страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Прогнозирование и стратегическое планирование развития Московского транспортного - страница №1/1
Прогнозирование и стратегическое планирование развития Московского транспортного узла на основе метода системной динамикиЗаходякин Глеб Викторович, Стрижак Дмитрий Юрьевич Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики Московский регион в современной России является крупнейшим центром деловой активности. Исторически регион расположен на пересечении международных транспортных коридоров Север-Юг и Запад-Восток, и поэтому является также и главным логистическим центром страны, в котором происходит перераспределение большинства грузовых потоков. Высокий спрос на логистические услуги – транспортировку и хранение товаров - привлекает в эту отрасль значительные инвестиции, а проекты строительства новых складских мощностей заложены в стратегические программы развития Московской области. Однако необходимо понимать, что значительное увеличение складских мощностей приносит не только рабочие места и налоговые отчисления, но и дополнительные транспортные потоки. Фактическое неиспользование речного транспорта, ограниченная мощность железнодорожных путей сообщения, повсеместное использование грузового автомобильного транспорта, как основного способа перемещения грузов, в сочетании с растущим парком личных автомобилей ставит регион на грань транспортного коллапса. Ситуация усугубляется недальновидным развитием логистической инфраструктуры региона со стороны частных компаний - тяготением объектов к основному центру сбыта – Москве, направление многих региональных грузов на перераспределение через московские склады, а также отсутствие четкого регулирования развития логистических объектов в регионе со стороны государства, привели к ситуации крайней перегруженности основных транспортных артерий Московского региона. При планировании и регулировании развития логистических мощностей необходимо производить комплексный анализ воздействия таких проектов на экономику региона, а также «увязывать» их с программами развития транспортной инфраструктуры и тенденциями социально-экономического развития. Анализ мирового опыта показал эффективность использования для решения подобных задач системно-динамических имитационных моделей. Метод системной динамики позволяет создавать компьютерные модели сложных систем с целью изучения и прогнозирования их поведения в условиях множественных контуров обратной связи между переменными модели. Так, учеными ЕС были разработаны несколько основанных на системной динамике моделей макрологистических систем – Лигурийского логистического кластера, порта Роттердам, транспортной системы Франции, транспортной системы Евросоюза. Целью настоящего исследования была разработка инструмента стратегического планирования развития логистической инфраструктуры для правительства Московской области, позволяющего прогнозировать влияние инвестиционных решений по развитию транспортной и складской инфраструктуры на качество логистического обслуживания и экономику региона. C использованием пакета Vensim была разработана компьютерная имитационная модель-прототип, отражающая основные взаимосвязи факторов развития Московского транспортного узла. Ключевыми переменными модели являются: прогноз спроса на грузоперевозки, доступность и загрузка дорожной инфраструктуры по направлениям, парк грузовых транспортных средств (численность и структура), доступность и загрузка складских мощностей, тарифы логистических операторов, привлекательность складских мощностей различных классов и зон размещения для потребителей логистических услуг. При этом прогнозы спроса на грузоперевозки и планы развития дорожной инфраструктуры являются экзогенными факторами, а структура мощностей, распределение грузопотоков в системе и тарифы – эндогенными. Экономическую эффективность решений в модели позволяют оценить поступления в областной бюджет. Основным аспектом модельного исследования являлась оценка влияния своевременной реализации проектов развития транспортной инфраструктуры – в частности, проекта строительства Центральной кольцевой автодороги на качество логистических услуг и привлекательность региона для перевалки грузопотоков. Дополнительно были рассмотрены сценарии административного регулирования транспортной ситуации в регионе путем введения запретов на движение большегрузного транспорта – в сочетании с необходимой модернизацией дорожной инфраструктуры, или при ее задержке/отсутствии. Решены следующие задачи:
Литература
|
|