Программа дисциплины «Дифференциальная геометрия и топология» - страница №1/1
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Дифференциальная геометрия и топология»
для специальности 230401.65 Прикладная математика подготовки специалиста
|
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет прикладной математики и кибернетики
Программа дисциплины «
Дифференциальная геометрия и топология»
для специальности 230401.65 «Прикладная математика» подготовки специалиста
Авторы программы:
Грушин В.В., д.ф.-м.н., профессор, vvgrushin@mail.ru.
Карасев М.В., д.ф.-м.н., профессор, mkarasev@hse.ru.
Одобрена на заседании кафедры прикладной математики «29» июня 2012 г.
Зав. кафедрой М.В. Карасев
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г
Председатель [Введите И.О. Фамилия]
Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.
Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 230401.65 «Прикладная математика», обучающихся по специализации «Применение математических методов к решению инженерных и экономических задач», изучающих дисциплину «Дифференциальная геометрия и топология».
Программа разработана в соответствии с:
-
ГОС 657100 Прикладная математика.
-
Образовательной программой 230401.65 «Прикладная математика».
-
Рабочим учебным планом университета по специальности230401.65 «Прикладная математика», специализации «Применение математических методов к решению инженерных и экономических задач», утвержденным в 2012 г.
2Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины является формирование перечисленных ниже компетенций, а также ознакомление студентов с основами общей топологии, теории гладких многообразий, тензорного анализа и римановой геометрии, теории интегрирования на многообразиях.
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
-
основные понятия теоретико-множественной и дифференциальной топологии:
определение и свойства топологических пространств, гладких многообразий и их отображений, касательного расслоения;
-
связь локальных свойств отображений с дифференциалом отображения;
-
формулы Френе;
-
свойства первой и второй квадратичных форм поверхности, дифференциальных форм на гладких многообразиях.
-
вычислять длины кривых и площади фигур в криволинейных координатах и на римановых многообразиях;
-
вычислять преобразование касательных векторов при отображениях многообразий;
-
вычислять первую и вторую квадратичные формы поверхности;
-
вычислять кривизну кривых и кривизну нормального сечения поверхности;
-
производить вычисления с дифференциальными формами.
-
Иметь навыки (приобрести опыт)
-
применения понятий, связанных с топологическими пространствами, гладкими многообразиями и их отображениями, касательными векторами, первой и второй квадратичными формами поверхности, дифференциальными формами.
4Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу «Дисциплины специализации».
Для специализации «Применение математических методов к решению инженерных и экономических задач» настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
-
Дифференциальные уравнения.
-
Уравнения в частных производных.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Дисциплина магистратуры «Асимптотический анализ».
5Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самостоятельная работа
|
Лекции
|
Семинары
|
Практические занятия
|
1
|
Аксиомы и основные понятия
|
15
|
6
|
|
3
|
6
|
2
|
Топологические инварианты
|
15
|
6
|
|
3
|
6
|
3
|
Основы теории гладких многообразий
|
18
|
8
|
|
4
|
6
|
4
|
Дифференциальные расслоения
|
10
|
4
|
|
2
|
4
|
5
|
Дифференциальное исчисление на многообразиях
|
15
|
6
|
|
3
|
6
|
6
|
Дифференциальные формы
|
8
|
4
|
|
2
|
2
|
6Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
|
Форма контроля
|
5-й курс, 1-й семестр
|
Параметры **
|
Текущий
(неделя)
|
Контрольная работа
|
15-я неделя
|
Письменная работа 60 минут
|
Домашнее задание
|
10-я – 14-я недели
|
Самостоятельная письменная работа, выполняется в течение четырех недель
|
Итоговый
|
Экзамен
|
В конце семестра
|
Устный экзамен.
|
6.1Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Сдача студентом экзамена оценивается по десятибальной системе в соответствии со знаниями и навыками, проявленными студентом на экзамене, а также с учетом выполнения контрольной работы и домашнего задания.
7Содержание дисциплины
-
Аксиомы и основные понятия
Аксиомы топологии, первые определения и простейшие следствия из них. Непрерывные отображения и гомеоморфизмы. Индуцированная топология.
Количество часов аудиторной работы – 9 часов.
-
Топологические инварианты
Число компонент связности и линейной связности, хаусдорфовость, регулярность и
нормальность, компактность.
Количество часов аудиторной работы – 9 часов.
-
Основы теории гладких многообразий
Гладкие структуры и гладкие отображения, диффеоморфизмы, касательные векторы и касательные отображения, подмногообразия и задание их уравнениями, регулярные и критические точки отображения, вложения и погружения.
Количество часов аудиторной работы – 12 часов.
-
Дифференциальные расслоения
Локально-тривиальные расслоения и их сечения. Касательное и кокасательное расслоения
Количество часов аудиторной работы – 6 часов.
-
Дифференциальное исчисление на многообразиях
Риманова метрика и интегрирование на римановых многообразиях. Градиент функции и дивергенция векторного поля.
Количество часов аудиторной работы – 9 часов.
-
Дифференциальные формы
Алгебра дифференциальных форм. Дифференциальные формы на многообразиях.
Интегрирование дифференциальных форм.
Количество часов аудиторной работы – 6 часов.
8Образовательные технологии
Рекомендуемые образовательные технологии:
– чтение лекций
– проведение практических занятий
– проведение экзамена.
Аудиторные занятия проводятся в форме лекций, практических занятий, обсуждения и защиты домашних заданий. Во время проведения практических занятий широко используются активные и интерактивные формы (обсуждение отдельных разделов дисциплины и методов решения задач, предложенных преподавателем; выбор вариантов задач в рамках конкретных тем домашних заданий).
Для обеспечения интерактивного и непрерывного учебного процесса, в качестве образовательных технологий широко используются коммуникационные средства, предоставляемые сетью «Интернет», в частности, студентам обеспечивается доступ к современной научной литературе в рамках изучаемого курса, осуществляется информационный обмен посредством электронной почты.
Самостоятельной работой студентов является выполнение домашних заданий.
9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
9.1Тематика заданий текущего контроля
Примерные вопросы/ задания для контрольной работы:
-
Вопрос.
-
Примерные вопросы/ задания для домашнего задания:
-
Вопрос.
-
9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
10.1Базовый учебник
М. Спивак и др. Математический анализ на многообразиях. СПб. «Лань». 2005.
10.2Основная литература
-
Я.Р. Магнус, Х. Нейдеккер. Матричное дифференциальное исчисление с приложениями к статистике и эконометрике. М: Физматлит. 2002.
-
Э.Б. Винберг. Курс алгебры.М: «Факториал Пресс». 2002.
-
Ф. Грин, Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. М: «КомКнига». 2007.
10.3Дополнительная литература
-
Фоменко А.Т., Дифференциальная геометрия и топология. Дополнительные главы, Ижевск, 1999.
-
Борисович Ю.Г., Близняков Н.М., Израилевич Я.А., Фоменко Т.Н., Введение в топологию,
М., 1995.
-
Дубнов В.Л., Введение в геометрическую теорию управления, (учебное пособие),
М., МИЭМ, 1989.
-
Мищенко А.С., Фоменко А.Т., Курс дифференциальной геометрии и топологии,
М. 1980.
-
Дубровин Б.А., Новиков С.П., Фоменко А.Т., Современная геометрия, М., 1979.
-
Рохлин В.А., Фукс Д.Б., Начальный курс топологии. Геометрические главы,
М., 1977.
-
Архангельский А.В., Пономарев В.И., Основы общей топологии в задачах и упражнениях,
М., 1974.
10.4Справочники, словари, энциклопедии
10.5Программные средства
-
программное обеспечение:
Wolfram MATHEMATICA, Maple, Mathcad, MATLAB.
-
базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Zentralblatt Math database, Math Search, Sci.Net.,
www.poiskknig.ru,
www.booksgid.com/science,
www.kodges.ru, wbooks.ifolder.ru, depositfiles.ru, letitbib.net.
10.6Дистанционная поддержка дисциплины
11Материально-техническое обеспечение дисциплины
Традиционная аудитория с аудиторной доской.