Пояснительная записка настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента Государственного стан - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по литературе для 7 класса создана на основе 2 458kb.
Рабочая программа по литературе для 8 а класса разработана на основе 1 625.3kb.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе... 2 461.56kb.
Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной... 1 401.37kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: -федерального... 1 75.17kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: -федерального... 1 93.38kb.
Пояснительная записка Статус документа 1 212.16kb.
Рабочая программа по литературе 6 класс разработана на основе Примерной... 1 195.34kb.
Рабочая программа по литературе 5 класс 1 194.48kb.
Учебники по природоведению рекомендуется строить на деятельностной... 1 116.63kb.
Учебники по природоведению рекомендуется строить на деятельностной... 1 116.44kb.
Блаженные старицы 4 1192.08kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Пояснительная записка настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе - страница №1/1



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общею образования в соответствии с учебной программой для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики: Базовый уровень/ Под редак. М.Г Ахметзянова.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся па основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.


Цель:Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют:

Задачи обучения:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатэму, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредмет пых интегрированных уроков и т. д.

Программа ориентирована на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Курс литературы для 7 класса рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю). В результате изучения литературы ученик 7 класса

должен знать:Авторов и содержание изученных художественных произведений;

Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, роды литературы и жанры; литературный герой (развитие представлений), понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; баллада, стихотворения в прозе; лирический герой, поэма, трехсложные размеры стиха, гипербола, гротеск, сатира и юмор как формы комического, публицистика, мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.



уметь:

  • Видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;

  • Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • Объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • Видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • Аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • Выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • Сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • Оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • Сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;

  • Стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников с нему;

7 КЛАСС, литература

(70 часов)

ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. Взаимосвязь характеров и обстоятельств. Личность автора и авторское отношение к героям.

Устное народное творчество. Народные песни. (2 ч.)

«Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи. Отражение в них жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений.

Лирические песни. «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...».

Народная обрядовая песня. Выражение и ной основ народного бытия: любви к родине, близость к природе, мужества, верности слову и долгу.

Лирические и исторические песни татарского парода.



Древнерусская литература (1 ч.)

Аввакум. Биография. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (отрывок). Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений, величие духа. Сила и красочность языка сочинений Аввакума.

Теория литературы. Житие.

Для внеклассного чтения:

Ю. М. Нагибин. «Огненный протопоп».



Русская литература XIX века (38 ч.)

Василий Андреевич Жуковский. Биография. Личность поэта. Баллада «Светлана». Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе «Светлана». Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник («Людмила», «Ленора»).



Для внеклассного чтения:

Баллады «Рыбак», «Перчатка».



Евгений Абрамович Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика. «Мой дар убог, и голос мой не громок...», «Муза», «Весна, весна! Как воздух чист!..».

Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пейзажной лирике. Философская природа дарования поэта.

Алексей Васильевич Кольцов. Биография поэта. Лирика. «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...», «Разлука». Самобытность дарования поэта. Стихи поэта — рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством.

Александр Сергеевич Пушкин. Лицейские годы поэта. «Полтава» («Горит восток зарею новой...»). Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Величественный образ Петра I. Прославление отваги русских солдат. Карл XII. Авторское отношение к героям.



«И. И. Пущину», «Бесы». Тема дружбы в творчестве Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Единство автобиографического и общечеловеческого в лирике Пушкина. Теория литературы. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

«Дубровский». Гуманизм автора. Художественная глубина романа. Приключенческий сюжет. Чистота и благородство отношений героев, их противостояние деспотизму. Авторское отношение к вооруженному бунту крестьян в финале романа. Особенности построения романа.

Роман Пушкина «Дубровский» в иллюстрациях художников. Кинофильм «Дубровский».


Михаил Юрьевич Лермонтов. Московский университетский благородный пансион. «Желанье» («Отворите мне темницу...»), «Парус».

Мятежный характер лирики Лермонтова: борьбы и свободы как основной мотив стихотворений. Чувство одиночества. Поэтические средства языка. Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.



«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческое прошлое в поэме. Картины быта и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Связь поэмы с устным народным творчеством.
Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. «Тарас Бульба» (в сокращении). Изображение быта и характеров запорожских казаков. Сопоставление Остапа и Андрия. Позиция автора в оценке героев. Романтическая приподнятость повествования. Повесть Н. В. Гоголя в иллюстрациях художников.

Теория литературы. Повесть.



Для внеклассного чтения:

Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».


Федор Иванович Тютчев. Биография поэта. «Весенние воды», «В небе тают облака...».

Аполлон Николаевич Майков. Биография поэта. «Боже мой! Вчера — ненастье...», «Поле зыблется цветами...».

Алексей Константинович Толстой. Биография поэта. «Звонче жаворонка пенье...», «То было раннею весной...».

Афанасий Афанасьевич Фет. Биогрифия поэта. «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта», «Ель рукавом мне тропинку завесила...».

Человек и природа в творчестве русских поэтов XIX века. Красота родной природы. Постижение прекрасного. Яркость и выразительность стиха.



Иван Сергеевич Тургенев. Слово с писателе.

«Бирюк», «Хорь и Калиныч». Мастерство в изображении жизни крепостных крестьян. Сочувственное отношение автора к ним. Пейзаж в рассказах. Художественные особенности произведений.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача», «Воробей». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Иллюстрации к произведениям Тургенева (П. Соколов, К. Лебедев, В. Маковский и др.). Портреты И. С. Тургенева. Теория литературы. Композиция произведения

Для внеклассного чтения:

И. С. Тургенев. «Свидание», «Лес и степь» и другие рассказы.


Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».

Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание стихотворений.

Для внеклассного чтения:

Н. А. Некрасов. «Вчерашний день часу в шестом...», «В дороге» и др.



Николай Семенович Лесков. Биография писателя.

Для обсуждения:



«Человек на часах». Сила воздействия рассказа на читателя. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

Иллюстрации Кукрыниксов, Н. Кузьмина, И. Глазунова к произведениям Лескова.



Для внеклассного чтения:

Н. С. Лесков. «Левша».


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Биография писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса. Противопоставление генералам трудолюбивого, находчивого, сметливого мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования в произведении. Портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иллюстрации Кукрыниксов, Н. Муратова к произведениям Салтыкова-Щедрина.

Для внеклассного чтения:

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь» и другие сказки по выбору учителя и учащихся.


Лев Николаевич Толстой. Л. Н. Толстой на Кавказе. «Детство» (главы из повести: «Занятия в кабинете и гостиной», «Наталья Савишна» и др.). Поэзия детства. Образ Николеньки Иртеньева, его духовный мир. Психологическая глубина произведения.

Для внеклассного чтения:

Л. Н. Толстой. «Отрочество» (главы).


Антон Павлович Чехов. Из воспоминаний о писателе.

«Хамелеон». Высмеивание нравов в обществе, где человек порабощен капиталом, чином, должностью. Хамелеон — художественный образ обобщающей силы. Очумелов и Хрюкин. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей. Особенности развития действия. Смешное и грустное в рассказе.

«Тоска». Сюжет рассказа. Герой рассказа извозчик Иона, его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа.

Теория литературы. Юмор. Сатира.



Для внеклассного чтения:

А. П. Чехов. «Унтер Пришибеев».



Русская литература XX века (20 ч.)

Анна Андреевна Ахматова. Биография поэта. «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Хорошо здесь: и шелест, и хруст...», «Ива», «А вы, мои друзья последнего призыва!..», «Песенка».

Тонкость чувств и переживаний лирического героя. Духовное родство поэта и природы. О памяти и предназначении поэта.


Сергей Александрович Есенин. На родине поэта. «Задремали звезды золотые...», «Мелколесье. Степь и дали...».

Тонкость восприятия поэтом красоты родной природы.


Владимир Владимирович Маяковский. Биография поэта .Автор о роли поэзии в жизни человека и общества. . «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Андрей Платонович Платонов. Биография писателя.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное .Герой рассказа. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования. Своеобразие языка писателя.

Сказка «Неизвестный цветок». Восхищение силой, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека ли все сущее на земле.


Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе.

Для обсуждения:



«Стекольный мастер». Автор о мастерство и талантливости русского человека. Гуманистический пафос рассказа.

Для внеклассного чтения:

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказочник».


Александр Степанович Грин. Биография писателя.

Для обсуждения:



«Алые паруса» (в сокращении). Герои повести. Их душевная чистота. Романтическая мечт^ героини повести о счастье. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Развитие понятия о герое литературного произведения.


Александр Трифонович Твардовский. Автобиография поэта. «Есть обрыв, где я, играя...», «Спасибо, моя родная...», «Памяти матери» .Любовь поэта к Родине. Поэтические картины родной стороны. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери. Своеобразие языка стихотворений.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Уступи мне, скворец, уголок», «Еще за]ш не встала над селом...», «Я воспитан природой суровой...», «Журавли».

Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи.


Юрий Павлович Казаков. Автобиография писателя.

Для обсуждения:



«Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление.
Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя.

Для обсуждения:



«Мой первый друг, мой друг бесценный». Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой Отечественной войне. Автобиографическая основа рассказа.
Федор Александрович Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.
Евгений Иванович Носов. Автобиография писателя. «Кукла». Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру. Психологическая глубина рассказа.

Для обсуждения:



«Живое пламя».

Для внеклассного чтения:

Е. И. Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы ».


Николай Михайлович Рубцов. Автобиография поэта. «В минуты музыки», «Деревенские ночи», «Звезда полей», «Тихая моя родина».

Выражение глубокой любви к Родине. Образность и выразительность языка стихотворения.


Виктор Петрович Астафьев. Детство писателя. «Конь с розовой гривой» (в сокращении). Жизнь сибирской деревни б предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Нравственные проблемы рассказа. Яркость и самобытность народной речи.

Василий Иванович Белов. Биография писателя. «Мальчики». Война и дети. Герои рассказа, их судьбы.



Литература народов России (1 ч.)

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Стихотворения «О моей Родине», «Опять за спиною родная земля». Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Героический эпос в мировой литературе (1 ч.)

Карело-финский мифологический эпос. «Калевала». Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.



Зарубежная литература (6 ч.)

М. Сервантес «Дон Кихот». Мигель де Сервантес Сааведра — создатель всемирно известного романа «Дон Кихот». Жизнь и творчество испанского писателя. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы и как роман о современной Сервантесу действительности. Образ Дон Кихота. Стремления героя Сервантеса к возрождению золотого века на земле. Высокие идеалы Дон Кихота в их столкновении с действительностью. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот — вечный образ мировой литературы.
Джек Лондон. Слово о писателе.

Для обсуждения:



«Любовь к жизни». Джек Лондон — певец борьбы и мужества. «Северные рассказы» Д. Лондона. Воля к жизни, сила духа, упорство в преодолении трудностей героем рассказа. Тема товарищества, человеческой солидарности.

М. Твен. «Приключения Гекельберри Финна». Реалистический роман Марка Твена. Темы свободы, дружбы людей с разным цветом кожи. «Приключения Гекльберри Финна» — правдивая книга о суровой действительности, положившая начало развитию реализма в американской литературе. ). Образ Гека Финна — любимого героя Марка Твена. Описание путешествия Гека и Джима по Миссисипи.
В. Скотт. «Айвенго» . Вальтер Скотт — создатель жанра исторического романа. Шотландия в жизни и творчестве Вальтера Скотта. Его интерес к истории и народному творчеству. Изображение средневековой Англии в романе «Айвенго». Главные герои и основные события. .

Ж. Верн. «Таинственный остров». Вера писателя в силу и возможность человека. Отвага и таланты новых поселенцев острова.
Э. Хемингуэй. «Старик и море». Философский характер повести. Образ рыбака Сантьяго, ведущего борьбу за свою жизнь и достоинство. Единство с природой как источник силы человека. Образ моря в повести. Дружба старика Сантьяго и мальчика Манолина. Человек и Жизнь — главная проблема повести Хемингуэя


7 класс, литература



п\п

Сроки

Тема урока

Кол-во

ча-сов


Планируемый результат по стандарту

Тип урока




план

факт







знания

умения

вид деятельности




Введение (1 ч.)




1

04.09

18.09

Роль книги в жизни человека. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе

1



Работать с учебником

Чтение текста

Знакомство со спецификой учебного предмета

Устное народное творчество (2 ч.)




2

05.09

19.09

Народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»

1

Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи

Отражение в песнях жизни народа,выражение его патрио-тических освободительных стремлений

Работа с текстом

Сообщение нового материала

3

11.09

19.09

Лирические песни. «Уж ты

ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «В тёмном лесе…».

Лирические и исторические песни татарского народа


1

Народная обрядовая песня

Выражение в песне основ народного бытия: любви к родине, близости к природе, мужества, верности слову и долгу.

Сопоставление песен , развитие навыков устной



Анализ и выразительное чтение лирических и исторических песен русского и татарского народа

Опрос

Древнерусская литература (1 ч.)


4

12.09

25.09

Аввакум. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты)

1

Житие

Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений, величие духа.

Работа с текстом

Комбинированный

Русская литература 19 века (38 ч.)






5

18.09

26.09

Василий Андреевич Жуковский. Слово о поэте. Баллада «Светлана».

1

Баллада

Анализ баллад

Анализ баллады

Сообщение нового материала с элементами лекции

6

19.09

02.10

Евгений Абрамович Баратынский. Биография поэта. Лирика

1

Поэтические средства языка в пейзажной лирике

Анализ стихотворений «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», «Мой дар убог, и голос мои негромок..», «Муза».

Анализ стихотворений

Комбинированный

7

25.09

03.10

Алексей Васильевич Кольцов, Биография поэта. Лирика.

1

Связь лирики поэта с народным песенным творчеством

Анализ стихотворений «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...», «Разлука»

Анализ стихотворений

Комбинирован-ный

8


26.09

09.10

Сергеевич Пушкин. Лицейские годы поэта.«Полтава» («Горит восток зарею новой...»)

1

Биография поэта


Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Величественный образ Петра I. Прославление отваги русских солдат. Карл XII. Авторское отношение к героям

Анализ поэмы

Урок –анализ текста

9


02.10

10.10

Тема дружбы в творчестве

Пушкина



1


Выражение нежной при-вязанности и преданнос-ти лицейским товари-щам. Единство автобио-графического и общече-ловеческого в лирике Пушкина

Анализ стихотворений «19 октября 1825 г.» («Роняет лес багряный свой убор...»), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога», «Туча», «Бесы»

Работа с терминами: стихотворная речь,

двусложные размеры. стиха


Практикум


10


03.10

16.10

«Дубровский»-

приключенческий

сюжет


1

Сюжет романа


Пересказ краткого содержания


Работа по вопросам.

Роман Пушкина «Дубро-вский» в иллюстрациях художников.




Комбинирован-ный


11

09.10

17.10

Особенности построения романа

1

Особенности построения

романа



Композиция романа


Просмотр кинофильма «Дубровский»

Комбинированный


12


10.10

23.10

«Дубровский». Художествен ная глубина романа.


1

Сюжет произведения


Человеческие качества главных героев



Анализ романа

Комбинированный

13

16.10

26.10

Авторское отношение к вооруженному бунту.



1

Гуманизм автора

Определять авторское отношение к вооруженному бунту крестьян в финале романа

Анализ романа




14


17.10

30.10

Михаил Юрьевич Лермонтов. Мятежный характер лирики поэта.

1

Трехсложные размеры стиха

Анализ стихотворений «Парус», «Желанье» («Отворите мне темницу...»)

Работа с терминами: стихотворная речь,

трёхсложные размеры. стиха



Комбинирован-ный

15


23.10

31.10

«Песня про царя Ивана Васильевича,молодого опричника и

удалого купца Калашникова». Признаки эпохи в поэме.





1

Историческое прошлое в поэме




Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.




Работа с текстом



Сообщение нового материала




16

24.10

13.11

Авторское отношение к героям поэмы

1

Характеристика героев

Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца

Ответы на вопросы

Комбинирован-ный

17

18


30.10

31.10


14.11

20.11


Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. Повесть «Тарас Бульба».
Изображение быта и. характеров запорожских казаков

1

1



Жанр повести

Сюжет повести



Сопоставление Остапа и Андрия.

Романтическая приподнятость повествования



Обсуждение содержания

Комбинирован-ный

19

13.11

21.11

Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына.

1

Характеристика героев

. Позиция автора в оценке героев.

Ответы на вопросы

Комбинированный

20

14.11

27.11

Р.р. Сочинение по теме «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия»

1




Сопоставительная характеристика

Анализ эпизодов

Комбинированный

21

20.11




Вн/чт Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

1

Сюжет повести

Анализировать текст

Работа с текстом

Урок

внеклассного чтения



22

21.11




Ф.И.Тютчев. Биография поэта. Лирика

1

Биография поэта

Анализ стихотворений: «Весенние воды», «В небе тают облака...»

Анализ стихотворений



Урок-анализ

23

27.11




Аполлон Николаевич Майков. Лирика
Алексей Константинович Толстой. Лирика

1

Биографии поэтов



Анализ стихотворений: «Боже мой! Вчера ненастье...», «Поле зыблется цветами...»

«Звонче жаворонка пенье…», «То было раннею вессною…»


Анализ стихотворений


Выразительное чтение

Урок-анализ

24

28.11




Афанасий Афанасьевич Фет. Пейзажная лирика

1

Биография поэта

Анализ стихотворений: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Это утро, радость эта...», «Заря прощается с землею...»

Анализ стихотворений



Урок-анализ

25

26


04.12

05.12





Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. «Хорь и Калиныч»
Портретная характеристика

1

1


Сюжет произведе-

ния


Индивидуализация характеров.
Портретные характеристики, речь героев. Искусство пейзажа и его роль

Работа по содержанию рассказа



Комбинирован-

ный


27

11.12




«Бирюк» .Мастерство в изображении жизни крепостных крестьян

1

Художественные особенности произведения

Сочувственное отношение автора к крепостным крестьянам. Пейзаж в рассказе

Дискуссия

Урок-дискуссия

28

12.12




Стихотворения в прозе. Тургенев о богатстве и красоте русского языка.

1

Родной язык как духовная опора человека. Нравственность и человеческие взаимоотношения

Анализ стихотворений «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Анализ и выразительное чтение стихотворений



Комбинирован-ный

29

18.12




Вн.чт. И.С.Тургенев. «Свидание», «Лес и степь»

1

Сюжет рассказа

Построение произведения

Анализ произведений

Урок вн.чтения

30

31


19.12

25.12





Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте.«Размышления у парадного подъезда»

«Железная дорога»-изображение представителей народных масс.



1

1


Антитеза

Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрыва-ющий идейное содержание стихотворений

Анализ стихотворений



Комбинирован-ный

32

26.12




Вн/чт Н.А. Некрасов. «Вчерашний день в часу шестом...», «В дороге» и др.

1

Стихотворный размер

Анализировать

лирическое

произведение

Анализ стихотворений



Комбинирован- ный

33

15.01




Николай Семенович Лесков. Биография писателя.. «Человек на часах»

1

Сказ

Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг

Работа с текстом

Комбинирован- ный

34

16.01




Сочинение по теме «Смиренная душа Постникова»

1

Содержание рассказа

Сюжетное построение произведения

Сочинение

Развития речи

35

22.01




М.Е.Салтыков- Щедрин. Биография писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса

Противопоставление генералам трудолюбивого, находчивого, сметливого мужика. Осуждение его рабской покорности.

Работа по вопросам и заданиям

Сообщение нового материала

36

23.01




Вн/чт. Сказки Салтыков-Щедрина

1

Структурные особенности сказки

Анализ сказок

Работа с текстом

Урок

внеклассного чтения



3738

29.01

30.01





Лев Николаевич Толстой. Толстой на Кавказе. «Детство» (главы из повести)

1

1


Повесть

Образ

Николеньки Иртеньева, его духовный мир.


Беседа по содержанию



Комбинирован-ный

39

05.02




Вн/чт«Отрочество»

1

Особенности жанра

Особенности сюжета и композиции

Работа с текстом

Беседа

40

41


06.02

12.12





Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон».

Высмеивание нравов общес-тва



1
1

Юмор, сатира

Хамелеон художественный образ

обобщающей силы.

Очумелов и Хрюкин. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей.


Выразительное чтение

Характеристика героев



Комбинирован-ный

42

13.12




Вн/чг А.П. Чехов. «Унтер Пришибеев», «Злоумышленник», «Хирургия»

1

Особенности

развития


действия

Рольхудожественной детали и диалога в раскрытии характеров персонажей.

Работа с текстом

Урок

внеклассного чтения




Русская литература 20 века (20 ч.)




43

19.02




Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Тонкость чувств и переживаний лирического героя

1

Духовное родство поэта и природы. О памяти и предназначении поэта

Анализ стихотворений: «Я научилась просто, мудро жить...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Сероглазый король», «Ива», «А вы, мои друзья последнего призыва!», «Хорошо здесь: и шелест, и хруст...», «Песенка»

Анализ стихотворений

Практикум

44

20.02




Сергей Александрович Есенин. Красота родной при-роды в стихотворениях «За-дремали звезды золотые...», «Мелколесье.Степь и дали...»

1

Тонкость восприятия поэтом красоты родной природы

Анализ стихотворений: «Задремали звезды золотые...»,«Мелколесье.Степь и дали...»

Анализ стихотворений

Комбинирован-ный

45

26.02




Андрей Платонович Платонов. Слово о писателе. «В прекрасном и яростном мире».

1

Герой рассказа

Идея доброты взаимопонимания, самопожертвования.


Коллективное обсуждение содержания


Практикум

46

27.02




Труд как нравственное содержание человеческой жизни


1




Своеобразие языка писателя

Анализ эпизодов

Комбинированный

47

05.03




А.А. Платонов. Сказка «Неизвестный цветок». Ответственность человека за все сущее на земле.

1

Восхищение силой жизни

Анализировать текст

Работа с текстом

Коллективное обсуждение содержания




Комбинирован.

48

06.03




Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Стекольный мастер». Гуманистический пафос рассказа

1

Автор о мастерстве и талантливости русского человека

Анализировать текст художественного произведения

Анализ эпизодов

Практикум

49

12.03




Вн/чт К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказочник»

1




Анализировать текст

Коллективное обсуждение содержания


Урок

внеклассного чтения



50

51


13.03

19.03





Александр Степанович Грин. Биография писателя. «Алые паруса».

Романтическая мечта героини повести о счастье



1

1


Развитие понятия о герое литературного произведения

Герои повести. Их душевное чистота.

Авторское отношение к героям



Составление плана

Комбинирован-ный

52

20.03




Александр Трифонович Твардовский. Автобиография поэта. Поэтические картины родной природы

1

Любовь поэта к родине. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери. Своеобразие стихотворений

Анализ стихотворений: «Есть обрыв, где я, играя...», «Спасибо, моя родная...», «Памяти матери»

Выразительное чтение

Практикум

53

02.04




Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. Яркие поэтические картины родной природы

1

Выразительность стихотворной речи

Анализ стихотворений: «Уступи мне, скворец, уголок...», «Еще заря не встала над селом», «Я воспитан природой суровой...»,«Журавли»

Портрет Заболоцкого; таблица «Средства

выразительности. Тропы.



Комбинирован-ный

54

03.04




Юрий Павлович Казаков. Автобиография писателя. «Тихое утро»

1


Взаимоотношения детей, взаимопомощь взаимовыручка.

Анализировать

художественное

произведение


Коллективное обсуждение

Комбинирован-ный

55



09.04





Юрий Маркович Нагибин. Слово о писателе. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Автобиографическая основа рассказа

1

Автобиографическая основа рассказа

Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой Отечественной войне

Работа по вопросам и заданиям

Комбинирован-ный

Практикум



56

10.04




Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади»

1

Эстетическое и нравственно экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе

Анализировать текст художествен-ного произведения

Беседа по содержанию

комбинированный

57

58


16.04

17.04






Евгений Иванович Носов. Автобиография писателя. «Кукла».

«Живое пламя»



1
1

Биография Носова
Сюжет рассказов

Осуждение равнодушного и безраз-личного отношения к природе и миру

Психологическая глубина рассказа



Коллективное обсуждение

Практикум

59

23.04





Вн/чт Е.И. Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы»

1

Сюжет произведения

Анализ текста художественного произведения

Работа с

текстом


Урок

внеклассного чтения




60

24.04




Николай Михайлович Руб-цов. Слово о поэте. Выраже-ние глубокой любви к Роди-не

1

Образность и выразительность языка стихотворений

Анализ стихотворений: «В минуты музыки», «Звезда полей», «Деревенские ночи», «Тихая моя родина»

Анализ стихотворений

Практикум

61

30.04




Виктор Петрович Астафьев. Детство писателя. Рассказ «Конь с розовой гривой».


1
1

Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы

Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Яркость и самобытность народной речи

Работа по вопросам


Комбинирован-ный

62

07.05




В.И.Белов.Биографические сведения.Сюжет рассказа «Мальчики»

1

Жизнь детей во время войны




Составление плана,

Анализ


Комбинированный




























Литература народов России (1ч.)

63

08.05




Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Стихотворения «О моей Родине», «Опять за спиною родная земля»..



1

Особенности художественной образности дагестанского поэта

Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Анализ стихотворений

Комбинированный

Героический эпос в мировой литературе (1 ч.)

64


14.05






Карело-финский мифологический эпос. «Калевала». Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

1

Своеобразие произведения

Анализ текста художественного произведения

Анализ эпизодов

Комбинированный

Зарубежная литература (6 ч.)

65

15.05




М. Сервантес. «Дон Кихот» (фрагменты). Дон Кихот — вечный образ мировой литературы

1

Содержание произведения

Анализ отдельных фрагментов

Анализ эпизодов

Комбинированный

66

21.05




Джек Лондон. Слово о писателе. «Любовь к жизни». Тема рассказа

1


Сюжет рассказа

«Северные рассказы» Д. Лондона.

Работа по вопросам

Комбинирован-ный

67

22.05




М. Твен. «Приключения Гекельберри Финна». Образ Гека Финна — любимого героя Марка Твена.


1

Идейное своеобразие рассказа

Анализ отдельных эпизодов

Анализ эпизодов

Комбинированный

68

28.05




В. Скотт. «Айвенго». Изображение средневековой Англии в романе.


1

Содержание рассказа

Анализ текста художественного произведения

Анализ эпизодов

Комбинированный

69



29.05






Вн.чт. Ж. Верн. «Таинственный остров». Отвага и таланты новых поселенцев острова


1

Содержание и проблема произведения

Выражать свои мысли

Ответы на вопросы

Комбинированный

70

29.05




Э. Хемингуэй. «Старик и море». Философский характер повести


1

Главная проблема повести

Анализ текста художественного произведения

Анализ эпизодов

Комбинированный