«последний квартет бетховена» В. Ф. Одоевского проблема жанрового своеобразия - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Последний Герой: интермедия о да, мы по настоятельной просьбе наших... 1 319.52kb.
Драматургия образов в увертюре «Эгмонт» Л. В. Бетховена 1 43.78kb.
Бернард Вербер Последний секрет a ch «Вербер Б. Последний секрет» 12 3328.67kb.
Интересные факты 1 52.48kb.
Карен кавалерян «бестселлер» пьеса-квартет действующие лица 2 595.4kb.
Билеты Особенности и основные тенденции в развитии русской поэзии... 4 1317.68kb.
Модель телефонного аппарата Квартет 320 1 6.99kb.
Урок литературы «Трагедия Катерины Кабановой» 1 88.82kb.
Нейропсихологический подход к исследованию дисграфий у младших школьников. 1 127.88kb.
Франц Шуберт 31. 01. 1797 года Лихтенталь, близ Вены- 19. 11. 1 47.92kb.
Краткое описание сюжета сказки Гофмана 1 97.46kb.
Министерство культуры Республики Татарстан Казанская Государственная... 1 29.51kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

«последний квартет бетховена» В. Ф. Одоевского проблема жанрового своеобразия - страница №1/1

«ПОСЛЕДНИЙ КВАРТЕТ БЕТХОВЕНА» В.Ф.ОДОЕВСКОГО –

ПРОБЛЕМА ЖАНРОВОГО СВОЕОБРАЗИЯ.


Ющенко Н.Д., ученицы 10«а» ГОУ Вологодского Многопрофильного Лицея

Руководитель – Баринова Е.А., учитель литературы

ГОУ Вологодский Многопрофильный Лицей
Владимир Федорович Одоевский – талантливый прозаик, эстетик, литературный и музыкальный критик. Многие его произведения посвящены музыке, композиторам, музыкальным инструментам. Для него музыка нечто большее, чем просто звуки. Она больше, чем живопись или скульптура, она способна выразить «невыразимое», то есть самое глубокое в человеке. И «Последний квартет Бетховена» - это не просто новелла о произведении великого композитора, Одоевский показал в этом рассказе своё трепетное отношение к музыке, и в то же время создал яркое литературное произведение, в чем-то уникальное по содержанию и форме.

Цель моей работы - выявить черты романтической новеллы в произведении «Последний квартет Бетховена» и рассмотреть это произведение как жанр художественной биографии.

Для написания работы мне нужно было выполнить следующие задачи:


  • подобрать действительно нужную библиографию по данному вопросу о творчестве Одоевского и частично Бетховена

  • ознакомиться со статьями, материалами и работами, в которых рассказывается о творчестве писателя, и раскрываются теоретические аспекты.

  • Провести собственное исследование: выявить черты романтической новеллы, соотнести «Последний квартет Бетховена» с разновидностями художественной биографии.

Исследуя новеллу, я пользовалась тремя методами: историко – литературным методом, методом структурного анализа и сопоставительным анализом.

В.Ф. Одоевский – писатель, творивший в рамках романтического метода. В XIX веке в Романтизме существовали противоречия, которые находились в историческом соответствии с идеологией широких общественных движений первой половины XIX столетия.

В литературе Романтизма появились наряду с лирико-философскими сказками и романтическими поэмами романтические новеллы, которые оставили свой след в истории развития литературы. Именно с этим жанром и связан «Последний квартет Бетховена», входящий в сборник «Русские ночи».

Главным произведением В.Ф.Одоевского считаются «Русские ночи». Это сборник рассказов на различные темы. Основной тон «Русских ночей» пессимистический, но, тем не менее, заканчиваются они достаточно положительно. Россия призвана спасти дух Европы; ее свежие силы, по мысли писателя, уберегут его от умирания. В ней и через нее совершится возрождение культуры. Возрождение это Одоевский понимает несколько внешне. Ему кажется, что для того, чтобы воссоединить в одно целое распадающиеся части культуры, достаточно просто сложить их вместе. Но сама идея сохранения и возрождения культуры актуальна и по сей день. Не случайно важнейшее место в сборнике занимает тема искусства.

«Последний квартет Одоевского» - это новелла. Но, жанр новеллы был не характерен для российской литературы. Распространенность новеллы как жанра традиционно характеризовала художественную культуру позднего европейского романтизма. Новелла привлекала романтиков тем, что она была способна предложить решение в самых безвыходных ситуациях, найти выход там, где, казалось, его нет. Новелла разрушала консерватизм. Эти новые идеи мы можем увидеть в новелле Одоевского.

Для новеллы характерен эффект поворота событий, который требовал краткости расстояния между завязкой и развязкой. Мы видим это в произведении.

Яркая черта новеллы – ее связь со сказкой. В новелле "Последний квартет Бетховена" причудливо смешаны фантастическое и действительное, исторические факты и вымысел.

«Последний квартет Бетховена» - не только романтическая новелла, но и портретный очерк о Бетховене. Замысел произведения, посвященной Бетховену, возникает у Одоевского вскоре после получения известия о смерти композитора. В письме к М. П. Погодину от 29 апреля 1827 г. Одоевский писал, что информации о Бетховене слишком мало, и именно это его и заинтересовало. Судя по всему, обещанная статья и была задуманным рассказом о "музыкальном характере" Бетховена. “Бетховен открыл мне в музыке новый мир, подобно тому, как английский поэт показал мне новый мир в поэзии”- Гектор Берлиоз. Одоевский видел нечто особенное в этом композиторе.

«Последний квартет Бетховена» - пример художественной биографии. Одоевского привлекала художественная биография тем, что в ней было возможно описание незадокументированных событий прошлого, стремление к пониманию действий героев. Автор творчески проникся в глубочайший смысл судьбы Бетховена, в его наследие. Бетховен оставил глубочайший след в истории музыкальной культуры человечества. Его называли “страдающая земля”. Нельзя не заметить факт сильной идеализации Бетховена.

Биографическое произведение в романтизме отличает тонкое сочетание элементов правды и вымысла. В ткань художественного произведения ввелись вымышленные эпизоды, поэтому мы не можем смело утверждать факт правдивость новеллы Одоевского. Всем известный факт смерти композитора рассказан в художественном произведении с использованием средств выразительности и фантазии автора.



И Бетховена, и Одоевского связывало творчество, музыка. Именно поэтому родилось произведение «Последний квартет Бетховена». В.Ф.Одоевский был неравнодушным человеком. Он не мог принять потребительского отношения к искусству. Благодаря чему и появилось замечательное произведение “Последний квартет Бетховена”.