Программа дисциплины «Дифференциальная геометрия и топология» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Диссертация по специальности «геометрия и топология» защищена в 1993 г. 1 89.46kb.
Шихаб геометрия тензора конгармонической кривизны приближенно келеровых... 1 138.62kb.
Программа по курсу "Общая геометрия и топология" 1 77.12kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 01. 1 50.44kb.
Рабочая программа дисциплины гсэ. В. 10 Дифференциальная психология 1 199.45kb.
Программа курса "Дифференциальная геометрия" 1 21.8kb.
Программа дисциплины «Дифференциальная психология» 1 26.21kb.
Литература §1 Дифференциальная геометрия кривых 6 2317.84kb.
Рабочая программа модуля (дисциплины) математика линейная алгебра... 1 298.27kb.
Лакомкина Любовь Владимировна, №103-722-666 Приложение №3 1 40.96kb.
Программа дисциплины Топология для направления 010100. 62 "Математика"... 1 162.5kb.
Электронные базы данных elibrary 1 53.98kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа дисциплины «Дифференциальная геометрия и топология» - страница №1/1







Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Дифференциальная геометрия и топология»

для специальности 230401.65 Прикладная математика подготовки специалиста







Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной математики и кибернетики

Программа дисциплины «Дифференциальная геометрия и топология»

для специальности 230401.65 «Прикладная математика» подготовки специалиста

Авторы программы:

Грушин В.В., д.ф.-м.н., профессор, vvgrushin@mail.ru.

Карасев М.В., д.ф.-м.н., профессор, mkarasev@hse.ru.

Одобрена на заседании кафедры прикладной математики «29» июня 2012 г.

Зав. кафедрой М.В. Карасев
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 230401.65 «Прикладная математика», обучающихся по специализации «Применение математических методов к решению инженерных и экономических задач», изучающих дисциплину «Дифференциальная геометрия и топология».

Программа разработана в соответствии с:


  • ГОС 657100 Прикладная математика.

  • Образовательной программой 230401.65 «Прикладная математика».

  • Рабочим учебным планом университета по специальности230401.65 «Прикладная математика», специализации «Применение математических методов к решению инженерных и экономических задач», утвержденным в 2012 г.

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины является формирование перечисленных ниже компетенций, а также ознакомление студентов с основами общей топологии, теории гладких многообразий, тензорного анализа и римановой геометрии, теории интегрирования на многообразиях.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

    • основные понятия теоретико-множественной и дифференциальной топологии:

определение и свойства топологических пространств, гладких многообразий и их отображений, касательного расслоения;

    • связь локальных свойств отображений с дифференциалом отображения;

    • формулы Френе;

    • свойства первой и второй квадратичных форм поверхности, дифференциальных форм на гладких многообразиях.

  • Уметь

  • вычислять длины кривых и площади фигур в криволинейных координатах и на римановых многообразиях;

  • вычислять преобразование касательных векторов при отображениях многообразий;

  • вычислять первую и вторую квадратичные формы поверхности;

  • вычислять кривизну кривых и кривизну нормального сечения поверхности;

  • производить вычисления с дифференциальными формами.

  • Иметь навыки (приобрести опыт)

  • применения понятий, связанных с топологическими пространствами, гладкими многообразиями и их отображениями, касательными векторами, первой и второй квадратичными формами поверхности, дифференциальными формами.

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу «Дисциплины специализации».
Для специализации «Применение математических методов к решению инженерных и экономических задач» настоящая дисциплина является базовой.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Дифференциальные уравнения.

  • Уравнения в частных производных.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

 Дисциплина магистратуры «Асимптотический анализ».


5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Аксиомы и основные понятия

15

6




3

6

2

Топологические инварианты

15

6




3

6

3

Основы теории гладких многообразий

18

8




4

6

4

Дифференциальные расслоения

10

4




2

4

5

Дифференциальное исчисление на многообразиях

15

6




3

6

6

Дифференциальные формы

8

4




2

2



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

5-й курс, 1-й семестр

Параметры **

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

15-я неделя

Письменная работа 60 минут

Домашнее задание

10-я – 14-я недели

Самостоятельная письменная работа, выполняется в течение четырех недель

Итоговый

Экзамен



В конце семестра

Устный экзамен.



6.1Критерии оценки знаний, навыков



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Сдача студентом экзамена оценивается по десятибальной системе в соответствии со знаниями и навыками, проявленными студентом на экзамене, а также с учетом выполнения контрольной работы и домашнего задания.




7Содержание дисциплины


  1. Аксиомы и основные понятия

Аксиомы топологии, первые определения и простейшие следствия из них. Непрерывные отображения и гомеоморфизмы. Индуцированная топология.

Количество часов аудиторной работы – 9 часов.



  1. Топологические инварианты

    Число компонент связности и линейной связности, хаусдорфовость, регулярность и

    нормальность, компактность.

    Количество часов аудиторной работы – 9 часов.



  2. Основы теории гладких многообразий

    Гладкие структуры и гладкие отображения, диффеоморфизмы, касательные векторы и касательные отображения, подмногообразия и задание их уравнениями, регулярные и критические точки отображения, вложения и погружения.

    Количество часов аудиторной работы – 12 часов.


  3. Дифференциальные расслоения

    Локально-тривиальные расслоения и их сечения. Касательное и кокасательное расслоения

    Количество часов аудиторной работы – 6 часов.


  4. Дифференциальное исчисление на многообразиях

    Риманова метрика и интегрирование на римановых многообразиях. Градиент функции и дивергенция векторного поля.

    Количество часов аудиторной работы – 9 часов.


  5. Дифференциальные формы

    Алгебра дифференциальных форм. Дифференциальные формы на многообразиях.

    Интегрирование дифференциальных форм.

    Количество часов аудиторной работы – 6 часов.


8Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии:


– чтение лекций

– проведение практических занятий

– проведение экзамена.

Аудиторные занятия проводятся в форме лекций, практических занятий, обсуждения и защиты домашних заданий. Во время проведения практических занятий широко используются активные и интерактивные формы (обсуждение отдельных разделов дисциплины и методов решения задач, предложенных преподавателем; выбор вариантов задач в рамках конкретных тем домашних заданий).

Для обеспечения интерактивного и непрерывного учебного процесса, в качестве образовательных технологий широко используются коммуникационные средства, предоставляемые сетью «Интернет», в частности, студентам обеспечивается доступ к современной научной литературе в рамках изучаемого курса, осуществляется информационный обмен посредством электронной почты.

Самостоятельной работой студентов является выполнение домашних заданий.


9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы/ задания для контрольной работы:

  1. Вопрос.



Примерные вопросы/ задания для домашнего задания:

  1. Вопрос.


9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


М. Спивак и др. Математический анализ на многообразиях. СПб. «Лань». 2005.

10.2Основная литература


  1. Я.Р. Магнус, Х. Нейдеккер. Матричное дифференциальное исчисление с приложениями к статистике и эконометрике. М: Физматлит. 2002.

  2. Э.Б. Винберг. Курс алгебры.М: «Факториал Пресс». 2002.

  3. Ф. Грин, Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. М: «КомКнига». 2007.

10.3Дополнительная литература


  1. Фоменко А.Т., Дифференциальная геометрия и топология. Дополнительные главы, Ижевск, 1999.

  2. Борисович Ю.Г., Близняков Н.М., Израилевич Я.А., Фоменко Т.Н., Введение в топологию,

М., 1995.

  1. Дубнов В.Л., Введение в геометрическую теорию управления, (учебное пособие),

М., МИЭМ, 1989.

  1. Мищенко А.С., Фоменко А.Т., Курс дифференциальной геометрии и топологии,

М. 1980.

  1. Дубровин Б.А., Новиков С.П., Фоменко А.Т., Современная геометрия, М., 1979.

  2. Рохлин В.А., Фукс Д.Б., Начальный курс топологии. Геометрические главы,

М., 1977.

  1. Архангельский А.В., Пономарев В.И., Основы общей топологии в задачах и упражнениях,

М., 1974.

10.4Справочники, словари, энциклопедии

10.5Программные средства


    1. программное обеспечение:

Wolfram MATHEMATICA, Maple, Mathcad, MATLAB.

    1. базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Zentralblatt Math database, Math Search, Sci.Net., www.poiskknig.ru, www.booksgid.com/science, www.kodges.ru, wbooks.ifolder.ru, depositfiles.ru, letitbib.net.

10.6Дистанционная поддержка дисциплины

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Традиционная аудитория с аудиторной доской.