Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс истории для 5-х классов - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка История России XIX век и Новая история 1800-1900 гг 1 280.63kb.
Пояснительная записка Программа по предмету «Литература» 2 906.7kb.
Пояснительная записка Спецкурс «Психологическая культура профессионала» 1 136.54kb.
Пояснительная записка программа элективного курса «По следам Докучаева» 1 232.19kb.
Программа курса пояснительная записка курс «Организационная психология» 1 333.67kb.
Пояснительная записка Контрольные работы за курс «Органической и... 1 55.92kb.
Учебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений... 1 423.06kb.
Пояснительная записка в примерной программе по иностранному языку... 3 842.55kb.
Пояснительная записка Предлагаемый курс «Геометрия красота и гармония» 1 118.18kb.
Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология... 1 124.95kb.
Программа по истории для специальных 7 991.73kb.
Алексеева С. П. директор му ирцоосо 1 81.42kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс истории - страница №1/1

Рассмотрено на заседании кафедры

______________________________

______________________________

Руководитель кафедры _________/____________________/


Протокол № ____ от___________

Утверждено


на заседании педагогического совета

Протокол № ____ от ______________



Утверждено

директор МБОУ «Лицей №1»


___________/Ю.С. Кудрявцев/

Приказ № ____ от_________





Разработка модуля уроков истории по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов

«Олимпийское и паралимпийское движение»

Автор разработки:

учитель истории

МБОУ «Лицей №1»

Корячкин П.А.

2013 год


Разработка модуля уроков истории по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-х классов

«Олимпийское и паралимпийское движение»
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского

образования в курс истории для 5-х классов.

Данный теоретический и практический материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся. Реализация задач по введению предлагаемого материала в программу «История» осуществляется через различные виды познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащихся в ходе самостоятельной, групповой и исследовательской работы.


Материалы для использования на уроках

истории (5 класс)


Раздел, тема

Интегрируемый материал


Примечания


Урок «Счет лет в

истории»

(пропедевтический

блок в курсе

истории 5 класса)




Акцентирование

внимания учащихся на

важности такого события

как Олимпийские игры

для древних греков и

отсчет греческой истории

от первой Олимпиады.

Решение задач с

привлечением

олимпийской тематики




Задача:

На 60-й Олимпиаде в 540

г. до н.э. Милон из

Кротона в 14 лет выиграл

борьбу среди юношей. В

каком году родился этот

спортсмен? (ответ: в 554

году до н. э.)




Уроки по теме

«Древняя Греция»


Введение материала в

картографические задания

Работа по карте: может

быть предложен вопрос:

На карте Греции есть

пункты с похожими

названиями гора – Олимп

и Олимпия, покажите их

на карте и укажите, какой

из них дал название

спортивным

соревнованиям.




Задание для работы с

контурной картой

«Древняя Греция»: Найдите на карте и обозначьте двумя

первыми буквами место, куда раз в 4 года собирались свободные

люди со всей Греции.




Урок «Греко-

персидские

войны»


При изучении материала

о Марафонской битве

учитель проводит

параллели с современными видами

спорта


Беседа: «Одержав победу в битве над персами, Мильтиад послал в Афины гонца. Воин с полным вооружением пробежал

все расстояние от Марафона до Афин и, сообщив радостную весть, упал замертво. Как в современном спорте преломилась память об этом событии, какое расстояние пробегают современные марафонцы, почему именно такое расстояние?»




Подготовительный

этап урока

«Олимпийские

игры»


Предложить учащимся

домашние задания на

следующий урок

10 интересных

фактов об олимпийских

играх в древности:

информация должна

быть конкретной,

короткой, иметь ссылку

на источник;

конкурс Мюнхгаузенов:

составить рассказ об

Олимпийских играх

учебный проект

«Сравнение

Олимпийских игр в

древности и

современных Олимпиад»





Для выполнения заданий

учащимся предлагается

обзор сайтов, содержащих

информацию по

олимпийскому движению

материал может быть

использован в начале

урока по данной

тематике для активизации внимания

материал может быть

использован в конце

урока как «мостик» для

домашнего задания по

подготовке проекта;

полученный материал

можно использовать на

обобщающих уроках.


Урок

«Олимпийские

игры»


На уроке учащиеся

отрабатывают основные

знания по теме,

содержание урока

включает в себя

следующие вопросы:

место, время

участники,

основные соревнования,

правила и

принципы.


План урока по теме

«Олимпийские игры»

(Приложение 2)

Урок с мультимедийной

презентацией проведения

Олимпиад в

Древней Греции,



Обобщающий

урок «Древняя

Греция»


В задания групповой

работы помимо другой

тематики включены и

вопросы по истории

Олимпийских игр


Приложение 4: группы

получают карточки -

задания и листы ответов, в которые вносят номера предложений и предлагают свою

корректировку текста.

Приложение 5:

задание- кроссворд (вопросы кроссворда имеют опережающий характер, расширяют границы учебника)



Урок

«Македонские

завоевания»


При характеристике

македонского царя

Филиппа делается

сообщение о том, что он

являлся участником Олимпийских игр





Тема Древний Рим

Урок «Римская

империя:

территория,

управление,

соседние народы»

Урок «Рабство в

Древнем Риме»


На уроках можно

провести параллель между

зрелищами в Древней

Греции (Олимпийские

игры) и зрелищами

Древнего Рима

(гладиаторские бои).


Данное задание можно

предложить в качестве

мозгового штурма, в

классах с низким уровнем

мотивации учитель

предлагает

«поддерживающие»

вопросы для сравнения,

корректирует

высказывания учеников.





Приложение 1

Для выполнения заданий ученикам предлагался краткий обзор Интернет-

ресурсов по олимпийской тематике. Дополнительный материал об

олимпийском движении на сайтах можно использовать следующим образом:

адресовать учащихся на эти сайты для работы в Интернет-сети;

учителю предварительно отобрать материал и поместить его в школьной сети с последующей работой учащихся с данным источником информации.

http://www.olympichistory.info/archive.htm

на сайте можно получить интересные сведения об Олимпиадах в древности и

современных летних и зимних Играх http://www.olympic-history.ru/istoriya-olimpiad.html на сайте предлагается материал по истории Олимпийских игр на гиперссылках: На сайте «Игры Олимпа» http://www.igryolimpa.ru/ по гиперссылкам можно получить сведения о древних, молодежных, Паралимпийских играх, чемпионах и даже олимпийских курьезах.

На сайте http://www.afizika.ru/zanimatelniestati/164-istoriyaolimpigr

представлен текстовый и иллюстративный материал по истории древних Олимпийских игр, есть легенды о возникновении Олимпиад.
На сайте http://www.krugosvet.ru/ в статье «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» содержится материал по темам:

Олимпийские игры от зарождения до упадка.

Олимпия.

Организация Игр.

Программа античных Олимпийских игр.

Олимпионики

На сайте http://potomy.ru/questions/1744.html Похожи ли современные

Олимпиады на Олимпийские игры в древности?

Приложение 2

План урока по теме: «Олимпийские игры».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: настенная карта «Древняя Греция», мультимедийный

проектор, компьютер, экран (интерактивная доска).



Цели: формирование и развитие познавательного интереса к

различным областям жизни человеческого общества; формирование

представлений о возникновении и правилах проведения Олимпийских игр в

древности;

популяризация олимпийских идей в г.Сочи.

План урока: (прилагается мультимедийная презентация)

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com

I. Изучение нового материала

Если проводилась предварительная подготовка, то при изучении

материала опытный учитель будет координировать деятельность

учащихся с показом слайдов. Сообщения учеников можно провести и

как «олимпийскую разминку»

1. Возникновение Олимпийских игр

2. Олимпийские виды спорта у древних греков

3. Правила проведения Игр

II. Закрепление изученного материала

III. Д/з.



Ход урока.

(материал для учителя,

Слайд 4. Олимпиады – это древнейшие и наиболее популярные в

Древней Греции празднества и состязания. Они устраивались в честь бога



Зевса в Олимпии 1 раз в 4 года.

Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, в частности, расположенное в западной части Пелопоннесского полуострова святилище

Олимпии. Именно отсюда берет свое начало олимпийский огонь современных

Олимпиад, здесь начинается факельная эстафета. Различные источники предлагают ряд легенд о возникновении Олимпийских игр. Одна из легенд повествует о том, что могучему богу Кроносу приснился вещий сон: его настигнет смерть от руки одного из его детей. В традициях того времени Кронос не придумал ничего лучшего, как пожирать своих новорожденных детей!

Жена Кроноса Рея обманула своего мужа, спасла своего сына Зевса,

заменив его завернутым в пеленки камнем. Ребенок вырос, стал могучим

богом – громовержцем. Окончательно окрепнув, он вступил в смертельный

бой с беспощадным отцом, победил его! В честь этого знаменательного,

события Зевс повелел проводить спортивные соревнования, которые (по

месту, где они устраивались) получили название Олимпийских.

Предлагаются и другие легенды по поводу происхождения Олимпийских

Игрпридумал и организовал первые Игры знаменитейший Геракл, сын

Зевса, который совершил свои двенадцать подвигов. В честь одной из

славных побед Геракла и стали проводить Олимпийские игры. Отношение к происхождению Олимпийских игр имеет и внук Зевса Пелопс, который одержал победу над царем Эномаем. Эномаю было предсказано, что он умрет от руки зятя, поэтому каждый раз он предлагал потенциальному жениху дочери провести состязания на колесницах. У царя были очень быстрые кони, каждый раз Эномай догонял соперника и поражал его копьем. Тринадцать женихов пали от руки Эномая, пока не появился Пелопс. Дочь Эномая Гипподамия и Пелопс подговорили возницу Эномаевой колесницы, и тот заменил бронзовые чеки, удерживающие колеса, восковыми. Во время скачки Эномай погиб под копытами своих лошадей, т.к. воск расплавился, колеса слетели с осей. В благодарность богам Пелопс воздвиг святилище в Олимпии и учредил Игры, на которых особенно ценилась победа в гонках на колесницах. Первые достоверно известные Олимпийские игры состоялись в 776 году до нашей эры. Этот год и принято считать начальной датой греческого летоисчисления. Олимпиады проходили 5 дней: первый и пятый дни были посвящены торжественным процессиям, жертвоприношениям и церемониям, остальные - спортивным состязаниям

В классическое время (5-4 вв. до н. э.) в программу Игр входили состязания в езде на колесницах, пятиборье (бег, метание копья и диска, прыжки в длину, борьба), кулачный бой, конкурс искусств и т.д.

Борьба. Этот вид состязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя Игр Геракла, который сумел одолеть огромного

льва, только задушив его, потому как шкура льва была неуязвима для оружия. Борьба была двух видов: в стойке и на песке. Допускались толчки и

удушение, запрещались удары, укусы и воздействие на глаза. Леонтиск из

Мессены на Сицилии получил прозвище Пальчик, потому что одерживал

победы в борьбе, захватывая и выгибая пальцы у соперника. Легендарным

борцом был Милон из Кротона, который в 14-летнем возрасте победил в

борьбе среди юношей (категория до 20 лет). Про Милона рассказывают

следующее: он обвязывал вокруг головы веревку и, задерживая дыхание,

рвал веревку вздувшимися от напора крови венами. Посмотреть на Олимпиаду приезжали тысячи зрителей со всей Эллады. Женщины к месту Игр не допускались.

Слайд 5. Легенда донесла до нас одну очень интересную подробность.

Геракл собственными стопами отмерил дистанцию для бега – шестьсот стоп.

Так появилась одна из наиболее распространенных мер длины в Древней

Греции, она называлась «стадий». Отсюда возникло слово «стадион». Если

перевести эту меру в наши, современные единицы, то получится 192 метра

сантиметров.

Бег на стадию: бег с одного конца стадиона до другого на дистанцию в



одну олимпийскую стадию (192 м). Первый и единственный вид состязаний с 1-й по 13-ю Олимпиаду. Олимпиады по традиции считались по именам победителей в этом состязании, прежде чем были пронумерованы в последовательном порядке. Атлеты выходили на старт в обнаженном виде. Величайшим бегуном античности считался Леонид с Родоса, одержавший 12 побед на четырех Олимпиадах

Двойной бег

бег на две стадии (384 м). Атлеты пробегают стадион, поворачивают

вокруг столба и возвращаются назад к старту

Долгий бег - бег на 7 стадий (1344 м). Атлеты, пробегая стадию,



разворачивались вокруг столба на одном конце стадиона, затем бежали стадию назад и разворачивались вокруг другого столба. Добавлен в олимпийские состязания на 15-й Олимпиаде. Длина дистанции менялась в разные годы от 7 до 24 стадий (до 4608 м).

Бег в полном вооружении или бег гоплитов — бег в шлеме, поножах и



со щитом на две стадии. Позднее из вооружения оставили только щит.

Атлеты соревнуются обнаженными, как и в других олимпийских видах

за исключением скачек. Бегом гоплитов игры завершались.

Слайд 6. Бокс. Особым уважением пользовались боксеры, сумевшие победить, не получив удара от соперника. Правилами в боксе запрещался

захват соперника, подножки и удары ногами. Боксеры обматывали кисти

кожаными ремнями, тем не менее этот вид состязаний считался самым

опасным. Гибель атлета в поединке не являлась чем-то исключительным.

Античные авторы живописуют разбитые носы, выбитые зубы и смятые уши у атлетов.

Павсаний поведал об одном из таких поединков на Немейских играх:

«Кревг нацелил свой удар в голову Дамоксена, и последний вынудил Кревга

поднять руку. Когда тот поднял руку, Дамоксен ударил соперника выпрямленными пальцами под ребра и благодаря силе удара и остроте

ногтей сумел проникнуть внутрь тела, схватить внутренности и разорвать их, когда он вырвал их наружу. Кревг скончался на месте, и жители Аргоса

изгнали Дамоксена за нарушение соглашения, по которому соперники должны были обменяться по одному удару. Они присудили победу мертвому

Кревгу» Если боксеры уставали, разрешался перерыв для отдыха. Если же и после отдыха победитель не выявлялся, то боксеры обменивались оговоренным числом ударов, не защищаясь. Поединок завершался сдачей соперника, побежденный поднимал руку, когда был не в силах оказывать

сопротивление. Античные лекари считали бокс хорошим средством против

хронических головных болей.

Слайд 7. Эллины очень любили состязания по поднятию тяжестей. Самыми

большими физическими способностями отличались жители греческого

города Кротона. Оттуда был родом и первый силач Эллады Милон

Кротонский. Он мог взвалить себе на плечи четырехлетнего быка и пройти с ним по всей окружности стадиона. В молодости Милон тренировался таким образом: он купил себе теленка и ежедневно поднимал его. Камень Бибона. Его вес - 143,5 кг. Атлет Бибон поднимал его над своей головой одной рукой.

Слайд 8. В гонках квадриги совершали 12 кругов на ипподроме, нередко

колесницы опрокидывались на поворотах, калеча возниц. В отличие от бега и

единоборств в скачках могли принимать участие только богатые греки и

царственные особы, которым под силу было содержать лошадей. Именно

владельцы лошадей, а не возницы считались победителями. Среди победителей в гонках квадриг отмечены македонский царь Филипп II и

римские императоры. На 68-й Олимпиаде лошадь Фейдола из Коринфа в начале бегов скинула седока, но тем не менее прошла всю дистанцию правильно, повернула вокруг столба и остановилась после финиша. Ей присудили победу и увенчали неудачного седока венком.

Слайд 9. В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады

утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал

здесь главы своей «Истории»; в Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший

туда пешком из Афин, со своими сочинениями выступали Платон, Софокл,

Исократ, Демосфен и др. Соревнования трубачей и герольдов. На 96-й Олимпиаде в 396 г. до н.э. в Олимпийские игры были введены состязания между трубачами и герольдами, как логическое следствие соединения в воззрениях эллинов спорта и эстетического наслаждения. Известно, что во время проведения Игр художники выставляли картины на суд зрителей, а писатели читали вслух свои творения.

Слайд 10. Дата проведения Игр: о времени их открытия все греческие

государства оповещались специальными послами — спондофорами. С этого

момента начиналась экехерия — священное перемирие, длившееся два месяца, когда прекращались все военные действия и область Элида становилась «священной зоной мира», в которую никто не имел права вступать с оружием. Случаи нарушения экехерии были крайне редки и наказывались наложением штрафа или запретом принимать участие в Играх.В преддверии этого великого праздника прекращались все распри и войны. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием.

Нарушителя ждал суровый штраф – две мины серебром. А мина это около

двадцати семи килограммов чистого серебра!

Но страшнее разорительного штрафа, как считали греки, было проклятие, которое боги насылали на нарушителя олимпийского перемирия.

Строгому наказанию подвергался и человек, оскорбивший путника, идущего

на олимпийский праздник... А еще страшнее наказание – отлучение от Игр

на одну или две Олимпиады!

Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных

договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю

Грецию.

Слайд 11. Победители соревнований (олимпионики) награждались венком из

ветвей оливы и пользовались в Греции почетом и уважением. Олимпиада не для всех. Принимать участие в Олимпийских играх могли только свободные греческие граждане и жители эллинских колоний в Малой Азии и странах Средиземноморья. Все они должны были быть греками по национальности, а также не совершать в прошлом преступлений. Нарушителям – штрафы. Особым почетом окружались судьи. Поэтому получить эту должность было крайне сложно. Отбор кандидатов в судьи был еще более строгим, чем отбор атлетов. Перед началом соревнований судьи приносили клятву в том, что будут уважать и соблюдать правила Игр. Порядок на состязаниях соблюдался очень тщательно. С игроков, нарушивших правила, судьи взимали штрафы. На эти деньги на дороге, ведущей к стадиону, возводились бронзовые статуи Зевса. Иногда спортсмены подвергались и телесным наказаниям. Игры были отменены римским императором Феодосием I в 394 н. э. На пятнадцать столетий Олимпия вообще как бы исчезла с лица земли. Даже само название ее было забыто! И все же Олимпийские игры яркой звездой горели в памяти человечества. Свет этой звезды прошел сквозь века и вспыхнул с новой силой.

Использованы следующие материалы:

учебная литература по истории, 5 класс

Беговая В. Пришел, увидел, победил // GeoFocus, 2004, № 6-8. С.12-16

http://www.rim-company.ru/wiki



Приложение 4

Задания для групповой работы на обобщающем уроке по истории

Древней Греции.

Ученики получают карточку-задание и лист ответов, в которые вносят

номера предложений и предлагают свою корректировку текста.

Текст с ошибками «Олимпийские игры»:

1. Родиной Олимпийских игр является Древний Египет, здесь до сих пор

зажигается олимпийских огонь современных Игр.

2. Первые достоверно известные Олимпийские игры состоялись в 767

году до н.э.

3. Этот год и принято считать начальной датой у египтян.

4. Есть несколько легенд – версий по поводу происхождения

Олимпийских игр.

5. Одна из них утверждает, что придумал и организовал первые Игры в

честь своего отца Посейдона знаменитейший Геракл, тот самый,

который совершил свои пятнадцать легендарных подвигов.

6. Легенда донесла до нас одну интересную подробность: Геракл отмерил

дистанцию для бега своими прыжками, так появилась одна из наиболее

распространенных мер длины в Древней Греции.

7. В греческие полисы и колонии отправлялись специальные послы, они

приглашали всех желающих принять участие в Олимпийских играх.

8. Олимпийцами могли стать только греки по происхождению, причем

только свободные женщины и мужчины.

9. В преддверии этого великого праздника прекращались все распри и

войны.

10. Никто не имел права вступить на территорию Спарты с оружием.

11. Атлеты соревновались в самых различных видах физических

упражнений: бег, прыжки в длину и в высоту, метание копья и диска,

борьба, стрельба из лука, соревнования колесниц.

12. Соревнования длились пятнадцать дней. Победители, олимпионики,

награждались серебряными медалями.

Текст с исправленными ошибками «Олимпийские игры»:

1. Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, здесь до сих пор

зажигается олимпийских огонь современных Игр.

2. Первые достоверно известные Олимпийские игры состоялись в 776

году до н.э.

3. Этот год и принято считать начальной датой у греков.

4. Есть несколько легенд – версий по поводу происхождения

Олимпийских игр.

Комплект «История» для основной школы

18

5. Одна из них утверждает, что придумал и организовал первые Игры в

честь своего отца Зевса знаменитейший Геракл, тот самый, который

совершил свои двенадцать легендарных подвигов.

6. Легенда донесла до нас одну интересную подробность: Геракл отмерил

дистанцию для бега своими стопами, так появилась одна из наиболее

распространенных мер длины в Древней Греции.

7. В греческие полисы и колонии отправлялись специальные послы, они

приглашали всех желающих принять участие в Олимпийских играх.

8. Олимпийцами могли стать только греки по происхождению, причем

только свободные мужчины (женщины не допускались).

9. В преддверии этого великого праздника прекращались все распри и

войны.

10. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием.

11. Нарушителя ждало суровое наказание – штрафы, битье, отлучение

от Игр

12. Атлеты соревновались в самых различных видах физических

упражнений: бег, прыжки в длину и в высоту (нет), метание копья и

диска, борьба, стрельба из лука (нет), соревнования колесниц.

13. Соревнования длились пять дней. Победители, олимпионики,

награждались лавровыми венками.

Приложение 5

Задание

для закрепления материала на уроке «Олимпийские игры»;



для обобщающего урока по теме «Древняя Греция»

Кроссворд «Олимпийские игры», 5 кл.

По горизонтали:

3. Инициатор возрождения Олимпийских игр;

4. Верховный греческий бог;

7. Спортсмен;

8. Спортивный снаряд;

9. Спортивный снаряд;

По вертикали:

1. Страна, в которой прошли первые возрожденные игры;

2. Легендарный герой, основатель олимпийский состязаний;

5. Мера длины;

6. Спортсмены, соревнующиеся в доспехах.