Отчет о состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг по поверке средств измерений в географических границах Удмуртской Респу - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Решение Расширенной коллегии Министерства природных ресурсов и охраны... 1 35.52kb.
Программа семинара «Развитие экспортного потенциала предприятий Удмуртской... 1 40.28kb.
Программа семинара «Развитие экспортного потенциала предприятий Удмуртской... 1 51.85kb.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики... 1 54.09kb.
Лекция 2 Измерение, классификация измерений, методы измерений, средства... 1 129.15kb.
Автономное учреждение культуры Удмуртской Республики «Государственный... 1 83.43kb.
Рынок сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей Аналитическая... 1 100.53kb.
Информация «О деятельности Министерства национальной политики Удмуртской... 1 258kb.
План практических мероприятий, организуемых Министерством по делам... 1 48.1kb.
Сертификация услуг по обслуживанию транспортных средств 1 168.87kb.
Автономное учреждение культуры Удмуртской Республики «Государственный... 1 178.16kb.
Плановая комплексная проверка кгбуз «Алейская центральная районная... 1 129.42kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Отчет о состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг по поверке средств измерений - страница №1/1

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке оказания услуг по поверке средств измерений в географических границах Удмуртской Республики в 2010, 2011 г.г.
21 сентября 2012 года г. Ижевск
Содержание:


  1. Общие положения;

  2. определение временного интервала исследования товарного рынка;

  3. определение продуктовых границ товарного рынка;

  4. определение географических границ товарного рынка;

  5. определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;

  6. расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

  7. определение уровня концентрации товарного рынка;

  8. определение барьеров входа на товарный рынок;

  9. оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;

  10. составление аналитического отчета.


I. Общие положения
Анализ и оценка состояния конкурентной среды на данном рынке проведены в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Предметом рассмотрения данного исследования является рынок оказания услуг по поверке средств измерений, его продуктовые и географические границы, состав хозяйствующих субъектов, доли хозяйствующих субъектов на рынке.

Настоящее исследование проведено в связи с рассмотрением Удмуртским УФАС России дела № СЮ06-06/2011-92 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Удмуртской Республике» (далее – ФБУ «Удмуртский ЦСМ») по заявлению индивидуального предпринимателя Вахитовой Н. К. (вх. № 11670 от 24.10.2011 года) по признакам нарушения учреждением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении учреждением экономически необоснованного тарифа за услуги по поверке средств измерений, а именно поверке газоанализатора стационарного сигнализаторов горючих газов – 6М.

Целью проведения настоящего анализа рынка является необходимость установления Удмуртским УФАС России наличия (отсутствия) доминирующего положения ФБУ «Удмуртский ЦСМ» на исследуемом рынке.



Для оценки состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по поверке средств измерений проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

продуктовых границ товарного рынка;

географических границ товарного рынка;

состава хозяйствующих субъектов;

объема товарного ресурса рынка;

долей хозяйствующих субъектов на рынке;

количественных показателей структуры товарного рынка;

качественных показателей товарного рынка (барьеры входа).



При исследовании данного рынка были использованы сведения: Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, информация и опрос потребителей услуг, информация от хозяйствующих субъектов – участников рынка как на территории Удмуртской Республики, так и за ее пределами, данные собственных исследований, информация из общедоступных источников (Интернет, СМИ, Консультант), а также иные источники информации.

II. Определение временного интервала исследования товарного рынка
В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

В случае если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Временной период исследования – 2010 и 2011 г.г. Указанный период времени был выбран в связи с поступлением 24.10.2011 года заявления ИП Вахитовой Н.К., а также в связи с доступностью информации.

Временной период установлен также в связи с изменением, согласно приказу Ростандарта от 09.12.2011 года № 6373, постановлению Правительства Российской Федерации от 22.12.2009 г. № 1057 «О порядке оплаты работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам», приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.03.2010 г. № 196 «Об утверждении методик расчета стоимости работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам», с 01.01.2012 года расчетов с потребителями (заказчиками) за работы и (или) услуги по поверке средств измерений.

Кроме того, Удмуртским УФАС России установлено, что рынок оказания услуг по поверке средств измерений является стабильным и не подвержен сезонным колебаниям. Также необходимо отметить, что 100% опрошенных потребителей данной услуги ответили, что заменить услуги по поверке средств измерений другим видом услуги невозможно.

С учетом изложенного Удмуртским УФАС России при исследовании рынка необходимо исследовать изучение характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в связи с чем, временной интервал исследования товарного рынка установлен 2010 – 2011 г.г.

Таким образом, временным интервалом исследования рынка оказания услуг по поверке средств измерений является – 2010 год и 2011 год.


III. Определение продуктовых границ товарного рынка

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Порядком оценки конкурентной среды представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предметом анализа явилась деятельность хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по поверке средств измерений на территории Удмуртской Республики.

В соответствии с Порядком оценки конкурентной среды основным методом определения продуктовых границ товарного рынка является метод, основанный на сведениях, представляемых покупателями (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров.

100% опрошенных покупателей (потребителей) услуг по поверке средств измерений указали, что данную услугу заменить на иную услуга невозможно (см. приложение № 1, вопрос 5).


Определение продуктовых границ товарного рынка на основании разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В силу пункту 4.1. и 4.2. Постановления Госстандарта РФ от 17.12.2002 N 124 «О принятии правил по метрологии» аккредитующим органом по аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений является Госстандарт России. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным МС юридических лиц.

Согласно аттестату аккредитации в области обеспечения единства измерений (регистрационный номер 040), ФБУ «Удмуртский ЦСМ» в соответствии с приказом от 22.12.2008 года № 4033 аккредитовано в области обеспечения единства измерений и официально признана его компетентность выполнять работы по поверке средств измерений.

Таким образом, исходя из определения продуктовых границ товарного рынка на основании разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности продуктовые границы определены как выполнение работ по поверке средств измерений.



Определение продуктовых границ товарного рынка на основании нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с настоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугам относятся:

1) аттестация методик (методов) измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

2) испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа;

3) поверка средств измерений;

4) обязательная метрологическая экспертиза стандартов, продукции, проектной, конструкторской, технологической документации и других объектов, проводимая в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверка средств измерений – это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

Средство измерения – это техническое средство, предназначенное для измерений (пункт 21 статьи 2 Закона).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

С учетом анализа вышеуказанных норм права, Удмуртским УФАС России установлено, что выполнение работ по поверке средств измерений является самостоятельным товарным рынком, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемым товаром.

Определение продуктовых границ товарного рынка на основании общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) деятельность по поверке средств измерений соответствует код 74.20.42 (деятельность в области метрологии).

Определение продуктовых границ товарного рынка на основании условий договора, заключенного в отношении товара.
ФБУ «Удмуртский» ЦСМ в целях оказания услуг по поверке средств измерений заключает с контрагентами договор на выполнение работ по поверке и калибровке средств измерений, аттестации испытательного оборудования.

Предметом договора установлено, что ФБУ «Удмуртский ЦСМ» (исполнитель) принимает на себя по поручению заказчика оказание услуг по поверке и калибровке средств измерений, аттестации испытательного оборудования с оформлением результатов проведенных работ в установленном порядке, а заказчик обязуется принять результат услуг и оплатить его.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» калибровка средств измерений – это совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений.

Выполняющие калибровку средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели в добровольном порядке могут быть аккредитованы в области обеспечения единства измерений (часть 2 статьи 18 Закона об обеспечении единства измерений).

Соответственно лица, осуществляющие калибровку средств измерений, могут иметь аттестат аккредитации на право проведения калибровочных работ.

Согласно части 1 статьи 18 Закона об обеспечении единства измерений, средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут в добровольном порядке подвергаться калибровке. Калибровка средств измерений выполняется с использованием эталонов единиц величин, прослеживаемых к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин, а при отсутствии соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин - к национальным эталонам единиц величин иностранных государств.

С учетом изложенного, а также учитывая опрос потребителей о невозможности заменить услуги по поверке средств измерений иными услугами (работами) и то, что поверка средств измерений является обязательным условием, а калибровка добровольным, установлено, что калибровка средств измерений является самостоятельным товарным рынком. Следовательно, продуктовыми границами на основании условий договора, заключенного в отношении товара являются оказание услуг по поверке средств измерений.
IV. Определение географических границ товарного рынка
Географические границы рынка определяются границами территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

ФБУ «Удмуртский ЦСМ» находится по адресу: 5-я Подлесная ул., 40а, г. Ижевск, 426069. Соответственно, объект антимонопольного контроля действует в границах Удмуртской Республики.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ФБУ «Удмуртский ЦСМ», выразившиеся в установлении учреждением экономически необоснованного тарифа за услуги по поверки средств измерений, установлены в границах Удмуртской Республики.

По результатам опроса лиц, пользующихся услугами поверке средств измерений в географических границах Удмуртской Республики, Удмуртским УФАС России установлено, что 56,8% опрошенных лиц, не имеют экономической, технической или иной возможности, учитывая цену, транспортные расходы и иные параметры воспользоваться услугой по поверке средств измерений за пределами Удмуртской Республики (см. приложение № 1, вопрос 5).

Необходимо отметить, что при проведении опроса потребителей услуги по поверке средств измерений 51,8% опрошенных указали, что в случае если они имеют возможность воспользоваться услугой по поверке средств измерений за пределами Удмуртской Республики, то «У каких продавцов (организаций), расположенных за пределами Удмуртской Республики, и в каком количестве, они предпочтут пользоваться услугой по поверке средств измерений, если цена на услугу в пределах Удмуртской Республики долговременно (дольше 1 года) повысится на 5 - 10 процентов, а цена за пределами Удмуртской Республики останется прежней» все равно будут пользоваться услугами в границах Удмуртской Республики (см. приложение № 1, вопрос 6).

Обобщая изложенное, Удмуртское УФАС России приходит к выводу, что географическими границами исследуемого рынка является Удмуртская Республика.


V. Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей
В силу части 1 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений потребителями (покупателями) услуг по поверке средств измерений в Удмуртской Республике являются юридические лица и индивидуальные предприниматели – предоставляющие средства измерений на поверку.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Таким образом, для осуществления работ по поверке средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели должны иметь право на аккредитацию, согласно постановлению Госстандарта РФ от 17.12.2002 N 124 «О принятии правил по метрологии».

Согласно письму Росстандарта исх. №ЕП-101-32/907 от 28.02.2012 года право поверки средств измерений предоставлено следующим аккредитованным метрологическим службам, расположенных на территории Удмуртской Республики:

1. ФБУ «Удмуртский ЦСМ» (местонахождение: 426069, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. 5-я Подлесная, 40а, ИНН 1831033455);

2. ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» (местонахождение: 426000, г. Ижевск, ул. М.Горького,90);

3. ОАО «Ростелеком» в лице Ижевского филиала (местонахождение: 426000, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 278);

4. ОАО «Воткинский завод» (местонахождение: г. Воткинск, ул. Кирова, 2);

5. ОАО «Ижсталь» (местонахождение: 426006, г. Ижевск, ул. Новоажимова,6);

6. ОАО «Чепецкий механический завод» (местонахождение: 427620, г. Глазов, ул. Белова, 7).

ФБУ «Удмуртский ЦСМ» письмом исх. № 912 от 16.03.2012 года, также представило перечень аккредитованных на территории Удмуртской Республики лиц, оказывающих услуги по поверке средств измерений: ОАО «Ижсталь» (местонахождение: 426006, г. Ижевск, ул. Новоажимова,6), ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» (местонахождение: 426000, г. Ижевск, ул. М.Горького,90), ОАО «Чепецкий механический завод» (местонахождение: 427620, г. Глазов, ул. Белова, 7), ОАО «Ростелеком» в лице Ижевского филиала (местонахождение: 426000, г. Ижевск, ул. Пушкинская, 278), ОАО «Воткинский завод» (местонахождение: г. Воткинск, ул. Кирова, 2), ООО «БОМС» (г. Ижевск, ул. Дзержинского,3), ОАО «ИЭМЗ» Купол» (г. Ижевск, ул. Песочная, 3), ДОАО «Ижевский оружейный завод» (г. Ижевск, пр. Дерябина,6), ОАО «Редуктор» (г. Ижевск, ул. Спортивная, 71), ОАО «Ижнефтемаш» (г. Ижевск, ул. Орджоникидзе 2), ОАО «Свет» (г. Можга, Свердловский бульвар, 39), ОАО «Сарапульский радиозавод» (г. Сарапул, ул. Гоголя, 40), ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» (г. Сарапул, ул. Электрозаводская, 15), ОАО «Медприбор» (г. Ижевск, ул. Школьная, 40-126), ФГУП «Ижевский механический завод» (г. Ижевск, ул. Промышленная, 8), ООО «НПО Вакууммаш» (г. Ижевск, пр. Дерябина, 2/52), ЗАО НПФ «Радио-Сервис» (г. Ижевск, ул. Пушкинская, 268), ОАО «Ижевский радиозавод» и ООО «Эрис» (Пермский край, г. Чайковский, ул. Промышленная 8/25).

В ходе направления запроса всем указанным лицам, установлено, что действительно все эти лица действуют на рынке оказания услуг по поверке средств измерений в границах Удмуртской Республики в соответствии с аттестатами и областью аккредитации на право поверки средств измерений. Однако ОАО «Ижсталь», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», ОАО «Чепецкий механический завод», ОАО «Воткинский завод», ОАО «ИЭМЗ» Купол», ДОАО «Ижевский оружейный завод», ОАО «Редуктор», ОАО «Ижнефтемаш», ОАО «Свет», ОАО «Сарапульский радиозавод», ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод», ФГУП «Ижевский механический завод», ООО «НПО Вакууммаш», ЗАО НПФ «Радио-Сервис» оказывают данные услуги исключительно для собственных нужд, договоры со сторонними организациями не заключаются, услуга не оказывается.

Удмуртское УФАС России, рассмотрев информацию, поступившую от Росстандарта, а также лиц, имеющих аккредитацию на право поверки средств измерений в Удмуртской Республике, установило, что услуги по поверке средств измерений для лиц, нуждающихся в поверке и которым необходимо осуществить поверку в силу закона в географических границах Удмуртской Республики оказывают: ФБУ «Удмуртский ЦСМ», ООО «Эрис», ООО «Бомс», ОАО «Медприбор».

Необходимо отметить, что 55,2% опрошенных лиц, указали, что не имеют возможности выбора организаций, которые оказывают услугу по поверке средств измерений в границах Удмуртской Республики (приложение № 1, вопрос 7). Также 55,2% опрошенных указали, на недостаточное количество лиц, оказывающих услуги по поверке средств измерений в Удмуртской Республике (приложение № 1, вопрос 8).
VI. Определение объема товарного рынка и долей

хозяйствующих субъектов на рынке.
Количественной характеристикой объема рынка услуг по поверке средств измерений является общий объем оказанных услуг по поверке средств измерений в натуральных показателях (шт.).

Общий объем оказанных услуг по поверке средств измерений (Vm) определяется как сумма объемов оказанных услуг по поверке средств измерений хозяйствующими субъектами, действующими на рынке (Vi).

Доля хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги поверки средств измерений (Di), определяется как отношение объема оказанных им услуг к общему объему оказанных услуг по поверке средств измерений хозяйствующими субъектами, действующими на рынке (Di=Vi/Vm).

Учитывая, что географическими границами рынка услуг по поверке средств измерений является Удмуртская Республика, то общий объем рынка будет составлять сумма объемов оказанных услуг по поверке средств измерений ФБУ «Удмуртский ЦСМ», ООО «Эрис», ООО «Бомс», ОАО «Медприбор»:



2010 г.

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем оказанных услуг по поверке средств измерений (шт.)


Доля, %

Объем оказанных услуг

(тыс. руб)



Доля, %

ФБУ «Удмуртский ЦСМ»




87,5




90,8

ООО «Эрис»




1,0




4,5

ООО «Бомс»




5,3




1,4

ОАО «Медприбор»




6,2




3,3

Всего:




100




100




2011 г.

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем оказанных услуг по поверке средств измерений (шт.)


Доля, %

Объем оказанных услуг

(тыс. руб)



Доля, %

ФБУ «Удмуртский ЦСМ»




88,8




91,5

ООО «Эрис»




0,7




2,9

ООО «Бомс»




4,0




1,3

ОАО «Медприбор»




6,5




4,3

Всего:




100




100

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, доминирующее положение на рынке услуг по поверке средств измерений в географических границах Удмуртской Республики занимает ФБУ «Удмуртский ЦСМ», его доля составляет 88,8% и является стабильной.



VII. Определение уровня концентрации товарного рынка
Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

1) Коэффициент рыночной концентрации (CR) – определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

2) Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Для рынков с количеством хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, менее 15 используют показатель СR-3 (трех крупнейших субъектов) и индекс рыночной концентрации.

CR-32010= 99,0%;

HHI2010= 7722,78 %.

CR-32011= 99,3 %;

HHI2011= 7943,69 %.
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при CR3 < 45% или HHI < 1000.


Полученные показатели свидетельствуют о том, что рассматриваемый товарный рынок является – высококонцентрированным, а конкуренция на нем - неразвитой.

Согласно результатам опроса потребителей услуг по поверке средств измерений конкуренция на рынке услуг по поверке средств измерений в границах Удмуртской Республике слабо развита (так ответили 50,1% опрошенных), 47,3% опрошенных ответили, что конкуренция на рынке услуг по поверке средств измерений отсутствует.

Учитывая высокие барьеры входа на рынок услуг по поверке средств измерений уменьшение концентрации на рынке в ближайшее время маловероятно.


VIII. Определение барьеров входа на рынок.

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относится наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

На основании анализа действующего законодательства, регулирующего деятельность в сфере услуг по поверке средств измерений, установлено наличие административного барьера входа на рынок, который выражается в следующем.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В силу пункту 4.1. и 4.2. Постановления Госстандарта РФ от 17.12.2002 N 124 «О принятии правил по метрологии» аккредитующим органом по аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений является Госстандарт России. По решению Госстандарта России право поверки средств измерений может быть предоставлено аккредитованным метрологическим службам юридических лиц.

Для получения аккредитации метрологическая служба юридического лица должна располагать положением о метрологической службе, персоналом, имеющим профессиональную подготовку, технические знания и опыт, необходимые для проведения поверки в заявленной области аккредитации, эталонами, иными средствами измерения и вспомогательным оборудованием, необходимым для реализации требований документов на методики поверки, нормативной и методической документацией, а также помещениями и условиями, обеспечивающими проведение поверки средств измерений, что, в свою очередь, требует существенных капитальных затрат.

По мнению хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, указанный барьер является преодолимым.
IX. Оценка состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по поверке средств измерений.
Исследуемый рынок услуг по поверке средств измерений является монополизированным, конкуренция на рынке не развита, что вызвано в основном влиянием административных и экономических факторов.

Доминирующее положение на рынке услуг по поверке средств измерений в географических границах Удмуртской Республики занимает ФБУ «Удмуртский ЦСМ», его доля составляет 88,8% и является стабильной.

Учитывая высокие барьеры входа на рынок услуг по поверке средств измерений уменьшение концентрации на рынке в ближайшее время маловероятно.

Мероприятия Удмуртского УФАС России:


1. Провести мероприятия по актуализации реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов:

- Включить в Реестр ФБУ «Удмуртский ЦСМ» (426069, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. 5-я Подлесная, 40а, ИНН 1831033455) по оказанию услуг по поверке средств измерений в географических границах Удмуртской Республики с долей более 50%.

2. Установить контроль за поведением ФБУ «Удмуртский ЦСМ» с целью предупреждения и пресечения антиконкурентных действий и злоупотреблений доминирующим положением.
Подпись должностного лица