Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев, изучающих экономическую теорию (экономикс) Часть II москва - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Практикум по русскому языку и культуре речи. Учебное пособие для... 1 61.12kb.
Кафедра региональной экономики и географии заведующая кафедрой 1 114.05kb.
Гиа по русскому языку: сочинение-рассуждение 1 30.66kb.
Учебное пособие для студентов пед вузов. / Под ред. Е. А. Быстровой. 1 31.57kb.
Планы семинарских занятий по курсу микроэкономика, часть 1 Для студентов... 1 124.35kb.
Пособие по латинскому языку. Для студентов фармацевтического отделения. 4 2296.46kb.
Пособие по латинскому языку. Для студентов фармацевтического отделения. 6 2507.57kb.
Закона о пребывании иностранцев в чр 1 60.66kb.
Учебное пособие по английскому языку 3 семестр краснодар 2012 Печатается... 4 1090.6kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 181.88kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы... 1 101.24kb.
Программа проекта по обучению предприимчивости 1 55.44kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Пособие по русскому языку для студентов-иностранцев, изучающих экономическую теорию - страница №1/2






В.В. Лукичева


ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ,

ИЗУЧАЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

(ЭКОНОМИКС)


Часть II

Москва


Издательство Российского университета дружбы народов

2000


В.В. Лукичева

Пособие по русскому языку

для студентов-иностранцев,

изучающих экономическую теорию

(экономикс)

Часть II

Москва


Издательство Российского университета дружбы народов

2000
Предисловие


Данная работа   вторая часть пособия по русскому языку для студентов-иностранцев, изучающих экономиче-скую теорию.

Пособие состоит из 10 уроков. В отобранных текстах раскрываются основные понятия макро- и микроэкономики.

Система заданий направлена на развитие навыков выделения основной информации текста, составления плана, полного и сжатого пересказа, построения монологического высказывания. В системе заданий представлены коммуника-тивные типы заданий (дать определение понятия; охарактеризовать понятие и т.п.). К ряду текстов даны вопросы, цель которых - не только проверка понимания текста, но и закрепление необходимой лексики и синтаксиса.

В заключительной части пособия даны контрольные задания и тесты, куда входят вопросы по содержанию обобщающего характера, дискуссионные вопросы, требующие доказать, опровергнуть, аргументировать мысль.




Первый урок

Т е м а I
Что изучает экономикс?
Активная лексика
Прочитайте слова и словосочетания. Обратите внимание на сочетаемость слов и структуру словосочетаний:

экономическая наука

политическая экономия

экономическая теория (экономикс)

принципы экономики

рынок


рыночная система

свободная рыночная система

экономический кризис

государственное вмешательство

прикладной характер

ограниченность ресурсов

безграничность потребностей

Прочитайте текст. Проследите за употреблением слов и словосочетаний, данных в активной лексике.
Что изучает экономикс?
“Экономическая наука, которая изучает становление и развитие “капитализма” и “социализма”, получила название “политической экономии”. Она была и остается самостоятельной научной дисциплиной.

Из нее выросла современная экономическая теория, получившая название “Экономикс”, которая излагает принципы экономики в свободной рыночной системе.

Курс “Экономикс” впервые начал читать А.Маршалл в 1902 г. в Кембриджском университете. В 1890 г. вышла его книга “Принципы экономикс”. Появление термина “эконо-микс” не случайно. Экономический кризис в конце XIX столетия и почти двадцатилетняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику.

А. Маршалл, воспевавший идею свободной конкуренции и рынка, не мог не ограничивать роль государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине.

Сегодня под таким названием выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории.

В российской экономической литературе до недавнего времени термин “экономикс” рассматривался как название буржуазной экономической науки.

“Экономикс” - понятие многозначное, характеризующие:

1) специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро- и макроуровне;

2) науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер;

3) цикл учебных дисциплин в вузах США и Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.

Это служит основанием разграничивать предмет политической экономии и экономикс.
Послетекстовые задания
Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. Что изучает политическая экономия?

2. Что изучает современная экономическая теория?

Задание 2. Дайте определение понятия “экономикс”, используя конструкции: что - это что; что называется чем.

Задание 3. Выпишите из текста предложения, в которых раскрывается смысл понятия “экономикс”.

Задание 4. Дайте ответ на вопрос: Сколько значений имеет понятие “экономикс”?

В ответе используйте выражения: а) в абзаце (в тек-сте) указывается, что...; б) во-первых, во-вторых, в-третьих.

Задание 5. а) Прочитайте и запишите следующие предложения:

1. Современная экономическая теория по объекту исследования, по методологии, по проблемам изучения, по практическим выводам принципиально отличается от традиционной политической экономии.

2. Экономикс исходит из ограниченности ресурсов и беспредельности потребностей человека и общества. Тем самым во главу угла ставится человек с его потребностями.

3. Традиционная политическая экономия во главу угла ставит так называемые объективные экономические законы, которые и выступают предметом ее изучения.

4. Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

б) Объясните, в чем состоит главное отличие современной экономической теории (экономикс) от политэкономии. В ответе используйте следующие конструкции:

что отличается от чего чем по чему;

отличие чего от чего состоит;

проявляется в чем;

выражается

в) Сопоставьте отличительные черты экономикс и политэкономии, используя известные вам конструкции:

в то время как;

тогда как;

же; а;

если... , то.

Второй урок

Т е м а II
Предмет и метод экономикс
Активная лексика
Прочитайте слова и словосочетания. Обратите внимание на сочетание слов. Проанализируйте структуру словосочетаний:

соответствие чего? чему?

соответствовать чему?

абстракция

знание

описательное (“эмпирическое”) знание



познание

теория


метод

метод индукции

гипотеза

метод дедукции

количественная зависимость

модель


моделирование

Прочитайте текст. Проследите за употреблением слов и словосочетаний, данных в активной лексике.
Предмет и метод экономической теории
Что” познается?
Предметом современной экономической теории является поведение, деятельность человека, субъекта с целью максимизации прибыли в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.
Как” познается?
Метод должен соответствовать особенностям предмета соответствующей науки. Экономические процессы не протекают в “чистом” виде. Поэтому в качестве основного средства их познания применяют абстракцию, т.е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого предмета.

Абстрактный подход не отвергает, а исходит из необходимости изучения реальных экономических явлений.

Факты - исходная база познания экономической реальности. Они могут выступать в виде данных статистики, информации о событиях, поведении людей, различных организаций и пр.

Можно взять какую-то ограниченную совокупность фактов и описать их, сравнив, к примеру, между собой. В результате возникает знание о какой-то отдельной стороне экономической действительности. Такое знание называется описательным (или “эмпирическим”).

Если подвергнуть изучению значительный массив фактов, имеющих отношение к различным сторонам экономической реальности, выявить их внутренние связи и зависимости, то полученное знание будет иметь теоретический характер. Теория - это целостное (системное) знание о предмете науки, выраженное системой категорий, принципов и законов.

Теория - более развитая форма знания, чем знание эмпирическое. В экономической науке оба эти вида знания находятся в неразрывном единстве.

Изучая действительность, экономическая мысль общества движется от фактов, их накопления, систематизации и обобщения к формулировке теоретических положений и принципов. Это и есть метод индукции - выведение теоретических положений и принципов из фактов, движение мысли от частного к общему.

Чтобы не “утонуть” в море фактов, осуществить их правильную группировку, обычно используют предварительно сформулированные принципы и теоретические предположения, которые называются “гипотезами”. Это позволяет фактам обрести концептуальную интерпретацию, а принципам и гипотезам - пройти проверку фактами. Такой познавательный прием носит название дедукции, что означает движение познания от теории к фактам, от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в реальном познавательном процессе их трудно разделить. Они взаимодополняют друг друга, обеспечивая действенность метода науки.

В экономике особую роль играют количественные зависимости. Они образуют содержание многих экономических явлений. Например, такое фундаментальное явление, как “доход”, возникает только как обязательное превышение над расходами, “спрос” выражается в количестве товаров, которое способны приобрести покупатели по определенной цене и т.д. Такая особенность предмета экономической науки обусловливает необходимость широкого применения в ней математики. Особенно этим отличаются современные теории.

Абстрактные обобщения экономических фактов, осно-ванные на применении математики, находят воплощение в моделях.



Моделирование - наиболее практичная сторона метода экономической науки.
Послетекстовые задания
Задание 1. Выпишите информацию о предмете и методе экономикс.

Задание 2. Составьте вопросы к тексту, кратко запишите ответы на них.

Задание 3. а) Вспомните сочетаемость слова “метод”.

б) Раскройте сущность метода дедукции и метода индукции, используя известные конструкции.

Задание 4. Аргументируйте тезис о необходимости применения в экономике математики и моделирования.

Третий урок

Т е м а III
Микро- и макроэкономика
Активная лексика
Прочитайте слова и словосочетания. Обратите внимание на сочетаемость слов. Проанализируйте структуру словосочетаний:

микроэкономика

макроэкономика

суперэкономика (мировая экономика)

экономическое поведение

совокупная экономическая активность

валовой национальный продукт (ВНП)

рыночный субъект

международная торговля

международная валютная система

международное разделение труда

Прочитайте текст. Проследите за употреблением слов и словосочетаний, данных в активной лексике.
Микро- и макроэкономика
В экономике существуют два совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения, - это макроэкономика и микроэкономика. Макроэкономика - это часть экономики, наука о хозяйстве в целом, это раздел в экономике как науке, в котором исследуется хозяйство в целом, это изучение совокупной экономической активности. Совокупная экономическая активность представляет собой общее количество экономических ценностей, произведенных в данной общественно-экономической формации в данное время. Мера совокупности экономической активности есть валовой национальный продукт.

Валовой национальный продукт - это общая стоимость всех экономических ценностей и услуг, которые производит общество в определенный период времени.

Вторым большим разделом в экономике является микроэкономика. Микроэкономика - это наука о потребителях и производителях как самостоятельных рыночных субъектах, о ценах и о том, как они функционируют на рынке. Макроэкономика очень точно отражает все, что происходит в экономике в целом. Микроэкономика же очень мало отражает то, что происходит во всей экономике, потому что, изучая ее, мы рассматриваем только небольшие ее части.

Кроме этих двух уровней анализа экономических проблем в настоящее время можно выделить также суперэкономику или мировую экономику, которая исследует экономические проблемы во всемирном хозяйстве. Сюда относятся проблемы международной торговли, международной валютной системы, международного разделения труда и другие.

Послетекстовые задания
Задание 1. Дайте определение понятий макроэкономика и микроэкономика.

Задание 2 . Ответьте на вопросы:

а) Что представляет собой совокупная экономическая активность?

б) Чем отличается макроэкономика от микроэкономики?

в) Что исследует суперэкономика?

г) Какие проблемы анализирует мировая экономика?

д) Что такое валовой национальный продукт?



Задание 3. Посмотрите на схему и скажите, что относится к макроэкономике, а что к микроэкономике.

IV

мировая экономика


экономика

всех государств














III

экономика страны



экономика всех предприятий и людей страны












II

экономика

предприятий




многочисленные объекты, производящие товары и услуги












I

личная и семейная экономика



квартира, дом, личное имущество, собственные деньги



Задание 4. Сравните ваш ответ со следующими данными.

  1. К микроэкономике относится экономика семей, людей, предприятий.

  2. К макроэкономике относится экономика страны и экономика мира.

Задание 5. Измените предложения, используя слова в скобках:

  1. Экономическую науку разделяют на макроэкономику и микроэкономику (состоять).

  2. Совокупная экономическая активность - это общее количество экономических ценностей, произведенных в данной общественно-экономической формации в данное время (представляет собой).

  3. Мера совокупности экономической активности есть валовой национальный продукт (являться).

Четвертый урок
Т е м а IV
Потребности общества
Активная лексика
Прочитайте слова и словосочетания:

производитель

потребитель

потребление

первичные потребности (низшие)

вторичные потребности (высшие)

свободные (даровые) блага

экономические (хозяйственные) блага



Прочитайте текст. Выполните задания к тексту.
Виды потребностей
Как известно, экономикс является специфической наукой, которая исследует то, как человек поступает, когда он является производителем и потребителем, как он решает вопрос удовлетворения потребностей для своего существования и потребностей других людей.

Потребности - это объективная нужда людей в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития организма и личности, требующая удовлетворения.

Удовлетворение - это процесс частичного или полного выполнения желания (потребности) потребителя.

Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей, процесс извлечения полезности, заложенной в ресурсе.

Потребности человека многообразны. Они делятся на первичные (низшие) и вторичные (высшие).

Под первичными подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т.д.

Вторичные потребности связаны с духовной, интеллектуальной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т.д.

Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Одни блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и в такой форме, что человеку для удовлетворения потребностей в них не требуется никаких усилий. Это свободные и даровые блага.

Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве. Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности, необходимы усилия человека на их добывание и приспособление к потребностям. Эти блага называются экономическими.

Удовлетворение потребностей является бесконечным процессом.

Человек никогда не может потребить столько, чтобы навсегда удовлетворить все свои потребности.


Послетекстовые задания
Задание 1. Измените предложения, используя слова в скобках:

  1. Потребности - это объективная нужда людей в чем-либо, требующая удовлетворения (называться).

  2. Потребности человека делятся на первичные и вторичные (подразделяться).

  3. Удовлетворение потребностей является бесконечным процессом (представлять собой).

Задание 2. Посмотрите на схему и постройте текст под названием “Экономикс - что это?”


Экономикс - это наука об...





































удовлетворении потребностей







Потребности безграничны































которая подразумевает потребление товаров и услуг













Это влечет

за собой выбор



























которые производятся с использованием редких ресурсов







Ресурсы ограничены









Пятый урок

Т е м а V
Экономические ресурсы
Активная лексика
Прочитайте слова и словосочетания. Обратите внимание на сочетаемость слов:

факторы производства

природные ресурсы (земля)

производственные ресурсы (капитал)

предприниматель

проблема выбора



Прочитайте текст. Выполните указания к тексту.
Экономические ресурсы
Экономические ресурсы включают людей и все то, что используется для производства товаров и услуг. В экономике эти ресурсы называются факторами производства. Их обычно делят на три основные группы.

  1. Природные ресурсы - это ресурсы, созданные природой, а не людьми. Понятие “земля” включает дары природы.

  2. Людские ресурсы - это совокупность усилий, практического опыта и знаний работающего населения. Эти ресурсы носят название “труд”.

  3. Производственные ресурсы. Понятие “капитал” охватывает все производственные ресурсы: заводы, оборудование, электростанции и т.д.

Многие экономисты включают в факторы производства еще один - предпринимателя. Предприниматель - это человек (или люди), организующий землю, труд и капитал в производственные единицы, которые называются фирмами.

Все экономические ресурсы, факторы производства обладают одним общим свойством: они имеются в ограниченном количестве. Эта ограниченность относительна и означает, что ресурсов меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития.

Ограничены определенным предметом и пахотные земли, и полезные ископаемые, и капитальные товары, и рабочая сила (рабочее время). Вследствие ограниченности ресурсов объем производства ограничен. Общественное производство не способно произвести весь объем товаров и услуг, который общество хотело бы получить. Ограниченность ресурсов относительна и потому, что исторически определенный уровень научно-технического прогресса (НТП) определяет границы использования того или иного ресурса, например, глубина переработки нефти.
Послетекстовые задания
Задание 1. Ответьте на следующие вопросы:


  1. Что такое факторы производства?

  2. На какие группы они делятся?

  3. Как называются природные, людские и производственные ресурсы?

  4. Как называется человек, организующий землю, труд и капитал в производственные единицы?

Задание 2. а) Назовите общее свойство всех экономических ресурсов.

б) Скажите, почему ограниченность ресурсов относительна.

в) Приведите примеры того, как НТП влияет на использование того или иного ресурса.

Задание 3. Измените предложения, используя слова в скобках:

  1. Земля и ее богатства относятся к природным ресурсам (составлять).

  2. Земля, вода, воздух, леса, флора, фауна - природные ресурсы (относиться).

Задание 4. Замените пассивную конструкцию активной:

  1. При производстве товаров и услуг земля, труд и капитал соединяются предпринимателем.

  2. Природные ресурсы используются людьми при создании товаров и услуг.

  3. Капитальные ресурсы могут быть использованы при производстве других товаров и услуг.

Задание 5. Замените активную конструкцию пассивной:

  1. Термин “капитал” бизнесмены часто используют для обозначения денег.

  2. Люди создают физический капитал для производства товаров и услуг.

Задание 6. Прокомментируйте следующие положения.

  1. Ограниченность экономических ресурсов относительна.

  2. Ограничены определенным предметом и пахотные земли, и полезные ископаемые, и капитальные товары, и рабочая сила.

  3. Ресурсов меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей.

Задание 7. Составьте назывной план текста.

Шестой урок

Т е м а VI
Типы экономических систем
Активная лексика
Прочитайте слова и словосочетания. Обратите внимание на сочетаемость слов. Проанализируйте структуру словосочетаний:

командная экономика

смешанная экономика

рыночная экономика

личная выгода

цена


ценовой механизм

ограниченная роль правительства

плановое распределение

рынок


спрос

предложение

право

право владеть



право управлять

право распоряжаться

фирма

открывать - открыть фирму



право выбирать род занятий

максимизировать прибыль, доход

экономика свободного предпринимательства

функция государства

экономические функции

Прочитайте текст. Обратите внимание на употребление активной лексики.
Типы экономических систем
Человеческое общество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем. Экономические системы делятся на три типа: рыночная экономика, командная экономика и смешанная экономика.

I. Рыночная экономика.

Любая структура, которая дает возможность покупателям вступать в контакт с продавцами, называется рынком. Рыночная экономика дает людям свободу покупать, что они хотят, и продавать произведенные ими товары. Цены определяются уровнем спроса на товары и услуги и их количеством, предлагаемым на продажу, т.е. рыночными факторами спроса и предложения.

Характеристики рыночной экономики:



1. Частная собственность.

Человек имеет право владеть, управлять и распоряжаться землей, зданиями, оборудованием и другими природными и созданными людьми факторами производства. Именно благодаря этой особенности рыночную экономику называют капиталистической.



2. Свобода выбора.

Люди имеют право открывать свои фирмы, сами решать, что и как производить; рабочие могут свободно выбирать род занятий, потребители - тратить доходы по своему усмотрению.



3. Личная выгода.

При рыночной системе люди могут делать то, что им выгодно: фирмы - максимизировать прибыли, рабочие - свои доходы, а потребители - удовлетворить свои желания.



4. Ценовой механизм (конкуренция).

В рыночной экономике изменения спроса и предложения товаров и услуг вызывают колебание цен. Именно изменения цен приводят к перераспределению экономических ресурсов.

5. Очень ограниченная роль государства.

Рыночную экономику часто называют экономикой свободного предпринимательства, где слово “свободный” означает свободный от “государственного контроля”. В рыночной экономике у государства очень мало экономических функций. По мнению сторонников рыночной экономики, главная функция государства - обеспечивать оборону страны и поддерживать правопорядок. Сюда можно отнести, например, Гонконг.



II. Командная экономика.

Ее называют так потому, что государство имеет право командовать экономическими ресурсами страны. Оно полностью регулирует использование ресурсов. Именно государство решает, как использовать землю, рабочую силу и капитал. Оно имеет право решать, что производить, как производить, для кого производить.

Сюда относят бывший СССР, Албанию и др.

Особенности командной или тоталитарной экономики:



  1. Государственная собственность.

Самой важной характеристикой командной экономики является государственная собственность на средства производства. Земля и все виды капитала принадлежат государству. Частная собственность ограничена личным имуществом, хотя иногда малые предприятия принадлежат частным лицам, а крестьянам разрешается иметь небольшой участок земли и продавать свою сельскохозяйственную продукцию на рынках.

2. Плановое производство.

Производство работает в соответствии с государственным планом. Ресурсы распределяются по указаниям правительства. В такой экономической системе использование ресурсов определяется государством. (При рыночной экономике ресурсы получает тот, кто больше заплатит: процветающие фирмы могут предложить более высокую цену за землю, труд и капитал).



3. Цены.

В централизованной плановой экономике цены не зависят от колебаний спроса и предложения: они назначаются государством. (В рыночной экономике нехватка товара вызывает повышение его цены). При командной экономике дефицит приводит к введению карточной системы в разных формах.



4. Прибыли.

В рыночной экономике главным стимулом для производства товаров и услуг является получение прибыли. В командной экономике предприятия не принадлежат частным лицам: нет акционеров. Производство работает не ради прибыли: предприятия выпускают ту продукцию, которая, по мнению государства, лучше всего отвечает интересам народа.



III. Смешанная экономика.

В реальной жизни нет чисто плановой экономики. В централизованной плановой экономике бывшего СССР и стран Восточной Европы можно было найти некоторые черты рыночной экономики: в какой-то степени использовался ценовой механизм. Например, если в отрасли или в регионе ощущался недостаток рабочей силы, то рабочие ехали туда, если им предлагали более высокую заработную плату.

Нет также примеров полностью свободной рыночной экономики. Во всех так называемых рыночных экономиках государство в значительной степени контролирует экономическую деятельность.

Поэтому справедливо утверждение, что в большинстве стран современного мира существует смешанная экономика. Она имеет и государственный, и частный секторы: одни предприятия принадлежат государству, другие - частным лицам.

Государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка.

Сюда относят развитые страны, в том числе США, Англию, Францию и др.


Послетекстовые задания
Задание 1. Ответьте на вопросы:

  1. На какие типы делятся экономические системы?

  2. Что такое рынок?

  3. Почему экономические системы называются “рыночная”, “командная” и смешанная?

  4. Что характерно для каждого типа экономики?

  5. Какая экономика существует в большинстве стран современного мира?

Задание 2.

  1. Назовите характеристики рыночной экономики.

  2. Перечислите особенности командной экономики.

  3. Расскажите о роли государства в различных экономиках.

Задание 3. Закончите предложения, используя глаголы владеть, принадлежать и слово которая в нужной форме.

  1. Частная (личная) собственность - это собственность, ...

  2. Государственная собственность - это собственность, ...

Задание 4. Измените предложения, используя слова в скобках:

  1. Частная собственность - это собственность, которая принадлежит частному лицу (владеть).

  2. Государственная собственность - это собственность, которая принадлежит государству (распоряжаться).

  3. Каждый человек владеет какой-нибудь собственностью (иметь).

  4. Человек может быть собственником земли (владелец).

  5. Даже самый бедный человек чем-нибудь владеет (принадлежать).

  6. Рыночную экономику определяет частная собственность (характерна).

  7. В рыночной экономике средства производства принадлежат частным лицам (владеть).

  8. Происходят изменения и в экономиках некоторых “командных” стран (изменяться).

Задание 5. Замените активные конструкции пассивными:

  1. Рыночную экономику определяет частная собственность.

  2. Плановики определяют объем и рост производства.

  3. Рыночные факторы спроса и предложения определяют цены.

  4. В командной экономике государство определяет использование ресурсов.

Задание 6. а) Рассмотрите схему:


Рыночная

экономика






Смешанная

экономика






Командная

экономика

































Ее характеристики:

- частная собственность

- свобода выбора

- личная выгода

- ценовой механизм

(конкуренция)

- ограниченная роль

правительства





Сочетает

характеристики рыночной и

командной

экономики




Ее характеристики:

- государственная

собственность

- плановое произ-

водство (ресурсы

распределяются

по указаниям

правительства)

-плановое распреде-ление (цена назначается правительством)












































Характеризуются различными спо-собами решения основных эконо-мических проблем:

1. Что произво-

дить?

2. Как произво-



дить?

3. Для кого про-

изводить












б) Опишите схему, используя изучаемые конструкции.

в) Расскажите о трех типах экономических систем.

г) Сравните три типа экономических систем,

используя известные вам конструкции.

Седьмой урок

Т е м а VII
Свободный рынок
Активная лексика
Прочитайте слова и словосочетания. Обратите внимание на сочетаемость слов. Проанализируйте структуру словосочетаний:

предпринимательская деятельность

акция

купить - продать акции



процент, уплата процента

абсолютная мобильность (подвижность) ресурсов

свободное ценообразование

рыночная цена

монополизм

свобода конкуренции

норма прибыли

рынок труда

рынок капиталов

финансовая система

денежная система

открытость внешнему рынку

политическая стабильность

Прочитайте текст. Проследите за употреблением слов и словосочетаний, данных в активной лексике.
Идеальная” модель рыночной экономики
Режим свободного рынка предопределяется наличием ряда обязательных условий.

Первое из них состоит в том, что занятие предпринимательской деятельностью должно быть открыто для любого желающего. Каждый человек должен иметь право стать предпринимателем в той или иной форме: купить акции, недвижимость, открыть свой счет в банке, начать свое дело, равно как и прекратить его. Такая свобода предпринимательской деятельности требует полной самостоятельности и независимости экономических субъектов. Одновременно свобода предполагает и всю полноту ответственности за результат своей хозяйственной деятельности. Каждый экономический субъект оперирует ресурсами, принадлежащими ему самому, либо заемными средствами, подлежащими возврату в определенный срок с уплатой процента, а также получает выгоды (или несет убытки) в связи с реализацией произведенных товаров и услуг на свободном рынке.

Второе условие заключается в абсолютной мобильности, подвижности всех видов ресурсов. Никто и ничто не должно сдерживать перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные.

Третье условие функционирования свободного рынка состоит в свободном ценообразовании. Свободные цены - это “сердце” рыночной экономики. Они передают информацию о колебаниях конъюнктуры, стимулируют применение наиболее экономических методов и технологий производства, распределяют и перераспределяют доходы.

Четвертое условие свободного рынка составляет отсутствие любых видов монополизма и полная свобода конкуренции. На рынке каждого вида товара действует ничем неограниченное количество производителей - продавцов, равно как и покупателей. Отсутствие монополизма лишает любого производителя каким бы то ни было способом влиять на рыночные цены. Кроме того, каждый участник рыночных отношений должен обладать информацией о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли, положении на рынке труда и капиталов. Это позволит ему сделать наилучший выбор при вложении капиталов и других средств, а также приобретении товаров на наиболее выгодных условиях.

Наряду с перечисленными условиями большое значение имеют и такие, как устойчивость финансовой и денежной системы страны, открытость внешнему рынку, политическая стабильность и др.

Нетрудно догадаться, что в чистом виде рынок, основанный на системе “совершенной конкуренции”, не существует ни в одной стране. Это теоретическая модель, в которой нет места таким явлениям, как монополия, инфляция, перепроизводство, безработица.

Ценность модели “чистого рынка” не в том, что она сразу объясняет нам ход реальных экономических процессов, а в том, что она делает понятными существенные черты рыночной экономики и ее коренные отличия от экономических отношений административного типа.


Послетекстовые задания
Задание 1. Запишите следующие определения и запомните их:

  1. Свободный рынок - это самостоятельная, саморазвивающая и саморегулирующая система, в которой люди делают то, что они сами решают делать.

  2. Деньги - это средство оплаты товаров и услуг, средство изменения стоимости, средство платежа, средство сохранения (накопления) стоимости, средство осуществления международных деловых операций.

  3. Спрос - это то количество продукта, которое хотят и могут приобрести покупатели.

  4. Предложение - это количество продукта, которое предлагают (т.е. вынесли на рынок для продажи) продавцы).

  5. Цена - это количество ресурса, которое человек должен отдать, чтобы обрести продукт или услугу.

  6. Себестоимость - это денежное выражение стоимости затрат предприятия на производство и реализацию произведенной им продукции.

  7. Стоимость - это то, каким покупатели ощущают продукт.

  8. Равновесие - это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.


Задание 2. 1. Найдите в тексте предложения, в которых используются данные ниже конструкции:

что определяется чем

что предполагает что
что состоит в чем

что заключается в чем


что составляет что

что состоит в том, что

2. Трансформируйте последнее предложение в тексте, употребив необходимую конструкцию.
Задание 3. Опираясь на содержание текста, обоснуйте следующие положения:


  1. Свободные цены - это “сердце” рыночной экономики.

  2. Каждый участник рыночных отношений должен обладать информацией о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли, положении на рынке труда и капиталов.

  3. Большое значение имеют устойчивость финансовой и денежной системы страны, открытость внешнему рынку, политическая стабильность.

  4. В чистом виде рынок, основанный на системе совершенной конкуренции, не существует ни в одной стране.


Задание 4. Перечислите условия функционирования свободного рынка, используя известные вам способы.


Восьмой урок

Т е м а VIII
Безработица
Активная лексика
Прочитайте словосочетания. Обратите внимание на сочетаемость слов. Проанализируйте структуру словосочетаний:

временная незанятость

экономически активное население

увеличивать спрос на труд


фрикционная

структурная

скрытая безработица

сезонная


цикличная

естественная


пособие по безработице

центр занятости

биржа труда

Прочитайте текст. Обратите внимание на употребление словосочетаний, данных в активной лексике.
Причины и виды безработицы

Политика занятости
Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых,экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу. В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. Наконец, в-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности, рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы.



Фрикционная безработица (от англ. friction) - трение, разногласие) связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина данной формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определенное время для “взаимного поиска”.

Структурная безработица связана с изменениями в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие - уменьшается (а безработица возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства, отноятся сельское хозяйство и строительство.

Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.

Наконец, скрытая безработица. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные отпуска.

Структурная и фрикционная безработица определяет ее естественный уровень. Другими словами, сумма фрикционной и структурной безработицы равняется естественной безработице. Поэтому полная занятость - это отсутствие циклической безработицы, но наличие естественной безработицы.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери).

Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда.



Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработицы.

Оценивая безработицу как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики, данное явление - объективная необходимость. Но государство должно “амортизировать” ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы.


Послетекстовые задания следующая страница >>