страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050600 Художественное - страница №1/1
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» __________________________________________________________________ УТВЕРЖДАЮ Проректор по УМР _________________ /Л. П. Филатова/ «___»_______2012 г. по направлению 050600 Художественное образование профили «Музыкальное искусство», «Музыкально-компьютерные технологии», «Театральное искусство», «Хореографическое искусство» Нижний Тагил 2012 Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры технологий художественного образования 13 сентября 2012 г., протокол № 1. Зав. кафедрой А.Н. Садриева Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета факультета сценических искусств НТГСПА 14 сентября 2012 г., протокол № 1. Декан ФСИ А.В. Миронов Составители: Барановская И.Р., канд. пед. наук, Садриева А.Н., зав. кафедрой ТХО, канд. культ-и Учебно-исследовательская практика является важным фактором профессиональной подготовки бакалавров художественного образования, будущих педагогов учреждений дополнительного образования. Она представляет собой процесс овладения способами профессиональной деятельности, в котором создаются условия для самопознания, самоопределения студента в различных педагогических ролях и формируется потребность самосовершенствования личности в профессиональной деятельности. Учебно-исследовательская практика направлена на формирование культуры восприятия концертно-зрелищных мероприятий и умения их анализировать в соответствии с параметрами художественно-эстетических ценностей произведений искусства. Проводится на базе учреждений культуры, искусства, образования, отвечающих своей направленностью соответствующим профилям направления «Художественное образование». В ходе практики студентам предоставляется возможность выполнения учебно-творческих заданий или сбора экспериментальных данных по заранее сформулированной программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения процесса овладения обучающимися содержанием профильных дисциплин направления. По итогам практики студентом предоставляется отчет. Организация учебно-исследовательской практики в системе подготовки бакалавров художественного образования предполагает в соответствии с ГОС ВПО по направлению (050600) «Художественное образование» два вида практик: учебно-творческая и учебно-ознакомительная. Учебно-исследовательская практика проводится рассредоточено в течение второго и четвертого семестров обучения. В течение второго семестра рассредоточенно проводится учебно-исследовательская (учебно-творческая) практика. На учебно-творческую практику отводится 108 часов. К организации учебно-творческой практики предъявляются следующие требования: – учебно-творческая практика предполагает посещение театров и концертных залов в общем количестве не менее 8 спектаклей и концертов; – в процессе учебно-творческой практики студенты участвуют в организации и проведении музыкальных и театральных гостиных и творческих фестивалей на факультете, в академии, в образовательных учреждениях и учреждениях культуры города. Учебно-исследовательская (учебно-ознакомительная) практика проводится рассредоточено в течение четвертого семестра обучения. На учебно-ознакомительную практику отводится 36 часов. Учебно-исследовательская (учебно-ознакомительная) практика создает условия для максимального выявления и развития профессиональных (музыкальных, театральных, хореографических) и педагогических способностей, художественных интересов, личностных особенностей студентов с целью последовательного формирования у них индивидуального стиля педагогической деятельности, необходимого для преподавания предметов художественного цикла. Учебно-исследовательская практика обеспечивает прямую и обратную связь между аудиторными занятиями и процессом эстетического воспитания в учреждениях культуры, искусства, образования, способствует практическому преломлению теоретических знаний и исполнительских умений, обогащая теоретическую подготовку непосредственным опытом практической деятельности. 1.2. Основные цели, задачи и принципы организации учебно-исследовательской практики студентов факультета искусств Учебно-исследовательская практика организуется в рамках учебного процесса как его неотъемлемая часть, обеспечивая соединение теоретической подготовки студентов с практической деятельностью по профилю подготовки в учреждениях культуры, искусства и образования. Цель учебно-исследовательской практики как формы профессионального обучения в высшей школе состоит в теоретическом осмыслении студентами различных искусствоведческих и педагогических явлений и факторов, практическом освоении ими видов профессионально-педагогической деятельности по профилю подготовки. Основными задачами учебно-исследовательской практики студентов факультета искусств, будущих бакалавров художественного образования, являются: – накопление многообразной информации об эстетических направлениях в искусстве, зрительского и слушательского опыта восприятия произведения; – ознакомление с различными типами современных учреждений культуры, искусства и образования, с ролью художественного образования в структуре образовательного процесса; – получение первоначальных представлений о значении и особенностях организации процесса художественного образования, профессионально-педагогической деятельности специалиста в области художественного образования (музыки, хореографии, театра); – воспитание профессионально-значимых качеств, потребности в профессиональном самообразовании; – включение студента в процесс художественно-творческого общения с детьми. Основными принципами организации учебно-исследовательской практики являются: – системность, непрерывность практики, усложнение ее содержания и методов организации от курса к курсу; – комплексный характер практики, предусматривающий осуществление межпредметных связей психолого-педагогических дисциплин и дисциплин профильной подготовки; – дифференциация и индивидуализация содержания и организации практики с учетом специфики профильной подготовки на факультете сценических искусств; – гуманитаризация, определяющая тенденции интеграции знаний в процессе практики (педагогика, психология, педагогика искусств, технология и методика преподавания дисциплин искусства); – сочетание различных видов деятельности студентов в учреждениях культуры и искусства, образовательных учреждениях. В период практики студенты должны овладеть следующими профессиональными умениями: 1. В области гностической деятельности: – организовывать самостоятельную исследовательскую деятельность, осуществлять перенос теоретических знаний на профессиональную (практическую) деятельность; – анализировать произведения искусства с точки зрения художественного содержания, логики и методов технического воплощения образного и драматургического развития произведений хореографии, театра, музыки; – наблюдать учебно-воспитательный процесс, выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений, вычленять положительное и отрицательное в опыте; – изучать личность отдельного ученика и особенности коллектива класса (творческого коллектива) с целью определения обученности, интересов и отношения к предмету; – делать методический анализ учебного материала с целью определения трудностей его усвоения определенной группой учащихся; – анализировать воспитательные мероприятия с точки зрения эффективности используемых форм и методов воспитания, интегрировать содержание различных областей знаний; – подбирать научно-педагогическую, методическую литературу по дисциплинам образовательной области «Искусство», использовать методически значимую информацию для решения конкретных учебных (исполнительских) и учебно-воспитательных задач; – осуществлять исследовательскую деятельность теоретического и практического характера. 2. В области прогностической деятельности: – планировать, проектировать педагогическую деятельность на основе возрастных, индивидуальных и личностных особенностей учащихся; – диагностировать уровень развития и выявить зону ближайшего и перспективного развития учащихся; – выбирать оптимальные ситуации, способы и приемы восприятия художественного материала на основе принципов коммуникативной направленности, ситуативности и сознательности процесса усвоения. 3. В области конструктивной деятельности: – выявлять цели, задачи занятия, урока, его композицию; – отбирать сочетания приемов и форм образования, адекватных поставленной цели. 4. В области организаторской деятельности: – организовывать различные формы познавательной деятельности учащихся в области искусства на уроках и во внеурочное время (массовую, групповую, индивидуальную); – организовывать сбор экспериментальных данных по заранее сформулированной проблеме исследования. 5. В области коммуникативной деятельности: – устанавливать атмосферу педагогического сотрудничества на уроке и во внеурочное время, выступая вместе с учащимися равноправным партнером обучения; – уметь принять позицию другого, проявить интерес к его личности; – уметь действовать в обстановке публичного выступления; – конструктивно выходить из конфликтных ситуаций; – конкретно выражать и аргументированно обосновывать собственную мировоззренческую, профессиональную исполнительскую позицию. 6. В области рефлексивной деятельности: – осуществлять самоанализ, самооценку, взаимоанализ, взаимооценку по предложенным критериям; – осознавать перспективу и строить планы (прогнозирование) своего профессионального развития; – осмыслять, анализировать и обобщать опыт собственной исполнительской деятельности. 2. Организация и руководство учебно-исследовательской практикой Общее руководство организацией учебно-исследовательской практики на факультете осуществляет факультетский руководитель. Руководство практикой в образовательных учреждениях осуществляется групповым руководителем, который назначается из числа преподавателей кафедры по профилю предметной подготовки студентов, и работниками ОУ или учреждения дополнительного образования: директором (или его заместителями, учителями образовательной области «Искусство») и руководителями исполнительских коллективов. Факультетский руководитель выполняет следующие функции: – обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики на факультете; – устанавливает связь с ОУ или учреждениями дополнительного образования, распределяет студентов в эти учреждения; – организует и проводит установочную и итоговую конференции на факультете; – участвует в обсуждении вопросов организации практики на заседаниях кафедры и ученого совета факультета; – организует подведение итогов практики. Групповой руководитель осуществляет непосредственное руководство студентами-практикантами. Он выполняет следующие функции: – устанавливает связь с ОУ и учреждениями дополнительного образования, проводит инструктивно-методическую работу с педагогами; – распределяет студентов по классам (музыкальным, хореографическим и театральным коллективам), утверждает их индивидуальные планы, контролирует их выполнение; – осуществляет руководство проведением студентами учебно-воспитательной работы; – присутствует на уроках, репетициях, внеклассных мероприятиях, проводимых студентами, организует их коллективное обсуждение; – проводит в ходе практики методические консультации; – анализирует отчетную документацию студентов о работе в период прохождения практики; – составляет отчет о педагогической практике и представляет его факультетскому руководителю. Учитель-предметник (руководитель музыкального, хореографического или театрального коллектива): – оказывает методическую помощь студентам, проводит консультации. Ее основная цель – познакомить студентов с задачами, содержанием практики и требованиями, предъявляемыми к студенту-практиканту, как в области педагогической деятельности, так и в области профессиональной деятельности (музыкальной, хореографической, театральной). Перед студентами выступают преподаватели кафедры технологий художественного образования (преподаватели профильных дисциплин), факультетский руководитель. Групповые руководители также участвуют в установочной конференции. Студенты распределяются по школам, учреждениям дополнительного образования, получают задания, знакомятся с документацией, которую они обязаны предоставить по окончании практики. Встреча с администрацией ОУ, УДО, руководителями музыкальных, хореографических и театральных коллективов проводится в первый день практики. Директор (или его заместители) знакомят студентов с историей ОУ или УДО, традициями, правилами внутреннего распорядка, правилами и обязанностями студента-практиканта. Посещение уроков учителей музыки, хореографических и театральных занятий проводится на первой неделе практики с целью ознакомления с их опытом работы. Наблюдение и анализ работы осуществляется на основе существующих планов. Групповые и индивидуальные консультации методиста (факультетского руководителя) проводятся в период практики систематически. Студенты обсуждают планы-конспекты уроков, постановочных занятий, разработки внеклассных мероприятий. Посещение уроков (занятий, репетиций) учителей образовательной области «Искусство» (музыки, театра, хореографии) является обязательным во время учебно-исследовательской практики. Наблюдение за уроками (репетициями) и их анализ осуществляются с помощью планов-заданий. По ходу урока (репетиции) студенты фиксируют его основные этапы, отмечая положительные моменты и методические ошибки. В ходе коллективного обсуждения уроков методист обеспечивает их глубокий психолого-педагогический и методический анализ, актуализирует необходимые теоретические (методические, исполнительские) знания студентов, показывает наиболее эффективные способы решения конкретных методических задач. Для каждого этапа практики предусмотрена система заданий, проверку и оценивание которых осуществляют преподаватели соответствующих дисциплин. Результаты деятельности студента-практиканта заносятся в отчет. Итоговая оценка выставляется факультетским руководителем педагогической практики на основании изучения объема и качества работы, проведенной практикантом, результатов выполнения заданий, предусмотренных для каждого этапа практики. 3. Содержание и структура практики Учебно-тематический план 3.1. Учебно-исследовательская (учебно-творческая) практика:
Форма проведения: рассредоточенная. 3.2. Учебно-исследовательская (учебно-ознакомительная) практика:
Форма проведения: рассредоточенная. Содержание дисциплины Учебно-исследовательская (учебно-творческая) практика
Учебно-исследовательская (учебно-ознакомительная) практика I этап Наблюдение за уроками искусства (музыка, театр, хореография), репетициями творческих коллективов. Наблюдение за деятельностью коллективов детского художественного творчества (хоровой коллектив, детский оркестр, вокальный ансамбль, музыкальный театр, хореографический коллектив, театральный кружок, театральная студия и др.), культурно-просветительными и досуговыми мероприятиями (беседы об искусстве, концерты, школьные праздники и т. п.) в соответствии с условиями базы практики. Выступление перед детьми с концертными номерами, участие в концертных номерах творческих коллективов. Проведение пробных бесед об искусстве, культурно-просветительских лекций, вступительное слово перед концертом. Проведение фрагментов урока (рассказ об авторе и художественном произведении, разучивание песни, танца, сценки в структуре урока, проводимого учителем образовательной области «Искусство», руководителем творческого коллектива), фрагментов репетиционных занятий по музыке, хореографии, театру. Помощь учителю музыки (театра, хореографии) в руководстве исполнительской деятельностью учащихся, участие в репетиционной работе школьных исполнительских и творческих коллективов УДО; подготовка несложных музыкально-исполнительских (хореографических, театральных) номеров с солистом, дуэтом, хоровым ансамблем, хореографических композиций, театральных фрагментов с последующими выступлениями на школьных праздниках и праздниках в УДО. Помощь учителю образовательной области «Искусство» и классному руководителю в организации досуга детей (викторины, игры, конкурсы и т. д.). Выявление детей, проявляющих интерес к занятиям музыкой (хореографией, театром) и обладающих музыкальными (театральными, хореографическими) способностями, и вовлечение в наиболее целесообразную для каждого из них форму внеклассной творческой работы. Дифференциация содержания учебного материала и методики организации учебного процесса в зависимости от особенностей конкретного класса, творческого коллектива (музыкальный, хореографический, театральный). Индивидуализация общения с учащимися класса (творческого коллектива) на основе углубленного изучения их индивидуальных особенностей и межличностных отношений. Наблюдение за динамикой эстетического развития учащихся, оценивание результативности проведенной работы. В содержание учебно-исследовательской практики включается выполнение исследовательских заданий по дисциплинам профилей, педагогике, психологии. Выявлять и систематизировать педагогические факты. Выявлять и оценивать ближайшие и отдаленные последствия педагогических воздействий учителя. Конструировать уроки искусства: составлять план-конспект, отбирать необходимый исполнительский материал, применять наиболее продуктивные методы обучения искусству музыки, театра, хореографии. Прогнозировать собственные педагогические действия и действия учащихся, связанные с организацией воспитания искусством, усвоением знаний и формированием исполнительских умений и навыков. Обоснованно выбирать методы средства, приемы обучения из арсенала освоенных. Формировать и решать педагогические задачи. Осуществлять дифференцированный подход к оценке результатов исполнительского развития детей. Руководить учебно-музыкальной (театральной, хореографической) деятельностью школьников (вокально-хоровой, игрой на музыкальных инструментах, пластическим интонированием, процессом слушания музыки, построением хореографических композиций, театральных фрагментов, детских спектаклей). Видеть явления искусства в их развитии. Творчески использовать художественные знания и умения применительно к конкретной педагогической ситуации. Активизировать стремление учащихся к исполнительской деятельности в разных ее проявлениях; планировать конкретные обратные связи, исходя из достигнутого творческого развития конкретного класса. Воспитывать у учащихся эмоциональное отношение к искусству. Управлять развитием у учащихся эстетических потребностей, эстетического вкуса и интереса. Расширять и обогащать мир эстетических переживаний учащихся; помогающих углубленному пониманию искусства. Использовать индивидуальный педагогический опыт для аргументации собственных мнений, суждений, проектов педагогического процесса. Рекомендуемая литература Музыка Основная литература
Дополнительная литература
Театр Основная литература
Дополнительная литература
Хореография Основная литература
Дополнительная литература
Приложение 1 Индивидуальный план работы студента практиканта 1 курса
Выводы по итогам практики: Практика научила меня___________________________________________________ Было трудно (проблемы)__________________________________________________ Хочу сказать____________________________________________________________ В дальнейшем при подготовке студентов к практике необходимо:_______________ Приложение 2 Оценочный лист по итогам учебно-исследовательской практики студента 2 курса
Отл. – качество проявляется максимально. Хор. – качество проявляется с некоторыми упущениями. Удовл. – качество проявляется минимально. Неуд. – качество отсутствует. (подпись) (расшифровка подписи) Приложение 3 Форма проведения_______________________________________________________ Цели и задачи (формулируются с помощью классного руководителя)____________ Предварительная подготовка_______________________________________________ Оформление класса_______________________________________________________ Краткое описание хода занятия_____________________________________________ Анализ проведенного внеклассного занятия: а) детям понравилось_____________________________________________________ б) в ходе подготовки было сложно__________________________________________ В ходе проведения внеклассного занятия: (+) получилось__________________________________________________________ (–) не получилось________________________________________________________ Приложение 4
Внеучебная воспитательная работа
Работа с детскими творческими коллективами
Приложение 5 Схема анализа урока искусства 1. Тип урока, цель урока. 2. Формирование трех уровней отношения к музыке (театру, хореографии). 1) Эмоциональный уровень – создание художественной среды: – драматургия урока (наличие кульминации, контрасты, один эмоциональный тон); – реализация принципа увлеченности, активности: уровень общения на уроке с учетом психологических особенностей младших школьников: а) выразительность учителя: мимика, жесты, эмоциональная образная речь, внешний вид; б) увлеченность учителя предлагаемой музыкой, культура слушания, «самоисчезновение» учителя; в) смена видов деятельности и выбор их определенной последовательности на уроке; г) поддержание интереса посредством …. через успешность, эффект удивления. 2) Осознанный уровень – формирование ключевых и частных знаний по теме урока: – диагностика начального состояния тех знаний и умений, которые будут развиваться в ходе урока; – методы и приемы, которыми учитель подводит учащихся к усвоению знаний: а) метод микробеседы (постановка проблемы, совместные с учителем поиски решения, общение); б) метод перспективных и ретроспективных связей. Общепедагогические методы и приемы: – словесный (приемы сравнения, сопоставления, анализ); – наглядный (плакаты с песнями, рисунки, репродукции); – наглядно-слуховой (музыка, звучащая в классе). 3) Деятельно-практический уровень: – формирование вокально-хоровых навыков; – формирование навыка игры на детских музыкальных инструментах; – владение методом создания композиций. 3. Результативность урока: метод проверки знаний в процессе музицирования; ответы учащихся. 4. Профессиональные навыки самого учителя, обеспечивающие эффективность урока: – игра на инструменте; – выразительное пение; – ясный дирижерский жест; – использование технических средств обучения. 5. Сравнение достижений учеников с целями урока. 1. Учебные цели урока. 2. Задачи интеллектуального развития школьников и формирования практических умений (развитие памяти, внимания, мышления). 3. Способ изменения планируемых результатов обучения и развития (в том числе образцы заданий, вопросов, карточек, примеров, диктантов и т.д. с обоснованием выбора именно этих измерителей). 4. Основные этапы урока. Действия учителя и учеников на каждом этапе. Основание структуры урока.
7. Методы и формы получения информации о ходе усвоения нового материала (образцы вопросов-заданий и методика их применения). 8. Структура ведущей деятельности (действия, операции, умения), которые формируются в ходе урока. Выделение обобщенной ориентировочной основы (Гальперин, Телывина). Этапы формирования ориентировочной основы. Деятельность учителя и учащихся на разных этапах формирования и усвоения ориентировочной основы. 9. Мотивация деятельности школьников на каждом этапе урока.
12. Типичные ошибки школьников, методика работы над ошибками. Образцы профилактических и коррекционных упражнений. 13. Использование технических средств обучения и оценка их эффективности. 14. Коммуникации детей на уроке. |
|