Пояснительная записка настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе - страница №1/1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общею образования в соответствии с учебной программой для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики: Базовый уровень/ Под редак. М.Г Ахметзянова.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся па основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Цель:Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило
цели обучения литературе:
-
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
-
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
-
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-
формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют:
Задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатэму, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредмет пых интегрированных уроков и т. д.
Программа ориентирована на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Курс литературы для 7 класса рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю). В результате изучения литературы ученик 7 класса
должен знать:Авторов и содержание изученных художественных произведений;
Основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора, предания, былины, роды литературы и жанры; литературный герой (развитие представлений), понятие о теме и идее произведения, герой-повествователь, портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; баллада, стихотворения в прозе; лирический герой, поэма, трехсложные размеры стиха, гипербола, гротеск, сатира и юмор как формы комического, публицистика, мемуары как публицистический жанр; литературные традиции.
уметь:
-
Видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
-
Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;
-
Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
-
Объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
-
Видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
-
Передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
-
Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
-
Аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
-
Выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
-
Сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
-
Оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
-
Сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;
-
Стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников с нему;
7 КЛАСС, литература
(70 часов)
ВВЕДЕНИЕ (1ч.)
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. Взаимосвязь характеров и обстоятельств. Личность автора и авторское отношение к героям.
Устное народное творчество. Народные песни. (2 ч.)
«Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи. Отражение в них жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений.
Лирические песни. «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...».
Народная обрядовая песня. Выражение и ной основ народного бытия: любви к родине, близость к природе, мужества, верности слову и долгу.
Лирические и исторические песни татарского парода.
Древнерусская литература (1 ч.)
Аввакум. Биография. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (отрывок). Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений, величие духа. Сила и красочность языка сочинений Аввакума.
Теория литературы. Житие.
Для внеклассного чтения:
Ю. М. Нагибин. «Огненный протопоп».
Русская литература XIX века (38 ч.)
Василий Андреевич Жуковский. Биография. Личность поэта. Баллада «Светлана». Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе «Светлана». Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник («Людмила», «Ленора»).
Для внеклассного чтения:
Баллады «Рыбак», «Перчатка».
Евгений Абрамович Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика
. «Мой дар убог, и голос мой не громок...», «Муза», «Весна, весна! Как воздух чист!..».
Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пейзажной лирике. Философская природа дарования поэта.
Алексей Васильевич Кольцов. Биография поэта. Лирика. «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...», «Разлука». Самобытность дарования поэта. Стихи поэта — рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством.
Александр Сергеевич Пушкин. Лицейские годы поэта. «Полтава» («Горит восток зарею новой...»). Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Величественный образ Петра I. Прославление отваги русских солдат. Карл XII. Авторское отношение к героям.
«И. И. Пущину», «Бесы». Тема дружбы в творчестве Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Единство автобиографического и общечеловеческого в лирике Пушкина. Теория литературы. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.
«Дубровский». Гуманизм автора. Художественная глубина романа. Приключенческий сюжет. Чистота и благородство отношений героев, их противостояние деспотизму. Авторское отношение к вооруженному бунту крестьян в финале романа. Особенности построения романа.
Роман Пушкина «Дубровский» в иллюстрациях художников. Кинофильм «Дубровский».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Московский университетский благородный пансион.
«Желанье» («Отворите мне темницу...»), «Парус».
Мятежный характер лирики Лермонтова: борьбы и свободы как основной мотив стихотворений. Чувство одиночества. Поэтические средства языка. Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческое прошлое в поэме. Картины быта и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Связь поэмы с устным народным творчеством.
Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя.
«Тарас Бульба» (в сокращении). Изображение быта и характеров запорожских казаков. Сопоставление Остапа и Андрия. Позиция автора в оценке героев. Романтическая приподнятость повествования. Повесть Н. В. Гоголя в иллюстрациях художников.
Теория литературы. Повесть.
Для внеклассного чтения:
Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Федор Иванович Тютчев.
Биография поэта. «Весенние воды», «В небе тают облака...».
Аполлон Николаевич Майков. Биография поэта. «Боже мой! Вчера — ненастье...», «Поле зыблется цветами...».
Алексей Константинович Толстой. Биография поэта. «Звонче жаворонка пенье...», «То было раннею весной...».
Афанасий Афанасьевич Фет. Биогрифия поэта.
«Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта», «Ель рукавом мне тропинку завесила...».
Человек и природа в творчестве русских поэтов XIX века. Красота родной природы. Постижение прекрасного. Яркость и выразительность стиха.
Иван Сергеевич Тургенев. Слово с писателе.
«Бирюк», «Хорь и Калиныч». Мастерство в изображении жизни крепостных крестьян. Сочувственное отношение автора к ним. Пейзаж в рассказах. Художественные особенности произведений.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача», «Воробей». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Иллюстрации к произведениям Тургенева (П. Соколов, К. Лебедев, В. Маковский и др.). Портреты И. С. Тургенева. Теория литературы. Композиция произведения
Для внеклассного чтения:
И. С. Тургенев. «Свидание», «Лес и степь» и другие рассказы.
Николай Алексеевич Некрасов.
Слово о поэте. «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».
Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание стихотворений.
Для внеклассного чтения:
Н. А. Некрасов. «Вчерашний день часу в шестом...», «В дороге» и др.
Николай Семенович Лесков. Биография писателя.
Для обсуждения:
«Человек на часах». Сила воздействия рассказа на читателя. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
Иллюстрации Кукрыниксов, Н. Кузьмина, И. Глазунова к произведениям Лескова.
Для внеклассного чтения:
Н. С. Лесков. «Левша».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Биография писателя.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса. Противопоставление генералам трудолюбивого, находчивого, сметливого мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования в произведении. Портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иллюстрации Кукрыниксов, Н. Муратова к произведениям Салтыкова-Щедрина.
Для внеклассного чтения:
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь» и другие сказки по выбору учителя и учащихся.
Лев Николаевич Толстой. Л. Н. Толстой на Кавказе.
«Детство» (главы из повести: «Занятия в кабинете и гостиной», «Наталья Савишна» и др.). Поэзия детства. Образ Николеньки Иртеньева, его духовный мир. Психологическая глубина произведения.
Для внеклассного чтения:
Л. Н. Толстой. «Отрочество» (главы).
Антон Павлович Чехов. Из воспоминаний о писателе.
«Хамелеон». Высмеивание нравов в обществе, где человек порабощен капиталом, чином, должностью. Хамелеон — художественный образ обобщающей силы. Очумелов и Хрюкин. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей. Особенности развития действия. Смешное и грустное в рассказе.
«Тоска». Сюжет рассказа. Герой рассказа извозчик Иона, его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа.
Теория литературы. Юмор. Сатира.
Для внеклассного чтения:
А. П. Чехов. «Унтер Пришибеев».
Русская литература XX века (20 ч.)
Анна Андреевна Ахматова.
Биография поэта. «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Хорошо здесь: и шелест, и хруст...», «Ива», «А вы, мои друзья последнего призыва!..», «Песенка».
Тонкость чувств и переживаний лирического героя. Духовное родство поэта и природы. О памяти и предназначении поэта.
Сергей Александрович Есенин.
На родине поэта.
«Задремали звезды золотые...», «Мелколесье. Степь и дали...».
Тонкость восприятия поэтом красоты родной природы.
Владимир Владимирович Маяковский.
Биография поэта .Автор о роли поэзии в жизни человека и общества. . «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Андрей Платонович Платонов. Биография
писателя.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное .Г
ерой рассказа. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования.
Своеобразие языка писателя.
Сказка «Неизвестный цветок». Восхищение силой, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека ли все сущее на земле.
Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе.
Для обсуждения:
«Стекольный мастер». Автор о мастерство
и талантливости русского человека. Гуманистический пафос рассказа.
Для внеклассного чтения:
К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказочник».
Александр Степанович Грин.
Биография писателя.
Для обсуждения:
«Алые паруса» (в сокращении). Герои повести. Их душевная чистота. Романтическая мечт^ героини повести о счастье. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Развитие понятия о герое литературного произведения.
Александр Трифонович Твардовский.
Автобиография поэта. «Есть обрыв, где я, играя...», «Спасибо, моя родная...», «Памяти матери» .Любовь поэта к Родине. Поэтические картины родной стороны. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери. Своеобразие языка стихотворений.
Николай Алексеевич Заболоцкий.
Слово о поэте. «Уступи мне, скворец, уголок», «Еще за]ш не встала над селом...», «Я воспитан природой суровой...», «Журавли».
Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи.
Юрий Павлович Казаков. Автобиография писателя.
Для обсуждения:
«Тихое утро». Взаимоотношение детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление.
Юрий Маркович Нагибин.
Биография писателя.
Для обсуждения:
«Мой первый друг, мой друг бесценный». Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой Отечественной войне. Автобиографическая основа рассказа.
Федор Александрович Абрамов. Слово о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.
Евгений Иванович Носов. Автобиография писателя
. «Кукла». Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру. Психологическая глубина рассказа.
Для обсуждения:
«Живое пламя».
Для внеклассного чтения:
Е. И. Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы ».
Николай Михайлович Рубцов. Автобиография поэта. «В минуты музыки», «Деревенские ночи», «Звезда полей», «Тихая моя родина».
Выражение глубокой любви к Родине. Образность и выразительность языка стихотворения.
Виктор Петрович Астафьев. Детство писателя.
«Конь с розовой гривой» (в сокращении). Жизнь сибирской деревни б предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Нравственные проблемы рассказа. Яркость и самобытность народной речи.
Василий Иванович Белов. Биография писателя. «Мальчики». Война и дети. Герои рассказа, их судьбы.
Литература народов России (1 ч.)
Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.
Стихотворения «О моей Родине», «Опять за спиною родная земля». Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Героический эпос в мировой литературе (1 ч.)
Карело-финский мифологический эпос. «Калевала». Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.
Зарубежная литература (6 ч.)
М. Сервантес «Дон Кихот». Мигель де Сервантес Сааведра — создатель всемирно известного романа «Дон Кихот». Жизнь и творчество испанского писателя. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы и как роман о современной Сервантесу действительности. Образ Дон Кихота. Стремления героя Сервантеса к возрождению золотого века на земле. Высокие идеалы Дон Кихота в их столкновении с действительностью. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот — вечный образ мировой литературы.
Джек Лондон. Слово о писателе.
Для обсуждения:
«Любовь к жизни». Джек Лондон — певец борьбы и мужества. «Северные рассказы» Д. Лондона. Воля к жизни, сила духа, упорство в преодолении трудностей героем рассказа. Тема товарищества, человеческой солидарности.
М. Твен. «Приключения Гекельберри Финна». Реалистический роман Марка Твена. Темы свободы, дружбы людей с разным цветом кожи. «Приключения Гекльберри Финна» — правдивая книга о суровой действительности, положившая начало развитию реализма в американской литературе. ). Образ Гека Финна — любимого героя Марка Твена. Описание путешествия Гека и Джима по Миссисипи.
В. Скотт. «Айвенго» . Вальтер Скотт — создатель жанра исторического романа. Шотландия в жизни и творчестве Вальтера Скотта. Его интерес к истории и народному творчеству. Изображение средневековой Англии в романе «Айвенго». Главные герои и основные события. .
Ж.
Верн. «Таинственный остров». Вера писателя в силу и возможность человека. Отвага и таланты новых поселенцев острова.
Э. Хемингуэй. «Старик и море». Философский характер повести. Образ рыбака Сантьяго, ведущего борьбу за свою жизнь и достоинство. Единство с природой как источник силы человека. Образ моря в повести. Дружба старика Сантьяго и мальчика Манолина. Человек и Жизнь — главная проблема повести Хемингуэя
7 класс, литература
№
п\п
|
Сроки
|
Тема урока
|
Кол-во
ча-сов
|
Планируемый результат по стандарту
|
Тип урока
|
|
план
|
факт
|
|
|
знания
|
умения
|
вид деятельности
|
|
Введение (1 ч.)
|
1
|
04.09
|
18.09
|
Роль книги в жизни человека. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе
|
1
|
|
Работать с учебником
|
Чтение текста
|
Знакомство со спецификой учебного предмета
|
Устное народное творчество (2 ч.)
|
2
|
05.09
|
19.09
|
Народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»
|
1
|
Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи
|
Отражение в песнях жизни народа,выражение его патрио-тических освободительных стремлений
|
Работа с текстом
|
Сообщение нового материала
|
3
|
11.09
|
19.09
|
Лирические песни. «Уж ты
ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «В тёмном лесе…».
Лирические и исторические песни татарского народа
|
1
|
Народная обрядовая песня
|
Выражение в песне основ народного бытия: любви к родине, близости к природе, мужества, верности слову и долгу.
Сопоставление песен , развитие навыков устной
|
Анализ и выразительное чтение лирических и исторических песен русского и татарского народа
|
Опрос
|
Древнерусская литература (1 ч.)
|
4
|
12.09
|
25.09
|
Аввакум. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты)
|
1
|
Житие
|
Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений, величие духа.
|
Работа с текстом
|
Комбинированный
|
Русская литература 19 века (38 ч.)
|
|
5
|
18.09
|
26.09
|
Василий Андреевич Жуковский. Слово о поэте. Баллада «Светлана».
|
1
|
Баллада
|
Анализ баллад
|
Анализ баллады
|
Сообщение нового материала с элементами лекции
|
6
|
19.09
|
02.10
|
Евгений Абрамович Баратынский. Биография поэта. Лирика
|
1
|
Поэтические средства языка в пейзажной лирике
|
Анализ стихотворений «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», «Мой дар убог, и голос мои негромок..», «Муза».
|
Анализ стихотворений
|
Комбинированный
|
7
|
25.09
|
03.10
|
Алексей Васильевич Кольцов, Биография поэта. Лирика.
|
1
|
Связь лирики поэта с народным песенным творчеством
|
Анализ стихотворений «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...», «Разлука»
|
Анализ стихотворений
|
Комбинирован-ный
|
8
|
26.09
|
09.10
|
Сергеевич Пушкин. Лицейские годы поэта.«Полтава» («Горит восток зарею новой...»)
|
1
|
Биография поэта
|
Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Величественный образ Петра I. Прославление отваги русских солдат. Карл XII. Авторское отношение к героям
|
Анализ поэмы
|
Урок –анализ текста
|
9
|
02.10
|
10.10
|
Тема дружбы в творчестве
Пушкина
|
1
|
Выражение нежной при-вязанности и преданнос-ти лицейским товари-щам. Единство автобио-графического и общече-ловеческого в лирике Пушкина
|
Анализ стихотворений «19 октября 1825 г.» («Роняет лес багряный свой убор...»), «И.И. Пущину», «Зимняя дорога», «Туча», «Бесы»
|
Работа с терминами: стихотворная речь,
двусложные размеры. стиха
|
Практикум
|
10
|
03.10
|
16.10
|
«Дубровский»-
приключенческий
сюжет
|
1
|
Сюжет романа
|
Пересказ краткого содержания
|
Работа по вопросам.
Роман Пушкина «Дубро-вский» в иллюстрациях художников.
|
Комбинирован-ный
|
11
|
09.10
|
17.10
|
Особенности построения романа
|
1
|
Особенности построения
романа
|
Композиция романа
|
Просмотр кинофильма «Дубровский»
|
Комбинированный
|
12
|
10.10
|
23.10
|
«Дубровский». Художествен ная глубина романа.
|
1
|
Сюжет произведения
|
Человеческие качества главных героев
|
Анализ романа
|
Комбинированный
|
13
|
16.10
|
26.10
|
Авторское отношение к вооруженному бунту.
|
1
|
Гуманизм автора
|
Определять авторское отношение к вооруженному бунту крестьян в финале романа
|
Анализ романа
|
|
14
|
17.10
|
30.10
|
Михаил Юрьевич Лермонтов. Мятежный характер лирики поэта.
|
1
|
Трехсложные размеры стиха
|
Анализ стихотворений «Парус», «Желанье» («Отворите мне темницу...»)
|
Работа с терминами: стихотворная речь,
трёхсложные размеры. стиха
|
Комбинирован-ный
|
15
|
23.10
|
31.10
|
«Песня про царя Ивана Васильевича,молодого опричника и
удалого купца Калашникова». Признаки эпохи в поэме.
|
1
|
Историческое прошлое в поэме
|
Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
|
Работа с текстом
|
Сообщение нового материала
|
16
|
24.10
|
13.11
|
Авторское отношение к героям поэмы
|
1
|
Характеристика героев
|
Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца
|
Ответы на вопросы
|
Комбинирован-ный
|
17
18
|
30.10
31.10
|
14.11
20.11
|
Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. Повесть «Тарас Бульба».
Изображение быта и. характеров запорожских казаков
|
1
1
|
Жанр повести
Сюжет повести
|
Сопоставление Остапа и Андрия.
Романтическая приподнятость повествования
|
Обсуждение содержания
|
Комбинирован-ный
|
19
|
13.11
|
21.11
|
Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына.
|
1
|
Характеристика героев
|
. Позиция автора в оценке героев.
|
Ответы на вопросы
|
Комбинированный
|
20
|
14.11
|
27.11
|
Р.р. Сочинение по теме «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия»
|
1
|
|
Сопоставительная характеристика
|
Анализ эпизодов
|
Комбинированный
|
21
|
20.11
|
|
Вн/чт Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
|
1
|
Сюжет повести
|
Анализировать текст
|
Работа с текстом
|
Урок
внеклассного чтения
|
22
|
21.11
|
|
Ф.И.Тютчев. Биография поэта. Лирика
|
1
|
Биография поэта
|
Анализ стихотворений: «Весенние воды», «В небе тают облака...»
|
Анализ стихотворений
|
Урок-анализ
|
23
|
27.11
|
|
Аполлон Николаевич Майков. Лирика
Алексей Константинович Толстой. Лирика
|
1
|
Биографии поэтов
|
Анализ стихотворений: «Боже мой! Вчера ненастье...», «Поле зыблется цветами...»
«Звонче жаворонка пенье…», «То было раннею вессною…»
|
Анализ стихотворений
Выразительное чтение
|
Урок-анализ
|
24
|
28.11
|
|
Афанасий Афанасьевич Фет. Пейзажная лирика
|
1
|
Биография поэта
|
Анализ стихотворений: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Это утро, радость эта...», «Заря прощается с землею...»
|
Анализ стихотворений
|
Урок-анализ
|
25
26
|
04.12
05.12
|
|
Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. «Хорь и Калиныч»
Портретная характеристика
|
1
1
|
Сюжет произведе-
ния
|
Индивидуализация характеров.
Портретные характеристики, речь героев. Искусство пейзажа и его роль
|
Работа по содержанию рассказа
|
Комбинирован-
ный
|
27
|
11.12
|
|
«Бирюк» .Мастерство в изображении жизни крепостных крестьян
|
1
|
Художественные особенности произведения
|
Сочувственное отношение автора к крепостным крестьянам. Пейзаж в рассказе
|
Дискуссия
|
Урок-дискуссия
|
28
|
12.12
|
|
Стихотворения в прозе. Тургенев о богатстве и красоте русского языка.
|
1
|
Родной язык как духовная опора человека. Нравственность и человеческие взаимоотношения
|
Анализ стихотворений «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»
|
Анализ и выразительное чтение стихотворений
|
Комбинирован-ный
|
29
|
18.12
|
|
Вн.чт. И.С.Тургенев. «Свидание», «Лес и степь»
|
1
|
Сюжет рассказа
|
Построение произведения
|
Анализ произведений
|
Урок вн.чтения
|
30
31
|
19.12
25.12
|
|
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте.«Размышления у парадного подъезда»
«Железная дорога»-изображение представителей народных масс.
|
1
1
|
Антитеза
|
Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрыва-ющий идейное содержание стихотворений
|
Анализ стихотворений
|
Комбинирован-ный
|
32
|
26.12
|
|
Вн/чт Н.А. Некрасов. «Вчерашний день в часу шестом...», «В дороге» и др.
|
1
|
Стихотворный размер
|
Анализировать
лирическое
произведение
|
Анализ стихотворений
|
Комбинирован- ный
|
33
|
15.01
|
|
Николай Семенович Лесков. Биография писателя.. «Человек на часах»
|
1
|
Сказ
|
Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг
|
Работа с текстом
|
Комбинирован- ный
|
34
|
16.01
|
|
Сочинение по теме «Смиренная душа Постникова»
|
1
|
Содержание рассказа
|
Сюжетное построение произведения
|
Сочинение
|
Развития речи
|
35
|
22.01
|
|
М.Е.Салтыков- Щедрин. Биография писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
|
1
|
Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса
|
Противопоставление генералам трудолюбивого, находчивого, сметливого мужика. Осуждение его рабской покорности.
|
Работа по вопросам и заданиям
|
Сообщение нового материала
|
36
|
23.01
|
|
Вн/чт. Сказки Салтыков-Щедрина
|
1
|
Структурные особенности сказки
|
Анализ сказок
|
Работа с текстом
|
Урок
внеклассного чтения
|
3738
|
29.01
30.01
|
|
Лев Николаевич Толстой. Толстой на Кавказе. «Детство» (главы из повести)
|
1
1
|
Повесть
|
Образ
Николеньки Иртеньева, его духовный мир.
|
Беседа по содержанию
|
Комбинирован-ный
|
39
|
05.02
|
|
Вн/чт«Отрочество»
|
1
|
Особенности жанра
|
Особенности сюжета и композиции
|
Работа с текстом
|
Беседа
|
40
41
|
06.02
12.12
|
|
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон».
Высмеивание нравов общес-тва
|
1
1
|
Юмор, сатира
|
Хамелеон художественный образ
обобщающей силы.
Очумелов и Хрюкин. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей.
|
Выразительное чтение
Характеристика героев
|
Комбинирован-ный
|
42
|
13.12
|
|
Вн/чг А.П. Чехов. «Унтер Пришибеев», «Злоумышленник», «Хирургия»
|
1
|
Особенности
развития
действия
|
Рольхудожественной детали и диалога в раскрытии характеров персонажей.
|
Работа с текстом
|
Урок
внеклассного чтения
|
Русская литература 20 века (20 ч.)
|
|
43
|
19.02
|
|
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Тонкость чувств и переживаний лирического героя
|
1
|
Духовное родство поэта и природы. О памяти и предназначении поэта
|
Анализ стихотворений: «Я научилась просто, мудро жить...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Сероглазый король», «Ива», «А вы, мои друзья последнего призыва!», «Хорошо здесь: и шелест, и хруст...», «Песенка»
|
Анализ стихотворений
|
Практикум
|
44
|
20.02
|
|
Сергей Александрович Есенин. Красота родной при-роды в стихотворениях «За-дремали звезды золотые...», «Мелколесье.Степь и дали...»
|
1
|
Тонкость восприятия поэтом красоты родной природы
|
Анализ стихотворений: «Задремали звезды золотые...»,«Мелколесье.Степь и дали...»
|
Анализ стихотворений
|
Комбинирован-ный
|
45
|
26.02
|
|
Андрей Платонович Платонов. Слово о писателе. «В прекрасном и яростном мире».
|
1
|
Герой рассказа
|
Идея доброты взаимопонимания, самопожертвования.
|
Коллективное обсуждение содержания
|
Практикум
|
46
|
27.02
|
|
Труд как нравственное содержание человеческой жизни
|
1
|
|
Своеобразие языка писателя
|
Анализ эпизодов
|
Комбинированный
|
47
|
05.03
|
|
А.А. Платонов. Сказка «Неизвестный цветок». Ответственность человека за все сущее на земле.
|
1
|
Восхищение силой жизни
|
Анализировать текст
|
Работа с текстом
Коллективное обсуждение содержания
|
Комбинирован.
|
48
|
06.03
|
|
Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Стекольный мастер». Гуманистический пафос рассказа
|
1
|
Автор о мастерстве и талантливости русского человека
|
Анализировать текст художественного произведения
|
Анализ эпизодов
|
Практикум
|
49
|
12.03
|
|
Вн/чт К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказочник»
|
1
|
|
Анализировать текст
|
Коллективное обсуждение содержания
|
Урок
внеклассного чтения
|
50
51
|
13.03
19.03
|
|
Александр Степанович Грин. Биография писателя. «Алые паруса».
Романтическая мечта героини повести о счастье
|
1
1
|
Развитие понятия о герое литературного произведения
|
Герои повести. Их душевное чистота.
Авторское отношение к героям
|
Составление плана
|
Комбинирован-ный
|
52
|
20.03
|
|
Александр Трифонович Твардовский. Автобиография поэта. Поэтические картины родной природы
|
1
|
Любовь поэта к родине. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери. Своеобразие стихотворений
|
Анализ стихотворений: «Есть обрыв, где я, играя...», «Спасибо, моя родная...», «Памяти матери»
|
Выразительное чтение
|
Практикум
|
53
|
02.04
|
|
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. Яркие поэтические картины родной природы
|
1
|
Выразительность стихотворной речи
|
Анализ стихотворений: «Уступи мне, скворец, уголок...», «Еще заря не встала над селом», «Я воспитан природой суровой...»,«Журавли»
|
Портрет Заболоцкого; таблица «Средства
выразительности. Тропы.
|
Комбинирован-ный
|
54
|
03.04
|
|
Юрий Павлович Казаков. Автобиография писателя. «Тихое утро»
|
1
|
Взаимоотношения детей, взаимопомощь взаимовыручка.
|
Анализировать
художественное
произведение
|
Коллективное обсуждение
|
Комбинирован-ный
|
55
|
09.04
|
|
Юрий Маркович Нагибин. Слово о писателе. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Автобиографическая основа рассказа
|
1
|
Автобиографическая основа рассказа
|
Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой Отечественной войне
|
Работа по вопросам и заданиям
|
Комбинирован-ный
Практикум
|
56
|
10.04
|
|
Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади»
|
1
|
Эстетическое и нравственно экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе
|
Анализировать текст художествен-ного произведения
|
Беседа по содержанию
|
комбинированный
|
57
58
|
16.04
17.04
|
|
Евгений Иванович Носов. Автобиография писателя. «Кукла».
«Живое пламя»
|
1
1
|
Биография Носова
Сюжет рассказов
|
Осуждение равнодушного и безраз-личного отношения к природе и миру
Психологическая глубина рассказа
|
Коллективное обсуждение
|
Практикум
|
59
|
23.04
|
|
Вн/чт Е.И. Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы»
|
1
|
Сюжет произведения
|
Анализ текста художественного произведения
|
Работа с
текстом
|
Урок
внеклассного чтения
|
60
|
24.04
|
|
Николай Михайлович Руб-цов. Слово о поэте. Выраже-ние глубокой любви к Роди-не
|
1
|
Образность и выразительность языка стихотворений
|
Анализ стихотворений: «В минуты музыки», «Звезда полей», «Деревенские ночи», «Тихая моя родина»
|
Анализ стихотворений
|
Практикум
|
61
|
30.04
|
|
Виктор Петрович Астафьев. Детство писателя. Рассказ «Конь с розовой гривой».
|
1
1
|
Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы
|
Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Яркость и самобытность народной речи
|
Работа по вопросам
|
Комбинирован-ный
|
62
|
07.05
|
|
В.И.Белов.Биографические сведения.Сюжет рассказа «Мальчики»
|
1
|
Жизнь детей во время войны
|
|
Составление плана,
Анализ
|
Комбинированный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература народов России (1ч.)
|
63
|
08.05
|
|
Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Стихотворения «О моей Родине», «Опять за спиною родная земля»..
|
1
|
Особенности художественной образности дагестанского поэта
|
Размышления поэта об истоках и основах жизни.
|
Анализ стихотворений
|
Комбинированный
|
Героический эпос в мировой литературе (1 ч.)
|
64
|
14.05
|
|
Карело-финский мифологический эпос. «Калевала». Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.
|
1
|
Своеобразие произведения
|
Анализ текста художественного произведения
|
Анализ эпизодов
|
Комбинированный
|
Зарубежная литература (6 ч.)
|
65
|
15.05
|
|
М. Сервантес. «Дон Кихот» (фрагменты). Дон Кихот — вечный образ мировой литературы
|
1
|
Содержание произведения
|
Анализ отдельных фрагментов
|
Анализ эпизодов
|
Комбинированный
|
66
|
21.05
|
|
Джек Лондон. Слово о писателе. «Любовь к жизни». Тема рассказа
|
1
|
Сюжет рассказа
|
«Северные рассказы» Д. Лондона.
|
Работа по вопросам
|
Комбинирован-ный
|
67
|
22.05
|
|
М. Твен. «Приключения Гекельберри Финна». Образ Гека Финна — любимого героя Марка Твена.
|
1
|
Идейное своеобразие рассказа
|
Анализ отдельных эпизодов
|
Анализ эпизодов
|
Комбинированный
|
68
|
28.05
|
|
В. Скотт. «Айвенго». Изображение средневековой Англии в романе.
|
1
|
Содержание рассказа
|
Анализ текста художественного произведения
|
Анализ эпизодов
|
Комбинированный
|
69
|
29.05
|
|
Вн.чт. Ж. Верн. «Таинственный остров». Отвага и таланты новых поселенцев острова
|
1
|
Содержание и проблема произведения
|
Выражать свои мысли
|
Ответы на вопросы
|
Комбинированный
|
70
|
29.05
|
|
Э. Хемингуэй. «Старик и море». Философский характер повести
|
1
|
Главная проблема повести
|
Анализ текста художественного произведения
|
Анализ эпизодов
|
Комбинированный
|