Посвящение в химики - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8 классов «Посвящение... 1 51kb.
Посвящение в химики. Чемпионат нхл.(Национальная химическая лига) 1 157.21kb.
Внеклассное мероприятие «Посвящение в химики» 1 146.8kb.
Посвящение в химики. Основные классы неорганических соединений. 1 129.88kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов Учитель химии Отрепьева В. 1 138.29kb.
Классный час "Посвящение в химики". Учащиеся этого класса уже два... 1 58.33kb.
Новалис Гейнрих фон Офтердинген посвящение 4 1904.25kb.
Позитивная типология личности By Сахаров Алексей 10 1826.22kb.
Поэмы – Александр Сергеевич Пушкин руслан и людмила посвящение 3 794.03kb.
О шриле Прабхупаде 1 35.17kb.
Сценарий праздника «Посвящение в читатели» 1 110.86kb.
Концепции современного естествознания 2 713.81kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Посвящение в химики - страница №1/1

"Посвящение в химики"

Занимательный химический час


Ведущий.

Ребята, в VIII классе вы начнете изучать новый для вас предмет — химию, науку о веществах и их превращениях. Все вещества, окружающие нас, состоят из химических соединений элементов, их сейчас насчитывается 110. Соединяясь между собой, они образуют несколько миллионов различных веществ. Каждое вещество изучено и получило свое название. Вещества могут быть в чем-то сходны друг с другом, но каждое из них чем-то обязательно отличается от остальных, каждое имеет свои признаки, свои свойства. Знать свойства веществ необходимо, чтобы найти им применение. Так, наши далекие предки ценили и использовали необычайную твердость минерала кремния для изготовления из него первого оружия и орудий труда. Знать свойства веществ надо для того, чтобы правильно обращаться с ними, чтобы узнавать вещества и отличать их друг от друга. Со многими из веществ вы уже знакомы: железо, алюминий, медь, вода, мел, сахар, кислород, углекислый газ, пластмассы — все это вещества.

Впоследствии выяснилось, что не только вещества на нашей планете, но и вся вселенная, вплоть до самых отдаленных звезд, свет от которых идет к нам миллионы лет, состоит из одних и тех же элементов, тех же самых, которые открывались один за другим на нашей планете.

На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах и об окружающем нас мире. Сегодня мы хотим немного познакомить вас с химией и историей ее развития.


2-й ученик.

Наука о веществах и их превращениях зародилась в Египте — технически наиболее передовой стране древнего мира. По мнению известного историка химии французского ученого М. Бертло, название "химия" происходит от слова "хеми" или "хума", которым древние египтяне называли свою страну, а также нильский чернозем (сравните с латинским словом "хумус" — грунт). Отсюда "химия" — черное, как земля "египетское искусство", которое имеет дело с различными минералами, металлами. Такие отрасли производства, как металлургия, гончарное производство, стеклоделие, крашение и парфюмерия, достигли в Египте значительного развития еще задолго до нашей эры. Химия считалась "божественной" наукой, находилась целиком в руках жрецов и тщательно скрывалась ими от всех непосвященных. Однако некоторые сведения все же проникали за пределы Египта.


3-й ученик.

В Европу они частично попадали через Византию, а затем через Испанию после завоевания её арабами в 711 г. Впервые с химией арабы познакомились довольно необычным образом. В 670 г. корабли арабского флота, осаждавшего Константинополь (самый большой и сильный город христианского мира), были сожжены "греческим огнем" — химической смесью, образующей при горении сильное пламя, которое нельзя погасить водой. По преданию, эту смесь изготовил занимавшийся химией ученый, который бежал из своего родного Египта, спасаясь от арабов. В 641 г. арабы вторглись в Египет и вскоре заняли всю страну, а через несколько лет такая же судьба постигла и Персию. Возникла огромная арабская империя. Подражая древним властителям, арабские халифы начали покровительствовать наукам, и в VIII - IX вв. появились первые арабские химики. Арабы и переделали первоначальное название "химия" в "алхимия" (прибавив к этому слову характерную для арабского языка приставку "ал"). Европейцы позднее заимствовали это слово у арабов, и в результате в европейских языках появились термины "алхимия" и "алхимик". Термин "алхимия" сейчас употребляют, когда говорят о периоде химии с 300 г. до 1600 г.


4-й ученик.

1096 г. — первый крестовый поход: христиане начинают отвоевывать у мусульман захваченные ими земли. В 1099 г. христиане завоевали Иерусалим. Почти два столетия на побережье Сирии просуществовало христианское государство, произошло некоторое смещение культур, и христиане, возвратившиеся в Европу, познакомили европейцев с достижениями арабской науки. В то же самое время христиане постепенно возвращали себе Испанию, захваченную арабами в начале VIl в. Во время этих войн христианская Европа узнала, что арабы — обладатели книжных сокровищ: переведенных ими трудов греческих ученых, например Аристотеля, и сочинений своих ученых, например Авиценны.

Несмотря на сопротивление арабов, не желавших передавать столь ценные труды своему заклятому врагу, начались попытки перевода этих трудов на латинский язык. Начиная с 1200 г. европейские ученые могли, близко познакомившись с наследием алхимиков прошлого, попытаться вновь двинуться вперед по тернистому пути познания.
5-й ученик.

В раздробленной феодальной Европе постепенно развивалась торговля. Однако из-за трудностей и опасностей перевозить можно было только достаточно дорогие и небольшие товары. Поэтому в Европу из восточных стран ввозили почти исключительно предметы роскоши, единственным средством оплаты которых мог служить основной объемный эквивалент — золото. Потребность в золоте возникла также в связи с переходом от натуральной системы налогообложения к денежной. Но естественных источников получения золота в Европе было крайне мало. Этим и объясняется то, что исследования алхимиков были направлены на поиски "философского камня", якобы способного превращать любой металл в золото. В процессе его поисков алхимики открыли много новых веществ, изучили и описали их. Так, например, в 1669 г. гамбургский алхимик Бранд открыл новый химический элемент — фосфор (на экране через эпипроектор демонстрируем рис.5; алхимик Бранд открывает фосфор. — Книга для чтения по неорганической химии. 4.I./ сост. В.А.Крицман. М. Просвещение, 1983). Подобно другим алхимикам Бранд пытался отыскать философский камень. Не забота о благе людском, а корысть руководила им. Новое вещество не превращало металлы в золото, но то, что оно светилось в темноте, было необычно и ново. Этим свойством нового вещества Бранд не замедлил воспользоваться. Он стал показывать фосфор богатым людям, получая от них подарки и деньги. Также алхимики изобрели порох, который стали применять в военном деле. С изобретением пороха средневековые замки перестали быть неприступным*' твердынями, а пеший воин стал более опасен, чем закованный в латы всадник. Посмотрите, как это могло произойти. (На экране демонстрируем фрагмент из учебного кинофильма "Сера в природе, её добыча и применение": Ч I. Фрагмент "Работа алхимика в лаборатории с порохом").


По окончании фрагмента открывается занавес.

Действие 1.

Лаборатория алхимика. Она вся заставлена химическими приборами. Алхимик работает: измельчает в ступке вещество (можно взять хлорид натрия). Затем делает опыт "'Дым без огня". Появляется король в сопровождении придворного.

Король.


Все алхимики как алхимики, а ты? (Указывает рукой на сосуды с "дымом"). Даю тебе задание. Сделай так, чтобы у меня было вдоволь золота и серебра! Срок — два года. Работай же, ищи способ получения философского камня, который все превращает в золото!

(Король с придворным уходит. Алхимик провожает их, склонившись в глубоком поклоне).

Ведущий: Прошло два года.

Действие 2.

Лаборатория алхимика. Алхимик работает: сливает бесцветные жидкости, при этом образуются жидкости различной расцветки. Входит король, с ним его дочери Андромеда и Кассиопея, их сопровождает придворный. Король садится в кресло. Алхимик кланяется.

Король.


Ну, как успехи? Выполнил ли ты мой наказ?

Алхимик.


О да! Два года я работал, не покладая рук. Много перепробовал я способов, а недавно нашел способ получения золота и серебра, который отныне станет государственной тайной! Сейчас я покажу вам мои успехи. Но чтобы было лучше видно мое искусство, пусть принесут свечи.

(Король делает знак рукой придворному.Тот уходит за кулисы и выносит подсвечник с 3-4 свечами, которые ставит на стол рядом с алхимиком. Алхимик делает над свечами "магические" жесты. Через 15-20 секунд свечи самовозгораются и горят до окончания 2-го действия. Король, его дочери и придворный удивлены, перешептываются друг с другом.)

Алхимик. А сейчас смотрите: вот этот стеклянный сосуд я могу сделать серебряным! (Делает опыт "Серебрение круглодонной колбы" и передает колбы королю).

(Король и его свита в изумлении разглядывают сосуд).

Алхимик. Но это еще не все, что я могу. Из воды я могу получить золото! (Делает опыт). (Все в изумлении хлопают в ладоши).

Король: По поводу такого великого открытия объявляю торжественный бал в моем дворце. А алхимик пусть подготовит красивый фейерверк!

(Занавес закрывается).

Ведущий: Ну что же, отправимся вслед за королем в его дворец и посмотрим, что будет дальше.

(В это время нужно унести со сцены химические приборы, погасить и унести свечи, оставить стол для демонстрации опыта. Стол должен быть накрыт огнеупорным материалом).

Действие 3.

(Королевский дворец. Король сидит в кресле и рассматривает "серебряную колбу". Звучит музыка. Дочери короля, алхимик и придворные танцуют медленный танец.)

Король. Для нашего бала алхимик приготовил красивый фейерверк. Ему помогут мои дочери Андромеда и Кассиопея.

(Алхимик и дочери короля проводят опыт "Цветные огни". По окончании опыта занавес закрывается).

Ведущий: Ну что же, оставим короля в его дворце радоваться тому "золоту", которое добыл для него алхимик из воды. Ребята! Как вы думаете, правда ли что алхимик смог получить золото из воды? Конечно же нет! Алхимики, работая в течение столетий, не смогли получить ни золота, ни серебра! Боясь наказания от своих покровителей, они становились на путь обмана и шарлатанства.


6-й ученик.

Много раз "золото" алхимиков оказывалось обманом: латунью или бронзой. Еще Аристотель в IV веке до н.э. упоминал, что из меди при сплавлении её с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Следовательно, уже в древности было известно, что "не всё то золото, что блестит". Были также умельцы, которые получали "серебро" в виде серебристо-белого сплава добавлением к медному расплаву мышьяка; так, слишком упрощенно, понималось "искусство превращения металлов": достаточно было, чтобы неблагородный металл приобрел лишь окраску желаемого благородного металла. В других случаях требовалась только ловкость фокусника, чтобы незаметно подбросить в расплав кусок благородного металла. Способ осуществления этого зависел от фантазии умельца.

Некоторые алхимики предпочитали пользоваться "для перемешивания" расплава полой палочкой, внутри которой прятали несколько зерен золота, а отверстие закупоривали воском. Если палочка была деревянная, то нижняя, полая её часть полностью сгорала в расплаве. Таким изящным способом быстро уничтожалось вещественное доказательство — раньше, чем у кого-нибудь могло возникнуть подозрение и желание рассмотреть "волшебную палочку" поближе. В своих экспериментах "золотых дел мастера" обнаруживали необычайную изворотливость. Они использовали сосуды с двойным дном, из которых при накаливании выливалось золото, или угли с запаянным внутри золотом. Иногда успеху способствовала золотая пыль: её вдували в расплав вместе с воздухом, накачиваемым воздуходувкой.

Средневековые алхимики одурачивали императоров, королей и князей. Позднее они также находили своих жертв в высших кругах общества. Но рано или поздно фокусы алхимиков были раскрыты, и многие из них поплатились своими жизнями за обман.

Однако за долгие годы работы алхимики накопили большой фактический материал, получили, изучили и описали много новых веществ, разработали различные экспериментальные методы работы, которыми химики пользуются и сегодня. Поэтому, рассматривая деятельность алхимиков, следует исходить из того, что они внесли нового в сокровищницу знаний по сравнению со своими предшественниками.
7-й ученик.

Коренная перестройка алхимии произошла в первой половине XVI в. Предпосылкой для этого послужило явно наметившееся в ряде основных стран Европы изменение самой структуры общества. Переросшее рамки феодального строя развитие производительных сил резко усилило влияние молодого и прогрессивного в те времена класса буржуазии, в интересах которого было использование всех путей для дальнейшего роста производства и облегчения торговли. Вместе с тем жизнь выдвинула ряд новых требований, вызванных главным образом запросами медицины и расширением промышленного производства.

Основными реформами алхимии выступили Парацельс и Агрикола. "Цель химии состоит не в изготовлении золота и серебра, а в изготовлении лекарств", — писал Парацельс. Он считал, что все живое состоит из трех начал, находящихся в разных соотношениях: тела, души и духа. Болезни проистекают от недостатка в организме одного из этих "элементов". Следовательно, лечить эти болезни нужно, вводя в организм недостающий "элемент". Успешность ряда предложенных Парацельсом новых методов лечения на основе использования минеральных соединений побудила многих врачей примкнуть к его школе и заинтересоваться химией. Тем самым химия получила мощный толчок к дальнейшему развитию, так как нашла широкое практическое применение.
8-й ученик.

Агрикола работал в области горного дела и металлургии. В своем обширном сочинении "О металлах" он собрал и обобщил весь накопившийся до него производственный опыт, дополнив его рядом собственных исследований и наблюдений. Его книга служила основным руководством по горному делу и металлургии на протяжении более 200 лет, а некоторые из описанных методов определения руд применяются и в настоящее время.

К XVII в. практика настолько переросла теорию, застывшую на уровне алхимических представлений, что это противоречие не могло дальше сохраняться. Против системы Аристотеля, долгое время тормозившей развитие науки выступил в 1661 г. Роберт Бойль. Однако, опровергая взгляды алхимиков, Бойль не выдвинул новой теории, потребность в которой ощущалась все сильнее и сильнее. Новая общая теория химии, развитая около 1700 г. Шталем, возникла на основе уже имеющегося опыта проведения металлургических процессов, связанных с реакциями горения.

Согласно этой теории, во всех телах, способных гореть, содержится особое вещество "флогистон", удаляющееся из них при горении. Рассматривая с этой точки зрения разнообразные реакции, флогистонная теория объединила и как-то обосновала почти все накопленные к тому времени опытные данные. Кроме того, она выдвинула ряд новых проблем, требовавших научного исследования. Именно в эту эпоху господства флогистонной теории было открыто большинство газов. Подробному изучению подверглись различные металлы и другие вещества. Однако главная задача флогистонной теории заключалась в том, что она позволила окончательно освободиться от устаревших представлений алхимиков.

Но, несмотря на многочисленные попытки, никому не удавалось выделить флогистон и изучить его. Все большее число новых открытий либо не укладывалось в рамки теории, либо согласовывалось с ней лишь при помощи различных дополнений, часто противоречащих ее основам. Поэтому к концу своего почти столетнего господства флогистонная теория из прогрессивной превратилась в препятствие для дальнейшего развития науки.
9-й ученик.

Химия как точная наука зародилась еще в эпоху полного господства флогистонной теории. Более определенным временем её возникновения можно условно считать середину XVIII — начало XIX в. В это время жили и работали великие ученые; Михаил Васильевич Ломоносов, Джозеф Пристли, Карл Вильгельм Шееле, Антуан Лоран Лавуазье, Клод Луи Бертолле, Жозеф Луи Пруст, Джон Дальтон, Гемфри Дэви, Майкл Фарадей и другие. В это время были открыты и сформулированы многие законы химии. Таинственный и неуловимый "флогистон" стал ненужным. Одновременно коренное изменение претерпевали все основные понятия химии, были заложены основы современной химической систематики. Было развито атомно-молекулярное учение, в мир химии проникло электричество. По-разному сложились судьбы ученых, но имена их вписаны золотыми буквами в историю химии.

Химия все больше ассимилировала достижения всех разделов физики и все шире использовала математические методы. В XIX в. становится ясной зависимость развития химических наук от уровня смежных с ними дисциплин, особенно физико-математического цикла, и влияние самой химии на другие естественные науки. В эти годы развитие химии связано с именами Станислава Канниццаро, Марселена Бертло, Николая Николаевича Зинина, Августа Кекуле, Дмитрия Ивановича Менделеева, Александра Михайловича Бутлерова, Анри Муассана, Эмилия Фишера и других.
10-й ученик.

Современная химия очень многолика. (В ходе рассказа на экране с помощью диапроектора демонстрируются слайды с изображениями интерьера химической лаборатории, внешнего вида химических заводов, доменной печи, космического корабля, предметов быта и т.п.)

Ежегодно в нашей стране выпускаются миллионы тонн химической продукции. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее, простые и жаростойкие материалы для космических кораблей и ракет.

Продукты химии широко используются в быту: изделия из искусственных волокон, искусственной кожи, пластмассы, лаки и краски, моющие средства.

Химические процессы лежат в основе получения строительных материалов: кирпича, цемента, бетона.

Химия проникает во все отрасли народного хозяйства. Поэтому, кем бы вы ни стали в будущем — агрономом или строителем, медицинским работником или геологом, космонавтом или работником сферы услуг, металлургом или создателем электронно-вычислительных машин, вам придется использовать знания химии. Ведущий.

Химия — развивающая наука. Каждый, кто посвятит себя служению этой науки, может внести свой вклад в её развитие, разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе материалов и веществ.

В VIII классе вы приступите к изучению химии — науки о веществах и их превращениях. Мы желаем вам успехов в ее изучении!


Вечер проходит в красочно оформленном зале. На стенах — портреты ученых-химиках, стенные газеты, выпущенные старшеклассниками в ходе недели химии; на столах — рефераты учащихся, книги по химии, макеты химических производств. (С выставкой учащиеся знакомятся до начала вечера). На сцене переносной экран.
Описание некоторых опытов.

1. Дым без огня.

В цилиндр налейте 1 мл концентрированной соляной кислоты, в другой — столько же раствора аммиака. Оба цилиндра закройте крышками и поставьте на некотором расстоянии друг от друга. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переверните вверх дном и поставьте на крышку цилиндра с аммиаком. Крышки уберите: образуется хлорид аммония в виде белого дыма.

2. Самовозгорание свечей.

Расправьте фитиль свечи в виде веера. Из папиросной бумаги в 2-3 слоя сделайте трубочку диаметром 1-2 мм, высотой 1 см и промажьте клеем БФ-2. С нижней стороны трубочку сомните так, чтобы из нее не высыпалось содержимое.

Сначала насыпьте на 1/3 объема трубочки мелкие кристаллики перманганата калия, затем промытый и просушенный речной песок или каолин. Толщина слоя определяется экспериментально в зависимости от необходимого времени для самовозгорания.

Трубочку-запал установите в центр веера и укрепите фитилем свечи, нанесите 1-3 капли глицерина (или этиленгликоля) на верхнюю часть трубочки и поставьте свечи в заранее предусмотренное место.

При проведении этого опыта глицерин наносится за кулисами. На столе, куда будет поставлен подсвечник со свечами, необходимо заранее положить лучинку, чтобы поджечь ею свечу, если вдруг какая-нибудь из 3-4 свечей не загорится. Там же необходимо иметь соответствующее количество фарфоровых тиглей для того, чтобы быстро погасить свечи, накрыв их тиглями по окончании 2-го действия.

3. Серебрение круглодонноЙ колбы.

Для опыта лучше воспользоваться круглодоннои колбой объемом 250 мл.

Наливают в колбу на 1/4 2 процентный раствор нитрата серебра, постепенно добавляют 2,5 процентный раствор аммиака до растворения образующегося вначале осадка. Затем по стенке горла колбы приливают 20 мл формалина (20прцентный раствор). Получившуюся смесь слегка подогревают (не до кипения). Для подогрева алхимик может воспользоваться пламенем свечи. Необходимо также заранее поставить на стол пустой стакан, в который алхимик сможет вылить раствор из колбы, прежде чем передаст ее королю. На столе нужно иметь чистую тряпочку, чтобы снять с колбы копоть.

4. "Золото" из воды.

А). Налить в два химических стакана по 100 мл воды. В одном стакане растворить 8 г иодида калия, а в другом — 8 г ацетата свинца и смешать эти растворы. Образуется желтый осадок. Дать отстояться, затем жидкость над осадком слить, а к осадку прибавить 10 мл разбавленной (40 процентный раствор) уксусной кислоты и нагреть раствор до кипения. Доливать воду до тех пор, пока осадок не растворится. (Эта часть опыта выполняется перед началом вечера, горячий раствор держат на плитке). Стакан с горячим раствором перенесите на демонстрационный стол, осветите лампой на фоне черного экрана. Для более быстрого охлаждения стакан можно периодически погружать в кристаллизатор с ледяной водой. По мере охлаждения в стакане появляются желтые кристаллики иодида свинца, которые при своем оседании отражают свет, образуя "золотой дождь".

При проведении опыта по такой методике нужно перед началом 2-го действия внести на сцену горячий раствор и охлаждающую смесь.

Б). Чтобы опыт занимал немного времени, мы проводим его так. Вначале получаем кристаллический иодид свинца. Затем 2-литровый сосуд готовим к демонстрации; нижнюю его часть высотой 1-2 см оклеиваем бумагой, а для большей таинственности рисуем на бумаге алхимические символы. В сосуд помещаем иодид свинца с водой.

Во время демонстрации алхимик показывает сосуд с "водой", на дне которого находятся невидимые зрителям кристаллики иодида свинца. Затем алхимик бросает в сосуд небольшой (размером с наперсток) кусочек сухого льда (пинцетом), при этом из стакана пойдет "дым". После этого стеклянной палочкой начинает перемешивать жидкость в сосуде, частицы иодида свинца всплывают и распределяются по всему объему жидкости.

По окончании вечера продукты опыта уничтожаются: осадок отделяют декантацией и выбрасывают с твердыми отходами, жидкость сливают в канализацию.

5. Цветные огни.

В чистые фарфоровые чашки налейте по 30 мл спирта. В спирт добавьте по 3 г мелкорастертых хлоридов лития, натрия, калия, кальция, бария. Смеси подожгите. Гамму цветов можно разнообразить, используя другие соли и борную кислоту. Например, если смешать 10 мл спирта с 2 мл концентрированной серной кислоты и 2 г борной кислоты, то после поджигания смеси появится красивое зеленое пламя, образуемое горящим борно-этиловым спиртом. (Все смеси готовят перед началом 3-го действия).

При проведении этого опыта необходимо демонстрационный стол накрыть металлическим листом; иметь запасные фарфоровые чашки для того, чтобы погасить пламя после окончания демонстрации. Необходимо за кулисами иметь первичные средства пожаротушения: ведро с водой, одеяло, огнетушитель.



Опыт очень эффектен, если проводится под медленную музыку, а по сцене плывет "дым", получаемый из "сухого льда" при помещении последнего в горячую воду.