Практическое занятие №1. Тема. Экономические ресурсы, их ограниченность - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по курсу «Экономика» для студентов 3 курса юридического 1 28.6kb.
Программа кружка «математика и экономика» 1 92.79kb.
Занятие по использованию песочной терапии в работе педагога-психолога... 1 114.77kb.
Занятие № Фонетические нормы языка. Фонетический принцип орфографии. 2 466.64kb.
Занятие по направлению «Современные и перспективные технологии построения... 1 61.73kb.
Общие экономические законы 1 94.33kb.
Занятие по методу Характерологическая креатология, направление «Воспоминания... 1 62.33kb.
И хозяйственного механизма 1 37.67kb.
Лекция тема №14 Основы всестороннего обеспечения боевых действий. 1 256.28kb.
Фрактальная графика и ее практическое применение 1 47.19kb.
Образовательные Интернет-ресурсы 1 71.41kb.
Абстрактный труд выступает как 1 224.22kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Практическое занятие №1. Тема. Экономические ресурсы, их ограниченность - страница №2/3

Тема. Теория потребительского поведения.
Цели. Студенты должны узнать, что понимается под общей и предельной полезностью, и в чем заключается закон убывающей предельной полезности, как формулируется правило максимизации полезности, что представляют собой кривые безразличия и карты безразличия, и как на их основе установить субъективные предпочтения отдельного потребителя, что представляет собой бюджетная линия, и чем определяется ее положение на карте безразличия, каким образом индивид оказывается в положении потребительского равновесия, и под влиянием каких факторов оно может измениться.
Основные умения. Вычислять и графически анализировать общую и маржинальную (предельную) полезность. Определять характер взаимосвязи благ по форме кривой безразличия. Строить линии бюджетных ограничений, кривые безразличия и карты кривых безразличия. Находить потребительское равновесие по заданным кривой безразличия и бюджетному ограничению. Вычислять и использовать предельную норму замещения.
Теоретический материал.

Полезностью экономисты называют то удовольствие, удовлетворение или исполнение запросов и желаний, которое получают люди от потребления товаров и услуг.

Полезность – это субъективная ценность, которую при данных условиях потребитель приписывает определенному продукту.



Общая полезность – это полезность всего набора благ, которым обладает потребителем.

Предельной полезностью называют полезность, которую приносит каждая последующая единица данного блага.

Закон предельной полезности: полезность, которую приносит каждая последующая единица данного блага, меньше полезности предыдущей единицы блага.

Зависимость полезности от количества потребленных единиц товара или услуги называется функцией полезности. Казалось бы, что чем больше потребляемых благ, тем больше общая полезность, т. е. функция полезности является, как правило, возрастающей. Но даже этот вывод подвергся сомнению. Десятый выпитый подряд стакан воды обладает скорее отрицательной предельной полезностью, чем положительной.

Рациональное поведение потребителя. Потребитель стремится получить наибольшее удовлетворение. Это означает максимизацию полезности.

Потребительское равновесие – это ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую исходя из данного бюджета, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого. Потребительское равновесие достигается, когда предельная полезность, получаемая в расчете на каждый рубль стоимости одного блага, становится равной предельной полезности, получаемой в расчете на каждый рубль, затраченный на другое благо. Иначе говоря, отношение предельной полезности блага к его цене должно быть одинаковым для всех благ (закон равной маржинальной – предельной – полезности на единицу затрат):

Предельная полезность блага А /Цена блага А =Предельная полезность блага В /Цена блага В

Конечно, речь идет об идеальной ситуации, в которой все блага абсолютно делимы и у потребителя есть время и другие ресурсы для выработки такого точного решения.

Бюджетное ограничение. Линия бюджетного ограничения показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и при данном уровне цен на эти продукты. Пусть потребитель хочет приобрести некоторое количество блага Х по цене Р и некоторое количество товара У по цене Р. На покупку этих благ он готов выделить денежную сумму Р х Х + У х Р. Тогда бюджетная линия – это прямая, показывающая ограничение доходом возможного потребления:

Р х Х + Р х У =М, где М- это доход, т. е. количество денег, которым ограничено потребление.

Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара А к цене блага В, т. е. tg a=I/ Pb : I/Pa=Pa/Pb, где I – доход, а Pa и Pb – цены благ А и В. Увеличение денежного дохода приведет к перемещению бюджетной линии вправо, а уменьшение денежного дохода перемещает ее влево. В первом случае увеличивается множество наборов, доступных для потребителя, а во втором случае уменьшается. Снижение цен обоих благ эквивалентно возрастанию дохода, следовательно, смещает график вправо. Рост цен на оба блага эквивалентен уменьшению дохода: график сдвигается влево. Если падает цена блага А, а цена блага В постоянна, то линия бюджетного ограничения сдвигается так, как показано на рис, поскольку на тот же доход можно купить больше блага А.

Помимо объективных обстоятельств – дохода и цен – существуют и чисто субъективные факторы, которые влияют на поведение потребителя на рынке. Предпочтения – оценки потребителем полезности для себя различных наборов благ. Предполагается, что потребитель может оценить все наборы и сделать выбор: например, он считает, что набор А лучше, чем набор В, а набор В лучше, чем набор С, и т. д. Но, насколько лучше, потребитель ответит не может. Таковы исходные позиции современной – ординалистской – теории полезности.



Кривая безразличия – линия, соединяющая все точки наборов двух благ, имеющих для потребителя одинаковую общую полезность. Потребителю безразлично, какой из наборов, представленных точками на кривой безразличия, выбрать. Уменьшающийся наклон кривой безразличия свидетельствует о том, что готовность потребителя к замещению блага А благом В уменьшается по мере насыщения потребности в благе В. Это является следствием закона предельной полезности.

Нормой замещения одного блага другим называется количество блага В, которое потребитель согласен потерять, с тем чтобы получить одну дополнительную единицу блага А при одинаковой общей полезности наборов благ.

Максимизация полезности Оптимум потребителя – максимум полезности при данном бюджете – достигается в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия.
Учимся решать экономические задачи.

Задача №1.

Заполните пропуски. Постройте кривые общей и предельной полезности по следующим данным:



Количество единиц товара

Общая полезность

Предельная полезность

1




20

2

37




3

51




4




11

5

71




Решение.

Формула


Общая полезность N единиц товара = общая полезность (N -1) единиц товара + Маржинальная полезность N –й единицы товара.

Ответ:

Количество единиц товара

Общая полезность

Предельная полезность

1

20

20

2

37

17

3

51

14

4

62

11

5

71

9


Задача №2.

Допустим, что общая полезность от потребления отдельно слив и винограда у Павла изменяется следующим образом:



Количество, кг

0,5

1

1,5

2

2,5

Общая полезность слив, ютилей

8

15

20

23

25

Общая полезность винограда, ютилей

15

29

42

54

65

Наличие слив не снижает полезности винограда и наоборот. Сколько слив и винограда купит за неделю Павел, если цена слив – 4 р. за кг, цена винограда – 12 р. за кг, а сумма, предназначенная для приобретения фруктов, - 12 р.в неделю?


Решение:

Чтобы установить оптимальный объем потребления слив и винограда, необходимо определить предельные полезности потребления этих фруктов:



Количество, кг

0,5

1

1,5

2

2,5

Предельная полезность слив, ютилей

8

7

5

3

2

Предельная полезность винограда, ютилей

15

14

13

12

11

Оптимальный объем приобретения товаров достигается тогда, когда отношение предельных полезностей равно отношению цен товаров. Среди перечисленных вариантов таким свойством обладает комбинация 1,5 кг слив и 0,5 кг винограда. Предельная полезность слив, разделенная на предельную полезность винограда равна отношению их цен:

5/15=4/12. Проверив соответствие этой комбинации бюджетному ограничению: 1,5х4+0,5х12=12р. Бюджет полностью расходуется на сливы и виноград.



Решаем задачи.

Задача №1.

Василий решил израсходовать 20 р. на покупку пирожных. Их полезность он оценивает деньгами (в рублях), предполагая два способа использования пирожных – для гостей и для собственной семьи:



Количество пирожных

Гостям

Гостям

Семье

Семье




TU

MU

TU

MU

1

8

8

12




2

14







9

3

19

5




6

4

23




30




5




3

31




Заполните пропуски в таблице и определите наилучший способ использования Василием этих денег, если цена одного пирожного 4 р.
Задача№2.

Общая полезность трех съеденных бананов равна 20 единицам, четырех – 22 единицам, а пяти – 21. определите предельную полезность четвертого и пятого бананов.


Задача №3.
Определите предельную полезность по следующим данным об общей полезности. Общая полезность пяти съеденных порций мороженого равна 14 единицам, шести – 15 единицам, а семи – 10.
Задача №4.

Маржинальная полезность первого съеденного апельсина равна 5 единицам, второго – 3 единицам, а третьего – 2. Вычислите общую полезность.


Задача № 5.
Заполните пропуски в таблице:

Количество товаров

Общая полезность

Предельная полезность

1




10

2

18




3

25





Задача № 6.
Постройте кривые безразличия Алеши и Наташи для двух благ: арбузов и свиных хрящиков при условии, что Алеша любит свиные хрящики и не ест арбузов, а Наташа с удовольствием ест арбузы и ненавидит свиные хрящики.
Задача №7.
Построить линию бюджетного ограничения для яблок и мяса при доходе потребителя, равном 1000 динаров в месяц с учетом цен: яблоки – 2 динара за 1 кг, а мясо – 10 динаров. Как сместится линия при снижении цены яблок до 1 динара и при росте цены мяса на 25%? Выписать уравнения обеих бюджетных прямых.
Задача №8.
Изобразите произвольную бюджетную линию для двух товаров. Что произойдет с бюджетной линией, если цена одного товара снизится? Увеличиться? Цена одного товара снизится, а другого увеличиться? Цена обоих товаров увеличится?
Задача № 9.
Построить линии бюджетного ограничения для двух взаимозаменяемых товаров при доходе потребителя, равном 2000 денежных единиц. Цена продукта Х – 40 единиц, а продукта Y – 20 единиц.

А) Каким станет уравнение при снижении цены продукта Y на 20%?

Б) Как изменится уравнение бюджетного ограничения, если после этого (а) доход увеличится на 40%?.
Задача №10.

Построить карту кривых безразличия по фрагменту таблицы общей полезности:




ТU, ютилей

Лимонад

Лимонад

Лимонад

Лимонад

Лимонад

0,5

1

1,5

2

2,5

Мороженое

1

10

10

10

10

10

2

20

20

20

20

20

3

30

30

30

30

30


Задача № 11.

Построить кривую безразличия для двух абсолютно взаимозаменяемых товаров пепси-колы и кока-колы, если их цены за литр равны 8 и 10 р. при бюджете на их потребление, равном 40 р.


Задача №12.

Вини-Пух получает следующую полезность от потребления мороженого и варенья независимо друг от друга, т. е. Вини-Пух настолько большой сластена, что получает одно и тоже удовольствие от мороженого независимо от того, сколько он уже съел варенья, и наоборот.



Мороженое

Мороженое

Варенье

Варенье

Количество порций

TU, крон

Порций по 100 г

TU, крон

1

12

1

20

2

24

2

40

3

36

3

58

4

46

4

74

5

54

5

88

6

60

6

100

7

64

7

110

8

64

8

108

А) Найдите предельную полезность потребления мороженого и варенья.

Б) Винни-Пух может потратить на мороженое и варенье 102 кроны, а их цены 9 крон за порцию и 11 крон за 100 г соответственно. Какая комбинация мороженого и варенья будет максимизировать полезность для Винни-Пуха?

Б) Какова будет оптимальная комбинация, если Винни-Пух вдруг станет миллионером и его расходы на такие приоритетные товары, как мороженое и варенье, не будут ничем ограничены?



Практическое занятие № 5.

Тема. Издержки производства.
Цели. Узнать, что включается в бухгалтерские и экономические издержки, что представляет собой бухгалтерская и экономическая прибыли, какая взаимосвязь существует между уровнем издержек и объемом выпускаемого фирмой продукта, что понимается под эффектом масштаба производства.
Основные умения. Различать и вычислять фиксированные (постоянные) и переменные затраты, а также маржинальные, общие и средние затраты на условных примерах. Применять правила минимизации средних общих затрат и средних переменных затрат. Определять эффект масштаба.
Теоретический материал.

Закон убывающей предельной производительности факторов производства, или закон убывания маржинальной отдачи, или закон убывающей отдачи, показывает, что, по мере того к возрастет использование какого-либо одного производственного фактора при фиксированных остальных производственных факторах. Наступает момент, когда дополнительное вложение этого фактора ведет к снижению выпуска продукции на единицу затрат. В мгновенном периоде все затраты считаются постоянными, т. е. не зависящими от объема выпуска продукции.

В краткосрочном периоде, по крайней мере, один из факторов производства является постоянным. В краткосрочном периоде общие, или валовые затраты (издержки) (ТС), можно подразделить на постоянные FC и переменныеVC



ТС (Q)=FC+VC(Q).

В долгосрочном периоде все факторы производства имеют переменный характер.

Средние (средние общие) затраты (АС или АТС) – это расходы на единицу выпуска продукции: АС=ТС/Q

Средние постоянные (фиксированные) затраты АFC – это фиксированные (постоянные) затраты на единицу выпуска продукции: AFC=AFC/Q.

Средние переменные затраты (AVC) – это переменные затраты (расходы переменных производственных ресурсов) на единицу выпуска продукции: AVC=VC/Q.

Маржинальные (предельные) затраты (МС) представляют собой прирост затрат на выпуск дополнительной единицы продукции:



MC=dTC/dQ=dVC/dQв непрерывном случае и

MC=TC(Q)-TC(Q-1) в дискретном случае.

Под единицей продукции в теории понимают технологически оправданное изменение выпуска продукции. На одних предприятиях это может быть одна физическая единица, например одна ракета или один корабль. В других случаях, например в металлургии или машиностроении, единицей может быть партия запуска-выпуска продукции.



Эффект масштаба. Если с ростом выпуска продукции средние затраты снижаются, то говорят, что наблюдается положительный эффект масштаба. В этом случае часто говорят просто «эффект масштаба». Если издержки не зависят от масштаба производства, то это нулевой эффект масштаба. И, наконец, если с ростом выпуска растут и средние издержки – то это отрицательный эффект масштаба.

Маржинальная (предельная) выручка (MR) представляет собой прирост выручки за счет выпуска дополнительной единицы продукции:

MR=dTR/dQ в непрерывном случае и

MR(Q)=TR(Q)-TR(Q-1) в дискретном случае.

Маржинальный, или предельный, анализ: решение о том, производить ли дополнительную единицу продукции, следует принимать, сравнивая дополнительные затраты и дополнительные выгоды. При наилучшем соотношении выгод и затрат предельные выгоды равны предельным затратам:



Максимум прибыли достигается при MR=MC.

До тех пор пока с ростом выпуска выполняется неравенство MR>MC, для увеличения массы прибыли следует наращивать производство. При MR=MC можно выбрать любой объем выпуска, обеспечивающий это равенство. Локальный максимум будет достигаться при любом объеме, таком, что MR=MC.Равенство MR=MC задает необходимое, но недостаточное условие максимума прибыли, т. е. оно позволяет найти локальный максимум, но не гарантирует, что найденная величина задает глобальный максимум.

Максимизируется масса прибыли, а не ее норма или еще что-либо.
Учимся решать экономические задачи.

1.Экономист, исследовавший возможные затраты фирмы в краткосрочном периоде, потерял итоговый отчет. В черновике он нашел следующие данные.



Q

AFC

VC

AC

MC

TC

0
















1







130







2










26




3










20




4




90










5

20










200

Помогите ему восстановить итоговую форму отчета. Напоминаем, что:

AFC средние постоянные издержки

TC совокупные (общие) издержки

VC переменные издержки

AC средние издержки

MC предельные издержки


Решение:

1) Первый столбец заполнить просто: AFC(Q)=FC/Q. Следовательно, так как AFC(5)=FC/5=20, то FC=100. Отсюда можно найти весь этот столбец.

2) В дальнейшем надо применять более тонкие ходы. Начнем с последней строки:

AC(5)=TC/5=200/5=40;

AVC(5)=AC(5)-AFC(5)=40-20=20;

VC(5)=AVC(5)x5=100;

MC(5)=VC(5)-VC(4)=100-90=10.Строка заполнена.

3)Строка 4:

AC(4)=AFC(4)+VC(4)/4=25+90/4=47,5;

TC(4)=TC(5)-MC(5)=200-10=190.Строка пока не заполнена, так как неизвестно MC(4). Найдем эту величину, заполняя таблицу сверху.

4) Строка 0: TC(0)=AFC(1)=FC=100; VC(0)=0, по определению.

Остальные данные не определены по сути (ставим прочерк). Строка заполнена.

5) Строка 1:

AC(1)=TC(1)=FC+VC(1)=FC+MC(1)=100+X=130;

VC(1)=MC(1)=X=30. Строка заполнена.

6) Строка 2:

TC(2)=TC(1)+MC(2)=130+26=156;

VC(2)=VC(1)+MC(2)=30+26=56;

AС(2)= AFC(2)+VC(2)/2=50+56/2=78. Строка заполнена.

7) Строка 3:

TC(3)=TC(2)+MC(3)=156+20=176;

VC(3)=VC(2)+MC(3)=56+20=76;

AC(3)=FC/3+VC(3)/3=100/3+76/3=58,7. Строка заполнена.

8) Последнее: MC(4)=TC(4)-ТС(3)=190-176=14.

Ответ:


Q

AFC

VC

AC

MC

TC

0

-

0

-

-

100

1

100

30

130

30

130

2

50

56

78

26

156

3

33,3

76

58,7

20

176

4

25

90

47,5

14

190

5

20

100

40

10

200


Решаем задачи.

Задача №1

В таблице показана зависимость общих затрат предприятия от выпуска продукции. Рассчитайте затраты: постоянные, переменные, средние общие, средние постоянные, средние переменные. В таблице заполните графы:




Выпуск в единицу времени, Q шт.

Общие затраты TC, р.

FC

VC

MC

ATC

AVC

AFC

0

60



















1

130



















2

180



















3

230



















4

300




















Задача 2.

Зависимость общих затрат предприятия (ТС) от выпуска продукции представлена в таблице:



Выпуск в единицу времени, Q шт.

Общие затраты, TC р.

0

1000

1

1300

2

1800

3

2600

4

3600

5

4800

Заполните следующую таблицу:

Выпуск в единицу времени, Q,шт.

Затраты общие, TC, р.

Затраты предельные,MC, р.

Затраты переменные,VC, р.

Затраты средние переменные,AVC, р.

Затраты постоянные,FC, р.

затраты средние,

ATC, р.
























Задача 3.

Заполните таблицу на основании следующих данных о затратах фирмы в долгосрочный периоде:



Q

VC

AC

MC

TC

0













1










50

2




45







3







30




4

140










5










150


Задача 4.

Фирма выпускала 100 единиц продукции и продавала по цене 50 р. За штуку. Стоит ли дополнительно выпускать еще 10 единиц продукции на продажу по той же цене, если средние издержки увеличатся с 40 до 45 р. шт.?

А) Подсчитать дополнительную прибыль (убытки) от выпуска 10 дополнительных единиц продукции.

Б) При каких ценах за единицу продукции стоит дополнительно выпускать эти 10 единиц продукции?



Задача 5.

Допустим, что фирма выпускала 200 единиц продукции и сумма связанных с этим издержек составляла 1600р.

А) Выгодно ли продавать изделия по цене 9 р.? Чему равна себестоимость единицы продукции? Каковы средние издержки?

Б) Пусть Фима может увеличивать выпуск до 201 единицы. Главный бухгалтер утверждает, что это приведет к росту общей суммы издержек до 1610 р. Стоит ли дальше наращивать выпуск этой продукции при цене 9 р. шт.?


Задача 6.

Годовые постоянные затраты предприятия по производству спортивных горных велосипедов составляют 100 млн. р. Переменные издержки в расчете на один велосипед равны 10000 р. Если производство горных велосипедов на предприятии возрастет с 5 до 10 тыс. В год, то как изменятся затраты на производство одного велосипеда?

Задача №7.

Произведите необходимые расчеты и заполните следующую таблицу:



Продукт

Издержки на единицу продукции

Цена реализации, ед. р.

Объем продаж

Общая выручка

Общие издержки

Прибыль

Прибыль с вложенного рубля, %

А

170

230

185













Б

160

210

200













В

140

190

218














Практическое занятие № 6.

Тема. Измерение объема национального производства.
Цель. Студенты узнают, почему необходимо знать, сколько всего товаров и услуг производится в той или иной стране в течение каждого года; что представляет собой валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт; какими методами исчисляется величина валового национального дохода и валового внутреннего продукта; что такое национальный доход страны и как он распределяется.
Основные умения. Вычислять величину валового национального дохода и валового внутреннего дохода. Определять влияние инфляции на экономический рост. Вычислять номинальный и реальный ВНП и ВВП.
Теоретический материал.

ВНП – это реальное богатство, совокупность реальных товаров и услуг, тогда как национальный доход – только денежное отражение этого богатства. Поэтому во всех макроэкономических моделях основное внимание уделяется именно национальному продукту – методике его подсчета, факторам роста и сбалансированности:

  1. Размер национального продукта ограничен тремя параметрами: он включает только готовые товары и услуги, произведенные только в данном году и прошедшие только публичные (официальные) рынки.

  2. Различают «валовой» и «чистый» национальный продукт (ВНП, ЧНП) – соответственно различают валовой и чистый национальный доход.

ВНП – это все готовые товары, в том числе и те, что предназначены для восстановления использованного в течение года производственного оборудования (замена изношенных станков, зданий, хранилищ, средств коммуникации и т. д.) – так называемый фонд амортизации; ЧНП – это только новые готовые товары, чистая прибавка к богатству общества, сделанная в течение года. Понятно, что рост доли чистого продукта в структуре валового продукта совпадает с ростом экономической эффективности.

В макроэкономических моделях принято оперировать объемом ВНП, так как он представляет собой все произведенные товары и услуги, включая амортизационный фонд.

Поскольку ВНП – реальное богатство (тогда как НД – только отражающая его денежная величина), то обеспечение стабильного роста именно ВНП является главной целью экономической политики. Действительно, благодаря этому:

1) повышаются реальные доходы домохозяйств, а это означает рост уровня жизни населения данной страны;

2) увеличивается объем производства, а это означает уменьшение безработицы;

3) возрастает занятость, что сопровождается ростом доходов, а с ним – и рост совокупного спроса

Подсчет натуральных и стоимостных величин ВНП доставляет экономистам много хлопот:

в физическом выражении ВНП не включает:

-продукцию натурального производства (т.е. то, что создается для собственного потребления и не проходит через рынок),

- товарообмен «черного рынка»,

- объем бартерных сделок.

У ВНП есть и ряд других недостатков – не показываются социальные и экономические издержки его производства, не всегда можно провести грань между готовой продукцией и полуфабрикатом, скрыто распределение ВНП между общественными группами. И хотя экономисты продолжают искать более точные показатели макроэкономической деятельности, на практике продолжается эпоха ВНП.

ВНП, НД считают так:


    1. ВНП – методом потока расходов:

ВНП= C+I+G+NX,

C – расходы на личное потребление;

I – валовой объем внутренних частных инвестиций;
G – государственные закупки товаров и услуг;

NX- чистый экспорт, то есть экспорт минус импорт.

ВНП= 1732,6+437+530,3+32,1=2732 млрд. долл.


    1. Чистый национальный продукт (ЧНП) равен ВНП за вычетом амортизационных отчислений:

ЧНП=ВНП – амортизационные отчисления;

ЧНП= 2732- 303,8= 2428,1 млрд. долл.



    1. Национальный доход (НД) – это часть ЧНП за вычетом косвенных налогов на предприятия:

НД= ЧНП – косвенные налоги на предприятия;

НД= 2428,1- 224,6=2203,5 млрд. долл.



    1. Совокупный личный доход (ЛД) образуется при вычитании из НД взносов на социальное обеспечение, налогов с доходов корпораций, нераспределенных прибылей корпораций, но плюс трансфертные платежи:

ЛД= 2203,5-216,5-84,8-37,7+394=2258,5 млрд. долл.

    1. Располагаемый доход (РД), или доход после уплаты налогов, равен личному доходу минус налоги на личный доход:

РД= 2258,5 – 340,5= 1918 млрд. долл.

Для получения сопоставимых данных все показатели выражают в базовых ценах. Для этого периодически раз в 10-15 лет выбирают один год, данные которого выверяются и служат ориентиром.



ВВП- это общая стоимость, или сумма рыночных цен, всех конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране в течение года.

Учимся решать задачи.

Задача №1.

По данным статистики, ВВП России в текущих ценах составил в 1990 г. 644,2 млрд. руб., а в 1991 г. – 1398,5 млрд. руб. В том же 1991 г. индекс цен (дефлятор ВВП) был равен 228,6% (в процентах к предыдущему году). Можно ли сказать, что в 1991 г. наблюдался экономический рост?



Решение.

Экономический рост предполагает увеличение реального ВВП. Значит, прежде всего, нам необходимо перейти к реальным показателям. Поскольку даны цифры только по двум годам, то логично принять за базовый год 1990-й, а данные за 1991 г. представить в ценах 1990 г., чтобы убрать влияние инфляционных процессов в 1991 г. Для этого мы должны ВВП 1991 г. в ценах того же года (т.е. в текущих ценах) разделить на индекс цен: вспомним, что дефлятор ВВП равен отношению номинального ВВП к реальному, а значит, реальный ВВП можно получить делением номинального на индекс цен.

Тогда ВВП реал. = ВВП ном. : индекс цен = 1398,5:2,286=611, 767 млрд. руб.

Индекс цен мы взяли не в процентах, а в долях.

Теперь можно подсчитать темп изменения реального ВВП в 1991 г.:

ВВП 1991реал. – ВВП 1990 номин.х 100% : ВВП 1990 реал.= 611, 767 -644,2 х100% :644,2=-5%

Это означает, что наблюдался не рост, а падение производства.


Задача№2.

В США доля лиц со средним образованием в составе рабочей силы возросла с 30% в 1960 г. до 40% в 1987 г. Что случилось в результате этого с кривой производственных возможностей США и почему? Изобразите ответ графически в координатах: товары потребления – инвестиционные товары.



Ответ. Кривая производственных возможностей США сдвинулась вправо, так как улучшилось качество одного из факторов производства – труда. Это привело к повышению производительности труда во всех секторах экономики, что выразилось в увеличении производства как инвестиционных, так и потребительских товаров и, следовательно, в экономическом росте. Обратите внимание на то, что в данном случае рост произошел за счет интенсивного фактора.
Решите задачи.

Задача №1.

В начале хх в. в США хлынул поток эмигрантов из разных стран мира. Как это отразилось на КПВ США и почему? Изобразите ответ графически в координатах: товары потребления – инвестиционные товары.



Задача №2.

Перечислите причины, которые, на ваш взгляд могут сдерживать экономический рост.



Задача №3.

Подумайте, как могут повлиять на темпы роста реального ВВП на душу населения (положительно или отрицательно) следующие факторы:

А) средний темп прироста населения;

Б) степень охвата населения средним образованием;

В) доля инвестиций в ВВП;

Г) неравенство в распределении доходов.

Д) военные расходы.
Задача №4.

Допустим, что ВНП Эколандии составил в 1992 г. 500 млрд. долл. Можно ли определить ВНП за 1993 г. в неизменных ценах, по которым рассчитывался ВНП 1992 г., на основании следующих данных: инфляция в 1993 г. составила 24 %; выросли в текущих ценах конца 1993 г.

а) частные инвестиции – на 40

б) процент – на 11,

в) закупки правительства – на 5

г) косвенные налоги на бизнес – на 20,

д) амортизация – на 8

е) прибыль корпораций – на 20

ж) рентные платежи – на 11

з) зарплата – на 50.

Экспорт упал на 5%

Импорт сократился на 5 %

Доля чистого экспорта в ВНП составляла в 1992 г. 10%

Ставка процента ЦБ увеличилась в 1,2 раза.


Задача №5.

Компания по производству шин продает фирме, производящей автомобили, 4 шины стоимостью 400 руб.

Другая компания продает автомобильной фирме плеер за 500 руб. Установив все это на новой машине, автомобильная фирма продает ее потребителям за 20000 руб. Какая сумма будет включена при подсчете в состав ВВП?
Задача № 6.

В 1993 г.ВВП В России составлял 171,5 млрд. р. (в текущих ценах); в 1994 г. ВВП в текущих ценах был равен 610, 7 млрд. р.; в 1995 г. номинальный ВВП составил 1540,5 млрд. р., а в 1996 г. – 2145,7 млрд. р. Если за базисный принять 1997 год (в котором индекс цен был 100%), то индексы-дефляторы ВВП составляли соответственно, в 1993 г. 5,6%, в 1994 г. – 23%, в 1995 г. – 60,6%, в 1996 г. – 87,3%. Рассчитайте реальный ВВП для всех указанных лет и определите, наблюдался ли в рассматриваемый период экономический рост.



Задача №7.

Номинальный ВВП в 1994 г. (в базисном) составил 400 млрд. долл., а в 1995 г. – 440 млрд. долл. Индекс – дефлятор ВВП в 1995 г. был равен 125%. Как изменился реальный ВВП 1995 г. по сравнению с реальным ВВП 1994 г.?


Задача №8.

Фермер выращивает пшеницу и продает ее мельнику за 1долл.; мельник делает из зерна муку и продает ее пекарю за 3 долл.; из этой муки пекарь выпекает хлеб и продает его за 6 долл. инженеру. Который этот хлеб съедает. Какой будет добавленная стоимость на каждом этапе процесса приготовления хлеба? На какую величину изменится ВВП?



Задача №9.

Функция спроса и предложения телефонов составляют Qd = 300-2Р и Qs=2Р-100 в тыс. шт., где цена в тыс. руб. Доля добавленной стоимости в цене составляет 60%. Налог на прибыль берется в размере 38 %, налог на добавленную стоимость – в размере 20%, постоянные издержки составляют 2 млрд. руб., а переменные – 40 тыс. руб. на один телефон. Определите чистую прибыль, если сначала вычитается налог на добавленную стоимость, а затем с оставшейся прибыли берется налог.



Практическая работа №7.

<< предыдущая страница   следующая страница >>