Основной образовательной программы начального общего образования - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа начального общего образования 6 3087.83kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 7 3687.87kb.
Изменения и дополнения в основную образовательную программу начального... 2 539.09kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 15 6426.31kb.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся... 8 2164.12kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 5 1509.68kb.
Образовательная программа начального общего образования моу сош №2 С. 6 3541.02kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 7 2312.15kb.
Образовательная программа начального общего образования Содержание 12 5352.93kb.
Пояснительная записка 2 Кодификатор 7 Спецификация 11 4 1260.76kb.
Сочинение по картине 156 Словарный диктант №5 (адм) Подлежащее и... 28 11074.98kb.
Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы... 1 168.17kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Основной образовательной программы начального общего образования - страница №1/10

Содержание основной образовательной программы начального общего образования:


I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2

1.1.Пояснительная записка 2

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования 8

1.2.1. Программа формирования универсальных учебных действий. 10

1.2.2. Литературное чтение 15

1.2.3. Русский язык. 20

1.2.4. Математика 24

1.2.5. Окружающий мир 27

1.2.6. Английский язык. 30

1.2.7. Технология 32

1.2.8. Изобразительное искусство 36

1.2.9. Музыка 39

1.2.10. Физическая культура 41

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 43

1.3.1. Общие положения 44

1.3.2.Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений 52

1.3.3. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию 54

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 55

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий 55

(личностные и метапредметные результаты) 55

2.1.1. Характеристика УУД на ступени начального общего образования 58

2.1.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 62

2.1.4. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся 74

2.1.5. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе дошкольного к начальному и основному общему образованию. 85

2.2. Программы отдельных учебных предметов. 89

2.2.1. Общие положения 89

2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования 91

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания 116

обучающихся на ступени начального общего образования. 116

Общие положения 116

2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 118

2.3.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 120

2.3.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 121

2.3.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования 124

2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования 126

2.3.6. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся 130

2.3.7. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 131

2.4. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 139

2.4.1. Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся: 140

2.4.2. Направления реализации программы 141

2.4.3. Режим образовательного процесса 142

2.4.4. Создание здоровьесберегающей среды, способствующей гармонизации эмоциональной сферы, снятию внутреннего напряжения, повышению собственной личной ценности и ребёнка, и взрослого 143

2.5. Программа коррекционной работы 149

2.5.1. Диагностическая работа 150

2.5.2. Коррекционно-развивающая деятельность 153

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 157

3.1. Учебный план начального общего образования 157

3.2. Внеурочная деятельность 163



3.3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта 164



I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка


Нормативно-правовой и методологической основой Основной образовательной программы начального общего образования являются:

  1. Конвенция о правах ребенка;

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (с последующими изменениями);

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) с изменениями: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357;

  4. Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» города Вологды (Лицензия на право осуществления образовательной деятельности: серия А № 306638 регистрационный № 6083 дата выдачи 06.05.2009 срок действия по 06.05.2014);

  5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.2001 №196 (с изм. от 23.12.2002г., 01.02. 2005 г., 30.12.2005 г., 20.07.2007 г., 18.08 2008г., 10.03.2009г.)

  6. Санитарно-эпидемиологические правила «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993;

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

  9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  10. Примерная образовательная программа начального общего образования Вологодской области, (утвержденная Приказом Департамента образования Вологодской области от 19.08.2010г. № 1405).

Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе анализа деятельности образовательного учреждения, с учетом концептуальных положений УМК «Начальная школа XXI века», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД), которая ставит целью обеспечение в учебно-воспитательном процессе содержательного, организационного и информационного поля для развития личности младшего школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями, региональных особенностей истории, культуры, образовательных достижений Вологодской области.

Основная образовательная программа является нормативным правовым документом школы, определяющим содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования, и направлена на:

- формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся;

- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Назначение основной образовательной программы заключается в мотивированном обосновании выбора педагогическим коллективом школы содержания современного общего начального образования и соответствующих технологий для реализации основной миссии начальной школы - создания личностно ориентированной модели образовательной среды начальной школы, способствующей всестороннему развитию интеллектуального потенциала ребенка, становлению и развитию его духовных ценностей, формированию потребности к саморазвитию и самообучению при сохранении физического, психического, нравственного, духовного и социального здоровья.

Таким образом, основная образовательная программа начального общего образования - это совокупность основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы. Структура основной образовательной программы начального общего образования соответствует федеральным государственным стандартам второго поколения.



Цели и задачи реализации основной образовательной программы

начального общего образования

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учтены, также, характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно – логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково – символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно - познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; развитие и воспитание личности обучающегося начальной ступени образования на основе приобщения к культурным ценностям Вологодского края, изучения природных и социокультурных особенностей Вологодской области.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности, принадлежности к культуре малой родины – г. Вологды и в целом Вологодской области;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования учитывает региональные особенности истории, культуры, образовательные достижения Вологодской области, предусматривает включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды Вологодской области и г. Вологды.


Задачами реализации данной программы являются:

1. Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения младших школьников посредством развития чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа, различные виды и формы деятельности с обучающимися на ступени начального общего образования, в том числе и совместную деятельность школы, семьи и общественности.



2. Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:

  • механизмами системно-деятельностного подхода к обучению, в том числе и информационными технологиями как средствами организации учебной работы и как особым объектом изучения (на интегративной основе);

  • механизмами взаимосвязи универсальных учебных действий и содержания учебных предметов, в частности содержательной интеграцией разных предметных областей начального общего образования;

  • средствами установления необходимого баланса теоретической и практической составляющих содержания образования и обеспечения многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);

  • побуждением и поддержкой детских инициатив во всех видах деятельности, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей, на решение творческих и проектных задач, на реализацию собственного замысла;

  • обучением навыкам общения и сотрудничества, созданием пространства социальных практик младших школьников и приобщением их к общественно значимым делам;

  • созданием психологических условий развития умений общения и сотрудничества, поддержки самооценки и уверенности младших школьников на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям;

  • развитием и постепенным расширением границ возможностей обучающихся в самостоятельном выборе учебной и других видов деятельности.

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, и структурируемое рядом воспитательных программ, подпрограмм и проектов:

  • урочной деятельности, предполагающей реализацию идеи интеграции содержания согласно принципам культуросообразности, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности;

  • внеурочной деятельности, отражающейся в содержании воспитательных мероприятий (праздников, викторин, выставок, игр и т.д.), а также в деятельности кружков, секций, клубов и других формах дополнительного образования;

  • внешкольной деятельности, организованной в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства школы;

  • изучения культурологических основ традиционных российских религий средствами комплексной программы «Основы религиозных культур и светской этики».

4. Укрепление физического, психического, нравственного, духовного и социального здоровья обучающихся, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через:

  • развитие здоровьесберегающей инфраструктуры школы (организацию качественного здорового горячего питания обучающихся; оснащение учебных кабинетов, физкультурных залов, спортивных площадок необходимым учебным, спортивным, медицинским, игровым оборудованием и инвентарем);

  • обеспечением рациональной организации учебного процесса, эффективного двигательного режима младших школьников с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

  • повышение адаптивных возможностей детского организма ученика начальной школы за счет увеличения количества уроков физкультуры, динамических перемен, утренней зарядки; организации деятельности на уроке, не допускающей переутомления (проведение игр, физминуток); организации работы спортивных секций и создания условий для их эффективного функционирования, проведения спортивно-оздоровительных мероприятий (Дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.);

  • вовлечение школьников в здоровьесберегающую деятельность программ дополнительного образования с целью формирования культуры здоровья, системы знаний о негативных факторах риска здоровью детей, развитие навыков осознанного противостояния вовлечению школьников в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ, средствами проведения Дней Здоровья, часов общения, конкурсов, праздников и т.д.;

  • включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы, повышение мотивации родительской общественности к участию в решении проблем сохранения и укрепления физического, психического, нравственного, духовного и социального здоровья детей, начиная с дошкольного возраста (просветительское содержание лекций, семинаров, консультаций, курсов по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и др.).

В образовательном процессе реализуются технологии развивающего обучения. Система оценки образовательных достижений обучающихся построена на принципах безотметочного обучения в течение первого года обучения и первого полугодия второго года обучения.

Внеурочная деятельность как часть основной программы организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и др.

Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся (п. 44 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919).

Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа предусматривает:


  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организации. Общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Обучающиеся и их родители (законные представители) как участники образовательного процесса знакомятся с уставом, правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключенном между родителями и образовательном учреждении договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Таким образом, решая поставленные задачи, основная образовательная программа начального общего образования школы выполняет следующие функции:



  • социальную функцию (согласованные позиции заказчиков: государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общества, обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) - как участников образовательного процесса);

  • правозащитную функцию (гарантия и механизм обеспечения прав ребенка в сфере образования (доступного и качественного);

  • экономическую функцию (описание и предъявление комплексной образовательной услуги, оказываемой школой населению, качество муниципальной услуги по предоставлению образования по программам).

Заканчивается программа разделом «Мониторинг полноты и качества реализации основной образовательной программы начальной школы». Данный раздел является неким механизмом, с помощью которого осуществляется длительное отслеживание образовательного процесса для определения его соответствия нормам или стандартам или желаемому результату с целью принятия адекватных управленческих решений. Именно поэтому, мониторинг должен являться неотъемлемым и важнейшим фактором управления реализации основной образовательной программы начального общего образования.


Образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 22» рассмотрена и одобрена педагогическим советом, и обсуждена на общешкольном родительском комитете, утверждена приказом директора.

следующая страница >>