Половое воспитание дошкольников - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Половое воспитание дошкольников - страница №1/1

Половое воспитание

дошкольников.


Чтобы половое воспитание было успешным, родителям надо знать прежде всего физиологические особенности полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.

Что же является нормальным в сексуальном (половом) развитии ребенка? Например, у мальчиков до года наблюдается эрекция (напряжение) полового члена. Ее появление обычно обусловлено раздражением рефлексогенных вон в области половых органов при их воспалении или перед мочеиспусканием. Эрекция значительно учащается в возрасте 2-3 года.

У детей дошкольного возраста во время обмывания, обтирания кожи в области половых органов или при трении узкими брюками, рейтузами может пробудиться половое ощущение. В этом возрасте проявляется половое влечение. Дети по-разному ведут себя с представителями своего и противоположного пола. Например, мальчик дерется с другими мальчиками, обижает их, девочек или не трогает, или относится к ним с чувством нежности.

Уже в дошкольном возрасте необходим дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, будущих мужчин и женщин. В любой семье отец и мать по-разному относятся к дочери и к сыну, мальчику покупают одни игрушки, девочкам – другие, поручают выполнять неодинаковую домашнюю работу. Игры детей разные, непохожие. Мальчики чаще всего играют в войну, подражая героям, а девочки – в куклы, которых они и покормят, и спать уложат, и песенку им колыбельную споют. Так неосознанно формируется характер будущей матери – воспитательницы.

Воспитание сына в семье – это прежде всего воспитание будущего гражданина, мужа и отца. Если мы сумеем с раннего возраста воспитать у мальчиков уважение к матери, бабушке, сестре, то впоследствии они с уважением я чуткостью будут относиться и к девушке, жене.

В каждой семье отношение к мальчику должно быть строже, выше требования к его физической силе и выносливости, решительности, смелости; поражения и неудачи следует критиковать резче. Будущих мужчин с раннего детства необходимо готовить к преодолению жизненных трудностей. Уже тогда, когда малыш пытается сам справиться с ними, нужно дать ему возможность испытать себя.

… Трехлетний Вова защищает цыплят от кошки. Упал и ушиб коленки. А навстречу к нему уже спешат мама, бабушка.

– А сыночек ты наш, а внучек дорогой, да как же это ты?

Не стоит так сочувствовать ребенку. Конечно, без синяков и шишек не обойтись. Но самое главное то, что трудность преодолена. Цыплята спасены в понятии Вовы.

Малышу можно задать вопрос: «Зачем нужна сила?» Ответ должен быть: «Для защиты слабых».

Благородный смысл мужской силы дети должны видеть сызмала. Сильный человек всегда помогает тому, кто слабее. Этим воспитывается внимательное отношение к девочкам.

– … Четырехлетняя Ира медленно застегивает пуговицы, а Олег уже давно оделся.

– Ира, дай я тебе помогу.

Олег бережно начинает своими ручонками застегивать пуговицы на пальто Ирины. Выполнив свой «мужской долг», мальчик пропускает девочку вперед и отправляется вместе с ней на прогулку.

Воспитателям в детских садах, родителям дома стоит вырабатывать у мальчиков хорошую привычку помогать девочке, как более слабой, пропускать её вперед, и эту привычку впоследствии поддержать в школе. Тогда восемнадцатилетнему юноше не нужно будет думать о том, как правильно вести себя с девушкой, у него с детства будет выработан навык культурного общения.

Подать девочке (девушке) пальто, пропустить ее вперед – это признак культуры и уважения. Уважения не только к ней, но и к самому себе. Ведь это не трудно, но зато как приятно – ощутить себя сильным, заботливым, добрым. Уже с раннего возраста важно требовать от мальчиков, чтобы они защищали девочек, уступали им место, помогали выполнять более тяжелую физическую работу. Пусть такое отношение войдет у мальчиков в привычку еще задолго до того, как они начнут интересоваться вопросами пола.

Необходимо и у девочек воспитывать правильное отношение к мальчикам. Девочка должна нежно, ласково относиться к мальчику, утешить его, узнать, почему он плачет, т. е. проявлять чуткость, внимательность, заботливость.

У детей дошкольного возраста появляется стремление в общению с лицом противоположного пола. Уже в три года ребенку очень нравится какой-нибудь мальчик или девочка (причем мальчику – девочка, девочке – мальчик). Мотивы дружбы у детей разные:

– Хотел бы играть с Наташей, потому что она красивая и очень добрая. Она мне нравится.

– Хотела бы играть с Сережей, потому что он хорошо танцует.

В дошкольном возрасте у девочек появляется желание наряжаться, украшать себя. Они, подражая взрослым, красят губы, подводят брови, хотят быть красивыми. Надо не высмеивать раннее стремление девочек к красоте, а прививать им основы хорошего вкуса, чувство меры и т. д. Вот тут-то половое воспитание непосредственно связано с эстетическим.

У детей дошкольного возраста четко формируется понятие половой принадлежности, воспитатели и родители должны подходить к ним дифференцированно: «Ты должен поступать так, потому что ты мальчик», «Как тебе не стыдно так себя вести: ведь ты девочка!»

Формированию понятия половой принадлежности способствует то, что взрослые постоянно подчеркивают: это дядя, это тетя, это маленькая девочка, мальчик. Позже ребенок уже способен изучать и сравнивать окружающие предметы, строение своего тела. Он уже знает и назначение многих органов тела (глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать, и т. д.). В 3-4 года ребенок утвердительно заявляет) «Я мальчик» или «Я девочка», а в случае, если это отрицается (например, в шутку взрослыми), может приводить в доказательство факт наличия или отсутствия соответствующего признака.

В дошкольном возрасте у детей наблюдаются игры с сексуальным содержанием. Дети играют, например, в «дочки-матери», «папы и мамы», «свадьбу», «доктора»: делают уколы, измеряют температуру, ставят клизмы, Маленькие девочки иногда подкладывают под платье различные вещи и заявляют: «А у меня будет ребеночек». Огорчаться не следует: дети используют в игре то, что видели или слышали. Они даже не понимают смысла и значения этих действий. Желая играть с маленьким ребенком, девочка начинает подражать взрослым. По-видимому, в такие игры чаще играют девочки, которые очень любят маленьких детей и с нетерпением ждут появления братика или сестрички.

В поведении дошкольника могут проявиться особенности, которые вызывают у родителей неопределенную реакцию, даже панику. Например, дети могут играть с половыми органами, показывая их друг другу. Более старшему ребенку необходимо разъяснить, что половые органы ему не следует трогать без естественной надобности и не разрешать этого делать посторонним людям, кроме родителей и врача. В подобных играх ребенок исследует свое собственное тело или рассматривает те же части тела у своих товарищей.

Если ребенок постоянно занят интересными играми, у него не появляется усиленного интереса к своему телу: внимание переключается на другие занятия. Обычно проявляют чрезмерный интерес к частям своего тела дети, которым мало уделяют внимания и ласки.

Чем естественнее условия, в которых воспитывается ребенок, чем реже его изолируют от сверстников, тем меньше внимания он уделяет половым органам и играм, с ними связанным. Взрослые должны запрещать подобные игры, особенно если в них участвуют дети с большими возрастными различиями.

Дети могут интересоваться, почему половые органы имеют разное строение. Следует объяснить им, что органы для мочеиспускания устроены по-разному потому, что мальчики и девочки не должны быть одинаковыми.

Если в семье есть грудной ребенок, то дети видят половое сходство или различие и воспринимают это как должное. Желательно, чтобы они присутствовали при раздевании или купании ребенка.

У дошкольников половое ощущение могут вызвать поцелуи, особенно в губы. Часто родители целуют маленьких детей в губы и другие части тела. Это может привести к нежелательным последствиям. У ребенка много «пунктов» для поцелуев, но взрослые почему-то стремятся его поцеловать в губы. Так, девочка четырех лет на вопрос, кто из родных ей больше всего нравится, ответила: «Дядя Юра, он вкусно целуется». Маленькая девочка уже определяет вкус поцелуев. Поэтому следует запретить поцелуи в губы.

Во время бесед и лекций для родителей приходится часто слышать: «Что сказать, если дети спрашивают, как они появились?» Как отвечать на эти и подобные им вопросы?

Действительно, приходит время, когда подросшие ребята спрашивают и настойчиво ищут ответа на вопросы: «Откуда появился маленький братик? Откуда берутся дети?» Эти вопросы нередко приводят родителей в смятение: им кажется, что ребенок слишком быстро развивается и интересуется тем, что ему еще рано знать.

Прежде чем отвечать на такие вопросы, нужно спросить ребенка, зачем ему захотелось это узнать. Иногда оказывается, что малыша волнует вовсе не то, как он появился на свет. Ребенок хочет узнать, откуда он приехал на эту улицу или в дом, где живет. Например, Толя поинтересовался у отца: «Откуда я взялся?» Отец объяснял очень долго и путанно, а мальчик закончил этот разговор сам, сказав: «А вот обезьянка взяла и приехала из Африки». Дело в том, что накануне этой домашней беседы в дошкольном учреждении читали рассказ Чеслава Янчарского «Мишка Ушастик в детском саду».

Вопросы, которые задают дети, чаще всего, проявление любознательности и связаны с впечатлениями их от внешнего мира, наблюдениями. Малыш слышит, что у соседки родился ребенок, видит, как и его собственная мать шьет распашонки или пеленки для будущего братика или сестрички, упоминание о которых он улавливает в беседе взрослых между собой. Детей интересует сам факт рождения человека, и не более. У нормально развивающегося ребенка никакого сверхособого интереса к половым вопросам нет.

Ребята замечают изменение фигуры матери. Так, пятилетний Миша заявляет: «Мамочка, какая ты стала толстая!» Мать правильно ответила: «Скоро у тебя будет маленький братик или сестричка. Сейчас он растет у меня в животике, а как вырастет, родится». Ответ удовлетворил мальчика, и он с нетерпением стал ждать появления маленького ребенка.

Малышам необходимо говорить только то, что они хотят знать. Отвечать на вопросы нужно серьезно, спокойно, коротко. Ответ должен быть ясным: дети появляются и растут в животе у мамы. Вначале они очень маленькие, постепенно растут и, когда становятся большими, их отделяют от мамы. Для того чтобы отделить ребеночка от мамы, ей придется лечь в больницу. Этот ответ достигнет цели: ведь малыш слышал из разговоров взрослых, что мать собирается в больницу и что в семье скоро появится ребенок.

При объяснении нужно идти от известного к неизвестному. Например, легче объяснить рождение ребенка сельскому мальчику или девочке: ведь они бывают свидетелями, как вылупливаются цыплята, как кошка «окотилась» и т. д. Городскому ребенку труднее объяснить это.

Немецкий ученый Гунтер Фейстель привел такой пример разумного ответа на вопросы пятилетнего мальчика. Вначале отец показал сынишке размножение бабочек, затем во время прогулки в лесу – высиживание птенцов птицами, потом – семейство кроликов. Сын спросил: «А кролики тоже из яиц вылупливаются?» Отец объяснил: «Крольчата такие маленькие, что живут сперва в теле матери». Тогда сам ребенок догадался, почему у его приятеля была такая толстая кошка, а после появилось пять котят. Но малыша мучит вопрос: сам-то он не помнит, как появился на свет. «Конечно, не помнишь! Ты был совсем маленький, несмышленыш. Но мы ждали тебя и были очень рады, что ты родился». Малыш был полностью удовлетворен и больше не задавал никаких вопросов.

Часто ребенок верит, что его нашли в капусте, затем и сам продолжает долго искать кого-либо в капусте.

На вопрос дочери «Откуда я появилась?» мать ответила: «Аист в клюве принес и бросил через дымоход в дом». С тех пор девочка постоянно заглядывала в дымоход, а вечером, прежде чем лечь спать, обязательно открывала дымоход. Так было до 10 лет, а потом… Девочка долго переживала родительский обман.

Еще пример. На вопрос одиннадцатилетней Тамары «Откуда я появилась?» мать дала правильный ответ. Но когда последовал вопрос: «А как же ребенок на свет появляется?» – женщина не нашла нужных слов и сказала, что ребенка извлекают путем оперативного вмешательства. Девочка побледнела, сильно задумалась. Тогда мать добавила: «А вообще, в большинстве случаев обходится без оперативного вмешательства: развязывается материнский пупок, и ребенок появляется на свет». Тамара облегченно вздохнула и верила словам матери до 14 лет. И когда школьные подруги старались ее разубедить,- это не помогло. Ведь ее мама никогда не обманывала. Поэтому, узнав истину, девочка почувствовала большую обиду на мать.

Ответы взрослых должны быть простыми и естественными. При этом родителям надо реагировать на вопросы детей так, чтобы прежде всего исключить всякое собственное удивление и смущение, а также строгость и возмущение. Ответы и пояснения, которых ждут дети, должны исходить из естественных законов природы и ни в коем случае им не противоречить. Эти ответы должны быть краткими, четкими, не касающимися деталей, а только существа вопроса.

У дошкольников может возникнуть вопрос о роли отца в появлении ребенка. Можно дать такой ответ: «Ребенок в животе у мамы появляется тогда, когда родители живут дружно, заботятся друг о друге и по-настоящему любят друг друга». Интересный ответ дает Л. Н. Гудкович в журвале «Семья и школа»: «В животе у мамы есть железки, которые вырабатывают крохотные яички, и если такое яичко встретится с семенами папы, то оно начинает расти – пока не вырастет. На возможный вопрос «А откуда в мамином животике берется папино семя?» ответить можно спокойно, что оно попадает к маме тогда, когда родители спят ночью вместе и очень любят друг друга».

Беседуя на подобные темы, можно добавить: «Об этом следует говорить только в своей семье». Эта общая тайна еще больше сблизит детей и родителей.

Уже в дошкольном возрасте необходимо учить ребенка заботиться о своем здоровье: соблюдать режим дня, вовремя ложиться спать, питаться, больше бывать на свежем воздухе. Дошкольников необходимо обучать гигиеническим навыкам: уходу за телом, умению подмываться, регулярному мочеиспусканию, дефекации и др. В дошкольном возрасте важно проводить туалет наружных половых органов, не фиксируя на этой процедуре внимание ребенка – она должна восприниматься столь же естественно, как, допустим, мытье ушей, рук, чистка зубов.

Половое воспитание дошкольников и младших школьников.

Половое воспитание не означает только знакомство с основами половой жизни, привитие детям гигиенических навыков и ознакомление их с анатомо-физиологическими особенностями мужского и женского организма. Оно «является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Всё, что воспитывает целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола, определяет цели полового воспитания. Оно должно помочь развивающейся личности освоить роли мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем — роли не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами и гигиеническими требованиями» (Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. М., 1980. С. 5).

Половое воспитание, как и воспитание вообще, должно проводиться дифференцированно, с учётом возраста и базироваться на том, что, в какой форме и в каком объёме воспитатель должен довести до сознания ребёнка. Для проведения правильного полового воспитания взрослым обязательно надо знать все этапы сексуального развития ребёнка и уметь отличать нормальные проявления сексуальности от патологических.

Половое воспитание, как и любое другое, необходимо начинать как можно раньше. Собственно, оно и начинается с 7—8-го дня жизни ребёнка, поскольку, уже забирая из роддома, его заворачивают в одеяльце «соответствующего» тому или иному полу цвета, мальчику покупают голубую или зелёную коляску, девочке — розовую или красную. К трём годам ребёнок уже чётко осознаёт половую принадлежность. Естественно, без всякой связи с сексуальностью, а только под воздействием полового воспитания (хотя скажите маме, наряжающей дочь перед зеркалом и ласково шепчущей ей на ушко: «ах, какая красивая девочка, как ей идёт этот бантик», или маме, провожающей сына в ясли и напутствующей его: «ну, смотри, Андрюша, веди себя хорошо, не обижай девочек, ты же мальчик», что они занимаются при этом половым воспитанием, они, чего доброго, удивятся).

«Ты — мальчик», «ты — девочка». Дети вначале принимают эти утверждения на веру, не требуя доказательств или используя в качестве аргументов только одежду. Часто приходилось наблюдать, как, сменив пальто на комбинезон, девочки 2—3 лет начинали считать себя мальчиками. И лишь когда воспитательница напоминала им, что под комбинезоном у них платьица, соглашались снова стать девочками.

Конечно, не только одежда приводит к осознанию своего пола. Игры и игрушки, отношение взрослых к тем или иным поступкам, приносимые подарки — всё многообразие жизни постоянно информирует ребёнка о том, к какому полу он принадлежит. И мы, родители, воспитатели, много и охотно толкуем ребёнку об отличиях девочек от мальчиков (то есть женщин от мужчин) в поведении, профессиональной ориентации, роли в семье и т. д. Буквально на каждом шагу слышно: «Ну как тебе не стыдно реветь, ты же мужчина!»; «Таня, сейчас же перестань обижать Лену, ты же не мальчишка!»; «Девочки, посмотрите, какие игрушки принёс Дед Мороз для вас — тут и куклы, и посуда, и мебель»; «Вот тебе, Витя, пистолет и сабля, теперь ты вооружён и можешь быть Чапаевым».

Дети часто задают вопросы по анатомии. Случайно увидев в яслях, саду, что строение его половых органов не такое, как у соседа (соседки) по группе, ребёнок спрашивает об этом у родителей. В ответ он чаще всего слышит запреты об этом говорить, угрозы наказания, а то и получает шлепок — «не подсматривай». Иногда ситуация усложняется тем, что подобные вопросы не всегда задаются в подходящем месте, например, в общественном транспорте, в гостях: ребёнок не знает, что разговоры на подобную тему не приняты в обществе, спрашивает, не понижая голоса, и, не зная терминологии, употребляет слова, которые шокируют взрослых. Мама резко обрывает или даже наказывает его за вполне оправданное и законное любопытство. Ребёнок недоумевает, почему рассматривать свои и чужие руки и ноги, уши и носы можно, а половые органы нельзя. В его мозгу появляется мысль, что они, видимо, таят в себе особый смысл и с ними связано что-то нехорошее. Это побуждает ребёнка ещё усерднее их изучать, но уже тайком от взрослых.

При проведении сексологического воспитания путём бесед и ответов на вопросы детей необходимо соблюдать следующие правила:

Доброжелательно относиться к любым вопросам. Категорически запрещаются окрики, обрывания, высмеивания, а тем более угрозы наказания. Если вопрос задан в неподходящей ситуации, пообещайте ребёнку, что ответите на него, придя домой. Но обещание обязательно надо выполнить.

Серьёзно относиться к вопросам. Нельзя отмахиваться (мал, мол, ещё), делать вид, что всё это чепуха и уходить от разговора.

Гарантировать соблюдение тайны. Ребёнок должен быть уверен, что любой его вопрос не станет известен другим детям или взрослым (к сожалению, не раз приходилось сталкиваться с иным: на перемене ученик что-нибудь спросит у учительницы, а она через несколько минут «из педагогических соображений» сообщает об этом всему классу).

На все вопросы давать конкретные и однозначные ответы.

Быть последовательными и идти от простого к сложному, но на всех уровнях оставаться истинными. Нельзя, например, сначала утверждать, что детей приносит аист, а год спустя объяснять, как это происходит на самом деле.

Иметь согласованную программу сексологического воспитания детей. Как минимум — в семье между обоими родителями, как максимум — между учителями, родителями и врачами. В выполнении программы-максимум помогут университеты родительских знаний, популярная и специальная литература, совместное посещение лекций специалистов. Для детей младшего возраста основой воспитания является устное общение со взрослыми, а также их собственный пример. Дружеское, любовное отношение к супругу, соблюдение границ дозволенности в общении при детях, сдержанность в выражениях — всё это постепенно формирует у детей и подростков чёткий стереотип поведения, который наверняка сохранится, когда они станут взрослыми. Наиболее распространённая ошибка родителей — желание предупредить осознание ребёнком элементов сексуальности, хотя дети, как правило, не вкладывают в свои вопросы того содержания, которое вкладывают в них взрослые.

Много беспокойства, причём чаще всего напрасного, вызывают у родителей игры детей в «папу и маму», «в доктора» и т. п. Дети дошкольного возраста в своих играх часто копируют поведение взрослых, имитируя их поступки, раздеваются, «укладываются вместе спать», «обследуют» друг друга. Взрослые, увидев это, волнуются, запрещают подобные игры, даже наказывают детей, чего как раз делать и нельзя. Запреты и наказания фиксируют внимание детей именно на нежелательных моментах, формируют у ребёнка негативное отношение к вопросам пола, переводят их из естественных в постыдные, запретные, а то и грязные. По мнению ряда специалистов, в этом следует искать источник будущей женской половой холодности.

Нежелательна и противоположная крайность — не только родительская вседозволенность, но и несдержанность взрослых, их «свободное» поведение, что может заострить внимание ребёнка на сексуальности. Недопустимо нахождение ребёнка в одной постели со взрослыми во время взаимных ласк и тем более полового акта, разрешение ему наблюдать за интимной жизнью родителей.

Нежелательно также, чтобы ребёнок был свидетелем обнажения взрослых, особенно противоположного пола. Если же он случайно оказался в такой ситуации, его интерес к голому телу, в частности к половым органам, несомненно зависит от поведения в данный момент взрослого. Спокойное, естественное продолжение начатого процесса, отвлечение его внимания, лучше всего каким-нибудь поручением, быстрое (но не поспешное, не паническое) прикрытие наготы, отсутствие смущения, как правило, не обостряют сексуального интереса ребёнка. А вот всевозможные вскрикивания, приседания, попытки хоть чем-нибудь закрыться, требования «отвернись немедленно», «вон из комнаты» и другие угрозы наказания за «подглядывание» действуют противоположным образом.

Родители должны попытаться поставить себя на место своего ребёнка: его раздевают, купают, сажают на горшок без всяких специальных мер ограждения от посторонних взглядов — братиков или сестричек, бабушек или дедушек. Он ещё не научился стыдиться голого тела. И не видит причин, почему стыдятся взрослые. Нередко родителей волнует появление напряжения полового члена у мальчиков раннего возраста. Чаще всего оно бывает обусловлено переполнением мочевого пузыря и лишь изредка — воспалительными процессами в мочеполовой сфере. В любом случае это не имеет отношения к сексуальности, и ребёнок не будет связывать напряжение полового члена с сексуальными мотивами, если ему в этом не «помогут» взрослые фиксированием внимания, угрозами, запретами. Необходимо приучать детей, и не только мальчиков, спать, положив руки поверх одеяла или «под щёчку», в пижаме или длинной ночной рубашке, надо бороться с глистами (например, острицы, откладывая яйца в области заднего прохода, вызывают зуд, желание почесать это место; случайно могут быть затронуты половые органы, и это, вызвав приятные ощущения, может побудить к занятию онанизмом), следить, чтобы перед сном опорожнялся мочевой пузырь и т. д.

Особый страх у родителей вызывают вопросы, относящиеся непосредственно к сексуальности. Бояться их не нужно, ибо они вполне естественны, а не являются отражением «испорченности» ребёнка, как кажется некоторым родителям. По данным Р. Нойберта, дети к 5—7 годам уже должны знать основные сведения о родах, а к 6—8 — о роли отца, что совпадает с вопросами, задаваемыми детьми родителям в этом возрасте. Исследователями установлено, что дети в 5 лет интересуются, откуда появились они сами, а уже в 6—7 — лет — как попали «к маме в животик» и какое отношение к этому имел папа. Ответы на подобные вопросы надо давать без смущения и волнения (иначе это обострит внимание ребёнка), просто и лаконично. Ложь в ответах на подобные вопросы совершенно неуместна. Многие педагоги считают её вообще недопустимой при общении с детьми, так как, узнав новую интерпретацию ответа из других источников, ребёнок начнёт сомневаться в правдивости своих родителей. Доверие же детей — это основа воспитания в целом и полового в особенности.

Стремление привлечь к себе внимание окружающих, прежде всего взрослых, свойственно даже маленьким детям. В большей степени это характерно для девочек. По крайней мере, у девочек это чаще проявляется в виде кокетства. В принципе необходимо тактично и последовательно бороться с желанием ребёнка чувствовать себя в центре внимания, ибо попустительство в этом деле может привести к формированию у него эгоистического, потребительского характера. Однако кокетство является важной поведенческой реакцией маленькой представительницы женского пола, и родители обязаны учитывать это. Не высмеивать и не пресекать желание быть нарядной и красивой, а прививать хороший вкус, чувство меры, скромность. Из-за того, что часть родителей не придавала нужного значения этому истинно женскому проявлению сексуальности у девочек в детстве, мы и встречаемся сегодня с большим числом женщин, не умеющих красиво и со вкусом одеваться, усвоивших отдельные мужские черты поведения или слепо выполняющих капризы моды.

Уже в старших группах детского сада, то есть к 5—6 годам, ребёнок должен чётко осознавать, что его половая принадлежность требует от него и соответствующего поведения как представителя мужской или женской половины человечества. Огромную роль при этом играет микроклимат в семье, отношения, сложившиеся между отцом и матерью, которые ребёнок наблюдает постоянно. Доброжелательность, искренняя заботливость и любовь, взаимное уважение и авторитетность каждого из родителей формируют у ребёнка основы его отношения к противоположному полу в будущем.

Некоторое снижение авторитета отца в семье, наметившееся в последнее время, оказывает, несомненно, отрицательное влияние на половое воспитание детей. Дочери в семьях, где отец находится «под каблуком» у матери, усваивают такую линию поведения женщины как единственно правильную и, чаще всего, в будущем будут строить свои взаимоотношения с мужем по тому же образцу. Сыновья, не находя в семье идеала мужчины для подражания, во-первых, и сами часто теряют (или не могут приобрести) необходимые им черты мужественности, а во-вторых, за идеал принимают людей «с улицы», далеко не всегда на самом деле положительных.

Наоборот, в семьях, где поведение отцов отличается деспотизмом, у детей возникает искажённое представление о роли женщины в семье (и не только в семье). Девочки вырастают в послушных исполнительниц воли мужей, а мальчики приучаются к потребительскому отношению к женщине. В сексуальном плане и одно и другое плохо, ибо ведёт к тому, что детей, воспитанных в деспотических семьях, часто обходит то великое чувство, которое называется любовью.

В неполных семьях (чаще всего без отцов) у девочек не формируется понятие мужественности и не складывается полное представление о роли мужчины в семье. Если отец оставил семью, а мать, не сдерживая эмоций, высказывается об отце только отрицательно, у ребёнка возникает стойкое убеждение, что все мужчины «плохие», «эгоисты», «злодеи» и т. д. Ясно, что в будущем это убеждение существенно затруднит адаптацию молодой женщины в своей семье и может вызвать серьёзные трудности в налаживании совместной жизни и в правильном воспитании собственных детей.

Естественно, всякие причины могут привести к разводу и по- всякому распадаются молодые семьи.

Но даже в тех случаях, когда муж действительно оказался никчемным человеком, пьяницей и т. п., мать должна проявить мудрость и такт при характеристике его ребёнку. И потому что для ребёнка он, какой бы ни был, но родной отец, и потому, чтобы у ребёнка не сложилось отрицательное мнение обо всех мужчинах.

Отрицательно сказывается отсутствие отца в семье и на половом воспитании мальчиков. Мать, самостоятельно воспитывающая сына (сыновей), должна проявлять максимум внимания и такта, чтобы вырастить из него настоящего, нефеминизированного мужчину. И стараясь стать ему верным другом, она обязана сохранить некоторую дистанцию, подчёркивающую его мужское достоинство.

У младших школьников вновь наблюдается повышение интереса к вопросам пола, причём если задаваемые вопросы могут быть почти аналогичными тем, которые задавались 2—3 года тому назад, то по содержанию в них больше внимания уделяется деталям. Это касается, прежде всего, таких физиологических явлений, как менструации и поллюции. Многие специалисты считают, что более правильно взрослым самим начинать разговоры на эти темы, не дожидаясь вопросов. Ряд авторов обоснованно рекомендует дать сведения о менструациях и поллюциях к 10—12 годам, и лучше, если ребёнок узнает это на год раньше, чем на час позже.

В возрасте 7—9 лет обычно происходит «раскол» взаимоотношений между мальчиками и девочками, повышается интерес к представителям своего пола. В семье это находит отражение в большем влечении мальчиков к отцу, а девочек — к матери. Этот важный момент необходимо использовать для дальнейшего воспитания межличностных отношений. Задушевные, доверительные беседы, совместные занятия «мужским» или «женским» делом сближают детей и родителей, дают толчок к откровенным разговорам, помогают детям делиться со взрослыми своими сокровенными тайнами и мечтами. Взрослые должны дорожить доверием, а дети ощущать серьёзное отношение родителей к волнующим их проблемам.

Именно в этом возрасте особенно важен личный пример взрослого. Какие бы правильные и красивые слова ни говорил папа сыну об уважении к женщине, о необходимости помогать матери и т. д., но если сам он не может оторваться от телевизора и игнорирует просьбы жены, воспитать в мальчике уважительное отношение к женщине вряд ли удастся.

Кто должен вести половое воспитание? Прежде всего, бесспорно, родители. Затем — воспитатели в детских дошкольных учреждениях, учителя, медицинские работники, взрослые. Главное, чтобы делали они всё это согласованно, не противореча друг другу. А такое возможно, если и родители, и воспитатели, и медики, и учителя будут руководствоваться одними принципами, строить воспитание по одной схеме. Для этого надо читать специальную литературу, посещать лекции, встречаться друг с другом и обсуждать данные вопросы.