Предпрофильная подготовка и профильное обучение биологии в гимназии №2 г. Зарайска - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Квалификации и переподготовки работников образования предпрофильная... 5 786.58kb.
Хроника ярвеской русской гимназии зима из окон нашего дома 1 117.79kb.
Предпрофильная и профильная подготовка обучающихся 1 63.23kb.
Программа «Биология человека» 1 394.12kb.
Учебный план (фбуп 2004 профильное обучение) Информационно-технологический... 1 71.37kb.
Н. Н. Соколова правила для учащихся Академической гимназии Государственного... 1 33.56kb.
Литература (егэ) конкурсное, профильное Русский язык (егэ) конкурсное 1 89.9kb.
Литература (егэ) конкурсное, профильное Русский язык (егэ) конкурсное 1 81.89kb.
Учитель биологии гбоу гимназии №1591 Германова Ю. Б 1 21.84kb.
Обучение с помощью компьютера (автоматизированное обучение) 1 160.51kb.
Лист дела Посещение и осмотр Гимназии 1 16.42kb.
Ограбили и оставили умирать 1 13.92kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение биологии в гимназии №2 г. Зарайска - страница №1/1

Выступление на научно-практической конференции Юго-Восточного зонального объединения муниципальных органов управления образования Московской области «Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО и лучших классных руководителей в «новой школе» 20 апреля 2010 г.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение биологии

в гимназии № 2 г. Зарайска.

(из опыта работы учителя биологии Сидоровой Н.В.)
В современных условиях образование становится главным ресурсом и механизмом воспроизводства общественного интеллекта. Развитие творческого потенциала учащихся в соответствии с их потребностями и возможностями во многом зависит от индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Наша гимназия является мультипрофильным образовательным учреждением. Мультипрофильная дифференциация предполагает разделение учеников по разным профилям обучения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами, а также по уровням освоения предмета (углубленное, расширенное, общеобразовательное). При мультипрофильности решаются такие проблемы, как сохранение здоровья, уход от перегрузок с максимальным качеством адаптации в современной среде.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:


  • Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

  • Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Следует отметить, что отношения между школой и учащимися в условиях мультипрофильности претерпевают заметные изменения. Учащийся имеет право составлять индивидуальный учебный план в соответствии со своими потребностями, выполняя при этом государственные стандарты, соотнося свои действия с нормативной базой. Школа обеспечивает ему возможность получения образования в объеме, предусмотренном соответствующими документами, а в некоторых случаях — в больших объемах. Предоставление дополнительных возможностей в виде расширенных или углубленных курсов является предметом согласования между всеми субъектами образовательного процесса.

Предоставление ученику возможности составить свой учебный план в некотором смысле означает передачу ему части управленческих функций. Это обстоятельство меняет содержание деятельности организаторов образовательного процесса. В мультипрофильной школе руководитель управляет проектной деятельностью ученика, что требует от него использования более сложных и тонких педагогических средств, рассчитанных на применение в условиях неопределенности. Анализ учебных планов дает необходимую информацию для осуществления управленческой деятельности.

Вся работа гимназии направлена на самоопределение ученика на ранних этапах образовательного процесса. Она начинается в основной школе, где вводятся развивающие курсы по биологии: «Занимательная ботаника», «Развивающая экология». Младшие школьники (5-7 классы) активно вовлекаются в кружковую работу, принимают участие в «Неделе биологии», «Ломоносовской неделе», «Интеллектуальном марафоне». Наиболее подготовленные из них занимаются исследовательской деятельностью и принимают участие в конференциях исследовательских, проектных и творческих работ учащихся на районном, областном («Природа встречает друзей») и федеральном («Познание и творчество») уровнях, в олимпиадах и конкурсах по биологии, где занимают призовые места.

В средней школе ведется углубленное изучение биологии, вводятся элективные курсы по экологии, медицине. Все уроки направлены на развитие творческих способностей личности. В школе создано научное общество учащихся, определяющее основные направления деятельности каждого ученика.

Введение предпрофильной подготовки для выпускников основной школы предполагает организацию курсов, призванных помочь ученику сделать ответственный выбор профиля дальнейшего обучения, связанного с определённым видом профессиональной деятельности.

Набор в X класс идет в соответствии с интересами учащихся, т.к. они самостоятельно выбирают предметы для расширенного и углубленного изучения. Очень важно выработать у ученика профильное самоопределение на естественно-научные курсы. Работа начинается в основной школе. В IX классе вводятся элективные курсы: «Основы медицинских знаний», «Лес и человек», «Кожа – зеркало здоровья», «Клетка – единица структуры и функций живых организмов». Подробно остановлюсь на каждом из этих курсов.



Элективный курс «Основы медицинских знаний». Цели курса: создать условия для овладения учащимися основными медицинскими терминами и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной. Результатами данного курса являются: новые дополнительные знания по биологии, овладение новыми практическими навыками оказания первой медицинской помощи, умение применять полученные знания на практике, выбор профиля обучения в дальнейшем. Кроме теоретических занятий в программу курса включены практические занятия и экскурсии в лечебные учреждения.

Элективный курс «Лес и человек». Целью курса является создание условий для изучения лесоведения, формирование у обучающихся представлений о лесе, как экологической системе, вовлечение учащихся в конкретную природоохранную деятельность. Учащиеся приобретают конкретные умения: наблюдать и описывать влияние леса на микроклимат, устанавливать зависимость между интенсивностью растительного покрова и факторами среды; составлять схемы пищевых цепей в лесном сообществе; выявлять влияние человека на лес; представлять результаты исследований в виде отчётов, проектов и презентаций. Изучение взаимоотношений человека и лесных экосистем, история лесопользования является побуждающим мотивом к разумному отношению, оценке состояния и охране лесов в своей местности, выбору профессий, связанных с лесом: лесничий, лесоустроитель, егерь, охотовед.

Элективный курс «Кожа – зеркало здоровья». Программа данного курса предусматривает формирование интереса к науке косметологии, изучение правил проведения процедур, основных приёмов по уходу за кожей лица, глаз, шеи, губ, рук, ног. Курс помогает учащимся накопить знания о том, как ухаживать за кожей в зависимости от индивидуальных особенностей организма, типа и состояния кожи, как сохранить красоту кожи, какое влияние на кожу оказывает здоровый образ жизни, окружающая среда. При изучении курса учащиеся получают практические советы и рекомендации по приготовлению лечебных косметических препаратов в домашних условиях, узнают о типичных ошибках при уходе за кожей и о профилактике кожных заболеваний. На занятиях курса используются различные методы и формы, в основном – практические занятия; лекции носят обзорный характер, сопровождаются демонстрацией приёмов ухода за кожей. Курс предусматривает проведение экскурсий в косметологический кабинет.

Элективный курс «Клетка – единица структуры и функций живых организмов». Содержание учебного материала курса соответствует целям предпрофильного обучения и в определённой степени дополняет учебную программу. Значимость, роль и место его определяется тем, что «Клетка» является важным компонентом в системе общего образования и направлена на углубленное изучение избранных разделов в области цитологии. Цели курса: поддержать интерес учащихся к биологии; определить готовность учащихся осваивать знания о клетке на повышенном уровне; создать условия для подготовки к экзаменам по биологии – предмету будущего профилирования. Данный курс решает задачи: углубление знаний об особенностях строения, значения, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных, о неклеточных формах жизни, о роли бактериальных клеток в природе и жизни человека; формирование практических умений и специальных навыков в изучении и сравнении различных видов клеток; углубление знаний о способах выполнения экспериментов, практических и лабораторных работ. Основные приёмы и методы работы следующие: самостоятельное приготовление микропрепаратов растительной клетки, составление таблиц, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией, тестирование, составление сравнительных плакатов, презентаций, использование Интернет-технологий.

Элективные курсы «надстраивают» профильный курс, формируют познавательный интерес к проблемам, связанным с углубленным изучением биологии; развивают содержание базисного курса, углубляют и расширяют знания учащихся по биологии, географии, экологии, что формирует целостное представление о природе и обществе.

Проводятся родительские собрания по профильному самоопределению ученика, объясняется технология составления индивидуального учебного плана. Ученики обсуждают свой выбор с родителями, учитывая, куда они пойдут учиться после окончания школы. Ученику предлагается составить свой индивидуальный учебный план, нацеленный на непрерывность образования. Этот процесс рассчитан на длительный срок, поэтому, чем раньше ребенок попробует составить свой учебный план, тем меньше ошибок и разочарований ждет его в старшей школе, тем важнее становится роль учителя как наставника. Часто школьник переоценивает свои силы или не имеет глубокой мотивации в выборе профиля. В этом процессе интегрировано взаимодействие всех участников образовательного процесса: учителя, ученика, родителей.

В школе разработан перечень востребованных курсов по каждой образовательной области, по каждому предмету согласовано их содержание с имеющимися программами, учебниками, программами вступительных экзаменов в вуз. Каждый год идет корректировка курсов. Предметы при мультипрофильной организации учебно-воспитательного процесса изучаются на разных уровнях: углубленном, расширенном и общеобразовательном. В индивидуальном учебном плане есть базовый компонент обязательных предметов и школьный компонент — выбор учащихся.

Вариативная часть содержания мультипрофильного образования в области естествознания реализуется за счет часов школьного компонента, отводимых на изучение различных элективных курсов, расширяющих представления обучающихся о многогранности, специфике, практическом приложении предметов естественного цикла.

Уже несколько лет в гимназии действует система профильного обучения в старших классах. Одним из направлений профилизации является биолого-химическое, где углубленно изучаются такие предметы как биология, химия и физика. Целью обучения в биолого-химическом классе является подготовка учащихся к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения медицинского, педагогического, сельскохозяйственного направлений. Если интересы ученика выходят за рамки учебного плана, то ему предлагаются элективные курсы: «Основы молекулярной биологии», «Гистология», «Антропогенез». Старшеклассники активно представляют свои исследовательские и проектные работы на конференциях и конкурсах различных уровней. Всё это создаёт направленность на глубокое изучение биологии, на развитие творческих способностей в области естественно-научного направления. Усилиями одной лишь школы, даже очень хорошей, выполнение в полном объеме цели и задач мультипрофильного образования невозможно. Для этого необходимо привлечение ресурсов учреждений дополнительного, среднего и высшего профессионального образования. Так, например, налажено сотрудничество гимназии с Рязанской медицинской академией им. И.П. Павлова. Преподаватели академии проводят занятия с нашими учащимися по анатомии, физиологии человека и наиболее сложным разделам общей биологии, тем самым готовя их к поступлению в ВУЗ.

Большую помощь учителю в предпрофильной и профильной подготовке оказывает современное оборудование кабинета биологии: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерная система тестирования, новый комплект микроскопов и микропрепаратов для лабораторных и исследовательских работ. Многое из перечисленного было получено гимназией в рамках ПНПО «Образование».

Непрерывная работа гимназии по модернизации образования привела нас к следующей модели, называемой «Компетентностное образование», целью которой является непрерывная взаимосвязь ученика, учителя и родителей.



Атмосфера тепла и понимания, открытость, инициативность, творческий поиск — вот что составляет дух гимназии.