Планы семинарских занятий по социологии для студентов всех специальностей Уфа 2005 Составители: Е. Ю. Бикметов, Р. Х. Казакбаев - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм... 3 462.82kb.
Планы семинарских занятий по курсу мировая экономика для студентов... 1 150.72kb.
Планы семинарских занятий и тематический план курса для студентов... 1 206.27kb.
Гражданской авиации д. Е. Краснянский 1 276.55kb.
5 Планы семинарских (практических) занятий 1 111.46kb.
Планы семинарских занятий по курсу «Основы социологии и политологии» 1 146.23kb.
Программа и планы семинарских занятий Петрозаводск 1999 1 586.9kb.
Планы семинарских занятий Издательство Алтайского государственного... 1 155.22kb.
Планы семинарских занятий по философии техники (базовый курс) 2 471.19kb.
Методические указания по подготовке и организации самостоятельной... 1 284.73kb.
Практикум Предмет и метод истории экономических учений 1 47.2kb.
Проводимых по заданию Федерального агентства по образованию в 2008 г 1 93.67kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Планы семинарских занятий по социологии для студентов всех специальностей Уфа 2005 - страница №1/1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии и социальных технологий




ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО СОЦИОЛОГИИ
для студентов всех специальностей

Уфа 2005


Составители: Е.Ю. Бикметов, Р.Х. Казакбаев,

З.Л. Сизоненко, Ф.Г. Хайруллин

УДК

ББК
Планы семинарских занятий по социологии/ Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т;



Сост.: Е.Ю. Бикметов, Р.Х. Казакбаев, З.Л. Сизоненко, Ф.Г. Хайруллин. – Уфа, 2005. – с.
Планы семинарских занятий разработаны на основе рабочей программы по учебному курсу социологии а соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Определено место семинарских занятий в системе образовательного процесса и преподавания учебного курса социологии в техническом вузе, основные формы работы на семинарском занятии, указаны рекомендации студентам по подготовке к занятиям, требования к студентам при изучении дисциплины. Представлены планы семинарских занятий и рекомендуемая к ним литература, приведен перечень по темам основного категориального аппарата, знанием которого должен владеть обучаемый. В конце планов представлен библиографический список.

Целью планов семинарских занятий является оптимизация процесса изучения учебного курса социологии студентами в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Предназначены для студентов второго курса всех факультетов, направлений и специальностей.

Библиогр.: назв.


Рецензенты:
Ó Уфимский государственный

авиационный технический университет, 2005

Содержание

Тематика лекционного курса

Планы семинарских занятий

Тема 1. Социология как наука

Тема 2. Методология и методы социологического исследования

Тема 3. Общество как система и среда социальной деятельности

Тема 4. Структурно-компонентный состав общества

Тема 5. Социальная структура и стратификация

Тема 6. Культура как система и процесс

Тема 7. Личность в социальной системе

Основная учебная литература

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА “СОЦИОЛОГИЯ”
Социология представляет собой фундаментальную гуманитарную дисциплину, формирующую научные представления о жизни общества, гражданскую позицию личности, ее социальные притязания и интеллектуальные потенции. Учебный курс “Социология” имеет своей главной целью формирование у студентов общего систематизированного представления о теории, методологии познания и регулирования социальных явлений и процессов. Это предполагает уяснение студентами специфики социологического знания, особенностей социологического подхода к оценке общественных явлений, понимание природы возникновения социальных общностей и институтов их взаимодействия, возможных социальных напряжений и конфликтов, путей их преодоления. В процессе изучения социологии студенты должны познакомиться с социологическим подходом к личности, факторами ее формирования в процессе социализации, с законами и формами регуляции социального поведения. Студенты должны получить познания о проблематике исследований, ведущихся в рамках отдельных отраслей социологического знания. Особое место отводится в курсе рассмотрению процедур, методов и техники прикладных социологических исследований в разных сферах жизнедеятельности, что, по нашему мнению, будет способствовать формированию у будущих инженеров, менеджеров, экономистов следующих умений и навыков: целенаправленно использовать результаты прикладных исследований в процессе принятия и реализации управленческих решений; грамотно сформулировать цели и задачи исследования перед профессиональными социологами; квалифицированно оценивать качество представленных результатов исследования.
2. РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Планы семинарских занятий служат целям организации учебного процесса по основам социологии со студентами всех направлений и специальностей.

Учебный процесс предполагает самостоятельную работу студентов по изучению первоисточников, научной и учебной литературы.

При подготовке к семинарским занятиям советуем студентам обра­тить внимание на публикации в таких журналах, как “Социологические исследования”, “Социально-политический журнал” и др. (список статей приведен в конце каждой изучаемой темы), использование которых сделает ваше сообщение, доклад, реферат более содержательным и интересным, покажет вашу способность ориентироваться в проблеме, не ограничиваясь рамками учебника.

Большое внимание в ходе изучения учебного курса “Социология” уделяется первоисточникам.

Самостоятельная работа с первоисточниками ориентирует студентов на социологический анализ содержания, побуждает их разобраться в сути идей фактов, событий и явлений. За последние годы осуществлены переводы ряда работ зарубежных авторов, в том числе классических, которые могут дать широ­кое представление обучающимся о состоянии и достижениях западной соци­ологической мысли. На основе изучения монографических исследований, статей, отрывков из работ, помещенных в хрестоматии, принадлежащих известным социологам различных школ и направлений, студент получает возможность выработать свой подход при оценке социальных явлений и процессов. Работа с первоисточниками направлена на лучшее усвоение всего учебного материала и в конечном счете на выработку социологического мышления, формирование гуманитарной культуры будущих выпускников тех­нического университета.

Изучая первоисточник, целесообразно определить для себя такие первостепенные задачи: время, место, конкретно-исторические условия появления источника, а также основные факты, события и явления, проанализированные в источнике; основные проблемы, ключевые идеи и положения первоисточника, логику развития и трансформацию важнейших идей в различных конкретно-исторических условиях; систематизация теоретических положений, обобщение их с учетом реальных процессов становления, функционирования и развития социальных явлений.

Для того чтобы глубже усвоить содержание первоисточника, необходимо в процессе подготовки к семинарскому занятию сначала изучить комплекс предлагаемой по теме учебной и справочной литературы, а затем приступать к внимательному чтению текста первоисточника, делая конспективное изложение основных идей. Работа с произведениями классиков социологической мысли на семинарских занятиях организуется в разных формах по усмотрению преподавателя. Она может включать чтение и интерпретацию, комментирование текстов, групповое обсуждение излагаемых в них точек зрения. Студент может использовать положения первоисточника при ответе на основные вопросы, выносимые на семинар, а также при написании рефератов.

В ходе подготовки к семинарским занятиям важное место отводится самостоятельной работе с научной и учебно-методической литературой, т.е. с монографиями, научными сборниками, статьями, учебниками, учебными пособиями.

Изучение этой литературы позволяет расширить объем информации, углубить теоретические знания, приобрести практические навыки более коротким и эффективным путем.


Приступая к самостоятельной работе с научной и учебно-методической литературой, целесообразно решить вопрос о конкретном пути продвижения к цели: изучать ли сначала документы, монографии и другие первоисточники и только затем учебно-методическую литературу или наоборот. В принципе, здесь не исключен самостоятельный подход к выбору пути, Но можно воспользоваться и следующей рекомендацией, ес­ли слушатель приступает к изучению капитальной проблемы впервые, не­обходимо начать с научно-популярной литературы, с изданий справочного характера. Это поможет войти в курс дела, понять сущность темы, основ­ные направления ее разработки, облегчит путь к цельному изучению про­блемы.

Выбрав книгу для изучения, необходимо обратить внимание на сведе­ния, содержащиеся на ее титульном листе формулировку названия, место и год издания, издательскую аннотацию, изучите оглавление, последова­тельность изложения вопросов. Если оглавление дает общее представление о работе, то ее вводная часть позволяет понять, чем вызвано появление исследования, с кем полемизирует автор, какова его концепция. При пред­варительном знакомстве с источником, обратите внимание на заключение работы и научный аппарат. Это своего рода зеркало, отражающее источник полученной информации

Предварительное знакомство с книгой, несомненно, облегчит ее изу­чение, даст первое представление о содержащихся в ней проблемах.

Внимательное чтение работы потребует от слушателей сосредото­читься на содержании ее цельных частей: глав и разделов. Изучение ис­точника по частям облегчит уяснение логики рассуждений автора, так как глава или раздел произведения содержат в себе определенное ядро кон­цепции в целом. Если произошел перерыв в чтении, то, приступая к оче­редному чтению, необходимо бегло просмотреть уже прочитанное, возобновить в памяти основные положения текста При этом постараться дер­жать в сознании главную идею работы, систему аргументации и доказа­тельств автора.

Важнейшие требования к изучению источника - это увязать основные его положения с современными реалиями. На этом пути ожидают наи­большие сложности изучение Нужно сделать на некоторое время перерыв и вернуться к работе снова. Какой бы хорошей у слушателя ни была па­мять, она не в состоянии удержать обширную информацию - многосторон­нюю и трудную для восприятия. Поэтому в той или иной форме рекомен­дуется делать записи о своей работе. Они могут иметь разную форму, на­пример:

- краткий план книги. Такая форма записи способствует быстрому восстановлению в памяти прочитанного, ибо по ходу чтения фиксируется структура источника, в предельно сжатой и лаконичной форме делаются заметки о последовательности изложения проблем Краткие записи можно при необходимости дополнить цитированием отдельных положений, что­бы подчеркнуть значение проблем, фактов, явлений и т.д.;

- тезисы. Это не просто отражение, пересказ прочитанного материа­ла, а акцентирование внимания на выводах, доказательствах, содержащих­ся в произведении, это краткое, обобщенное выражение основных идей изучаемого материала. Кстати, слушатели могут встретить в изучаемой ра­боте тезисы непосредственно самого автора. В тезисной форме нередко из­лагаются послания Президента Российской Федерации Государственной Думе, народу и т.д.;

- выписки. Несмотря на кажущуюся простоту это очень сложный вид самостоятельной работы Выписки делаются на карточках, листочках, в особых тетрадях, блокнотах и т.д. Таким способом накапливается матери­ал, сконцентрированный воедино из целого ряда источников. Выписки очень полезны при написании докладов, рефератов и создании крупных работ. Особенностью такого рода записей заключается в том, что вписы­ваются только те факты, теоретические концепции, статистический мате­риал и т.п., которые интересуют именно слушателей и которые могут ис­пользоваться в научной работе для создания собственной концепции или творческого развития идей, заимствованных из проработанных источни­ков;

- аннотация. Эта форма записи - наилучший способ обозначить наи­более общие представления об источнике. Ею пользуются, главным обра­зом, историографы, библиографы, специалисты в области рекламы и т.п.,

- конспект. Анализ конспектов слушателей указывает на типичные ошибки, допускаемые при конспектировании. Во-первых, примерно поло­вина слушателей записать лекцию дословно практически не успевают, а первоисточники буквально переписывают, хотя и в несколько сокращен­ном виде. Этому есть свои объяснения : дефицит времени, распыленность информации; недоступность материала, отсутствие общепринятых навы­ков сокращения слов, сложность содержания, неумение точно выражать свои мысли, отсутствие контакта с преподавателями, общая усталость и т.д.

Наиболее известная и распространенная форма конспектирования -сокращенная запись первоисточника по продуманному заранее плану. Главная цель конспектирования - сохранить основные положения, идеи и выводы автора, отобрать наиболее важное и существенное из текста в це­лом. Составленный таким образом конспект с успехом может быть исполь­зован при подготовке теоретических и научно-практических докладов, вы­ступлений на конференциях, семинарах, «круглых столах», при написании научно-исследовательских работ, лекций, дипломной работы и т.п.

Составляя конспект, следует исходить из того, что конспект -не само­цель, а важнейшее средство углубленного уяснения основных положений первоисточника, а при необходимости - и быстрейшего воспроизводства в памяти прочитанного и законспектированного.

Приступая к конспектированию, необходимо обстоятельно ознако­миться с первоисточником и на этой основе законспектировать его глав­ные положения, сославшись на соответствующие страницы конспектируе­мой работы Для выделения наиболее существенных абзацев целесообраз­но отделить выводы от пояснений, концепции - от их обоснований, приме­ры - от доказательств и т.д.

Не следует подменять конспектирование переписыванием наиболее важных мест первоисточника, тем более, произвольно толковать перепи­санное

Объем конспекта - далеко не решающий фактор. Главное - краткость. Существует негласное правило: первоисточник должен превосходить кон­спект не менее чем в 10 раз. Конспектировать целесообразно прежде всего определения, ключевые понятия, факты и явления, которые существенно влияют на общее понимание смысла, заключенного в источнике; важней­шие цитаты, статистический материал, новые или малоизвестные факты и положения, которые заведомо потребуются Конспект полезен тем, что просмотр отдельных его фраз, слов и даже отдельных знаков при соответ­ствующих условиях может означать для конспектирующего больше, че;м чтение страниц описательного текста.

Структура и форма конспектов могут быть разными. Сохранение структуры источника и конспективное изложение сути источника, его ак­туальные положения со ссылками на конкретные страницы произведения, использование приемов, акцентирующих внимание на этих положениях (подчеркивание, условные значки, сокращения и т.д.) помогут в нужное время быстро возобновить в памяти проработанный текст.

Конспектирование- это область творческого подхода к изучению про­изведения, оно не тождественно переписыванию текста автора; обильное цитирование не облегчит работу, скорее наоборот. Руководствоваться це­лесообразнее тем, что главное в первоисточниках - это научно-критический анализ объективной действительности, практическая жизнь и опыт решения проблем, теоретико-методологические аспекты, важнейшие идеи Настоящий интерес представляет такой конспект, где основные по­ложения автора подвергнутся конспектирующим собственному осмысле­нию, будут увязаны с современными проблемами.

При подготовке к семинарским занятиям и экзаменам советуем студенбратить внимание на перечень основных социологических категорий, помещенный в каждой теме. Это поможет систематизировать имеющиеся знания, а также более рационально, целенаправленно использовать время в ходе самостоятельной подготовительной работы.

Планы семинарских занятий по социологии составлены в соответствии с “Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины”.

Тематика лекционного курса

(14 часов)





Наименование тем

Кол-во

часов

1

2
3
4


5

6

7




Социология как наука

Методология и методы социологического исследования

Общество как система и среда социальной деятельности

Структурно-компонентный состав общества

Социальная структура и стратификация

Культура как система и процесс

Личность в социальной системе


2

2

2


2

2

2



2

Тематика семинарских занятий

(14 часов)





Наименование тем

Кол-во

часов

1

2
3
4


5

6

7



Социология как наука

Методология и методы социологического исследования

Общество как система и среда социальной деятельности

Структурно-компонентный состав общества

Социальная структура и стратификация

Культура как система и процесс

Личность в социальной системе



2

2

2


2

2

2



2



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

(2 часа)

1. Объект, предмет социологического знания, его место в системе общественных наук.

2. Структура социологического знания. Соотношение эмпирического и теоретического уровней социологического познания.

3. Роль и функции социологии в обществе.

4.Философские и социальные предпосылки возникновения социологии. Социальный проект О. Конта.

5.Классический период в развитии западной социологии.

6.Этапы развития отечественной социологии.

7.Основные современные макросоциологические парадигмы.

8.Основные современные микросоциологические парадигмы.
Основной категориальный аппарат,

знанием которого должен владеть обучаемый

Социальное, социум, социальный факт, функции социологии, социологическая парадигма, законы социологического познания, макросоциология, микросоциология, теории “среднего уровня”.



Список первоисточников


  1. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова.

М.: Изд-во МГУ, 1994. 496 с.

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по со

циологии знания. М.: Медиум, 1995. 334 с.

  1. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспек­тива. М.,

1996.

4. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

5. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. М.: Юрист, 1996.

6. Личностно-ориентированная социология. М.: Академический проект, 2004. –

608 с.

7. Маркс К. Предисловие. К критике политической экономии // Маркс К.,



Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

8. Парсонс Т. Система современных обществ. / Под ред. М.С. Ковалевой. М.:

Аспект Пресс, 1998. 270 с.

9. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект,

2002. – 880 с.

10. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. 120 с.

11. Сорокин П.А. Система социологии. В 2-х т. – М., 1993.

12. Социология: Хрестоматия / Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. М.: Гардари-

ки, 2003. 524 с.

13. Тённис Ф. Общество и общность. Основные понятия чистой социологии.

СПб.: Изд-во “Владимир Даль”, 2002. 452 с.

14. Тексты по истории социологии 19 - 20 в.в.: Хрестоматия. М., 1994.


Список литературы по теоретико-методологическим проблемам социологии
1. Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996.

2. Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рацио-

нальности. М.: Аванти плюс, 2003. 336 с.

3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994.

4. Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995.

5. Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре социологического знания // Социологические исследования. 1997. № 6.

6. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение,

понимание социальной реальности. М.: Добросвет, Книжный дом “Универ-

ситет”, 1998.


Список литературы по истории социологии
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1992. 608 с.

2. Аитов Н.А. Штрихи истории // Социологические исследования. 1997.№ 8.

3.Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник. СПб.:

“Лань”, 2002. 384 с.

4. Бочкарева В.И. Становление в социологии в России, основные направления ее

развития // Социально-политический журнал. 1993. № 1, 2.

5. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социоло­гия Макса

Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. 367 с.

6. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учеб. пособие для вузов.

М.: Книжный дом “Университет”, 1997. 224 с.

7. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии 19 - 20 в.в. М.,

1995.


8. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социоло-

гия. СПб.: “Ольга”, 1997. 372 с.

9. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Отв. ред.

Г.В. Осипов. М., 1999.

10.История теоретической социологии. В 4-х томах / Отв. ред. и составитель

Ю.Н. Давыдов. М.: Канон, 2002. 736 с.

11.Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического во-

ображения: Учебник для вузов. М.: Экзамен, 2004. 624 с.

12.Кравченко Е.И. Макс Вебер. М.: “Весь мир”, 2002. 224 с.

13.Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. 526 с.

14.Медушевский А.Н. История русской социологии: Учеб. пособие для вузов.

М.: Высш. шк., 1993. 317 с.

15.Очерки по истории теоретической социологии 19-20 в.в. М., 1994.

16.Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992.

17.Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. 432 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Особенности социологических законов и закономерностей.

2. Специфика социологического видения мира.

3. Актуальные проблемы современной социологии в России и Башкортостане.

4. Позитивистская концепция в социологии.

5. Теория “социального факта” Э. Дюркгейма.

6. Понимающая социология М. Вебера.

7. Теория подражания Г. Тарда.

8. Структурно-функционалистическая концепция.

9. Социологическая теория конфликта.

10. Теория структурации Э. Гидденса.

11. Интегральная социология П. Сорокина.

12.Социологическая теория марксизма.

13. История развития эмпирической (прикладной) социологии.

ТЕМА 2

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

(2 часа)
Теоретические проблемы прикладной социологии

1. Общая характеристика социологического исследования: структура, типы.

2. Методологические проблемы социсследований.

2.1. Разработка концепции и программы социологического исследования.

2.2. Выборка в социсследовании, проблемы надежности и репрезентативности результатов исследования.

3. Статистическая обработка и анализ информации.



Методы и техника прикладных социологических исследований

1. Документы как источник социальной информации. Формализованные методы анализа документов.

2. Наблюдение в социологии.

3. Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации.

4. Интервьюирование как метод сбора первичной социологической информации.

5. Специализированные методики в социологических исследованиях (социометрия, эксперимент, тестирование, игровые методы).


Основной категориальный аппарат,

знанием которого должны владеть обучаемые

Прикладная социология, социологическое исследование, программа исследования, опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент, экспертная оценка, генеральная и выборочная совокупность, репрезентативность и надежность выборки, количественные и качественные методы анализа и обобщения данных.


Список литературы

1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие. М.: Академический

Проект, 2003. 288 с.

2. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2000. 496 с.

3. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник. М., 1995.

4. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993.

5. Бикметов Е.Ю., Ли С.А. Социологическое обеспечение управления рекламной коммуникацией. Уфа: БАГСУ, 2003. 61 с.

6. Бутенко Н.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учебное пособие. М., 1989.

7. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. 256 с.

8. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: Книжный Дом “Университет”, 2002. 296 с.

9. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998. 144 с.

10. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004. 176 с.

11. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.

12. Маслов П.П. Статистика в социологии. М., 1971.

13. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1, 2. М.,

1990.


14. Методы современной математики и логики в социологических исследованиях:

Сборник. М., 1977.

15. Миронов А.В. и др. Методология, методика и техника конкретных социоло-

гических исследований // Социально-политический журнал. 1994. № 9, 10.

16. Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследова-

ния. 1998. № 6.

17. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1977.

18.Овсянников В.Г. Методы социологии: их содержание и особенности // Соци- ально-политический журнал. 1993. № 3.

19.Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. В 2-х т. М.: Academiа,

1995. 200 с.

20.Практикум по социологии. М., 1992.

21.Прикладная социология: Учебное пособие. / Под ред. Ю.С. Колесникова. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 320 с.

22.Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1972.

23.Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1989. 512 с.

24.Саганенко Г.И. Надежность результатов в социологическом исследовании. М., 1983.

25.Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение) / Учебн.

пособие. М.: Издательский Дом “Стратегия”, 1998. 224 с.

26.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение,

понимание социальной реальности. М.: “Добросвет”, Книжный дом “Университет”, 1998. 596 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Развитие прикладных социологических исследований в США.

2. Основные направления развития прикладной социологии в современной России.

3. Прикладная социология и менеджмент.

4. Социологические методы изучения рекламы.

5. Сравнительный анализ количественных и качественных методов исследования.

6. Измерение в прикладной социологии.

7. Метод фокусированного интервью.

8. Особенности проведения опросов средствами массовой информации.
ТЕМА 3

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА И СРЕДА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  1. Социальная система и ее виды. Общество как система (характеристики, условия целостности).

  2. Основные подходы к социальному структурированию общества.

  3. Социальная деятельность, взаимодействие и социальные отношения.

4. Типология и эволюция обществ.

5. Социальные изменения (теории, модели, факторы).

6. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире и ее

последствия.



Основной категориальный аппарат,

знанием которого должен владеть обучаемый

Общество, общественная и социальная система, социальная деятельность, социальное действие и взаимодействие, общественные отношения, социальные отноше­ния, социальные развитие, социальное изменение, социальный процесс, социальная модернизация, глобализация.


Список первоисточников

1. Гидденс Э. Устроение общества. М.: Академический Проект, 2003.

2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5.

3. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики // СОЦИО-ЛОГОС / Сост., общ. ред. и предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991. С. 54 – 108.

4. Кун Т. Структура научных революций: Сб.: Пер. с англ. М.: Изд-во АСТ; ЗАО НПП “Ермак”, 2003. 365 с.

5. Луман Н. Тавтология и парадокс в описаниях современного общества // СОЦИО-ЛОГОС. М.: Прогресс, 1991. С. 194 – 216.

6. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 13.

7. Маркс К. Письмо П.В. Анненкову // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 27.

8. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1997. 270 с.

9. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.

10. Ростоу В.В. Стадии экономического роста // Социология: Хрестоматия. М.: Социально-политический журнал, 1993. С. 37 – 40.

11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

12. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

13. Уоллерстайн И. Социальное изменение вечно? // Социологические исследования. 1997. № 1.

14. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.
Список литературы


  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учеб. пособие. М., 1994.

  2. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.

  3. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2003. 270 с.

4. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998.

5. Виноградский В.Г. Социальная организация пространства. М., 1988.

6. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социологические исследования. 1997. № 3.

7. Голиков В.Д. Социальные инновации: Учебное пособие. Уфа: “Восточный университет”, 1998.

8. Глазьев С.Ю. Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии // Социологические исследования. 1996. № 6.

9. Громов Л. Что же определяет общественное саморазвитие? // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 10.

10.Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М., 2000.

11.Зеркин В.Д. Конфликтология. Учебник для вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

12.Зарубина Н.Н. Самобытный вариант модернизации // Социологические исследования. 1995. № 3.

13. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 350 с.

14.Кузьмин С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М., 1996.

15.Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во МГУ, 1999. 208 с.

16.Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в американской социологии // Социологические исследования. 1996. № 5.

17.Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГСУ “Союз”, 1999. 279 с.

18.Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. Учебное пособие. М.: Логос, 2001. 296 с.

19.Перегудов С.П. Новейшие тенденции в изучении отношении гражданского общества и государства // Политические исследования. 1998. № 1.

20.Пушкарева Г.В. Общество: механизмы функционирования и развития // Социально-политический журнал. 1998. № 1.

21.Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник. СПб.: Питер, 2004. 364 с.

22.Рукавишников В.О. Социологические аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ // Социологические исследования. 1995. № 1.

23.Резник Д. Гражданское общество как объект социологического познания // Вестник МГУ. Сер.18.Социология и политология. 1995. № 2.

24.Спасибенко С.Г. Общество как субъект социальной жизни // Социально-политический журнал. 1995. № 1.

25.Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

26.Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.

27. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2001. 254 с.

28.Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 400 с.

29. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М.: “Дашков и К”, 2003. 232 с.

30.Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. Учебное пособие. М.: Издательский Дом “Социальные отношения”, 2002. 264 с.

31. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

32. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социологические исследования. 2001. № 2.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Гражданское общество как “резервное” государство.

2. Теории происхождения общества.

3. Социология современного общества (теории “постиндустриального общества”, “информационнного” общества”).

4. Основные характеристики социального пространства.

5. Теория социальной системы Т. Парсонса.

6. Явные и латентные функции социальных структур. Системный анализ Р. Мертона.

8. Социальная коммуникация как вид социального взаимодействия (структура, модели, уровни, виды).

9. Социальный конфликт (функции, типы, структура, динамика).

10.Социальная модернизация и особенности её протекания в современной России.

11. Социальные инновации.

12. Революции как форма изменений.

13. Концепции эволюционного процесса О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма.

14. Синергетика как основа анализа динамики социальных систем.

15. Социальный процесс. Модели социальных процессов.



ТЕМА 4

СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ОБЩЕСТВА

(2 часа)
1. Социальные организации (структура, системообразующие качества).

2. Институциональная организация общества. Социальные институты: структура,

функции, типология.

3. Социальные общности и группы.

4. Малые группы и их динамические характеристики.

5. Социальные движения (классификация, структура).

6. Общественное мнение как институт гражданского общества.
Основной категориальный аппарат,

знанием которого должен владеть обучаемый

Социальный институт, социальная общность, социальная группа, социальная организация, социальное движение, маргинальность, общественное мнение


Список первоисточников

1. Кули Ч. Общественная организация // Тексты по истории социологии 19-20 в.в.: Хрестоматия. М., 1994.

2. Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1994.

3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

4. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 2. Социальная аналитика: учение о строении сложных социальных агрегатов. М.: Наука, 1993. 688 с.

5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. Т. 21.


Список литературы

1. Аитов Н.А. Социология образования: Учебник. Алматы, 2000.

2. Адибекян О.А. Философско-методологические проблемы социологии науки. Ставрополь, 1990.

3. Акопян А. Некоторые вопросы о состоянии института брака в современной России // Вопросы статистики. 1997. № 12.

4. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых групп. Л., 1982.

5. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследовательских структур и процессов): Учебное пособие. М., 1998.

6. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

7. Бикметов Е.Ю. Образование как социокоммуникативный процесс: теоретико-методологические проблемы управления. М.: РАГС, 2003. 181 с.

8. Гавра Д.П. Социальные институты // Социально-политический журнал. 1998. № 2.

9. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.

10. Голод С.И. Семья и брак. Историко-социологическое исследование. СПб., 1998.

11. Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современность. М., 1988.

12. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.,1987.

13. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 3: Социальные институты и процессы. М., 2000.

14. Зборовский Г.Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // Социологические исследования. 1997. № 2.

15. Зборовский Г.Е. Образование: от ХХ к Х1 веку. Екатеринбург, 2000.

16. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

17. Коробейников В.С. Методологические аспекты оперативного изучения общественного мнения. М., 1983.

18. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

19. Мацковский М.С. Социология семьи. М., 1989.

20. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 288 с.

21. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: Аванти плюс, 2003. 428 с.

22. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.

23. Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980.

24. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.

25. Судас Л.Г. Социология общественного мнения // Социально-политический журнал. 1995. № 1.

26. Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. СПб.: Питер, 2003. 352 с.

27. Франчук В.И. Основы общей теории социальных организаций. М.: Изд-во МГСУ “Союз”, 1998. 236 с.

28. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. М.: Гардарики, 2001. 384 с.

29. Хайруллин Ф.Г. Гуманизация высшего технического образования как фактор духовно-нравственного воспроизводства инженерных кадров. Уфа: УГАТУ, 1998.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Семья и брак как социальные институты. Функции семьи в обществе.

2. Исторические типы семи и брака и их эволюция в обществе.

3. Образование как социальный институт.

4. Наука как социальный институт.

5. Трудовые организации (виды, социальная структура, функции).

6. Бюрократия как социально-политический институт и группа.

7. Государство как социально-политический институт.

8. Средства массовой информации как социальный институт.

9. Массовидные общности.

10. Формы коллективного (массового) поведения (движения, массовые акции, паника и др.).



ТЕМА 5

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СТРАТИФИКАЦИЯ

(2 часа)
1.Основные стратификационные теории и критерии стратификации.

2.Исторические модели стратификации.

3.Современное состояние и перспективы трансформации стратификационной системы современного российского общества.

4.Социальная мобильность (механизмы, направления, каналы).

5.Виды социальной мобильности.

Основной категориальный аппарат,

знанием которого должен владеть обучаемый

Социальная структура, неравенство, стратификационные системы, социально-

классовая структура, социально-профессиональная структура, социально-территориальная структура, социально-демографическая структура, национально-этническая структура, мобильность.
Список первоисточников

1. Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

2. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.

3. Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001.

4. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

5. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992. № 2.

6. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2002. 880 с.

7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

8. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 2. Социальная аналитика: учение о строении сложных социальных агрегатов. М.: Наука, 1993. 688 с.
Список литературы

1. Аврамова Е.К. Проблема формирования среднего класса в России // Вопросы экономики. 1998. № 7.

2. Аитов Н.А. Понятие “социальная структура” в современной социологии // Социологические исследования. 1996. № 7.

3. Акатьев Ю.В., Ахмадеев А.А. Социология села. Уфа: Восточный университет, 1997.

4. Анурин В.Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания // Социологические исследования. 1995. № 1.

5. Бабаева Л.В. и др. Методологические проблемы изучения российской элиты // Общество и экономика. 1994. № 11, 12.

6. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Бизнес-элита России // Социально-политические исследования. 1995. № 4.

7. Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития. М.: Academiа, 2001. 186 с.

8. Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Социологические исследования. 1998. № 2.

9. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Средние слои в современной России // Социологические исследования. 1998. № 7.

10. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 2: Социальная структура и стратификация. М., 2000.

11. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность структура, статус // Социологические исследования. 1995. № 3.

12. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. № 2.

13. Зеленов Л.А. Социология города. М., 2000.

14. Ирназаров Р.И. Равенство этносов в Республике Башкортостан. Уфа: Гилем, 1997.

15. Исправников В.О. “Теневая” экономика и перспективы образования среднего класса // Общественные науки и современность. 1998. № 6.

16. Катульский Е.Д., Меликьян Г.Г., Злоказов И.А. Демографическая ситуация в России накануне ХХ века // Социологические исследования. 1997. № 6.

17. Медков В.М. Демография. М., 2002.

18. Насибуллин Р.Т. Население Башкортостана: социально-демографический анализ. М., 1997.

19. Перепелкин О.В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету // Социологические исследования. 1995. № 2.

20. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995.

21. Руткевич М.Н. Социальная структура. М.: Альфа-М, 2004. 272 с.

22. Служебная карьера / Под общ. ред. Е.В. Охотского. М.: Экономика, 1998. 302 с.

23. Социальное расслоение и социальная мобильность. М., 1999.

24. Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999. 304 с.

25. Тихонова Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском обществе // Общественные науки и современность. 1997. № 5.

26. Уржа О.А. Стратификация и социальное управление. М.: Изд-во МГСУ “Союз”, 2000. 269 с.

27. Шаяхметов И.Т., Казакбаев Р.Х. Система расселения как фактор реализации социального потенциала села. Уфа: Гилем, 2004. 80 с.

28. Яковлев А.М. Социальная структура общества. Учебник. М.: Экзамен, 2003. 384 с.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Стратификация современных западных социальных систем.

2. Социально-профессиональная стратификация.

3. Теория неравенства К. Маркса и М. Вебера: сравнительный анализ.

4. Бизнес-элита современного российского общества.

5. Средние слои российского общества: особенности формирования, критерии выделения, состав “старых” и “новых” средних слоев.



  1. Социальное содержание рабочего класса в современной России: его сущность, социальный состав, динамика.

  2. Изменение социального статуса и деформация российской интеллигенции, её профессиональная дифференциация.

  3. Положение сельского производителя: наёмный работник или собственник?

  4. Социально-классовая структура дореволюционной и советской России.

  5. Основные показатели и тенденции развития социального неравенства. Процессы углубления неравенства и их динамика.

  6. Города как территориально-поселенческая общность.

  7. Село как территориально-поселенческая общность.

  8. Население Башкортостана как социально-территориальная общность.

  9. Социально-экологические последствия развития городов.

15.Урбанизационные процессы в современных обществах.

16. Миграция населения как социальный процесс.

17. Вынужденная миграция как социальное явление.

18. Социальные условия воспроизводства населения.

19. Мотивация демографического поведения.

20. Этнические особенности демографических процессов.

21. Расселение населения как разновидность общественных отношений.

22. Регион как социально-территориальная общность.



ТЕМА 6

КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА И ПРОЦЕСС

(2 часа)
1. Социологические подходы к исследованию культуры как социальной системы и процесса. Социальные функции культуры.

2. Виды, формы и уровни культурной деятельности.

3. Структура культуры.

4. Культурная динамика и межкультурные взаимодействия.


Основной категориальный аппарат,

знанием которого должен владеть обучаемый

Духовное производство и потребление, культура как система, ценностно-нормативная подсистема, знаково-символическая подсистема, культурная инфраструктура, субкультура, контркультура, культурная динамика и межкультурное взаимодействие, аномия.


Список первоисточников

1. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М., 1996.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальные конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.

4. Дюркгейм Э. Ценностные и “реальные” суждения // Социологические исследования. 1991. № 2.

5. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994.

6. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Республика, 1994.

7. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. № 2, 3, 4.

8. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

9. Сорокин П. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

10. Сорокин П. Общие черты и различия между Россией и США // Социологические исследования. 1993. № 8.

11. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Тексты по истории социологии 19-20 в.в.: Хрестоматия. М., 1994.



Список литературы

1. Белла Р. Социология религии // Американская социология. М.: Прогресс, 1972.

2.Веремчук В.И. Социология религии: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 254 с.

3. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

4. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М., 1968.

5. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1997. 591 с.

6. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические исследования. 1996. № 3.

7. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Логос, 1996. 280 с.

8. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учебное пособие. М., 2000.

9. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. 1995. № 11.

10. Козлова Н.Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социологические исследования. 1993. № 10.

11. Коган Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992.

12. Куклин А.Я. Введение в социологию искусства. Л., 1978.

13. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 240 с.

14. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 232 с.

15. Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2004. 272 с.

16. Пилипенко М.Н. Общество как социокультурная система. М., 2000.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Духовные потребности как предмет социологии культуры.

2. Массовизация общественной жизни и массовая культура.

3. Городская культурная среда.

4. Сельская культурная среда.

5. Молодежная субкультура.

6. Деловая культура предпринимательства.

7. Социальная структура общества и культурное разнообразие.

8. Социально-культурные традиции (функционирование, механизм передачи, роль общественной жизни).

9. Культура и нормативная регуляция социального поведения.

10. Взаимодействие культуры и экономических условий развития общества.

11. Взаимодействие культуры и технизации общества.

12.Современная культурная политика: содержание, уровни, механизмы реализации.

13. Социокультурный процесс: его структура и особенности.

14. Культура и социализация личности.

15. Социальная аномия.

16. Социология искусства.

17. Религия как социокультурное явление. Социальные функции религии.



ТЕМА 7

ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

(2 часа)
1. Социологическое понимание личности.

2. Статусно-ролевая концепция личности.

3. Социальная типология личности.

4. Социализация индивида (теории, механизмы, стадии, агенты и институты).

5. Социальные регуляторы поведения личности и социальный контроль.

6. Девиантное (отклоняющееся) поведение: теории, формы.

7. Образ жизни личности.
Основной категориальный аппарат,

знанием которого должен владеть обучаемый

Личность, индивид, социальный тип личности, диспозиционная структура личости, социальная потребность, мотив, ценностная ориентация, стимул, установка, социальная роль и социальный статус, социальный характер, теории социализации (Ч.Кули, Дж.Мид, Р.Линтон, З.Фрейд), интернализация, ресоциализация, идентификация, имитация, девиация, образ жизни личности, социальный контроль.



Список первоисточников
1. Адорно Т. Типы и синдромы // Социологические исследования. 1993. № 2.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

3. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994.

4. Личностно-ориентированная социология. М.: Академический Проект, 2004. 608 с.

5. Манхейм К. Человек и общество в век преобразований // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Республика, 1994.

6. Маркузе Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 18, 25, 26 - 30, 37, 45, 61. 69 - 75, 282, 426, 440, 441.

8. Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

9. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. 1993. № 3, 5.

10.Современная зарубежная социология (70 - 80-е г.г.). М., 1993.

11.Тексты по истории социологии 19-20 в.в.: Хрестоматия. М., 1994.

12.Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. М. Просвещение, 1989. 448 с.

13.Фромм Э. Душа человека: Перевод. М.: Республика, 1992. 430 с.

14.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Социологические исследования. 1992. № 7, 10.

15.Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2.

Список литературы

1. Артемьев А.И. Социология личности. М.: ООО “Арба Т -ХХ1”, 2001. 256 с.



  1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

  2. Вишневский А.Г. Социальные регуляторы и человек // Постижение. М.: Про-

гресс, 1989.

4. Егорова В.К. Использование теорий личности в социологии и социальной психологии // Некоторые проблемы современной зарубежной социологии. Кн. 1. М., 1979. С. 100 - 136.

5. Комарова Э.Н. Личность как субъект и объект социального развития // Социально-политические науки. 1992. № 4, 5.

6. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.



  1. Кремень В.Г. Коллективность и индивидуальность: цивилизованный срез проблемы // Социологические исследования. 1990. № 8.

  2. Качанов Ю.Л., Шматко И.А. Базовая метафора в структуре социальной идентичности // Социологические исследования. 1996. № 1.

  3. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 1993. № 4.

10. Марченко Т.Л. Потребность как социальное явление. М., 1990

11. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.

12.Орлова И.Б. Самоубийство – явление социальное // Социологические исследования. 1998. № 8.

13.Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло?// Социологические исследования. 1998. № 9.

14. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

15.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.

16.Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Э.Фромма и его подход к деструктивности // Социологические исследования. 1992. № 6.

17.Шибутани П. Социальная психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

18. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение,

понимание социальной реальности. М.: Добросвет, Книжный дом “Университет”, 1998.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Ценностные ориентации личности.

2. Психоаналитические концепции личности.

3. “Одномерный человек” в социологической теории Г. Маркузе.



  1. Социальные установки личности. Диспозиционная концепция личности.

5. Социальная адаптация и идентификация личности.
ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аберкромби Н. Социологический словарь. – М., 1999.

2. Бабосов Е.М. Социология. – Минск: ТетраСистемс, 1998.

3. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 304 с.

4. Бикметов Е.Ю., Дорожкин Ю.Н., Костылева Е.Г. Основы социологии: Учебное пособие. – Уфа: МГОПУ, 2003. – 110 с.

5. Борцов Ю.Ц. Социология. – Ростов н/Д., 2002.

6. Волков Ю.Г. Социология: Учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 576 с.

7. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология. Курс лекций. – Ростов на/Д.: Феникс, 2000. – 512 с.

8. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 2000. – 432 с.

9. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под. Ред. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2000. – 512 с.

10. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

11. Горелов А.А. Социология. – М., 2002.

12. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. – М., 2002.

13. Джери Д., Джери А. Большой толковый социологический словарь: В 2 т. – М., 2001.

14. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

15. Зборовский Г.Е. Общая социология. – М.: Гардарики, 2004.

16. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие / Под. ред. Касьянова В.В. – Ростов н/Д., 2000.

17. Комаров М.С. Введение в социологию. Учебник. – М., 1994.

18. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М., 2001.

19. Кравченко А.И. Общая социология: Учебник. – М., 2002.

20. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А Е. Социология. Учебник / Под общ. ред. Батыгина Г.С. – М.: NOTA BENE, 2000. – 272 c.

21. Мендра А. Основы социологии: Учебное пособие. – М., 1998.

22. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник / Пер. с сербского. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 432 с.

23. Основы социологии: Учебное пособие /Под ред. Р.Т. Насибуллина. – Уфа: Уфимск. авиац. ин-т, 1992. – 214 с.

24. Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2000.

25. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. – М., 2000.

26. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М., 2004.

27. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.

28. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. – 349 с.

29. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461 с.

30. Социология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Елсукова. – Минск: ТетраСистемс, 2000.

31. Социология: Учеб. пособие / Под. ред. В.И. Игнатьева, М.В. Ромма. – М.: ИНФРА М, Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. – 241 с.

32. Социология: Краткий тематический словарь / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д., 2001. – 320 с.

33. Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс / Пер. с англ. – М.: “Издательство АСТ”; Львов: Инициатива, 1998. – 496 с.

34. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 511 с.

35. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М.: Логос, 1997. – 360 с.



36. Харчева В.Г. Основы социологии. Курс лекций. – М., 2000.

37. Энциклопедический социологический словарь / Под. общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: ИСПИ РАН, 1995. – 940 с.