Правила торговли изменились - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Правила сп 3 1066-01 Издание официальное Минздрав России Москва 2001 2 554.92kb.
Влияние классических теорий международной торговли на развитие теории... 1 84.06kb.
1. Теоретические основы коммерческой деятельности предприятия розничной... 3 1082.09kb.
Правила Гарварда и McKinsey правила магической пирамиды для делового... 7 8258.83kb.
Методические указания по написанию курсовых работ для студентов специальности 08. 1 92.81kb.
Состояние и перспективы развития торговли в г. Минске. Особенности... 1 141.14kb.
Правила вывода значений атрибутов. Типы правил их назначение. 1 33.62kb.
Исследование рынок хлебопекарных дрожжей республики беларусь 1 51.38kb.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных... 1 142.99kb.
Признать победителями городского конкурса и присвоить 1, 2, 3 места... 1 44.46kb.
Учебно-методическим объединением по образованию в области производственного... 1 60.9kb.
Перечень технических характеристик и параметров излучения радиоэлектронных... 1 15.1kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Правила торговли изменились - страница №1/1

Правила торговли изменились
С 1 февраля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Данным документом внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию.

Рассмотрим нововведения более подробно.




Основные понятия, используемые в законе
Раскрытию понятий, используемых в законе, посвящена отдельная статья. Вначале законодатели расшифровали термин "торговая деятельность", под которой понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Далее чиновники привели определения розничной и оптовой торговли, которые, собственно, были позаимствованы из гражданского законодательства (ст. 492, 506 ГК РФ).

Под оптовой торговлей понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В свою очередь, розничной торговлей является вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не соотносящихся с осуществлением предпринимательской деятельности.

Достаточно внимания уделено торговому объекту. Помимо разъяснения, что он собой представляет, даны определения его видов (стационарного и нестационарного), а также указано, что следует понимать под его площадью.

Итак, торговым объектом являются здания, строения, сооружения (или их части), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними при продаже товаров. В свою очередь, под площадью данных объектов понимается помещение для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними при продаже товаров, прохода покупателей.

К разряду стационарных законодатели отнесли торговые объекты, прочно связанные фундаментом здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно технического обеспечения. Нестационарные объекты представляют собой временные сооружения или конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно технического обеспечения, в том числе передвижные сооружения.

Кстати, торговая сеть определена в п. 8 ст. 2 Закона N 381-ФЗ как совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением или используются под единым коммерческим обозначением (иным средством индивидуализации).

Еще один довольно важный термин, значение которого раскрывает комментируемый закон, - продовольственные товары. Как указали законодатели, под ними следует понимать продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания), бутилированную питьевую воду, алкогольную продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательную резинку, пищевые и биологически активные добавки.


Цели и сфера применения закона
Положения Закона N 381-ФЗ распространяются на отношения, возникающие между органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также на отношения между субъектами при осуществлении торговой деятельности. Причем комментируемый закон не применяется к отношениям, связанным с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, торговли на товарных биржах, деятельности по продаже товаров на розничных рынках, купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов (п. 4 ст. 1 Закона N 381-ФЗ).

Основные задачи, которые стояли перед законодателями, заключались в обеспечении соблюдения прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, а также в сбалансировании экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов с соблюдением при этом прав и законных интересов населения.

Новый закон, по мнению чиновников, должен благотворно повлиять на развитие торговли в целом, сделать товары более доступными для населения и сформировать здоровую конкуренцию в этой области.

В пункте 1 ст. 3 Закона N 381-ФЗ отмечено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом, настоящим законом, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Особо следует отметить Письмо Роспотребнадзора от 04.02.2010 N 01-1475-10-32, в котором чиновники указали: в сферу применения Закона N 381-ФЗ вопросы, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, не входят. Кроме того, вводимые данным законом методы государственного регулирования торговой деятельности не предполагают каких-либо изменений в подходах к контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований, установленных санитарным законодательством либо законодательством о техническом регулировании, к самим товарам, находящимся в обороте. При этом Закон N 381-ФЗ вообще не распространяется на сферу правового регулирования отношений по Федеральному закону от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

В то же время при реализации функций по контролю и надзору за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, впредь необходимо руководствоваться понятиями, используемыми в ст. 2 Закона N 381-ФЗ. Так, в частности, при проверках соблюдения соответствующих положений п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, предусматривающих ограничение по номенклатуре товаров, допускаемых к розничной продаже в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли, следует пользоваться определением стационарного торгового объекта, приведенным в п. 5 ст. 2 Закона N 381-ФЗ.




Методы государственного регулирования
Согласно Закону N 381-ФЗ государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

- установления требований к ее организации и ведению;

- антимонопольного регулирования и информационного обеспечения;

- государственного и муниципального контроля (надзора).




Особенности размещения нестационарных торговых объектов
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с определенной схемой. Данная схема разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Основной принцип, которым руководствуются представители органов власти при разработке этого документа, заключается в поддержке представителей малого или среднего предпринимательства. На долю данной категории хозяйствующих субъектов должно приходиться не менее 60% нестационарных торговых объектов от их общего количества.

Всю информацию об утвержденной схеме, а также обо всех вносимых в нее изменениях хозяйствующие субъекты могут найти на официальных сайтах соответствующих органов власти. Особо следует отметить тот факт, что утверждение схемы, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанного документа или внесения изменений в него.

Также важно подчеркнуть, что порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в помещениях или на земельных участках, находящихся в частной собственности, как и прежде, устанавливается собственником с учетом требований, определенных законодательством РФ.




Права и ограничения для органов власти
В комментируемом законе четко прописаны полномочия всех представителей органов власти в области регулирования торговой деятельности.

Так, например, Правительство РФ вправе утверждать методику расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также методику расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ (в том числе в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), муниципального района и городского округа в денежном выражении за финансовый год.

Следует отметить, что последний норматив необходим для антимонопольного регулирования торговой деятельности, но об этом чуть позже.

В компетенцию федеральных органов власти входит:

- утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;

- утверждение формы торгового реестра, порядка его формирования и предоставления информации, содержащейся в данном документе;

- участие совместно с уполномоченным федеральным органом в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность и поставку товаров (за исключением производителей товаров).

А на плечи органов местного самоуправления ложится реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта РФ.

В частности, местные представители органов власти:

- разрабатывают и принимают законы (иные нормативные правовые акты) субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности;

- устанавливают (согласно утвержденной Правительством РФ методике расчета) нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для конкретного субъекта РФ;

- проводят информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара;

- разрабатывают и реализовывают мероприятия, которые могут

каким-либо образом содействовать развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

В то же время в ст. 15 Закона N 381-ФЗ четко прописаны антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. В частности, представители органов власти не могут:

- возлагать на хозяйствующих субъектов обязанности по участию в повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества и безопасности товаров в региональной или муниципальной системе качества товаров;

- принуждать хозяйствующих субъектов к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ (муниципальными правовыми актами) в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта РФ (муниципального образования). В данном случае речь идет об аттестации торговых объектов, аккредитации хозяйствующих субъектов, сертификации товаров, соответствии торговых объектов требованиям законодательства РФ;

- принуждать к продаже товаров по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления.

Также представителям органов власти запрещается принимать нормативно-правовые акты, решения, предусматривающие:

- установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами РФ, между муниципальными образованиями в границах субъекта РФ;

- введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов РФ, территориях муниципальных образований в границах субъектов РФ;

- понуждение хозяйствующих субъектов к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными контрагентами;

- установление для хозяйствующих субъектов ограничений в выборе контрагентов;

- дискриминацию хозяйствующих субъектов в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.




Права и обязанности хозяйствующих субъектов
В соответствии со ст. 8 Закона N 381-ФЗ хозяйствующие субъекты при организации и осуществлении торговой деятельности могут самостоятельно определять:

- вид торговли (оптовая и (или) розничная);

- форму торговли (в стационарных торговых объектах или вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная или разносная торговля, дистанционный способ или продажа товаров с использованием автоматов и т.д.);

- способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без их использования);

- специализацию торговли (универсальная и (или) специализированная торговля);

- тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный и (или) нестационарный торговый объект);

- основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

- порядок и условия осуществления торговой деятельности (в том числе: ассортимент продаваемых товаров; режим работы; приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров; количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности; способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах);

- цены на продаваемые товары;

- форму распространения рекламы в торговом объекте и его витринах;

- условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

- иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

Особое внимание стоит уделить пункту, касающемуся установления цены на продаваемые товары. Дело в том, что, согласно Закону N 381-ФЗ, если в течение 30 календарных дней подряд на территории(ях) отдельного(ых) субъекта(ов) РФ рост розничных цен на определенные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории данных субъектов. Вместе с тем законодатели отмечают, что такой ценовой мораторий не может быть установлен на срок, превышающий 90 календарных дней.

Статья 9 Закона N 381-ФЗ возлагает на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и поставщиков продовольственных товаров обоюдную обязанность по предоставлению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и о существенных условиях такого договора.

Законодатель отметил, что реализовать указанную обязанность можно либо путем размещения соответствующей информации на своем сайте в Интернете, либо путем безвозмездного предоставления запрашиваемой информации. В последнем случае на исполнение соответствующего запроса законодатель отвел 14 дней.

Еще один немаловажный момент, касающийся установления цены договора поставки.

По общим правилам исполнение договора оплачивается по цене, предусмотренной соглашением сторон (ст. 424 ГК РФ). Цена договора поставки товаров теоретически определяется исходя из цены товаров, установленной соглашением сторон договора.

Однако на практике не все складывается так просто. В большинстве случаев поставщикам приходится приобретать так называемый входной билет в ту или иную торговую сеть. Роль такого билета, как правило, играет вознаграждение, предусмотренное договором, которое уплачивается хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров, то есть за заключение договора поставки. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами договора, включению его в цену договора и не учитывается при определении цены товаров. Так вот, обратите внимание, Законом N 381-ФЗ установлено, что размер данного вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров.

Включать в цену договора поставки продовольственных товаров иные виды вознаграждения законодатели категорически запретили. Более того, не допускается выплата вознаграждения в случаях, если предметом договора поставки являются отдельные виды социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством РФ.

Если договором поставки предусмотрено условие оплаты продовольственных товаров через определенное время после их передачи в торговую сеть, то данная отсрочка платежа должна осуществляться по следующим правилам:

- на поставку товаров со сроком годности менее 10 дней отсрочка платежа не может превышать 10 рабочих дней со дня их приемки торговой сетью;

- если срок годности товаров находится в пределах от 10 до 30 дней включительно, то покупатель (владелец торговой сети) должен оплатить поставку таких товаров в срок не позднее 30 календарных дней со дня приемки;

- если срок годности продовольственных товаров установлен свыше 30 дней (к данной категории отнесена также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ), то платеж за поставку можно отсрочить не более чем на 45 календарных дней со дня приемки таких товаров.

Если по каким-либо причинам поставщик товаров не в состоянии организовать документооборот по сделке должным образом, то срок оплаты продовольственных товаров увеличивается до момента предоставления поставщиком по запросу торговой сети соответствующих документов.

В силу п. 10 ст. 9 Закона N 381-ФЗ в договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами данного договора.

Услуги по рекламированию, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться торговой сетью на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг. При этом включение в договор условий об оказании вышеперечисленных услуг, а также заключение договора поставки путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, Законом N 381-ФЗ не допускается.




Табу для хозяйствующих субъектов
В соответствии со ст. 13 Закона N 381-ФЗ хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, а также поставщикам данных товаров запрещается:

- создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из него других хозяйствующих субъектов;

- нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

- осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Кроме того, указанные хозяйствующие субъекты не могут навязывать контрагенту условия:

- о запрете на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

- об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях лучших, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

- о предоставлении контрагенту сведений о заключаемых договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

- о внесении поставщиком платы за право поставок продовольственных товаров торговой сети в функционирующие или открываемые торговые объекты;

- о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

- о снижении поставщиком цены продовольственных товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

- о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на такие товары (за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика продовольственных товаров);

- о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

- о возврате поставщику непроданных продовольственных товаров по истечении определенного срока (за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ).

Хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа (в том числе в границах городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения (ст. 14 Закона N 381-ФЗ).

Здесь необходимо учесть, что сделка (купли-продажи, аренды), совершенная с нарушением указанной нормы, признается ничтожной, причем требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе антимонопольным органом.



В границах муниципальных районов и городских округов данное ограничение применяется с 1 июля 2010 года (п. 4 ст. 22 Закона N 381-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на то, что положения ст. 14 Закона N 381-ФЗ не распространяются на сделки, связанные с приобретением, арендой или введением в эксплуатацию торговых объектов и совершенные до дня вступления в силу закона, то есть до 01.02.2010.