страница 1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Пёстрый ковёр - страница №1/1
-1- ТЕМА: «ПЁСТРЫЙ КОВЁР» РУССКОЙ РЕЧИ В СКАЗКЕ П.ЕРШОВА « КОНЁК – ГОРБУНОК». ЦЕЛЬ: 1.Исследовать лексический пласт русской народной речи на примере сказки тюменского писателя П.Ершова. 2. Формировать умение исследовать художественный текст, закономерность употребления в нём определённых языковых явлений. Развивать коммуникативные (речевые) навыки, решая выдвинутую гипотезу через алгоритм исследования и умения приходить к выводам. 3. Воспитание лингвистического «чутья» к художественному слову, чувства красоты и совершенства русской народной речи. ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Мультимидийный проектор 2.Видеофильм « Конёк – Горбунок» ( автор сценария И. Иванов – Вано, А.Волков, режиссёр И.Иванов – Вано) 3. Тексты сказки П. Ершова « Конёк – Горбунок» 4.Словари: а) Толковый словарь Ожегова. б) Словарь фразеологизмов. в) Словарь устаревших слов. 5. Справочный материал (таблицы, схемы, алгоритмы) 6. Критерий устного ответа: - Точность и полнота ответа. - Аргументированность. - Культура речи. ЭПИГРАФ: Сказка П. Ершова «Конёк – Горбунок» - явление уникальное. При кажущейся простоте текста, лёгкости его восприятия – В ней россыпи языковых жемчужин, оценить достоинство можно лишь В. Кодухов Этапы урока:
-2- ХОД УРОКА. I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. МОТИВИРОВКА НА РАБОТУ. На фоне фрагмента видеофильма « Конёк – горбунок». -Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку: За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба – на земле Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. Братья сеяли пшеницу Да возили в град – столицу: Знать столица та была Недалече от села. Там пшеницу продавали, Деньги счётом принимали И набитою сумой Возвращалися домой. Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки – студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов. Произошло это в начале 1834 года. Ершову было тогда 19 лет. «Теперь этот род занятий мне можно и оставить», - такую высокую оценку произведению дал родоначальник русской литературной сказки А.С. Пушкин. Язык сказки Ершова « Конёк – горбунок» - это язык пушкинской эпохи. Пётр Ершов продолжил пушкинские традиции простоты стиха и близости её к русскому фольклору. И вот уже более 170 лет скачет по свету « Конёк – Горбунок» не зная границ и языковых барьеров. Сказка « Конёк – Горбунок» пришла сегодня и к нам на урок русского языка. Конечно, со сказкой П.П.Ершова вы уже встречались на уроках литературы в 5-6 классах. И в первую очередь вас интересовали сказочные герои, сюжет сказки, образ Ивана. Сегодня на уроке я предлагаю вам иную роль, роль юных исследователей языка сказки Ершова. Именно исследовательский подход, внимание к тому, как живут, как употребляются языковые средства в речи, внимательное вдумчивое отношение к слову при работе с текстом может стать прочной основой для совершенствования ваших знаний, умений и навыков в области родного языка. И, конечно же, поможет успешно справиться с заданием «С» ЕГЭ, так как это задание -3- требует не только видения языковых средств, но и умения использовать их в изложении мыслей в своём сочинении. Запишем тему урока: « « Пёстрый ковёр» русской речи в сказке П.Ершова « Конёк – горбунок». Сегодня на уроке мы повторим важный раздел русского языка - « Лексику». Исследуем закономерности использования «пёстрого ковра» русской лексики на примере сказки тюменского писателя П. Ершова. Эпиграфом к уроку я взяла слова своего преподавателя, исследователя языка Ершова, профессора Ишимского педагогического института Виталия Ивановича Кодухова. Сегодня на уроке в ходе нашего исследования мы постараемся увидеть эти россыпи языковых жемчужин, исследуем обычные , на первый взгляд, слова, выясним их значения, окунёмся в прекрасный мир лексики П. Ершова. Художественное богатство, своеобразие языка сказки «Конька – Горбунка» всегда привлекали и привлекают внимание исследователей творчества П. Ершова. Интересны работы Виктора Григорьевича Уткова, преподавателей Ишимского педагогического института имени П. П. Ершова Савченковой Т. П., Калининой М. Ф., Евсеева В. Н.. Мы с вами пока не литературоведы, но сегодня на уроке будем исследователями стиля сказки Ершова. Конечно, сделать это невозможно за один урок. Поэтому мы возьмём небольшой пласт лексического строя языка: устаревшую лексику, фразеологию, лексику УНТ ЛЕКСИКА УСТАРЕВШАЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ЛЕКСИКА УНТ историзмы архаизмы пословицы поговорки Исследуем этот пласт лексики на тексте нашего земляка, писателя П. Ершова «Конёк – Горбунок». Ребята, вы уже знакомы с лабораторными работами по физике, химии. А сегодня я предлагаю вам попробовать свои силы в выполнении лабораторной работы по русскому языку. Ребята 1 группы будут исследователями устаревшей лексики. 2 группы – исследователями фразеологии. 3 группы – исследователями лексики УНТ (на примере пословиц и поговорок) -4- Основные этапы лабораторной работы: 1 этап - теоретический 2 этап – исследование. 3 этап – конкурс юных исследователей. Внимательно ознакомьтесь с индивидуальной картой, выполните предложенные задания. И ещё маленькое дополнение. Желательно, чтобы то языковое явление, которое вы будете исследовать, засверкало - выразительно цитировать текст. Особенно бережно отнеситесь к слову П. Ершова. Оно должно звучать красиво, выразительно. Желаю удачи! Итак, ребята, я вижу, что вы уже готовы к конкурсу юных исследователей. 1) Итак, приступим. Слово предоставляется юным исследователям устаревшей лексики сказки П. Ершова. Задача остальных учащихся внимательно слушать выступление своих товарищей, делать пометки в тетрадях. И, если в ходе сообщения, у вас возникнут вопросы к выступающему, вы их можете потом задать. Итак, от первой группы у нас выступает _______________ Пожалуйста, вопросы _______________________________ Итак, разрешите подвести итог нашим наблюдениям. Я согласна с ребятами. Действительно, устаревшая лексика помогает прочувствовать старину, прочувствовать лексический пласт того времени, окунуться в великолепный мир сказки талантливейшего поэта – сказочника П.Ершова. И ребятам удалось это увидеть и донести до нас, слушателей. Спасибо вам за проделанную работу. Спасибо (Имя выступающего) 2) Самобытность и оригинальность языка тюменского писателя проявляется и в употреблении фразеологизмов, которыми буквально усыпана сказка «Конёк – Горбунок». Слово ребятам 2 группы. 3) Слово ребятам 3 группы. Учитель: Для сказки Ершова характерно использование пословиц, поговорок и выражений поговорочного характера. Такое обилие пословиц и поговорок объясняется тем, что язык сказки – народный, разговорный, а разговорная речь основной источник УНТ. Мы прослушали выступление 3 конкурсантов и должны, если у нас конкурс, определить победителя. Как вы считаете: Кто победил в этом конкурсе Победила__________________ (грамота) Сегодня мы с вами ещё раз убедились, что успех сказки кроется в её народности, в её красочности, в простоте языка и в то же время в особой экспрессии языка, в образности. Домашнее задание: Предлагаю вам дома выполнить небольшую творческую работу как продолжение нашего урока. Я вам предлагаю взять присказки и сравнить их с народными сказками. Выявить сходство и различие. Это и будет у вас небольшая домашняя исследовательская работа Учитель: Скачет и скачет Горбунок в сказке Ершова от одного поколения людей к другому, весёлый стук его копыт прозвучит ещё для многих поколений читателей. Хочется надеяться, что на этом знакомство с языком сказки не закончится, вы продолжите работу. И если кого – то из вас заинтересовала исследовательская работа по творчеству Ершова, приглашаю к сотрудничеству. Приложения: Карта лабораторной работы Устаревшие слова в сказке П. Ершова «Конёк – Горбунок». Ход выполнения лабораторной работы Индивидуальная карта №1
Фразеологизмы в сказке П. Ершова «Конёк – Горбунок» Ход выполнения лабораторной работы Индивидуальная карта №2
Лексика УНТ (пословицы, поговорки) в сказке П. Ершова «Конёк – Горбунок». Ход выполнения лабораторной работы Индивидуальная карта №3
|
|