Приложение Контрольный диктант №1 ( 7 класс) Повторение изученного в 5-6 классах - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Математический диктант 1 класс, 1 четверть Диктант №1 1 17.46kb.
Повторение изученного по темам «Лексикология», «Лексикография» 1 102.52kb.
«Повторение основных методов решений рациональных уравнений, изучаемых... 1 60.32kb.
Занятие 20. Материалы для самостоятельного изучения 1 56.37kb.
Повторение изученного материала по теме 1 47.22kb.
Проект „Kaks keelt – üks meel“ Занятие 21. Рабочие материалы 1 44.84kb.
Принадлежности : презентация «Явление радиоактивности» мультимедийный... 1 34.55kb.
Урок исследование проблемы. Ход урока Организационный момент. 1 71.93kb.
«Распределительное свойство умножения», математика, 5 класс 1 25.33kb.
Приложения (группа А) Приложение I. Магдалена–Лени–Винен – Приложение II. 1 359.58kb.
Повторение «Квадратный корень. Корень третьей степени» 1 39.06kb.
Урок литературы в 11 классе Тема. Сострадание и милосердие «ко всему... 1 116.89kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Приложение Контрольный диктант №1 ( 7 класс) Повторение изученного в 5-6 классах - страница №1/1

Приложение

Контрольный диктант №1

( 7 класс)
Повторение изученного в 5-6 классах

Осень на воде.
Осень. Уже не хочется выкупаться, но тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замерзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности теплой воды иногда выскакиваю пузыри. Это голодные рыбешки ждут, не упадет ли кузнечик или муха.

Ветер шевелит желтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду. Но скоро он вынырнет обратно.

А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минутку и ничего не увидишь. Спокойная темная вода.

109 слов

Грамматические задания.


  1. Произвести синтаксический разбор предложения.

. Водяные лилии опустились на дно.

2в. Лягушки зарылись в почву до весны.


  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. В воде

2в. За пищу


  1. Произвести морфемный разбор.

1в. Посмотришь

2в. Увидишь.

Контрольный диктант №2

( 7 класс)
Причастие
В лесу.
Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе. Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались. Настороженные уши ловили каждый звук. Внимание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь распустил напряженные мускулы, вышел на поляну, лизнул наст.

Летчик ощущал дрожь подраненной машины всем своим существом, как будто это была агония изувеченного мотора, а лихорадка, колотившая его собственное тело. Лучи пронзавшие хвою сверкающими бликами, зажигали наст.

по Б. Полевому

117 слов
Грамматические задания.


  1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе.

2в. Настороженные уши ловили каждый звук.


  1. Произвести морфологический разбор слова.

. В посветлевшем (небе)

2в. Сверкающими (бликами)


  1. Произвести морфемный разбор.

. Зажигали

2в. Задвигались.

Контрольный диктант №3

( 7 класс)
Деепричастие
Последнюю ночь перед уходом в подземелье Володя спал в доме дяди Гриценко.

Несколько раз ночью мать подходила к его постели, поправляла одеяло на мальчиках, зажимая себе рот, боясь застонать, заплакать от томившей ее тревоги.

Засквозили первые проблески рассвета, и дядя Гриценко, затопав босыми ногами по хате, поднял штору, пуская в комнату холодную муть начавшегося утра. Растолкав крепко спавших ребят, он сказал: «Хлопцы, пора!»

Мальчики, зевая, одевались. Они умылись студеной водой, согнавшей с них дремоту. Сосредоточенно сопя, жевали они холодные лепешки, оставшиеся с вечера, и запивали их горячим чаем.

Прощались в темноте. Утренний ветер, поднимавшийся с моря, нес с собой гарь.

У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля. Перед ними был черный колодец, казавшийся бездонным. Из невидимых недр шел какой-то запах, слышались голоса.

по Л. Кассилю и М. Поляновскому

127 слов


Грамматические задания.


  1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Они умылись студеной водой, согнавшей с них дремоту.

2в. У входа в каменоломню часовой не пропустил их, не проверив пароля.


  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. Растолкав

2в. Не проверив


  1. Произвести морфемный разбор.

1в. Бездонным.

2в. Невидимых

Контрольный диктант №4

(7 класс)
Наречие
Купание в реке.
Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб. Но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.

Дымов и Кирюша быстро разделись и с громким криком попадали в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка разделся. Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, Егорушка глубоко погрузился. Но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул, фыркая, пуская пузыри. Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камышовых кореньев.



по А.П. Чехову

114 слов

Грамматические задания.
1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку.

2в. Он вынырнул, фыркая, пуская пузыри.


  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. Несколько

2в. Обратно
3. Произвести морфемный разбор.

1в. Разделись

2в. Расположился


Контрольный диктант №5

( 7 класс)
Служебные части речи
Добрые пожелания.
Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком.

Прежде всего необходимо стараться выполнять режим дня в течение всего дня. Составьте его с начала сентября и старайтесь выполнять в течение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.

Вначале лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.

Если у вас что-либо не получается, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь. В справочную литературу. Это трудно. Зато полезно. За то время, которое вы потратили на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.

В свободное время побольше читайте. В продолжение чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.

125 слов


Грамматические задания.
1.Выписать из текста все служебные части речи.

1в. все предлоги

2в. все союзы


  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. В течение

2в. В продолжение


  1. Произвести фонетический разбор.

1в. Учиться

2в. Полезно
( 7 класс)
Повторение изученного в 5 - 7 классах
  Пошёл дождь. Сначала капли были крупные, редкие, потом загустело кругом, полилось, полилось... Васютка приметил пихту, широко разросшуюся среди мелкого осинника, и залёг под неё. Не было ни желания, ни сил шевелиться, разводить огонь. Хотелось есть и спать. Он отковырнул маленький кусочек от чёрствой краюшки и, чтобы продлить удовольствие, не проглотил его сразу, а начал сосать. Есть захотелось ещё сильнее. Васютка выхватил остатки горбушки из мешка, вцепился зубами и, плохо разжёвывая, съел всю.
    Дождь не унимался. От сильных порывов ветра качалась пихта, стряхивая за воротник Васютке холодные дождя. Они ползли по спине. Васютка скорчился, втянул голову в плечи. Веки его сами собой начали смыкаться, будто повесили на них тяжёлые грузила, какие привязывают к рыболовным сетям. Он засунул руки в рукава, прижался плотнее к стволу пихты и снова забылся тяжёлым сном. На рассвете Васютка, стуча зубами от холода, вылез из-под пихты, подышал на озябшие руки и принялся искать сухие дрова.

по В.Астафьеву


143 слова
Грамматические задания.


  1. Произвести синтаксический разбор предложения.

1в. Васютка приметил пихту, широко разросшуюся среди мелкого осинника, и залёг под неё.

2в. Васютка выхватил остатки горбушки из мешка, вцепился зубами и, плохо разжевывая, съел всю.



  1. Произвести морфологический разбор слова.

1в. Скорчился

2в. Приметил


  1. Произвести фонетический разбор.

1в. Съел

2в. Дождь
Подробное изложение по прослушанному тексту ( №1)

(7 класс)

Журавли.

Задание. Напишите подробное изложение от третьего лица, стараясь передать эмоциональное отношение автора к исчезающим птицам.

Журавли - это совсем особые птицы. У них удивительное чувство собственного достоинства, чувство равенства с человеком. Журавли не только "умны", они красивы. Красивы особой законченной грацией, изяществом, свободой и своеобразием движений, нежной, "продуманной" гаммой окраски. У журавлей удивительный голос - грустный и вместе с тем торжественный, жизнеутверждающий, мелодичный - будто серебряный. Возможно, потому журавли и вызывают у людей особую любовь.


Но еще одно - и печальное обстоятельство выделяет журавлей из всех птиц: никто из диких животных не находится сейчас в таком критическом положении, как журавли. Почти половина всех видов журавлей нашей планеты включена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов как исчезающие виды. И нет сомнения, что полное исчезновение журавлей на нашей планете - только вопрос времени. Для одних видов потребуются несколько десятилетий, для других - считанные годы, но все они обречены. Если, конечно, человек не придет им на помощь.
А ведь кое-где еще до сих пор охотятся на журавлей! Мне непонятна психология охотников на журавлей, я не могу понять и почувствовать: какую радость приносит выстрел по журавлю? Не говоря уже о том, что мясо журавлей волокнисто, жестко и сухо, почти несъедобно. Нет, я придерживаюсь точки зрения японцев, индийцев и наших русских крестьян: убить журавля - большой грех.

В. Флинт.

Операция «Стерх».

Подробное изложение с дополнительным творческим заданием ( №2)

(7 класс)

Задание. Закончить текст, сделав вывод.

Что значит быть воспитанным?
Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность?

Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.

Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

Как-то я прочитала такой рассказ. В Лувр по утрам приходили бездомные и нищие. Они становились к отоплению, отогревались. Стояла так старушка. Рядом художница работала над копией. Художница вдруг встала, принесла стул и предложила его старушке. Та низко поклонилась и села. Эту сцену наблюдала женщина с мальчиком. Мать что-то шепнула сынишке. Он подошел к художнице и сказал: «Мерси, мадам!» – и со счастливым лицом вернулся к матери.
По С. Гиацинтовой

Темы контрольных сочинений

(7 класс)

1. Контрольное сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (№1).

2. Контрольное сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» (№2).

Пояснительная записка

Русский язык - язык русского народа. Он служит ему средством:



  1. общения во всех сферах жизни;

  2. хранения и передачи информации;

  3. связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

Задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно - практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.



Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе русского языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков ( в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех сферах его применения.

Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения русского языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка. Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, интернет-ресурсами, совершенствование навыков чтения и т.д. В Федеральном компоненте государственного стандарта и Примерной программе основного общего образования по русскому языку Министерства образования РФ сформулирована общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку. Она ориентирована на учебник под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (Русский язык, 7 класс, М.: Просвещение, 2010). На изучение русского языка в 7 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю). Изучение русского языка в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете, о самостоятельных и служебных частях речи, условиях выбора орфограмм и пунктограмм, критериях определения частей речи;

  • овладение умениями познавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; различать части речи, давать им характеристику, распознавать орфограммы и пунктограммы, определять условия их выбора, описывать и обобщать результаты наблюдений за языковыми явлениями и единицами, связно строить свою речь;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, умений и навыков, при решении и выполнении практических задач с использованием новых информационных технологий, речевой культуры, грамотности;

  • воспитание убежденности в возможности собственной конкурентоспособности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни и общественной деятельности, совершенствования речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развития готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навык самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
В Федеральном компоненте государственного стандарта содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции учащихся, обозначено первым разделом. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Все эти требования реализованы в настоящей рабочей программе.

Для того, чтобы реализовать цели обучения, учителю следует совершенствовать образовательный процесс. Наряду с традиционными уроками необходимо использовать такие формы занятий, как практикумы, консультации, собеседования, в хорошо подготовленных классах – семинары, творческие зачеты и т.д. Для успешной работы в рамках комплексной подачи материала учитель должен приобщить учащихся к использованию научно-популярной литературы (словарей, справочников, пособий, энциклопедий) по русскому языку и лингвистике в целом. В данной рабочей программе при изучении каждой темы обозначены уроки обобщающего характера. Программа содержит:



  • систему понятий из области морфемики, морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, стилистики русского литературного языка, о языке как развивающемся явлении;

  • речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков;

  • сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

В 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как причастие, деепричастие, наречие, категория состояния, служебных частей речи и междометия.

В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределены между грамматическим материалом.



Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:



  • урок изучения и первичного закрепления знаний ;

  • урок закрепления новых знаний и выработки умений;

  • урок обобщения и систематизации знаний;

  • урок проверки, оценки и контроля знаний;

  • урок коррекции знаний;

  • комбинированный урок;

  • урок применения знаний;

  • урок развития речи.

Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:

  • традиционное обучение;

  • активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);

  • интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах);

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Формы контроля достижений учащихся:

  • контрольный диктант;

  • словарный диктант;

  • терминологический диктант;

  • другие виды диктантов;

  • проверочная работа с перфокартой;

  • тестовые задания;

  • работа с раздаточным материалом.

Виды контроля:

  • самоконтроль;

  • взаимоконтроль;

  • контроль учителя.


Основное содержание программы «Русский язык. 7 класс».

  1. Введение (1 час)

Русский язык как развивающееся явление

  1. Повторение изученного в 5-6 классах (8 часов)

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Текст. Стили литературного языка.

  1. Морфология и орфография (111 часов)

Причастие. 28 ч.

Причастие как часть речи. Публицистический стиль. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е, и, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение.



Деепричастие. 10 ч.

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Повторение.



Наречие. 24 ч.

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. Буква е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буква н в наречиях на –о и –е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Повторение.



Категория состояния. 6 ч.

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния. Повторение.



Служебные части речи. 1 ч.

Самостоятельные и служебные части речи. Повторение.



Предлог. 9 ч.

Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлога. Повторение.



Союз. 12 ч.

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение.



Частица. 17 ч.

Частица как часть речи. Разряды частиц, формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различие частица не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни. Повторение.



Междометие. 4.

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания в междометиях. Звукоподражательные слова. Повторение.



  1. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (12часов + 3 резерв)

Разделы науки в русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.

Требования к уровню подготовки учащихся

(7 класс)
Учащиеся должны:

знать/понимать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

- составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

ЧТЕНИЕ:

-дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;

- выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;

- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

- проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);

- составлять тезисный план исходного текста;

- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;



ГОВОРЕНИЕ:

- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;

- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;

- строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;

- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;

- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);

- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
ПИСЬМО:

- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и выразительные языковые и речевые средства;

- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;

- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;

- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;



ТЕКСТ:

- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;

- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;

- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;

- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;



МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

- объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;

- определять способы образования слов различных частей речи;

- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;

- составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);

- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;

- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

- пользоваться различными видами лексических словарей;

- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;

МОРФОЛОГИЯ:

- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;



ОРФОГРАФИЯ:

- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания;

- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

- устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.


Перечень учебно – методического обеспечения:

(7 класс)
Основная литература


  1. Русский язык VII класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители:Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.

Дополнительная литература

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в VII классе: книга для учителя/ Г.А.Богданова.- М.:Просвещение, 2001.

  2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы.-М.: Просвещение, 2005.

  3. Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс/ А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова.- М.: Дрофа, 2001.

  4. Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 7 классе/ Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов.-М.: Просвещение, 2005.

  5. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс/ Л.Г.Ларионова.- М.: Просвещение, 2006.

Образовательные диски:

1. CD Репетитор по русскому языку.

2. DVD «Русский язык». Ч. 1. 2. Синтаксис и пунктуация.

3. DVD «Русский язык». Ч. 3. 4. Орфография (2 DVD по 120 мин.)

4. Комп. УНП Морфология по русскому языку. (15 т.)

5. Комп. УНП Грамматика русского языка. (20 т.)

6. Орг. метод. рекомендации для учителя русского языка и литературы.

Список литературы.

(7 класс)

Литература для учащихся:


  1. Баранов М.Т. Русский язык: учебник. 7 класс / М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс: Пособие для учащих¬ся / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.

  3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А.Б. Малюшкин, Л.Н. Иконницкая. – М.: Сфера, 2006.

  4. Михайлова, С.Ю. Ключи к орфографии / С.Ю. Михайлова. – М.: Просвещение, 2005.

  5. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык»: 7 класс / А.А. Позднякова. – М.: Экзамен, 2006.

  6. Поникарова Л.А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях / Л.А. Поникарова. – М.: Просвещение, 2004.

  7. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык. 7 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2006.

  8. Троснецова Л.А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс / Л.А. Троснецова, Т.А. Ладыженская. М.: Просвещение, 2006.


Литература, используемая при подготовке программы (7 класс):

1. Федеральный государственный образовательный стандарт.

2. Примерные программы по русскому языку.

3. БУП – 2004.

4.Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.

5. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2001.

6. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход / М. Бройде. – М.: Айрис-Пресс, 2001.

7. Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2001.

8. Костяева Т.А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 7 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.

9. Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Троснецова. – М.: Просвещение, 2005.

10. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс / Л.Г. Ларионова. – М.: Просвещение, 2006.

11. Львова С.И. Практикум по русскому языку: 7 класс / С.И. Львова. – М.: Просвещение, 2006.



12. Пименова С.Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс / С.Н. Пименова. – М.: Искатель, 1996.