Пояснительная записка основной образовательной программы начальною общего образования моу сош №72 г. Иркутска 3 1 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа начального общего образования... 7 2312.15kb.
Образовательная программа начального общего образования моу сош №2 С. 6 3541.02kb.
Пояснительная записка 2 Кодификатор 7 Спецификация 11 4 1260.76kb.
Пояснительная записка основной образовательной программы начального... 12 4916.25kb.
Пояснительная записка в примерной программе по иностранному языку... 3 842.55kb.
Основной образовательной программы начального общего образования 10 3114.59kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 6 3087.83kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 7 3687.87kb.
Изменения и дополнения в основную образовательную программу начального... 2 539.09kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 15 6426.31kb.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... 8 2164.12kb.
Программы отдельных учебных предметов, курсов 12 4616.62kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Пояснительная записка основной образовательной программы начальною общего образования - страница №1/9

Оглавление


п.п.

Содержание

Стр.

I.


Пояснительная записка основной образовательной программы начальною общего образования МОУ СОШ № 72 г. Иркутска

3

1.1.

Введение.

3

1.2.


Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования.

5

1.3.


Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы, начального общего образования МОУ СОШ № 72 г. Иркутска.

7

1.4

Состав участников образовательного процесса образовательного учреждения.

11

1.5

Общая характеристика основной образовательной программы.

13

II.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной: образовательной программы начального общего образования.

15

2.1

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированные в ФГОС и примерной программе.

16

2.2

Обобщенная модель планируемых результатов

18

III.

Учебный план начального общего образования МОУ СОШ № 72 г. Иркутска.

25

3.1

Пояснительная записка учебного плана.

25

3.2

Сетка часов учебного плана начальной школы.

33

IV.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

36

4.1

Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования

36

4.2

Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся.

37

4.3

Связь УУД с содержанием учебных предметов.

38

4.4

Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

43

4.5

Описание преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

103

V.

Программы отдельных учебных предметов, курсов.

108

VI.

Программа духовно-нравственного развитии, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МОУ СОШ № 72 г. Иркутска.

112

6.1

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

112

6.2

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания.

113

6.3

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания.

114

6.4

Содержание и планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

116

6.5

Внеурочная деятельность как составная часть программы духовно-нравственного развития и воспитания.

124

6.6

Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и

общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.



129

VII.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МОУ СОШ № 72 г. Иркутска.

134

7.1

План формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

137

VIII.

Программа коррекционной работы МОУ СОШ № 72 г. Иркутска.

143

8.1

Диагностическая работа.

144

8.2

Коррекционно-развивающая деятельность.

147

8.3

Консультативная и информационно-просветительская работа.

157

IX.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы МОУ СОШ

№ 72 г. Иркутска.



161




Литература.

174




Приложения.

176



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ СОШ № 72 г. Иркутска
Пояснительная записка
1.1 ВВЕДЕНИЕ
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №72 г. Иркутска разработана педагогическим коллективом в составе:

1. Надежда Михайловна Шершнёва – заместитель директора по УВР

2. Наталья Александровна Клепалова – руководитель МО учителей начальных классов

3. Нина Александровна Черкасова – учитель начальных классов

4. Оксана Николаевна Кузнецова – учитель начальных классов

5. Ольга Александровна Шпунт – учитель начальных классов

(приказ МОУ СОШ № 72 г. Иркутска № 23/2 от 26.03.2011г.)
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ 72 г. Иркутска разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года, с учетом рекомендаций Основной образовательной программы, особенностей образовательного учреждения, Иркутской области и г. Иркутска, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей).

Кроме того, учтены концептуальные положения завершённой предметной линии «Перспективная начальная школа», которые реализуют фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, универсальные учебные действия).



Согласно ФГОС и Основной образовательной программы, основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 72

г. Иркутска определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:

- формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся;

- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.




Краткая информационная справка об образовательном учреждении

МОУ СОШ №72 г. Иркутска.

МОУ СОШ № 72 г. Иркутска действует в соответствии с:

- Уставом МОУ СОШ №72 г. Иркутска, лицензией на образовательную деятельность, свидетельством о государственной аккредитации, которые позволяют реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Адрес, телефон, е-mail:

г. Иркутск, ул.Рабочая, 21, тел. 24-37-72,

электронный адрес: mou_sosh72@mail.ru

Фамилия, имя, отчество руководителя:

Галина Викторовна Ковальчук



Тема деятельности школы:

«Продуктивное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в условиях современного образования».



Миссия образовательного учреждения:

Построение образовательного пространства для саморазвития, самореализации, жизненного самоопределения всех субъектов педагогического взаимодействия с учётом новых требований и новых возможностей современного образования.



Цель работы педагогического коллектива МОУ СОШ № 72 г. Иркутска:

обеспечить доступность качественного образования с учетом новых требований, новых возможностей и новой ответственности.



Общее количество обучающихся: 400 (2011-2012 учебный год)

1 ступень - 200 человек

2 ступень -150 человек

3 ступень- 50 человек



Скомплектовано 17 классов-комплектов. Первая ступень – 8 классов, вторая ступень – 6 классов, третья ступень – 3 класса.

Кадровый состав:

  1. Общее количество педагогов - 32

  2. Уровень образования педагогов:

имеют высшее образование 29, в т.ч. педагогическое 29

среднее образование 3, в т.ч. педагогическое 3



  1. Уровень квалификации педагогов:

высшая категория - 5

I квалификационная категория - 17

II квалификационная категория - 1


  1. Стаж педагогической работы:

до 2-х лет - 5

от 2-х до 5 лет - 1

от 5 до 10 лет - 5

от 10 до 20 лет - 11

свыше 20 лет - 10


  1. Количество педагогических работников, прошедших переподготовку в ИПКРО в течение последних 5-ти лет




Курсы

2008-2009г

2009-2010

2010-2011

При ИПКРО

19 (55,8%)

18 (72%)

89%)

6.Количество педагогов – совместителей 3

В МОУ СОШ № 72 г. Иркутска работает четыре методических объединения учителей: МО гуманитарного цикла, МО естественно-математического цикла, МО эстетического воспитания и спортивных дисциплин, МО учителей начальных классов.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В качестве дополнительной составляющей целевого компонента программы (с учетом особенностей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в завершённой предметной линии «Перспективная начальная школа») предусмотрено оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.



Целью работы педагогического коллектива МОУ СОШ72 г. Иркутска является обеспечение доступности качественного образования каждому обучающемуся с учетом новых требований, новых возможностей и новой ответственности.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования реализация основной образовательной программой обеспечивает решение следующих задач:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Средствами завершенной предметной линии «Перспективная начальная школа» осуществляется решение следующих задач:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.



Задачи реализации Основной образовательной программы МОУ СОШ № 72 г. Иркутска:

1. Формирование учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-коммуникативных навыков обучающихся с учетом новых образовательных стандартов.

2. Создание здоровой и комфортной образовательной среды, приоритета здорового образа жизни обучающихся.

3. Обеспечение поиска и поддержки талантливых детей.

4. Организация деятельности учителей и обучения школьников в соответствии с новыми требованиями, новыми возможностями, новой ответственностью.

Особенности развития нашего региона позволяют выделить следующие задачи:

- создание условий для получения выпускниками качественного образования повышенного уровня, востребованного научно- образовательным комплексом города;

- воспитание подрастающего поколения, обладающего нравственными ценностями, подготовленного к жизни в многонациональном городе и регионе, психологически и физически здоровой личности;

Учитывая социально-культурные особенности и потребности нашего региона,cчитаем целесообразным реализацию в школе модели краеведческого образования, которая предусматривает формирование у младших школьников:



  1. Основ культуросообразного поведения, понимания особенностей региона на основе первичных представлений о его природе, истории, населении, быте, культуре;

  2. Гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории и культуры, сохранения традиций народов, проживающих в регионе.

Таким образом, основная образовательная программа нашей школы реализует:

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в развитии внутришкольной социальной среды;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.



1.3 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ № 72 г. Иркутска.
Группа принципов, сформулированных на основе требований ФГОС и Основной образовательной программы:

Принцип использования системно-деятельностного подхода, лежащего в основе реализации основной образовательной программы, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества:

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенции, видов и способов деятельности.

Принцип учёта социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс при обязательном сохранении и развитии культурного разнообразия и языкового наследия многонационального населения нашей страны.

Принцип учета особенностей детей младшего школьного возраста, связанных:

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка;

- с освоением им новой социальной позиции и социальной роли ученика;

- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности и другими.



Принцип самостоятельности - проектирование основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Принцип взаимного дополнения обязательной и вариативной составляющих программы. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативная), - 20 % от общего объема создаваемого документа. Обе части дополняют и раскрывают особенности содержания и организации образовательного процесса в начальной школе.
Основные принципы развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»:
- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития:

ориентация содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.



-Принцип целостности образа мира:

отбор интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, позволяющее удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.



- Принцип практической направленности:

формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов,



способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации; умений работать в сотрудничестве в малой и большой учебной группе в разном качестве; способности работать самостоятельно.

- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников:

использование разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий.

- Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного к пониманию общего и затем от общего к частному.

- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка:

формирование у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.



Группа принципов МОУ СОШ № 72 г. Иркутска.

  1. Принцип развития целостного образовательного процесса и составляющих его компонентов.

Целостный образовательный процесс - организованная жизнедеятельность участников образовательного процесса, формирующая интеллектуально-нравственную свободу и реализующая в единстве все компоненты содержания образования (знания, умения, опыт деятельности, в первую очередь творческой и эмоционально-ценностные отношения к окружающей действительности).

Целостный образовательный процесс позволяет обеспечить комплекс возможностей для личностно-профессионального роста педагога. Вхождение ребенка в целостный образовательный процесс позволяет не только избежать деформаций личности школьника, но и обеспечить условия для ее самореализации.

Содержание школьного образования включает в себя не только совокупность того, что усваивается в рамках урочного расписания, но и виды социальной деятельности, которыми учащиеся овладевают во внеурочное время.


  1. Принцип свободного развития акцентирует внимание на развитии свободной коммуникабельной личности через личность учителя, учебный материал, технологии обучения и воспитания.

Конкретные формы реализации принципа: включение школьников в деятельность на основе учета их уровня обучаемости, особенностей развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы; повышение ответственности педагогов за достижение конечных результатов (стандартов образования); повышение ответственности учащихся за достижение конечных результатов.

  1. Принцип творчества.

Главное - непрерывный процесс творчества, который включает в себя следующие этапы:

«Вхождение в творчество» - создание у школьников первых представлений о творческой деятельности, обращается внимание на обучение учеников умениям самостоятельной деятельности; целеполаганию, планированию, самоконтролю. Сформированность этих умений на определенном уровне обеспечивает проявление их возможностей на последующих этапах обучения.

«Начало творчества» - накопление обучающимися умений самостоятельно получать знания и организовывать в целом свою деятельность на основе их познавательных интересов. У школьников формируют умения конспектировать, слушать лекции, готовиться к самостоятельным работам, писать рефераты и творческие сочинения. Введение разнообразных спецкурсов гуманитарного, естественнонаучного, технического направления определяет не только учебную ориентацию учащихся, но и способствует их творческому пробуждению.

«Практическое творчество» - ориентирует образовательный процесс на развитие у школьников профессионального самоопределения, настойчивости в поиске истины, ее осмысление.


Принципы с учетом региональной (муниципальной) специфики:

- принцип природосообразности: организация учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся МОУ СОШ № 72 г. Иркутска;

- принцип культуросоооразности: образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 72 г. Иркутска составлена с учетом культурного и исторического опыта, социально-культурных отношений и традиций г. Иркутска и Иркутской области.

- принцип единства образовательного пространства: образовательная программа составлена с учетом Федерального образовательного стандарта, комплекса других федеральных требований и норм, гарантирующих обязательный для всех обучающихся (воспитанников) достаточный уровень образования;

- принцип системности: последовательность, преемственность на уровне целей и содержания образования на всех ступенях;

- принцип вариативности: образовательная программа начального общего образования нашей школы обеспечивает возможность (в установленных рамках) выбора содержания образования, форм и методов обучения, воспитания и развития личности обучающихся, мониторинга результатов качества образования, с учетом региональных особенностей, информационно-технологического и художественно-эстетического направления школы, интересов и способностей обучающихся;

- принцип открытости: возможность взаимного влияния и обогащения друг друга, окружающей среды и системы образования реализуется через участие в НПК, семинарах, выставках, конференциях, в том числе по информационно-коммуникативным и другим направлениям;

- принцип учета разных точек зрения: привлечение общественности к разработке и реализации образовательной программы.
1.4. СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся.

На первой ступени в МОУ СОШ № 72 г. Иркутска обучается 200 обучающихся начальной школы (8 классов-комплектов): 1 класс - 3 ; 2 класс -3,

3 класс -1, 4 класс - 1.

Характеристика педагогического персонала начальной школы МОУ СОШ № 72 г. Иркутска.

Количественный состав :

8 учителей ; 1 воспитатель .



Образование :

Высшее - 9 педагогов



Категория:

Первая - 6 педагогов

10 разряд – 3 педагога.

Режим работы школы

Обучение в начальной школе МОУ СОШ № 72 г. Иркутска организовано в две смены (начало первого урока в 8 часов 00 мин.). Школа работает в режиме 5-дневной рабочей недели для первых классов, 2-4 классов - 6 - дневной рабочей недели.

Режим дня для 1 классов:










Продолжительность урока

Продолжительность перемены

I-я половина дня

1 урок

35 мин.

10 мин.




2 урок

35 мин.

20 мин.




3 урок

35 мин.

10 мин.




4 урок

35-45 мин.

10 мин.

Динамическая пауза 40 мин.

(двигательная активность, прогулка, питание и т.д.)



II-я половина дня

Внеурочная деятельность (по выбору)




1 занятие

25 мин.

10 мин.




2 занятие

25 мин.

10 мин.

Продолжительность урока:



сентябрь, октябрь - по 3 урока в день по 35 минут каждый,

ноябрь-декабрь - по 4 урока по 35 минут каждый;

январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый;

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- запланированы дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти;

- для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы проводятся на 2-3 уроках.

Продолжительность урока:

- во 2-4 классах — 45 минут.

Количество уроков в день:

- во 2-4 классах: 4-5 уроков

Продолжительность учебного года:

- в 1 классе — 33 учебные недели; дополнительные каникулы для 1 -х классов в середине 3 четверти.

- во 2-4 классах — 34 учебные недели.

Во второй половине дня для первых классов начинает работу блок дополнительного образования, проводятся мероприятия развивающе-воспитательного цикла. Организовано двухразовое питание в школьной столовой.

Прием обучающихся в первый класс осуществляется на основании «Положения о правилах приёма в I, II- IX, X- XI классы Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школы № 72 г. Иркутска»

МОУ СОШ 72 г. Иркутска, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

- с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом МОУ СОШ 72 г. Иркутска.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в договоре, заключённом между ними и образовательным учреждением, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.


1.5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основная образовательная программы начального общего образования разработана с учетом Основной образовательной программы, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и содержит следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования:

3) учебный план начального общего образования;

4) программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования;

5) программы учебных предметов, разработанные в свете требований Стандарта;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

8) программа коррекционной работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья);

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Образовательная программа предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития обучающихся, консалтинговую деятельность, психологическое сопровождение детей с «синдромом раннего развития» и одаренных детей:

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению обучающихся;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.



II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАЛШЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ № 72 г. Иркутска.
В соответствии с ФГОС планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают

связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом, системой оценки результатов освоения основной образовательной программы и служат основой для разработки программы. А так же являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, учебно-методической литературы, для формирования системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки этих результатов. При оценке результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений, педагогических работников учитываются планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с требованиями ФГОС структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

- определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития, и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

- определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

- выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

В структуре планируемых результатов основной образовательной программы выделяются следующие уровни описания:



- Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы.

- Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы.



- Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.


    1. . Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированные в ФГОС и основной образовательной программе.

ФГОС и Основная образовательная программа устанавливают требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:


Требования к результатам (сформулированные в ФГОС)


Личностные результаты


Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Сформированность мотивации к обучению и познанию. Ценностно-смысловые установки обучающихся. Сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты


Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)


Предметные результаты


Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Основная образовательная программа уточняет и дополняет планируемые результаты:


Требования к результатам, сформулированные в основной образовательной программе начального общего образования

В сфере личностных универсальных учебных действий

Будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных

учебных


действий


Выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере

познавательных универсальных

учебных

действий



Выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий

Выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать, и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.


    1. Обобщенная модель планируемых результатов.

Результатом интеграции информации из ФГОС, Основной образовательной программы и завершенной предметной линии «Перспективная начальная школа» является обобщенная модель планируемых результатов:



Планируемые личностные результаты:

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию:

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание*;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам*;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире*.
Смыслообразование:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий:

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.


Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций:

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость:

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

В сфере личностных результатов у выпускников начальной школы, занимающихся по завершенной предметной линии «Перспективная начальная школа», будут сформированы:

- внутренняя позиция;

- адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение;

- способность к моральной децентрации.


Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную*;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем *.

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий.

Осуществление учебных действий:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия.



Прогнозирование:

- предвосхищать результат;

- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик*;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи*.

Контроль и самоконтроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- различать способ и результат действия;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;



- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия*.

Коррекция:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;



- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата*.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что усвоено, и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция:

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий:

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;



- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта*.

В сфере регулятивных результатов определены соответствующие показатели, формирование которых позволит выпускникам начальной школы овладеть типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая:

- способности принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- планировать се реализацию; контролировать и оценивать свои действия;

- вносить соответствующие коррективы в их выполнение.



Познавательные универсальные учебные действия:

Общеучебные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать общие приёмы решения задач;

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач*;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий,

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение:

- выбирать вид чтения в зависимости от цели:

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.



Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач*;

- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач*.

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников: дополнение таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст*;

- анализ информации:

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- интерпретация информации (структурировать: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ*);

- применение и представление информации:

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).



Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- подведение под правило;

- анализ, синтез, сравнение, сериация;

- классификация по заданным критериям, установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения, обобщение.



В сфере познавательных результатов определены соответствующие показатели, формирование которых позволит выпускникам начальной школы научиться:

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;

- использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Инициативное сотрудничество:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Планирование учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром:

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.



Управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль:

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;



- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности*;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения *;

-разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников*;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

В сфере познавательных результатов определены соответствующие показатели, формирование которых позволит выпускникам начальной школы приобрести:

- умения учитывать позицию собеседника (партнёра),

- организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,

- адекватно воспринимать и передавать информацию,

- отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Звёздочкой выделены показатели (характеристики), расширяющие и углубляющие базовый уровень планируемых результатов («выпускник получит возможность научиться»)

следующая страница >>