Платон. Теория идей, учение о государстве Платон - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Платон. Теория идей, учение о государстве Платон - страница №1/1

Билет 12

Платон. Теория идей, учение о государстве

Платон (427-347 гг до н.э.)


Аристократ, принадлежал к царскому роду. Умер в свой день рождения, в пригороде Афин. Настоящее имя – Аристокл, а Платон – прозвище. В 20 лет пришел в ученики к Сократу. Путешествовал он по Египту, учился там математике, затем он попал в Сирокузы (Италия) к тирану Дионисию по его приглашению. Там спустя какое-то время он разругался с тираном и Платона с бесчестием выслали из Сирокузы. В 386 г создает школу в роще - публичном парке. Роща была посвящена Академу, и ее назвали академией. Она просуществовала 1000 лет и была закрыта в 529 году (когда боролись с философскими школами и язычниками). 10 лет странствовал, попал в итоге на ярмарку рабов. Первый кто осознал разницу между материализмом и идеализмом. Что первично: материя или сознание? И познаваем ли мир? Эти два вопроса и делили философов на материалистов и идеалистов. Платон считается первым объективным идеалистом.

Сходные позиции с Парменидом, который считал, что чувственный мир приходящ, а идеальный мир вечен. Отношение людей к миру и к познанию мира похоже на положение людей, которые сидят в тёмной пещере (но пещера, естественно есть выход) и видят в ней какие-то тени, и по этим теням они судят о том, что происходит вне пещеры. Вот так действует и человек – в соответствии со своими ощущениями, то есть он пытается воспринимать чувственно постигаемый мир, а на самом деле мир можно постигнуть, лишь постигая мир Идей. Наряду с миром Идей существует также и мир Материи. Сама по себе материя бесформенна, пассивна, и практически она отождествляется с небытиём. Всякая вещь представляет собой отпечаток идет в материи. Стоял на позиции телеологии (учении о всеобщей целесообразности). А коль скоро всё целесообразно, то мы живём в лучшем из миров, даже если он и не совершенен.

Души бессмертны, после смерти они переселяются в другие тела. Действует такой закон сохранения душ: души творятся в определённом количестве один раз, и больше не творятся и никуда не пропадают, а лишь только меняют своё место обитания. Души творятся богами и как только они были сотворены, были помещены на звёзды, откуда они созерцают окружающий мир. Когда они погружаются в тело, они начинают вспоминать всё, что созерцали, пока не спустились. Поэтому если мы хотим получить какое-то знание, то мы должны погрузиться в самих себя. То есть грубая аналогия – познавая себя, ты познаёшь мир. Основными философскими источниками платоновского учения об идеях являются три компоненты. Первое – учение Сократа о всеобщем (основа этики). Второе - учение элиатов об истинном и неподвижном вечном бытие. И третье - учение Пифагора о числах как истинных сущностях вещей. Основной вопрос философии об отношении духа и природы (идея и материи в данном случае). Дух, идеи первичны, материя – вторична. Мир чувственных вещей изменчив, он приходящ. Мир идей неизменен, вечен. Совокупность мира идей это истинное бытие. А чувственный мир занимает промежуточное положение между бытиём и небытиём. Идеи – глобальные цели, определяющие направление развития вещей.

Космос – большой шар, в центре которого находится Земля, которая так же имеет шарообразную форму. Движение космическое возможно благодаря мировой душе, а движение конкретной вещи определяется конкретной душой. Небесные тела он рассматривал богами, обладающими телом и душой.

Всё наше знание всего лишь припоминание, и потому знание в принципе непередаваемо от одного человека к другому, то есть не воспринимаемо. Души все разные по своим возможностям. Те, которые созерцали как можно больше и которые могут припоминать как можно больше, такие души погружаются в семьи, в которых должен быть философ. Кто похуже – военные начальники и цари. Дальше чиновники и так далее. Замыкают список софисты, люди заискивающие расположение у толпы и тираны.

Чтобы систематизировать всю ту внутреннюю информация, чтобы получать из неё что-то действительно целостностное, осмысленное необходимо пользоваться диалектическим методом. Платон разрабатывает диалектику не только как учение о развитии, но использует диалектические методы уже в теории познания (гносеология). Диалектический путь должен уводить от конкретного, частного к всё более общему и, наконец, к наивысшей идеи, которой является Благо.

Метод предполагает следующий способ выяснения истины. Если мы формулируем какое-то утверждение, то мы должны так же дать противоположное этому утверждению утверждение и для каждого из них задать одинаковые вопросы.

Диалектика понятий. Тождественное не принимать за различное, а различные понятия за тождественные.



Эйдос – идеи.

Учение Платона о государстве. Государство возникает тогда, когда один или несколько людей не в состоянии удовлетворить свои насущные потребности самостоятельно. Тогда они объединяются в коллективы и решают эти проблемы. Первая проблема – проблема пищи, потом жильё, одежда… Государство создаётся нашими потребностями. Платон успел пожить при разных формах правления. Он сам фиксировал такие виды, как демократия, олигархия, тирания. И он создаёт свою теорию идеального государства.

Каждый должен заниматься своим делом. Платон выделял три группы граждан. Правители (которые должны быть философами), стражи (воины), земледельцы (и ремесленники). Государственный миф: всех нас родила одна мать-земля и мы все должны служить ей, относясь друг к другу как к братьям. Платон же: все, конечно были равны, но боги при рождении добавили в некоторых золота и стали он философами, способными к управлению, иным подмешали серебра и стали они воинами, в третьих – железа и меди. Душа производит себе подобных, но возможны и исключения. Вполне возможно, что у золотых родителей появится медное потомство. За этим надо следить, такой не должен управлять, и наоборот. Есть предсказание, что государство разрушится, если им будет управлять железный страж и медный правитель.

Стражи. С раннего возраста надо подвергать испытаниям, потом приятным испытывать и смотреть поддаются ли они соблазну. Если к зрелому возрасту они покажут себя сильными и нравственными, тогда из можно допускать к страже.. Стражи не должны иметь частной собственности, капиталов, кладовки – то есть всё должно быть доступно. Денег они не получают – жители их снабжают в достатке, но не в избытке. Надо внушать им, что они уже имеют золото в душе и нечестиво смешивать его с золотом человеческим. Постоянно должны упражняться в науке, слушать музыку и т.п.

В государстве могут быть только здоровые люди. Если же заболел, но легко – то его надо лечить. Если он не может выполнять свои обязанности, то он не нужен обществу.

Искусство. За введение жёсткой цензуры. Для поэтов характерно представлять мир так, что хорошим людям живётся тяжело, а плохим – хорошо. В нашем государстве поэзия должна быть нравственной. Каждое произведение должно быть проверено.

Женщины. Их надо ставить на те же дела, что и мужчины, но следует помнить, что женщина немощней мужчины. Количество и качество браков должен контролировать правитель. Количество мужчин не должно уменьшаться. Дети не должны знать родителей, дети – общее достояние, иначе будут защищаться интересы не государства, а детей. Золотым мужчинам надо соединяться только с золотыми, серебряным – только с серебряными. Медных детей не надо воспитывать. Когда кончится репродуктивный период, можно ходить по тем по кому хочется.



Правителям надобно пользоваться ложью, для всех же других ложь запрещена. Государством должны управлять философы. Порядочный человек никогда не стремится к власти. Значит, их надо заставить править. Как, если они ничего не боятся? Человек боится остаться под властью дурака, поэтому умные люди и соглашаются управлять.