«Основные классы неорганических веществ» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Свойства и способы получения основных классов неорганических веществ... 2 387.86kb.
Урок по теме «Основные классы неорганических соединений. Генетическая... 1 139.2kb.
Урок по теме: основные классы неорганических соединений. Генетическая... 1 121.67kb.
Рабочая программа по дисциплине «Экология» Направления: 654900 Химическая... 1 57.41kb.
Вопросы вступительного экзамена в докторантуру по специальности 6D072000... 1 92.78kb.
Посвящение в химики. Основные классы неорганических соединений. 1 129.88kb.
Свойства и способы получения основных классов неорганических веществ 3 356.37kb.
Задания в 1 (2013г) Классификация неорганических веществ. Классификация... 1 168.82kb.
5. Девиз Международной дистанционной олимпиады «Эрудит» по Биологии... 1 13.08kb.
Шифр специальности: 01. 04. 07 Физика конденсированного состояния... 1 20.43kb.
Конспект урока по теме : «Гидролиз неорганических веществ солей» 1 94.17kb.
Учебное пособие по программе предпрофильной подготовки «Быть экономистом... 1 327.39kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

«Основные классы неорганических веществ» - страница №1/1

МОУ «Средняя школа №3 имени И.А.Флерова»

Ключи от форта ЛМБ.

Урок – игра по теме:

«Основные классы неорганических веществ»

Автор: Отрепьева Валентина Матвеевна

Учитель химии

г.о. Балашиха

2012 год.

Ключи от форма ЛМБ.

Урок – игра по теме: «Основные классы неорганических веществ».



Урок посвящается 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.

Оборудование: пробирки, индикаторы, карточки с заданиями по основным классам неорганических веществ, воздушные шарики с фамилиями ученых внутри, ребусы, портреты ученых-химиков.

Цели и задачи урока:


  • Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений построение названий соединений, классификация.

  • Развивающая. Развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

  • Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Ход урока.

Химия – такая есть наука,

Учитель ее по книжкам – скука

Формулы, законы, элементы,

Уравнения… И прочие моменты.

Из неё, однако, можем мы узнать,

Что и как, и надо ли взрывать,
Что нельзя нам с вами есть и пить,

Чтоб потом себя не хоронить,

Из чего все вещи, что вокруг…

Они возникают просто вдруг!

Чтобы это знать и боле,

Учат химию в нашей школе.

Класс представляет собой команду, которой за урок необходимо расшифровать название форта. Для того чтобы это сделать, учащимся необходимо выполнить задания, ответить на загадки, связанные с названиями основных классов веществ, решить ребусы и получить три ключа.

«Их получают путем горения

Или сложных веществ разложения.

В них два элемента, один – кислород.

Я отнесу к ним известь, и лед».

Какие это вещества

(Ответ. Оксиды)


  1. Дайте определение класса оксиды.

  2. На какие группы можно разделить оксиды?

  3. Составьте формулы оксидов и назовите их.

Вариант №1

C(IV)

?

?

K

O2

?

Al

Mn(VII)

?

Вариант №2

C(II)

?

?

Na

O2

?

Fe(III)

Cr(III)

?

Задание должно выполнять крест на крест. Приводится пример выполнения данного задания.

«Они имеют кислый вкус.

В них изменяет цвет лакмус.

А если активный металл попадет,

Получим мы соль и еще водород».

(Ответ. Кислоты)

В это время учитель показывает действие лакмуса на кислоты.

Дайте определение класса кислоты.

По каким признакам можно распределить кислоты?

Распределите кислоты по различным признакам и дайте им названия.

По наличию кислорода;

По числу атомов водорода;

По растворимости;

По стабильности.

H2SO4, H2S, HCL, HNO3, H3PO4, H2SO3, H2CO3,HBr, H2SiO3, HNO3.

«Я без труда и боли

Объединю в класс…»

(Ответ. Соли)



  1. Дайте определение классу соли.

  2. Составьте формулы солей и назовите их.

Вариант №1




K+

Al3+

Mg2+

Cl-

?

?

?

SO42-

?

?

?

PO43-

?

?

?

Вариант №2




Fe2+

Cr3+

Na+

SO43-

?

?

?

CO32-

?

?

?

NO4-

?

?

?

После выполнения данного задания учащиеся получают возможность получить вторую подсказку, находящуюся в воздушном шарике, и разгадывают ребус.

Химический хоккей.

Учитель – нападающий, ученики – защитники (бросок – вопрос, отражение атаки – ответ).



  1. Самое удивительное и распространенное вещество на Земле, существует в трех агрегатных состояниях. (вода)

  2. Без данного газа не существовало бы газированной воды. Выделяется при дыхании. (углекислый газ)

  3. Что общего у муравьев и крапивы? (муравьиная кислота)

  4. Царская водка – что это? (смесь концентрированной и соляной кислот)

  5. В воде она родится, но странная судьба: воды она боится и гибнет в ней всегда. (соль)

Найди родственников.

Разделите перечисленные в задании формулы на три равные группы (по степени окисления), каждую из которых назовите. Назовите все вещества.

NaNO3, CuNO32, HNO2, NH3,, N2O3, N2O5, AlNO33, , Mg3N2, Na3N, HNO3, KNO2, NH4Cl.

После выполнения данного задания учащиеся получают возможность получить одну подсказку, находящуюся в воздушном шарике, и разгадывают ребус, в котором зашифрована одна фамилия ученого-химика.

«В каких веществах у фенолфталеина

Бывает не жизнь, а сплошная малина»

(Ответ. Щелочи)

В это время учитель показывает действие фенолфталеина на щелочи.



  1. Дайте определение класса основания.

  2. По каким признакам можно распределить основания? Выполните задание «Третий лишний».

  3. Распределите основания по растворимости и дайте им названия.

Если в формуле заметишь –

Впереди металл стоит

И своей ОН – подвеской

Как большим хвостом вертит,

Ты не думая ответишь

«Знаю, это – гидроксид».

Но гидроксид – начало названия,

А класс веществ – основания.



Конкурс «Третий лишний».

Вариант №1

NaOH, KOH, Cu(OH)2

Гидроксид бария, гидроксид алюминия, гидроксид железа (III).

Вариант №2

Fe(OH)2, LiOH, Al(OH)3.

Гидроксид хрома (III), гидроксид натрия, гидроксид магния.

После выполнения данного задания учащиеся получают возможность получить вторую подсказку, находящуюся в воздушном шарике, и разгадывают ребус.

«Хлориды и нитраты,

Сульфаты, карбонаты».



Задача.

Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12-15 г. поваренной соли. Сосчитайте, сколько соли вы потребляете за месяц, за год.

Сколько соли вы съели за свою жизнь (14 лет). Рассчитайте количество вещества хлорида натрия данной массы.

Ученики проводят подсчеты, проверяют вместе с учителем.

За месяц 15 г.*30=450 г, за год 450 г*12=5.; кг, за 14 лет 5.4 кг*75,6 кг.

Подведение итогов осуществляется взаимопроверкой, а затем около доски.

Домашнее задание: рабочая тетрадь задание №1,2.

Вариант №1



1. Составьте формулы оксидов и назовите их.

C(IV)







K

O2




Al

Mn(VII)




2. Распределите кислоты по различным признакам и дайте им названия (по наличию кислорода; по числу атомов водорода; по растворимости; по стабильности).

H2SO4, H2S, HCL, HNO3, H3PO4, H2SO3, H2CO3,HBr, H2SiO3, HNO3.



3. «Третий лишний».

Найдите «лишнее вещество». Составьте формулы всех веществ или дайте им названия.

NaOH, KOH, Cu(OH)2

Гидроксид бария, гидроксид алюминия, гидроксид железа (III).



4. Составьте формулы солей и назовите их.




K+

Al3+

Mg2+

Cl-










SO42-










PO43-










5. «Найди родственников».

Разделите перечисленные в задании формулы на три равные группы, каждую из которых назовите. Назовите все вещества.

NaNO3, CuNO32, HNO2, NH3, N2O3, N2O5, AlNO33, , Mg3N2, Na3N, HNO3, KNO2, NH4Cl.

6. Задача.

Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12-15 г. поваренной соли. Сосчитайте, сколько соли вы потребляете за месяц, за год.

Сколько соли вы съели за свою жизнь (14 лет). Рассчитайте количество вещества хлорида натрия данной массы.

Домашнее задание: рабочая тетрадь задание №1,2.

Вариант №2

1. Составьте формулы оксидов и назовите их.

C(II)







Na

O2




Fe(III)

Cr(III)




2. Распределите кислоты по различным признакам и дайте им названия (по наличию кислорода; по числу атомов водорода; по растворимости; по стабильности).

H2SO4, H2S, HCL, HNO3, H3PO4, H2SO3, H2CO3,HBr, H2SiO3, HNO3.



3. «Третий лишний».

Найдите «лишнее вещество». Составьте формулы всех веществ или дайте им названия.

Fe(OH)2, LiOH, Al(OH)3.

Гидроксид хрома (III), гидроксид натрия, гидроксид магния.



4. Составьте формулы солей и назовите их.




K+

Al3+

Mg2+

Cl-










SO42-










PO43-










5. «Найди родственников».

Разделите перечисленные в задании формулы на три равные группы, каждую из которых назовите. Назовите все вещества.

NaNO3, CuNO32, HNO2, NH3, N2O3, N2O5, AlNO33, , Mg3N2, Na3N, HNO3, KNO2, NH4Cl.

6. Задача.

Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12-15 г. поваренной соли. Сосчитайте, сколько соли вы потребляете за месяц, за год.

Сколько соли вы съели за свою жизнь (14 лет). Рассчитайте количество вещества хлорида натрия данной массы.

Домашнее задание: рабочая тетрадь задание №1,2.



Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886) – российских химик-органик, академик Петербургской АН (1874). Создал (1861) и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. Первым объяснил (1864) явление изомерии. Открыл полимеризацию изобутилена. Синтезировал ряд органических соединений (уротропин, полимер формальдегида и др.). Труды по сельскому хозяйству, пчеловодству. Поборник высшего образования для женщин.

Уже в пансионе и гимназии Бутлеров занимался химическими опытами (один из них закончился взрывом, и преподаватели пансиона отправили провинившегося в карцер, повесив ему на грудь доску с надписью «великий химик»), собирал коллекции растений и насекомых.

В 1844 Александр Бутлеров поступил в Казанский университет, где обратил на себя внимание известных химиков Николая Николаевича Зинина и К.К.Клауса, по совету которых создал домашнюю лабораторию. Однако его кандидатская диссертация, возможно, из-за переезда Зинина в Петербург, была посвящена бабочкам.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834 - 1907) – русский ученый. Родился недалеко от Тобольска в селе Верхние Аремзяны.

Обучение Дмитрий Менделеев проходил вначале в Тобольской гимназии. Затем в жизни Менделеева с успехом, золотой медалью был закончен педагогический институт Петербурга (физико-математический факультет).

С 1855 по 1890 год преподавал (в гимназиях в Симферополе, Одессе, университете Петербурга). С 1892 года деятельность Менделеева связана с метрологией, под его инициативой была сформирована Палата мер и весов.

На протяжении всей жизни интерес к химическим элементам Менделеева не угасал. В 1893 году он трудился над созданием бездымного пороха на химическом заводе. На протяжении своей биографии Менделеев Дмитрий Иванович являлся членом многих научных обществ.

В своей биографии Менделеев занимался не только химией, а также физикой, метрологией, экономикой, педагогической деятельностью. В жизни, деятельности Менделеева было написано несколько трудов («Органическая химия», «Основы химии»). Но бесспорно, главным его достижением является создание периодической таблицы Менделеева.

Открытия Менделеева связаны с исследованием зависимости между атомным объемом и свойствами элементов, изоморфизмом. Он предсказал, описал еще не открытые элементы, составил уравнения состояния идеального газа. Таблица Менделеева сформирована на основе свойств элементов, их сопоставлении со свойствами соседствующих элементов.

Элемент Менделеева (менделевий) – назван в честь ученого, расположен под номером 101 в периодической системе Менделеева.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) – русский ученый, химик, физик, художник, поэт. Родился в Денисовке, Архангельская губерния.

В биографии Ломоносова грамоте, чтению удалось обучиться еще в детстве. Затем, движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна, бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов отправляется учиться в Германию.

Для Ломоносова биография тех времен была очень насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости на сочинение стихотворений у Ломоносова остается время. В 1741 году возвращается на родину, с того времени в своей биографии М. Ломоносов назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук. Через 3 года стал профессором химии.

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», многие стихи Ломоносова.

Он в 1754 году разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того в биографии Михаила Васильевича Ломоносова был открыт закон сохранения материи, написаны работы по теории цвета, построено множество оптических приборов.

МОУ «Средняя школа №3 имени И.А.Флерова»



«Посвящение в химики».

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов.

Автор: Отрепьева Валентина Матвеевна

Учитель химии



г.о. Балашиха

2012 год.