Посвящение в химики. Чемпионат нхл.(Национальная химическая лига) - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Посвящение в химики. Чемпионат нхл.(Национальная химическая лига) - страница №1/1

Посвящение в химики. Чемпионат НХЛ.(Национальная химическая лига)

Цель: развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, расстановке коэффициентов в уравнениях и определение типов химических реакций, определение кислот, солей, оснований, оксидов ( кислотных и основных), их номенклатурных названий. Развитие умений и навыков при работе с периодической системой, умение работать в группе.

Оборудование и реактивы. Описаны в опытах

План.


  1. Организационный момент.

  1. вводное слово учителя.

  1. проникнемся «духом химии» - демонстрация опытов.

  2. Открытие чемпионата.

  3. Состязание.

  4. Подведение итогов и награждение.

  5. Посвящение в Национальную химическую лигу.

  6. Фейерверк в честь химиков.

  7. Закрытие чемпионата Н.Х.Л.

Вводное слово учителя.

(Разочаровано) Мы - химики, а химия - это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Тьфу, наш ребенок - химик!» И это счастье и это жизнь!

Вы хотите спросить, почему же становятся химиками?

(Торжественно) Да, потому, что химия - это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Наш ребенок - химик!» И это счастье, и это жизнь!



Проникнемся духом химии - демонстрация опытов.

Наука, из которой выросла химия, - алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по их мнению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты. Вот некоторые из них:



ОПЫТ 1.

Я могу зажечь спиртовку без спичек! (Приготовить смесь: 0,5 мл H2S04 (к) добавить немного порошка КМn04, стеклянной палочкой перемешать и прикоснуться к фитилю спиртовки. Происходит самовозгорание спирта).



ОПЫТ 2.

У меня в руках платок, который не сгорает в пламени! (смочить платок в воде, затем в спирте или ацетоне, поджечь, спирт или ацетон сгорает, платок остается невредимым)

ОПЫТ 3.

Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает, а я могу доказать, что этот не так! Дым бывает и без огня! (В один стаканчик налить на донышко р-р аммиака, а в другой - соляной кислоты. Стаканчики отверстиями поднести друг к другу, пойдет «белый дым»).

ОПЫТ 4.

Оперирую без боли, правда, будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Йодом смочим мы обильно, чтобы все было стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент. Посмотрите: прямо струйкой кровь течет, а не вода.(необходимые реактивы: родонид калия, раствор хлорида железа (III), свежеприготовленный раствор фторида натрия. Опыт проводится поэтапно, каждый раз с проговариванием слов стихотворения: 1, 2, 3 строчки - смачивается рука р -ром FeCb - он немного желтоват, поэтому в стихотворении названа йодом. 4-я строчка - нож или скальпель смачивается в растворе роданида калия и тупой стороной проводится по руке. 5 —я строчка - в результате взаимодействия образуется ярко-красная жидкость. 6-я строчка - чтобы удалить реактивы руку вытирают свежеприготовленным раствором NaF).

Открытие чемпионата НХЛ.

Национальная химическая лига объявляется открытой. Сегодня на чемпионате НХЛ за право называться химиком сражаться следующие команды... Далее учитель представляет команды состоящие из 5-7 человек, заранее составленные из разных классов одной параллели. Представляет жюри чемпионата, куда могут входить как учителя, так и учащиеся. А затем командам предлагает принять участие в состязаниях.

Состязания.

Состязание первое. Визитная карточка команды. Каждая команда показывает заранее подготовленное представление. По два участника каждой команды расшифровывают послание агента 007 с помощью П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов.

Учащиеся должны найти элементы с указанными номерами в таблице и записать в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий.

Для первой команды:

24

49

12 49




63




19

49

63










ч


















88

63

18

19

52

49

74







11

18



















ы





















Правильный ответ:













24

49

12

49




63

16

19

49

63




X

и

м

и

ч

е

с

к

и

е






88

63

18

19

52

49

74







11

18




е

а

к

т

и

в

ы




н

а

Для второй команды:

74

19




16




84

88

76

5

76

74







У




























18

52







11

63

3




79













ь













ь




я

!

Правильный ответ:

74

19




16




84

88

76

5

76

74

в

к

У

с




п

Р

О

б

О

в




18

52







11

63

3




79







а

т

ь




н

е

л

ь

3

я

!

После расшифровки учитель объединяет два отрывка, и получается фраза: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»

В то время, пока четверо (шестеро) учащихся расшифровывают послание агента 007 учитель проводит разминку с оставшимися участниками команд по следующим вопросам:

Для третьей команды

83

63

3

77

14

49







24

49

25

49

14



















Й






















3




25




93




16




23
















О




О




О




О













Правильный ответ

83

63

3

77

14

49







24

49

25

49

14

В

Е

л

И

К

И

Й

X

И

М

И

К







3




25




93




16




23













Л

О

М

О

Н

О

С

О

В









После расшифровки получается фраза: «Великий химик Ломоносов».



(за каждый правильный ответ начисляется 0,5 балла):

  1. Какой элемент всегда рад? (Радон)

  2. Какой газ утверждает, что он не он? (Неон)

  3. Какой элемент является лесом? (Бор)

  4. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)

  5. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран)

  6. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)

  7. Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний)

  8. Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород)

  9. Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? (Кислород)

Состязание третье. Эстафета.

На доске написано по 5 уравнений для каждой команды. Задача участников - по очереди расставить коэффициенты в уравнениях и указать тип реакции. Последним идет капитан, проверяя все уравнения.

1 - команда.

Fe (ОН)3 Fe203 + H20

СаО + HN03 Са (N03)2 + Н20

Na + H20 NaOH + Н2

P + 02 Р205

KOH + ZnCl2 KCl + Zn(OH)2

2 - команда.

Са (ОН)2+ CO2 CaC03+ Н20

Fe203 + Н2 Fe + Н20

Mg + HCl MgCl2 + H2

Al + 02 Al2O3

Ва (N03)2 + H2S04 BaS04 + HN03

3 - команда.

W03 + H2 W + H20

H2S04 + KOH K2S04 + H20

Cu(OH)2 CuO + H20

Fe + 02 Fe304

Na20 + P205 Na3P04

Li20, Mg, Al (0H)3, 03, As, Ba(N03)2, S, C02, N205, H2S03, Al2 (S04)3, N20, KHS,

Zn (OH)2, Al, Fe203, Mn2Ob Fe (OH)3, Si, HN02, СЮ3, Ag, Na3P04, MnО, P205, Ca (N03)2,

H2SiQ3, Cr (OH)3, Br20, C, Ba(OH)2, Si02, HCI.

Ответы:

I. а) кислотные оксиды

C02, N205, Mn207, P205, Si02

б) основания Al(OH)3, Zn (OH)2, Fe (OH)3, Cr (OH)3, Ba (OH)2

II. а) основные оксиды. Li20, BaO, Fe203, MnO;

б) средние соли

Ba(N03)2, Al2 (S04)3, Na3P04, Ca (N03)2.

III а) кислоты

H2S03, HN02, H2Si03, HCI

б) элементы-неметаллы. As, S, Si, C.

Во время выполнения задания учитель работает с залом:

«Загадки и ребусы Старца из форта Баярд».



Из меня состоит все живое.

Я - графит, антрацит и алмаз.

Я - на улице, в школе и в поле,

Я - в деревьях и в каждом из вас.

(Углерод)

Я - металл серебристый и легкий.

Я зовусь «самолетный металл».

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал.

(Алюминий)

Какой русский химик был знаменитым композитором? (Бородин)

Какое молоко не пьют? (Известняк)

Какой элемент наиболее всего распространен во Вселенной? (Водород)

Какой металл жидкий при комнатной температуре? (Ртуть)

Какой газ называется веселящим? (Оксид азота I)

Состязание последнее Кто последний?

Каждая команда по очереди отвечает на вопрос, не повторяясь. Кто дает последний ответ, тот выиграл!

1. Назовите драгоценные (благородные) металлы, используемые в науке и технике:

золото платина

иридий родий

осмий рутений

палладий серебро

2. Назовите неметаллы:



азот кислород теллур

аргон кремний углерод

астат криптон фосфор

бор ксенон фтор

бром мышьяк хлор

водород неон

гелий радон

иод селен

сера

Подведение итогов и награждение.

Жюри подводит итоги состязаний и называют:



  • Чемпиона НХЛ

  • Самого химически активного участника.

Посвящение в национальную химическую лигу

Учитель читает в слух клятву химика, а учащиеся ее повторяют.



Клятва химика.

Я, юный химик перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать. Помнить химические свойства любого вещества на Земле. Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть. Порошкообразные вещества не просыпать. Жидкие не проливать. Газообразные не выпускать наружу. Не тратить зря спирт в спиртовке.

Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев.

А если я нарушу свою клятву, то пусть меня покарает суровая рука НХЛ!

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Фейерверк в честь химиков!



В заключении мероприятия учитель демонстрирует опыт «Фейерверк».

(для опыта необходимо смешать равные к-ва КМп04, порошка железа, и древесного

угля. Насыпать смесь металлический наперсток и внести его в плане спиртовки.)

Закрытие чемпионата НХЛ.