Пёстрый ковёр - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пестрый дудочник 1 95.89kb.
Первобытные леса, из-за потребности в древесине, дарят людям, в согласии... 1 20.44kb.
Александр Козырев занавес («театр в театре») Действующие лица 1 290.47kb.
Туркменский ковер: выставка одного предмета. К проблеме интерпретации... 1 115.85kb.
Лекция длилась один час, а после ее окончания занятия продолжились... 1 90.43kb.
Н. В. Гоголь. «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина 1 58.5kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Пёстрый ковёр - страница №1/1




МАОУ «Голышмановская СОШ №1»

Тюменская область р.п. Голышманово
Урок русского языка на тему


«ПЁСТРЫЙ КОВЁР» РУССКОЙ РЕЧИ В СКАЗКЕ П.ЕРШОВА

« КОНЁК – ГОРБУНОК».


Лабораторная работа


Автор: Цибуцинина Светлана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы





-1-


ТЕМА: «ПЁСТРЫЙ КОВЁР» РУССКОЙ РЕЧИ В СКАЗКЕ П.ЕРШОВА

« КОНЁК – ГОРБУНОК».
ЦЕЛЬ: 1.Исследовать лексический пласт русской народной речи на примере сказки тюменского писателя П.Ершова.

2. Формировать умение исследовать художественный текст, закономерность употребления в нём определённых языковых явлений.

Развивать коммуникативные (речевые) навыки, решая выдвинутую гипотезу через алгоритм исследования и умения приходить к выводам.

3. Воспитание лингвистического «чутья» к художественному слову, чувства красоты и совершенства русской народной речи.




ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Мультимидийный проектор

2.Видеофильм « Конёк – Горбунок» ( автор сценария

И. Иванов – Вано, А.Волков, режиссёр И.Иванов – Вано)

3. Тексты сказки П. Ершова « Конёк – Горбунок»

4.Словари: а) Толковый словарь Ожегова.

б) Словарь фразеологизмов.

в) Словарь устаревших слов.

5. Справочный материал (таблицы, схемы, алгоритмы)

6. Критерий устного ответа:

- Точность и полнота ответа.

- Аргументированность.

- Культура речи.




ЭПИГРАФ:

Сказка П. Ершова «Конёк – Горбунок»

- явление уникальное.

При кажущейся простоте текста,

лёгкости его восприятия –

В ней россыпи языковых жемчужин,

оценить достоинство можно лишь

при внимательном чтении.

В. Кодухов


Этапы урока:

  1. Постановка проблемы.

  2. Исследовательская работа в группах (лабораторная работа).

  3. Конкурс юных исследователей лексики П. Ершова.

  4. Итог урока. Домашнее задание.

-2-


ХОД УРОКА.
I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. МОТИВИРОВКА НА РАБОТУ.

На фоне фрагмента видеофильма « Конёк – горбунок».

-Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град – столицу:

Знать столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И набитою сумой

Возвращалися домой.

Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки – студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов.

Произошло это в начале 1834 года. Ершову было тогда 19 лет.

«Теперь этот род занятий мне можно и оставить», - такую высокую оценку произведению дал родоначальник русской литературной сказки А.С. Пушкин.

Язык сказки Ершова « Конёк – горбунок» - это язык пушкинской эпохи. Пётр Ершов продолжил пушкинские традиции простоты стиха и близости её к русскому фольклору.

И вот уже более 170 лет скачет по свету « Конёк – Горбунок» не зная границ и языковых барьеров.

Сказка « Конёк – Горбунок» пришла сегодня и к нам на урок русского языка. Конечно, со сказкой П.П.Ершова вы уже встречались на уроках литературы в 5-6 классах. И в первую очередь вас интересовали сказочные герои, сюжет сказки, образ Ивана.

Сегодня на уроке я предлагаю вам иную роль, роль юных исследователей языка сказки Ершова. Именно исследовательский подход, внимание к тому, как живут, как употребляются языковые средства в речи, внимательное вдумчивое отношение к слову при работе с текстом может стать прочной основой для совершенствования ваших знаний, умений и навыков в области родного языка. И, конечно же, поможет успешно справиться с заданием «С» ЕГЭ, так как это задание


-3-

требует не только видения языковых средств, но и умения использовать их в изложении мыслей в своём сочинении.

Запишем тему урока: « « Пёстрый ковёр» русской речи в сказке П.Ершова

« Конёк – горбунок».

Сегодня на уроке мы повторим важный раздел русского языка - « Лексику». Исследуем закономерности использования «пёстрого ковра» русской лексики на примере сказки тюменского писателя П. Ершова.

Эпиграфом к уроку я взяла слова своего преподавателя, исследователя языка Ершова, профессора Ишимского педагогического института Виталия Ивановича Кодухова.

Сегодня на уроке в ходе нашего исследования мы постараемся увидеть эти россыпи языковых жемчужин, исследуем обычные , на первый взгляд, слова, выясним их значения, окунёмся в прекрасный мир лексики П. Ершова.

Художественное богатство, своеобразие языка сказки «Конька – Горбунка» всегда привлекали и привлекают внимание исследователей творчества П. Ершова. Интересны работы Виктора Григорьевича Уткова, преподавателей Ишимского педагогического института имени П. П. Ершова Савченковой Т. П., Калининой М. Ф., Евсеева В. Н.. Мы с вами пока не литературоведы, но сегодня на уроке будем исследователями стиля сказки Ершова. Конечно, сделать это невозможно за один урок. Поэтому мы возьмём небольшой пласт лексического строя языка: устаревшую лексику, фразеологию, лексику УНТ


ЛЕКСИКА



УСТАРЕВШАЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ЛЕКСИКА УНТ

историзмы архаизмы


пословицы поговорки

Исследуем этот пласт лексики на тексте нашего земляка, писателя П. Ершова «Конёк – Горбунок».

Ребята, вы уже знакомы с лабораторными работами по физике, химии. А сегодня я предлагаю вам попробовать свои силы в выполнении лабораторной работы по русскому языку.

Ребята 1 группы будут исследователями устаревшей лексики.

2 группы – исследователями фразеологии.

3 группы – исследователями лексики УНТ (на примере пословиц и поговорок)



-4-
Основные этапы лабораторной работы:
1 этап - теоретический

2 этап – исследование.

3 этап – конкурс юных исследователей.
Я надеюсь, в ходе выполнения работы, мы сделаем какие – то находки, открытия. Ведь работы над произведением Ершова продолжаются. Каждое поколение открывает в писателе своё. Особо обращаю внимание на 3 этап. (Критерии устного ответа представлены на слайде).

Внимательно ознакомьтесь с индивидуальной картой, выполните предложенные задания. И ещё маленькое дополнение. Желательно, чтобы то языковое явление, которое вы будете исследовать, засверкало - выразительно цитировать текст. Особенно бережно отнеситесь к слову П. Ершова. Оно должно звучать красиво, выразительно. Желаю удачи!



Итак, ребята, я вижу, что вы уже готовы к конкурсу юных исследователей.
1) Итак, приступим. Слово предоставляется юным исследователям устаревшей лексики сказки П. Ершова.

Задача остальных учащихся внимательно слушать выступление своих товарищей, делать пометки в тетрадях. И, если в ходе сообщения, у вас возникнут вопросы к выступающему, вы их можете потом задать.

Итак, от первой группы у нас выступает _______________

Пожалуйста, вопросы _______________________________

Итак, разрешите подвести итог нашим наблюдениям. Я согласна с ребятами. Действительно, устаревшая лексика помогает прочувствовать старину, прочувствовать лексический пласт того времени, окунуться в великолепный мир сказки талантливейшего поэта – сказочника П.Ершова.

И ребятам удалось это увидеть и донести до нас, слушателей. Спасибо вам за проделанную работу. Спасибо (Имя выступающего)

2) Самобытность и оригинальность языка тюменского писателя проявляется и в употреблении фразеологизмов, которыми буквально усыпана сказка «Конёк – Горбунок». Слово ребятам 2 группы.

Вывод: Использование фразеологизмов – важное выразительное средство языка, придающее сообщению характер живого разговора. Петр Ершов – мастер яркого, искрометного, захватывающего произведения, и фразеологизмы он использует с большим мастерством. И это нам доказали юные исследователи второй группы. Спасибо, ребята.
-5-

3) Слово ребятам 3 группы.

Учитель: Для сказки Ершова характерно использование пословиц, поговорок и выражений поговорочного характера. Такое обилие пословиц и поговорок

объясняется тем, что язык сказки – народный, разговорный, а разговорная речь основной источник УНТ.

Мы прослушали выступление 3 конкурсантов и должны, если у нас конкурс, определить победителя.

Как вы считаете: Кто победил в этом конкурсе

Победила__________________ (грамота)

Вывод: Сегодня на уроке, в ходе нашего совместного исследования, мы смогли увидеть, почувствовать всю многокрасочную палитру лексики, использованной Ершовым в произведении «Конёк – Горбунок».

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, что успех сказки кроется в её народности, в её красочности, в простоте языка и в то же время в особой экспрессии языка, в образности.

Домашнее задание: Предлагаю вам дома выполнить небольшую творческую работу как продолжение нашего урока. Я вам предлагаю взять присказки и сравнить их с народными сказками. Выявить сходство и различие. Это и будет у вас небольшая домашняя исследовательская работа

Учитель: Скачет и скачет Горбунок в сказке Ершова от одного поколения людей к другому, весёлый стук его копыт прозвучит ещё для многих поколений читателей. Хочется надеяться, что на этом знакомство с языком сказки не закончится, вы продолжите работу. И если кого – то из вас заинтересовала исследовательская работа по творчеству Ершова, приглашаю к сотрудничеству.




Приложения:

Карта лабораторной работы
Устаревшие слова в сказке П. Ершова «Конёк – Горбунок».

Ход выполнения лабораторной работы

Индивидуальная карта №1


Задание.

Виды деятельности

  1. Теория:

  1. Изучите теоретический материал:

А) Русский язык. Теория. В. В. Бабайцева – стр. 73, п. 63.

Б) Учебное пособие А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.

10 – 11 кл. – стр.40


  1. Исследование текста


Задание: прочтите, найдите, выпишите устаревшие слова, распределяя их в две группы. Проверяя своё лингвистическое «чутьё» дайте толкование выписанным словам, в случае затруднения обратитесь к словарям.
III.Конкурс юных исследователей

План выступления:

    1. Вступление (проблема, гипотеза).

    2. Основная часть

(исследование)
3. Заключение.

С какой целью использует Ершов устаревшую лексику?



Используйте справочные материалы при ответе на поставленные вопросы.


1.Исследуйте данный текст.

2.Свои выводы зафиксируйте в таблице:


архаизмы

историзмы












Ответы на вопросы обсуждаются в группе. От группы выступает один учащийся с развёрнутым монологом, остальные учащиеся слушают и вносят дополнения.




Фразеологизмы в сказке П. Ершова «Конёк – Горбунок»
Ход выполнения лабораторной работы

Индивидуальная карта №2




Задание.

Виды деятельности

I. Теория:

  1. Изучите теоретический материал:

А) Русский язык. Теория. В. В. Бабайцева – стр. 76, п. 66.

Б) Учебное пособие А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.

10 – 11 кл. – стр.47


  1. Исследование текста


Задание: прочтите, найдите, выпишите фразеологизмы. Проверяя своё лингвистическое «чутьё» дайте толкование выписанным словам, в случае затруднения обратитесь к словарям

III.Конкурс юных исследователей

План выступления:

    1. Вступление (проблема, гипотеза).

    2. Основная часть

(исследование)

.

3. Заключение.



С какой целью использует Ершов фразеологизмы?

Используйте справочные материалы при ответе на поставленные вопросы.




  1. Исследуйте данный текст.

  2. Свои выводы зафиксируйте в таблице:

фразеологизмы

значения












Ответы на вопросы обсуждаются в группе. От группы выступает один учащийся с развёрнутым монологом, остальные учащиеся слушают и вносят дополнения.




Лексика УНТ (пословицы, поговорки) в сказке

П. Ершова «Конёк – Горбунок».
Ход выполнения лабораторной работы

Индивидуальная карта №3



Задание.

Виды деятельности

  1. Теория:

      1. Изучите справочный материал.




  1. Исследование текста


Задание: прочтите, найдите, выпишите пословицы и поговорки. Проверяя своё лингвистическое «чутьё» дайте толкование выписанным словам, в случае затруднения обратитесь к словарям

III. Конкурс юных исследователей



План выступления:

1.Вступление (проблема, гипотеза).

2. Основная часть

(исследование)

3. Заключение.

С какой целью использует Ершов лексику УНТ?



Используйте справочные материалы при ответе на поставленные вопросы.




  1. Исследуйте данный текст.

  2. Свои выводы зафиксируйте в таблице:

Пословицы, поговорки

значения












Ответы на вопросы обсуждаются в группе. От группы выступает один учащийся с развёрнутым монологом, остальные учащиеся слушают и вносят дополнения