Классы проблем развития: прямые; косвенные первого порядка; косвенные второго порядка. Проблемы интеллекта и речи при отклонениях психического развития. Нарушения процесса мыслительной деятельности на этапах: принятия задачи и контроля за результатом действий. Параметры социально-психологической проблемы специальной психологии: становление личности как субъекта социальной среды; усвоение социальных ролей, норм, ценностей; навыки взаимодействия; представления о мире; система отношений окружающих к проблемной личности.


Тема 4.1. Олигофрения как одна из форм нарушений психического развития

Понятие олигофрении как одной из форм нарушения психического развития. Причины олигофрений. Распространенность и выявляемость олигофрений. Виды олигофрений: идиотия, имбецильность, дебильность и их характеристика. Динамика психического состояния и социальной адаптации, страдающих олигофренией. Вопросы судебно-психиатрической экспертизы олигофренов. Криминогенность навязчивых состояний данной категории лиц.


Тема 4.2. Шизофрения как одна из форм психического заболевания

Понятие шизофрении как одной из форм психического заболевания. Причины шизофрении. Распространенность и выявляемость шизофрении. Виды шизофрении: непрерывная, злокачественная, параноидная. Динамика психического состояния и социальной адаптации, страдающих шизофренией. Вопросы судебно-психиатрической экспертизы шизофрении. Понятие симуляции шизофрении.


Тема 4.3. Эпилепсия как одна из форм психического заболевания

Понятие эпилепсии как одной из форм психического заболевания. Причины эпилепсии. Распространенность и выявляемость эпилепсии. Динамика психического состояния и социальной адаптации, страдающих эпилепсией. Психологическая характеристика поведения больных эпилепсией. Вопросы судебно-психиатрической экспертизы эпилепсии. Криминальные действия, совершаемые больными эпилепсией. Понятие сумеречного помрачения сознания.


Тема 5. Психология девиантного поведения

Понятие девиантности, девиантологии и девиантного поведения. Краткий исторический очерк развития понятия девиантного поведения. Предмет девиантологии. Понятие социальной нормы в девиантологии. Положение о позитивных и негативных девиациях. Понятие о социальном контроле. Неизбежность девиантного поведения, понятие правового сознания общества.


Тема 6. Алкоголизм и наркотизм как одна из форм девиантного поведения

Понятие алкоголизма. Понятие физической и психической зависимости, «абстинентного синдрома». Употребление и злоупотребление алкоголем как социальное явление. Потребление алкоголя и его последствия: простое алкогольное опьянение, хронический алкоголизм, алкогольный делирий (белая горячка), дипсомания (запой). Потребление алкоголя в России и его последствия. Социально-демографический состав лиц, имеющих проблемы в связи с алкоголем. Понятие «пивного алкоголизма». Преступления, совершаемые в состоянии алкогольного опьянения и их характеристика. Понятие наркомании, токсикомании. Понятие физической и психической зависимости, «абстинентного синдрома». Социально-демографический состав потребителей наркотиков и наркозависимых. Психологическая характеристика поведения наркомана. Преступления, совершаемые данной категорией лиц.


Тема 7. Понятие и характеристика суицидального поведения

Понятие «суицид», суицидальное поведение, суицидальные действия, суицидальные проявления, суицидальные замыслы и намерения. Типология суицидов. Социально-демографический состав суицидентов. Суицидальная мотивация. Психические заболевания как основа суицидальных мыслей. Обстоятельства совершения самоубийства.


Тема 8. Преступность как форма девиантного поведения

Понятие преступности, преступного поведения. Свойства преступности как социального феномена. Типы преступников, психологическая характеристика их преступной деятельности. Понятие организованной преступности и ее психологическая характеристика. Иерархия ролевых отношений в сообществах. Социально-психологические механизмы функционирования сообщества. Психология совершения преступления в группе. Терроризм. Структура преступного сообщества, динамика его развития. Криминальные группы несовершеннолетних. Субкультура преступных сообществ.


Тема 9. Психологические особенности «отклонений» сексуального поведения

Психологическая характеристика «отклонений» сексуального поведения. Негативные девиации: некрофилия, изнасилование, педофилия, проституция, садизм, сексуальный каннибализм и др. и психологическая характеристика лиц, их совершающих. Психология поведения серийных убийц. «Феномен Чикатило». Понятие и сущность проституции. Гомосексуализм: культурологический аспект и социальная реакция.



Планы семинарских (практических) занятий



Занятие 1. Тема 1. Специальная психология как наука

Контрольные вопросы:

1. Понятие специальной психологии как науки.

2. Цели и задачи специальной психологии.

3. Место специальной психологии в системе наук, ее внутрисистемные и междисциплинарные связи.

4. Основные методологические принципы и методы специальной психологии.

5. Категориально-понятийный аппарат специальной психологии.

6. История развития специальной психологии.

Практические задания:

1. Дайте обоснование выделения специальной психологии в отдельную отрасль человеческого знания.

2. Раскройте роль и значение микро- и макросоциальной среды в процессе генеза психосоциальных нарушений развития.
Занятие 2. Тема 2. Атипии психического развития

Контрольные вопросы:

1. Современные тенденции в исследовании психологических особенностей при отклонениях развития с позиций генотип-средовых влияний.

2. Влияние макросоциальных (социально-демографических) и микросоциальных (социально-семейных) факторов на возникновение атипий развития.

3. Основные подходы к классификации нарушений развития.

4. Причинно-следственные механизмы нарушений развития в рамках философской и естественно научной парадигмы.

Практические задания:

1. На отдельных примерах раскройте роль биогенетических причин в возникновении нарушений развития. Проанализируйте этиопатогенетические данные об отклонениях в развитии. Остановитесь подробнее на роли мозга в генезе нарушений развития. Пополните профессиональный тезаурус.

2. Выпишите ключевые слова, характеризующие общие закономерности атипичного развития. Приведите примеры собственных наблюдений и из литературных источников. Выделите позитивные и негативные специфические закономерности проявления отклонений развития.
Занятие 3 .Тема 4.1. Олигофрения

как одна из форм нарушений психического развития

Контрольные вопросы:

1. Понятие олигофрении в психологической литературе.

2. Причины олигофрений.

3. Распространенность и выявляемость олигофрений.

4. Формы олигофрений.

5. Динамика психического состояния и социальной адаптации, страдающих олигофренией.

6. Вопросы судебно-психологической экспертизы больных олигофренией.

Практическое задание: На отдельных примерах раскройте психологические особенности преступного поведения больных олигофренией.
Занятие 4. Тема 4.2. Шизофрения

как одна из форм психического заболевания

Контрольные вопросы:

1. Понятие шизофрении как одной из форм психического заболевания в психологической литературе.

2. Причины шизофрении. Распространенность и выявляемость шизофрении.

3. Виды шизофрении: непрерывная, злокачественная, параноидная.

4. Динамика психического состояния и социальной адаптации, страдающих шизофренией.

5. Вопросы судебно-психиатрической экспертизы шизофрении. Понятие симуляции шизофрении.



Практическое задание: На отдельных примерах раскройте психологические особенности преступного поведения больных шизофренией.
Занятие 5. Тема 4.3. Эпилепсия

как одна из форм психического заболевания

Контрольные вопросы:

1. Понятие эпилепсии как одной из форм психического заболевания в психологической литературе.

2. Причины эпилепсии. Распространенность и выявляемость эпилепсии.

3. Динамика психического состояния и социальной адаптации, страдающих эпилепсией.

4. Психологическая характеристика противоправного поведения больных эпилепсией.

5. Вопросы судебно-психиатрической экспертизы эпилепсии.

6. Криминальные действия, совершаемые больными эпилепсией. Понятие сумеречного помрачения сознания.

Практическое задание: На отдельных примерах раскройте психологические особенности преступного поведения больных эпилепсией.
Занятие 6. Тема 6. Алкоголизм и наркотизм

как одна из форм девиантного поведения

Контрольные вопросы:

1. Понятие алкоголизма. Понятие «пивного алкоголизма».

Понятие физической и психической зависимости, «абстинентного синдрома». Употребление и злоупотребление алкоголем как социальное явление.

2. Потребление алкоголя и его последствия: простое алкогольное опьянение, хронический алкоголизм, алкогольный делирий (белая горячка), дипсомания (запой).

3. Потребление алкоголя в России и его последствия. Социально-демографи­ческий состав лиц, имеющих проблемы в связи с алкоголем.

4. Преступления, совершаемые в состоянии алкогольного опьянения и их характеристика.

5. Понятие наркомании, токсикомании. Понятие физической и психической зависимости, «абстинентного синдрома».

6. Социально-демографический состав потребителей наркотиков и наркозависимых.

7. Психологическая характеристика поведения наркомана. Преступления, совершаемые данной категорией лиц.

Практическое задание: На отдельных примерах раскройте психологические особенности преступного поведения больных алкоголизмом и наркоманией.
Занятие 7. Тема 7. Понятие и характеристика суицидального поведения

Контрольные вопросы:

1. Понятие «суицид», суицидальное поведение, суицидальные действия, суицидальные проявления, суицидальные замыслы и намерения.

2. Типология суицидов и их психологическая характеристика.

3. Социально-демографический состав суицидентов.

4. Суицидальная мотивация.

5. Психические заболевания как основа суицидальных мыслей. Обстоятельства совершения самоубийства.



Практическое задание: На отдельных конкретных примерах раскройте психологические особенности поведения суицидентов.
Занятие 8. Тема 8. Преступность как форма девиантного поведения

Контрольные вопросы:

1. Понятие преступности, преступного поведения.

2. Свойства преступности как социального феномена.

3. Типы преступников, психологическая характеристика их преступной деятельности.

4. Понятие организованной преступности и ее психологическая характеристика.

5. Иерархия ролевых отношений в сообществах. Социально-психологические механизмы функционирования сообщества.

6. Структура преступного сообщества, динамика его развития.

7. Криминальные группы несовершеннолетних.



Практическое задание: На отдельных конкретных примерах раскройте психологические особенности субкультуры преступных сообществ.
Занятие 9. Тема 9. Психологические особенности «отклонений»

сексуального поведения

Контрольные вопросы:

1. Психологическая характеристика «отклонений» сексуального поведения.

2. Негативные девиации: некрофилия, изнасилование, педофилия, проституция, садизм, сексуальный каннибализм и др. и психологическая характеристика лиц, их совершающие.

3. Психология поведения серийных убийц. «Феномен Чикатило».

4. Понятие и сущность проституции.

5. Гомосексуализм: культурологический аспект и социальная реакция.


Контрольная работа для студентов заочной формы обучения
Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по дисциплине «Специальная психология». Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу самостоятельно в межсессионный период. Выполненная работа должна быть защищена студентом. Студенты, не выполнившие контрольную работу, к сдаче зачета не допускаются. Работа должна быть аккуратно оформлена в рукописном или печатном виде, удобна для проверки и хранения.

Контрольная работа по курсу «Специальная психология» выполняется по вариантам и состоит из письменного ответа на вопрос.
Вариант контрольной работы выбирается в зависимости от последней цифры в номере зачетной книжки.


Последняя цифра в номере зачетной книжки и номера тем

Номер варианта

1, 11, 21, 31, 41

1

2, 12, 22, 32, 42

2

3, 13, 23, 33, 43

3

4, 14, 24, 34, 44

4

5, 15, 25, 35, 45

5

6, 16, 26, 36, 46

6

7, 17, 27, 37, 47

7

8, 18, 28, 38, 48

8

9, 19, 29, 39, 49

9

10, 20, 30, 40, 50

10


Темы контрольных работ

1. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.

2. Современные тенденции в исследовании психологических особенностей детей при отклонениях развития с позиций генотип-средовых влияний.

3. Позитивные и негативные специфические закономерности проявления отклонений развития.



  1. Психологическая характеристика лиц с различной типологией суицидального поведения.

5. Общая характеристика зависимого поведения личности.


6. Психологические особенности поведения людей с различными формами шизофрении.

7. Психологическая характеристика личности преступника.

8. Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.

9. Олигофрения и причины ее возникновения.

10. История развития специальной психологии.

11. Роль биогенетических причин в возникновении нарушений развития.

12. Особенности мышления при атипиях развития.

13. Понятие и сущность проституции.

14. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.

15. Возрастные особенности суицидального поведения.

16. Факторы зависимого поведения личности.

17. Психология преступного поведения больных шизофренией.

18. Психология организованной преступности.

19. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение».

20. Особенности распространенности и выявляемости олигофрений.

21. Нарушения социализационных процессов на разных возрастных этапах развития личности.

22. Роль мозга в генезе нарушений развития.

23. Возможные биологические и социальные причины нарушений речи при атипиях развития.

24. Роль семьи в формировании личности ребенка.

25. Психология поведения серийных убийц.

26. Условия формирования делинквентного поведения.

27. Психологическая характеристика поведения лиц с алкогольной зависимостью.

28. Психология насильственной преступности.

29. Понятие «социальная норма».

30. Значение основных концепций Л.С. Выготского для специальной психологии.

31. Толерантность общества в ключе проблем специальной психологии.

32. Нарушения социализационных процессов на разных возрастных этапах развития личности.

33. Суицидальная мотивация.

34. Психологическая характеристика поведения лиц с наркотической зависимостью.

35. Психология неосторожной преступности.

36. Подросток и преступление.

37. Виды социальных норм и механизмы их регулирования.

38. Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения.

39. Судебно-психиатрическая оценка поведения больных алкоголизмом и наркоманией.

40. Психология терроризма.

41. Психологическая характеристика преступной субкультуры.

42. Нормы в психологии.

43. Социальные отклонения.

44. Отклоняющееся поведение как результат научения.

45. Психологические особенности поведения людей с различными формами олигофрении.

46. Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности.

47. Проблемы социальной адаптации больных олигофренией.

48. Психология преступного поведения больных олигофренией.

49. Причинно-следственные механизмы нарушений развития личности в рамках философской и естественнонаучной парадигмы.



50. Психологическая характеристика «отклонения» в сфере сексуального поведения.
Учебно-методические материалы по дисциплине

Литература

основная:

  1. Алексеева Л.В. Юридическая психология: учебное пособие. - М.: Проспект,2010.-312 с.

  2. Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие.- СПб.: Питер,2009.-431 с.

  3. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов.-6-е изд.-СПб.:Питер,2009.-608 с.

  4. Змановская Е. В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие/ Е.В. Змановская, В.Ю.Рыбников.- СПб: Питер, 2010.-352 с

  5. Марцинковская Т. Д., Григорович Л.А.Психология и педагогика: Учебник.-Москва:Проспект,2009.-464 с.

  6. Михайлов Л.А. и др. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие/под ред. Л.А.Михайлова.- СПб.: Питер, 2009 -270с.

  7. Щеголев И., Людвич В.16 типов личности: почерк и характер.- Ростов н/Д:Феникс,2010.-155 с.

  8. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь /пер.с англ.-СПБ:Питер,2010.-304 с.

  9. Экман П. Узнай лжеца по выражению лица: книга-тренажер /пер.с англ.-СПБ:Питер,2010.-272 с.


дополнительная:

  1. Абельцев С. Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М.: ЮНИТИ-DАНА, Закон и право, 2000. – 207 с.10.

  2. Антонян Ю. М. Психология убийства. М.: Юристъ, 1997.- 304 с.

  3. Васильев В.Л. Юридическая психология. 3-е изд. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 624 с.

  4. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб.: «Юрид. центр Пресс», 2004.

  5. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб., 2002.

  6. Еникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Изд. НОРМА, 2000. – 517 с.

  7. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2006.

  8. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

  9. Курганов С. И., Кравченко А. И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000. – 255 с.

  10. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: ЭКСМО Пресс, 1999. 416 с., кодекс РФ. М.: Изд. ЗЕРЦАЛО, 1999. – 96 с.

  11. Лубовский В.И. Специальная психология. – Учеб. пособие. – 2006.

  12. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. Кн. 1, М.: Изд. Ось 89, 1998. – 304 с.

  13. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб пособие. – СПб., 2001.

  14. Сорокин В.М. Специальная психология. – Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2003.

  15. Специальная психология. – Учеб. пособие / Под ред. В.И. Лубовского. М., 2003. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учеб. пособие. – Ростов н/Д, 2000.

  16. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006.

  17. Шаповал И.А. Специальная психология. – Учеб. пособие. – 2005.

  18. Шербакова Ю.В. Специальная психология. – Учеб. пособие. – 2006. Чуфаровский Ю. Ф. Юридическая психология: вопросы и ответы. М.: Изд. Юриспруденция, 2000.- 256 с.

  19. Язык подсознания. 2-е изд., перераб. Красноярск: БОНУС; М.: ОЛМА-ПРЕСС; СПб.: НЕВА, 1999. – 432 с.


Сайты Internet


  1. http://www.transparency.org

  2. http://www.gumer. info.ru


Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля

Темы докладов для студентов очной формы обучения
Тема 1. Специальная психология как наука

1. Теоретическое и практическое значение специальной психологии.

2. История развития специальной психологии.

3. Нарушения социализационных процессов на разных возрастных этапах развития личности.

4. Концептуальные основы специальной психологии.

5. Значение основных концепций Л.С. Выготского для специальной психологии.


Тема 2. Атипии психического развития

1. Современные тенденции в исследовании психологических особенностей детей при отклонениях развития с позиций генотип-средовых влияний.

2. Роль демографического анализа в понимании закономерностей распространенности нарушений развития у личности.

3. Причинно-следственные механизмы нарушений развития в рамках философской и естественнонаучной парадигмы.

4. Роль биогенетических причин в возникновении нарушений развития.

5. Роль мозга в генезе нарушений развития.


Тема 3. Общие и специфические закономерности атипичного развития

1. Позитивные и негативные специфические закономерности проявления отклонений развития.

2. Особенности мышления при атипиях развития.

3. Возможные биологические и социальные причины нарушений речи при атипиях развития.

4. Роль семьи в формировании личности ребенка.

5. Стратегические позитивы и практические трудности интеграции детей с атипиями развития в общество.

6. Толерантность общества в ключе проблем специальной психологии.
Тема 4.1. Олигофрения как одна из форм нарушений психического развития

1. Олигофрения и причины ее возникновения.

2. Особенности распространенности и выявляемости олигофрений.

3. Психологические особенности поведения людей с различными формами олигофрении.

4. Психология преступного поведения больных олигофренией.

5. Проблемы социальной адаптации больных олигофренией.


Тема 4.2. Шизофрения как одна из форм психического заболевания

1. Шизофрения и причины ее возникновения.

2. Психологические особенности поведения людей с различными формами шизофрении.

3. Психология преступного поведения больных шизофренией.

4. Судебно-психиатрическая оценка поведения больных шизофренией.
Тема 4.3. Эпилепсия как одна из форм психического заболевания

1. Эпилепсия и причины ее возникновения.

2. Психологические особенности поведения людей с различными формами эпилепсии.

3. Психология преступного поведения больных эпилепсией.

4. Судебно-психиатрическая оценка поведения больных эпилепсией.
Тема 5. Психология девиантного поведения

1. Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.

2. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение».

3. Понятие «социальная норма».

4. Нормы в психологии.

5. Виды социальных норм и механизмы их регулирования.

6. Социальные отклонения.

7. Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения.

8. Отклоняющееся поведение как результат научения.

9. Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения личности.


Тема 6. Алкоголизм и наркотизм как одна из форм девиантного поведения

1. Общая характеристика зависимого поведения личности.

2. Факторы зависимого поведения личности.

3. Условия формирования делинквентного поведения.

4. Психологическая характеристика поведения лиц с алкогольной зависимостью.

5. Психологическая характеристика поведения лиц с наркотической зависимостью.

6. Судебно-психиатрическая оценка поведения больных алкоголизмом и наркоманией.
Тема 7. Понятие и характеристика суицидального поведения


  1. Психологическая характеристика лиц с различной типологией суицидального поведения.

2. Возрастные особенности суицидального поведения.

3. Концепции формирования суицидов.

4. Суицидальная мотивация.
Тема 8. Преступность как форма девиантного поведения

1. Психологическая характеристика личности преступника.

2. Психология организованной преступности.

3. Психология насильственной преступности.

4. Психология неосторожной преступности.

5. Подросток и преступление.

6. Психология терроризма.

7. Психологическая характеристика преступной субкультуры.


Тема 9. Психологические особенности «отклонений» сексуального поведения

1. Психологическая характеристика «отклонения» в сфере сексуального поведения.

2. Понятие и сущность проституции.

3. Психология гомосексуализма.

4. Психология поведения серийных убийц.

5. «Феномен Чикатило».


Вопросы к зачету для студентов очной и заочной форм обучения
1. Понятие специальной психологии как науки.

2. Цели и задачи специальной психологии.

3. Место специальной психологии в системе наук, ее внутрисистемные и междисциплинарные связи.

4. Основные методологические принципы и методы специальной психологии.

5. Категориально-понятийный аппарат специальной психологии.

6. История развития специальной психологии.

7. Современные тенденции в исследовании психологических особенностей при отклонениях развития с позиций генотип-средовых влияний.

8. Влияние макросоциальных (социально-демографических) и микросоциальных (социально-семейных) факторов на возникновение атипий развития.

9. Основные подходы к классификации нарушений развития.

10. Причинно-следственные механизмы нарушений развития в рамках философской и естественно научной парадигмы.

11. Причины олигофрений.

12. Распространенность и выявляемость олигофрений.

13. Формы олигофрений.

14. Динамика психического состояния и социальной адаптации, страдающих олигофренией.

15. Вопросы судебно-психологической экспертизы больных олигофренией.

16. Понятие шизофрении как одной из форм психического заболевания в психологической литературе.

17. Виды шизофрении: непрерывная, злокачественная, параноидная.

18. Динамика психического состояния и социальной адаптации, страдающих шизофренией.

19. Вопросы судебно-психиатрической экспертизы шизофрении. Понятие симуляции шизофрении.

20. Динамика психического состояния и социальной адаптации, страдающих эпилепсией.

21. Психологическая характеристика противоправного поведения больных эпилепсией. Понятие сумеречного помрачения сознания.

22. Понятие алкоголизма. Понятие «пивного алкоголизма».

23. Понятие физической и психической зависимости, «абстинентного синдрома». Употребление и злоупотребление алкоголем как социальное явление.

24. Потребление алкоголя и его последствия: простое алкогольное опьянение, хронический алкоголизм, алкогольный делирий (белая горячка), дипсомания (запой).

25. Потребление алкоголя в России и его последствия. Социально-демографи­ческий состав лиц, имеющих проблемы в связи с алкоголем.

26. Преступления, совершаемые в состоянии алкогольного опьянения и их характеристика.

27. Понятие наркомании, токсикомании. Понятие физической и психической зависимости, «абстинентного синдрома».

28. Социально-демографический состав потребителей наркотиков и наркозависимых.

29. Психологическая характеристика поведения наркомана. Преступления, совершаемые данной категорией лиц.

30. Понятие суицид, суицидальное поведение, суицидальные действия, суицидальные проявления, суицидальные замыслы и намерения.

31. Типология суицидов и их психологическая характеристика.

32. Социально-демографический состав суицидентов.

33. Суицидальная мотивация.

34. Психические заболевания как основа суицидальных мыслей. Обстоятельства совершения самоубийства.

35. Понятие преступности, преступного поведения.

36. Свойства преступности как социального феномена.

37. Типы преступников, психологическая характеристика их преступной деятельности.

38. Понятие организованной преступности и ее психологическая характеристика.

39. Иерархия ролевых отношений в сообществах. Социально-психологические механизмы функционирования сообщества.

40. Структура преступного сообщества, динамика его развития.

41. Криминальные группы несовершеннолетних.

42. Психологическая характеристика «отклонений» сексуального поведения.

43. Негативные девиации: некрофилия, изнасилование, педофилия, проституция, садизм, сексуальный каннибализм и др. и психологическая характеристика лиц, их совершающие.

44. Психология поведения серийных убийц. «Феномен Чикатило».

45. Понятие и сущность проституции.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов очной формы обучения предполагает подготовку теоретического материала для опроса на семинарских занятиях и написание докладов, темы которых представлены в разделе «Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля». Кроме того, изучение дисциплины завершается защитой контрольной работы, исходные данные которой находятся в разделе «Методические указания и задание для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения».

Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения предполагает, в первую очередь, глубокое и внимательное изучение курса лекций. С целью самоконтроля студент должен ответить на сформулированные в разделе «Задания для семинарских и практических занятий» контрольные вопросы. Одной из форм контроля полученных знаний является проведение самотестирования. Обязательный элемент учебного плана и самостоятельной работы по данной дисциплине – контрольная работа, выполняемая в межсессионный период.


График СРС очной формы обучения

Тема

Сем.

Нед.

Часы

Содержание СРС

Формы контроля СРС

Тема 1

3

1

2

Изучение мнений по сущности методологии, предмету, задачам, методам специальной психологии

Устный опрос, доклады, тестирование

Тема 2

3

2

4

Изучение мнений по вопросу атипии психического развития

Устный опрос, доклады, тестирование

Тема 3

3

3

3

Изучение общих и специфических закономерностей атипичного развития. Анализ проблемы их криминогенности

Устный опрос, доклады, тестирование

Тема 4.1

3

4

2

Изучение особенностей олигофрении как одной из форм нарушений психического развития

Устный опрос, доклады, контрольная работа

Тема 4.2







2

Изучение особенностей шизофрении как одной из форм нарушений психического заболевания

Устный опрос, доклады, контрольная работ

Тема 4.3







2

Изучение особенностей эпилепсии как одной из форм нарушений психического заболевания

Устный опрос, доклады, контрольная работа

Тема 5

3

6

4

Изучение мнений по вопросу психологических особенностей девиантного поведения

Устный опрос, доклады, тестирование

Тема 6

3

10

2

Изучение мнений по вопросу психологических особенностей алкоголизма и наркотизма как одних из форм девиантного поведения, рассмотрение и решение психологических ситуаций

Устный опрос, доклады, тестирование, контрольная работа

Тема 7

3

12

2

Изучение мнений по вопросу психологических особенностей суицидального поведения, рассмотрение и решение психологических ситуаций

Устный опрос, доклады, тестирование

Тема 8

3

14

3

Изучение мнений по вопросу психологических особенностей преступного поведения, рассмотрение и решение психологических задач

Устный опрос, доклады, тестирование, контрольная работа

Тема 9

3

18

3

Изучение мнений по вопросу психологических особенностей «отклонений» сексуального поведения

Устный опрос, доклады, тестирование


СОДЕРЖАНИЕ



Организационно-методический раздел дисциплины

3

Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения

4

Тематический план дисциплины

5

Содержание дисциплины

6

Планы семинарских (практических) занятий

8

Контрольная работа для студентов заочной формы обучения

12

Учебно-методические материалы по дисциплине

14

Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля

15

Самостоятельная работа студентов

20


Алла Станиславовна Петрова

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Рабочая программа дисциплины

для студентов специальности

030501.65- «Юриспруденция»

Формат 60х84/16. Гарнитура Times New Roman

Объем 1,16 у.- п.л.

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

625051, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 102