Основная образовательная программа гбоу г. Москвы Гимназии №1529 имени А. С. Грибоедова на период 2011-2015 годы Москва 2011 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка по выполнению Программы «Дополнительные меры... 1 70.06kb.
Справка По вопросу реализации Федеральной целевой программы развития... 1 213.12kb.
Программа «Культура России (2006 2011 годы)» 2 1192.1kb.
3. Таблицу 7 изложить в следующей редакции 1 287.51kb.
Отчет отделения теоретической физики фиан за 2011 год 2 582.87kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 5 1509.68kb.
Информация о реализации приоритетных национальных проектов и демографической... 1 409.69kb.
Основная образовательная программа магистратуры 4 695.41kb.
Докладу о реализации Национальной образовательной инициативы «Наша... 1 294.27kb.
Закон о кредитных историях 2 364.59kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 15 7048.01kb.
План урока экономики для учащихся 11 класса Тема урока: «Экономический... 1 113.66kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Основная образовательная программа гбоу г. Москвы Гимназии №1529 имени А. С. Грибоедова - страница №1/7

Департамент образования города Москвы

Центральное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

Гимназия №1529 имени А.С. Грибоедова


«Утверждаю»

Директор ГБОУ Гимназии №1529

__________________ Соловьева М.А.

«19» сентября 2011 г.






Рассмотрена и принята

Управляющим Советом

ГБОУ г.Москвы Гимназии №1529

«19» сентября 2011 г.




Основная образовательная программа
ГБОУ г. Москвы Гимназии № 1529 имени А.С. Грибоедова
на период 2011-2015 годы

Москва 2011

Департамент образования города Москвы

Центральное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

Гимназия №1529 имени А.С. Грибоедова

Основная образовательная программа

начального общего образования

ГБОУ г. Москвы Гимназии № 1529

Москва 2011

Содержание основной образовательной программы НОО


п/п

Разделы

основной образовательной программы НОО

Файл, страница



Пояснительная записка

4-22



Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

23-26

2.1

Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

26-31

2.1.1

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

31-33

2.1.2

Формирование ИКТ-компетентности

33-36

2.2

Русский язык. Родной язык

36-40

2.3

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке

40-44

2.4

Иностранный язык (английский)

44-47

2.5

Математика

47-50

2.6

Окружающий мир

50-53

2.7

Музыка

53-55

2.8

Изобразительное искусство

55-58

2.9

Технология

58-61

2.10

Физическая культура

61-64



Базисный учебный план начального общего образования

65-73



Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

74

4.1

Ценностные ориентиры начального общего образования

74-76

4.2

Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

76-80

4.3

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

80-85

4.4

Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования ИКТ – компетентности обучающихся

85-89

4.5

Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию

89-92



Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

93

5.1-5.3

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

93-97

5.4

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

97-102

5.4-5.5

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

102-104

5.6

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

104-108

5.7-5.8

Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

108-110

5.9

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

110-113

6.

Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

114-120

7.

Программа коррекционной работы

121-126

8.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

127

8.1

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

129-134

8.2

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений

134-137

8.3

Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию

137-139

Данная программа разработана коллективом педагогов начальной ступени образования ГБОУ Гимназии № 1529, рассмотрена и принята Управляющим советом образовательного учреждения (протокол № 1 от «19» сентября 2011 года).

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Гимназии № 1529 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373), на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей систем «Перспектива», «Начальная школа XXI в» к структуре основной образовательной программы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ г.Москвы Гимназии №1529 в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:


  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом систем «Перспектива», «Начальная школа XXI в»;

  • учебный план систем «Перспектива», «Начальная школа XXI в»;

  • программу формирования универсальный учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом систем «Перспектива», «Начальная школа XXI в»;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в системы «Перспектива», «Начальная школа XXI в»;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом систем «Перспектива», «Начальная школа XXI в»;

  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС и с учетом систем «Перспектива», «Начальная школа XXI в»;

  • программу коррекционной работы на основе принципов деятельности в системах «Перспектива», «Начальная школа XXI в»;

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Информационная справка о школе
ГБОУ Гимназия № 1529 функционирует с года
Юридический адрес ОУ: г. Москва, 2-й Обыденский пер., д.9

Полное наименование ОУ: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы им. А.С. Грибоедова № 1529

Сокращенное название: ГБОУ Гимназия № 1529

Учредители ОУ: Департамент образования г.Москвы

Государственный статус:

- тип ОУ – Государственное бюджетное образовательное учреждение



- вид, категория ОУ - Гимназия

Руководитель ОУ: руководитель высшей категории- Соловьева Марина Анатольевна

Телефон: 8-499-766-98-42
8-499-766-90-57
8-495-695-28-90

Е - mail : info@sch1529.ru

Адрес сайта ОУ: http://sch1529.ru
Актуальность программы
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность к освоению требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребности:


  • учащихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

  • общества и государства - в реализации программ развития личности, направленных на формирование, способностей к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.

Образовательная программа начального общего образования создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

Специфика контингента учащихся определяется тем, что большинство - были воспитанниками дошкольного учреждения и имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать свое поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщенных способов действий.


Характеристика младшего школьного возраста
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка – с более раннего возраста.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Ведущей становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения. В центр сознательной деятельности выдвигается мышление ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения новых знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим». Существенные изменения происходят в развитии внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. Память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью в этот период наиболее эффективна. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово- ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками. Происходит рост стремления детей к достижениям, поэтому основным мотивом деятельности в этом возрасте является мотив достижения успеха. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста являются:



  • смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности);

  • формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

  • выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;

  • эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

  • приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

  • усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы и должны проявляться, прежде всего, в работе класса или внеклассной учебной общности.
Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа начального общего образования


Возраст

6,5 – 11 лет

Количество классов

по 2 класса в каждой параллели

Количество групп продленного дня

по 1 группе в каждой параллели

Состояние здоровья

1-4 группы здоровья, отсутствие медицинских противопоказаний для обучения в I классе общеобразовательной школы

Технология комплектования

заявительный порядок (в соответствии с правилами приема в ГБОУ г.Москвы Гимназия № 1529)

Продолжительность обучения

4 года


«Портрет выпускника начальной школы»
Выпускник начальной школы:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, коммуникабельный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;



- готовый обучаться в средней школе.
Целью реализации образовательной программы является:


  • создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

  • сохранение и поддержка физического и психического развития детей;

  • подготовка и адаптация к обучению в школе, формирование и поддержка положительной мотивации и познавательных способностей;

  • формирование познавательных способностей (умение рассуждать, анализировать, обобщать);

  • развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками;

  • развитие творческих способностей детей (воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира);

  • воспитание гуманной, творческой личности, бережно и ответственно относящейся к себе, окружающему миру людей и миру природы.


Задачи реализации образовательной программы

  • создание условий для познаний ребенком самого себя, своих потребностей, стремлений и желаний, развития разных возможностей мировосприятия и мироощущения;

  • поддержка инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества учащихся в разных видах деятельности;

  • достижение личностных результатов учащихся:

    • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

    • сформированность мотивации  к обучению и познанию;

    • осмысление и принятие основных базовых ценностей.

  • достижение метапредметных результатов обучающихся:

  • освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

  • достижение предметных результатов:

    • освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знаний, современной научной картины мира.

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности


  • сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);

  • научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;

  • научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижения в разных видах деятельности;

  • овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;

  • овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссерская игра, игра по правилам). Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнерами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;

  • научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;

  • приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;

  • приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования


  1. Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)

  2. Обеспечить комфортные условия ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.

  3. Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:

  • организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;

  • побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;

  • организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;

  • осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.

  1. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребенка. Для этого:

  • ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов;

  • поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов;

  • обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т.д.)

  1. Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно-значимым делам.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Прежде всего, ООП начального общего образования должна опираться на возрастные особенности младших школьников и планируемые результаты в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:



  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:


  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

- проблемно-диалогическую технологию,

- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития;

Основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:



  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

ГБОУ Гимназия №1529, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

  • с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

  • с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
Характеристика возможных образовательных пространств

для младших школьников

Содержание образования младших школьников предполагает выделение для начальной школы нескольких типов образовательных пространств: предметных линий (уроки), практик (мастерские), учебных занятий и домашних самостоятельных работ.

Все типы образовательных пространств взаимообусловлены. С точки зрения организации обучения практики порождают предметные линии, а предметные линии насыщают и обогащают практики, учебное занятие рефлексирует пройденный учебный путь, домашняя самостоятельная работа корректирует и направляет дальнейшее движение младшего школьника в учебном материале.

Работа с цифровыми образовательными ресурсами также позволяет поддерживать организацию учебной деятельности младших школьников: предоставляет богатый фактический или схематический материал для анализа и постановки проблемы, дает возможность ученикам под руководством учителя ставить и решать исследовательские задачи, опираясь на модельные средства; обеспечивает удобство в организации общеклассного обсуждения.

Основные предметные линии начальной школы

Предметная линия письма

Эта предметная линия направлена на введение букв, освоение правил русской графики (с учетом принципа письма и позиции звука), общего принципа русской орфографии и общего орфографического правила, установление границ его действия – нахождение написаний, не подчиняющихся ему.

Предметная линия высказывания

В этой предметной линии происходит изучение способов соединения слов в речи (высказывании), типовых моделей поведения слов в речи – систематическое изучение грамматики русского языка.

Предметная линия точек зрения

Эта линия открывает учащимся путь восхождения к автору, позволяя решать главную задачу искусства – понимание авторской позиции и выработка собственного отношения к художественной модели мира, представленной в произведении. Открытие понятия «точки зрения» и начало его освоения происходят с помощью цикла позиций: авторская попытка воплощения собственного замысла (в исходных замыслах) – способ выражения авторской позиции в художественном тексте-образце (работа в позиции теоретика) – попытка применить этот способ в собственной практике (работа в позиции автора-художника) – обсуждение и оценка результатов художественной практики (работа в позиции критика). Освоение этой предметной линии впоследствии оказывается значимым для понимания не только литературных произведений, но и других произведений искусства (музыкальных, художественных, архитектурных).

Предметная линия художественной формы

На этой линии происходит освоение выразительных средств, «языков» разных видов искусства. Ученики открывают структуру художественных форм, двигаясь от внешних, «языковых» уровней (звук, ритм, цветовая гамма и др.) к внутренним (художественный хронотоп, музыкальный квадрат, сюжет, композиция и др.)

Линия завершается открытием понятия «художественный жанр», которое в дальнейшем позволяет ученикам самостоятельно ориентироваться в многообразии художественных произведений.

Предметная линия измерения

Основной учебной задачей в этой линии является открытие числа. Остальные учебные задачи связаны с открытием следующих действий: увеличение, уменьшение величин (преобразование величин в связи с задачей уравнивания); измерение величины с помощью нескольких мерок; открытие позиционных систем счисления (в том числе десятичной системы); измерение условно измеряемых величин, процедура оценки, косвенное измерение, построение оценочных шкал и приборов; открытие умножения (ситуация измерения промежуточной мерки) и деления.

Предметная линия экспериментирования

В этой предметной линии происходит разделение условий процессов на существенные (определяющие результат) и несущественные (ускоряющие или замедляющие течение процесса, но не определяющие результат). В дальнейшем ученики открывают способ выявления существенных условий процесса (гипотеза – проверка в экспериментальных и контрольных условиях). Значительно позднее происходит открытие процесса замещения (моделирования), реально протекающего в условиях невозможности его экспериментального воспроизведения.

Предметная линия представления результатов деятельности

В рамках этой линии происходит открытие и освоение культурных средств представления продуктов разных видов деятельности (например, способа пропорционального изображения на плоскости – масштаба, способа изображения направлений на плоскости, табличной, схематической, графической и диаграммной форм представления данных и т.д.)

Образовательным пространством для реализации предметных линий является урок.

Практики (мастерские)

Вторым образовательным пространством, где осваивается предметное содержание учебно-методического комплекса, являются практики как совместная работа детей и учителя по накоплению опыта практических действий. Практики проводятся в форме мастерских.

Практики многофункциональны. С одной стороны, их исключительная роль состоит в восполении недостающего детского опыта в разных жизненных сферах (в том числе бытовой, игровой), что представляется особенно актуальным в условиях снижения возраста поступления ребенка в школу. С другой – в практиках происходит важнейшее изменение в детских действиях – ребенок начинает осознавать их.

И наконец, практики – «полигон» для опробования найденных детьми способов действия, необходимое условие их проверки и использования.

По месту обучении практики можно разделить:

а) на «готовящие» закладывающие некоторый опыт практического действия для предметных линий;

б) «порождающие», развитие которых приводит к осознанию противоречия, постановке учебной задачи и выходу класса в предметную линию;

в) «результурующие», опирающиеся на найденный в предметной линии способ действия.

По преобладающей направленности существуют:

а) практики, направленные на объект;

б) практики взаимодействия (направленность на других людей),

в) практики проживания (направленность на себя).

Возможные виды практик по годам обучения:

1-й год обучения:

  • придумывание игр с правилами (практика первоначального инструктирования) и др.;

  • спортивные игры, требующие разметки площадок, - «городки», «вышибалы» и др. (практики измерения и отмеривания);

  • сбор и коллекционирование разнообразных искусственных и естественных объектов (камни, сорта бумаги, листья и пр.);

  • конструирование (архитектурное и др.);

  • практика мелких движений (каллиграфия, вышивание, движение кистью, вязание узлов и др.);

словесные игры (подбор и различение синонимов, омонимов, конструирование слов и предложений из кассы букв и др.);

  • предметные преобразования («как сделать, чтобы…», «что будет, если…»);

  • слушание и чтение литературных произведений;

  • речевые практики (рассказывание историй, придумывание окончания и начала историй, составление загадок, скороговорок, считалок и пр.);

  • спортивные игры (футбол, баскетбол) и тренировки, обеспечивающие физическую готовность к ним.

2-й год обучения (добавления и изменения):

  • знакомство с библиотекой;

  • счетные практики;

  • изобразительные практики (лепка, живопись, графика, художественное конструирование из разных материалов и пр.);

  • коллекционирование (включение новых видов, оценка собранных материалов с помощью оценочных шкал, например шкалы Мооса);

  • ритмические двигательные практики (игра на орф-инструментах и на блок-флейте, танцы);

  • практика путешествий и описания маршрута движения (простейшие маршруты передвижения по улицам города, на городском транспорте, правила дорожного движения, безопасного и культурного поведения на улицах и в домах, безопасность в городе);

  • практика выращивания растений (измерение и отмеривание – взвешивание) и др.;

  • измерительные практики (конструирование приборов для оценки погоды и проведения наблюдений);

  • словесные игры (создание несуществующих слов, составление кроссвордов и др.);

  • речевые практики (рассказывание историй, придумывание окончания и начала историй, составление загадок, скороговорок, считалок и пр.);

  • театрализованные представления по литературным сюжетам;

  • конструирование;

  • прослушивание музыкальных произведений, чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр художественных альбомов.

3-й год обучения (добавления и изменения):

  • практика исследовательских лабораторий (экспериментирование и наблюдений);

  • прослушивание музыкальных произведений, чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр художественных альбомов;

  • календарные практики (отсчет времени, будни, праздники);

  • письменные дискуссии, написание писем, общение через Интернет;

  • театрализованные представления по литературным сюжетам;

  • конкурсы чтецов;

  • первые практики публикаций (классификация и систематика);

  • практики землеописания (картосхемы);

  • практики поведения в опасных ситуациях: а) опасности, с которыми можно столкнуться в собственной квартире: пожар, воры, электроприборы; б) опасности, с которыми можно столкнуться на местности: укусы насекомых, нападение животных, непредвиденные природные явления – молнии, ливни, землетрясения, оползни, сбор ядовитых грибов и ягод;

  • практики использования природных ресурсов – растения, грибы, минералы своей местности и др.

4-й год обучения (добавления и изменения):

  • чтение литературных произведений, прослушивание музыкальных произведений, посещение художественных выставок и музеев;

  • спортивные игры и тренировки (настольный теннис, волейбол);

  • ритмические двигательные практики народные танцы и др.);

  • коллекционирование (работа с простыми определительными таблицами);

  • календарные практики (точка отсчета времени, соотнесение года и века, тысячелетия);

  • практика коммуникативных игр (шифровки);

  • практика путешествий и землеописания (походы: картосхемы, изолинии);

  • ведение общеклассного дневника (описание факта, выделение исторического события, переосмысления события, выделение позиции в отношении исторического факта, знакомство со способами сохранения личной истории – дневники известных людей, различение исторического и естественнонаучного факта) и др.;

  • подготовка научных докладов;

  • практика следопытов (поведение на природе: определение «коренных жителей» этой территории – местных людей, животных, растений, грибов, выработка стратегии своего поведения с учетом интересов коренных обитателей территории);

  • выпуск художественных, публицистических и литературно-критических журналов и др.

Учебное занятие

Третье образовательное пространство – учебное занятие, место, где младшие школьники осваивают способы и действия с результатами проверочных работ: учатся соотносить свою оценку с оценкой учителя; выявлять свои проблемы и трудности в обучении на основе критериальной оценки; находить трудные места в тексте; определять содержание своей домашней самостоятельной работы, ее объем; составлять план работы над ошибками; определять в конечном счете индивидуальный маршрут в учебном материале (коррекция, решение творческих задач и т.п.).

Домашняя самостоятельная работа

Четвертое образовательное пространство – домашняя самостоятельная работа как место проб и тренировок. Такая работа, как правило, рассчитана на 3-4 недели. Нельзя лишать ребенка желания делать домашние уроки, но надо сделать так, чтобы они не были напрямую связаны с текущим материалом, чтобы ребенок мог выполнять задания тогда, когда у него есть желание и силы. Он сам учится (с помощью родителей) определять объем и время на эти «уроки», которые он обязательно предъявит классу, учителю в специально отведенное время (уроки-презентации).

Основная цель домашней самостоятельной работы – сохранить желание выполнять домашние задания, заложить основные способы и приемы самостоятельной работы детей в домашних условиях. В ходе такой работы, особенно в первый-второй год обучения, могут быть решены следующие педагогические задачи:

  • разведены такие пространства, как «черновик» (тренировочные листы) и «чистовик»;

  • освоены первичные приемы планирования детьми своих действий, определения времени, которое тратится на выполнение домашних уроков;

  • сформирована потребность в осуществлении контрольных действий по образцу;

  • дано право на ошибку, на отсроченный результат, возможность не предъявлять «продукт», если ученик считает, что результат не соответствует образцу;

  • созданы условия для формирования самооценки ученика относительно детского действия, а не личности, взаимооценки, оценки другого (сверстника) по заданным критериям.

Образовательные модули как место координации учебных предметов

Традиционно преподавание в школе строится как преподавание отдельных учебных предметов. У каждого из них есть своя внутренняя логика. Учебники пишутся разными авторами. Для учителей, и тем более, для учеников, не замеченными остаются глубокие внутренние связи между предметами. Эти связи очень разнообразны, они базируются на единстве средств и способов действий, на единстве тем, задач, понятий, используемых в разных предметах. Однако они становятся явными и необходимыми в ситуациях достижения практического результата, в ситуациях жизненных, выходящих за рамки чистого учения.

Модульная организация учебно-методического комплекса служит именно координации учебных предметов начальной школы, выявлению существенных связей между ними. В разных предметных линиях при решении учебных задач открываются средства и способы действий, понятия. Они могут использоваться в многообразных практиках, в том числе непосредственно не продолжающих данную предметную линию. При этом происходит их опробование, преобразование, конкретизация, полноценное присвоение.

Можно выделить несколько наиболее типичных способов координации учебных предметов (пересечений предметных линий в практиках):

1) следующая страница >>