Ответы кандидатского экзамена по философии биологи и медики группа бушева с. А. 2010/2011 уч год - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2010-2011... 1 158.63kb.
Вопросы для сдачи кандидатского экзамена по истории философии 1 38.83kb.
Публичный отчёт за 2010-2011 учебный год Самара 2011 4 581.57kb.
Программа кандидатского экзамена Научная специальность 1 199.71kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 07 Педагогическая... 1 133.23kb.
Вопросы для кандидатского экзамена по философии 1 22.75kb.
Темы рефератов для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии... 1 50.12kb.
Г. Екатеринбург 2010/2011 уч год 1 123.25kb.
Исследование по философии 2010 2011 гг 1 24.99kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 1 306.52kb.
Лекции для экзамена кандидатского минимума по философии, входит несколько... 1 14.59kb.
Как запад стал богатым 17 5224.99kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Ответы кандидатского экзамена по философии биологи и медики группа бушева с. А. 2010/2011 - страница №1/13

ОТВЕТЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ФИЛОСОФИИ БИОЛОГИ И МЕДИКИ ГРУППА БУШЕВА С.А. 2010/2011 уч. год


Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки. 4

Проблема возникновения науки. Характеристические черты научного знания. Наука периода древних царств. 4

Древнегреческая наука. Греческий полис и агональный дух. Афины и Александрия как научные центры. Критическая аргументация, проблема и способы обоснования знания. Античная математика: пифагорейский квадривиум и «Начала» Евклида. 5

Древнегреческая наука. Фисиология и концепция элементов. Античный космос. Появление логики и теория научного доказательства у Аристотеля. Физика и биология Аристотеля. 7

Древнегреческая наука. Греческая медицина: клятва Гиппократа, гуморальная теория. Гален как врач и методолог науки. Геометрия как образец науки. Греческая астрономия и задача «спасения явлений» от Евдокса до Птолемея. Математизация астрономии и географии. 8

Наука в средние века. Специфика христианства и двойственность его роли в развитии науки. Символическое истолкование «книги природы». Антиматематизм евангелия и образ Бога-геометра. Науки в контексте библейской экзегетики. 9

Наука в средние века. Цикл семи свободных искусств. Арабский халифат и арабская наука. Наука в западной Европе в позднем средневековье. Средневековые университеты и монашеские ордена. Францисканство и научная методология Оксфордской школы (Р. Гроссетест и Р.Бэкон). 10

Наука в эпоху Возрождения и научная революция XVII в. Гуманизм и секуляризация. Роль реформации и контрреформации для истории науки. Разрушение антично-средневекового иерархического космоса. 10

Наука в эпоху Возрождения и научная революция XVII в. Отказ от геоцентризма и признание бесконечности мира. От созерцания и мысленного эксперимента к эксперименту реальному. «Книга природы написана на языке математики». Отличия новой математики от античной. Натуральная философия И. Ньютона. 10

Эпоха Просвещения и наука. Возникновение и роль Академий наук. Культ научного разума и романтическая реакция на него. Развитие механики и механицизм. Широкое развитие математического анализа. Применение математики и основной эпистемический треугольник (Бог, мир, человек). Выделение из естественной истории ряда наук – биологии, геологии, химии. 10

Наука в XIX – XX веках. Промышленная революция и изменение статуса науки в обществе. Вера в прогресс науки. Разрушение эпистемического треугольника. Отделение чистой математики от прикладной. Новые математика, физика и биология. Особенности современной науки. 10

Наука как специфическая человеческая деятельность. 10

Структура научного знания в целом. Проблема редукционизма. 10

Специфика теоретического и эмпирического уровней научного познания. 10

Концепции фактуализма и теоретизма в философии науки. 10

Основные уровни научного знания. 10

Чувственный уровень научного знания и его особенности. 11

Теоретическое научное знание, его структура и методы построения. 11

Эмпирический уровень научного знания, его природа и структура. 11

Метатеоретический уровень научного знания и его структура. 11

Научная картина мира, ее содержание и функции в науке. 11

Философские основания науки как структурный элемент метатеоретического научного знания. 11

Виды философских оснований науки 11

Механизм и формы взаимосвязи различных уровней научного знания. 11

Позитивизм. Три этапа его развития. О. Конт: закон трех стадий, феноменализм, роль философии на позитивном этапе, классификация наук. Наука и религия человечества. Дж. Ст. Милль: индуктивная логика и критика силлогизма, последовательно эмпирическая концепция математики. Универсальный эволюционизм Г. Спенсера. 12

Эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса. Концепция нейтральных элементов опыта. Логический позитивизм Венского кружка. Пересмотр кантовской классификации суждений. Бессмысленность метафизики и формально-языковой характер математики. Проблема верификации эмпирических суждений. 16

Прагматизм Чарльза Пирса. Критика картезианского эпистемологического индивидуализма. «Коммунальный» характер научного опыта. Фаллибилизм и истина как регулятив. Концепция закрепления убеждений. Прагматистская максима. 20

Психологический прагматизм У. Джеймса. Поздний Л. Витгенштейн и прагматизм. У.В.О. Куайн: критика основных догм логического позитивизма с прагматической точки зрения. 22

Проблемы истины и познания в прагматизме. У. Джемс. «Что такое прагматизм?» 25

Неопозитивистский подход к науке по работе Р. Карнапа «Преодоление метафизики логическим анализом языка». 28

Принципы натурализованной эпистемологии по работе Куайна У.В.О. Онтологическая относительность 30

Постпозитивизм: критический рационализм К. Поппера. Спор с логическим позитивизмом о предмете и методе философии. Психология открытия и логики научного исследования. Проблема Канта, проблема Юма и их решение Поппером. Принцип фальсифицируемости. Фаллибилизм и истина без критерия истинности. Отличие позиций Поппера и Пирса. Концепция третьего мира. 30

К Поппер о теориях научного знания. По работе «Предположения и опровержения: Рост научного знания. М., 1987. Глава 3. - Три точки зрения на человеческое познание». ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 30

Статья К. Поппера «Три точки зрения на человеческое познание». Какие точки зрения на познание выделяет Поппер и в чем их сильные и слабые стороны? 30

Эволюционизм в философии науки. По работе К.Поппера «Эволюционная эпистемология» 30

Дарвинизм как метафизическая исследовательская программа. По статье К. Поппера «Эволюционная эпистемология». 30

Постпозитивизм: утонченный фальсификационизм и концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. 31

Принципы фальсификационизма по работе И. Лакатоса Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. Часть 1. 33

Постпозитивизм: концепция развития науки Т. Куна. Понятие парадигмы. Допарадигмальное состояние и нормальная наука. Научная революция как смена парадигм. Критика кумулятивизма и тезис о несоизмеримости парадигм. Полемика Кун – Поппер. 34

Т. Кун о научных революциях. По работе «Логика и методология науки. Структура научных революций» ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 41

Методолгический анархизм. На примере идей Пола Фейерабенда в работе «ПРОТИВ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Главы 1-9» 42

Постмодернистское представление о науке по работе М.Фуко «Археология знания». Введение». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 45

Трансцендентальная философия науки. Коперниканский переворот И. Канта. Условия возможности познания и трансцендентальный метод. Конструирование трансцендентальной реальности. Априорные компоненты знания с точки зрения различных версий трансцендентализма. Трансцендентальная аргументация. Реализм и антиреализм. Интенциональная реальность Э. Гуссерля. 45

Биоэтика: проблемы связанные с началом человеческой жизни в свете современных знаний о биологии человека (ПРИСУТСТВУЕТ В 6-ТИ БИЛЕТАХ) 46

Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема номотетического и идеографического характера знаний в науках о жизни. 50

Специфика философско-методологических проблем биологии. 51

Теоретизация как проблема развития современной биологии. Дискуссии о природе теоретической биологии. Задачи и модели формирования теоретической биологии. 55

Основные этапы становления идеи развития в биологии. Трансформизм и эволюционизм. 62

Основные концепции происхождения жизни. Мировоззренческие основания и методологические принципы концепции биохимической эволюции, их отражение в работе А.И. Опарина «Жизнь, ее природа, происхождение и развитие». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 69

Постановка проблемы эволюции в работе Ж. Б. А. Ламарка «Философия зоологии». (ПРИСУТСТВУЕТ В 3-ЁХ БИЛЕТАХ) 75

75

Материалистическая сущность и диалектический характер решения проблемы развития органического мира в работе Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 76



Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. 77

Специфика интеллектуальной собственности в науке. Проблема преимуществ в научной деятельность (по статье Р.Мертона «Эффект Матфея»). ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 78

М. Вебер о задачах и целях науки и ученого. По работе «Наука как призвание и профессия» ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 79

Проблемы социального функционирования науки по работе Роберта Мертона. «Эффект Матфея в науке, II. Кумулятивное преимущество и символизм интеллектуальной собственности» 82

Наука и мифология по работе Лосева А.Д. «Диалектика мифа. Раздел III.» 83

Философия и наука по работе Х. Ортега-и-Гассета. Что такое философия? Лекция III. "Тема нашего времени." - "Наука" - это чистый символизм. - Мятеж наук. - Почему существует философия? - Точность науки и философское знание 84

Неокантианская модель науки по работе Риккерта Г. Науки о природе и науки о культуре. Главы 1-7 85

Неореализм в философии науки. По работам Г.Башляра «Научное призвание и душа человека» или «О природе рационализма». 88

Понятие ноосферы и роли науки в ее формировании по работе Вернадского В.И. Научная мысль как планетарное явление 89

Наука и культура. По статье М. Мамардашвили «Наука и культура» 92




Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки.


В 19 в. -нач. 20 в. история и философия науки существовали раздельно, к сер. 20 в. стало ясно, что философия науки должна разрабатываться с учётом истории науки. История науки тоже существенно поменялась. Стало ясно, что она не является «систематическим курсом», типа курса химии, биологии, математики. Философия науки должна нам сказать, чем должна быть наука, вытесняется философией науки, которая пытается ответить на вопрос, «Что такое история науки?» на основании внимательного взгляда на историю науки, а не на основании априорных соображений. Эту мысль выразил Имре Лакатос в 60-е гг. 20в.: «Философия науки без истории науки пуста, история науки без философии науки слепа».

Философ не претендует на то, что он обладает некоторыми и знаниями и тем более может их сообщить.


Проблема возникновения науки. Характеристические черты научного знания. Наука периода древних царств.




Древнегреческая наука. Греческий полис и агональный дух. Афины и Александрия как научные центры. Критическая аргументация, проблема и способы обоснования знания. Античная математика: пифагорейский квадривиум и «Начала» Евклида.


В античной культуре философия стала одним из источников науки. Эмпирический опыт античных философов наблюдения за явлениями природы, социальной жизнью, превращались в теоретические концепты и в философское знание.

Направления античной философии: натурфилософия, фил-я системы Платона и Аристотеля, в которых рассматривается природа и социально-гуманитарные направления, вопросы познаваемости мира, метология и логика познания. Особое место занимает Александрийская школа.

Направления античной философии:


  1. Переход от мифологии к философии ( милетская школа, Пифагор, Демокрит, Платон, Аристотель). Переход от вымысла, фантазии к рациональному способу познания мира, который породил возникновение науки.

  2. Первая философия в античном мире зародилась в виде натурфилософии.( познания природы).

  3. В античной фил. Сформировалась неразрывная взаимосвязь фил-фии с конкретными научными знаниями, которым она придавала теоретический характер. Пример: связт философии и астрономии и математики в школах Фалеса и Птолемея.

  4. Учение о космосе и физика Платона Знания о строении вещества и законах его движения в своей основе держали математические идеи Пифагора и атомистическую теория Демокрита. Мир вещей по Платону состоит из геометрических фигур.( геометрия Платона)Существует 5 геометрических тел:в основе которых лежит треугольнмк, а из него образуются остальные геометрические фигуры, каждая связана с определенной стихией природы и имеет математическое обоснование. Огонь состоит из атомов, воздух- из октаэдров, вода из = икосаэдров. Пятая додэкаэдр ( 12-ти угольник). Между этими фигурами можно устанавливать математические пропорции.

  5. Труды Аристотеля положили начало многим наукам; а) Гносеология Аристотеля:соединение теорий познания в конкретные научные аспекты.



Ступени познания Аристотеля; 1. Опыт- (эмпириа) с помощью органов чувств начинается познание объектов окружающего мира.Опыт содержит представления о единичных свойствах предмета.

Б) Искусство; это умение делать обобщения из конкретных опытных данных. Искусством обладает склонный к интересам пытливый ум. Это знание не совершенно так кАк не содержит необходимости.

В) Мудрость: высшая ступень познания мира. Осмысливает основы бытия и первопричины. Общие проблемы материи, пространства и времени. В Александрийской школе возникли знания прикладного характера в 330 г до н. эры, возникает школа Астрономов, где создаются приборы наблюдения, попытки измерения расстояния от луны до Земли . Представитель Александрийской школы. Аристарх Самосский 4 век до нашей эры выдвинул гипотезу; Земля вращается вокруг солнца, совершая полный оборот в течение года. О вращающихся небесных сферах к которым прикреплены звезды.

Александрия была центром астрономических и математич. Знаний. В поздний эллинский период. Математик Эвклид ( 365-300) до. Нашей эры. Написал «Начало» из 13 книг. Это первые математические работы древности дошедшие до наших дней.

Принцип допущений и предпосылок Эвклида- в форме аксиом, не требующих доказательств и лемм- ранее доказанных положений.Как можно из недоказанных аксиом получать доказательства.
В античной науке можно сделать выводы: о ее парадигме

1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ: аспект парадигмы античной науки составляли представления о Космосе , как едином целом , в основе которого первоначала, развития всех социальных и материальных норм. Общая картина природы основывалась на геоцентрической системе Аристотеля и Птолемея.

2. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ: основывалась на представлении о познаваемости мира, антропологическом стиле познания , для которого субъект и объект онтологически связаны и неразрывны.

3. МЕТОДОЛОГИЯ: базировалась на умозрительных гипотезах, созерцании, наблюдении, структурном анализе( атомистическая школа), использовании Математики( Пифагорейская, платоновская , александрийская


А). Античная философия.
Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей того периода, античная философия вместе с тем есть единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения.

следующая страница >>