Практическое занятие №1. Тема. Экономические ресурсы, их ограниченность - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по курсу «Экономика» для студентов 3 курса юридического 1 28.6kb.
Программа кружка «математика и экономика» 1 92.79kb.
Занятие по использованию песочной терапии в работе педагога-психолога... 1 114.77kb.
Занятие № Фонетические нормы языка. Фонетический принцип орфографии. 2 466.64kb.
Занятие по направлению «Современные и перспективные технологии построения... 1 61.73kb.
Общие экономические законы 1 94.33kb.
Занятие по методу Характерологическая креатология, направление «Воспоминания... 1 62.33kb.
И хозяйственного механизма 1 37.67kb.
Лекция тема №14 Основы всестороннего обеспечения боевых действий. 1 256.28kb.
Фрактальная графика и ее практическое применение 1 47.19kb.
Образовательные Интернет-ресурсы 1 71.41kb.
Абстрактный труд выступает как 1 224.22kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Практическое занятие №1. Тема. Экономические ресурсы, их ограниченность - страница №3/3

Тема. Государственный бюджет.
Цели. Студенты должны узнать, в чем состоит бюджетно-финансовая политика государства, почему с развитием экономик образуется и растет государственный долг и насколько опасен для экономического развития рост государственного долга, какими путями государственный долг возможно ликвидировать.
Основные умения. Анализировать состояние государственного бюджета. Уметь рассчитывать доходную и расходную часть бюджета.
Теоретический материал.

Государственный бюджет - главный финансовый документ страны, баланс доходов и расходов государства.

Основным источником доходов государственного бюджета являются:

- налоги(80-90%);

- неналоговые поступления (доходы от продажи и использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т. п.);

- государственные займы, осуществляемые с помощью выпуска и продажи государственных ценных бумаг;

- источником доходов бюджета может быть эмиссия (выпуск) денег.



Группировка расходов по социально-экономическому назначению:

- на оборону;

- на финансирование народного хозяйства;

- на социально-экономические цели;

- на внешнеэкономическую деятельность;

- на управление;

- на науку;

- на судебную деятельность и т. п.



Группировка расходов по экономическому содержанию:

-государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Этот вид экономической деятельности правительства представлен закупками военного и гражданского назначения, которые предназначаются для собственных нужд государственных предприятий и учреждений или носит регулирующий характер (например, закупки с/х продукции в целях поддержания рыночной цены). Государственные закупки создают гарантированный рынок сбыта, характеризующийся отсутствием риска неплатежей, стабильностью цен, возможностью реализации продукции крупными партиями по заранее заключенным контрактам, получения налоговых и кредитных льгот и т. п.

- трансфертные платежи – выплаты, которые осуществляются государством без представления их получателями каких-либо товаров и услуг (пенсии, пособия по безработице, пособия многодетным семьям и т. п.). Трансфертные платежи не относятся к производительным расходам, и их доля в государственных расходах зависит от социально-политической ориентации государства, границ государственного вмешательства в экономику, от проводимой социальной политики.

- расходы на обслуживание внутреннего и внешнего долга включают затраты на выпуск и размещение государственных ценных бумаг, выплату процентов по ним. Систематическое увеличение государственного долга имеет своим следствием рост этого вида расходов государства.

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек – профицит.

Превышение расходов над доходами образует бюджетный недостаток – дефицит.


Решите задачи.

Задача №1.

Проанализируйте бюджет.



Доходы

Млн. р.

Налоговые доходы

Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала

Налог на прибыль

Подоходный налог с физических лиц

Прочие налоги на прибыль или доход



Налоги на товары и услуги

Налог на добавленную стоимость на товары и услуги, производимые на территории РФ

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ

Акцизы


Специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства

Прочие налоги на товары и услуги



Налоги на имущество

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество предприятий

Прочие налоги на имущество



Платежи за использование природных ресурсов

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

Импортные пошлины

Прочие налоги на импорт

Экспортные пошлины



Прочие налоги, сборы и пошлины

Неналоговые доходы

Доходы от государственной собственности или деятельности

Доходы от продажи принадлежащего государству имущества

Доходы от реализации государственных запасов

Доходы от продажи земли и нематериальных активов

Штрафные санкции

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Прочие неналоговые доходы



Перечисления (от государственных внебюджетных фондов; от государственных предприятий и учреждений и др.)

Всего доходов

96656553


56566997

139627
125547096


18311313
53416702

5090983
6024401


467433

36098062


369335

21175262
14838822

984

8007592


30282168
9021487

2565910


17674829

137951


735207

16911896


10184657

28306841





Расходы

Млн. р.

Государственное управление

Международная деятельность

Национальная оборона

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

Промышленность, энергетика и строительство

Сельское хозяйство и рыболовство

Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

Развитие рыночной инфраструктуры

Жилищно-коммунальное хозяйство

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

Образование

Культура и искусство

Средства массовой информации

Здравоохранение и физическая культура

Социальная политика

Обслуживание государственного долга

Прочие расходы

Всего расходов



Вид бюджета



17222285

26680380


63890674

39179567


7048101
38895744

25206952


2912195
17002486

268867


88619334

4546940
83751057

9547685

2154338


56250883

36726011


44592866
652719780

  1. Посчитайте величину прямых налогов на прибыль, доход и прирост капитала и впишите результат в пустую графу.

  2. Определите сумму налогов на товары и услуги, заполнив соответствующую графу.

  3. Рассчитайте величину налогов на имущество; впишите результат в пустую графу.

  4. Определите сумму налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, заполнив соответствующую графу.

  5. Используя полученные результаты, сосчитайте величину всех налоговых доходов государства.

  6. Определите сумму неналоговых доходов в бюджете страны.

  7. Зная величину налоговых, неналоговых доходов и перечислений в бюджет, рассчитайте доходы государственного бюджета.

  8. Заполните графу «Прочие расходы».

  9. Рассчитайте сальдо, т. е. разницу между доходами и расходами. На основании полученного результата сделайте вывод о том, был ли бюджет сведен с дефицитом или имело место положительное сальдо.

Задача 2.

Проанализируйте источники финансирования дефицита бюджета РФ.


Внутреннее финансирование

Млн. р.

Кредиты ЦБ РФ на финансирование бюджетного дефицита

Получено кредитов

Погашение основной суммы задолженности

Изменение остатков средств бюджета на счетах в банках

Государственные краткосрочные обязательства

Привлечение средств

Погашение основной суммы задолженности

Казначейские обязательства

Привлечение средств

Погашение основной суммы задолженности

Государственные (муниципальные) ценные бумаги

Привлечение средств

Погашение основной суммы задолженности

Прочие государственные ценные бумаги

Облигации государственного сберегательного займа

Привлечение средств

Погашение основной суммы задолженности

Прочее внутреннее заимствование

Итого внутреннее финансирование:

Внешнее финансирование

Кредиты международных финансовых организаций

Кредиты правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ

Изменение остатков средств бюджета на счетах в банках (в иностранной валюте)



Итого внешнее финансирование

Всего общее финансирование

-175150

0

175150



5342887

38057899


38057899

0

-7260573



0

7260573


3564396

13885128


10320732

-615267


6318976

9318976


3000000

15712759

22472731

10783347
-14333



  1. Подсчитайте сумму внутреннего финансирования и заполните соответствующую графу таблицы.

  2. Подсчитайте величину внешнего финансирования и заполните соответствующую графу таблицы.

  3. Подсчитайте сумму общего финансирования и заполните соответствующую графу таблицы.

  4. Проанализируйте источники внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ

  5. Определите, какую долю (в процентном соотношении) в структуре общего финансирования занимает внутреннее и внешнее финансирование.


Практическое занятие № 8.

Тема. Рыночный механизм формирования доходов.
Цели. Студенты должны узнать, что представляют собой рынки факторов производства; в чем заключается связь между ценами услуг факторов производства и доходами их собственников; какие обстоятельства определяют процессы, происходящие на рынке труда; в чем состоят причины дифференциации в оплате труда работников; от чего зависит величина земельной ренты; как определяется цена капитальных благ; в каких случаях фирме целесообразно осуществлять инвестиции; что лежит в основе цены земельных участков.
Основные умения. Строить шкалы и графики спроса и предложения на рынке труда на условных примерах. Определять относительный дефицит и избыток рабочей силы на рынке труда. Аналитически исследовать различия в оплате труда и их причины. Применять дисконтирование для сопоставления доходов и расходов, распределенных во времени. Определять современную и будущую стоимость инвестиционных проектов. Вычислять цены капитала и земли.
Теоретический материал.

Доход – это денежная сумма, регулярно и законно поступающая в непосредственное распоряжение субъекта рыночных отношений.

Доходы различают по источнику, способам, регулярности и очередности получения. Доходы может приносить собственность на факторы производства, они могут быть получены частным лицом, фирмой, государством в наличной или безналичной форме, причем поступать как регулярно, так и однократно, выплачиваться иногда в строгой последовательности.

Доходы совершают в экономике своеобразный кругооборот. Доходы поступают в семью в обмен на факторы производства. Обмениваясь на товары и предоставляемые услуги, они превращаются в доходы тех, кто произвел эти товары и предложил услуги. Часть доходов пойдет на финансирование экономической деятельности, что обеспечит семью доходами в будущем. Свою долю доходов получит и государство. Оно поддержит экономически слабых и неимущих, создаст условия для функционирования экономики в целом. Это позволит семьям не только увеличить свои доходы, но и более щедро обеспечивать поступление средств в бюджет, создавая благоприятные условия для выполнения государством его функций, в том числе и экономических.

Первоначально доходы сосредоточены в руках собственников факторов производства. Это – функциональное распределение доходов. Некоторые группы населения (дети, старики, инвалиды) в результате функционального распределения доходов вообще остаются без них. Они не могут существовать в странах с рыночной экономикой, если бы не государство. Государство перераспределяет доходы. В результате формируется вертикальное распределение доходов.



Предложение труда для фирмы определяется тем, сколько предложат за то же количество труда в других местах, т. е. альтернативной стоимостью труда. Наниматели должны предложить рабочим такую заработную плату, которая побудит их отказаться от всех остальных возможностей.

Особенности рынка труда:

-минимум оплаты труда в большинстве стран устанавливаются законом. Если он выше равновесной цены труда, то это приводит к избыточному предложению труда на данном рынке.

- ставки заработной платы. Как правило, наниматель за равный труд должен платить равную заработную плату. Если наниматель за равный труд может платить разную зарплату (осуществлять дискриминацию), то, как правило, он на этом выигрывает.

Капитал – это и капитал как фактор производства, и финансовые активы, и природные богатства, и человеческие качества, которые будут обеспечивать производство благ и сегодня, и завтра. Результат применения физического, финансового и человеческого капитала, земли представляет собой поток доходов.

Капитал – это ресурсы, изъятые из текущего потребления и отведенные под будущие результаты. Капиталом в широком смысле называют все, что приносит поток доходов.

Дисконтирование- это метод сравнения разновременных денежных сумм. Оно позволяет свести денежный поток к одному числу – денежной сумме, выраженной в сегодняшних денежных единицах.

Деньги сегодня = Деньги завтра

Коэффициент дисконтирования

Коэффициент дисконтирования больше единицы и обычно определяется как 1+r(t), где r(t)- ставка процентная дисконтирования, в общем случае зависящая от времени и выражающаяся в долях или в процентах. Дисконтировать можно суммы, подлежащие уплате не только через год, но и через месяц, полгода или через несколько лет. Чаще всего используется годовая ставка дисконтирования и потому, если не указано иное, в задачах именно она имеется в виду. Платеж через t лет приводится к платежу в первом году по формуле:

Деньги сегодня = Деньги через t лет

t

(1+r)



Рента. Равномерный поток доходов получил название финансовой ренты. Примерами ренты могут служить ежегодная выручка за урожай, получаемая фермером в октябре, или ежемесячные платежи за пользование электроэнергией. Делая взнос в счет погашения ипотечной ссуды, люди делают рентные платежи, или, просто говоря, платят ренту. Получая ежемесячно пенсию, регулярные доходы от капитала или земли, собственники получают ренту.

Классические рентные платежи производят через один и тот же интервал времени внесением одной и той же суммы. Основным показателем ренты является сумма выкупа, т. е. сумма дисконтирования к началу выплат, и наращенная сумма, т. е. сумма всех платежей с набежавшими на них процентами к концу срока ренты.



Цена капитала и земли как современная стоимость приносимых им доходов. С помощью дисконтирования и понятия современной стоимости устанавливается основной принцип определения цены капитала и земли:

Равновесная цена актива, цена, уравнивающая выгоды продавца и покупателя, равна современной стоимости всех будущих приносимых им доходов.

Равновыгодная для покупателя и продавца цена актива, приносящая годовую ренту, равна сумме Х, которую нужно положить в банк, чтобы ежегодно получать ту же ренту:

X x i=R, X=R/i

Где R – размер ежегодного платежа, а i - банковский процент, выраженный в долях.



Учимся решать задачи.

Задача 1.

Вам предлагают 2 января купить станок, который вы собираетесь использовать в течение трех лет. Допустим, вы рассчитываете получать с помощью этого станка чистый доход, который поступает в ваше распоряжение только в конце каждого года. Чистый доход – это сумма, которая получена после оплаты всех издержек, не связанных с покупкой станка (зарплата, материалы и т. д.), а также после уплаты налогов. Точно оценить доход, конечно же, вы не в состоянии, поэтому прибегает к правдоподобной гипотезе. Например, чистый доход одинаков в каждом году и равен 3000 долл. По истечении трех лет вы собираетесь продать станок за 5000 долл. если банковский процент по валютным вкладам прогнозируется на уровне 10%, то какова разумная цена станка? Вопрос этот не совсем точен. Точнее будет так: « Начиная с какой цены вам будет выгодно вложить деньги в этот станок?»

Решение: приведем расчет современной стоимости станка в таблице:





1-й год

2-й год

3-й год

Поступления от эксплуатации станка (чистый доход)

3000

3000

3000

Выручка от перепродажи

-

-

5000

Современная стоимость 1 долл. или

2

V t=1/ (1+r) – дисконтный множитель при ставке дисконтирования (r), равной 10%



0,909

0,826

0,751

Современная стоимость поступлений

2727

2468

2253+3755

Итого: современная стоимость (максимальная цена) станка: 11203

Результаты расчета показывают, что предельно высокой ценой будет 11203 долл. Кстати, если процентная ставка непостоянна и имеет тенденцию к понижению, то современная стоимость повысится. Наоборот, при повышении процентных ставок по валютным вкладам современная стоимость уменьшится. Таким образом, сами по себе инвестиции нельзя считать успешными (рентабельными) или неудачными, если не принимать во внимание ставку процента.
Задача 2.

Фермер может выращивать на своем участке земли в среднем 400 т картофеля в год. Цена 1 кг картофеля из года в год одна и та же – 0,2 долл. Банковский процент устойчиво держится на уровне 10%. Какова равновыгодная для продавца и покупателя цена этого участка земли, если затраты на выращивание, сбор и реализацию картофеля оцениваются в 50 тыс. долл. в год?

Решение: Ежегодная рента оценивается как разница между выручкой (80 тыс. долл.) и издержками (50 тыс. долл.)

Экономическое решение: Тогда оценка стоимости земли составит 30000/0,1=300 тыс. долл., где 0,1 – банковский процент, выраженный в долях от суммы депозита. Ведь невыгодно будет покупателю приобретать, а продавцу продавать землю за иную цену.

Математическое решение: Ежегодная прибыль от реализации урожая составляет бесконечную ренту с платежом, равным 30 тыс. долл. под 10%. Поэтому нижняя граница цены для фермера определяется суммой выкупа этой ренты. Обратите внимание, что уже первый платеж надо дисконтировать, так как мы имеем дело с рентой типа постнумерандо, когда рентные платежи поступают в конце каждого периода:

2 3 n


30х ( 1/1+i+(1/1+i) + (1/1+i) + (1/1+i))= 30/ i, где

i норма банковского процента в долях.

Итак, мы получаем оценку продажной цены – 300 тыс. долл.
Задача 3.

В ООО «Матрешка», представляющем собой мастерскую по изготовлению матрешек, месячный выпуск зависит только от количества мастеров:



Количество работников

1

2

3

4

5

6

Месячный выпуск, шт.

200

480

801

1000

1150

1315

Вопрос1. Допустим, зарплата мастера составляет в месяц 1600 р. Какова величина спроса на труд мастеров по изготовлению матрешек со стороны мастерской при отпускной цене матрешки, равной 10 р.?

Вопрос 2.Как построить шкалу спроса данной мастерской на труд?

Решение.

Фактически требуется найти число работников, при котором достигается максимум прибыли, если зарплата мастера составляет 1600 р., а отпускная цена, т. е. оптовая цена, по которой ООО продает матрешки оптовым торговцам, равна 10 р. применим маржинальный анализ:





Количество работников

1

2

3

4

5

6

Месячный выпуск, шт.

200

480

801

1000

1150

1315

Прирост выручки, р.

2000

2800

3210

1990

1500

1650

Прирост расходов на оплату труда, р.

1600

1600

1600

1600

1600

1600

Прирост прибыли, р.

400

1200

1610

390

-100

50

Будем гипотетически увеличивать число работников до тех пор, пока прирост выручки при найме дополнительного работника превышает прирост расходов на оплату труда. Таким образом, оптимальное количество работников равно 4.

Шкала спроса представляет собой таблицу заданной зависимости величины спроса от цены:



Зарплата, р.

От 0 до 1675

От 1675 до 1990

От 1990 до 2670

От 2670

Величина спроса

6

4

3

0


Решите задачи.

Задача 1.

Предположим, вы получили небольшое наследство от американского дядюшки в 30000 долл. Вы можете положить эти деньги в банк под 10% годовых. Допустим, вы уверены в том, что в течение длительного периода времени эта ставка банковского процента останется неизменной. Ваш знакомый предлагает вам купить у него весьма плодородный участок земли за полученные в наследство 30000 долл. Вы говорите, что не собираетесь заниматься сельским хозяйством. Но знакомый уверяет вас, что дело это весьма прибыльное, потому что вы можете сдавать землю в аренду фермеру и получать 2000 долл. ренты в год. Купите ли вы этот участок, если хотите получить самый высокий возможный доход на ваши 30000 долл.?



Задача 2.

Объясните, почему цена земли связана обратной зависимостью со ставкой ссудного процента.



Задача 3.

Как объясняется предложение труда для фирмы через его альтернативную стоимость. Допустим, что три знаменитых мушкетера имеют следующие возможности выбрать вариант приложения своих сил, говоря современным языком – устроиться на работу и получать доход. В первую очередь зарплату, в год в ливрах:




Атос

Портос

Арамис

Альтернатива

Зарплата

Альтернатива

Зарплата

Альтернатива

Зарплата

Перейти на службу к кардиналу

300

Перейти на службу к кардиналу

300

Перейти на службу к кардиналу

300

Вернуться в свое графство

200

Выгодно жениться

400

Устроиться аббатом

500

Каково предложение труда для такой фирмы, как «Полк королевских мушкетеров», если дело решают не вопросы чести, а «Презренный металл»?


Задача 4.

Сколько лет можно выплачивать по 100 тыс. руб. пенсии ежегодно 31 декабря, если проценты на остаток личного счета в пенсионном фонде в сумме 1 млн. 200 тыс. руб. начисляются из расчета 5% годовых, а вклад на счет положен 1 января 1995 г.?


Задача 5.

При каком уровне инфляции определенно не стоит вкладывать свои сбережения в банк, если известно, что, положив в банк 1000 р., через год можно получить 1080 р.?


Задача 6.

Структура расходов российских семей в 1991-1995 гг. (в месяц) была такой, кК это показано в табл.

А) Внимательно изучите предлагаемые вашему вниманию статистические данные и подсчитайте, во сколько раз возросли расходы российских граждан по каждой отдельной статье и в целом в 1995 г. по сравнению с 1991 г. Заполните последнюю графу табл. С чем было связано увеличение расходов? Можно ли утверждать, что российские граждане стали больше потреблять товаров и услуг в 1995 г., чем они потребляли в 1991 г.?

Б) Проанализируйте, как изменилась структура расходов российских семей в 1995 г. по сравнению с 1991 г. Какой вывод можно сделать из данного анализа? Можете ли вы однозначно утверждать, что в обществе произошел рост доходов населения?




Статьи расходов

1991 г., декабрь

1995 г. сентябрь

1995/1991 гг.




Р.

%

Р.

%




Питание

451,5

56,4

788340

59,9




Одежда, обувь

129,7

16,2

104035

7,9




Предметы культуры

49,3

6,2

95800

7,3




Услуги

69,3

8,7

150300

11,4




Налоги

67,6

8,4

119600

9,1




Прочие расходы

32,6

4,1

57900

4,4




Всего:

801,0

100

1315975

100





Задача 7.

Вычислите, как меняется доля расходов на удовлетворение основных материальных потребностей с ростом доходов на примере среднего жителя Эколандии:



Год

Расходы на пищу

Расходы на одежду

Расходы на жилье

Общие доходы

Общие расходы

1

2000

1000

1000

5000

6000

2

2300

1080

1100

7000

7000

3

2400

1000

1100

8000

7500

Подтверждается ли этими данными закон Энгеля?

Практическая работа №9.

Тема. Международная специализация.
Цели: узнать, какое место занимает торговля между странами в системе внешнеэкономических связей и какую выгоду получают страны, участвующие в международной торговле. В чем состоят принцип абсолютного преимущества и принцип сравнительного преимущества в международной торговле.
Основные умения. Различать и измерять абсолютное и сравнительное преимущество. Анализировать и вычислять выгоду от обмена на условных примерах. Строить кривые производственных возможностей с учетом обмена.
Теоретический материал.

Добровольный обмен взаимовыгоден. Торговля – это сделка, в которой, как правило, выигрывают обе стороны. Поэтому у каждого есть стимул к специализации и обмену.



Абсолютное преимущество. Страна имеет абсолютное преимущество в производстве определенных товаров и услуг перед другой страной, если ее производительность выше. Способность производить больше единиц данного продукта с теми же затратами ресурсов, или, что одно и тоже, производить единицу продукта с меньшими затратами ресурсов.

Сравнительные преимущества. Взаимовыгодный обмен основывается на сравнительных преимуществах. Впервые принцип сравнительного преимущества был сформулирован для международной торговли в начале 19 века Д. Риккардо. Иметь сравнительное преимущество в производстве какого-либо товара означает, что вы его производите с меньшими затратами, чем другие. Сравнительные преимущества в производстве определенных товаров и услуг означает способность производить их с меньшими альтернативными затратами по сравнению с другими экономическими субъектами (людьми, фирмами, государствами).

Пропорции взаимовыгодного обмена. Каждая страна в результате торговли и специализации своим товаром должна получить больше другого товара, чем сможет его произвести, отказавшись от производства первого товара. Таким образом, взаимовыгодная пропорция обмена лежит в интервале от меньшей альтернативной стоимости в одной стране до большей альтернативной стоимости в другой. Безубыточная торговля включает и крайние точки этого интервала.

Как измерить выгоду от торговли. На этот вопрос наиболее общим ответом будет такой: если производственные возможности страны, фирмы, семьи в результате торговли расширились, значит, торговля была выгодной. Какова мера выгоды от торговли? Деньги? Сэкономленные часы рабочего времени? Процент прибыли? – Все это возможные варианты измерителей выгоды от торговли.

Учимся решать экономические задачи.

Задача 1.

Определите по приведенным в таблице условным данным, какая страна имеет абсолютные преимущества, а какая сравнительные:






Страна А

Страна Б

Кукуруза

2000

1500

Пшеница

1000

500

Обсуждение и решение.

Абсолютное преимущество говорит о меньших затратах ресурсов, или, что одно и то же, о большей производительности. В этом случае не хватает данных для ответа на вопрос об абсолютном преимуществе ни в производстве кукурузы, ни в производстве пшеницы, так как неизвестны ни размеры площадей, ни численность занятых в этих производствах, ни какие-либо иные сведения о затратах ресурсов.

Сравнительные преимущества по представленной информации определить можно. Для страны А альтернативной стоимостью производства 1 т пшеницы будут 2 т кукурузы. А в стране Б 1 т пшеницы обойдется в 3 т кукурузы. Поэтому альтернативная стоимость пшеницы в стране А меньше, и, следовательно, она имеет сравнительное преимущество в производстве пшеницы перед страной Б. Соответственно Страна Б имеет сравнительное преимущество в производстве кукурузы перед страной А. 1к=0,33п <1к=0,5 п.

Задача 2.

Найти выгоду, измеряемую часами рабочего времени, каждой страны от обмена 1 т пшеницы на 1,3 т риса между Эколандией и Экоманией при использовании ими своих сравнительных преимуществ с учетом следующих затрат на производство риса и пшеницы:



Страны

Затраты в часах на 100 кг

Рис

Пшеница

Эколандия

20

30

Экомания

15

10

Обсуждение и решение.

Эффективной является продажа того, в чем имеешь сравнительное преимущество. Экомания имеет абсолютное преимущество по рису, и по пшенице. Но сравнительное преимущество только в производстве пшеницы. Это объясняется тем, что для производства 1 кг пшеницы в Экомании затрачивают 6 мин, а 1 кг риса – 9 мин. Таким образом, для производства 1 кг пшеницы Экомания жертвует производством 0,67 кг риса, что можно записать так: 1 п=0,67р В Эколандии соотношение иное: 1 п=1,5р. Оно показывает сравнительные преимущества Эколандии в производстве риса. При обмене 1т пшеницы из Экомании на 1,3 т риса, произведенного в Эколандии, Экомания имеет выгоду от того, что на 1т пшеницы она затрачивает 100 ч, а на 1,3 т производства риса собственными силами:15х13=195 ч. Следовательно, выгода Экомании в часах составит: 195-100=95 ч экономии за счет торговли. Эколандия тоже оказывается в выигрыше: 30х10-20х13=40ч.

Ответ: Выигрыш Эколандии составит 40 ч, а выигрыш Экомании – 95 ч.
Решаем задачи.
Задача 1.
Предположим, что Эколандия и Экомания тратят на производство риса и гвоздей рабочее время в следующих соотношениях:


Страны

Затраты рабочего времени рис ц.

Затраты рабочего времени Гвозди ц.

Эколандия

40

20

Экомания

60

80




  1. Можно ли все затраты выразить в часах рабочего времени?

  2. Имеет ли Эколандия абсолютное преимущество над Экоманией в производстве и риса, и гвоздей?

  3. Что можно сказать о сравнительных преимуществах?

  4. Кому выгодна пропорция обмена: 1 ц. риса=1,5 ц. гвоздей?

  5. Допустим, обе страны имеют по 1200 часов рабочего времени. Постройте кривые производственных возможностей до и после обмена:

Товар

Эколандия

Экомания

гвозди

60 ц.

0

0

15 ц.

рис

0

30 ц

20 ц

0


Задача 2.
Цена потребительской корзины в России выросла в рублях на 20%. За это же время рубль подешевел с 3500 руб./долл. до 4000 руб./долл. Стоимость идентичной потребительской корзины в США поднялась на 2%. Вырос или снизился уровень жизни в России по отношению к уровню жизни в США судя по этим данным?
Задача 3.

Определите, какая страна имеет абсолютные преимущества, а какая – сравнительные преимущества?



Производственные возможности, тыс. т.

Экомания

Эколандия

Кукуруза

3000

2500

Пшеница

2000

1000



Задача 4.

Возможности России позволяют производить 64 млн. т картофеля либо 16 млн. т пшеницы, а Украина может вырастить 18 млн. т пшеницы против 36 млн. т картофеля при полном использовании площадей под одну культуру. Посевные площади в России и на Украине условно считаются однородными. Если курс карбованца к рублю составляет 30:1 , а Россия предлагает картофель по 500 руб. за кг, то какой диапазон внутренних цен на украинскую пшеницу делает обмен выгодным для Украины и России?



Задача 5.

Найдите выгоду, измеряемую часами рабочего времени, каждой страны от обмена 1 т. пшеницы на 1,4 т риса между Эколандией и Экоманией с учетом следующих затрат на производство риса и пшеницы:



Страны

Затраты в часах на 1 т




Рис


Пшеница


Эколандия

24

30

Экомания

15

10


Задача 6.

Ивановы и Петровы производят только зерно и ткань. На одну единицу зерна и на одну единицу ткани они тратят времени в часах:






Ивановы

Петровы

Зерно

8

15

ткань

10

12

  1. Построить кривые месячных производственных возможностей, если считать, что в месяц каждая семья располагает 600 человеко-часами для семьи.

  2. Допустим, что каждая семья нуждается в одной единице ткани и одной единице зерна. Как организовать наиболее рациональное разделение труда между ними? Сколько часов сэкономит каждая сторона сделки?

  3. Сколько могут получить Петровы зерна, если их потребности составляют 10 единиц ткани в месяц, а пропорция обмена, на которую согласны Ивановы, составляет 1:1 при потребности Ивановых в зерне, равной 50 единицам?



Практическое занятие №10.

Тема. Этапы экономического развития России.
Цель: выяснить, к какой группе стран относится Россия с точки зрения развития ее экономики. Узнать, каковы основные элементы рыночных реформ. Оценить итоги рыночных реформ 90-х годов ХХ века. Проанализировать современное состояние экономики, как создаются институты и механизмы рыночной системы, какую социальную политику проводит государство при переходе к рыночной экономике.
Студенты учатся работать с дополнительной литературой: научными журналами, газетами, справочниками, данными из Интернета, готовить сообщения, выступать с ним перед аудиторией, грамотно вести дискуссию, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Занятие проводится в форме семинарского занятия. Студенты заранее готовят соответствующий материал, во время занятия заслушиваются сообщения, соответствующие выводы, полученные в результате дискуссии, записываются в тетрадь.



План.

1.Приватизация и ее итоги.

2. Демонополизация экономики.

3.Создание рыночной инфраструктуры.

4.Рыночные реформы в социальной сфере.
Теоретический материал.

Основным критерием классификации стран по уровню их экономического развития, который используется в международных сопоставлениях, является ВНП и ВВП на душу населения. С точки зрения этого критерия часто встречается деление стран мира на группы:



  1. с низким уровнем доходов – ВВП на душу населения не превышают 785 долл. в год;

  2. со средним уровнем доходов – от 786 до 9655 долл. (эта группа включает две подгруппы: с доходов ниже среднего – от 785 до 3125 долл. и с доходом выше среднего – от 3126 до 9655 долл.);

  3. с высоким уровнем доходов – 9656 долл. и более (это классификация Всемирного банка по данным о доходах на 1998 г.).

В число стран с низким доходом входят большинство африканских стран, Вьетнам, Камбоджа, Монголия, Индия, Азербайджан, Армения, Молдова, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Пакистан и т. д.

В группу стран со средним уровнем дохода в подгруппу с доходом ниже среднего уровня входят остальные республики бывшего СССР (кроме Эстонии), Болгария, Румыния, Филиппины, Югославия, Иран, Ирак, Колумбия. Россия также входит в эту группу. По данным Всемирного банка ее душевой доход в 1997 г. составил 2740 долл.

Выше среднего уровня имеют доходы ЮАР, Польша, Венгрия, Словакия, Чехия, Греция, Ливия, Аргентина, Мексика, Уругвай, Бразилия, Саудовская Аравия, Турция, Эстония.

В первые годы перестройки и позже – после распада СССР – главным мотивом всех преобразований считалось создание рыночной экономики путем разгосударствления и создания частных, негосударственных организаций и предприятий во всех сферах экономики и других областях жизнедеятельности. Главной задачей было формирование собственников, частный интерес которых стал бы двигателем экономических реформ.



Сообщения о реформах 90-х годов ХХ века и их итогах.

Вывод, к которому должны подойти студенты: мировой опыт свидетельствует, что для построения новой экономической системы нельзя воспользоваться готовыми рецептами и моделями. Каждая страна уникальна по своей истории, традициям, природным условиям и т. д. Поэтому практически всегда, когда опыт одной страны пытаются перенести на почву другой, результат оказывается негативным. Специфика России состояла в том, что, несмотря на многие негативные моменты плановой системы, за десятилетия был накоплен опыт управления огромным экономическим комплексом, имелся штат высококлассных специалистов в области управления и этот потенциал можно было использовать для решения новых задач. Тем более, что уже с 60-х годов учеными и высшими управленческими кадрами страны разрабатывались модели постепенного перехода к рынку. Реализовать их мешали политические причины. Государство должно помогать преодолевать иждивенческие настроения и одновременно целенаправленно формировать необходимые атрибуты рыночной системы, обеспечивая как свободу и безопасность своих граждан, так и социальную стабильность, без чего все блага рынка кажутся малопривлекательными. Невыплата заработной платы или заоблачный уровень цен огромное количество банков, растущих независимо от реального производства, финансовых пирамид, появляющихся и исчезающих как миражи в пустыне перед глазами изумленных вкладчиков, - все это никак не способствует формированию у людей притягательного образа рыночной системы. Государство должно направлять экономическое развитие в нужное русло, создавая правовую базу; поощряя частную инициативу в одних отраслях и субсидируя другие, куда пока невыгодно идти частному капиталу; отпуская цены там, где предложение уже приблизилось к спросу и не даст скачка цен; стимулируя экспортное производство и защищая на первых порах отечественных производителей от конкуренции со стороны импорта; контролируя деятельность коммерческих банков и других финансовых институтов с целью защиты интересов вкладчиков, и многое другое Ни одна страна, создававшая или восстанавливающая рыночное хозяйство, не пускала этот процесс на самотек, а четко регулировала все этапы до тех пор, пока основные элементы рыночного механизма не начинали работать самостоятельно.

Уроки из экономических реформ в России и действий правительства Е. Гайдара в 1992 г.


  1. кредитно-денежная политика была очень жесткой, что привело к сокращению размеров реальной денежной массы, что вызвало денежный голод и во многом спровоцировало неплатежи. А высокую инфляцию издержек стали лечить методами для инфляции спроса, но для нее нужны другие лекарства.

Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ» был принят в 1991 г. Конкретные пути и варианты приватизации определялись «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ на 1992 год».

Приватизация в России прошла несколько этапов.



  1. завершился к середине 1994 г. и получил название ваучерного. В него было вовлечено практически все население страны. Инструментом служили приватизационные чеки ваучеры, розданные всем гражданам страны. На эти чеки можно было приобретать приватизированное государственное имущество.

Способы приватизации различались в зависимости от размеров предприятий. Малые предприятия (менее 20 работников или стоимость основных фондов менее 1 млн. рублей по оценке на 1.01. 94.) продавались через аукционы или выставлялись на торги на конкурсной основе. Средние и крупные предприятия подлежали акционированию. Выпускаемые акции распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятий и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определяемых коллективом. Итоги чековой приватизации показали, что предпочтение было отдано такому варианту приватизации, который позволил трудовому коллективу получить контрольный пакет акций: этот путь избрали 75 % предприятий, ставших акционерными. Но в дальнейшем, у работников таких предприятий акции скупались как администрацией, так и внешними инвесторами. И на момент окончания ваучерной приватизации 1.06.94. около 50% акций находилось в руках рядовых работников, то в 996 г. таких акций было не более 20%. Причем большинству таких акций дивиденды не выплачивались. Продать такие акции тоже было нельзя, следовательно, такие работники были формальными собственниками.

Итогом первого этапа приватизации стало существенное разгосударствление экономики. Но большинство малых предприятий имели частный статус неопределенный, так как их правовой статус не был определен, земля также не была объектом приватизации. На базе средних и крупных предприятий было создано 20 тыс. АО. Всего к концу1994 г. было приватизировано более 110 тыс. предприятий. В государственной собственности оставалось 125 тыс. В условиях неразвитости рынка в особенности фондового рынка, население не могло реально оценить стоимость приобретаемых на ваучеры акций; никто не знал, насколько эффективным будут предприятия, чьи акции они покупают. Началась спекуляция ваучерами скупка их представителями теневой экономики, у которых имелись достаточные средства. Став владельцами объектов бывшей государственной собственности, теневики автоматически легализовались как крупные собственники. Заниженная оценка приватизируемых предприятий и свободная купля-продажа ваучеров дали возможность за бесценок скупать любое количество ваучеров, а за них акций прибыльных предприятий. В итоге образовалась элита крупных собственников, а дифференциация доходов богатых и бедных слоев населения только усилилась. На первом этапе не была решена еще одна задача – привлечение иностранных инвесторов.

Второй этап приватизации – денежная, т. е. платная приватизация – начался 1 июля 1994 г. и продолжался до апреля 1997 г. Целью его было обеспечить переход прав собственности, приобретенных в ходе первичного распределения в руки реально ответственных эффективных собственников и предпринимателей. Объектами приватизации должны были стать государственные пакеты акций приватизированных предприятий (т.е. предприятия со смешанной собственностью, включавшей государственную), земельные участки приватизированных предприятий, недвижимость.

На втором этапе ставились три стратегические задачи: сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысило бы их заинтересованность в долгосрочных инвестициях; для этого на денежные аукционы предполагалось выставлять крупные пакеты акций – не менее 15-20%; обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами для их структурной перестройки и модернизации; при этом предполагалось, что 51% суммы, полученной от продажи акций приватизируемого предприятия, переводится на специальный счет самого предприятия, для его инвестиционных целей; покупатель при этом платит лишь половину цены, а вторая половина используется на цели реконструкции и развития; пополнить доходную часть бюджета страны средствами от продажи акций, принадлежащих государству.

Однако эти цели не были решены. Всплеска инвестиций не произошло. Доходы бюджета также не стали значительными: в 1996 г. и выручка от приватизации составила лишь около 1% доходов федерального бюджета.

Третий этап приватизации – по индивидуальным проектам – начался с апреля 1997 г. Он связан с приватизацией особо важных для страны предприятий, отраслей и предусматривает проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимых финансовых консультантов. Цель такой подготовки – повышение инвестиционной привлекательности объекта, увеличение котировок акций, их ликвидности, повышение эффективности использования приватизированного имущества. Например, Российский фонд федерального имущества 25. 03 98. г. официально объявил правила проведения коммерческого конкурса с инвестиционными условиями по продаже находящегося в федеральной собственности пакета акций ОАО «Нефтяная компания Роснефть» в размере 75% уставного капитала + 1 акция и установил начальную цену 1 млрд. 600 млн. долл. Участник конкурса должен внести задаток в 150 млн. долл. Инвестиционная доля составляла 65,5 млн. долл.

Реализация индивидуальных проектов не означает отхода от других способов приватизации: продажи на аукционах, аренды с последующим выкупом и др.

Летом 1997 г. был принят закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества», который должен был учесть и исправить недостатки и ошибки предшествующих лет приватизации.

О каких недостатках шла речь:

- отмывание денег теневой экономик, поэтому в новом законе записан тезис о необходимости достоверно информации относительно происхождения и принадлежности участвующих в приватизации капиталов: предоставление учредительных документов и отчетов за последние три года деятельности, справок налоговой инспекции. Это связано с тем, что часто накануне аукциона или конкурса создавались подставные компании, за которыми скрывались реальные владельцы капиталов.

-При покупке предприятий брались обязательства не менять профиль предприятия, осуществлять инвестиции в производство, но это не выполнялось. Предотвращению таких ситуаций служит данный закон.

В целом итоги приватизации - было ликвидировано господство государственной собственности. Но пока ускоренная смена государства-собственника частным собственником не принесли ожидаемых результатов в виде эффективно работающего рыночного хозяйства.

Приватизация не является достаточным условием создания конкурентной среды, развития и функционирования рыночной экономики. Поэтому важное условие перехода к рыночной системе – демонополизация экономики, которая обеспечивается как на основе законодательного пресечения злоупотреблений фирмами, занимающими доминирующее положение на рынках, так и путем открытия внутреннего рынка иностранным конкурентам.

Переход к рыночной экономике предполагает создание рыночной инфраструктуры, для чего необходимы организация адекватной рынку оптовой и розничной торговой системы, кредитных и финансовых институтов, формирование рынка труда и системы регулирования занятости, проведение институциональной реформы сельского хозяйства, основанной на введении права частной собственности на землю и развитии фермерского хозяйства. Важным условием перехода к рыночной экономике выступает и осуществление налоговой реформы.

Переход к рынку предполагает также проведение глубоких реформ в социальной сфере, направленных на совершенствование пенсионного обеспечения населения, развитие образования и здравоохранения. Ри этом должно быть обеспечено сочетание государственного финансирования социальной сферы и рыночных принципов ее функционирования.
Контрольные вопросы.


  1. Перечислите основные направления институциональных реформ при переходе к рынку.

  2. Обсудите плюсы и минусы приватизации с учетом участия в ней членов вашей семьи.

  3. Обсудите воздействие реформ в социальной сфере на уровень жизни вашей семьи.


Список рекомендуемой литературы.

1. Л.М. Куликов. Основы экономической теории. М. 2005 г.

2.Равичев С.А. Сборник задач по экономике с решениями. М. 2001 г.

3. Никулина И.Н. Экономическая теория. Пособие для семинарских занятий. М. 1998г.

4. Мицкевич А.А. Экономика в задачах и тестах. М., 1995 г.

5. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. М., 2001 г.

6. Вопросы экономики.

7. Российский экономический журнал.



Заключение.
Вы выполнили практические работы по курсу «Экономическая теория». Надеюсь, что теперь вам более понятны те законы, по которым живет общество в сфере экономики. Знакомство с миром экономики не окончится в вашей жизни этим курсом, осваивать ее законы вам предстоит всю жизнь. Общество – живой организм. Знания, которые вы получили при изучении дисциплины, вам надлежит применять творчески. Будьте постоянно в курсе дел, происходящих в сфере экономики, анализируйте статистические данные, отдельные факты из жизни общества. Можно заранее предсказать, что путь этот будет непростым – ведь нам выпало жить в очень сложное время.

Есть общие правила анализа конкретных предметов. Пример всегда отражает какую-то проблему – определите ее. Найдите причины возникновения проблемы. Наметьте возможные действия по решению этой проблемы. Если вы справляетесь с такими задачами, вносите позитивный вклад в деятельность вашего коллектива и семьи, то курс дисциплины вами усвоен и задачи, поставленные преподавателем дисциплины, можно считать выполненными.<< предыдущая страница