Педагогическая психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Дпп педагогическая психология (Неволина И. Я.) 1 21.99kb.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа... 1 18.52kb.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 1 41.58kb.
Педагогика и психология выготский лев семенович 1 182.36kb.
Рабочая программа дисциплины педагогическая психология направление... 2 615.89kb.
Балтийская педагогическая академия 8 3494.12kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 246.21kb.
Ббк в92 Научное издание Л. С. Выготский Педагогическая психология 19 10896.14kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 07 Педагогическая... 1 133.23kb.
Специальное (дефектологическое) образование профиль Специальная психология... 1 17.65kb.
Учебник по курсу: педагогическая психология 8 3311.46kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Педагогическая психология - страница №8/10

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ



Основные понятия. Конфликт. Стратегия конфликта. Техники бесконфликтного общения.
Вопросы и задания для обсуждения

  1. Что такое конфликт? Каковы его структура, основные функции (положительные и отрицательные)?

  2. Какова специфика педагогических конфликтов?

  3. Охарактеризуйте основные стратегии поведения в конфликте.

  4. Как нельзя общаться в условиях конфликтной ситуации?

  5. Подготовьте устное сообщение и барьерах в педагогическом общении.

Основная литература


  1. Аникеева И.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. С.88-93.

  2. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. - 416с.: Серия («Мастера психологии»)

  3. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М., 1991.



Дополнительная литература:

  1. Гришина Н.В. Давайте договоримся. – СПб., 1993.

  2. Кондратьева С.В. Учитель – ученик. – 1984.М..


Методические рекомендации Необходимо уяснить со студентами сущность и специфику педагогических конфликтов, отработать алгоритм разрешения конфликта. Знание функций конфликтов поможет найти конструктивный выход из сложивщейся ситуации. Можно в сообщении рассмотреть психотипы школьников, особенности их поведения в конфликтной ситуации.
Материалы для самостоятельной работы студентов

Задание. Обсудите типичные педагогические ошибки в приведенных ситуациях по следующему плану: а) обозначьте педагогическую ошибку; б) осмыслите поведение педагога в данной ситуации; почему он так поступает? в) какова коррекция поведения учителя? г) как выйти из сложившейся ситуации после осознания ошибки?

Ситуация 1. Во время урока один из учеников задает учителю сложный вопрос. Ответ на него выходит за рамки компетентности учителя. Он не может дать на него правильный ответ.

Ситуация 2. Отзвенел звонок. Коридор опустел. Но вот появляется запыхавшейся ученик. Огляделся и шмыгнул в класс. А вот и еще двое. Стучат в дверь своего класса. На миг появляется разгневанное лицо учительницы, и дверь захлопывается перед носом нарушителей.

Занятие 9

Профессиональная компетентность и

психологическая культура учителя

Основные понятия: профессиональная компетентность, психолого-педагогическая компетентность, психологическая куьтура.

Вопросы и задания для обсуждения


  1. Раскройте сущность понятия «профессиональная компетентность». Выделите компоненты профессиональной компетентности педагога. Покажите необходимость формирования профессиональной компетентности в условиях современного мира.

  2. Проанализируйте определение культуры, данное в философских, педагогических, психологических словарях. Что включается в понятие «психологическая культура педагога»?


Основная литература

  1. Гамезо М.В., Домашненко И.А. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». — М., 2004.

  2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. Кн. Для учителя. -М. , Просвещение, 1990. –144 с.

  3. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2т. — 1985г.

  4. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие / Батурина Г.И, Кузина Т.Ф. — М., 1998

  5. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / И.Я. Зязюн, и др., под ред. И.Я. Зязюна. — М., 1989г.

  6. Основы педагогического мастерства: учеб. для студентов / С.Д. Якушева. — М.: «Академия», 2008. - 256с.


Дополнительная литература

  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д, 1999г.


Методические рекомендации На данном занятии необходимо подробно рассмотреть понятие профессиональной компетентности педагога, разделить понятия компетентности и компетенции; указать на актуальность исследования этой проблемы. Важно обсудить понятия «культура», «психологическая культура учителя», показать их специфику.
Материалы для самостоятельной работы студентов

УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТАКТОМ

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он — результат духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего, это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей.

Не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. И, конечно же, необходимы знания способов воздействия на учащихся, которые должны переходить в умения: любить детей, показывать свою любовь; наблюдать, видеть внутренние пружины поведения детей; ориентироваться в обстановке; избирать целесообразный способ воздействия (здесь важны, как мы говорили, знания обходных путей воспитания: «Тебе виднее, но и бы посоветовала тебе…»); беседовать с детьми (нетактичный учитель отводит ученику позицию пассивного слушателя, проявляет снисходительность сло­вом, жестом, мимикой).

Большое значение в формировании правильного стиля обще­ния имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом учитель должен всегда уважать человека в своих учениках и беречь собственное достоинство.

Следует иметь в виду, что конфликты как несоответствие позиций учителя и ученика — частое явление в педагогической деятельности. Поэтому педагогу, особенно молодому, надо учитывать уже апробированные правила поведения в конфликтных ситуациях, которые могут помочь в перестройке создавшихся сложных условий целесообразно педагогическим замыслам.



Правило первое. Прежде всего, следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит разрядить обоюдную эмо­циональную напряженность. Как? Начать с себя: убрать «лишнее» физическое напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, поза, жесты, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка!

Правило второе. Своим поведением повлиять на партнера (ученика, коллегу). Снять эффективность помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта, что даст возможность учителю сосредоточиться, изучить его состояние.

Правило третье. Попытаться понять мотивы поведения своих питомцев.

Глава 3. Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Педагогическая психология»
3.1.Предмет и задачи педагогической психологии
1. С какой отраслью психологического знания наиболее тесно связана педагогическая психология:

а) возрастная психология;

б) общая психология;

в) специальная психология;

г) социальная психология.


  1. На современном этапе развития педагогической и возрастной психологии между ними наблюдается тенденция:

а) слияния;

б) взаимопроникновения;

в) обособления;

г) дифференциации.

3. Педагогическая психология как наука развивается в общем контексте научных представлений о человеке, которые представлены в основных психологических:

а) пособиях;

б) теориях;

в) исследованиях;

г) школах.


  1. Психологическая теория, которая была заложена в середине 18 века Дж. Гартли и развивалась до конца 19 века (Вундт), называется:

а) коллективной рефлексологией;

б) педологией;

в) педагогической психологией;

г) ассоциативной психологией.





  1. Психологическая теория, разработанная З. Фрейдом, А. Адлером, К. Юнгом и др. называется:

а) рефлексвной терапией;

б) гуманистической психологией

в) бихевиоризмом;

г) психоанализом.




  1. Психологическая теория, разрабатываемая М. Вертгеймером, В. Келлером и др. называется:

а) психоанализом;

б) бихевиоризмом;

в) когнитивной психологией;

г) гештальтпсихологией.





  1. Теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития, где первое должно опережать и вести за собой второе, называется:

а) психоанализом;

б) бихевиоризмом;

в) когнитивной психологией;

г) культурно-исторической теорией.


8. К специальным методам педагогической психологии относятся:

а) анкеты;

б) беседы и интервью;

в) праксиметрию;

г) психолого-педагогический эксперимент и тестирование;
9. Что изучает педагогическая психология?

а) коллектив и личность;

б) развитие самосознания в онтогенезе;

в) закономерности психических процессов;

г) воспитание, обучение и развитие подрастающих поколений
10. Педагогическая психология возникла:

а) во второй половине XIX в.

б) в середине XIX в.;

в) в начале XX в.;

г) в конце XIX в.

11. Най дите соответствие:



Термин "педагогическая психология" ввел в научный оборот:

С.Холл

Основоположник русской педагогической психологии:

К.Д.Ушинский

Основоположник российской педологии:

А.П.Нечаев

Основатель зарубежной педологии:

П.Ф.Каптеревым

12. Книга П.Ф.Каптерева "Педагогическая психология" была издана:

а) в 1917 г.

б) в1887 г.

в) в 1920 г.

г) в 1876 г.


13. Книга Л.С. Выготского "Педагогическая психология" вышла в :

а) 1931 г.

б) 1824 г.

в) 1900 г.

г) 1926 г.
14. Педология возникла:

а) на рубеже XIX-XX вв.

б) в конце XIX в.

в) в середине XX в.

г) в начале XIX в.
15. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:

а) средового окружения;

б) коллективного взаимодействия;

в) семейного окружения;

г) комплексного подхода


  1. Дополните. В структуру педагогической психологии входят:…




  1. Психическое развитие человека по Л. С. Выготскому - это:

а) развитие умеий и навыков;

б) становление самосознания личности;

в) осознание себя личностью;

г) целостное развитие всей личности.




  1. Уровень актуального развития характеризуют:

а) мотивированность, развитость;

б) самосовершенствование;

в) обученность правильным действиям;

г) обученность, воспитанность, развитость.




3.2. Психология воспитания





  1. Основная цель воспитания заключается в:

а) формировании личности ребенка и коллектива;

б) становлении характера школьника;

в) безоценочном принятии ребенка;

г) целенаправленном воздействии на личность и поведение ребенка;




  1. Особое место при изучении процессов обучения и воспитания психологи отводят:

а) позитивному общению с обучающимися;

б) оцениванию результатов деятельности;

в) изменению отношений к окружающей среде;

г) развивающему эффекту обучения и воспитания;





  1. Основными средствами стимулирования обучения и воспитания являются:

а) оценивание школьников;

б) объективный пример;

в) похвальная грамота;

г) поощрение и наказание.


4. Дополните. Процесс уподобления себя другому, отождествления себя с другим, называется...
5. Дополните. Эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, сопереживание ему - это ...
6. Дополните. Личностные качества в основном формируются под влиянием ... среды.


  1. Главная задача воспитания состоит в формировании и развитии ребенка как личности:

а) спорно;

б) неверно;

в) не только;

г) верно.




  1. Способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения, называются:

а) стилями воспитания;

б) методами воспитания;

в) принципами воспитания;

г) средствами воспитания.




  1. Дополните. Способ воспитания, подразумевающий воздействие с помощью какого-либо средства, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитуемого называется: …

11. Дополните. Воспитание - это …


12. Найдите соответствие:

Одна из главных целей воспитания состоит в:

создании материальных и духовных условий для формирования социально ценных качеств личности

К основным задачам воспитания относятся:

человек как развивающаяся индивидуальность, руководитель воспитательного процесса, группа

К основным функциям воспитания относятся:

статусно-позиционная, формирующе-развивающая, мотивационно-мобилизующая

В качестве субъекта воспитания могут выступать

формирование научного мировоззрения, гармоничное ценностно-ориентированное развитие

13. По принципам и стилю взаимоотношений выделяют следующие виды воспитания:

а) ценностное, сберегающее, довлеющее;

б) активное, пассивное, усиленное;

в) негативное, позитивное, ослабленное;

г) демократическое, авторитарное, либеральное.


14. По содержанию выделяют следующие виды воспитания:

а) ценностное, фактическое, физкультурное;

б) активное, пассивное, усиленное;

в) унифицированное, пассивное, усиленное;

г) умственное, физическое, трудовое.

15. Дополните. Самосовершенствование – это…

16. Основной целью воспитания являтся:

а) раскрытие человеком своего потенциала;

б) достижение высшего совершенства;

в) образованность во всех отношениях;

г) формирование всесторонне и гармонично развитой личности;
17. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание:

а) авторитетное, попустительское, оценочное;

б) бескомпромиссное, обучающее;

в) высокое, среднеее, низкое;

г) авторитарное, демократическое, либеральное.



  1. Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Колбергу является:

а) конвенционные отношения со взрослыми;

б) разблокированные установки;

в) соблюдение норм поведения;

г) мораль индивидуальных принципов совести.





  1. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность понимается предпринимаемое воспитательное действие, направленное на изменение личности воспитуемого.

а) спорно;

б) неверно;

в) не только;

г) верно.


21. Концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания, называются теориями воспитания: а)

а) спорно;

б) неверно;

в) не только;

г) верно.


  1. Общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность, называются:

а) учреждениями образования;

б) обучающими структурами;

в) школами;

г) институтами воспитания.




  1. Успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от мотивации, то есть от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определенных личностных качеств:

а) спорно;

б) неверно;

в) не только;

г) верно.


23. Наиболее эффективным средством управления развитием личности являются:

а) стимульные оценки;

б) эффектные образы;

в) наглядные примеры;

г) межличностные отношения;


  1. К деловым отношениям в группах школьников относятся такие, которые складываются в:

а) уличной компании;

б) микрогруппах;

в) спортивных секциях;

г) общественном колективе.




  1. К личным отношениям в группах школьников относятся такие, которые имеют свою специфическую задачу:

а) быть лидерами во всех начинаниях;

б) организовывать помощь в обучении сверстников;

в) противостоять педагогам и родителям;

г) установление более близких контактов учеников друг с другом.




  1. Разностороннее развитие личности ребенка в детском коллективе возможно только в том случае (по Р. С. Немову), когда:

а) педагог не вмешивается в жизнь группы;

б) родители являются союзниками педагога;

в) в классе нет группировок;

г) ребенок максимально включен в коллективную жизнь.


3.3. Психология обучения



<< предыдущая страница   следующая страница >>