Прав и свобод человека и гражданина - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конституционно-правовые основы обеспечения органами внутренних дел... 1 460.37kb.
Викторина, посвященная Дню Защиты прав человека 10 Декабря 1 56.24kb.
Политические права человека 1 56.03kb.
Взаимосвязь и сочетание статей Конвенции по защите прав человека... 1 128.33kb.
Комиссия по правам человека 2 548.12kb.
Конвенция от 4 ноября 1950 года о защите прав человека и основных... 1 428.01kb.
1 процедура рассмотрения сообщений о нарушении прав человека и основных... 1 45kb.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября... 1 224.68kb.
Пункт 119(b) предварительной повестки дня Вопросы прав человека:... 1 392.72kb.
Информация Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека... 1 262.69kb.
В Воронежской области за период с 01. 01. 2008 по 31. 12. 2008 года... 1 164.72kb.
Кафедра государственно-правовых дисциплин 2 539.18kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Прав и свобод человека и гражданина - страница №1/1

Е.Н. ХАЗОВ,

кандидат юридических наук


ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЙ

ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Словарь Брокгауза и Ефрона толкует конституционные гарантии как определения закона, образующие составную часть конституции, которые обеспечивают население от произвольного нарушения или изменения основных законов страны. В более узком значении под конституционными гарантиями понимаются правовые средства реализации и защиты гражданами своих прав.

Используемое в ч. 1 ст. 45 Конституции России слово «гарантируется» звучит более весомо, нежели «каждый имеет право», и чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех индивидов. Например, ч. 1 ст. 39 Конституции России гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…» Отметим, что формулировки конституционных положений разнообразны. Одни закреплены непосредственно в форме гарантии, например: «гарантируется свобода массовой информации» (ч. 5 ст. 29), «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту» (ч. 1 ст. 39). Другие конституционные положения закреплены в качестве объекта охраны или защиты со стороны государства или закона, например: «право частной собственности охраняется законом» (ч. 1 ст. 35), «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 38). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция РФ имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае, невозможность его отрицания1.

Прогрессивные идеи прав человека прослеживаются в трудах русских мыслителей начиная со второй половины XVIII в., в частности первого русского профессора права Семена Ефимовича Десницкого2.

Обращая внимание на отставание правовой науки в России, С.Е. Десницкий в 1768 г. в «Слове о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции»3 говорит о необходимости создания отечественных законодательных актов («наставлений российских законов» по примеру других государств), а также выдвигает идею создания «наставления всероссийских прав». Содержание юриспруденции «натуральной», по мнению С.Е. Десницкого, заключалось в четырех частях: 1) о происшествии правлений в разные века и у разных народов; 2) о правах, происходящих в обществе от различного состояния и завания людей; 3) о правах, происходящих от различных и взаимных дел между обывателями; 4) о полиции, или благоустроении гражданском.

«Во второй части, – писал Десницкий, – показывать должно права натуральные, какие имеет человек к защищению своего тела, имени и пр. После сих изъяснять права приобретенные, какие случаются между государем и подданными, между судьею и судимым, между рабом и господином, между родителями и детьми, между мужем и женою, между опекуном и состоящим под опекою, причем должно показывать начало, возвышение и совершенство примечаемой во всех правлениях власти законодательной, судительной и наказательной с показанием, каким персонам каждая из сих властей бывает поручена сначала и какие люди отправляют сии должности напоследок в правлении…. В третьей части должно показывать свойство прав, происходящих от различных между обывателями дел, каковые суть вещественные: собственность, право дозволенное, наследство, заклад и обособливые привилегии и другие персональные; контракт и подобное контракту право; преступление и подобное право в преступлении…»4

Таким образом, Десницкий впервые в отечественном правоведении представляет здесь весь спектр возможных правовых статусов российского подданного. Но С.Е. Десницкий понимал под юриспруденцией не только знание прав – законоучение, но использование и механизм реализации прав – «законоискусство»5. Когда в 1767 г. Екатерина II, «заметив в государстве недостаток правосудия», созвала Комиссию для составления нового Уложения (Свода законов), Десницкий направил (в феврале 1768 г.) Екатерине документ, озаглавленный «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи»6. В числе предложений С.Е. Десницкого – создание конституционной монархии, превращение Сената во всесословное учреждение, утверждение первостепенности личной свободы как важнейшего неотъемлемого права человека. Разделение властей, создание свода законов и прав как прообраза конституционного права стали у С.Е. Десницкого гарантиями прав и свобод человека7.

В Екатерининской комиссии по составлению проекта нового Уложения работал и князь М.М. Щербатов. Идеалом М.М. Щербатова была монархия, основанная на законах. Важные перемены в российском обществе он связывал с принятием основных законов, в числе которых он называл: «положение о порядке наследства на престол»; закон, предписывающий «хранение владычествующей веры и пребывание государя в оной», а также «терпение чуждых вер, до коих мест оно должно простираться, дабы ни гонением, ослабляющим государства и возобновляющим нам ужасы шестаго на десять века, не впасть в бесноверие, ни излишной понаровкою не показать небрежливость к владычествующей вере»; законы о порядке издания законов, установления налогов на народ, «переделания монеты»; законы о суде и праве осуждаемых себя защищать; и, наконец, закон о дворянском звании».

Достоинство каждой формы правления М.М. Щербатов связывал со степенью обеспечения в ее условиях личной и имущественной безопасности граждан. Он высоко оценивал значение английской процедуры «хабеас корпус», предоставлявшей арестованным определенные гарантии от произвольного ареста. «Чего ж бы ради сего у нас не учредить? Ибо пример аглинской нам доказует, что от сего никакого зла не происходит», — писал он по поводу данной процедуры. Вместе с тем Щербатов предлагал ввести в России и другое правило, служащее той же цели. «Говоря о безопасности личной, не могу я не помянуть, — заявлял он, — и того, чего бы ради каждому по уголовному делу обвиняемому человеку не дать стряпчаго или советника, который бы мог спомоществовать ему оправдаться... Не могло бы от сего никакого зла произойтить, ибо пусть бы от сего некоторые винные нашли случай оправдаться, но не лучше ли спасти единаго невиннаго, нежели сто виновных погубить?»8

Известный своей критикой самодержавия и крепостничества А.Н. Радищев развивал идеи и представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй.

Важнейшие идеи С.Е. Десницкого получили дальнейшее развитие в трудах таких деятелей российского Просвещения, как А.Н. Радищев, М.М. Сперанский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Д.И. Фонвизин, Н.М. Муравьев, Н.Н. Новосильцов и многие другие.

XVIII век в истории России, как известно, был ознаменован и некоторыми практическими шагами в области прав и свобод для правящего класса. Благодаря «Грамоте на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» от 21 апреля 1785 г. были закреплены личные, экономические, политические права дворянского сословия: права наследства, на равный суд, свобода от личных податей и телесных наказаний, права торговли, собственности, свобода предпринимательства и др. Основные права дворян затем развивались и дополнялись новыми гарантиями, содержащимися в правовых актах Александра I, Николая I, Александра II.

Ю.В. Пуздрач в своей монографии отмечает, что благодаря либеральным взглядам Екатерины, в России возникло общество, некоторые слои которого все более приобретали черты гражданского общества. Иными словами, появилась группа людей, относительно, по крайней мере по экономическому критерию, независимых от государства, более того, имеющих реальные возможности и механизм доведения до власти своих требований и претензий. За время правления Екатерины раскрепощенное дворянство, несмотря на весь свой консерватизм, все же чрезвычайно продвинуло Россию по пути конституционных преобразований.

Вопрос о правах встал в связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. В 1858 г. император преобразует прежний Секретный комитет в Главный комитет по делам крестьян. Основным его постановлением становится проект ликвидации крепостного права навсегда, без возмещения убытков дворянам. Само крепостное право в России объявляется (в полном несоответствии с его действительной историей) актом произвола со стороны Бориса Годунова, что затем (непонятно, как и почему) вошло в привычку. Но поскольку крепостничество возникло по воле царя, то никто, кроме царя, его отменить не может. И поскольку Борис Годунов, т. е. член ныне царствующего «дома Романовых», лишил крестьян прав, которые никто не может отнять у человека, постольку неправильно принуждать крестьян уплачивать какое бы то ни было возмещение за освобождение. Эти права не подлежат купле и продаже. Кроме того, на 12 лет крестьяне становятся «временнообязанными» в отношении своих бывших помещиков и должны выполнять у них разнообразные работы в зависимости от количества земли, которую они получили. А кто за это время не сможет получить от помещика как минимум пять десятин земли в личное пользование, тот от «временных» обязанностей освобождается.9

К. Маркс так комментировал это «эпохальное событие» русской политической истории: «В самом деле. Подумать только — Александр II провозглашает «права», которые принадлежат крестьянству от природы и которые вовсе не следовало у него отнимать! Поистине, мы живем в необычайное время! В 1846 г. римский папа выступает инициатором либерального движения; в 1858 г. русский деспот, настоящий самодержец всероссийский, декларирует права человека!».10

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, — общее и местное.

Буржуазные реформы 1864–1874 гг.:

Земская реформа 1864 г. была очередным шагом, поскольку ввела ограниченное местное самоуправление на некоторых (не на всех) территориях России. Согласно Положению о губернских и уездных земских учерждениях учреждались губернские и уездные земские собрания (органы самоуправления) во главе с предводителями дворянства и их исполнительные органы – управы во главе с председателями. Вводилась непрямая выборность земских учреждений.11

В целях максимальной охраны прав и свобод личности их основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне. Ученые М.В. Баглай и Б.Н. Габричидзе условно подразделяют конституционные гарантии на две группы: общие гарантии и специальные (гарантии правосудия)12. Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является конституционный строй, основанный на строгом соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права13. Эта гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод и сформулирована в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60 и 61 Конституции РФ. Без этих основ требования личности к обществу носили бы формальный характер14.

К общим конституционным гарантиям прав и свобод человека и гражданина относятся:

1. Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод.

2. Судебная защита прав и свобод.

3. Законная самозащита человеком своих прав и свобод.

4. Административно-правовая защита прав и свобод.

5. Международная защита прав и свобод.

К специальным конституционным гарантиям (гарантиям правосудия) относятся:

1. Гарантии подсудности.

2. Право на юридическую помощь.

3. Презумпция невиновности.

4. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление.

5. Недействительность незаконно полученных доказательств.

6. Право на пересмотр приговора.

7. Гарантия от самообвинения.

8. Права потерпевших.

9. Запрет обратной силы закона.

Ввиду того что большая часть специальных конституционных гарантий лежит исключительно в области уголовно-процессуального законодательства, а также помня о цели настоящей статьи – выявлении механизма реализации конституционных гарантий прав человека на примере гражданского судопроизводства,  представляется правильным выделение, обоснование и рассмотрение общетеоретических аспектов общих конституционных гарантий.



1. Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод (ст. 125 Конституции РФ) – это возможность обращения в Конституционный Суд РФ, которая детально регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»15. Согласно ст. 1 этого Закона, Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В соответствии со ст. 2 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (в частности, гл. 7 «Судебная власть») и данным Законом.

По мнению Ю.А. Тихомирова, чрезвычайно важной для разделения властей «особой формой правосудия» является конституционное судопроизводство16. Защита Конституционным Судом РФ конституционных прав и свобод граждан осуществляется косвенно (с различной степенью эффективности), при:

1) проверке конституционности актов и договоров, указанных в п. «а», «б», «в», «г», «д» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ;

2) разрешении споров между органами государственной власти, определенными п. «а», «б», «в» ч. 3 ст. 125 Конституции РФ;

3) толковании Конституции (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ)17.

Почти все дела, разрешенные Конституционным Судом РФ, как утверждает судья Конституционного Суда РФ Н.В. Витрук, затрагивают вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, полагая, что данный закон нарушает конституционные права и свободы граждан, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ; п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»)18.

Рассмотрение конституционных жалоб граждан в конституционных судах – особая категория дел. Во-первых, заявитель должен отчетливо выразить в жалобе свое мнение о том, что нарушено его конкретное конституционное право или свобода. Во-вторых, конституционные суды – это не кассационная, апелляционная или надзорная судебная инстанция в рассмотрении дел, связанных с нарушением прав и свобод граждан в судах общей юрисдикции. Конституционный суд лишь оценивает конституционность закона или подзаконного акта, действия (бездействия) должностных лиц. Процедура рассмотрения конституционной жалобы не означает замену юрисдикции иных судов в защите конституционных прав и свобод личности19. Защита гражданами своих прав посредством конституционного судопроизводства способствовала утверждению свободы передвижения и запрету института прописки, защите избирательных прав, права частной собственности, всем видам прав человека и гражданина20.

Таким образом, полномочия Конституционного Суда РФ, порядок обращения и общие правила производства являются реализацией конституционной гарантии права граждан на судебную защиту его прав и свобод. Этот способ защиты индивидами своих прав особенно важен, поскольку определения и постановления Конституционного Суда РФ при удовлетворении жалобы отдельной личности или группы лиц обеспечивают в то же время соответствие действующего законодательства Конституции.

2. Судебная защита прав и свобод гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и регулируется федеральными законами, в том числе: Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г.)21; Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»22; Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (в последней редакции от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ)23; Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.)24.

В законах, принятых после вступления в силу Конституции РФ, содержатся положения, по сути дублирующие конституционные нормы. Так, ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» дословно воспроизводит норму ч. 2 ст. 118 Конституции РФ (судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства). Однако следует помнить о том, что почву для принятия Конституции РФ на референдуме 12 декабря 1993 г. подготовили действовавшие в то время Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР», который стал первым актом, нормативно закрепившим положение о судебной власти. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей. Содержание этой нормы (принятой еще в 1992 г.) воплотилось в норме ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, согласно которой правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, вид государственной защиты прав и свобод личности25, как общественное отношение и государственную функцию26. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием27 или рассматривается как гарантия доступа к нему28. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов»29.

В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства30. Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию.

Конституция Российской Федерации провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Согласно Конституции РФ каждому предоставлено право защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45), обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46). Это свидетельствует о том, что Россия не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных функций государства. Именно это в первую очередь позволяет характеризовать его как демократическое и правовое государство31, поскольку общепризнанно, что права и свободы индивида – обязательный системообразующий признак правового государства32.

Как отметили авторы Концепции судебной защиты прав и свобод человека и гражданина (одобренной Советом по судебной реформе Российской Федерации от 11 января 1995 г.), судебный порядок является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Полномочия власти «легитимны лишь в пределах соблюдения прав человека. Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти»33.

Идея приоритета судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов любых субъектов правовых отношений прошла долгий путь развития и внедрения в практику. До января 1988 г. судам были подведомственны дела, прямо предусмотренные законом (все остальные были отнесены к компетенции иных органов власти). С 1 января 1988 г. до 1 июля 1990 г. – все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законодательством был установлен иной порядок их разрешения. С 1 июля 1990 г. до 17 сентября 1991 г. – все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда законами был установлен иной порядок их разрешения. С 17 сентября 1991 г. – все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов без ограничения.

Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Основной чертой судебной защиты является ее неограниченность или, по определению В.П. Кашепова, всеобщность34.

Во-первых, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц. Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Конституция РФ применительно к субъекту, чьи права и свободы обеспечиваются судебной защитой, употребляет слово «каждый», что подчеркивает неперсонифицированность судебной защиты, отсутствие каких-либо формализованных ограничений на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса.

Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам и не имеющим гражданства лицам (апатридам). Указание Конституцией РФ на защиту прав человека и гражданина отражает стремление восстановить те общечеловеческие ценности, которые не зависят от принадлежности к государству, но являются естественными, принадлежащими человеку от рождения35. Государственная защита этих прав и свобод состоит в невмешательстве государства в их свободную реализацию и ограждении от иного постороннего вмешательства.

Во-вторых, судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, принадлежащие индивиду как в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления (но не противоречащие закону). Право на судебную защиту, закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим (ст. 15 Конституции РФ) независимо от наличия процедуры его реализации. В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» обязал суды обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина, рекомендовал в ряде случаев непосредственно применять Конституцию РФ, в том числе, при отсутствии федерального закона, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения.

Отсутствие прямых указаний в законе не может служить основанием для отказа в праве на обжалование в суд любых действий и решений, в том числе, органов расследования и прокуроров. Учитывая это, Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений о неконституционности законов, в которых отсутствует указание на возможность обращения в суд. В наибольшей степени это коснулось уголовно-процессуального законодательства.

В-третьих, в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах (обязывающим государство обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве) Конституционный Суд РФ в ряде постановлений указал на возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов. Права, нарушенные судом, не могут быть исключены из числа объектов судебной защиты.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ, заключающаяся в утверждении, что право на судебную защиту предполагает право на охрану прав и законных интересов не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда36, имеет принципиальное значение.

В-четвертых, судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах37, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства38. Другой не менее существенной особенностью судебной защиты должно стать воплощение в жизнь конституционного принципа независимости суда от других государственных органов.

Заключенная во множестве правовых норм, судебная защита не может быть правильно понята, если считать ее выражением только ст. 46 Конституции РФ («каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»). Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ), возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти (ст. 53 Конституции РФ). В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ), на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

Поэтому судебную защиту необходимо рассматривать как институт, включающий вышеприведенные правовые нормы. Только в совокупности они создают гарантию судебной защиты прав и свобод индивида. Право на правосудие есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для реализации свобод, а стало быть, всего того, что связано с этой реализацией, а именно защиты личности и имущественных прав и законных интересов; в своей совокупности они образуют одну из составных частей неприкосновенности личности.

Сейчас, увы, можно констатировать, что законодательно деятельность судов полностью не обеспечена. До сих пор не принят федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»39, о котором так много говорят40. Именно он должен установить более или менее единую систему, с одной стороны, и конкретные права и обязанности судей и судов, с другой стороны. В связи с этим важным моментом стало принятие закона о мировых судах, целью которого является, несомненно, разгрузка судов общей юрисдикции.

Одна из главных причин низкой эффективности правосудия – незнание и непонимание людьми задач, образа действий, возможностей суда как потенциального защитника их прав и свобод, присущее российской правовой культуре недоверие населения к судам и правоохранительным органам, низкий престиж последних. В суды обращаются редко, боясь многодневных хождений по кабинетам, волокиты, грубости и бюрократизма, не надеясь добиться справедливости.

По мировым стандартам суды должны олицетворять собой справедливость. Именно для этого создавались Основные принципы независимости судебных органов, одобренные резолюциями 40/32 и 40/146 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. и от 13 декабря 1985 г.41 Не случайно Основные принципы независимости судебных органов начинаются словами: «…народы мира заявляют о своей решимости создать условия, при которых может соблюдаться справедливость…»

В Основных принципах независимости судебных органов не только декларируются правила подготовки и повышения квалификации, условия службы и срок полномочий судей, но и формулируются правила, выполнение которых является обязанностью государства-члена. В частности, п. 7 Основных принципов независимости судебных органов гласит: «Каждое государство-член обязано предоставить соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции». Думается, что эта норма-гарантия является одной из основных в рассматриваемом документе, поскольку раскрывает механизм действия остальных норм-принципов.

3. Законная самозащита человеком своих прав и свобод осуществляется лично или через общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных правовых актах. Согласно ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Индивид имеет право использовать для защиты своих прав и свобод все государственные средства защиты, согласно ст. 33, 35, 36, 46, 47–54 Конституции РФ, т.е. может прибегать ко всем видам обращений, обжалований, особенно к судебной системе42. Защищая свои права и свободы, личность вправе использовать демократические институты гражданского общества – обращаться в средства массовой информации, партии и иные общественные объединения; проводить пикетирование, обращаться к общественности с просьбой о массовых акциях в свою защиту в виде митингов, демонстраций, письменных обращений.

Законодательное регулирование получили вопросы о видах оружия, используемого лицом в целях самообороны и защиты своих прав. Так, детализирует конституционную гарантию возможности законной самозащиты человеком своих прав и свобод Закон РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»43. Согласно ч. 1 ст. 3 и ст. 13 этого Закона, гражданское оружие в целях самообороны определенного вида граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе приобретать без получения лицензии44.

За каждым человеком признается право на необходимую оборону и действия в состоянии крайней необходимости. Необходимая оборона содействует предотвращению насильственных посягательств, так как лицо, намеревающееся совершить преступление, знает, что может встретить активное противодействие со стороны потерпевшего и что закон расценивает это противодействие, как и причинение вреда нападающему, правомерным45.

Каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы в состоянии крайней необходимости. Причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, согласно ст. 39 УК РФ, не является преступлением.



4. Административно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина предопределяются издаваемыми в соответствии с Конституцией РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливающими полномочия органов исполнительной власти в конкретных сферах управления и определяющих в этих сферах взаимоотношения органов публичной власти с индивидами, обязанности соответствующих органов и формы защиты граждан от неправомерных действий должностных лиц. Среди административно-правовых форм защиты прав человека и гражданина можно выделить следующие:

а) законодательные гарантии в сфере исполнительной власти;

б) административный (внесудебный) порядок обжалования актов органов исполнительной власти;

в) специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти: контроль Президента РФ над законностью и целесообразностью действий и актов Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ; государственный надзор как особая форма государственного контроля в отраслях хозяйства и социально-культурной сферы в целях обеспечения законности, охраны социально-экономических прав граждан, охраны и защиты их жизни, здоровья, обеспечения трудовых, жилищных и иных прав человека;

г) прокурорский надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти, начиная с федеральных министерств и ведомств и заканчивая всеми органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

5. Международная защита прав и свобод – возможность обращения в Европейский Суд по правам человека или иные международные правозащитные организации в соответствии с международными договорами России в том случае, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты внутри страны (пройдены все судебные инстанции).

Принятие Билля о правах человека46, включающего Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.47, Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г.,48 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г.49, Факультативный протокол № 150 и Факультативный протокол № 251 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд международных. Так, согласно ст. 2 Факультативного протокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах, «лица, которые утверждают, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, было нарушено, и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, могут предъявить на рассмотрение Комитета письменные сообщения».

В первом документе СБСЕ, Хельсинкском Заключительном акте 1975 г., закрепившем принцип уважения основных прав и свобод человека в качестве принципа международного права, устанавливался баланс равного взаимодействия международно-правового и национального регулирования прав человека52.

Согласно ст. 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., суд может принимать жалобы от любого физического или юридического лица53, любой неправительственной организации54 или любой группы частных лиц, которые утверждают, что «явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права».

Заявитель индивидуальной жалобы должен сам выступать в качестве жертвы того нарушения права или прав, предусмотренных Конвенцией, на которое он жалуется. Это – абсолютно необходимое условие. Конвенция не предоставляет права подавать жалобу против нарушений прав человека вообще (action popularis)55: чтобы жалоба имела шансы на успех, заявитель должен продемонстрировать, что он лично пострадал в результате нарушений, на которые жалуется. Таким образом, Суд не рассматривает in abstracto вопрос о соответствии внутреннего законодательства Конвенции. Условие о том, что заявитель должен быть жертвой нарушения его прав, гарантированных Конвенцией, должно соблюдаться на протяжении всего периода разбирательства дела в Суде56. Так, если, пока дело ожидало слушаний в Суде, заявитель получил компенсацию от внутригосударственных властей или иную форму возмещения, например, в результате применения экстраординарных мер правовой защиты, Суд может установить, что данное лицо не является более жертвой в смысле, придаваемом этому слову ст. 34 Конвенции57.

С 5 мая 1998 г. (дата вступления в силу для России Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод) по настоящее время в Европейский Суд по правам человека поступило около 10 000 жалоб на действия российских властей. Примерно 3500 из этих жалоб суд отклонил по различным основаниям58.

В заключение сделаем следующие выводы.

1. Гарантии прав человека условно подразделяются на общие и юридические (специальные). Конституционные гарантии прав человека условно подразделяются на общие гарантии и гарантии правосудия. Поскольку все отрасли права имеют нормы, закрепляющие средства и способы охраны, обеспечения и защиты прав и свобод, юридические гарантии классифицируются в соответствии с делением системы права на отдельные отрасли.

2. Гарантии прав человека в Российской Федерации – это совокупность социально-экономических, политических, юридических, нравственных, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

3. Конституционные гарантии прав человека в Российской Федерации – это закрепленная в Основном законе страны совокупность экономических, социальных, политических и идеологических условий, которые предопределяют реальность исполнения и механизмы реализации всех прав и свобод человека и гражданина, являются решающей предпосылкой формирования у личности заинтересованности в их реализации.



    1 Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 226.

    2 С.Е. Десницкий, первый русский профессор права / Соч. Н.М. Коркунова. СПб.: тип. Правительств. сената, 1894.

    3 См.: Десницкий С.Е.Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.

    4 Глущенко П.П.Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан: теория и практика: Монография. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. С. 40, 41.

    5 Глушкова С.И.Права человека в истории общественно-политической мысли России (конец XVIII века – 1917 год): Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1995. С. 39.

    6 См.: Десницкий С.Е.Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи // Избранные произведения русских мыслителей. Т. 1. С. 294.

    7 Глушкова С.И.Указ. соч. С. 40.

8 История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, профессора О.Э. Лейста. М.: Издательство «Зерцало», 2006.С. 323, 324.

    9 Стешенко Л.А. и др.История государства и права России. V в. – нач. XX в. Академический курс. Том. 1. М., 2003. С. 584.

    10 Маркс К., Энгельс Ф.Соч. Т. 12. С. 695.

    11 См.: Стешенко Л.А. и др.Указ. соч. С. 600.

    12 Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Указ. соч. С. 226.

    13 Там же.

    14 Чхиквадзе В.М.Гарантировано конституцией. М., 1979. С. 49.

    15 СЗ РФ. 1994. № 13.

    16 Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999.

    17 Витрук Н.В.Конституционное правосудие: Учебное пособие. М., 1998. С. 177.

    18 Там же. С. 180.

    19 См., напр.: Николаев А.Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации // Право и жизнь. 2000. № 25. С. 12.

    20 См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности абз. 2 ч. 7 ст. 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова от 6 июля 1995 г.; постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина В.А. Мостипанова; определение по жалобе гражданина П.М. Терзияна на нарушение его конституционных прав положениями ст. 159 и 199 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

    21 СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2001. № 51. Ст. 4852.

    22 СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

    23 ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; 1993. № 17. Ст. 606; СЗ РФ.  1995.  № 26. Ст. 2399; 1999.  № 29.  Ст. 3690; 2000.  № 26.  Ст. 2336; 2001.  № 51.  Ст. 4934.

    24 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 19; СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 4970; Российская газета. 1993. 12 мая.

    25 Мордовец А.С.Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.

    26 Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Указ. соч. С. 225.

    27 Там же. С. 226.

    28 Международная жизнь. 1990. № 9. С. 135.

    29 Матузов Н.И.Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 8, 9.

    30 Толкачев Х.Б., Хабибуллин А.Г.Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристики, особенности реализации. Уфа, 1990. С. 46.

    31 Синюкова Т.В.Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории государства и права. Межвузовский сборник научных работ. Саратов, 1991. Вып. 9. С. 150–160.

    32 Лучин В.О.Конституционные институты // Современный конституционализм. Москва, 1990. С. 35.

    33 Зарицкий А.В.Гарантии прав личности при реализации юридической ответственности (вопросы теории и практики): Дисс. канд. юрид. наук. Коломна, 1999. С. 16.

    34 Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов / Под ред. акад. В.В. Лазарева. М., 1994.  С. 187–192.

35 Петров В.В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом РФ Закона «Об охране окружающей природной среды») // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1993. № 3. С. 10, 11.

    36 Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990. С. 60, 61.

    37 См.: Часть 3 ст. 56 Конституции РФ, постановление Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г. по делу о проверке конституционности части 5 статьи 209 УПК РСФСР.

    38 Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992. С. 139, 140.

    39 Проект закона № 98102315-2 был внесен в Государственную Думу Президентом РФ 14 декабря 1998 г. и включен в план пленарных заседаний Государственной Думы на 16 апреля 1999 г., однако был отклонен.

    40 В частности, Совет судей Российской Федерации в своем постановлении от 31 октября 1997 г., заслушав и обсудив сообщения членов рабочей группы В.В. Демидова и В.В. Ершова о ходе подготовки проекта Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», постановил: «Признать необходимым при дальнейшей работе над законопроектом руководствоваться положениями Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Внесение в современных условиях кардинальных изменений в сложившуюся судебную систему Российской Федерации повлечет отрицательные последствия для правосудия в целом и неоправданные материальные затраты».

    41 Международные акты о правах человека. Сборник документов. 2-е изд. М.: Норма, 2002. С. 172.

    42 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Юристъ, 2002. С. 353.

    43 СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

    44 Согласно ст. 13 Закона РФ «Об оружии», механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно регистрации не подлежат.

    45 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Юристъ, 2002.С. 354.

    46 Международный билль о правах человека // Международные акты о правах человека. Сборник документов. 2-е изд. М., 2002. С. 38–77.

    47 Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.

    48 Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.

    49 Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.

    50 Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г.; вступил в силу 23 марта 1976 г.

    51 Принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1989 г.

    52 Павлова Л.В.Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 года // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. № 5.

    53 См., например: Дело StranGreekRefineriesandStratisAndreadisv.Greece, постановление от 9 декабря 1994 г. Сер. А. № 301-В.

    54 См., например: Дело CaneaCatholicChurchvGreece, постановление от 16 декабря 1997 г. Reports 1997-VIII. Параграф 30, 31.

    55 См., например: Постановление о приемлемости дела TuncerandDurmusvTurkey(жалоба № 30494/96) от 19 июня 2001 г.

    56 Европейский Суд по правам человека: правила обращения и судопроизводства. Сборник статей и документов / Под ред. А.В. Деменевой, Б. Петранова. Вып. 1. Екатеринбург, 2001. С. 14, 15.

    57 См.: Дело Caraherv. theUnitedKingdom(24520/94), постановление о приемлемости от 11 января 2000 г.

    58 Действия российских властей в Европейский Суд по правам человека обжаловали Анатолий Бурдов и 10 000 его сограждан // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание Московского клуба юристов. 2002. № 3. С. 3, 4.