Проект «Загадочные знаки и символы» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Проект «Загадочные знаки и символы» - страница №1/1

«МБДОУ «Полазненский детский сад №8»





Проект

«Загадочные знаки и символы» Разработали: Магжанова Л.А.

Холод И.И.



2012-2013 г.

Вид проекта: информационный, долгосрочный.

Участники проекта: педагоги старшей группы № 4 Магжанова Л.А., Холод И.И.

Целевая группа: воспитанники группы и их родители.

Актуальность: В различных разделах реализуемой нами программы предусматривается освоение дошкольниками разнообразных моделей, различных знаково-символических средств, развитие умений их создавать и применять в процессе познания. Овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста. Развитие знаково- символической деятельности рассматривается в качестве показателя готовности к школе, критерия интеллектуального развития. Однако, без специальной работы у значительной части детей отмечается низкий уровень развития умений моделирования- затруднения в последовательном сравнении объекта с моделью, отсутствие предварительного анализа модели, непонимание правил моделирования, буквальное восприятие символов и знаков. Речь идет об освоении практических действий по использованию модели (применение готовых моделей, воспроизведение их в знакомых ситуациях, внесение простейших изменений), замещение, кодирование и декодирование модели, символов, знаков.

Цель: Создание мотивации к освоению знаково-символических систем и средств, уточнение опыта их освоения детьми.

Задачи:

1. Развивать познавательную деятельность детей за счет освоения различных знаково-символических средств и моделирования;

2. Активизировать освоение различных знаково-символических средств; подвести к пониманию их функций, правил построения, активизировать желание их осваивать и использовать в процессе познания;

3. Развивать умения и действия: моделирования, замещения, кодирования, декодирования, создания и преобразования модели, предварительный анализ объекта и заместителей, сравнение и обследование объекта и модели, изменение модели.

4. Развивать познавательную активность, самостоятельность в процессе познания, освоения моделирования, знаково-символических средств.

5. Мотивировать родителей на участие в проблемно-игровом общении с детьми в процессе освоения знаково-символических средств.

Образовательные области:

  1. Познание

  2. Коммуникация

  3. Чтение художественной литературы

  4. Социализация

  5. Художественное творчество

  6. Музыка

  7. Безопасность

  8. Физическая культура

Реализация проекта

I этап

Информационно-мотивирующий

1.Разработка проекта, ознакомление с его основными идеями детей и их родителей;

2. Определение задач, которые необходимо решить в процессе реализации проекта, планирование деятельности;

3. Изучение специальной литературы, сбор материалов по теме.

II этап

Формирующий

Совместная деятельность педагога с детьми:

1. В рамках поиска ответа на вопрос «Зачем нужны знаки?» провести беседу «Знаки вокруг нас».(программа « Радуга» с.118)

2. Работа с пособием «Познаю мир»

3.Прогулки и экскурсии по улицам поселка «В поисках знаков»;

«О чем рассказывают знаки на улицах»( программа «Радуга» с.119)

4. Рассматривание детских иллюстрированных энциклопедий с целью поиска сведений о появлении символов и знаков.

5. Экскурсия на кухню «О чем рассказывают знаки на упаковке?»

С обсуждением назначения знаков, символов, уточнением их содержания.

6 Упражнения в использовании моделей, знаков, символов в раз-

ных образовательных областях: «Познание», «Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы»;

7.Фиксирование результатов деятельности придуманными знаками и символами в Блокноте Открытий;

8 Упражнение «Кто больше заметит знаков и символов?»

9.Знакомство со знаками и символами в повседневной жизни (обозначать символами коробки с игрушками, пособиями, схемы-последовательности выполнения действий).

Самостоятельная деятельность:

1. Игры и упражнения для развития умений моделирования, кодирования, декодирования разнообразных знаков и символов:

- «Выбери (придумай) знак к предмету, слову»

- «Где чей контур?»;

- «Тени»;

- «Рисунок для другого»;

- «Делаем зарядку»;

- «Составь картинку»;

- «Отгадки»;

- «Что чем узнаем?»;

- «Волшебный компьютер»;

- «Волшебная фотография»;

- «Похожи - не похожи»;

- «Найди семейку»;

- «Найди клад»;

- «Куда залетела пчела?»

- Игры с блоками Дьенеша

Продуктивная деятельность:

- Рисовать и украшать первую букву имени и фамилии;

- Конструирование из деталей «Чудо- крестиков»-2, 3, «Чудо- сот»,

«Конструктора букв», «Прозрачного квадрата», игры с «Геоконтом»,

«Игровизором» и другими пособиями В.В.Воскобовича с зарисовкой и раскрашиванием фигурок.

- Раскрашивание знаков дорожного движения для последующих ролевых игр;

- Конструирование по схеме, сопоставление схемы и постройки (поделки).

Работа с родителями:

- Организация выставки букварей, азбук в центре грамотности;

- Родители мальчиков оформят выставку (альбом): «Модели машин и их символика».

- Встречи с интересными людьми «Профессиональная символи-

ка».

- Обогащение развивающей среды за счет дидактических игр с ис-

пользованием знаков и символов;

- помощь в создании коллекций значков, календариков.

III этап

Диагностический:

1.Осуществление рефлексии процесса и результатов деятельности в

ходе реализации проекта.

IV этап

Презентационный:

1.Обобщение и презентация в досуге «Веселые пираты»

2.Определение перспектив:

- Продолжить работу по данной теме в подготовительной группе.

Темы для изучения:

-Спортивная символика;

- Разные алфавиты;

- Космическая символика;

- Гербы- тоже символы;

- Рисуем схемы построек;

- Временные ориентировки.

Ожидаемый результат:

1. Наличие интереса к знакам и символам, понимание их роли и

значения для человека.

2. Наличие знаний и сформированность навыков в расшифровке знаков, создании своих символов, использовании символики в повседневной жизни.

3. Обогащение развивающей среды за счет различных знаков и символов.

4. Создание атмосферы сотрудничества, доверительности, взаимо-

действия с родителями воспитанников.

Литература:

Вербенец А.М. «Освоение свойств и отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования»//Методические советы к программе «Детство».-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Лаврентьева Т.В. «Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отноше-

ниями//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания.-М.:Педагогика,1986.

Лебедева С.А. «Развитие познавательной деятельности дошкольника на основе схематизации» Вопросы психологии.-1997.-№5

А.М. Вербенец «Освоение моделирования» //Дошкольник 5-7 лет в детском саду// СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010