Открытый урок литературы и музыки в 6 классе по сказке Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Тема урока «Чудесная тайна и сказк - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» 1 40.02kb.
«Щелкунчик и Мышиный король» э-т. А. Гофмана в мировой художественной... 1 142.63kb.
24 января исполняется 237 лет со дня рождения немецкого 1 10.59kb.
Краткое описание сюжета сказки Гофмана 1 97.46kb.
Знакомство со сказкой Э. Т. А. Гофмана Щелкунчик и Мышиный Король 1 188.32kb.
Сказка Эрнеста-Теодора-Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» 1 105.87kb.
План-конспект урока музыки в 4 классе 4 четверти урок №2 Тема урока... 1 47.36kb.
Конспект урока музыки в 3 классе. Учитель музыки моу сош №12 Анохина Е. 1 128.8kb.
Урок литературного чтения. Система Л. В. Занкова. 4 а класс 1 52.83kb.
Урок-мультимедиа по музыке в 6 классе тема урока: «старинной песни... 1 129.14kb.
Урок музыки в 4 классе. III четверть, урок №2. Тема урока: «Музыка... 1 57.93kb.
Сказка Эрнеста-Теодора-Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» 1 105.87kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Открытый урок литературы и музыки в 6 классе по сказке Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и - страница №1/1

Учитель русского языка и литературы,

первая категория, ВСОШ № 5,

г. Каменска- Уральского

Свердловской области


Открытый урок литературы и музыки в 6 классе по сказке Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Тема урока «Чудесная тайна и сказка». Е. Светланов

Цели урока:

  1. Познакомить детей со сказкой немецкого писателя Э. Т. Гофмана «Щелкунчик».


  2. Ввести их в волшебный мир музыки В. А. Моцарта и П. И. Чайковского, развивать у них слушательские навыки.

  3. Воспитывать любовь ко всему прекрасному, учить детей быть добрыми на примере поступков положительных героев.



Оформление

На доске эпиграфы:


  • Стремясь к любви, ты ищешь красоты.

Смотри не ошибись, ведь так случается,

Что самые прекрасные черты не взгляду,

А лишь сердцу открываются.

Э. Асадов



  • Зорко одно лишь сердце.

А. де Сент-Экзюпери

Высказывание К. Г. Паустовского:
«Сказку пишешь почти не дыша, чтобы не сдуть тончайшую пыльцу, которой она покрыта, и пишешь быстро, потому что мелькание света, теней и отдельных картин происходит стремительно и легко. Нельзя опоздать, нельзя отстать от бега воображения».
Словарная работа: новатор, сквозной.
Портреты: Э. Т. А. Гофмана, П. И. Чайковского, В.А. Моцарта, К. Г. Паустовского


ХОД УРОКА



Вступительное слово учителя литературы:

  • Ребята, что вы знаете о Рождестве? Когда празднуют Сочельник?

  • Что ожидают дети в рождественскую ночь?

  • Найдите описание рождественской ёлки в сказке Гофмана.

Ученик читает текст сказки: «Большая ёлка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахарённые орехи, пёстрые конфеты о вообще всякие сладости. Но больше всего украшали дерево сотни маленьких свечек, которые, как звёздочки, сверкали в густой зелени, и ёлка, залитая огнями и озарявшая всё вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева всё пестрело и сияло. И чего там только не было! Не знаю, кому под силу это описать!»

Звучит музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» (Эпизод зажигания ёлки).
Учитель музыки:

  • Что рисует музыка? Какие средства использует композитор, изображая рождественскую ёлку?

Ученики:


  • Музыка сверкающая, лёгкая, кружащаяся, как будто переливаются огоньки. Используются высокие духовые инструменты: флейты, гобои, звучат скрипки.



Учитель литературы:


  • Какой вы увидели рождественскую ёлку, прослушав сказку и музыку? А теперь прочитайте новогодние сказки, которые вы сочинили дома. Трудно ли было их сочинять?

Ученики читают рождественские сказки, написанные дома, и говорят, что писать их было не совсем легко, но очень интересно и увлекательно. Рождественская ночь полна загадок и неожиданностей. Каждый из ребят надеется на то, что утром найдёт под ёлкой замечательный подарок и радости их не будет границ.

Учитель литературы:


  • Послушайте, что сказал о создании сказок наш замечательный современник, писатель К. Г. Паустовский (читает слова, записанные на доске).

  • Мне кажется, что вот так же, не дыша, боясь сдуть тончайшую пыльцу, которой покрыта сказка, писал свои чудесные произведения Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822г. г.). Я поведаю вам краткую историю жизни и творчества великого немецкого писателя-сказочника.

Эрнст Теодор Амадей Гофман, выдающийся немецкий писатель - внёс огромный вклад в мировую литературу. История его жизни - история непрестан-


ной борьбы за кусок хлеба, за обретение себя в искусстве, за своё достоинство человека и художника. Отзвуками этой борьбы стали его произведения. И какие! «Крошка Цахес…», «Золотой горшок», «Песочный человек», «Повелитель блох», «Дон Жуан» и др. Он умел превращать унылую действительность в волшебную сказку, бытовые предметы - в чудесные вещи, обыкновенных людей в волшебников.

«Романтику Гофману реальная жизнь представлялась тюрьмой, удилищем, откуда есть выход в поэзию, музыку, в сказку или в безумие и смерть»,- писала о нём одна из исследовательниц жизни и творчества великого мастера. Наверное, поэтому многие его герои- чудаки, не понимаемые окружающими, которые или живут в придуманном мире, или что-то выдумывают, ищут, творят чудеса.



  • Что вас заинтересовало в истории жизни и творчества писателя?

  • Он умел превращать унылую действительность в сказку.

  • Его герои умели творить чудо, хотя внешне не были красивыми.

Ученик (обращается к тексту сказки и её главе «Ёлка», где дан портрет старшего советника суда Дроссельмейера): «Старший советник суда Дроссельмейер не отличался красотой: это был маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим


чёрным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, почему он и носил красивый белый парик…»

Учитель литературы:


  • Привлекателен ли этот портрет? Почему Дроссельмейера так любили и ценили взрослые и дети?

  • У него была добрая душа.

  • Он умел творить чудо, хотя внешне не был красивым.

Учитель музыки:

  • Ребята, а вас не удивило такое длинное имя у писателя? А частица имени Амадей вам ни о чём не говорит?

Ученик:

  • Такое имя носил великий австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.

Учитель:


  • Случайно ли такое совпадение? Оказывается, нет. Гофман буквально боготворил Моцарта, преклоняясь перед его талантливой музыкой, и сознательно добавил к своему двойному имени третье- Амадей. Сам Гофман тоже был композитором. Давайте отдадим дань памяти великому человеку, прослушав рассказ К. Г. Паустовского «Старый повар».

Учитель ведёт повествование о том, как по просьбе старого, ослепшего от жара печей повара был приглашён с улицы незнакомый человек. Умирающий пожелал исповедаться не священнику, а первому незнакомцу. У умирающего был один грех, который он считал страшным: ради спасения больной жены повар выкрал из сервиза графини Тун золотое блюдо и, продав его, купил лекарство для жены. Мог ли повар предвидеть, что это уже не поможет его Марте! Незнакомец сказал: «Это не есть грех и не является кражей. Это может быть зачтено Вам как подвиг любви. А теперь скажите своё последнее желание». Старик неожиданно улыбнулся и сказал: «Я бы хотел увидеть Марту молодой. И этот сад, когда он зацветёт весной. Но это невозможно, сударь. Простите меня за глупые слова».

Незнакомец встал, подошёл к клавесину, единственному богатству дочери умирающего старика, и сказал: «Слушайте и смотрите!»



Звучит музыка Моцарта в исполнении ученика. Эпизод из оперы «Волшебная флейта».

Незнакомец перестал играть. Он сидел будто заворожённый собственной музыкой. Мария, дочь старика, вскрикнула, прохожий быстро подошёл к умирающему. Старик сказал: «Я видел всё так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть… не узнав… Имя!»



  • Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт,- ответил композитор».

  • Ребята, какова главная мысль рассказа К. Паустовского?

  • Главная мысль этого произведения заключена в финале рассказа. Талантливая музыка может воскресить в человеке самые прекрасные воспоминания, поможет забыть ему горе.

  • Видите, дети, какой силой обладает музыка! Она способна не только передавать чувства и переживания героев, но и изображать природу, какие- то действия персонажей произведения.

Эту способность музыки великий русский композитор П. И. Чайковский внёс в балетное творчество, явившись новатором в этой области искусства.

Учитель литературы:


  • Ребята, как вы понимаете лексическое значение слова новатор?

Ученики без труда отыскивают в слове корень нов, означающий новый, а затем списывают с доски его лексическое толкование в рабочую тетрадь по литературе (новатор/Лат./- обновитель). Человек, вносящий и осуществляющий новые прогрессивные принципы, идеи, приёмы в какой- то деятельности.

Учитель музыки (продолжает дальше):


До появления балетов Чайковского (ученики должны вспомнить балеты композитора)

балет существовал как ряд отдельных концертных номеров танцевального характера, т.е. несколько танцев. У Петра Ильича музыка балета получила сквозное развитие и стала сопровождать действия героев, происходящие в сюжете, помогая танцорам передавать чувства и переживания своих персонажей.



  • Что означает слово сквозной?

Дети подбирают вместе с учителем литературы к данному слову однокоренные слова: сквозь, сквозить и высказывают свои соображения по поводу его лексического значения. Учитель обращает их внимание на запись, сделанную на доске:

сквозной - проходящий насквозь, через внутреннюю часть чего- либо, с выходом наружу. (Ученики делают запись в тетрадь).

Учитель музыки:


  • Сейчас вы услышите музыкальный портрет героя. Угадайте, кто этот герой?

Дети говорят, что этот герой- Щелкунчик.

  • Как вы об этом догадались? Какими средствами рисует композитор портрет Щелкунчика?

  • Звучала серьёзная, но добрая музыка.

  • Таким ли вы представляли себе героя после прочтения сказки?

Учитель литературы:


  • Как рисует этого героя писатель?

  • Щелкунчик не очень красивый, на фоне ярких подарков он не сразу может броситься в глаза.

  • И Дроссельмейер был внешне неприятен, но Мари и Фриц сумели понять, что у него доброе сердце.

Учитель обращает внимание учащихся на детали портрета, прямые и косвенные оценки героя автором произведения, говорящие о душевной красоте Щелкунчика: «…этот человек благовоспитанный и со вкусом», «добродушием светилось его лицо», «зеленоватые навыкате глаза смотрели приветливо и доброжелательно», «ласковая улыбка на его алых губах».

  • Понравился ли вам Щелкунчик? Чем?

  • У него добрый и приветливый взгляд, ласковая улыбка. Значит он положительный герой.

  • А кто в сказке олицетворяет зло?

Ребята говорят о том, что зло в сказке олицетворяет мышиный король.

Учитель музыки:


  • А сейчас угадайте портрет ещё одного героя сказки, прослушав музыкальный фрагмент из балета «Щелкунчик».

Ребята, вслушавшись в музыку, узнают портрет мышиного короля, мотивируя свой выбор тревожным звучанием музыкальных инструментов.

Учитель литературы:


  • Какова идея сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»?

  • Борьба добра со злом.

Учитель музыки (Предлагает учащимся послушать музыкальный эпизод, изображающий момент битвы Щелкунчика с мышиным королём):


  • Какое чувство вызвала у вас эта музыка? Как звучали инструменты?

Учитель литературы:


  • Почему у писателя не показан момент битвы Щелкунчика с королём, а у композитора он есть? Какой вариант вам больше нравится? Почему?

Мнения отвечающих на этот вопрос разделились, хотя большая часть детей пришла к выводу, что главная победа Щелкунчика- это не столько победа, одержанная на поле битвы, а победа нравственная - добра над злом. Мышиный король нёс страх, его сила была в страхе. И когда Мари, испугавшись страшного семиголового мышиного короля, сумела победить свой страх и помогла Щелкунчику, кончилась сила зла.

Учитель литературы:


  • А кого из героев вы больше всего полюбили? Почему?

  • Какой идеал мужчины вы для себя выбрали и почему? Чем похожи Дроссельмейер

и Щелкунчик?

  • Они не красивые, но добрые и смелые.

Учитель музыки:


  • А сейчас прозвучит музыка из балета «Щелкунчик», и вы должны угадать портрет ещё одного сказочного героя, вернее героини

Звучит вальс снежных хлопьев.

Ребята, вслушавшись в музыку, называют имя Мари и создают её словесный портрет.


Учитель литературы:


  • А есть ли портрет девочки у Гофмана?

Дети говорят о том, что в сказке отсутствует описание внешности девочки.

  • Почему? Почему в сказке нет её портрета?

В классе говорят о том, что внешняя красота в человеке - не самое главное. Главная его красота- доброта, отзывчивость и мужество. Мари, полюбив некрасивого Щелкунчика, оценила не внешность, а храброе и доброе сердце, поэтому и сняла с него страшные заклятия Мышильды. Его спасла любовь Мари, её зоркое сердце.

  • Какой совет даёт Мари Дроссельмейер?

Дети зачитывают в тексте такие слова: «Будь стойкой и преданной».

Звучит музыка Вольфганга Моцарта «Квартет №2», и на её фоне ученица читает стихотворение Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге»:

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:


  • Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но всё же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пёстрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы…

А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи.

На месте, как бык потоптался,

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали…

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где- то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит, задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела…

Труп волны снесли под коряги…

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,



А сердце - чистейшей породы.
Учитель литературы на фоне продолжающей звучать музыки Моцарта читает слова Э. Асадова, взятые в качестве эпиграфа, и говорит в заключение о созвучии этих слов со словами придуманными мудрым французским писателем А. де Сент-Экзюпери, и также записанными на доске:

«Зорко одно лишь сердце».