Приоритетный национальный проект «Образование» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приоритетный национальный проект «Образование» 2013 Критерий IV 1 54.95kb.
Техническое задание Позиция: Национальный эксперт по техническим... 1 67.4kb.
Премия «Национальный бестселлер» Шорт-лист 2013 финалисты 1 47.25kb.
Реферат Проект 2 /196 Интегративный комплекс \"наука-образование-бизнес\" 1 85.86kb.
Проект Россия – Грузия: Гармонизация через образование вместо милитаризации 1 185.66kb.
Национальный рынок и условия его уравновешивания 1 50.2kb.
Гражданское образование, образование в области прав человека и этико-правовое... 1 22.57kb.
Педагогический проект 1 148.2kb.
Российская академия наук национальный геофизический комитет 1 136.55kb.
Направления подготовки Бакалавриат 050100 «Педагогическое образование»... 1 26.39kb.
Концепция непрерывного образования кгу 1 84.34kb.
Информация о мероприятиях по повышению потенциала космического права... 1 110.82kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Приоритетный национальный проект «Образование» - страница №1/6



Приоритетный национальный проект «Образование»

ПРОГРАММА

развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (приволжский) федеральный университет»

на 2010–2019 годы

Казань 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

…………………………………………………………

4

Раздел 1.

Анализ социально-экономического контекста и задач социально-экономического развития субъектов РФ и территорий в составе федерального округа………………………………..

8


Раздел 2.

Приоритетные направления развития федерального университета………………………..

17

Раздел 3.

Миссия федерального университета…………….

21

Раздел 4.

Цели и задачи развития федерального университета………………………………………….

22

Раздел 5.

Мероприятия Программы………………………….

25

Раздел 6.

Ресурсное обеспечение развития…………………..

74

Раздел 7.

Целевые показатели и критерии оценки эффективности деятельности федерального университета………………………………………….

79

Раздел 8.

Ожидаемые результаты…………………………….

82

Раздел 9.

Этапы реализации Программы…………………….

85

Раздел 10.

Риски…………………………………………………..

90

Раздел 11.

Управление реализацией Программы…………….

94

Приложение

…………………………………....................................







а) Потенциал учреждений, которые войдут в состав федерального университета……………………..........







б) Описание перспективной организационной структуры федерального университета……………..







в) Перечень реализуемых программ подготовки и переподготовки кадров, программ дополнительного образования и анализ их соответствия приоритетным направлениям развития……………...







г) Состояние в области фундаментальных, прикладных исследований, оценку имеющегося инновационного потенциала, инновационной инфраструктуры федерального университета на момент создания………………………………………







д) План закупок с необходимым обоснованием…….





Список аббревиатур

ВУЗ – высшее учебное заведение

ГОС – государственный образовательный стандарт

ДПО – дополнительное профессиональное образование

ЕГЭ – единый государственный экзамен

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии

ИОФХ РАН – Институт органической и физической химии Российской академии наук

КазНЦ РАН – Казанский научный центр Российской Академии наук

КГМУ – Казанский государственный медицинский университет

КГУ – Казанский государственный университет

КГФЭИ – Казанский государственный финансово-экономический институт

КИББ КазНЦ РАН (КИББ РАН) – Казанский институт биохимии и биофизики Казанского научного центра Российской Академии наук

КФТИ РАН – Казанский физико-технический институт Российской академии наук

МИП – малое инновационное предприятие

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

НИР – научно-исследовательская работа

НИУ – национальный исследовательский университет

НОЦ – научно-образовательный центр

НПР – научно-педагогические работники

ОЦОКНН РФ – особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации

ППС – профессорско-преподавательский состав

ПФО – Приволжский федеральный округ

РТ – Республика Татарстан

РФ – Российская Федерация

СМК – система менеджмента качества

СЭР – социально-экономическое развитие

ТГГПУ – Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

ЕГПУ – Елабужский государственный педагогический университет

УМК – учебно-методический комплекс

УНИК – учебно-научно-исследовательский комплекс

ФБ – федеральный бюджет

ФПК – факультет повышения квалификации

ЦКП – центр коллективного пользования

ЭОР – электронный образовательный ресурс

ISI (Institute for Scientific Information) – институт научной информации

Введение

Программа развития Федерального университета (далее – Университет) на 2010–2019 гг. (далее – Программа) имеет целью строительство и развитие университета нового типа в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. В течение означенного периода Университету предстоит достичь мирового уровня преподавания и научных исследований, стать интеллектуальным центром экономического и социального развития ПФО, способствовать повышению конкурентоспособности экономики и образования страны в целом. Для этого Университету предстоит решить проблемы кадрового, материально-технического и методического обеспечения своей деятельности.

Разработка Программы осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. № 1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах».

Организационно-методической основой Программы является Концепция формирования и государственной поддержки развития сети федеральных университетов, разработанная Министерством образования и науки РФ и одобренная на заседании Межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 22 сентября 2009 г.

В концептуально-методологическом отношении Программа исходит из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования и науки РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года») и «Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации» (одобрены на заседании Правительства от 9 декабря 2004 г.), а в нормативно-правовом аспекте опирается на положения закона от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов».

В Программе получили отражение положения проекта Концепции развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, а также концепций и программ социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа: Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Нижегородской области, Кировской области, Самарской области, Оренбургской области, Пензенской области, Пермского края, Саратовской области, Ульяновской области.

В Программе учтены предложения Республиканской комиссии по содействию созданию федерального университета в городе Казани под руководством Премьер-министра Республики Татарстан Р.Н. Минниханова (создана согласно распоряжению Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева от 10 августа 2009 г. № 191 «О Республиканской комиссии по содействию созданию федерального университета в городе Казани»). Программа одобрена на заседании этой комиссии от 30 января 2010 г.

Программа предусматривает реорганизацию Федерального университета в 2010 г. путем присоединения к нему Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (ТГГПУ), Елабужского государственного педагогического университета (ЕГПУ), Казанского государственного финансово-экономического института (КГФЭИ) и других институтов в перспективе.

Программа одобрена решением Ученого совета государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина» (Протокол № 1 от 22 января 2010 г.).

Программа состоит из введения, одиннадцати разделов и приложения.

Раздел 1 содержит описание задач социально-экономического развития в масштабе Республики Татарстан и Приволжского федерального округа, в решении которых призван участвовать Университет, анализ состояния, тенденций и основных проблем развития системы образования и науки в РТ и ПФО, а также анализ сильных и слабых сторон Университета, оценку его позиционирования в системе высшего образования региона и страны, анализ существующего продуктового портфеля Университета, конкурентный анализ по сегментам рынков образовательных услуг и научных разработок, представляющих потенциальный интерес для Университета.

В разделе 2 выделены приоритетные направления развития Университета, сообразных задачам социально-экономического развития Республики Татарстан и других регионов в составе Приволжского федерального округа и соответствующие уровню задач социально-экономического развития регионов в составе ПФО, ответственность за решение которых принимает на себя Университет. Каждое из направлений обосновано в качестве ответа на вызовы внешней среды с описанием конкретных проблем, на решение которых будет направлена деятельность Университета. Кроме того, по каждому приоритетному направлению предусмотрена ответственность Университета за раскрытие человеческого потенциала региона, развитие научных исследований, создание и коммерциализацию наукоемкой продукции.

В разделе 3 раскрывается содержание миссии Университета. Миссия определяет позицию Университета в социально-экономическом пространстве, выделяя сферы деятельности и целевые группы, на которые Университет ориентируется. Миссия Университета выражает его стратегические ориентиры в качестве намерений, которые Университет стремится осуществить в будущем, а также определяет области компетенций Университета, его конкурентные преимущества и ценности корпоративной культуры. Миссия Университета согласована со стратегической миссией федеральных университетов, принятой в Концепции Министерства.

В разделе 4 определяются цели и задачи Университета. Если формулировка целей базируется на анализе внешних вызовов, отражая приоритетные направления и миссию Университета, то постановка задач позволяет конкретизировать выбранные направления и способы деятельности, обеспечивающие достижение целей Программы. Задачи формулируются конкретно, содержат четкое представление о сути решений, требованиях, предъявляемых к ним, а также о влиянии этих решений на достижение соответствующей цели. При этом совокупность задач по каждой цели системно структурирована и обеспечивает полное достижение целей в установленные Программой сроки.

В разделе 5 обозначены мероприятия Программы, которые в совокупности представляют собой систему конкретных согласованных по срокам проектов и действий, обеспечивающих решение сформулированных в Программе задач. Мероприятия, предусматриваемые для решения задач Программы, описаны в едином формате и сгруппированы в ряд комплексов. В этот раздел включен сетевой график (диаграмма Ганта) на весь период исполнения Программы с шагом 1 год, а на 2010 год – с шагом 1 месяц.

Раздел 6 содержит финансовый план обеспечения Программы с разбивкой по годам реализации, по решаемым задачам, по мероприятиям, по источникам финансирования. Финансовый план на текущий год реализации Программы представлен также в разрезе по статьям бюджетной классификации расходов.

В разделе 7 приведен перечень показателей и критериев оценки эффективности деятельности Университета, включая ограниченный набор целевых показателей (целевых значений показателей эффективности), которые должны быть достигнуты Университетом к концу реализации Программы и ее этапов. Для каждой цели определены комплексные количественно измеримые показатели, а для каждой задачи предложены свои измерительные характеристики и заданы их плановые значения. Значение каждого целевого показателя приводится в динамике по годам реализации для осуществления ежегодного мониторинга хода реализации Программы.



Раздел 8 посвящен ожидаемым результатам реализации Программы, главный из которых заключается в создании качественно нового высшего учебного заведения, обладающего собственным потенциалом дальнейшего развития и способного успешно решать задачи социально-экономического развития Приволжского федерального округа. Представлены сведения измерительного характера относительно предусмотренных Концепцией Министерства основных ожидаемых результатов от создания федеральных университетов в округах, реализации их программ. В качестве результатов также фигурируют система управления Университетом, система научного и образовательного менеджмента, предложены новые организационные решения, в значительной мере ориентированные на развитие сетевых форм взаимодействия с учреждениями профессионального образования и научными организациями на территории географического размещения Университета и за ее пределами. Предполагается к моменту завершения Программы выработать стратегию дальнейшего развития Университета и новую программу ее реализации.

Раздел 9 представляет собой конструктивное описание процесса создания Университета как качественно нового образовательного учреждения. В разделе предложен основной принцип выделения этапов реализации Программы, точные временные границы этих этапов, а также описание тех качественных изменений, которые должны быть достигнуты к моменту окончания каждого этапа.

В разделе 10 анализируются условия реализации планируемых мероприятий и выявляются факторы, влияющие на их результат, в модусе «успешность – неуспешность». Результаты анализа и обобщения проблемы учета рисков и принятия мер по их преодолению позволили, во-первых, выделить три группы рисков: риски недостижения цели; риски получения плохого (некачественного) результата; риски, связанные с внешними воздействиями; во-вторых, по каждому из выделенных рисков предложить защитные меры, позволяющие исключить или снизить их влияние на ход реализации Программы и ее результативность.



Раздел 11 содержит описание структуры управления ходом реализации Программы, интегрированной в общую систему управления Университетом. Предусмотрена ежегодная защита отчета о проделанной работе и утверждение планов выполнения мероприятий Программы на очередной год, включая соответствующий финансовый план расходов и доходов на заседаниях Межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование».

Приложение содержит следующие разделы:

  1. Описание существующего совокупного потенциала учреждений, которые войдут в состав федерального университета.

  2. Описание перспективной организационной структуры федерального университета.

  3. Перечень реализуемых программ подготовки и переподготовки кадров, программ дополнительного образования и анализ их соответствия приоритетным направлениям развития.

  4. Характеристика достигнутого состояния в области фундаментальных, прикладных исследований, оценка имеющегося инновационного потенциала, инновационной инфраструктуры федерального университета на момент создания.

  5. План закупок на 2010 г. с необходимым обоснованием.


Раздел 1. Анализ социально-экономического контекста и задач социально-экономического развития субъектов РФ и территорий в составе федерального округа
Задачи социально-экономического развития в масштабе региона и федерального округа, в решении которых призван участвовать Университет

В качестве основных задач ПФО, реализация которых требует поддержки со стороны Университета, можно выделить следующие: повышение производительности труда, усиление инновационного характера экономики; переход к постиндустриальной экономике знаний и сервисов; повышение качества и привлекательности среды жизни населения округа; реализация транзитного потенциала на основе масштабного использования логистической методологии; содействие реализации геоэкономических и геополитических конкурентных преимуществ; создание эффективной системы межкультурного и межконфессионального взаимодействия.

Одним из актуальных для ПФО вызовов является разрыв между возможностями округа и его реальным вкладом в развитие страны. В ПФО проживает около 21% населения России, производится порядка 24% промышленной продукции и 25% продукции сельского хозяйства России. Однако удельный вес округа в общероссийском валовом внутреннем продукте составляет порядка 15%. Это связано с низкой производительностью труда, недостаточным развитием сферы услуг, низкой эффективностью промышленного производства, слабым внедрением инноваций.

Университет должен содействовать повышению инновационной активности посредством создания системы циркуляции знаний и механизмов распространения конкурентоспособных социальных, гуманитарных и управленческих технологий, формирования сети коммуникации и взаимодействия бизнес-сообщества и интеллектуальных сил. Важнейшим направлением деятельности Университета должно стать реальное продвижение новых технологий и лучших практик путем усиления коммуникативной функции, формирования площадок взаимодействия представителей бизнеса, гражданского общества, ученых и экспертов, специалистов в области эккаутинга.

Несмотря на то, что в регионе действуют несколько конкурентоспособных в международном масштабе школ – по физике, химии, астрономии, медицине, математике, развитие науки и инноваций в целом существенно отстает от уровня развитых стран, а динамика исследований и разработок не отвечает планам социально-экономического развития. В связи с этим в научно-образовательной сфере необходимо создать условия для широкого производства новых знаний и превращения их в востребованные продукты и технологии.

Для решения этих задач в Университете будут созданы структуры, играющие роль точек генерации исследований мирового уровня (такие как Центр мастерства «Магнитный резонанс», Центр космической астрометрии, Центр биосенсоров), сформирована инновационная инфраструктура (бизнес-инкубаторы, технопарк и др.), запущены механизмы постоянных информационных обменов с бизнесом и научными организациями, призванные превратить Университет в площадку научно-технических и социальных коммуникаций (конференции, семинары, выставки, ресурсный центр по обмену опытом и информацией, подключение экспертов и политических лидеров к глобальным сетям и т. д.). Такая инновационная активность Университета будет способствовать привлечению компаний, использующих высокие технологии, к совместной деятельности с его структурами.

Для создания конкурентоспособной экономики требуется также приступить к массовой подготовке высококвалифицированных кадров нового типа, что возможно только при радикальной модернизации всей образовательной системы округа. В контексте решения этого вопроса Университет призван задать образцы и стандарты новых компетенций и установок, которыми должны обладать выпускники системы общего и профессионального образования, чтобы отвечать требованиям растущих перспективных сегментов рынка труда, а также на качественно новом уровне развернуть подготовку педагогических и руководящих кадров для образовательных учреждений региона, осуществляя методическую поддержку этой деятельности. Для этого в Университете будет создана структура с педагогической магистратурой, нацеленная на подготовку кадров для общего образования, налажен обмен идеями и лучшими практиками, основанный на использовании потенциала других вузов для реализации исследовательских и инновационных программ.

Ключевым условием повышения производительности труда и перевода экономики на рельсы инновационного развития является наличие корпуса эффективных управленцев, между тем качество подготовки и переподготовки менеджеров и экономистов в округе не отвечает современным требованиям. Для решения этой проблемы в рамках Университета будут созданы бизнес-школа международного класса, а также институт экономики и финансов.

Обеспечение конкурентоспособности округа в долгосрочной перспективе потребует не только значительного повышения эффективности традиционных отраслей экономики, но и опережающего развития экономики знаний и сервисов. В рамках решения этой крупной задачи Университет должен обеспечить формирование новой постиндустриальной элиты, представители которой будут владеть потребной для новой экономики комбинацией научных, управленческих и социально-культурных компетенций и станут лидерами инновационных преобразований.

На основании этого было принято решение ввести в Университете на уровне бакалавриата всех направлений фундаментальную естественнонаучную, математическую и языковую подготовку, выделяя магистратуру и аспирантуру в качестве приоритетного направления деятельности, что откроет возможности для непрерывного обновления компетенций специалистов – лидеров инновационных преобразований.

Высокая урбанизация ПФО (здесь расположены 5 из 12 российских городов с населением свыше 1 миллиона человек, три четверти населения проживает в городах) выступает важным условием постиндустриального развития, равно как и инвестиционной привлекательности инновационного сектора экономики. Поэтому модернизация городов предстает в качестве одной из важнейших перспектив развития округа в целом, а формирование современной – комфортной и креативной – городской среды становится существенным фактором достижения высокой конкурентоспособности.

Университет развернет комплексные исследования протекающих в мегаполисах социально-экономических, общественно-политических и культурных процессов и, соответственно, обеспечит подготовку специалистов в области городского и территориального развития, что будет способствовать разработке новых программ развития городов и регионов, отвечающих последним достижениям мировой науки и практики, развития городской среды, а также созданию образцов размещения креативной индустрии в урбанистическом пространстве.

Для решения этой задачи предполагается создание в Университете Института территориального развития, где комплексную разработку научных и прикладных продуктов для нужд развития округа будут вести высококвалифицированные специалисты различных отраслей знаний – географы, экологи, социологи, градостроители, психологи, экономисты, медики, ученые в области управления, инфраструктуры и др.

В сотрудничестве с городскими и республиканскими властями Университет будет разрабатывать и претворять в жизнь комплексные инновационные проекты, направленные на создание живой творческой среды, притяжение и реализацию потенциала талантливых молодых людей. В целом Университет будет играть важную роль – как в научно-теоретическом, так и праксеологическом отношениях – в развитии Казани как вузовского центра мирового класса и города молодежи.

Будучи расположенным на пересечении международных транспортных путей, Поволжье обладает уникальным транзитным потенциалом. Однако вследствие низкого уровня развития логистической системы, которая призвана оптимизировать издержки и рационализировать производственный процесс, сбыт и сопутствующий сервис, как в рамках группы предприятий, так и целых отраслей, а также вследствие отсутствия действенных межгосударственных соглашений возможности в этой области практически не используются.

Деятельность Университета, связанная с реализацией транзитного потенциала региона, будет осуществляться по трем взаимосвязанным направлениям: экспертное и аналитическое сопровождение экономической политики округа, направленной на планирование, управление и контроль над движением материальных, информационных и финансовых ресурсов; развитие экспертного взаимодействия между государствами, заинтересованными в развитии транспортных коридоров в регионе; подготовка специалистов в области инфраструктуры товарных потоков. В связи с этим на базе Университета будут развернуты исследовательские и образовательные программы по торговой политике и логистике, налажено системное взаимодействие экспертных сообществ из стран, являющихся перспективными торговыми партнерами ПФО.

Уникальное геополитическое положение ПФО предоставляет широкие возможности для развития отношений со странами Центральной Азии и исламского Востока, выхода на новые рынки, привлечения иностранных инвестиций, востребованных специалистов и учащейся молодежи. Оборотной стороной этих позитивных перспектив являются вызовы, связанные с нарастающим миграционным давлением, которые столь же серьезны, сколь и открывающиеся возможности: при всех видимых «плюсах» иммигранты создают дополнительную экономическую нагрузку на принимающие страны, которая требует денежных затрат, этот процесс может обернуться ростом напряженности в регионах компактного размещения прибывших и т.д.

В этой ситуации Университет призван оказать содействие округу в деле формирования адекватной политики социально-культурной интеграции и натурализации мигрантов, разработки и реализации программ повышения их квалификации.



Усиление международных связей Поволжского региона, его выход на рынки Европы, Центральной Азии также потребуют активной роли Университета, прежде всего как центра компетенций и экспертизы. Развитие отношений с этими регионами мира будет подкреплено серьезными исследованиями в области культуры, политики и экономики западных и восточных стран, постоянным взаимодействием с их элитами.

Для этой цели в Университете на новый уровень будет поднята исследовательская практика в области международных отношений, страноведения, создан Институт востоковедения, который развернет подготовку специалистов в области ориенталистики. Предусмотрено разворачивание исследований в области глобализации, а также в сферах истории, культуры и экономики стран Востока. Важной областью исследований и разработок станет проблематика миграции и адаптации мигрантов. Будет разработана и приведена в действие система экспорта научно-образовательных услуг на европейский континент, в Центральную Азию, страны Востока.

Содействовать решению этнокультурных проблем Университету предстоит не только в международном масштабе, но и внутри страны, в рамках ПФО, шесть из 14 регионов которого являются национальными республиками. Полиэтничность и многоконфессиональность являются одновременно и сравнительным преимуществом, и серьезным вызовом развитию округа. В контексте решения острой проблемы стабильного развития России как полиэтнического сообщества Университет должен сыграть важнейшую роль в утверждении культуры межэтнического и межконфессионального взаимодействия, содействуя превращению ПФО в пример формирования толерантной поликультурной среды, межконфессионального взаимопонимания и межэтнического согласия для всей страны.

С этим направлением деятельности будут связаны реализация Университетом исследовательских программ в области межэтнических и межконфессиональных отношений, активизация на его базе обсуждения проблем межкультурного взаимодействия, равным образом, формирование толерантной поликультурной среды в самом Университете, который призван стать примером межэтнического и межконфессионального взаимопонимания, базой формирования общих ценностей и установок представителей этнонациональных групп, включая элитные слои, которые будут проходить подготовку в Университете.



Сильные и слабые стороны Университета в отношении

его целей и задач

Университет обладает уникальным набором характеристик, часть из которых будет способствовать успешному выполнению Программы:



  • наличие в наименовании Университета узнаваемого бренда Казанского университета облегчит его продвижение на мировые рынки образовательных услуг и труда

  • значительный опыт ТГГПУ и ЕГПУ в области подготовки педагогических кадров явится позитивным фактором для решения задач модернизации образования в округе

  • потенциал КГФЭИ как центра подготовки специалистов в области экономики и финансов позволит с умеренными издержками организовать качественную подготовку по экономическим и бизнес-специальностям

  • деятельность в КГУ получивших международное признание научных школ (таких как школа магнитного резонанса, химическая школа, биологическая школа) станет важным преимуществом, которое позволит привлечь выдающихся исследователей и будет способствовать интернационализации университета

  • тесное сотрудничество и развитые связи с региональными, российскими и мировыми академическими исследовательскими центрами сыграют заметную роль в развитии широкого сетевого взаимодействия с ведущими научными центрами

  • представленный в Университете широкий спектр базирующихся на фундаментальных и прикладных исследованиях специальностей и направлений естественнонаучного и гуманитарного циклов явится надежной основой для мобилизации лучших практик проектного обучения

  • разветвленные международные связи Университета, его прочные позиции и высокий авторитет в научных сообществах и культурных стратах восточных стран представляют собой ценный ресурс для продуктивного взаимодействия со странами Центральной Азии и исламского Востока

  • положение Университета как ведущего или единственного научно-образовательного центра Поволжья по ряду направлений (геология, филология, философия, ряд разделов математики, другие направления) будет способствовать привлечению контингента обучающихся высокого качества

Некоторые характеристики Университета являются его слабыми сторонами, которые необходимо преодолеть для успешной реализации Программы:

  • присутствие на ключевых постах в Университете большого числа работников, не нацеленных на действие в конкурентной среде, свойственные значительной части коллектива консервативные представления и установки осложнят проведение необходимых организационных изменений

  • несбалансированность ППС по профессиональным качествам и возрастным показателям затруднит модернизацию научно-образовательной сферы и широкое развитие инновационной деятельности

  • слабая вовлеченность в инновационную экономику, не отвечающий целям и задачам Университета уровень развития прикладных НИР, низкая проектная активность вряд ли позволят Университету в относительно короткие сроки стать заметным игроком на рынке высоких технологий, в связи с чем потребуется направление значительных ресурсов на выстраивание культуры инноваций и превосходства

  • недостаточная материальная, информационная и методическая обеспеченность образовательного процесса, медленный переход к современным технологиям преподавания потребует использования дополнительных ресурсов для построения современной системы обеспечения образовательных практик

  • обусловленная действующим ныне в Университете соотношением «студент – преподаватель» перегрузка преподавателей будет являться тормозом в повышении исследовательской и инновационной активности ППС

  • подавляющее преобладание в Университете инбридинга как способа формирования ППС (порядка 98% ППС – выпускники КГУ и присоединяемых к нему ТГГПУ, ЕГПУ и КГФЭИ) усложнит проведение институциональных изменений в его деятельности и модернизацию образовательного процесса

  • низкий уровень языковой подготовки значительной части ППС будет препятствовать интеграции Университета в международное образовательное пространство, масштабной интернационализации его деятельности

  • неадекватный инновационным задачам Университета уровень управления инновационной деятельностью как единым комплексным процессом потребует коренной перестройки и развития маркетинговых стратегий

О системе профессионального образования региона и округа

В ПФО к настоящему времени создана разветвленная система ВПО. Создается сеть новых вузов: Федеральный университет (Казань) и 8 исследовательских университетов (Н. Новгород, Самара, Казань, Пермь, Саранск, Саратов).

Вместе с тем в системе профессионального образования региона и ПФО в целом сложился явный дисбаланс по всем ключевым направлениям ее функционирования:


  • состояние профессионального образования: при относительно невысоком уровне высшего образования качество начального и среднего профессионального образования не может быть признано удовлетворительным

  • образовательные программы: выпуск специалистов по социально-гуманитарным направлениям значительно превышает выпуск по инженерно-техническим специальностям, что не может удовлетворить кадровые потребности инновационной экономики

  • формы обучения: количество специалистов, выпускаемых по заочной и вечерней формам обучения, сравнялось с количеством специалистов, выпускаемых по очной форме, что также отрицательно сказывается на качестве образования

В округе избыточно развита сеть негосударственных вузов, филиалов и представительств, значительная часть которых не располагает необходимой кадровой и материально-технической базой и предоставляет псевдообразовательные услуги. Ситуация усугубляется значительным ухудшением демографической ситуации: за период с 2004 по 2010 годы количество выпускников общеобразовательных школ республики сократилось практически вдвое.

В целом существующая структура и качество профессионального образования не соответствуют задачам социального и экономического развития региона и ПФО в целом.



Продуктовый портфель и элементы конкурентного анализа

КГУ, ТГГПУ, ЕГПУ и КГФЭИ в настоящее время реализуют более 130 разнообразных образовательных программ ВПО, ведут исследования и разработки по десяткам научных направлений.

КГУ выпускает конкурентоспособных на мировом уровне специалистов по ряду отраслей физики, химии, биологии, математики, механики и информационных технологий, геофизики. На региональном уровне по направлениям исследований и подготовки специалистов, характерным для отечественных университетов, образовательные программы КГУ, ТГГПУ, ЕГПУ и КГФЭИ являются конкурентоспособными, в ряде случаев – уникальными. В числе данных направлений могут быть названы астрономия, геология, экология, философия, религиоведение, международные отношения, классическая филология, история, журналистика, психология, востоковедение, практическая экономика, менеджмент и др. КГУ, ТГГПУ и ЕГПУ являются ведущими центрами подготовки вузовских педагогов, специалистов в области иностранных языков, как западно-европейских, так и восточных. КГУ также является безусловным лидером в масштабах региона в области подготовки юридических кадров.

ТГГПУ и ЕГПУ обладают значительным опытом подготовки педагогов для различных уровней системы общего образования, КГФЭИ на высоком уровне ведет образовательную подготовку по специальностям в области экономики и финансов, на его базе действует известная в отечественной системе экономического образования бизнес-школа.

Как в КГУ, так и КГФЭИ готовится недостаточное число специалистов в области инновационного менеджмента, остается неудовлетворенным спрос на высококвалифицированных и креативных специалистов в области ИКТ, при том, что это направление подготовки широко представлено во многих вузах Республики Татарстан.

Выделяется также ряд востребованных на региональном и макрорегиональном уровнях, но практически отсутствующих в номенклатуре специальностей вузов ПФО направлений подготовки: междисциплинарные исследования, связанные с медицинской тематикой, фармакология, лингвокультурология, культура и языки народов Поволжья, регионоведение, урбанистика, научно-техническое и социально-экономическое прогнозирование, рекреационные сервисы, логистика и некоторые другие направления, которые недостаточно развиты сегодня, но могут быть развернуты на базе Федерального университета.

Значительные перспективы открываются перед Университетом в области дополнительной подготовки и переподготовки кадров по широкому спектру специальностей. В настоящее время возможности в этой области реализуются явно недостаточно. Это относится также к организации гибких краткосрочных курсов и тренингов, где в настоящее время в качестве основных рыночных игроков выступают небольшие частные фирмы и специализированные корпоративные курсы.

В сегменте научных исследований и разработок следует выделить актуальные для приоритетных направлений развития Университета и конкурентоспособные на мировом уровне исследования в области магнитного резонанса; низкоразмерных систем методами радиоспектроскопии, лазерной, атомно-силовой микроскопии; космической астрометрии и геодезии; химии полифункциональных соединений фосфора, супрамолекулярных систем на основе каликсаренов; исследований клеточных и молекулярных механизмов; математического моделирования процессов тепломассопереноса.

Развиваются области исследования, потенциально имеющие практическое применение в создании новых материалов и нанотехнологий: технологии поисков и добычи полезных ископаемых; прецизионного координатно-временного обеспечения космических исследований; биологические и медицинские технологии; экология и рациональное природопользование; геоинформационные технологии; информационно-коммуникационные технологии.

Фундаментальные исследования в Университете по некоторым научным направлениям соответствуют мировому уровню. Основными источниками ресурсного обеспечения исследований на уровне РФ являются федеральные целевые программы, ведомственные программы и средства, выделяемые российскими фондами в виде грантов.

Основными потребителями проводимых в Университете прикладных исследований и разработок являются предприятия и организации нефтедобывающей и нефтехимической отрасли, медицинской и фармакологической промышленности, энергетики, транспорта, IT-сектора и сельского хозяйства. Уровень развития прикладных исследований и разработок в целом следует признать недостаточным для Университета, призванного активно содействовать решению социально-экономических задач региона.

Ниже приводится рисунок, позволяющий наглядно представить «узлы», где цели и задачи Университета пересекаются с направлениями социально-экономического развития региона.





Раздел 2. Приоритетные направления развития федерального университета
Выбор приоритетных направлений развития Университета определяется задачами социально-экономического развития ПФО и его регионов, потребностями государства в развитии критических технологий и перспективных направлений науки, возможностями эффективного использования существующего научно-образовательного и инновационного потенциала Университета, а также глобальными трендами в области экономики, техники и социальных коммуникаций.

Учитывая вектор развития высоких технологий (информационные технологии, нанотехнологии, биомедицинские технологии),

исходя из насущных задач повышения эффективности экономики Приволжского федерального округа, развития наукоемких производств и современной научно-технологической базы, разработки значительных запасов востребованных природных ресурсов на территории округа, повышения качества жизни и уровня образования населения,

принимая во внимание полиэтничность населения, развитые связи с регионами других стран и народами Востока, необходимость внедрения современных технологий управления территориальным развитием,

основываясь на содержании Перечней Приоритетных направлений развития науки и технологий РФ и критических технологий Российской Федерации,

в деятельности Университета выделены следующие приоритетные направления (области) развития:



  • новые материалы и нанотехнологии

  • информационно-коммуникационные технологии

  • биологические и медицинские технологии, технологии живых систем

  • рациональное природопользование

  • многоуровневые образовательные системы, гуманитарные и педагогические технологии

  • межкультурные коммуникации, востоковедение, региональные и международные отношения

  • региональное социально-экономическое развитие, технологии прогнозирования и управления

В таких направлениях, как новые материалы и нанотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, биологические и медицинские технологии, технологии живых систем, в регионах ПФО наблюдаются неравномерность в уровне развития ИКТ, недостаточное использование возможностей развития производства материалов с заданными свойствами, биотехнологий и медицинской техники. Между тем все отмеченные направления составляют базу многих современных производств, основанных на наукоемких технологиях, отличаются высокой стоимостью добавочного продукта, являются основой обеспечения национальной безопасности. Развитие ИКТ нацелено на снижение трансакционных издержек предприятий, что позволит повысить эффективность их деятельности за счет роста производительности труда, качества управления, информационного обмена и коммуникаций.

Действующие в Университете научные школы в области физики, химии, астрономии, биологии и математики способны генерировать новые поколения исследователей в области высоких технологий. На основе модернизации научно-исследовательской деятельности Университет будет способен осуществлять прикладные разработки и производить инновационные продукты в таких направлениях критических технологий, как нанотехнологии и наноматериалы; технологии создания мембран и каталитических систем; технологии создания и обработки полимеров и эластомеров; технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации; технологии производства программного обеспечения; технологии распределенных вычислений и систем; биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии; геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств; клеточные технологии. Эта деятельность будет развернута на основе партнерских отношений с академическими и исследовательскими институтами. Заинтересованными участниками развития высокотехнологичных отраслей также являются РОСНАНО, Роскосмос, предприятия автостроения, авиастроения, химической и нефтехимической промышленности.

Результаты исследований и разработок в области биологических и медицинских технологий, микробиологии, генетики будут способствовать повышению конкурентоспособности отечественных фармацевтических предприятий, внедрению новых медицинских технологий в клиническую практику, улучшению качества услуг здравоохранения.

Высокая относительно других округов РФ плотность населения, добыча горючих и иных полезных ископаемых, деятельность предприятий химической промышленности, развитые гидро- и теплоэнергетика диктуют необходимость рационального природопользования. Потенциал Университета позволяет активно включиться в решение этой задачи. В КГУ был открыт один из первых в стране экологических факультетов, проводятся исследования в области геофизики, метеорологии, дистанционного зондирования, выпускаются специалисты в области геологии, геодезии, радиофизики, биологии, географии.

Это создает основу для развития подготовки в области рационального природопользования, что отвечает таким критическим технологиям, как технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых; технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы; технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы.

Развивая образовательную, исследовательскую, инновационно-внедренческую, экспертно-аналитическую и консультационную деятельность в области рационального природопользования, Университет будет способствовать формированию благоприятной экологической среды, улучшению условий и качества жизни населения ПФО. Особое внимание будет уделено экологической экспертизе, консультированию и сопровождению экологических проектов. Такие исследования и разработки особо востребованы предприятиями добывающей промышленности, химии и нефтехимии, строительства и землеустройства, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса.

Важнейшей компонентой качества человеческого капитала является уровень образования населения. Всесторонняя реализация человеческого потенциала в динамично изменяющей среде предполагает развитие системы непрерывного образования с многоуровневыми образовательными технологиями. Подготовка специалистов социально-гуманитарного профиля и преподавание социально-гуманитарных дисциплин традиционно учитывают региональные особенности общественного развития, что особенно актуально для ПФО как многонационального, поликонфессионального мегарегиона.

Исследования в области социально-гуманитарных наук, внедрение современных гуманитарных технологий обогатят социальную практику и вместе с тем будут способствовать формированию толерантной среды, политической и правовой культуры в обществе. В связи с этим многоуровневые образовательные системы, гуманитарные и педагогические технологии выдвигаются в качестве приоритетных для Университета. Подготовка педагогических кадров призвана удовлетворить потребности дошкольного, общего основного и среднего специального образования. При этом востребованными являются как программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, ориентированные на специалистов определенного профиля, так и программы дополнительного образования, рассчитанные на более широкий контингент. Университет станет крупным центром подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, дополнительного образования, будет способствовать системной модернизации образования в округе.

Геополитическая составляющая деятельности Университета связана как с изучением культуры и истории стран Востока, содействием реализации государственных интересов на восточном направлении международной деятельности страны, так и утверждением культуры толерантности, развитием взаимодействия между этническими группами в многонациональном регионе Поволжья. В связи с этим приоритетным для Университета является направление межкультурные коммуникации, востоковедение, региональные и международные отношения.

Развитие округа, его регионов и отраслей станет более эффективным, если будет создана система прогнозирования и взаимной координации развития его отдельных территорий, а управленческие системы будут обеспечены современными кадрами. Сегодня отсутствие согласованных стратегий развития регионов и отраслей, относительная обособленность регионов округа препятствуют наращиванию потенциала взаимодействия между ними. Равным образом в качестве актуальных задач выступают создание комфортной городской среды, решение проблем моногородов. Поэтому важным представляется развитие направления региональное социально-экономическое развитие, технологии прогнозирования и управления.

Университет будет осуществлять подготовку специалистов экономического и управленческого профиля для предприятий и организаций, органов управления регионов ПФО, принимать активное участие в разработке и экспертной поддержке программ социально-экономического развития округа, регионов, городов, муниципальных образований, в экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов, в управлении и консультационном сопровождении крупных социально-экономических проектов и мероприятий (Универсиада-2013, крупнейшие международные и всероссийские конференции, выставки, Всероссийская перепись населения и т. д.).

Открытие магистерских программ, реализующих подготовку специалистов в области технологического, экологического, сельскохозяйственного менеджмента, позволит решить проблему эффективности управления в новых и перестраиваемых отраслях экономики. Будет также открыта подготовка специалистов в области логистики, поскольку в настоящее время одна из слабых сторон развития ПФО – отсутствие современной логистической системы.



следующая страница >>