Пояснительная записка к курсу школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка основной образовательной программы начального... 12 4916.25kb.
Правила работы и поведения в компьютерном классе, техника безопасности... 1 68.02kb.
Методические рекомендации для студентов по курсу «Психология рекламы» 1 227.13kb.
Пояснительная записка. Главной и основной задачей дмш и школ искусств... 1 245.12kb.
Пояснительная записка. Цели, задачи данной программы 1 402.62kb.
Пояснительная записка к курсовому проекту по курсу «Схемотехника... 1 293.82kb.
Пояснительная записка к курсовому проекту по курсу «Схемотехника... 2 289.72kb.
Методические рекомендации к вступительному экзамену по рисунку г. 1 88.59kb.
Программа учебной дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины... 3 1057.6kb.
Пояснительная записка к курсу «История России 19в. Новая история... 1 308.75kb.
Отчет о работе М/О предметов естественно математического цикла на... 1 363.76kb.
Методические указания по изучению дисциплины для аспирантов, обучающихся... 1 319.42kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Пояснительная записка к курсу школьные предметы художественного цикла отличаются - страница №1/1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями,

средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла _ развитие эстетического

сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно

и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове _ в целом повысить общую культуру человека.



Стратегическая цель литературного образования в школе -воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).

Более конкретная цель - воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком

мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и как читать (обладает умением адекватно понять

произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

В основе данного курса лежит единый методологический подход изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики художественной

образности.

Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства _ в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина

«художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления

Действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому.

Соответственно, текущая цель курса _ осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества,

развитие нравственно_эстетического опыта младшего школьника.

Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является:

1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства;

2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений на уровне представлений без обязательного запоминания;

3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения.

Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств.

Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Таким образом, задачами начального курса литературы являются:

-расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

-воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей;

-развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора интересным;

-создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;

-развитие речевых навыков школьников, связаных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).

Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведения разного

эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также

многообразие художественных средств создания образа.

Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно,не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.



Методика работы с текстом учитывает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое

произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа мотивации интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Культура восприятия литературы основывается на понимании ее образной природы и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих

понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов и их определений, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческой терминологией учащиеся пользуются практически, то есть как инструментом, помогающим понять художественный смысл произведения.

Развитие речи детей, как и обучение навыку чтения, в системе общего развития учащихся является общепредметной задачей. На уроках литературного чтения эта задача решается комплексно.

При этом связаны воедино и работа над техникой и выразительностью чтения, смысловой анализ текста, творческая речевая деятельность ученика.

Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание смысла текста, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе.Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: «прочти с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением» _ все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста.

Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается

навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы

с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении.

На материале предмета «Литературное чтение» возможно развитие и других общеучебных навыков. Например, большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией _ как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и проч.), так и вне его, в справочной литературе. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.

Вырабатывается умение ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно

возвращаться к уже прочитанным текстам, чтобы «примерить», подходят ли они по содержанию и по выраженному в них эмоциональному настроению к новым изучаемым главам. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам

удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает

формировать общеучебное умение работы с учебником (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать _ одно из важных общеучебных умений и способов действия: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.

Курс направлен также на воспитание умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации.

Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва). При решении задачи развития речевой деятельности школьников собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития

воображения.

Чувство юмора, которое присуще самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, обращение к юному читателю как к коллеге, подтрунивание над ним и подбадривание в сложных

ситуациях; игра_интрига, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя,

создает атмосферу творческой свободы.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (40 часов)

Знакомство с детской книгой. Название произведения (заголовок). Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Отсутствие автора в народном произведении. Общее представление

о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям.



Чтение и литература. Что такое литература. Бытовой текст (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение текстов в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях).

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, вариативность текста. Работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами:

колыбельная песня, потешка, закличка, прибаутка, небылица,скороговорка, считалка, пословица, поговорка, побасенка, загадка. Практическое назначение малых жанров фольклора, определяющее особенности их формы. Практическое освоение жанразагадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказкицепочки).



Средства художественной выразительности (способы выражения авторского отношения к изображаемому). Название произведения. Система героев (главные действующие лица). Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий.

Обнаружение особых приемов выразительности в процессе анализа текста. Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий (без обя

зательного употребления терминов): эпитет, олицетворение, антитеза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись.



Эмоциональный тон произведения. Общий характер произведения, его тональность. Определение шуточного (юмористического)характера произведения. Торжественный (героический) характер.

Задумчивый (лирический) тон произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений) и несловесных средств (мимики,движений, жестов).



Жанр художественного произведения. Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различение.

Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ героев. Определение позиции автора. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого.

Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир.Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов.

Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Волшебные предметы. Особенности

чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра.



Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико_синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости)подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разными интонациями, в разном темпе и разном настроении, с различной громкостью.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса



Обучающиеся должны иметь общее представление:

_ об отличии художественного текста от научного;

_ об отличии фольклорного текста от литературного;

_ об отличии стихотворного текста от прозаического;

_ о разнообразии малых жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка);

_ о различиях сказки, рассказа, стихотворения;



знать:

_ наизусть 3_4 стихотворения разных авторов по выбору ученика;

_ содержание произведений, прочитанных в классе;

_ имена 1_2 писателей или поэтов;



уметь:

_ читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; темп чтения 30_35 слов в минуту вслух, 40_45 слов в минуту про себя;

_ ориентироваться в книге (автор, название, оглавление, иллю_

страции);

_ понимать содержание прочитанного;

_ осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

_ находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно_ласкательная форма слова, звукопись, рифма);

_ отличать монолог от диалога;

_ задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс (68 часов)

Литература 9 вид искусства. Другие виды искусства: живопись, музыка. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства. Отличие художественного текста от научного (наличие сюжета _ развития действия _ в художественном тексте; выражение авторского отношения к описываемым событиям в художественном тексте; использование художественных приемов для создания образа в художественном тексте).

Народное творчество. Загадки. Волшебная сказка («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Особенности построения волшебной сказки. Противостояние земного и волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Бытовая сказка («Мужик и медведь»). Самые древние герои бытовой сказки (люди и животные). Самые древние сюжеты бытовых сказок (проясняют причины конфликта или дружбы между человеком и животным). Смысл бытовой сказки, действующими лицами которой является человек и зверь: показать преимущество человека (зверь сильнее физически, но человек умнее и хитрее, поэтому и побеждает).

Сказки о животных. Сказка о животных, где автор (Р. Киплинг) использует самые древние сюжеты (объясняющие происхождение животных и особенности их внешнего вида). Сказка о животных,где автор (Д. Мамин_Сибиряк) использует сюжет народной сказки о животных, но награждает животных разнообразным эмоциональным миром и проявляет авторское отношение к происходящему.Сказка о животных, где автор (В. Бианки) использует законы построения древней сказки и одновременно свои научные знания в области биологии. Сказка о животных, где автор (С. Козлов) использует сюжет

народной сказки и древнюю композицию, но посвящает сказку внутреннему миру своего героя. Сказка о животных, где автор (Л. Муур, Л.Петрушевская), используя композицию волшебной сказки, ставит и решает современные нравственные проблемы (ценности живого общения и хорошего отношения друг к другу).



Авторская литература. Волшебная сказка в стихах и ее связь с народной сказкой (А. Пушкин). Использование сюжетов народных сказок (о рыбаке и его жене; о мертвой царевне). Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), использование особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов),

использование сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Два мира: земной и

волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка.

Волшебная сказка зарубежных писателей (Ш. Перро). Использование сюжета и композиционных особенностей народной волшебной сказки. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник и волшебное число. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации_развязки. Бродячие сюжеты в сказках народов мира. Сложность и распространенность авторского языка.

Волшебная сказочная повесть (отрывки: А. Толстой, Л. Лагин, О. Пройслер). Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа.

Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, К. Паустовский, Л. Пантелеев, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность

рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная коллизия,

определяющая смысл рассказа. Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.

Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, любви. Представление о том, что для Поэта природа _ живая: обнаружение в стихотворении образов4олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтически приемов, как сравнение, звукопись, контраст, гипербола, эпитет (называем его «определением»). Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: скороговорки (Е. Благинина), считалки (Ю. Тувим), колыбельной и потешки (Саша Черный), кумулятивной сказки (Д. Хармс), народной песни (И. Суриков); создание сказочной картины мира средствами поэзии (А. Пушкин, К. Бальмонт, И. Суриков). Практическое освоение простейших видов художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем ее преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в поэтических текстах, но и в прозе (С. Козлов).



Лента времени. Продолжение работы с лентой времени. Помещение на ленту времени имен писателей и поэтов; произведений фольклора и авторской литературы.

Литература вокруг нас. Создание условий для выхода младших школьников за рамки Учебника: привлечение текстов Хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на

уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками.



Навыки чтения и слушания. Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Развитие навыков чтения и говорения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной и письменной форме.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса

Обучающиеся должны иметь представление:

_ об особенностях жанра рассказа; об отличиях сказки и рассказа;

_ о поэзии как об особом взгляде на мир;

_ о существовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки);



знать:

_ наизусть 6_8 стихотворений разных авторов;

_ имена 2_3 классиков русской и зарубежной литературы;

_ имена 2_3 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;

_ названия и содержание нескольких произведений любимого автора;

уметь:

_ читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения 50_60 слов в минуту;

_ оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;

_ узнавать изобразительно_выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);

_ устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (68 часов)

Устные и письменные формы словесности. Литература и фольклор. Что такое устное народное творчество. Есть ли сегодня устное народное творчество. Связь фольклора и литературы.

Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы.

Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (выход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в легендах Древней Греции (литературные компиляции) и античных гимнах богам (реальные тексты).



Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке

Авторская сказка (Г.Х. Андерсен, Ш. Перро, С. Козлов). Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы _ к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Сказочная повесть (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»). Жанровые особенности, роднящие сказочную

повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие

сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств

художественной выразительности.



Общее представление об эпосе (без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, который пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе.

Былина как эпический жанр. Характеристика эпического героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями _ торговлей или ратными подвигами _ свое Отечество). Былина о Святогоре и Илье _ промежуточное явление между мифом и эпосом. Святогор как мифологический герой, Илья как эпический герой.

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.

Развитие представлений о жанре рассказа (К. Паустовский «Стальное колечко», В. Драгунский «Девочка на шаре»). Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.

Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (без употребления термина, называя эпитет «определением»), контраста, звукописи, неологизмов (без употребления термина), гиперболы и повтора.

Навыки чтения. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения и свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных

средств речевого выражения.



Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса

Обучающиеся должны иметь представление:

_ об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;

_ об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;

_ об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;

_ об особенностях жанра басни;

знать:

_ наизусть 10_12 стихотворений разных авторов;

_ имена 4_5 классиков русской и зарубежной литературы,

имена 4_5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;



уметь:

_ читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70_80 слов в минуту;

_ различать малые жанры фольклора;

_ находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

_ отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;

_ характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

_ выявлять авторское отношение к герою;

_ рассказывать о любимом литературном герое;

_ устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс (68 часов)

Устное народное творчество. Волшебная сказка, былина. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно_исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Социально5бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора.

Природа и происхождение жанра пословицы. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и в поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам.

Жизнь жанров фольклора во времени. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство. Народная и авторская социально_бытовая сказка.

Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы (Джанни-Родари). Авторская волшебная сказка («Щелкунчик» Э. Гофмана): сходство с народной сказкой и отличия.



Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии. Наблюдения за особенностями прозы на материале жанра рассказа: (а) событие в рассказе _ яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени; драматизм рассказа (Л. Андреев «Петька на даче», А. Чехов «Ванька»); (б) отличие авторской точки зрения от точки зрения героя (А. Чехов «Гриша», «Белолобый»: мир глазами трехлетнего ребенка и волчицы); (в) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения; (г) богатство и разнообразие художественного языка. Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдения за особенностями драмы на материале сказочной

феерии М. Метерлинка «Синяя Птица». Композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, а действий на отдельные картины; наличие списка действующих лиц, наличие авторских комментариев _ ремарок. Внешняя устраненность автора в драматическом произведении: основной текст пьесы _ это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому:

(а) автор присутствует в ремарках: делится своими представлениями о том, какие предметы и декорации должны быть на сцене, как должны быть одеты герои, как они двигаются по сцене, с каким выражением лица произносят свои слова и т.д.;

(б) автор выражает свою позицию устами кого_нибудь из своих героев.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора по средством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использования приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использования повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»).

Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приемы изображения).

Навыки чтения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений

целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи.



Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса

Обучающиеся должны иметь представление:

_ о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;

_ о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования;

знать:

_ наизусть 15_20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта;



уметь:

_ читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90_100 слов в минуту;

_ выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

_ выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);

_ воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;

_ находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;

_ практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;

_ рассказывать о любимом писателе, поэте;

_ устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.

Читательские умения

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

_ правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);

_ заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);

_ ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;

_ самостоятельно читать тексты большого объема;

_ кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

_ знать наизусть 15_20 стихотворений разных авторов.

Литературоведческая пропедевтика

К концу 4 класса учащиеся должны:

_ отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

_ различать жанры авторской прозы: сказку, сказочную повесть, рассказ;

_ обнаруживать средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);

_ отличать художественный текст от научно_популярного;

_ давать самую элементарную характеристику литературному произведению (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;

_ давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных школьнику популярных писателях и поэтах) (прозаик, поэт; общие представления о времени жизни наш современник или чей_то современник, можно описательно; о чем пишет);

_ давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;

_ полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;

_ полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественные музеи.



Развитие творческих способностей

К концу 4 класса учащиеся должны:

_ пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;

_ участвовать в конкурсах чтецов;

_ писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;

_ писать небольшие по объему сочинения по картине;

_ устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;

_ научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д.).

КРУГ ЧТЕНИЯ

Первый год обучения

Малые жанры фольклора

Потешки, побасенки, считалки, скороговорки, поговорки, пословицы, загадки.



Русские народные сказки

«Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята», «Три медведя», «Маша и медведь»,«Лиса и волк», «Кот и лиса», «Гуси_лебеди», «Зимовье зверей».



Зарубежные народные и авторские сказки

«Красная Шапочка», «Три поросенка», братья Гримм «Бременские музыканты».



Русские писатели и поэты

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А.К. Толстой, С. Есенин,К. Бальмонт, И. Бунин;

Л. Толстой «Азбука», «Косточка», «Лгун», «Отец и сыновья»,К. Ушинский «Утренние лучи», М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература

К. Чуковский «Стихи и сказки», С. Маршак, А. Барто, Д. Хармс,С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, Ю. Мориц, Р. Сеф, Е. Серова, И. Пивоварова, В. Орлов, Н. Орлова, С. Пшеничных, Н. Ламм;Н. Рубцов, Л. Друскин;П. Неруда, японские трехстишия;Е. Чарушин «Волчишко», «Про Томку», Н. Сладков «Свиристели», М. Пришвин «Золотой луг», В. Панова «Сережа» (отрывок),

Н. Носов «Затейники», В. Драгунский «Друг детства», «Тайное становится явным», Ю. Коваль «Воробьиное озеро»;Э. Успенский «Про Веру и Анфису», Г. Остер «Задачи», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок);Дж. Родари «Приключения Чиполлино» (отрывок), А. Милн

«Винни Пух и все_все_все» (отрывок), Д. Биссет «Под ковром».



Дополнительная литература

Русские народные сказки: «Лиса и журавль», «Лиса и козел»,«Кот, петух и лиса», «Морозко», «Два мороза».Сказки бр. Гримм «В стране небывалой», Ш. Перро «Золушка»,«Кот в сапогах», «Мальчик_с_пальчик», Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине», «Дюймовочка».Стихотворения: А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Плещеев, А. Майков, А. Толстой.К. Ушинский Сказки, Л. Толстой Рассказы для детей, были:«Котенок», «Пожарные собаки», «Два товарища», «Орел», Д. Ма_

мин_Сибиряк Сказки, М. Пришвин «Лисичкин хлеб» и др. рассказы; К. Паустовский «Кот_ворюга» и др. рассказы; Г. Скребицкий Рассказы, Н. Сладков Рассказы, В. Бианки «Лесная газета»,

Э. Шим Рассказы, Г. Снегирев «Про пингвинов», Ю. Дмитриев Рассказы, Н. Носов Рассказы, «Приключения Незнайки и его друзей», В. Драгунский «Денискины рассказы», Л. Пантелеев

«Честное слово», В. Голявкин Рассказы, Ю. Коваль «Алый», «Воробьиное озеро».Стихотворения: Б. Заходер, Д. Хармс, С. Михалков, Е. Благинина, И. Токмакова, Я. Аким, Ю. Мориц.

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису», «Дядя Федор, Пес и Кот», Г. Остер «Задачи», «Котенок Гав», «Вредные советы», сборник рассказов «Зарядка для хвоста»,

Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик», С. Козлов «Ёжик в тумане», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак».Д. Биссет «Забытый день рождения», «Путешествие дядюшки Тик_Так», Дж. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения Голубой Стрелы», А. Милн «Винни Пух и все_все_все», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Э. Хогарт «Мафин и его веселые друзья»,

О. Пройслер «Маленькая Баба_Яга», «Маленький Водяной».



КРУГ ЧТЕНИЯ

Второй год обучения

Малые жанры фольклора; малые жанры авторской литературы.

Русские и зарубежные народные и авторские сказки «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,«Снегурочка», «У страха глаза велики», «Мороз, ветер и солнце», «Морозко», «Волшебное кольцо», «Кузьма Скоробогатый», «Кот,петух и лиса», «Кот и лиса»; Ш. Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик с_пальчик», братья Гримм «В стране небывалой», «Сказка о рыбаке и его жене», «Храбрый портной», Г.Х. Андерсен «Огниво»;В. Шекспир «Сон в летнюю ночь» (в адаптированном пересказе);Л. Толстой «Липунюшка», В. Одоевский «Мороз Иванович»,Д. Мамин_Сибиряк «Сказка про храброго Зайца», А. Пушкин«У лукоморья», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», П. Ершов «Конек_горбунок».

Классики русской литературы А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Майков, И. Суриков,И. Бунин, К. Бальмонт, М. Цветаева, С. Есенин. В. Даль «Старик_годовик», К. Ушинский Рассказы, Л. Толстой

«Прыжок», «Лев и собачка», «Акула».



Современные русские и зарубежные писатели и поэты

М. Исаковский, Д. Кедрин, Л. Друскин, Н. Рыленков; К. Чуковский, С. Маршак, Саша Черный, Д. Хармс, С. Михалков, Б. Заходер, А. Барто, В. Берестов, И. Токмакова, Т. Белозеров, Е. Благинина, Н. Орлова, Р. Сеф, Г. Сапгир, Ю. Мориц, И. Пивоварова, Г. Остер, Тим Собакин, В. Шленский, Т. Биркун, Н. Ламм, Э. Успенский; А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»,В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», М. Пришвин Рассказы, К. Паустовский «Растрепанный воробей», И. Акимушкин«Природа чудесница», А. Гайдар «Чук и Гек», Л. Пантелеев «Честное слово», Н. Носов «Мишкина каша»,

«Заплатка», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки», В. Драгунский«Что я люблю», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква»,«Сверху вниз, наискосок!», О. Кургузов «Рассказы маленького мальчика», В. Катаев «Цветик_семицветик», Д. Нагишкин «Айога»,С. Козлов Сказки, Л. Петрушевская Сказки, Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»;П. Неруда, Ю. Тувим, Дж. Чиарди, Н. Мушкудиани, Ф. Галас Стихи, Э. Нийт «Сказка о каменном короле»;Л. Муур «Крошка Енот», Д. Биссет «Беседы с тигром»,О. Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Маленький Водяной»,Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка», «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок», Дж. Родари «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино».Японские трехстишия.

Дополнительная литература

Русские народные сказки: «По щучьему велению», «Царевна-лягушка»; П. Бажов «Серебряное копытце»; братья Гримм «Три брата»; Р. Киплинг «Маугли», Дж. Родари «Приключения голубой стрелы», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»; Б. Житков «Рассказы о животных»; Э. Шим, С. Баруздин, Г. Скребицкий, Б. Никольский, Л. Воронков Рассказы; Г. Снегирев «Чембулак», В. Чаплина «Крылатый будильник», «Мушка», Э. Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот», С. Прокофьева «Ученик волшебника», В. Губарев «Королевство кривых зеркал», Г. Остер «Бабушка Удава», Л. Лагин «Старик Хоттабыч».



КРУГ ЧТЕНИЯ

Третий год обучения

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Мифологические сюжеты Древней Греции, античные гимны Русские волшебные сказки и сказки разных народов: «Сивка_Бурка», «Крошечка_Хаврошечка», «Волшебная лампа Аладдина»(арабская сказка). Былины Киевского цикла: «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей_разбойник». Басни: Эзоп, И. Крылов.



Классики русской литературы

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Н. Некрасов, А. Фет, И. Бунин, К. Бальмонт, М. Волошин, С. Есенин, В. Хлебников, Саша Черный; А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Н. Гарин_Михайловский «Детство Темы».



Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы

Ш. Перро «Рике с хохолком», Г.X. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», А. Милн «Винни Пух и

все_все_все», В. Гауф «Маленький Мук»; Д. Мамин_Сибиряк «Серая шейка», В. Гаршин «Лягушка_путе_

шественница».



Современная русская и зарубежная литература

С. Кирсанов, Д. Кедрин, Н. Рыленков, Н. Матвеева, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, С. Маршак, Б. Заходер; Ю. Коваль «Соловьи», Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»;

К. Паустовский «Стальное колечко», В. Драгунский «Девочка на шаре».Л. Петрушевская «Сказки», С. Козлов «Сказки», Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»;С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями», Д. Даррелл «Моя семья и другие звери».Зарубежная поэзия: японские трехстишия: Басе, Исса, Иссе, Кикаку, Керай, Бусон, Ранран; Р. Бернс, Э. Лир, А._А. Милн.

Дополнительная литература

Г.Х. Андерсен «Снежная королева», Дж. Родари «Джельсомино в Стране лжецов», Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб», Э. Распе «Приключения Мюнхгаузена», Э. Сетон_Томпсон «Уличный певец», Ф. Баум «Волшебник страны Оз», Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса», К.С. Льюис «Лев, ведьма и платяной шкаф», О. Пройслер «Маленькое Привидение», А. Волков «Волшебник Изумрудного города», П. Треверс «Мери Поппинс»; А. Гайдар «Горячий камень, Ю. Коваль «Шамайка», В. Голявкин «Рассказы», Ю. Раскин

«Когда папа был маленьким».

КРУГ ЧТЕНИЯ

Четвертый год обучения

Устное народное творчество

Былины Новгородского цикла: «Садко». Русские народные волшебные и бытовые сказки: «Морской

царь и Василиса Премудрая», «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль».

Классики русской литературы

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Н. Асеев, А. Фет, Н. Заболоцкий, К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов, М. Волошин, А. Ахматова, В. Хлебников, В. Маяковский, Б. Пастернак;М. Лермонтов «Бородино»;

А. Чехов «Белолобый», «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», А. Куприн «Слон», Саша Черный «Дневник фокса Микки».

Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести

Л. Петрушевская «Сказки», С. Козлов «Сказки» (многие тексты даны в Хрестоматии);Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Русалочка», Дж. Родари«Планета Новогодних Елок», Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик»,

Т. Янссон «Приключения Муми_Тролля»;М. Метерлинк «Синяя Птица».

Современная русская и зарубежная литература

С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации;Ф. Искандер «Рассказы»;

А. Вознесенский, В. Берестов, Д. Самойлов, С. Маршак, Б. Заходер, Ю. Мориц, Н. Матвеева, К.Некрасова.

Зарубежная поэзия

М. Карем, японские трехстишия Исса и Кикаку, античный«Гимн Природе».



Дополнительная литература

«Марья Моревна», «Семь Симеонов», «Иван_царевич и серый волк», «Иван _ крестьянский сын и чудо_юдо», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Солдат и смерть», «Солдат и черт», «Каша

из топора»; А. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», С. Аксаков«Аленький цветочек», П. Бажов «Медной горы хозяйка»;Г.X. Андерсен «Елка», «Волшебный фонарь», Ш. Перро «Синяя борода»; A. Толстой «Детство Никиты», С. Аксаков «Детские годы Багрова_внука», Басни Л. Толстого, С. Михалкова;

О. Уайльд «Мальчик_звезда», К. Льюис «Сказочные повести», В. Гауф «Карлик Нос», «Калиф_аист», Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес», А. Сент_Экзюпери «Маленький принц»;Ю. Олеша «Три толстяка», Л. Чарская «Сказки»;Л. Кассиль, Ю. Коваль, Ю. Сотник, Ю. Яковлев, В. Железников,В. Каверин, А. Алексин, А. Рыбаков, А. Митяев, А. Маркуша, С. Сахарнов Рассказы и повести;B. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля», К. Булычев«Тайна третьей планеты», Е. Велтистов «Приключения Электроника», А. Мошковский «Пятеро в звездолете».



Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».


Свиридова В.Ю. Учись читать: Пособие по чтению. _ Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом «Федоров».
Хрестоматия по литературному чтению для 1 кл.: Здравствуй,книжная страна! / Автор_составитель В.Ю. Свиридова. _ Самара:Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 2 кл.: В 2 частях. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Хрестоматия по литературному чтению для 2 кл. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2 частях. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению для3 кл. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 4 кл.: В 2 частях. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению для 4 кл. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Свиридова В.Ю. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 1 кл. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение» для 2, 3, 4 кл. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Чуракова Н.А. Волшебный мир картины: Методическое пособие по использованию слайдов. _ М.: ЗАО ЦОР.Набор диапозитивов (подбор Н.А. Чураковой). _ М.: «Центр«Планетариум».
Малаховская О.В. Тематическое планирование уроков по литературному чтению. _ М.: ЗАО ЦОР.
Самыкина С.В. Тематическое планирование к учебнику «Литературное чтение». 1 кл., 2 кл., 4 кл. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».