Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе «Программы оу. Литература. 5-11 классы» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учитель Бондарева Любовь Николаевна 1 квалификационная категория п. 1 125.65kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: -федерального... 1 93.38kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: -федерального... 1 75.17kb.
Пояснительная записка. (Математика 6 класс) 4 774.93kb.
Рабочая программа по физике для 7-9 класса составлена на основе «Примерной... 1 148.2kb.
Пояснительная записка к тематическому планированию по геометрии в... 1 22.38kb.
Рыбакова Ирина Валентиновна Составлена на основе программы утвержденной... 1 333.56kb.
Пояснительная записка Статус документа 1 212.16kb.
Воронеж: воипкипро, 2008. В 1 135.91kb.
Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе... 1 249.72kb.
Рабочая программа по предмету: «Литература» 9 класс адаптированная... 2 522.62kb.
Марков Андрей Андреевич (14. 06. 1856 20. 07. 1922) 1 16.62kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе «Программы оу. Литература. - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Карагайлинская основная общеобразовательная школа»



СОГЛАСОВАНО:

на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2011



УТВЕРЖДЕНО:

директором школы



«31» августа 2011 г.

___________________

Сосков П.С.




Рабочая программа

по _литературе в 5 классе

Авторы: В. Я. Коровина

Составитель:

учитель русского языка и литературы



____Байбородова Ольга Евгеньевна


Прокопьевский муниципальный район
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе «Программы ОУ. Литература. 5-11 классы» под редакцией В. Я. Коровиной, Москва, «Просвещение», 2007г.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Поэтому на изучение литературы в 5 классе добавлен 1 час в неделю.

Таким образом, курс литературы в 5 классе рассчитан на 102 часа.

Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели и задачи обучения литературе
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс) 5 класс – первая возрастная группа, которая активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.



Содержание
В 5 классе затронута одна из ведущих проблем — внимание к книге.

Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое суждение о прочитанном стихотворении, рассказе. В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.

Художественные тексты во всех учебниках-хрестоматиях данной программы сопровождаются рисунками лучших художников-иллюстраторов. Важно, чтобы у школьников год от года накапливались опыт работы с иллюстрациями, сведения о выдающихся русских художниках, об их творчестве. Материалы о художниках, композиторах, литературоведах, философах, имена которых встречаются на страницах учебников-хрестоматий, ученики найдут в именных указателях и словарях, помещенных в конце учебной книги. Расширению представлений о биографии писателя, истоках его творчества, жизненной основе его произведений послужат материалы о литературных местах, помещенные в учебниках и учебниках-хрестоматиях, в линии книг под общим заголовком «Читаем, думаем, спорим...».
5 класс

Введение

(1)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

(10)


Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).



Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные- помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-Яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы

(2)


Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из русской литературы XVIII века

(3)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.



«Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из русской литературы XIX века

(43)
Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности) «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» -её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения, Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе


Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...»,«Есть в осени первоначальной.»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из русской литературы XX века

(29)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).



«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя, «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).



«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...», А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы

(14)


Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Структура курса литературы в 5 классе

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Программа курса 5 класса включает в себя:


  • произведения устного народного творчества;

  • произведения древнерусской литературы;

  • произведения русской литературы XVIII века;

  • произведения русской литературы XIX века;

  • произведения русской литературы ХХ века;

  • произведения зарубежной литературы.


Структура организации

содержания образования
Литература: 5 класс, 3 часа в неделю.

Количество часов в год: 102

Учебник «Литература». 5 класс,

автор Коровина В. Я. и др., Москва, «Просвещение», 2011г.





№ п/п

Наименование разделов и тем



Кол-во часов

Форма контроля

Всего

Из них на разв. речи

Из них на вн.чт.

1.

Введение. Книга и человек.

1










2.

Устное народное творчество

10

1







3.

Древнерусская литература

2










4.

Из русской литературы XVIII в.

3




1




5.

Из русской литературы XIX в.

43

6

5

Дом.соч.

6.

Из русской литературы ХХв.

29

6

1

Дом.соч.

7.

Из зарубежной литературы

14

4

7

Дом.соч.

Всего

102











Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по литературе за курс 5 класса

Знать, уметь:

  • определять жанр произведения;

  • определять мораль сказки и басни;

  • различать фантастику и сказку;

  • определять систему образов и выделять главного героя;

  • знать что такое сюжет его особенности;

  • роды литературы;

  • сатира и юмор аллегория басни;

  • определять историческую основу произведения патриотический или иной пафос;

  • определять изобразительно-выразительные средства языка проблематику произведения и его стиль;

  • иметь понятие об эпитете портрете пейзаже;

  • уметь составлять характеристику героев произведения;

  • определять конфликт в произведении композицию;

  • знать что такое поэтическое восприятие окружающего мира понимать задачи поэзии и прозы..

Работа по развитию речи включает в себя выполнение норм чтения , его выразительности , умению пересказывать логично, умению понимать прочитанное, организацию и проведение письменных работ.

Литература

1. Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2011г.

2. Шаталова О.В. Дидактические материалы по литературе: 5-й кл. к учебнику В.Я. Коровиной и др. “Литература 5 кл.”/ О.В. Шаталова. – М.: “Экзамен”, 2006г..

3. Л.В.Чернец и др. Школьный словарь литературоведческих терминов, - М. Просвещение, 2009г.

4. В.Я. Коровина и др. «Читаем, думаем, спорим …: Дидактические материалы по литературе: 5 класс», М.: Просвещение, 2008г.

5. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе: 5-11 класс, Москва, «Олимп»-«Астрель» 6. Коровина В. Я. От упражнений к системе развития речи.— М., 2008г.

Произведения для заучивания наизусть

На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно 10—12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.

Выбор их осуществляет учитель вместе с учениками.

Пятый класс

Пословицы, поговорки.

В. А. Жуковский. Спящая царевна (отрывок).

И. А. Крылов. Басни (по выбору).

А. С. Пушкин. «У лукоморья...». Няне.

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях..», «Крестьянские дети» (отрывок из стихотворения «Однажды и студеную, зимнюю пору...»).

А. А. Фет. Весенний дождь.

М. Ю. Лермонтов. Бородино.

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями...» (на выбор)

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (А. Т. Твардовский , К. М. Симонов и др.). Из раздела «О Родине и родной природ»! (1- 2 стихотворения).

Произведения для самостоятельного чтения

Пятый класс

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.

Русские народные сказки.

Загадки, частушки, поговорки, песни.

Сказки народов мира.

Из древнерусской литературы

Афанасий Никитин. Из «Хожения за три моря».



Из русской литературы XVIII века

А. Д. Кантемир. Верблюд и лисица.

М. В. Л о м о н о с о в. «Лишь только дневный шум умолк..."

Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).



Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов (3—4 басни на выбор).

К. Ф. Рылеев. Иван Сусанин.

А.А.Дельвиг. Русская песня.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю.Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь, Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С.Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза…» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А.Н.Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат...».

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н.С.Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка. А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И.А.Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон-Аминадо. Колыбельная.

И.С.Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.



Из зарубежной литературы

Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор).



Д.Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М Твен. Приключения Тома Сойера.