Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца" Школа: мбоу сош №120 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка предмет: биология, литература, психология... 1 236.43kb.
Конспект урока по биологии 8 класс «строение и работа сердца» 1 35.71kb.
Урок биологии в 6 классе. Тема урока: Строение растительной клетки. 1 53.3kb.
«Химический состав клетки» 1 67.96kb.
Методическая разработка контрольного урока по предмету «Слушание... 1 86.19kb.
Методическая разработка урока по геометрии и английскому языку для... 1 43.05kb.
Методическая разработка урока «Типы химических реакций» Белорусова... 1 71.56kb.
Неделя № урока № урока в теме Тема урока Содержание урока Номенклатура. 1 229.1kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 128.8kb.
План-конспект открытого урока по физической культуре в 3 классе мбоу... 1 105.59kb.
Методическая разработка Предмет: Окружающий мир Класс: 1 Урок №18... 1 69.53kb.
Контроль сердца и йогические практики 1 164.32kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Педанова Е. Е. Методическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и - страница №1/1

Молодой специалист МБОУ СОШ №120

Педанова Е.Е.



Методическая разработка урока по биологии.

Тема урока:"Строение и работа сердца"

Школа:МБОУ СОШ №120

Преподаватель:Педанова ЕЕ

Предмет: биология

Класс:8

Урок 45 минут.



Тип урока:урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала

Технология обучения: ИКТ

Формы работы: индивидуальная, работа в группах

Цели урока:
образовательные:
познакомить со строением сердца; раскрыть связь строения сердца с его функциями; дать понятия: сердечный цикл, автоматия сердца, проводящая система сердца;
реализовать возможности гигиенического воспитания.
развивающие:
активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов;
продолжить формировать информационную компетентность, умение делать выводы.
воспитательные:
воспитание добра, чуткого, взаимного уважения к окружающим.

Оборудование: компьютер, проектор для проецирования видеозаставок, микроскопы, микропрепараты тканей.
План изучения нового материала:
1. Определение размеров и положение сердца в грудной полости.
2. Строение сердца.
3. Автоматия сердца.
4. Сердечный цикл.
5. Регуляция работы сердца.
6. Влияние факторов окружающей среды на сердце.
Проблемные вопросы:
• Почему кровь движется только в одном направлении?
• Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?
• Почему сердце “ведет” себя по-разному? Что происходит с ним?

Новые термины и понятия:
околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, автоматизм, сердечный цикл, фазы сердечного цикла; сокращение предсердий, желудочков, пауза, симпатический и блуждающий нервы, адреналин.

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация знаний.
Каждый человек всегда, всю жизнь думает о любви, нуждается в ней, ждет ее, стремится к ней!
Странно, о любви мы говорим на уроке биологии.
Может биология каким то образом связана с символом любви?
Что изображают, когда кого-то любят? (слайд 1)
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, почему именно сердце?
А не глаза, не уши, не желудок являются символом любви?
Тема сегодняшнего урока называется «Строение и работа сердца»

III. Изучение нового материала.

1. Местоположение и строение сердца человека.

(Рассказ учителя с использованием таблицы «Строение сердца» и модели сердца с опорой на знания учащихся о строении сердца млекопитающих из курса зоологии.)

Учащиеся записывают в тетрадь:

перикард – околосердечная сумка

 

эпикард



 

миокард

стенка сердца

эндокард

 

2. Сердечные клапаны (строение, местоположение, значение).

Створчатые клапаны пропускают кровь из предсердий в желудочки. В левой части – двухстворчатый клапан, в правой – трёхстворчатый клапан. Полулунные клапаны направляют кровь из желудочков в артерии.



Итог: учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями: стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу. Неплотное смыкание клапанов приводит к тому, что кровь частично течёт в обратном направлении, и увеличивается нагрузка на желудочки.

3. Сердечный цикл.

(Рассказ учителя с элементами беседы и рассуждения.)

Известно, что сердце человека за сутки перекачивает около 10000 литров крови. Работа, которую выполняют желудочки равна 180000 кдж. Такую работу выполняет подъёмный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.

Постановка проблемного вопроса: почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни?

(Рассказ учителя о работе сердца на примере одного сердечного цикла с использованием таблицы «Сердечный цикл» и схемы «Сердечный цикл».)

Учитель чертит на доске или вывешивает заготовленную заранее таблицу. Учащиеся заполняют таблицу «Сердечный цикл» в тетрадях.

Итог: учащиеся делают вывод о том, что ритмичность работы сердца позволяет сердцу сохранять рабочую активность в течение всей жизни. Интервала между сокращениями достаточно для восстановления работоспособности сердечной мышцы.

Сердечный цикл (схема)

ФАЗЫ

НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ

СОСТОЯНИЕ СТВОРЧАТЫХ КЛАПАНОВ

СОСТОЯНИЕ ПОЛУЛУННЫХ КЛАПАНОВ

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
ФАЗЫ

Систола предсердий

Из предсердий – в желудочки

Открыты

Закрыты

0,1 сек

Систола желудочков

Из левого желудочка – в аорту.
Из правого желудочка – в лёгочную артерию.

Закрыты

Открыты

0,3 сек

Диастола сердца

Стекает из вен в предсердия, из предсердий - в желудочки.

Открыты

Закрыты

0,4 сек

Итог: учащиеся делают вывод о том, что ритмичность работы сердца позволяет сердцу сохранять рабочую активность в течение всей жизни. Интервала между сокращениями достаточно для восстановления работоспособности сердечной мышцы.

4. Автоматизм сердца.

(Рассказ учителя.)

Сердце способно самопроизвольно сокращаться вне организма. А.А. Кулябко (1902 г.) оживил сердце трёхмесячного ребёнка, погибшего от пневмонии, через 20 часов после смерти. С.С. Брюхоненко – через 100 часов. (Он создал аппарат искусственного кровообращения.)

Постановка проблемного вопроса: почему сердце такой живучий орган?

Попробуем ответить на этот вопрос. Оказывается, сердце способно самопроизвольно сокращаться под воздействием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, независимо от внешних воздействий. Эта способность сердца называется автоматизмом сердца.

(Учащиеся записывают определение в тетрадь).

Слабые биоэлектрические сигналы распространяются по всему телу. Их запись называется электрокардиограммой.

На работоспособность сердца влияет и особенность строения сердечной мышцы. (Волокна поперечно-полосатой сердечной мускулатуры способны быстро сокращаться, имеют много митохондрий). Кроме этого, венечные (коронарные) сосуды сердца обеспечивают снабжение сердца кислородом и питательными веществами.

Итог: учащиеся делают вывод, что высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца.

5. Регуляция работы сердца.

(Беседа с опорой на знания учащихся о нервной и гуморальной регуляции функций в организме.)

На доске – схема. Учащиеся делают схему в тетрадях.

Кроме того, на работу сердца оказывает влияние температура, эмоции, боль.



Итог: учащиеся делают вывод о том, что работа сердца зависит от внешней среды и от состояния самого организма.

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Беседа по вопросам:

1. Очень маленький инопланетянин, свободно помещающийся в капилляре, попал в кровеносную систему земного животного. Он может определять температуру, химический состав и давление крови, а так же внешнее и внутреннее строение ближайших к нему клеток. По каким признакам он узнает, в каком из перечисленных ниже животных он очутился: белке, ледяной рыбе, орле, осьминоге, стрекозе, тритоне?

2. Когда доктор Кулябко впервые оживил изолированное сердце ребенка, он направил питательную жидкость, обогащенную кислородом, и содержащую адреналин в аорту против естественного хода крови. Попал ли питательный раствор в левый желудочек? Если нет, то куда он был направлен? Почему помимо питательных веществ и кислорода в раствор был включен адреналин? Какая способность сердечной мышцы позволила оживить сердце вне организма?

3. Философы и поэты отожествляют сердце с душой человека, полагая, что именно сердцем человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Так ли уж неправы философы и поэты?

2. Решить задачу.

Сколько крови перекачало ваше сердце за 40 минут сегодняшнего урока, если частота работы сердца 70 ударов в минуту, а за каждое сокращение сердце выбрасывает 150 мл крови?

(Решение: 70 х 40 = 2800 раз сердце сократилось за урок. 2800 х 150 = 4 20000 мл = 420 л крови перекачало сердце за урок.)

Итог: закрепление изученного материала.

V. Выводы по уроку.

Все этапы урока подводят учащихся к ответу на вопрос, поставленный в начале урока. Высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца, согласованностью нервной и гуморальной регуляции.



VI. Задание на дом.

1. Выучить материал учебника.



2. Решить задачу:

В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту. Подсчитайте, сколько лет отдыхали желудочки вашего сердца за 14-15 лет вашей жизни.