Посвящение в химики. Основные классы неорганических соединений. Внеклассное мероприятие - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по теме «Основные классы неорганических соединений. Генетическая... 1 139.2kb.
Урок по теме: основные классы неорганических соединений. Генетическая... 1 121.67kb.
Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8 классов «Посвящение... 1 51kb.
Внеклассное мероприятие «Посвящение в химики» 1 146.8kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов Учитель химии Отрепьева В. 1 138.29kb.
«Основные классы неорганических веществ» 1 113.61kb.
Посвящение в химики. Чемпионат нхл.(Национальная химическая лига) 1 157.21kb.
Внеклассное мероприятие, посвященное М. В. Ломоносову 1 106.89kb.
Внеклассное мероприятие (математика + история) "Имя России Александр... 1 81.07kb.
Внеклассное мероприятие по английскому языку "The Beatles. Music... 1 34.54kb.
Внеклассное мероприятие по английскому языку игра-конкурс «Brain... 1 25.21kb.
Результаты исследований группы 1 25.05kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Посвящение в химики. Основные классы неорганических соединений. Внеклассное мероприятие - страница №1/1

Посвящение в химики.

Основные классы

неорганических

соединений.
Внеклассное мероприятие.

8 класс.


Составитель: Тевризова Т. А.

Учитель химии МОУ СОШ №1

2005 год

Учитель.

Дорогие ребята! Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие, цель которого – закрепить знания по основным классам неорганических веществ. Самых достойных, отличившихся учащихся мы посвятим в химики. Но для этого необходимо попасть в страну Химия. Предстоит пройти нелёгкий путь, встретится много преград, но в то же время вы узнаете много интересного. Перед вами схема пути в страну Химия. Путь лежит через четыре страны: Степень Окисления, Кислоты, Основания, Оксиды и пройти их можно, только ответив на вопросы и выполнив задания. Я уверена, что вы выдержите испытание. Желаю удачи!

А теперь, разрешите представить гостей – принцесса Химия и её придворные. Предоставим им слово.

(Выходит принцесса Химия. На её голове – корона с надписью «Химия», на платье со шлейфом нашиты знаки хим. элементов, трафареты пробирок, колбы.)


Химия.

Я к вам сегодня не одна,

Со мною весь мой двор.

О том, как химия важна,

Пойдёт наш разговор.

Придворных много у меня,

И разный всё народ.

Одних – боятся, как огня,

Других – наоборот.

Я познакомить рада вас

Со многими из них.

Мы пригласили в этот раз

И «сложных», и «простых».
Вбегает Водород.

О, принцесса, как я рад

Прославить честь твою.

Позволь представить мой отряд,

Молекулу мою.

В моей молекуле всегда

Два атома живут.

Бегу туда, где есть вода,

Меня там тоже ждут.
(Водород убегает, появляется Кислород.)
Кислород.

Он бесцветный, но тяжёлый,

В нем огонь всегда весёлый.

Он в крови у нас живёт,

Ну конечно…

Все. Кислород!
Кислород важничает, зажигает свечу.
Кислород.

Элемент я очень важный,

Очень смелый и отважный...
Я вам сказку расскажу. Про кого? Про себя.
«Про то, как хитрец кислород продавал».

(сценка)
На рынке хитрец кислород продавал.

Никто ему не верил и кислород не брал.

Он всех зазывал: «Налетай, народ, разбирай кислород!».

А тут на рынок глупца привела дорога.

Деньги есть в кармане, а здесь товара много.

Речь чудная хитреца озадачила глупца.

-Это что он продаёт?

Какой – то странный кислород.

У меня такого нет.

Куплю, пожарю на обед

иль сделаю с ним бутерброд.

- Почём продаёшь свой кислород?

- Кислород крутая вещь,

хотя не пожаришь её и не съешь,

но в хозяйстве всем нужна,

да только дорого стоит она.

- А какой он этот вот

очень нужный кислород?

- Без вкуса и запаха, невидим

и очень плохо растворим.

Ну, бери его быстрей!

Тут подошёл к ним мудрец и сказал хитрецу:

« Прекрати же, наконец, обманывать людей.

Я знаю правду, знаю ложь.

Меня- то ты не проведёшь.

Кислород повсюду есть.

Летает там, летает здесь.

Но я думаю, дело твоё бы пошло,

если б ты продавал Авогадро число».


(А.Перов, 8класс, шк. № 1)


Учитель.

Ну, вот мы и попали в первую страну – Степень Окисления.

Вход сюда всегда открыт, а выйти из страны можно, только выполнив некоторые задания.
ЗАДАНИЕ № 1.

(фронтальная работа).

1) Что такое степень окисления?

2) Перечислите правила проставления степеней окисления.


ЗАДАНИЕ № 2.

Проставьте степени окисления:



SO2 CI2O MnO SO3 H2SO3 HF HNO3 H3PO4

Учитель.

С первым заданием справились неплохо. Обратите внимание на то, что в конце пути вы можете не только стать химиками, но и получить звание «Почётный химик». Для этого надо работать активно, и принцесса Химия будет вручать вам особые знаки отличия. Если таких знаков у вас наберётся больше, чем у других, вы получите это почётное звание и эмблему от придворных принцессы Химии.


Появляется Железо, обвешанное железками, в руках банка с медным купоросом, в ней гвоздь.
Железо.

Я – металл давно известный,

Применяют повсеместно.

Польза от меня везде.

Нет железа – быть беде.

Повезло мне крупно в жизни:

Есть я в каждом механизме.

Я спешу везде успеть,

Вытеснять могу я медь.

Вбегает Медь в красном платье.


Медь.

Ну и дело он нашёл:

Обижает слабый пол.

Ты, красавец, обернись,

С Алюминием сразись.
С другой стороны появляется Алюминий, в руке держит кастрюлю и половник.
Алюминий.

Я – прочный, мягкий и красивый,

Кое – где почти незаменимый.

Могу летать я в небесах,

Могу мешать картофель в щах.
Железо.

Ты не очень задавайся,

Вот согни – ка, постарайся.
Железо подаёт железный прут Алюминию, который безуспешно пробует его согнуть.
Железо.

Что ж половником гремел?

Что ж ты каши мало ел?

Где же сила, брат, твоя?

А теперь смотри, как я.
Железо легко сгибает в кольцо алюминиевый провод.
Алюминий.

Ты храбриться погоди –

Что – то будет впереди!

Велика моя семья:

В самолётах – это Я.

Кто здесь лампочки зажёг?

Я несу в проводке ток.

Я с коррозией на «ты».

Я добрался до звезды.

В космос я людей унёс…


Железо.

Задирай не очень нос.

Чтобы первый тепловоз

К нам в Приволжск гостей привёз,

Рельсы изготовил Я.

И заслуга здесь моя.

Дал опоры для мостов,

Дал детали для часов.

Я – корабль, плывущий в даль,

Я варю такую сталь…


Медь.

Погодите – ка, друзья,

Что – то слишком много «Я».

Вы в сторонку отойдите,

И кто прав – там рассудите.
Железо и Алюминий уходят с возгласами: «Я, Я, Я!»
Учитель. Вот мы в стране Кислоты, и перед нами новое препятствие.
ЗАДАНИЕ № 3. (фронтальный опрос)

1) Что такое кислоты, основания, соли, оксиды?


2) Работа с раздаточным материалом:

А. «Третий лишний»




  • СО2, K2CO3, SO2

  • LiOH, ZnCL2, RbOH

  • BaO, CaO, P2O5

  • Fe(OH)2, KOH, Сu(OH)2

  • H2SO4, H2SO3, H2S

Б.Соотнесите области применения и названия веществ.


1. В медицине а) Углекислый газ

2. Для приготовления пищи б) Аммиак

3. «Сухой лёд» в) Поваренная соль

4. В строительстве г) Известковая вода

5.В пищевой промышленности д) Мрамор

6. Изготовление статуй е) Молочная кислота



Учитель.

Вы успешно преодолели второе препятствие. Прежде чем продолжить наш путь, объявляю привал. Отдохнём, поиграем, займёмся отгадыванием загадок.


ЗАДАНИЕ №4 (игровое).

Загадки.



  1. « От щёлочи я жёлт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда.

Но я бросаюсь в воду без оглядки,

И здесь уж не заест меня среда».

(метилоранж)




  1. Какая кислота находится в желудке

у человека?

(соляная кислота)




  1. « Попасть в кислоту, есть ли горше удача,

Но он перетерпит без вздоха, без плача,

Зато в щелочах у такого блондина

Начнётся не жизнь, а сплошная малина».

(фенолфталеин)




  1. Шарада (составить слово по слогам).

Назовите, какое слово пропущено (название

одного из классов неорганических веществ).


«Мы первым слогом позовём кота,

Вторым измерим толщу вод,

Союз как третий подойдёт,

А целым станет …».

(кислота)


  1. Об одном из природных веществ сказано:

« Живая кровь, без которой нет человека… Ты не

просто необходима для жизни, ты и есть жизнь».

Что это за вещество?

(вода)




  1. Прославен всеми письменами

Металл, испытанный огнём.

Манил к себе людей веками.

Алхимик жил мечтой о нём.

Но как кумир отвергнут нами,

И блеск его нас не манит,

Ведь хорошо мы знаем с вами:

Не всё то ценно, что блестит.

(золото)



  1. Серебристый, мягкий, прочный,

Нахожусь в составе почвы.

Как и многие металлы

Образую ещё сплавы.

Эти сплавы все нужны,

Эти сплавы так важны.

Превращаться я могу

В очень нужную фольгу.

Я в быту не заменим

И хозяйками любим.

Кроме этого, друзья,

Без меня летать нельзя.

В авиации служу

И с машинами дружу.

Я в проводах электролиний,

А зовусь я …

(алюминий)




  1. Меня назвали в честь планеты,

Идущей в след за Нептуном.

Догадайтесь сами дети

Или вам подскажет астроном.

Актиноид я известный,

Радиоактивный, интересный.

Но шутить со мной нельзя –

В бомбах я тружусь, друзья.

(уран)



Учитель.

Ребята, вы отдохнули. Сейчас с новыми силами и с большим энтузиазмом продолжим свой химический путь.

Теперь мы в стране Основания, и впереди новая преграда. Чтобы продолжить путь, необходимо выполнить следующее задание.
ЗАДАНИЕ №5. (работа с раздаточным материалом).
Найти соответствия между формулами, названиями, классификацией веществ путём вращения среднего и внешнего дисков.
Учитель.

Последняя страна на нашем пути – «Соли».


ЗАДАНИЕ №6. «Найди родственников».

Распределить вещества по классам неорганических веществ.


HNO3 MgO HClO4 NaOH CuO LiOH H2SiO3 RbCl K2SO4
Учитель.

Наконец мы у цели – в стране Химия.



Химия.

Дорогие ребята! Вы смело прошли через преграды, и я могу спокойно и уверенно посвятить вас в химики.


Я дружбой вашей дорожу.

Я в химики вас посвящаю

И в этот миг повелеваю:

Теперь на суше, и в воде,

Всегда, и всюду, и везде

Мои законы почитайте!

Вливайте! Грейте! Получайте!

Вот вам мой дружеский совет:



Да будет химия и свет!
Учитель. Звание «Почётный химик» получают …
Учитель называет фамилии отличившихся учащихся. Им вручают эмблемы. Подданные Химии поздравляют всех с посвящением и в честь этого события показывают занимательные опыты.

Занимательные опыты.
ОПЫТ №1.

ВУЛКАН НА СТОЛЕ.
Оборудование: асбестовая сетка, этанол, дихромат аммония, лучинка.
На асбестовую сетку насыпьте дихромат аммония, в центре холмика смочите его спиртом. Зажигается «Вулкан» горящей лучинкой. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскалённые частички оксида хрома (III). Если погасить свет, то создаётся впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскалённые массы:
(NH4)2Cr2O7=N2+Cr2O3+4H2O
ОПЫТ №2.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАТРИЯ

С ВОДОЙ.
Оборудование: натрий, вода, чашка Петри, фенолфталеин.

Бежит - растворяется,

а остановится - взрывается.
2Na+2H2O=2NaOH+H2
ОПЫТ №3.

ВСПЫШКА СМЕСИ ЦИНКА И СЕРЫ.
Оборудование: порошки цинка и серы (серный цвет), длинная лучинка, фарфоровая ступка, весы, разновесы, кусок асбеста.
Отвесить на весах 6 г порошка цинка и 3 г серного цвета. Смешайте цинк и серу в фарфоровой ступке и насыпьте смесь горкой на кусок асбеста. Нагреть смесь на одном участке длинной горящей лучинкой. Происходит сильная вспышка и образуется белый порошок сульфида цинка:
Zn+S=ZnS
ОПЫТ №4.

ПОЛУЧЕНИЕ ДЫМНОГО ПОРОХА.
Оборудование: чистые ступки с пестиками, нитрат калия, сера, древесный уголь, асбестовая сетка.
Дымный порох получают смешиванием 7,5 г нитрата калия, 1 г серы, 1,5 г древесного угля. Перед смешиванием каждое вещество разотрите в ступке. Щепотку смеси поместите на асбестовую сетку и поджигайте лучиной. Смесь сгорает, образуя облако дыма.
6KNO3+2S+3C=K2S+K2SO4+K2CO3+CO2+3N2+4O2+CO
Основную роль играет калийная селитра, которая при нагревании разлагается с образованием кислорода.

ОПЫТ №5.

«НЕСГОРАЕМЫЙ ПЛАТОК».
Оборудование: носовой платок из х/б ткани, спиртовка, тигельные щипцы, длинная лучинка, этанол.
Прополощите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его и хорошо пропитайте спиртом (или ацетоном). Захватите платок за один из его концов тигельными щипцами и, держа их в вытянутой руке, поднесите к ткани длинную лучинку. Спирт сразу вспыхнет - создаётся впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остаётся невредимым, т. к. температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем температура воспламенения спирта.

ОПЫТ № 6.

«ФАРАОНОВЫ ЗМЕИ».
Оборудование: асбестовая сетка, сухое горючее, спички, таблетки норсульфазола.
Таблетку сухого горючего мелко растереть в ступке, затем высыпать на асбестовую сетку. В сухое горючее поместить три таблетки норсульфазола и поджечь. Создаётся впечатление, что из таблеток выползают змеи.

ОПЫТ № 7.

«САМОВОЗГОРАНИЕ ЖЕРТВЕННИКА».

(Самовоспламеняющаяся жидкость).
Оборудование: глицерин, перманганат калия.
Перманганат калия поместите на асбестовую сетку, а затем из пипетки на него нанесите глицерин. Через некоторое время глицерин воспламенится.
14KMnO4+3C3H5(OH)3=14MnO2+9CO2+5H2O+14KOH
ОПЫТ № 8

«ОГОНЬ БЕЗ СПИЧЕК».
Оборудование: перманганат калия, концентрированная серная кислота, фильтровальная бумага.
Небольшое количество перманганата калия смешивают с 1 мл концентрированной серной кислоты и бросают в смесь комочек фильтровальной бумаги. Происходит реакция, смесь разогревается, и бумага вспыхивает.
ОПЫТ № 9

«СИНИЕ РОЗЫ».
Оборудование: чашка Петри, нашатырный спирт, красная роза, стеклянный колпак.
В стихотворении «Синие розы» Р. Киплинг написал:

Как – то милой я принёс

Целый ворох красных роз.

Не взяла она – и в слёзы:

Синие найди ей розы…

Зря изъездил я весь свет –

Синих роз под солнцем нет.

Поэт не нашёл синих роз. Жаль, что у него не было друга – химика. Он бы помог выполнить желание капризной девушки.

Опыт проводят так: в чашку Петри наливают нашатырный спирт. Рядом ставят колбочку, в которую помещают красную розу. Сверху её закрывают стеклянным колпаком. Через некоторое время роза синеет. Дело в том, что содержащийся в лепестках цветка краситель антоциан в щелочной среде синеет. (Если среда будет слабощелочной – роза станет фиолетовой.)
ИЛИ
Розы сделать из гофрированной бумаги, пропитать их фенолфталеином. В химический стакан налить концентрированный раствор аммиака, прикрыть стакан стеклом, нагреть, через некоторое время внести в стакан розы. Они окрасятся в малиновый цвет.


Учитель.

Сегодня вы стали настоящими химиками. И действительно, вы хорошо поработали, показали свои знания. Большое спасибо нашим гостям, которые помогли в проведении праздника.



Литература:
1. Арканова В. Н. Парад химических элементов. Химия. Первое сентября, 2002, №6, с.15-16.

2. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии.

М.: Просвещение, 1995.