Практикум Предмет и метод истории экономических учений - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы... 1 97.19kb.
предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6... 1 160.7kb.
Методические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории... 3 676.4kb.
1. Предмет и задачи курса «История экономики и экономических учений»... 1 99.48kb.
Программа наименование дисциплины История экономических учений 1 157.82kb.
Вопросы к экзамену по курсу «История политических и правовых учений» 1 142.62kb.
Курс лекций по истории экономических учений, вопросы для зачета,... 3 1006.26kb.
Предмет, методология и периодизация истории политических и правовых... 1 195.17kb.
Вопросы Предмет и методы изучения политических и правовых учений 1 28.65kb.
История экономических учений 1 118.17kb.
Курс истории экономических учений очень важен для формирования научного... 4 913.61kb.
Программа дисциплины История экономических учений для направления... 2 436.21kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Практикум Предмет и метод истории экономических учений - страница №1/1

Практикум 1. Предмет и метод истории экономических учений

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

Планы семинарских занятий предназначены для студентов первого курса Международного банковского института дневного и вечернего форм обучения. Изучение дисциплины «История экономических учений» планируется в первом семестре на дневном обучении в течение 48 часов и на вечернем обучении – 16 часов.

Проведение семинарских занятий в соответствии с представленными планами предполагает, что студенты самостоятельно проводят предвари тельную подготовку к занятиям, принимают активное и творческое участие в обсуждении теоретических вопросов и решении задач. Этим обусловлена структура данной методической работы. Вначале перечисляются основные вопросы для рассмотрения, исходя из программы курса. Затем даются дискуссионные вопросы и проблемы, предлагаемые для обсуждения на занятии. С целью расширения знаний, увеличения интереса к предмету, формирования навыков работы с монографической и периодической литературой предлагаются темы докладов. Для закрепления полученных знаний даются тесты и задачи, которые могут быть рассмотрены как на семинаре, так и предложены в качестве домашнего задания.

История экономических учений – один из самых главных разделов среди экономических дисциплин, в котором закладывается понятийный аппарат, а также методология и инструментарий, использующийся затем всеми экономическими науками. Здесь определяется предмет исследования экономической теории, основные экономические категории. Однако надо иметь в виду, что существует множество трактовок основных понятий, таких, как предмет, капитал, собственность, рынок, поэтому важная роль принадлежит изучению учебной, методической и научной литературы, которая призвана обеспечить представление о существующих точках зрения, научить критическому осмыслению науки.

При изучении этого раздела у студентов должны быть заложены основы экономического языка, они должны уметь отвечать на ряд вопросов, прежде всего, о месте производства и обмена в развитии общества. Кроме того, у них должно быть представление о многообразии взглядов экономистов разных школ на эти категории.

История экономических учений исследует эволюцию взглядов ученых на экономические явления, методологию исследования, источники и движущие силы экономического развития. Вследствие этого студенты должны научиться сравнивать различные экономические школы, анализировать их преимущества и недостатки, определять закономерности и тенденции экономического развития.

Подготовка по данным вопросам требует использования литературы. Основная литература дается в конце предисловия, дополнительная приводится в конце каждой темы. В качестве дополнительной литературы указаны монографии, периодические издания и статьи в журналах.

Форма проведения семинарского занятия в планах не указывается, ее выбирает преподаватель. Могут проводиться семинары по закреплению лекционного материала в традиционной форме, в форме дискуссий, в виде викторин, деловых игр и т. п.

На практической части семинарского занятия предусматривается проверка знаний студентов с помощью тестов, решение экономических задач. Предложенные тесты и задачи могут быть рассмотрены на семинаре, войти в контрольные работы, предложены в качестве домашнего задания.

В некоторых темах предусмотрено 1-2 задачи повышенной сложности (обычно это последние номера задач), которые предназначены для студентов, желающих более глубоко освоить материал.



По каждой теме предусматривается контрольная работа, вариант которой предлагается в конце пособия для самостоятельной подготовки и проверки уровня знаний самими студентами.

Содержание тем практических занятий и самостоятельной работы студентов

  1. Основные этапы развития экономической науки.

  2. Необходимость изучения истории экономических учений.

  3. Сущность предмета и методология современной экономической науки.

  4. Основные этапы и направления в истории мировой экономической мысли.

  5. Основное течение в современной экономической науке и его положения.

Вопросы для обсуждения

  1. Что является предметом истории экономических учений?

  2. В чем проявляется исторический подход при изучении развития

  3. экономической науки?

  4. Каковы внешние и внутренние факторы развития экономической науки?

  5. Что дает рассмотрение экономических теорий с учетом предшествующих?

  6. Чем прежде всего отличаются экономические теории разных школ и направлений?

  7. Какая связь классификации экономических теорий по школам и направлениям с периодизацией развития экономической науки?

  8. В чем отличие трех основных этапов истории экономических учений?

  9. Чем отличается экономическая мысль и экономическая теория?

  10. Каковы различия между нормативным и позитивным подходами в экономических исследованиях?

Темы рефератов

  1. Понятие методологии науки, ее структуры. Методологические особенности экономики как общественной науки.

  2. Историческое развитие методов исследования в экономической теории, изменение ее предмета. Критерии истинности экономических теорий.

  3. Ретроспективный взгляд на изменение доминирующих школ и течений в истории экономической мысли, обусловленность и закономерность их возникновения.

  4. Национальные, культурные и другие особенности развития экономической мысли.

Список необходимой литературы

  1. Блауг М. Несложный урок экономической методологии // THESIS. 1994. Т. 2. Вып. 4.

  2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 1994.

  3. История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред. В.Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 784 с.

  4. Мизес Л. О некоторых распространённых заблуждениях по поводу предмета экономической науки // THESIS. 2003. Т. 2. Вып. 4.

Дополнительная литература

  1. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. – М.: «Мысль»,1987-1997.

  2. История экономических учений: (современный этап): Учебник / Под общ. ред. А.Г.Худокормова). – М.: ИНФРА-М, 1998.

  3. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: «Дело»,1996.

  4. Покидченко М. Г., Чаплыгина И. Г. История экономических учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.

  5. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1960.