Принцип справедливости в налоговом праве России - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перечень организаций, состоящих на налоговом учете в ифнс россии... 6 1808.65kb.
Понятие организационно-правовой формы юл 1 71.91kb.
А. Н. Журавская николай васильевич вырубов. От россии до парижа и... 1 183.39kb.
Аффект в праве 1 288.2kb.
Теоретическая модель юридической ответственности в публичном и частном... 3 941.89kb.
1. Преступление 1 53.88kb.
Доклад: Переосмысливая философию социальной справедливости 1 83.91kb.
Статья В. В. Путина «Строительство справедливости. Социальная политика... 1 313.27kb.
Элективный курс «философские беседы» 1 118.31kb.
Правовое регулирование таможенных отношений в россии 1 355.74kb.
Социальное государство в россии: проблемы теории и практики 1 381.72kb.
Программа по истории 5 9 классы // Оценка качества подготовки выпускников... 1 177.04kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Принцип справедливости в налоговом праве России - страница №1/5

Правительство Российской Федерации
Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Факультет Права
Магистерская программа «Финансовое, налоговое и таможенное право»
Кафедра финансового права
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
на тему:

«Принцип справедливости в налоговом праве России»

Студент группы № 25МФП

Еременко Е.А.
Научный руководитель

доцент, к.ю.н. Орлов М.Ю.


Консультант

профессор, д.ю.н. Козырин А.Н.

Москва 2013

Оглавление


Введение 3

Глава 1. Принципы российского налогового права 6

1.1. Понятие и значение принципов налогового права 6

1.2. Система принципов налогового права 15

1.3. Принципы налогообложения: историко-теоретический аспект 23

Глава 2. Принцип справедливости в российском налоговом праве 37

2.1. Справедливость как принцип права 37

2.2. Сущность принципа справедливости в налогообложении 49

2.3. Реализация принципа справедливости в российском налоговом праве 66

Заключение 73

Список использованной литературы 75




Введение


Актуальность исследования. Избранная тема обусловлена необходимостью справедливого распределения налогового бремени в условиях имущественного неравенства в современном российском обществе.

В процессе исторического развития налоги из всех источников государственных доходов сделались основным из них для покрытия бюджетных расходов современного российского государства.

Современное законодательство о налогах и сборах порождает постоянные дискуссии на тему принципов налогового права1. Вопросы справедливого налогообложения, несмотря на большое внимание к ним ученых, будут актуальны всегда.

Теоретическая основа исследования. Для изучения принципа справедливости как принципа налогового права необходимо обращение к понятию принципов права в целом, к представлениям о справедливости как правовой категории, к вопросам справедливого налогообложения.

При написании работы использовались труды по теории и философии права Алексеева С.С., Керимова Д.А., Гурвича М.А., Нерсесянца В.С., Экимова А.И., Боннера А.Т., Марченко М.Н. и др.

При исследовании принципов налогового права анализировались работы Пепеляева С.Г., Винницкого Д.В., Тютина Д.В., Химичевой Н.И., Кучерова И.И., Смирнова Д.А., Демина А.В. и др.

В работе дан общий обзор представлений о справедливости в праве, сделанный на основе сочинений мыслителей Аристотеля, Г. Гроция, Т. Гоббса, И. Канта, Г. Кельзена, Г.Л.А. Харта, Дж. Ролза, О. Хеффе, И.А. Ильина и др.

В основе исследования лежит изучение трудов, посвященных финансовой науке и финансовому праву Тургенева Н.И., Горлова И.Е., Тарасова И.И., Исаева А.А., Львова Д.М., Янжула И.И., Иловайского С.И., Кулишера И.М., Озерова И.Х. и др.

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе реализации принципа справедливости в российском налоговом праве.

Предметом исследования выступает теоретическое содержание принципа справедливости в российском налоговом праве.

Настоящая работа, безусловно, не претендует на окончательное решение проблемы справедливости в налогообложении. Целью ее написания является анализ и обобщение теоретических основ содержания принципа справедливости в налоговой сфере, сложившихся в науке финансового права, в законодательстве РФ о налогах и сборах и правоприменительной практике.

В процессе написания работы решались следующие задачи:



  1. определение понятия и значения принципов налогового права, характеристика их основных классификаций;

  2. проведение историко-теоретического анализа аксиом налогового права – классических принципов налогообложения;

  3. обзор общих представлений о справедливости в праве, выявление сущности справедливости в налогообложении;

  4. определение составляющих принципа справедливости и его реализация в российском налоговом праве.

Методологической основой работы явились общенаучные методы познания: системный анализ, обобщение, индукция и дедукция. В ходе написания работы применялись частнонаучные методы познания: формально-юридический, структурно-функциональный, историко-правовой и другие.

Источниковедческая база исследования представлена законодательством РФ о налогах и сборах, а также решениями Конституционного Суда РФ.

Научная новизна работы состоит в том, что автор предпринял попытку комплексного историко-правового анализа подходов к формированию принципа справедливости, выступающего важнейшей составной частью российского налогового права.

Положения, выносимые на защиту:

На сегодняшний день составляющими принципа справедливости в российском налоговом праве являются всеобщность, равенство и соразмерность налогообложения.

Всеобщность как не абсолютное понятие включает изъятия и льготы для отдельных категорий субъектов налоговых правоотношений; равенство заключается в дифференциации налогообложения при распределении налогового бремени; соразмерность соотносится с реализацией основных прав и свобод налогоплательщиков.

Теоретико-практическое значение работы состоит в возможности использования ее материалов в учебном процессе, для подготовки лекций, учебно-методических пособий.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования использовались автором при написании статей и комментариев по проблематике налогообложения. Основные выводы исследования и их аргументация изложены в опубликованных научных статьях автора.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:


  1. Нейтральность и справедливость налогообложения при применении экспортерами налоговых вычетов по НДС // Налоговед. 2012. №10. С. 51-54.

  2. Вычет НДС: равенство налогообложения и единство бюджета // Налоговед. 2012. №11. С. 74-77.

  3. Принципы налогообложения: историко-теоретический аспект // Налоги и налогообложение. 2013. №3. С. 195-204.

Глава 1. Принципы российского налогового права

1.1. Понятие и значение принципов налогового права


Проблема принципов налогового права постоянно находится в поле зрения ученых-юристов. Для понимания принципов налогового права следует обратиться к общей теории права. Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования2. Данное определение содержит термины «идея», «положение», «начало», которые используются практически всеми теоретиками при формулировании определения принципов права. На сегодняшний день не так много работ, посвященных принципам налогового права, но в имеющихся работах мы наблюдаем тот же подход к определению налогово-правовых принципов.

Д.В. Винницкий в своей докторской диссертации, посвященной проблемам теории налогового права, говоря о принципах российского налогового права, использует понятие «идеи». Давая определение принципам налогового права, он выделяет две стороны их проявления: с одной стороны они являются факторами, определяющими направления внутреннего развития налогового права, с другой стороны, инструментами преодоления неизбежно возникающих противоречий и коллизий3.

Д.В. Тютин под принципом налогового права предлагает понимать исходное нормативно-руководящее начало (императивное требование), определяющее общую направленность правового регулирования общественных отношений по уплате налогов и сборов и связанных с ними отношений4.

И.И. Кучеров определяет принципы налогового права как важнейшие руководящие идеи, в соответствии с которыми осуществляется налогово-правовое регулирование5.

Е.А. Лопатникова считает, что под принципами налогового права следует понимать объективно обусловленные и закрепленные в его нормах основные начала, выражающие особенности воздействия на налоговые отношения6.

Исследуя сущность принципов налогового права, Увайсаев Б.З. утверждает, что принципы налогового права это родовой термин, обозначающий, во-первых, нормы – основные начала, закрепленные в законодательстве о налогах и сборах, во-вторых, принципиальные идеи, которые можно «вывести» аналитическим путем на основе смыслового исследования того правового массива норм, которые регламентируют налоговые правоотношения7.

Еще одним примером может послужить определение, данное В.В. Гриценко, согласно которому «принципы права вообще и налогового права в частности представляют собой исходные положения, определяющие систему и содержание налогового законодательства, порядок правового регулирования определенного круга общественных отношений»8.

Абстрактность понятий «идея», «положение», «начало» позволяют ученым при определении принципов налогового права по-разному оценивать это понятие. Обобщая взгляды ученых в отношении принципов налогового права, можно сказать, что принципы налогового права служат основными исходными началами, выражающими его сущность и являющимися основой для налогово-правовых норм и правоприменительной практики.

По мнению Д.А. Смирнова, определяя принципы налогового права через абстрактные понятия, в частности такие как «идеи», «руководящие или исходные начала», «исходные положения», ученые ограничиваются философскими аспектами, не позволяющими использовать понятие принципа в качестве объективного критерия определения качества налогового законодательства.

В определении, данном Д.А. Смирновым принцип налогового права обозначен как представленная в налоговом праве совокупность нравственных, политических и экономических требований, соответствующая справедливому налогообложению и основанная на конституционных ценностях Российского государства, а также направляющая процесс его создания и функционирования9.

По нашему мнению, определение, предложенное Д.А. Смирновым, представляется значительно менее удачным. Вместо традиционных терминов автор использовал многозначное понятие «требование», тем самым отличив такое явление как принцип налогового права от однородного явления принцип права. Определение не содержит общих признаков принципов права, а, следовательно, не выявляет и существенных признаков принципов налогового права.

Сложно не согласиться с тем, что принцип права является фундаментом, первоосновой права. Отсюда и высокая степень абстрактности этой категории. Как указывает А.В. Демин понятие «принцип права» является полисемантическим. Поэтому в литературе принципы налогового права определяются и как общие начала, и как руководящие идеи (установки), и как исходные направления, и как базовые положения, и как специализированные нормы особого рода10.

Необходимо сказать, что в настоящее время в науке налогового права выделяют принципы налогового права и принципы налогообложения. Подробный анализ по данному вопросу проведен Д.А. Смирновым. На основании проведенного исследования, он утверждает, что существует определенная разница между принципами налогового права и принципами налогообложения. Вместе с тем, принципы налогообложения рассматриваются им в качестве принципов налогового права, но с определенными оговорками. По мнению ученого, принципы налогообложения представляют собой более широкое и объемное понятие, чем принципы налогового права, так как они первичны, свойственны начальному этапу исторического развития, напрямую связаны с экономическим уровнем государства. Данные принципы формируются в процессе генезиса экономики и финансовой науки, а затем находят свое отражение в принципах налогового права11.

По нашему мнению данный вывод основан на положении о том, что экономика первична, а право вторично. Е.А. Лопатникова также предлагает считать первичными, а, следовательно, более широкими и объемными именно принципы налогообложения. Автор указывает на то, что принципы налогового права позволяют формировать правовой механизм регулирования процесса налогообложения, а значит, являются вторичными по отношению к принципам налогообложения12.

Категорию принципы налогообложения в качестве более общего понятия предлагает рассматривать и А.В. Демин. По его мнению, принципы налогообложения - основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие могут быть выведены путем толкования налогового законодательства13.

Представляет интерес позиция Д.В. Винницкого, основанная на норме пункта 3 статьи 3 НК РФ о признании экономической обоснованности налогообложения одним из основных начал законодательства о налогах и сборах. Согласно мнению ученого, выделение в рамках юридической науки системы экономических принципов становится оправданным лишь для исследования тех случаев, когда юридические принципы, нарушая требование экономической обоснованности налогообложения, не в достаточной степени отражают экономические принципы налогообложения.

В учебнике «Налоговое право» С.Г. Пепеляев рассматривает принципы налогового права с позиции базовых конституционных положений. Ученый использует термин «принципы налогообложения», по его определению принципы налогообложения – это направления поиска компромиссов между противоположными интересами налогоплательщиков (сохранить сбережения) и государства (сформировать бюджет)14.

С.Г. Пепеляев обращает внимание на то, что принципы налогообложения и сборов содержат наиболее общие конституционные начала и в то же время развивают эти начала, наделяя их конкретным смыслом и содержанием15.

Есть также точка зрения, что термин «общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации» фактически равнозначен термину «принципы налогового права»16.

Поскольку налог является экономико-правовым явлением, на наш взгляд понятия принципы налогового права и принципы налогообложения можно считать синонимами. Подтверждением тому, может являться и то, что в НК РФ упоминаются не только юридические принципы, но и экономические, а также технические принципы, например, принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения (статья 40 НК РФ), принципы определения доходов (статья 41 НК РФ), принципы определения доходов сопоставимости условий сопоставляемых сделок с условиями анализируемой сделки (пункт 12 статьи 105.5 НК РФ), принцип последовательности применения норм и правил налогового учета (статья 313 НК РФ) и др.

Вместе с тем, стоит согласиться с Е.А. Лопатниковой в том, что термины «принципы налогообложения» и «принципы налогового права» требуют определенности в толкованиях17.

В законодательстве РФ о налогах и сборах понятие принципов данной отрасли законодательства не закреплено. В НК РФ (пункт 2 статьи 1) используется термин «общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации». Данный термин полностью соответствует термину, закрепленному в Конституции РФ (пункт «и» части 1 статьи 72), что вполне предопределило его включение в НК РФ.

Как известно, принципы права (лат. principium – основа, первоначало) это основополагающие идеи, основные начала, первооснова. Вместе с тем, в перечень институтов законодательства РФ о налогах и сборах приведенный в пункте 2 статьи 1 НК РФ включено практически все содержание части первой НК РФ (общей части налогового права). Правовой институт представляет собой относительно обособленную группу взаимосвязанных между собой юридических отношений18. Принципы права развиваются в нормах права, поэтому любой правовой институт a priori должен соответствовать принципам права. Таким образом, в НК РФ не произведено определение общих принципов налогообложения и не раскрыто их содержание.

В НК РФ «общими принципами налогообложения» можно назвать нормы-принципы, закрепленные в статье 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах». Такая точка зрения вытекает из анализа практики Конституционного Суда РФ и разделяется многими учеными. Здесь будет уместно привести высказывание Г.В. Петровой: «Хотя статья 1 провозглашает, что Налоговый кодекс РФ устанавливает общие принципы налогообложения и сборов, статья о принципах (ст. 3 НК РФ) называется «Основные начала законодательства о налогах и сборах»19.

Нормы статьи 3 НК РФ имеют обобщающий характер, отличаются наибольшей абстрактностью, являются базовыми по отношению ко всем нормам НК РФ, и, несомненно, имеют приоритет перед ними, поскольку развивают положения Конституции РФ в сфере налогообложения. По мнению Г.А. Гаджиева и С.Г. Пепеляева, общие принципы налогообложения и сборов призваны ограничивать свободу государства в области финансов, так как «они на конституционном уровне ставят препоны налоговому произволу, создают основы справедливого, умеренного и соразмерного налогообложения»20.

Есть точка зрения, разделяемая многими учеными-правоведами, что принципы налогового права должны быть нормативно закреплены. Данная позиция основана на различных мнениях исследователей в области общей теории права в отношении закрепления принципов права в законе. Здесь можно выделить две основные точки зрения. Согласно первой точке зрения принципы права находятся вне позитивного права21. Представители второй точки зрения сводят принципы права к общей правовой норме22. Данная точка зрения получила развитие в советский период, когда право отождествлялось исключительно с законом.

В связи с этим общая теория права различает правовые принципы и принципы права. Говоря словами С.С. Алексеева «те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу правовых принципов», то есть правовые принципы еще не принципы права. Отличие первых от вторых и заключается в том, что правовые принципы представляют собой начала правосознания, научные идеи, а принципы права их отражение в нормах права23. По мнению М.Н. Марченко и Е.М. Дерябиной, отражаясь прежде всего в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, всю правовую систему страны24.

По нашему мнению создание в нормативном акте закрытого перечня специальных норм-принципов налогового права достаточно сложно. Здесь уместно вспомнить, что еще до принятия НК РФ Конституционным Судом РФ были сформулированы принципы, получившие закрепление в НК РФ25. В результате правотворческой деятельности Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ на свет появились «презумпция добросовестности налогоплательщиков»26 и «презумпция обоснованной налоговой выгоды»27.

На сегодняшний день принципы налогового права являются одной из самых дискуссионных проблем в теории финансово-правовой науки. Для глубокого анализа налогово-правовых принципов требуется изучение исторических, социальных, политических и нравственных факторов.

Несмотря на множественность публикаций в этой области, проблема принципов налогового права нуждается в комплексном исследовании, учитывающем достижения теории права, финансового права и его подотрасли налогового права.

С уверенностью можно сказать, что без изучения теоретических аспектов принципов налогообложения невозможно достичь выполнения задач правоприменения.

1.2. Система принципов налогового права


Отсутствие единого подхода к пониманию принципов налогового права влечет отсутствие единообразной классификации этих принципов. В работах авторитетных ученых, занимающихся проблемами налогового права, вопрос о системе принципов налогового права относится к числу недостаточно разработанных.

И.И. Кучеров выделяет такие принципы налогового права как, собственно правовые, экономические (определяют требования, которым налоги должны соответствовать с точки зрения экономической теории) и организационно-функциональные принципы (определяют внутреннее построение налоговой системы и ее функционирование)28.

Отождествляя принципы налогового права и принципы (основные начала) законодательства о налогах и сборах к числу принципов налогового права И.И. Кучеров относит следующие (исходя из содержания статьи 3 НК РФ):


  1. всеобщность налогообложения;

  2. податное равенство;

  3. экономическая обоснованность налогов и сборов;

  4. определенность налогов и сборов;

  5. недопустимость налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав;

  6. недопустимость нарушения единого экономического пространства при налогообложении;

  7. законность установления налогов и сборов»29. Ученый обращает внимание, что совокупность этих и других принципов составляет идейную основу налогообложения – налоговую доктрину, которая в свою очередь формирует налоговую политику. Последняя же находит свое выражение в форме нормативно-правовых актов о налогах и сборах, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления30.

А.Н. Козырин предлагает деление принципов налогового права на юридические (составляют основу процессуальной части налогового права), социально-экономические (определяют характер материальных норм) и технические (устанавливают основы технического исполнения налоговых операций)31.

Д.В. Винницкий в качестве фундаментальных налогово-правовых принципов рассматривает базовые положения действующего законодательства РФ и судебной практики, в качестве таковых он называет:



  1. принцип регулирования налоговых отношений законом;

  2. принцип равенства и всеобщности налогообложения;

  3. принцип определенности налогообложения;

  4. принцип минимально необходимого ограничения прав частных субъектов налогового права;

  5. принцип экономической обоснованности (соразмерности ограничения экономических интересов);

  6. принцип защиты добросовестного участника налогового отношения и недопустимости злоупотребления правом;

  7. принцип налогового федерализма.

Перечисленные положения выступают, по его мнению, в качестве элементов единой системы принципов налогового права, взаимодействующих между собой, определяющих основные направления налоговой политики, законотворческой и правоприменительной деятельности.

Д.В. Винницкий также выделяет налогово-правовые принципы отдельных структурных элементов (институтов) российского налогового права, являющиеся результатом дифференциации общесистемных принципов: в рамках института правового регулирования установления налогов и сборов; принципы налогового обязательственного права; принципы налогового процедурного права; принципы налогового деликтного права32.

С.Г. Пепеляев, рассматривая в контексте налогового права и с позиции конституционных начал принципы налогообложения предлагает классификацию основных принципов налогообложения и сборов, основанную на традиционном для конституционного права выделении круга проблем, выделяя три группы принципов, в зависимости от направленности действия и смысла решаемых задач:


  1. принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя;

  2. принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков;

  3. принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма33.

Бесспорно, что формирование принципов налогового права осуществляется на основе конституционных норм, сформированных в свою очередь в процессе исторического развития государства под влиянием социально-политических изменений.

Авторы учебника «Финансовое право» под редакцией С.В. Запольского определяют принципы налогового права исходя из положений статьи 3 НК РФ как основные начала законодательства о налогах и сборах. В связи с этим ими выделяются две группы принципов: в первую входят межотраслевые принципы, во вторую включаются отраслевые (специальные) принципы налогового права. К числу специальных принципов налогового права они относят следующие:



  1. всеобщность налогообложения;

  2. равенство плательщиков налогов и сборов;

  3. равенство налогового бремени;

  4. экономическая обоснованность установления налогов и сборов;

  5. определенность налогов и сборов;

  6. принцип презумпции добросовестности налогоплательщиков34.

По нашему мнению равенство плательщиков налогов и сборов должно включать равенство налогового бремени, поэтому выделение последнего в отдельный принцип представляется нами нецелесообразным.

Е.А. Лопатникова подразделяет принципы налогового права на три уровня, включающие:



  1. межотраслевые принципы, имеющие конституционное значение – принцип федерализма, принцип единства финансовой и налоговой политики, принцип гласности, принцип плановости, принцип законности, принцип презумпции невиновности, принцип неотвратимости ответственности;

  2. отраслевые принципы, имеющие конституционное значение – принцип законодательного установления налогов, принцип всеобщности налогообложения, принцип равенства налогообложения, принцип соразмерности налогообложения, принцип справедливости налогообложения, недопустимости придания закону обратной силы, принцип платежеспособности;

  3. принципы институтов налогового права – принципы недопустимости двойного налогообложения, принцип фискальности налогообложения, принцип установления необлагаемого минимума, принцип ограничения по продолжительности применения мер налогового контроля и др.35

В данной классификации не представляется возможным определить значение принципа справедливости налогообложения, поставленного в один ряд с составляющими его требованиями всеобщности, равенства и соразмерности налогообложения.

Поскольку налог представляет собой комплексное понятие, классификации принципов налогообложения рассматриваются также учеными-экономистами.

По утверждению Т.Ф. Юткиной современная налоговая наука и практика руководствуется двумя группами принципов налогообложения:


  1. организационно-этические, определяемые в учебной литературе как классические принципы;

  2. экономико-функциональные (правовые) принципы, в соответствии с которыми развивается налоговое производство в конкретном пространстве и времени.

При этом классические принципы налогообложения, во многом отражая этическую сторону налога, его философский смысл, используются для методологического обоснования рациональности той или иной налоговой концепции и проверки ее на соответствие реальной экономической практике (свойство адекватности). Для практики они являются своего рода маяком или методологическим ориентиром, к которому должна стремиться любая цивилизованная налоговая система36.

Следует не согласиться с автором, что классические принципы налогообложения являются «маяком» налоговой системы. Данные принципы являются основой современной системы российского налогового права, они нашли непосредственное закрепление в нормах НК РФ, к ним неоднократно обращался и Конституционный Суд РФ.

Александров И.М. принципы, лежащие в основе налогообложения, разделяет на две группы:


  1. принципы, определяющие отношение субъекта налога к налогообложению вообще;

  2. принципы, определяющие построение налоговой системы в частности.

Однако при более конкретном выделении принципов налогообложения, указанный автор, предлагает весьма большой список принципов, не обосновывая, к какому основанию принадлежит, тот или иной из них. Так в его перечне наряду с принципом справедливости находится принцип социальной справедливости, последовательно перечислены как принципы налогообложения методы масштаба распределения налога: пропорциональность, прогрессивность, регрессивность. В число принципов поставлено самообложение налогом37.

Пансков В.Г. предлагает систему принципов, объединенную в три направления налогообложения: экономические, организационные, юридические. В число экономических принципов налогообложения им отнесены принципы: равенства и справедливости (в вертикальном и горизонтальном аспектах), эффективности, соразмерности, множественности, всеобщности. Среди организационных принципов налогообложения автор выделяет: принцип универсализации налогообложения, удобства и времени взимания налогов, разделение налогов по уровням власти, единства налоговой системы, эффективности (в части налогового администрирования), гласности, определенности, одновременности налогообложения. Характерными юридическими принципами налогообложения названы принцип законодательной формы установления налога, принцип равенства и справедливости (в части отношений государства и налогоплательщика), принцип приоритетности налогового законодательства38.

Представляется, что в данной классификации одни и те же принципы рассмотрены в разных направлениях. Так принцип равенства и справедливости отнесен как к экономическим, так и к юридическим принципам. С точки зрения экономического содержания этот принцип обнимает собой распределение налогового бремени (всеобщность и равенство налогообложения). Суть данного принципа как юридического принципа налогообложения состоит в обеспечении справедливого администрирования налогов, равенства государства и налогоплательщиков.

По нашему мнению, справедливость в налогообложении включает, в том числе и равенство, поэтому термин «принцип справедливости и равенства» представляется не совсем удачным. Также невозможно отождествление разных по содержанию понятий «администрирование налогов» и «справедливое налогообложение» в принципе справедливости налогообложения.

Совокупность принципов налогового права в их системной связи, обусловленной спецификой правового регулирования отношений в сфере налогов и сборов, образует единую систему. Необходимо сказать, что на сегодняшний день отсутствует единообразная классификация принципов налогового права. Предлагаемые учеными классификации имеют как общие черты, так и существенные отличия. Впрочем, целью настоящей работы не является теоретический анализ сформированных точек зрения по данному вопросу. Задача, которая стоит перед автором настоящей работы, более конкретна: рассмотреть главнейший принцип налогового права с учетом исторического развития взглядов на данный предмет и правоприменительной практики.

Проблема определения принципов налогового права переносится из теории в практическую деятельность. Множественность взглядов в отношении принципов налогового права не позволяет сформировать единую систему этих принципов, «деформирует теорию налогового права»39, затрудняет преодоление пробелов в налоговом праве, что в свою очередь не способствует совершенствованию законодательства о налогах и сборах и разрешению многочисленных налоговых споров.

Вполне возможно, что данная проблема является следствием отсутствия единого подхода к вопросу о степени самостоятельности налогового права. Авторы учебника «Основы налогообложения» обобщив все высказанные точки зрения по этому вопросу, свели их в три группы:


  1. налоговое право является частью финансового права;

  2. налоговое право является комплексным (межотраслевым) правовым институтом, состоящим из норм конституционного, административного и финансового права;

  3. налоговое право, наряду с финансовым, является самостоятельной отраслью права.

Наиболее распространенной является все же первая точка зрения. Выделение налогового права в самостоятельную отрасль права не имеет необходимых теоретических оснований, поскольку налоговые правоотношения, выступающие предметом налогового права, не имеют существенных признаков, отличающих их от финансовых правоотношений.

На этом основании следует согласиться с Н.И. Химичевой, в том, что достижение единства в подходе к определению принципов налогового права и их классификации возможно лишь при изучении финансово-правовых принципов, поскольку первые представляют собой часть последних. Они лишь имеют свое специфическое преломление в нормах налогового права, соответствующее задачам налогообложения40.

А.А. Ялбулганов в системе принципов финансового права выделяет принципы, присущие финансовому праву в целом, и принципы, характеризующие отдельные его подотрасли и институты, такие, как бюджетное право, налоговое право, право денежного обращения, валютное право и др.41

Разделяя две указанные точки зрения, добавим, что специфичность принципов налогового права основана на дуалистическом характере налога, что находит отражение при формировании системы принципов налогового права.


следующая страница >>