Построение таблиц истинности - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Номер зачетки 314 на все задания. Мат. Логика 1 120.73kb.
Цель работы и исходные данные Краткие теоретические сведения 1 166.88kb.
Фрактальный анализ временных рядов и таблиц сопряженности 1 286.54kb.
Программа дисциплины Анализ данных и экономические расчеты средствами... 1 212.2kb.
Строевые упражнения Основные построения1 Построение колонну 1 28.27kb.
Построение циклического (n,k)-кода Цель лабораторной работы 1 600.56kb.
ОрганизАция таблиц фильтрации «без хранения адресов» в межсетевых... 1 82.91kb.
Урок 1 Тема урока : «Правила тб. Основные логические операции. 1 176.93kb.
Основные вопросы 1 24.54kb.
"Построение кластера высокой доступности на основе осрв qnx neutrino" 4 671.55kb.
Вопросы к экзамену по математической логике 1 19.34kb.
Определите истинность составного высказывания: (&)  1 57.75kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Построение таблиц истинности - страница №1/1

Тема: Построение таблиц истинности.

(10 класс)



Цели урока:

- закрепить понятия: логическое высказывание, логические операции;

- сформировать у учащихся навыки построения таблиц истинности (в том числе и с использованием электронных таблиц);

- закрепить навыки самостоятельной работы и работы в группе.



Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

- правила составления таблиц истинности:

- алгоритм построения таблиц истинности в электронных таблицах:

Учащиеся должны уметь:

- составлять таблицы истинности (в тои числе и с использованием электронных таблиц):

- работать с таблицами в Word.

Оборудование:

- ПК с установленным Microsoft Office,

- электронное пособие «Логика»,

- раздаточный материал: двухсторонние карточки: с одной стороны - «1» (ИСТИНА), с др. – «0» (ЛОЖЬ).


Ход урока.
I. Разминка.

1. С помощью мультимедийного проектора на экране изображается содержание страницы «Разминка». Здесь задание № 2. 3,4 – это домашнее задание, полученное учениками на прошлом уроке.

Проводится фронтальный опрос. Дети дают ответы двухсторонними карточками («1» и «0»).

Задания, вызвавшие затруднения учащихся, более подробно разбираются у доски. Возможно, опрос выявит ученика, слабо разбирающегося в теме. В этом случае можно дать поручение хорошо успевающему ученику подтянуть его , чтобы самостоятельная работа на следующем уроке была выполнена успешно.


Ответы на задания разминки:

№1


  1. да, истина;

  2. нет;

  3. нет;

  4. да, ложь;

  5. да, истина.

№2

Сначала устанавливаем истинность простых высказываний: А=1, В=0.

Затем составляем сложные высказывания и определяем их истинность.

F1 = A & B = 1 & 0 =0;

F2 = A v B = 1 v 0 =1;

F3 = A → B = 1 → 0 = 0;

F4 = A  B = 1  0 = 0.

№3


  1. 1 v 1 = 1;

  2. 0 v 1 = 1;

  3. 1 & 0 = 0;

  4. 0 & 1 v 1 = 0 v 1= 1;

  5. 1 & 1 & 0 = 0.

№4

  1. A → (B & C);

  2. ⌐A → ⌐B;

  3. (A → B) v (⌐A → C);

  4. A & ⌐B v ⌐A & B.

  1. Работа по группам, направленная на развитие кругозора и эрудиции школьников. Учитель предлагает детям разделиться на группы по 3-4 человека и выполнить следующие задания:

а) за 1 минуту подобрать ассоциации к слову «логично».

Дети записывают ответы, затем каждая группа по очереди зачитывает свой список.

Возможные ответы учеников:

Умно, рассудительно, грамотно, продуманно, мудро, и др.

б) привести примеры составных высказываний из выбранной области знаний:


  • русский язык;

  • математика;

  • физика;

  • экология;

  • информатика;

  • обществознание;

В течение 2-х минут группы обдумывают, а затем озвучивают примеры.
II. Изучение нового материала.

  1. Актуализация знаний.

A & (B & ⌐B → ⌐C)

- Как найти значение сложного логического выражения для любых значений логических переменных?

- Как построить таблицу истинности и как её использовать?


  1. Правила построения таблиц истинности. Рассматривается алгоритм построения таблиц. Подробно разбираются два примера у доски и в тетрадях учеников, особое внимание следует уделить исследованию порядка выполнения логических операций.

Пример 1:

F = A & ⌐B v ⌐A & B


A

B

⌐B

⌐A

A & ⌐B

⌐A & B

A & ⌐B v ⌐A & B

0

0

1

1

0

0

0

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

Пример 2:



F = A & (B & ⌐B → ⌐C)

A

B

C

⌐B

⌐C

B & ⌐B

B & ⌐B → ⌐C

A & (B & ⌐B → ⌐C)

0

0

0

1

1

0

1

0

0

0

1

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

1

1

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

0

1

1

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1



    1. Самостоятельная работа учащихся.

  1. Дети садятся за компьютеры, загружают электронное пособие «Логика» и самостоятельно решают упражнения страницы «Задания». На работу отводится 10 минут, затем ученики сохраняют файл.

Ответы на задания.

1) F= A → (B & C)



A

B

C

B & C

A → (B v C)

0

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

0

0

0

1

1

1

1

1

2) F= (A & ⌐B) v (⌐A & B)



A

B

⌐B

⌐A

(A & ⌐B)

(⌐A & B)

(A & ⌐B) v (⌐A & B)

0

0

1

1

0

0

0

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

0

0

0

0




  1. F= A & (B v ⌐B & ⌐C)

A

B

С

⌐B

⌐C

⌐B & ⌐C

B v ⌐B & ⌐C

A & (B v ⌐B & ⌐C)

0

0

0

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0

0

0

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0

0

0

1

1

2. Проводится минута релаксации: выключаем мониторы, закрываем глаза, слушаем спокойную музыку.


3. Ученики самостоятельно разбирают материал страничек: «Эксперимент» и «Как построить таблицу истинности в Excel», выполняется работа в электронных таблицах. При этом возможно некоторым ребятам понадобится индивидуальная помощь учителя. Файл с решением сохраняется для проверки, ребята записывают задание на дом. Задачу странички «Эврика» учитель предлагает выполнить сильным ученикам дома на отдельную оценку.


    1. Подведение итогов урока.

Оценивается работа класса, отмечаются отличившиеся ученики, выставляются оценки.
Список использованной литературы.

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11 кл. М.: БИНОМ Лаборатория знаний 2003г., - 512 с.

  2. Угринович Н.Д., Босова Л. Л. Практикум по информатике и информационным технологиям. М.: БИНОМ Лаборатория знаний 2002г., - 395с.

  3. Кузина Е. Б. Практическая логика. - М., 1996. - 160 с.

  4. Иванова И. А. Информатика 10 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004г. - 128 с.