Основание села - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Основание села - страница №1/1

ОСНОВАНИЕ СЕЛА

Одна из легенд о селе гласит: в середине XVIII века Россия прочно укрепилась на своих южных границах и места, еще не так давно пустынные и дикие, активно начали заселяться людьми. Это были времена правления великой русской императрицы Екатерины II, много сделавшей для развития нашего края. В нижнем течении реки Иловля издавна стояли богатые и сильные станицы войска Донского. В том месте, где Иловля вплотную подходила к берегам Волги, расположились станицы Волжского Казачьего войска. Казаки всегда вызывали беспокойство у Москвы за свой независимый вольный характер. Екатерина хотела, чтобы между Донскими и Волжскими станицами, на пустые земли, еще поселились люди, что не даст возможность объединиться часто бунтующим казачьим поселениям, В 1774 году своим именным указом она жалует эти земли полковнику Ровинскому, с условием, что он перевезет сюда своих крепостных крестьян с Украины, предположительно из Полтавской губернии. На следующий год пан Ровинский, в сопровождении своего управляющего по прозвищу Гусь, приехал на свои земли, чтобы выбрать место для поселения. Опытный управляющий сразу определил, что самым лучшим будет то место, где мелкая и теплая речка Березовка впадает в глубокую и спокойную Иловлю. Холмы надежно закрывают село от холодных ветров, окрестная степь обещала богатые урожаи, заливные луга - хорошее сено. Так и возникло село, которое было названо Гусевка, по имени его первого поселенца.

Вторая из легенд гласит, что когда на эти земли пришло украинское население здесь уже давно жили люди. За несколько десятков лет до этих событий на землях поселились несколько семей беженцев, бежавших по каким-то причинам из Камышина. Место, где они поселились, славилось обилием гусей, которые облюбовали богатые водой и травой земли, потому и назвали поселение - Гусевка.

ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА

По сведениям Ольховского волостного управления, заселена слобода в 1770 году, значилась в Ольховской волости Царицынского уезда Саратовской губернии. По списку населенных мест Центрального статистического комитета издания 1862 года численность 146 дворов и население обоего пола 1067 человек.

Фельдшерский пункт открыт 1892 году, школа – 1859 году. В слободе кроме этого находились усадьбы помещиков Грековых (три), Ровинских, крестьянки Самойловой, Тетериной и Ахтырской женских общин.

В 1894 году числилось уже 314 дворов и 1521 человек население, в их числе – общественные строения, магазин, пожарный сарай и два церковно-служительных двора. Через слободу Гусевка проходила торговая дорога из Ольховки в город Камышин.

НАКАЗ Е. ГОДЕЙН

Как гласит предание, женскую обитель в Гусевке основали священник села Лопуховка Камышинского уезда Иоанн Георгиевич Левитский и тамбовский крестьянин Илларион Яковлевич Двойченков. Последний много лет провел на Афоне, принял там постриг и стал монахом Никодимом. Никодим принес на родину из Греции копию иконы Ахтырской Божьей Матери. Пречистая Дева представала на ней молитвенно сложившей руки на груди и печально смотрящей на крест с распятым Иисусом Христом. Икона эта известна в православном мире как чудотворная. Обретена она была 2 июля 1739 года в городе Ахтыре Харьковской губернии, отсюда и ее название. Афонская братия дала наказ Никодиму учредить в России во имя этого образа Богородицы женский монастырь. Но монах никак не мог решить, где, в каком именно месте, новая обитель была бы всего нужнее. В конце за советом он отправился в Оптину пустынь.

В то время многие русские люди шли туда, под Козельск, прозванный Батыем «злым городом» за невероятно упорное сопротивление его ордам. В эту, как позднее назовут ее, «духовную санаторию израненных душ». О мудрости, человеколюбии оптинских старцев ходили легенды.

Самый, наверное, знаменитый старец Оптинум пустыни – преподобный Амвросий (А.М. Гренков, 1812-1891гг.). тысячи разных людей приходили к нему, и он обладая даром духовного совершенства, проникал внутренним взором в их душу словно книгу открывал. Вот и этому необыкновенному человеку и пришел посоветоваться Никодим. Старец указал место – Камышинский уезд Саратовской губернии.

Через несколько лет, в 1871 году, Иоанн и Никодим приобрели для общины 281 десятину 2140 сажен земли у слободы Гусевка. Тогда же они выкупили три усадебных места в самой слободе чуть позже община обзавелась плантацией, присоединила к своим небогатым владениям хутор Толмачев. Дела, однако, шли неважно. Никак не удавалось выбраться из нужды, наоборот, долги увеличивались и увеличивались. И кто знает, как бы сложилась судьба гусевской женской обители, если бы не Елизавета Николаевна Годейн.

ДУХОВНАЯ ДОЧЬ ВЕЛИКОГО СТАРЦА

Елизавета Николаевна Годейн родилась в семье генерал-майора Николая Петровича Годейна 23 октября 1835 года. Ее матерью была А.К. Багратион, приходившаяся двоюродной племянницей П.И. Багратиону, герою Отечественной войны 1812 года, смертельно раненному на Бородинском поле.

Елизавета Николаевна получила хорошее домашнее образование: знала языки, рисовала, музицировала. При этом она была глубоко религиозным человеком, задумывалась над смыслом своего земного пути. В её жизни произошла настоящая трагедия: она теряет сначала родителей, потом брата и остаётся совсем одна. Не находя ответа на мучившие вопросы, она покинула Москву и поехала в Оптину пустынь к преподобному Амвросию. И только здесь успокоилось сердце, забрезжил спасительный свет …

В феврале 1877 года она впервые посетила нарождающийся монастырь. В следующем году прожила здесь уже целый месяц. Вероятно, она колебалась, где нести свое христианское служение. Ей, как и другим духовным детям Амвросия, хотелось находиться поближе к оптинскому старцу. Преподобный, однако, убедил Елизавету Николаевну, что место ее иноческого подвига – Гусевка.

И выбор был сделан. Она продает фамильные имения, в том числе Горки (те самые «ленинские»), дом в Москве и осенью 1878 года переезжает в обитель. Теперь уже для того, чтобы остаться здесь на всегда. Деньги полученные от продажи наследственного имущества, Годейн тратит на обустройство монастыря: финансирует покупку земли, возведение жилых и хозяйственных построек, содержание священника и сестер. Она умерла 3 декабря 1904 года. Отпевал ее священник М.Н. Соловьев. Позже он пишет о ней книгу, которая будет издана в Камышине в 1912 году.

НЕ МОГУ ОСТАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ

Русская Православная Церковь вернула право на женский монастырь в Гусевке уже довольно давно. Но передача законному владельцу сохранившихся построек – часть их нанимала школа, часть – коллективное хозяйство – состоялась не в одночасье. «Процесс пошел» лишь после визита в село митрополита Волгоградского и Камышинского Германа.

Вскоре на развалины был брошен «десант» молодых послушников. Они занялись наведением порядка на территории, ремонтом обветшавших зданий. А потом восстановлением монастыря приостановилось из-за нехватки средств.

Следующий шаг вперед удалось сделать совсем недавно. За невысокой монастырской оградой вырос новый красивый, с двумя серебристыми куполами храм. Волгоградским строителям понадобилось меньше года, чтобы возвести его. На фоне окрестного разора это выглядело почти как чудо.

Деньги на строительство собирались с миру по нитке. Помогли обширные связи многоопытного отца Василия и настоятельницы Ефросинии(Евфросинья) Саратовское издательство, выпускающее книги не православную тематику, опубликовало в них обращение к читателям с просьбой помочь Ахтырскому монастырю.

ГУСЕВКА – РОДИНА УЧЕНОГО

В селе Гусевка есть памятник знаменитому нашему земляку Павлу Аполлоновичу Ровинскому (1831-1916г.). Его революционные и научные заслуги привлекают внимание многих советских ученых, краеведов, литераторов. Выдающийся демократ, патриот, революционер, он навсегда остался в памяти потомков. Вот краткие биографические сведения:

После замужества А.В. Персидская(ольховская помещица) земельным участком стала владеть совместно с мужем И.В. Ровинским долго служившим в Астрахани директором школ и народных училищ, советником экспедиции рыбных и тюленьих промыслов.

В 1831 году в семье Ровинских участника Отечественной войны 1812 года Аполлона, родился мальчик Павел, крестным отцом Павлуши Ровинского стал камышинский врач С.Е. Васильев, впоследствии тесть Н.Г. Чернышевского.

В Гусевке, среди живописных лесов и полей на берегу тихой Иловли прошли детские годы Павла Ровинского, здесь он слушал рассказы о крестьянской войне под руководством Пугачева, а понизовой вольнице. Здесь мальчиком полюбил народные песни, наполненные любовью к родной земле, мечтами о свободе.

Гимназию он окончил в Саратове 1848 году, там познакомился и подружился с Н.Г. Чернышевским. Эта дружба предопределила дальнейший жизненный путь нашего земляка.Павел Аполлонович – крупнейший ученый России, этнограф, археолог, публицист, педагог. Активный участник народнической организации «Земля и Воля». Полжизни наш земляк провел за границей, преимущественно в Черногории. Ученый проводит раскопки, изучает историю страны, задумывает написание книги. Несколько лет вместе с русскими археологами и жителями Черногория вел раскопки города Диоклен. Встали из земли руины древнеримского города, найдены предметы роскоши римских вельмож.

Проводил он и этнографические исследования. Совершал путешествия в Чехию, Словакию, Сербию, Восточную Сибирь, Монголию. Исходил Сербию во время второй поездки вдоль и поперек изучал народные обычаи, записывал песни сказания поговорки.

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

На территории Гусевского сельского поселения находятся село Гусевка, хутор Забурунный и железнодорожный разъезд Забурунный. Количество улиц 16, среди них: Ровинского, Почтовая, Советская, Садовая, Восточная, Южная.

ГУСЕВКА - РОДИНА УЧЕНОГО П. И. РОВИНСКОГО

Что же известно об историческом прошлом родины Ровинского, его предках? На карте земель Волжского казачьего войска, составленной в 1752 году (территория современного Ольховского района входила в XVIII веке в состав этих земель) Гусевки не существует. Известный русский ученый И.И.Лепехин, путешествуя по Иловле в 1768 году, после Саломатовых хуторов (ныне с. Саломатино Камышинского района) побывал в больших хуторах, а затем в Рогожских (так назывались тогда Гусевка и Ольховка). Хутора, как отмечает ученый, принадлежали тогда волжским казакам. В "Деле о землях казаков Волжского войска" и в других источниках говорится, что в 1781 году при увольнении от службы "за старостью" войсковой атаман Волжского войска В.М.Персидский получил от Екатерины II "в воздаяние 50-летней его службы в вечное и потомственное владение 12341 десятину и 1400 сажен земли по р. Иловле с поселенными им слободами Ольховкою и Гусевкою" (жители - беглые и переселившиеся крестьяне, русские и украинцы).

Земли (и закрепощенные крестьяне) перешли в наследственное владение сыновьям Василия Персидского - полковнику Григорию и капитану Петру Персидским и дочери Анне Васильевне (1765 года рождения).

После замужества А.В.Персидская земельным участком стала владеть совместно с мужем И.В. Ровинским, долго служившим в Астрахани директором школ и народных училищ, советником экспедиции рыбных и тюленьих промыслов.

В 1831 году в семье сына И.В. и А.В. Ровинских, участника Отечественной войны 1812 года Аполлона, родился мальчик Павел, В Гусевке, среди живописных лесов и полей, на берегу тихой Иловли прошли детские годы Павла Ровинского. Здесь он слушал рассказы о крестьянской войне под руководством Пугачева, о понизовской вольнице. Здесь, мальчиком, полюбил народные песни, наполненные любовью к родной земле, мечтами о свободе.

ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ АХТЫРСКОЙ БОЖИЕИ МАТЕРИ

Как гласит предание, женскую обитель в селе Гусевка основал священник села Лопуховка Камышинского уезда Иоанн Георгиевич Левитский и тамбовский крестьянин Илларион Яковлевич Двойченков. Никодим принес на Родину из Греции копию иконы Ахтырской Божией Матери. Пречистая Дева представала на ней молитвенно сложившей руки на груди и печально смотрящей на крест с распятым Иисусом Христовым. Икона эта известна в православном мире, как "чудотворная". Обретена она была 2 июля 1739 года в городе Ахтырке Харьковской губернии, отсюда ее название.

Афонская братия дала наказ Никодиму учредить в России во имя этого образа Богородицы женский монастырь. В 1871 году Иоанн и Никодим приобрели для общины землю у слободы Гусевка. Община обзавелась плантацией, присоединила к своим небогатым владениям хутор Толмачев. Дела, однако, шли неважно. Никак не удавалось выбраться из нужды. Наоборот, долги увеличивались и увеличивались.

И, кто знает, как бы сложилась судьба женской обители, если бы не Елизавета Николаевна Годей. Е.Н. Годей родилась в семье генерал-майора Николая Петровича Годейна 23 октября 1835 года. Ее матерью была А.К.Багратион, приходившаяся двоюродной племянницей П.И.Багратиону, герою Отечественной войны 1812 года, смертельно раненному на бородинском поле. Она продала фамильное имение, дом в Москве и, осенью 1878 года, переехала в обитель. Деньги, полученные от продажи наследственного имущества, Годейн тратит на обустройство монастыря: финансирует покупки земель, возведение жилых и хозяйственных построек, содержание священника, сестер. Русская православная церковь вернула права на женский монастырь в селе Гусевка.

В настоящее время монастырский священник проводит службы во вновь отстроенной церкви. Здесь находятся иконы, принадлежащие обители изначально. Их сохранили местные жители. Образ Ахтырской Божией Матери, во имя которой был основан монастырь, занял свое место. Дорогая святыня не сгинула.

ОРЕХОВА ГОРА

Было это в начале XIX века. В то время солдат в армию набирали от двадцати дворов одного, по жребию. Если жребий выпадал на богатый двор, то хозяин мог откупиться. Бедняков в селе всегда хватало, шли службу солдатскую тянуть те, кто победнее, лишь бы семье помочь. Вот так жребий пал на одного молодого парня. Жил он с семьей на краю села. Уходил на службу молодым, а вернулся через двадцать пять лет взрослым мужчиной. Служить пришлось на юге, воевать с Турцией. Без малого пять лет провел он в плену у турок. Тяжело было, но все превозмог солдат. В Турции приглянулось ему дерево южное -- орех. Привез солдат орехи в родное село, и посадил у своего дома под горой. С любовью ухаживал за растением много лет. Прижилось дерево, сельские жители приходили смотреть на его удивительные плоды. А весной, когда орех цвел, то весь воздух вокруг наполнялся удивительным ароматом. Солдата орехом прозвали. А затем и гору стали называть Ореховой.

ЧЕРТОВО ОЗЕРО

В 1669 году известный казачий атаман Степан Разин возвращался из своего знаменитого похода в Персию. Часть войска шла пешим ходом вдоль берега заросшей лесом реки Иловли, часть - плыла по реке на стругах. Поход выдался удачным: казаки возвращались обогащенные добычей. Но атаман был задумчив. Впереди его ждала неизвестность. До Дона оставался всего день пути, и впереди войско Разина вполне могли ожидать царские стрельцы, чтобы наказать за самовольную пиратскую экспедицию. Войско проходило по незаселенной местности и атаман принял решение. Он велел сделать привал у большого и глубокого озера, собрал в деревянные бочонки большую часть золотых и серебряных монет и приказал опустить бочки в озеро. У себя на струге, в закрытом ото всех месте, Степан держал неведомое черное лохматое существо. Казаки между собой называли его чертом и боялись близко подходить к тому месту, где оно находилось. Разину существо досталось после штурма одного персидского городка. Опустив бочки с монетами в воду Разин велел вбить огромный кол в середину озера и кинул неведомое существо в воду, привязав его к колу веревкой. Легенда говорит, что с тех пор в чертовом озере лежит клад Стеньки Разина и черт охраняет его, оглашая, иногда, по ночам, криком своим окрестные места. Так это или нет неизвестно, но более 100 лет назад академик Минх побывав в наших местах, записал в дневнике, что крестьяне села Гусевка до сих пор вытаскивают из озера железные обручи.

КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ

Стоял июль 1912 года. Усадьба генерала П. Грекова готовилась к приему гостей. Сам генерал Петр Петрович Греков, один из героев русско-турецкой войны, человек военной закалки, лично еще раз обошел все поместье. Парадная аллея из кустов подстриженной сирени была чиста и блестела зеленью травяного газона. Дом над рекой Иловлей и гордость генерала фруктовый сад - все выглядело празднично, парадно. Ждал Петр Петрович дорогих гостей. Из Петербурга должна была приехать дочь Наталья. В столице она занималась живописью и модной, в то время, фотографией. И сюда, в Гусевку, везла своего учителя Кузьму Сергеевича Петрова - Водкина, известного российского художника. Коляска, еще со вчерашнего дня, ждала их на вокзале в Камышине. И вот звон колокольчика известил, что гости приехали. Вечером генерал велел сделать залп салюта в честь долгожданных гостей.

В Гусевке Кузьма Сергеевич пробудет около трех месяцев. Это будет один из самых плодотворных периодов его творчества. Здесь будет создано более десяти картин, таких как "Мельница", "Портрет Н. Грековой". Но в историю мирового искусства войдет созданное художником полотно "Купание красного коня". Природа нашего края, живописные берега реки Иловли вдохновили художника на создание шедевра мирового масштаба.



САМЫЙ ПЛОДОТВОРНЫЙ ПЕРИОД ХУДОЖНИКА

Лето 1912 года, последние спокойные времена в России, в жизни ее народа. Скупые строчки биографии Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878-1939г.) :«Июль-сентябрь 1912 года. Живет и работает на хуторе Мишкина пристань в Гусевке – имении генерала Грекова на реке Иловля, приток Дона. Сюда он приезжает по приглашению одной из своих учениц – дочери героя русско-турецкой войны генерала Грекова – Натальи. Здесь он проведет около трех месяцев с июля по сентябрь и оценивая этот период его творчества , нужно отметить, что он был одним из самых плодотворных. Здесь были созданы полотна, не только отечественной, но и мировой известности, в том числе и, пожалуй, главная работа его жизни – «Купание Красного коня». Кузьма Сергеевич часто бывает в Гусевке. «Деревня по реке ниже, верстах в трех и там же монастырь женский с великолепным парком – писал он. Да и сама деревня чище и наряднее от белых хохлатских избушек, чем русские наши деревни». Великолепие природы и душевный покой, способствуют плодотворной работе. Здесь он пишет около десяти известных своих работ, в том числе «Казачка» (портрет Н.Грековой), свой автопортрет (находится в музеи изобразительных искусств г. Волгограда), «Пейзаж на Дону», «Мельница», ряд натюрмортов, эскизов, карандашных набросков. Но, конечно, главная работа «Купание Красного коня» (хранится в государственной Третьяковской галерее).Обычная сцена из жизни села вдохновила художника на создание полотна, на котором безвестный гусевский мальчишка из того лета 1912 года купает красного коня.