Примерные программы учебных курсов - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перечень учебных курсов программы и аннотации дисциплин М. 1 Общенаучный... 1 32.1kb.
Рабочей программы учебной дисциплины 1 77.15kb.
Обучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александров 1 123.35kb.
Оценка учебных достижений студентов в форме оценивания уровня освоения... 1 126.99kb.
Учебный план Годовой календарный учебный график Рабочие программы... 1 102.26kb.
Программы отдельных учебных предметов, курсов 12 4616.62kb.
2 Программы отдельных учебных предметов, курсов 5 1471.33kb.
Учебных курсов 5 1671.86kb.
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических... 1 191.33kb.
Рекомендации по разработке программ учебных предметов дополнительных... 1 96.87kb.
Дипломная работа Белова Анастасия Александровна 3 440.79kb.
«Социология религии» Аннотация программы учебной дисциплины для направления... 1 20.74kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Примерные программы учебных курсов - страница №1/1

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ КУРСОВ
АННОТАЦИЯ

ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ


Дисциплины «Социология религии»
Цель дисциплины
Курс «Социология религии» предполагает ознакомление с проблематикой, аналитическими парадигмами, а также наиболее существенными достижениями современной социологии религии как специальной области исследований.

В целом программа курса предусматривает обоснование стратегии и методологии социологической рефлексии о религии как о специфической социальной практике, экспликацию основных понятий и теоретических конструктов, посредством которых осуществляется такая рефлексия (в частности, понятий идентичности, кризиса, трансгрессии, харизмы и культового сообщества), реконструкцию социального контекста, в котором осуществляется и воспроизводится конверсия (религиозное обращение), а также демонстрацию тех перспектив в диагностике различного рода обыденных (в том числе неканонических) практик манипуляции «предметами веры», которые обеспечиваются подобным подходом.

По ходу изложения учебного материала рассматриваются взгляды на природу религии таких выдающихся исследователей этого феномена, как Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер, Б. Малиновский и В. Тернер, а также более широкие концепции повседневного человеческого действия, развитые представителями т.н. «феноменологической социологии», т.е. научного направления, представители которого внесли наиболее существенный (как принято считать) вклад в формирование актуальной социологии религии (Э. Гофман, П. Бергер, Э. Гидденс и другие).

В рамках курса социология религии рассматривается как автономный интеллектуальный проект, в эмпирическом и концептуальном плане достаточно тесно связанный не только с общей социологией или отдельными частными социологическими дисциплинами, но и с антропологией культуры, полевой этнографией, некоторыми областями психологии (в том числе практической), а также дисциплинами теологического и экклезиологического цикла, обеспечивая тем самым «увязку» структур, организующих массовый повседневный опыт верующих, с достижениями современной социальной и гуманитарной мысли.

Цель курса – сформировать элементарные профессиональные навыки, необходимые для эмпирического исследования и концептуального моделирования (в том числе прикладного) различного рода повседневных социальных практик, идентифицируемых как «религия» в границах соответствующей области социологии.
Задачи дисциплины:

- подготовить студентов к самостоятельной работе с литературой по социологии религии, этнографическими источниками или отчетами о полевых социологических исследованиях, а также различного рода материалами повседневной рефлексии о вере (в том числе «медийными»);

- дать студентам представление о понятийном аппарате современной социологии религии, ее специфической проблематике и наиболее существенных достижениях;

- помочь студентам приобрести элементарные дискурсивные навыки, необходимые для использования изучаемых методов и теоретических конструктов в консультативной, аналитической или учебной работе


Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина является обязательной дисциплиной цикла «Общепрофессиональные дисциплины» (Федеральный компонент) направление: 031800.62 «Религиоведение».
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен знать:

- основную проблематику социологии религии;

- понятийный аппарат социологии религии;

- основные методы социологии религии и ее главные задачи


уметь:

- использовать изучаемые методы и теоретические конструкты в консультативной, аналитической или учебной работе


Содержание программы учебной дисциплины:


  1. Генезис и эволюция социологии религии как области исследований

  2. Практики и стратегии наблюдения в социологии

  3. Понятие модели, практики и стратегии обоснования знания в социологии

  4. Проблема наблюдения в социологии религии, феномен конверсии (религиозного обращения)

  5. Социология религии как аналитическая парадигма (основные допущения, инструментарий, область использования)

  6. Феномен идентичности и «трансгрессивные» социальные практики

  7. Генезис и динамика регулярных культовых практик

  8. Феномен институциональной религии и стратегии ее системной интеграции