Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050600 Художественное образование - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
При очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа... 1 245.23kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 3 Современная... 2 444.99kb.
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению... 1 160.79kb.
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению... 1 158.11kb.
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению... 1 225.42kb.
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению... 1 182.84kb.
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению... 1 151.97kb.
Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению... 1 142.84kb.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата... 10 3856.33kb.
1 Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению... 1 141.41kb.
«Программная инженерия» Квалификация (степень) – Бакалавр 6 2492.61kb.
Программа в области хореографического искусства «хореографическое... 3 821.61kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050600 Художественное - страница №1/1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

__________________________________________________________________


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР

_________________

/Л. П. Филатова/

«___»_______2012 г.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА
Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению 050600 Художественное образование

профили «Музыкальное искусство», «Музыкально-компьютерные технологии», «Театральное искусство», «Хореографическое искусство»


Нижний Тагил

2012

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры технологий художественного образования 13 сентября 2012 г., протокол № 1.


Зав. кафедрой А.Н. Садриева

Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета факультета сценических искусств НТГСПА 14 сентября 2012 г., протокол № 1.


Декан ФСИ А.В. Миронов
Составители:

Барановская И.Р., канд. пед. наук,

Садриева А.Н., зав. кафедрой ТХО, канд. культ-и

Пояснительная записка
1.1. Место учебно-исследовательской практики в системе основной образовательной программы

Учебно-исследовательская практика является важным фактором профессиональной подготовки бакалавров художественного образования, будущих педагогов учреждений дополнительного образования. Она представляет собой процесс овладения способами профессиональной деятельности, в котором создаются условия для самопознания, самоопределения студента в различных педагогических ролях и формируется потребность самосовершенствования личности в профессиональной деятельности.

Учебно-исследовательская практика направлена на формирование культуры восприятия концертно-зрелищных мероприятий и умения их анализировать в соответствии с параметрами художественно-эстетических ценностей произведений искусства. Проводится на базе учреждений культуры, искусства, образования, отвечающих своей направленностью соответствующим профилям направления «Художественное образование». В ходе практики студентам предоставляется возможность выполнения учебно-творческих заданий или сбора экспериментальных данных по заранее сформулированной программе исследования, связанной с определенным аспектом изучения процесса овладения обучающимися содержанием профильных дисциплин направления. По итогам практики студентом предоставляется отчет.

Организация учебно-исследовательской практики в системе подготовки бакалавров художественного образования предполагает в соответствии с ГОС ВПО по направлению (050600) «Художественное образование» два вида практик: учебно-творческая и учебно-ознакомительная.

Учебно-исследовательская практика проводится рассредоточено в течение второго и четвертого семестров обучения.

В течение второго семестра рассредоточенно проводится учебно-исследовательская (учебно-творческая) практика.

На учебно-творческую практику отводится 108 часов.

К организации учебно-творческой практики предъявляются следующие требования:

– учебно-творческая практика предполагает посещение театров и концертных залов в общем количестве не менее 8 спектаклей и концертов;

– в процессе учебно-творческой практики студенты участвуют в организации и проведении музыкальных и театральных гостиных и творческих фестивалей на факультете, в академии, в образовательных учреждениях и учреждениях культуры города.

Учебно-исследовательская (учебно-ознакомительная) практика проводится рассредоточено в течение четвертого семестра обучения.

На учебно-ознакомительную практику отводится 36 часов.

Учебно-исследовательская (учебно-ознакомительная) практика создает условия для максимального выявления и развития профессиональных (музыкальных, театральных, хореографических) и педагогических способностей, художественных интересов, личностных особенностей студентов с целью последовательного формирования у них индивидуального стиля педагогической деятельности, необходимого для преподавания предметов художественного цикла.

Учебно-исследовательская практика обеспечивает прямую и обратную связь между аудиторными занятиями и процессом эстетического воспитания в учреждениях культуры, искусства, образования, способствует практическому преломлению теоретических знаний и исполнительских умений, обогащая теоретическую подготовку непосредственным опытом практической деятельности.



1.2. Основные цели, задачи и принципы организации учебно-исследовательской практики студентов факультета искусств

Учебно-исследовательская практика организуется в рамках учебного процесса как его неотъемлемая часть, обеспечивая соединение теоретической подготовки студентов с практической деятельностью по профилю подготовки в учреждениях культуры, искусства и образования.


Цель учебно-исследовательской практики как формы профессионального обучения в высшей школе состоит в теоретическом осмыслении студентами различных искусствоведческих и педагогических явлений и факторов, практическом освоении ими видов профессионально-педагогической деятельности по профилю подготовки.
Основными задачами учебно-исследовательской практики студентов факультета искусств, будущих бакалавров художественного образования, являются:

– накопление многообразной информации об эстетических направлениях в искусстве, зрительского и слушательского опыта восприятия произведения;

– ознакомление с различными типами современных учреждений культуры, искусства и образования, с ролью художественного образования в структуре образовательного процесса;

– получение первоначальных представлений о значении и особенностях организации процесса художественного образования, профессионально-педагогической деятельности специалиста в области художественного образования (музыки, хореографии, театра);

– воспитание профессионально-значимых качеств, потребности в профессиональном самообразовании;

– включение студента в процесс художественно-творческого общения с детьми.


Основными принципами организации учебно-исследовательской практики являются:

– системность, непрерывность практики, усложнение ее содержания и методов организации от курса к курсу;

– комплексный характер практики, предусматривающий осуществление межпредметных связей психолого-педагогических дисциплин и дисциплин профильной подготовки;

– дифференциация и индивидуализация содержания и организации практики с учетом специфики профильной подготовки на факультете сценических искусств;

– гуманитаризация, определяющая тенденции интеграции знаний в процессе практики (педагогика, психология, педагогика искусств, технология и методика преподавания дисциплин искусства);

– сочетание различных видов деятельности студентов в учреждениях культуры и искусства, образовательных учреждениях.

В период практики студенты должны овладеть следующими профессиональными умениями:

1. В области гностической деятельности:

– организовывать самостоятельную исследовательскую деятельность, осуществлять перенос теоретических знаний на профессиональную (практическую) деятельность;

– анализировать произведения искусства с точки зрения художественного содержания, логики и методов технического воплощения образного и драматургического развития произведений хореографии, театра, музыки;

– наблюдать учебно-воспитательный процесс, выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений, вычленять положительное и отрицательное в опыте;

– изучать личность отдельного ученика и особенности коллектива класса (творческого коллектива) с целью определения обученности, интересов и отношения к предмету;

– делать методический анализ учебного материала с целью определения трудностей его усвоения определенной группой учащихся;

– анализировать воспитательные мероприятия с точки зрения эффективности используемых форм и методов воспитания, интегрировать содержание различных областей знаний;

– подбирать научно-педагогическую, методическую литературу по дисциплинам образовательной области «Искусство», использовать методически значимую информацию для решения конкретных учебных (исполнительских) и учебно-воспитательных задач;

– осуществлять исследовательскую деятельность теоретического и практического характера.

2. В области прогностической деятельности:

– планировать, проектировать педагогическую деятельность на основе возрастных, индивидуальных и личностных особенностей учащихся;

– диагностировать уровень развития и выявить зону ближайшего и перспективного развития учащихся;

– выбирать оптимальные ситуации, способы и приемы восприятия художественного материала на основе принципов коммуникативной направленности, ситуативности и сознательности процесса усвоения.

3. В области конструктивной деятельности:

– выявлять цели, задачи занятия, урока, его композицию;

– отбирать сочетания приемов и форм образования, адекватных поставленной цели.

4. В области организаторской деятельности:

– организовывать различные формы познавательной деятельности учащихся в области искусства на уроках и во внеурочное время (массовую, групповую, индивидуальную);

– организовывать сбор экспериментальных данных по заранее сформулированной проблеме исследования.

5. В области коммуникативной деятельности:

– устанавливать атмосферу педагогического сотрудничества на уроке и во внеурочное время, выступая вместе с учащимися равноправным партнером обучения;

– уметь принять позицию другого, проявить интерес к его личности;

– уметь действовать в обстановке публичного выступления;

– конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;

– конкретно выражать и аргументированно обосновывать собственную мировоззренческую, профессиональную исполнительскую позицию.

6. В области рефлексивной деятельности:

– осуществлять самоанализ, самооценку, взаимоанализ, взаимооценку по предложенным критериям;

– осознавать перспективу и строить планы (прогнозирование) своего профессионального развития;

– осмыслять, анализировать и обобщать опыт собственной исполнительской деятельности.



2. Организация и руководство учебно-исследовательской практикой
Общее руководство организацией учебно-исследовательской практики на факультете осуществляет факультетский руководитель. Руководство практикой в образовательных учреждениях осуществляется групповым руководителем, который назначается из числа преподавателей кафедры по профилю предметной подготовки студентов, и работниками ОУ или учреждения дополнительного образования: директором (или его заместителями, учителями образовательной области «Искусство») и руководителями исполнительских коллективов.

Факультетский руководитель выполняет следующие функции:

– обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики на факультете;

– устанавливает связь с ОУ или учреждениями дополнительного образования, распределяет студентов в эти учреждения;

– организует и проводит установочную и итоговую конференции на факультете;

– участвует в обсуждении вопросов организации практики на заседаниях кафедры и ученого совета факультета;

– организует подведение итогов практики.

Групповой руководитель осуществляет непосредственное руководство студентами-практикантами. Он выполняет следующие функции:

– устанавливает связь с ОУ и учреждениями дополнительного образования, проводит инструктивно-методическую работу с педагогами;

– распределяет студентов по классам (музыкальным, хореографическим и театральным коллективам), утверждает их индивидуальные планы, контролирует их выполнение;

– осуществляет руководство проведением студентами учебно-воспитательной работы;

– присутствует на уроках, репетициях, внеклассных мероприятиях, проводимых студентами, организует их коллективное обсуждение;

– проводит в ходе практики методические консультации;

– анализирует отчетную документацию студентов о работе в период прохождения практики;

– составляет отчет о педагогической практике и представляет его факультетскому руководителю.

Учитель-предметник (руководитель музыкального, хореографического или театрального коллектива):

– оказывает методическую помощь студентам, проводит консультации.

Организационные формы деятельности студентов в период практики
Существуют различные формы организации познавательной деятельности студентов в период прохождения практики.

Установочная конференция проводится на факультете перед выходом студентов на практику.

Ее основная цель – познакомить студентов с задачами, содержанием практики и требованиями, предъявляемыми к студенту-практиканту, как в области педагогической деятельности, так и в области профессиональной деятельности (музыкальной, хореографической, театральной).

Перед студентами выступают преподаватели кафедры технологий художественного образования (преподаватели профильных дисциплин), факультетский руководитель. Групповые руководители также участвуют в установочной конференции. Студенты распределяются по школам, учреждениям дополнительного образования, получают задания, знакомятся с документацией, которую они обязаны предоставить по окончании практики.

Встреча с администрацией ОУ, УДО, руководителями музыкальных, хореографических и театральных коллективов проводится в первый день практики. Директор (или его заместители) знакомят студентов с историей ОУ или УДО, традициями, правилами внутреннего распорядка, правилами и обязанностями студента-практиканта. Посещение уроков учителей музыки, хореографических и театральных занятий проводится на первой неделе практики с целью ознакомления с их опытом работы. Наблюдение и анализ работы осуществляется на основе существующих планов.

Групповые и индивидуальные консультации методиста (факультетского руководителя) проводятся в период практики систематически. Студенты обсуждают планы-конспекты уроков, постановочных занятий, разработки внеклассных мероприятий.

Посещение уроков (занятий, репетиций) учителей образовательной области «Искусство» (музыки, театра, хореографии) является обязательным во время учебно-исследовательской практики. Наблюдение за уроками (репетициями) и их анализ осуществляются с помощью планов-заданий. По ходу урока (репетиции) студенты фиксируют его основные этапы, отмечая положительные моменты и методические ошибки.

В ходе коллективного обсуждения уроков методист обеспечивает их глубокий психолого-педагогический и методический анализ, актуализирует необходимые теоретические (методические, исполнительские) знания студентов, показывает наиболее эффективные способы решения конкретных методических задач.

Для каждого этапа практики предусмотрена система заданий, проверку и оценивание которых осуществляют преподаватели соответствующих дисциплин. Результаты деятельности студента-практиканта заносятся в отчет. Итоговая оценка выставляется факультетским руководителем педагогической практики на основании изучения объема и качества работы, проведенной практикантом, результатов выполнения заданий, предусмотренных для каждого этапа практики.


3. Содержание и структура практики
Учебно-тематический план
3.1. Учебно-исследовательская (учебно-творческая) практика:


Курс

Семестр

Недели

1

2

108 часов (3 недели)




Всего:

3 недели

Форма проведения: рассредоточенная.
3.2. Учебно-исследовательская (учебно-ознакомительная) практика:


Курс

Семестр

Недели

2

4

36 часов (1 неделя)




Всего:

1 неделя

Форма проведения: рассредоточенная.

Содержание дисциплины
Учебно-исследовательская (учебно-творческая) практика

  1. Посещение филармонических концертов, драматических спектаклей, опер и балетов.

  2. Анализ посещенного концерта или спектакля.

  3. Волонтерская деятельность по организации и проведению тематических концертов в детском доме и доме престарелых.

  4. Участие в организации и проведении музыкальных и театральных гостиных и детских творческих фестивалей по профилю подготовки.



Учебно-исследовательская (учебно-ознакомительная) практика

I этап

Наблюдение за уроками искусства (музыка, театр, хореография), репетициями творческих коллективов.

Наблюдение за деятельностью коллективов детского художественного творчества (хоровой коллектив, детский оркестр, вокальный ансамбль, музыкальный театр, хореографический коллектив, театральный кружок, театральная студия и др.), культурно-просветительными и досуговыми мероприятиями (беседы об искусстве, концерты, школьные праздники и т. п.) в соответствии с условиями базы практики.

Выступление перед детьми с концертными номерами, участие в концертных номерах творческих коллективов.

Проведение пробных бесед об искусстве, культурно-просветительских лекций, вступительное слово перед концертом.

Проведение фрагментов урока (рассказ об авторе и художественном произведении, разучивание песни, танца, сценки в структуре урока, проводимого учителем образовательной области «Искусство», руководителем творческого коллектива), фрагментов репетиционных занятий по музыке, хореографии, театру.

Помощь учителю музыки (театра, хореографии) в руководстве исполнительской деятельностью учащихся, участие в репетиционной работе школьных исполнительских и творческих коллективов УДО; подготовка несложных музыкально-исполнительских (хореографических, театральных) номеров с солистом, дуэтом, хоровым ансамблем, хореографических композиций, театральных фрагментов с последующими выступле­ниями на школьных праздниках и праздниках в УДО.

Помощь учителю образовательной области «Искусство» и классному руководителю в организации досуга детей (викторины, игры, конкурсы и т. д.).

Выявление детей, проявляющих интерес к занятиям музыкой (хореографией, театром) и обладающих музыкальными (театральными, хореографическими) способностями, и вовлечение в наиболее целесообразную для каждого из них форму внеклассной творческой работы.
II этап

Дифференциация содержания учебного материала и методики организации учебного процесса в зависимости от особенностей конкретного класса, творческого коллектива (музыкальный, хореографический, театральный).

Индивидуализация общения с учащимися класса (творческого коллектива) на основе углубленного изучения их индивидуальных особенностей и межличностных отношений.

Наблюдение за динамикой эстетического развития учащихся, оценивание результативности проведенной работы.

В содержание учебно-исследовательской практики включается выполнение исследовательских заданий по дисциплинам профилей, педагогике, психологии.

Требования к уровню подготовки выпускников,

обучающихся по данной программе
По окончании учебно-исследовательской практики студент должен уметь:

Выявлять и систематизировать педагогические факты. Выявлять и оценивать ближайшие и отдаленные последствия педагогических воздействий учителя.

Конструировать уроки искусства: составлять план-конспект, отбирать необходимый исполнительский материал, применять наиболее продуктивные методы обучения искусству музыки, театра, хореографии.

Прогнозировать собственные педагогические действия и действия учащихся, связанные с организацией воспитания искусством, усвоением знаний и формированием исполнительских умений и навыков.

Обоснованно выбирать методы средства, приемы обучения из арсенала освоенных.

Формировать и решать педагогические задачи.

Осуществлять дифференцированный подход к оценке результатов ис­полнительского развития детей.

Руководить учебно-музыкальной (театральной, хореографической) деятельностью школьников (вокально-хоровой, игрой на музыкальных инструментах, пластическим интонированием, процессом слушания музыки, построением хореографических композиций, театральных фрагментов, детских спектаклей).

Видеть явления искусства в их развитии.

Творчески использовать художественные знания и умения применительно к конкретной педагогической ситуации.

Активизировать стремление учащихся к исполнительской деятельности в разных ее проявлениях; планировать конкретные обратные связи, исходя из достигнутого творческого развития конкретного класса.

Воспитывать у учащихся эмоциональное отношение к искусству.

Управлять развитием у учащихся эстетических потребностей, эстетического вкуса и интереса.

Расширять и обогащать мир эстетических переживаний учащихся; помогающих углубленному пониманию искусства. Использовать индивидуальный педагогический опыт для аргументации собственных мнений, суждений, проектов педагогического про­цесса.



Рекомендуемая литература
Музыка
Основная литература

  1. Абдуллин Э.Б. Методика музыкального образования [Текст] : [учебник для вузов по спец. 030700 – Музыкальное образование]. – М.: Музыка, 2006.

  2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования [Текст] : [учебник для вузов по спец. 030700 – Музыкальное образование]. – М.: Академия, 2004.

  3. Методология педагогики музыкального образования [Текст] : [учеб. для вузов по спец. «Музык. образование» / Э. Б. Абдуллин [и др.] ; под ред. Э. Б. Абдуллина. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2006.

  4. Музыкальная психология и психология музыкального образования [Текст] : Теория и практика : [учебник для музык. фак. вузов / Э. Б. Абдуллин [и др.]] ; под ред. Г. М. Цыпина. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2011.


Дополнительная литература

  1. Воспитание музыкой [Текст] : из опыта работы : [сб. ст.][учебное издание] / сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Из музыкального воспитания [Текст] : хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990.

  3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] : [кн. для учителя]. - 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2005.

  4. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления [Текст] : избранные статьи и доклады. – М.: Педагогика, 1986.

  5. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] : учебное пособие для педагогических училищ по специальности 03.05.00 «Музыкальное воспитание», 03.07.00 «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко ; рец. О. .А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1989.

  6. Методологическая культура педагога-музыканта [Текст] : [учеб. пособие по спец. 030700 – «Музык. образование» / Э. Б. Абдуллин [и др.] ; под ред. Э. Б. Абдуллина. – М.: Академия, 2002.

  7. Музыкальное образование в школе [Текст] : [учеб. пособие для высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр и др.] ; под ред. Л. В. Школяр. – М.: Академия, 2001.

  8. Музыкальное образование: методолого-методическая подготовка учителя музыки [Текст] : программы дисциплин по спец. 030700 – Музык. образование : для пед. ун-тов и ин-тов : [сборник]. – М.: Флинта, 2000.

  9. Психология музыкальной деятельности [Текст] : теория и практика : [учеб. пособие для вузов по спец. 030700 – Музык. образование / Д. К. Кирнарская [и др.] ; под ред. Г. М. Цыпина. – М.: Академия, 2003.

  10. Спутник учителя музыки [Текст] / [С. С. Балашова и др.] ; сост. Т. В. Челышева. – М.: Просвещение, 1993.


Театр
Основная литература

  1. Голубовский, Б. Г. Шаг в профессию [Текст] : [учеб. пособие] / Б. Голубовский ; [предисл. Н. А. Зверевой ; Рос. ун-т театр. искусства – ГИТИС]. – М. : ГИТИС, 2011. – 389, [1] с.

  2. Кнебель, М. О. Поэзия педагогики [Текст] : О действенном анализе пьесы и роли : учебное пособие / М. Кнебель ; [рис. Ю. Пименова ; Рос. акад. театр. искусства – ГИТИС]. – М. : ГИТИС, 2010. - 420, [2] с.

  3. Цукасова, Л. В. Театральная педагогика [Текст]: принципы, заповеди, советы / Л. В. Цукасова, Л. А. Волков; ред. С. В. Цукасов ; предисл. В. И. Михеева ; вступ. ст. А. С. Тимофеевой. – М., 2009. – 191 с


Дополнительная литература

  1. Агеева, И. Д. Занимательные материалы по музыке, театру, кино [Текст] : метод. пособие / И. Д. Агеева. – М. : ТЦ "Сфера", 2006. – 236, [2] с.

  2. Актерский тренинг по системе Станиславского [Текст]: упражнения и этюды / [сост. О. Лоза], 2009. – 179 с.

  3. Гиппиус, С. В. Актерский тренинг [Текст] : Гимнастика чувств : [400 упражнений для развития актерской техники, воображения, интуиции] / С. В. Гиппиус, 2009. – 377 с.

  4. Дорожкина, Н. И. Театр на уроках истории [Текст] : Методические советы и сценарии / Н. Дорожкина, М. Чернова, Е. Гладышева. – М. : Чистые пруды, 2007. - 30 с.

  5. Захава, Борис Евгеньевич. Мастерство актера и режиссера [Текст]: учеб. пособие / Б. Е. Захава ; под общ. ред. П. Е. Любимцева, 2008. - 431 с.

  6. Зепалова, Т. С. Уроки литературы и театр [Текст] : пособие для учителей / Т. С. Зепалова. – М. : Просвещение, 1982. - 174, [1] с. ; 22 см. - Библиогр.: с. 174.

  7. Искусство сценической речи [Текст]: [сб. статей / Рос. акад. театр, искусства – ГИТИС, Каф. сцен, речи, 2007. - 338, [1] с.

  8. Кипнис, Михаил Шаевич. Актерский тренинг [Текст] : более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / Михаил Кипнис, 2009. - 247, [2] с.

  9. Кияновский, А. А. Школьный театр в начальной школе [Текст] / А. А. Кияновский, С. Н. Санько. – М. : Чистые пруды, 2007. - 31 с.

  10. Колчеев, Ю. В. Театрализованные игры в школе [Текст] : [учебное издание] / Ю. В. Колчеев, Н. М. Колчеева. – М. : Школьная Пресса, 2000. - 96 с.

  11. Кох, И. Э. Основы сценического движения [Текст]; учебник / И. Э. Кох, 2010. - 509, [1] с.

  12. Мастерство актера в терминах Станиславского [Текст] /сост.: М. А. Венецианова ; под ред. Л Ф Макарьева, 2010. - 511, [1] с.

  13. Мочалов, Ю. А. Первые уроки театра [Текст] : книга для учащихся старших классов / Ю. А. Мочалов ; [рец. М. И. Прудкин, Г. К. Калабалина, Н. Л. Ширяева]. – М. : Просвещение, 1986. - 207, [2] с.

  14. Науменко, Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе [Текст] : песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции : [сборник] / Г. М. Науменко. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 222 с.

  15. Опарина, Н. Школьный театр. Пьесы, инсценировки, режиссура [Текст] / Нина Опарина. – М. : Народное образование, 2002. - 222, [2] с.

  16. Полищук, В. Б. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд [Текст] / Вера Полищук, 2010. - 222, [1] с.

  17. Развитие творческого потенциала детей в "Театр-Центре" [Текст] : (на примере проекта Дворца творчества детей и молодежи г. Вологды) / Федер. агентство по образованию, Рос. образоват. форум ; [авт.-сост. А. И. Шахова]. – М. : АПК и ПРО, 2004. - 33 с.

  18. Рубина, Ю. И. Театральная самодеятельность школьников [Текст] : основы педагогического руководства : пособие для учителей и руководителей театральных коллективов / Ю. И. Рубина, Т. Ф. Завадская, Н. Н. Шевелев. - 2-е изд., перераб. и доп., загл. 1-го изд.: Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. – М. : Просвещение, 1983. - 174, [2] с.

  19. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Интеллект. Воображение. Эмоции [Текст] : метод действенного развития / Эльвира Сарабьян, 2011. - 189, [2] с.

  20. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации [Текст] /Эльвира Сарабьян, 2011. - 190 с.

  21. Сарабьян, Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос [Текст]: максимальная достоверность и убедительность / Эльвира Сарабьян, 2010. - 160 с.

  22. Создание актерского образа [Текст]: теоретические основы / [Рос. акад. театр, искусства – ГИТИС, 2008. - 223, [1] с.

  23. Создание актерского образа [Текст]: хрестоматия / [Рос. акад. театр, искусства – ГИТИС], 2008. - 153, [2] с.

  24. Социальный театр как средство профилактики негативных социальных явлений среди молодежи [Текст] : (на примере учебной программы интегрированного курса для подростков и старших школьников "Социальный театр") / Федер. агентство по образованию, Рос. образоват. форум ; [авт.-сост. С. С. Чагин]. – М. : АПК и ПРО, 2004. - 18 с.

  25. Театрализованные праздники, КВНы. Найди свою звезду [Текст] : 10-11-й кл. / [авт.-сост.: Е. П. Сгибнева, Т. Б. Солдатова]. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2003. - 318, [1] с.

  26. Халфин, Ю. А. Школьный поэтический театр [Текст] : из опыта работы / Юлий Халфин. – М. : Чистые пруды, 2006. - 30 с.



Хореография
Основная литература

  1. Александрова, Наталья Анатольевна. Классический танец для начинающих [Текст] : [учеб. пособие] / Н. А. Александрова, Е. А. Малашевская. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2009. - 116, [1] с.

  2. Базарова, Надежда Павловна. Азбука классического танца [Текст] : первые три года обучения : [учеб. пособие] / Н. П. Базарова, В. П. Мей ; [науч.-творч. ред. Г. Т. Комлева, сост. и отв. ред. А. А. Соколов-Каминский]. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Санкт-Петербург : Лань, 2006. - 239, 32 с.

  3. Борзов, Анатолий Алексеевич. Народно-сценический танец [Текст] : экзерсисы у станка : учеб. пособие / Анатолий Борзов. - Москва : Московская академия образования Н. Нестеровой : ГИТИС, 2008. - 491, [1] с.

  4. Ваганова, Агриппина Яковлевна. Основы классического танца [Текст] : [учебник] / А. Я. Ваганова. - Изд. 8-е, стер. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань, 2003. - 191, [1] с.

  5. Гусев, Геннадий Петрович. Методика преподавания народного танца [Текст] : Танцевальные движения и комбинации на середине зала : [для студ. вузов культуры и искусств] / Г. П. Гусев. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 206, [1] с.

  6. Гусев, Геннадий Петрович. Методика преподавания народного танца [Текст] : Упражнения у станка : [для студ. вузов культуры и искусств] / Г. П. Гусев. - Москва : ВЛАДОС, 2005. - 206, [1] с.

  7. Гусев, Геннадий Петрович. Методика преподавания народного танца [Текст] : Этюды : [для студ. хореогр. фак. вузов культуры и искусств] / Г. П. Гусев. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 231 с.

  8. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений искусства и культуры / В. А. Звездочкин. - 2-е изд., испр. и перераб. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 409, [1] с.

  9. Костровицкая, Вера Сергеевна. Классический танец [Текст] : Слитные движения. Руки : учеб. пособие / В. С. Костровицкая. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2009. - 122, [1] с.

  10. Методика преподавания историко-бытового и современного бального танца [Текст] : программа : спец. 050700 «Педагогика балета» / Федер. агентство по культуре и кинематографии Рос. Федерации, Рос. акад. театр. искусства — ГИТИС ; сост. А. Н. Шульгина. - Москва : ГИТИС, 2005. - 20, [2] с.

  11. Онча, Жанна Анатольевна. Искусство балетмейстера [Текст] : (учеб.-метод. пособие) / Ж. А. Онча ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нижнетагил. гос. соц.-пед. акад. - Нижний Тагил : НТГСПА, 2010. - 60 с.

  12. Пуртова, Тамара Валентиновна. Учите детей танцевать [Текст] : [учеб. пособие по спец. 0317 «Педагогика дополн. образования»] / Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 254 с.

  13. Тарасов, Николай Иванович. Классический танец [Текст] : школа мужского исполнительства : [учеб. пособие] / Н. И. Тарасов ; [вступ. ст. Е. Валукина]. - Изд. 3-е. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань, 2005. - 492, [1], XVI с.


Дополнительная литература

  1. Баглай, Валентина Ефимовна. Этническая хореография народов мира [Текст] : учеб. пособие / В. Е. Баглай. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 405, [2] с.

  2. Базарова, Надежда Павловна. Классический танец [Текст] : [для 4–5-х кл. балет. шк.] / Н. П. Базарова. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2009. - 191, 12, [1] с.

  3. Боттомер, Пол. Танец современный и классический [Текст] : большая иллюстрир. энцикл. / Пол Боттомер ; [пер. с англ. К. Молькова]. - Москва : ЭКСМО, 2006. – 256 с.

  4. Волынский, Аким Львович. Книга ликований [Текст] : Азбука классического танца / А. Л. Волынский. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2008. - 351, XVI с.

  5. Гавликовский, Николай Людвигович. Руководство для изучения танцев [Текст] / Н. Л. Гавликовский. - 4-е изд., испр. - Санкт-Петербург : Планета музыки : Лань, 2010. - 252, [1] с.

  6. Громова, Елизавета Николаевна. Детские танцы из классических балетов с нотным приложением [Текст] : учеб. пособие / Е. Н. Громова ; под ред. Ю. И. Громова. - Изд. 2-е, испр. - Санкт-Петербург : Планета музыки : Лань, 2010. - 192, XVI, 376, [1] с.

  7. Еремина-Соленикова, Евгения Владимировна. Старинные бальные танцы. Новое время [Текст] : [учеб. пособие] / Е. В. Еремина-Соленикова. - Санкт-Петербург : Планета музыки : Лань, 2010. - 251 с.

  8. Ивановский, Николай Павлович. Бальный танец XVI—XIX веков [Текст] / Н. П. Ивановский ; [ил. С. А. Горячева ; контур. рис. П. И. Гончарова ; оформ. С. Д. Плаксина]. - Калининград : Янтарный сказ, 2004. - 207 с. :

  9. Костровицкая, Вера Сергеевна. 100 уроков классического танца [Текст] : (с 1-го по 8-й класс) : учеб. пособие / В. С. Костровицкая. - Изд. 3-е, испр. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2009. - 319, [1] с.

  10. Манухова, Юлия Александровна. Фламенко [Текст] : школа для начинающих : [учеб. пособие] / Ю. А. Манухова. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2008. - 78 с.

  11. Манухова, Юлия Александровна. Фламенко [Видеозапись] : школа для начинающих : [учеб. пособие] / Ю. А. Манухова ; реж.: Л. Зарх ; исполн. Ю. А. Манухова ; аккомп., гитара: А. Воронов ; музык. сопровожд. концерт. номеров гр. "Vino Miel Vino" ; продюс.: ООО "Оба Неба". - Видеоверсия / студия "10 Ноября". - Санкт-Петербург : Планета музыки : ПБОЮЛ Слобцов В. В. [изгот.], 2008. - 1 эл. опт. диск (DVD-ROM)

  12. Мессерер, Асаф Михайлович. Уроки классического танца [Текст] : [учеб. пособие] / Асаф Мессерер. - Санкт-Петербург [и др.] : Лань, 2004. - 400 с.

  13. Мориц, В. Э. Методика классического тренажа [Текст]. - Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2009. - 382, [1] с.

  14. Михайлова-Смольнякова, Екатерина Сергеевна. Старинные бальные танцы. Эпоха Возрождения [Текст] : [учеб. пособие] / Е. С. Михайлова-Смольнякова. - Санкт-Петербург : Планета музыки : Лань, 2010. - 167, [1] с.

  15. Ревская, Нина Евгеньевна. Классический танец. Музыка на уроке. Экзерсис [Ноты] : методика музыкального оформления урока классического танца : [учеб. пособие] / Нина Ревская. - Санкт-Петербург : Композитор - Санкт-Петербург, 2005. - 64 с.

  16. Цорн, Альберт Яковлевич. Грамматика танцевального искусства и хореографии [Текст] / А. Я. Цорн ; [вступ. ст. Р. Кондратенко]. - Изд. 2-е, испр. - Санкт-Петербург : Планета музыки : Лань, 2011. - 539, [1] с.

Приложение 1



Индивидуальный план работы студента практиканта 1 курса


Дата

Содержание деятельности

Анализ выполненной работы

Отметка руководителя




I. Посещение спектаклей, концертов, конференций (по соответствующему профилю):

1.


2.

3 (до 10)












II. Участие в организации и проведении музыкальных и театральных гостиных, творческих фестивалей, научно-просветительской и концертной деятельности факультета:

1.

2.



3










III. Работа по созданию электронной аудио и видеотеки по профильному направлению:

1.

2.



3






Выводы по итогам практики:


Практика научила меня___________________________________________________
Было трудно (проблемы)__________________________________________________
Хочу сказать____________________________________________________________
В дальнейшем при подготовке студентов к практике необходимо:_______________
Приложение 2

Оценочный лист по итогам учебно-исследовательской практики студента 2 курса




Критерии оценки деятельности студента

Оценка

Отл.

Хор.

Удовл.

Неуд.




Ориентируется в видах профессиональ­ной педагогической деятельности
















Проявляет ответственное отношение к работе
















Проявляет творческое отношение к ра­боте
















Имеет организаторские умения
















Умеет устанавливать контакт с детьми
















Умеет предупреждать конфликтные си­туации
















Проявляет инициативность активность в своей деятельности
















Проявляет доброжелательность по от­ношению к коллегам, детям
















Умеет провести самоанализ и обосно­вать оценку своей деятельности













Итоговая оценка за практику в ОУ или УДО



Отл. – качество проявляется максимально.

Хор. – качество проявляется с некоторыми упущениями.

Удовл. – качество проявляется минимально.

Неуд. – качество отсутствует.
Рекомендации__________________________________________________________
Руководитель практики студентов

(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 3

«Классное» дело

(час общения, КВН, праздник, дискотека и т. д.)
Тема___________________________________________________________________

Форма проведения_______________________________________________________

Цели и задачи (формулируются с помощью классного руководителя)____________

Предварительная подготовка_______________________________________________

Оформление класса_______________________________________________________

Краткое описание хода занятия_____________________________________________

Анализ проведенного внеклассного занятия:

а) детям понравилось_____________________________________________________

б) в ходе подготовки было сложно__________________________________________

В ходе проведения внеклассного занятия:

(+) получилось__________________________________________________________

(–) не получилось________________________________________________________

Приложение 4

Учебно-исследовательская работа по предмету

(уроки музыки, хореографии, театра или их фрагменты)


Дата

Класс

Тема урока


Оценка



















































Внеучебная воспитательная работа


Дата

Краткое содержание работы



























Работа с детскими творческими коллективами


Дата

Краткое содержание работы

























Приложение 5
Схема анализа урока искусства
1. Тип урока, цель урока.

2. Формирование трех уровней отношения к музыке (театру, хореографии).

1) Эмоциональный уровень – создание художественной среды:

– драматургия урока (наличие кульминации, контрасты, один эмоциональный тон);

– реализация принципа увлеченности, активности: уровень общения на уроке с учетом психологических особенностей младших школьников:

а) выразительность учителя: мимика, жесты, эмоциональная образная речь, внешний вид;

б) увлеченность учителя предлагаемой музыкой, культура слушания, «самоисчезновение» учителя;

в) смена видов деятельности и выбор их определенной последовательности на уроке;

г) поддержание интереса посредством …. через успешность, эффект удивления.

2) Осознанный уровень – формирование ключевых и частных знаний по теме урока:

– диагностика начального состояния тех знаний и умений, которые будут развиваться в ходе урока;

– методы и приемы, которыми учитель подводит учащихся к усвоению знаний:

а) метод микробеседы (постановка проблемы, совместные с учителем поиски решения, общение);

б) метод перспективных и ретроспективных связей.

Общепедагогические методы и приемы:

– словесный (приемы сравнения, сопоставления, анализ);

– наглядный (плакаты с песнями, рисунки, репродукции);

– наглядно-слуховой (музыка, звучащая в классе).

3) Деятельно-практический уровень:

– формирование вокально-хоровых навыков;

– формирование навыка игры на детских музыкальных инструментах;

– владение методом создания композиций.

3. Результативность урока: метод проверки знаний в процессе музицирования; ответы учащихся.

4. Профессиональные навыки самого учителя, обеспечивающие эффектив­ность урока:

– игра на инструменте;

– выразительное пение;

– ясный дирижерский жест;

– использование технических средств обучения.

5. Сравнение достижений учеников с целями урока.

Схема психолого-педагогического анализа урока

1. Учебные цели урока.

2. Задачи интеллектуального развития школьников и формирования практи­ческих умений (развитие памяти, внимания, мышления).

3. Способ изменения планируемых результатов обучения и развития (в том числе образцы заданий, вопросов, карточек, примеров, диктантов и т.д. с обоснованием выбора именно этих измерителей).

4. Основные этапы урока. Действия учителя и учеников на каждом этапе. Основание структуры урока.


  1. Схема видов деятельности и выбор их определенной последовательности на уроке.

  2. Диагностика начального состояния тех умений, которые будут развиваться в ходе урока.

7. Методы и формы получения информации о ходе усвоения нового материала (образцы вопросов-заданий и методика их применения).

8. Структура ведущей деятельности (действия, операции, умения), которые формируются в ходе урока. Выделение обобщенной ориентировочной основы (Гальперин, Телывина). Этапы формирования ориентировочной основы. Деятельность учителя и учащихся на разных этапах формирования и усвое­ния ориентировочной основы.

9. Мотивация деятельности школьников на каждом этапе урока.


  1. Приемы управления вниманием школьников.

  2. Типичные затруднения школьников при усвоении материала урока и соответствующие приемы коррекции.

12. Типичные ошибки школьников, методика работы над ошибками. Образцы профилактических и коррекционных упражнений.

13. Использование технических средств обучения и оценка их эффективности.



14. Коммуникации детей на уроке.