Организация Объединенных Наций hri/core/tuv/2012 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Организация Объединенных Наций hri/core/tuv/2012 - страница №1/3




Организация Объединенных Наций

HRI/CORE/TUV/2012



Международные договоры
по правам человека


Distr.: 

9 January 2013

Russian

Original: 



Базовый документ, являющийся составной частью докладов государств-участников

Тувалу*

[9 ноября 2012 года]

Содержание

Глава Пункты Стр.

Карта Тувалу 3

I. Общие сведения о Тувалу 1–81 4

A. Демографические, экономические, социальные


и культурные характеристики государства 1−33 4

B. Конституционная, политическая и правовая структура государства 34–81 12

II. Общие рамки защиты и поощрения прав человека 82–155 28

A. Признание международных норм в области прав человека 82–94 28

B. Правовые рамки защиты прав человека на национальном уровне 95–129 31

C. Рамки для поощрения прав человека на национальном уровне 130–147 40

D. Процесс подготовки докладов на национальном уровне 148–155 45

Таблицы


1. Итоги ограниченной переписи сельского населения
(май 2011 года – март 2012 года) 8

2. Снижение коэффициента материнской смертности


на три четверти в 1990–2015 годах 9

3. Число представителей от каждого избирательного округа 19

4. Соотношение (среднее) между числом женщин и числом мужчин,
которые стали новыми стипендиатами в различных сферах
образования до поступления на работу (2003–2005 годы
и 2007–2009 годы) 20

5. Число женщин – членов парламента в 1978–2010 годах 22

6. Мужчины и женщины на старших должностях (2009–2012 годы) 23

7. Членский состав советов управляющих 24

8. Число женщин в составе государственных комиссий
и комитетов (2009–2012 годы) 24

9. Советы и комитеты неправительственных организаций,


2009–2012 годы 27

Карта Тувалу



Источник: доклад Тувалу по ЦРДТ (доклад о ходе работы за 2010−2011 годы).

I. Общие сведения о Тувалу

A. Демографические, экономические, социальные и культурные характеристики государства

1. Историческая справка

1. Тувалу, которое ранее называлось "островами Эллис", было впервые заселено примерно 2 000 лет назад полинезийцами. Принято считать, что их предки прибыли на Тувалу с архипелага Самоа, а другие переселились с островов Тонга и Увеа (Уоллис и Футуна)1. Лингвистические исследования говорят о том, что их языку около 2 000 лет, однако исторические предания и генеалогия охватывают в основном лишь 300 лет, а это указывает на то, что современная культура Тувалу унаследована не от древних предков, а от пришельцев более позднего периода.

2. Этот архипелаг находится в Тихом океане на полпути между Гавайскими островами и Австралией. Его ближайшие соседи – это Кирибати на севере, Самоа на юго-востоке, а Фиджи – по прямой к югу. Архипелаг Эллис получил такое название в честь английского политического деятеля XIX века Эдуарда Эллиса, члена парламента от Ковентри, владельца судна "Ребекка". В ходе плавания на этом судне его капитан Арент де Пристер открыл атолл Фунафути в 1819 году. Он дал этому атоллу название "Эллис" в честь этого политического деятеля, а затем английский гидрограф А. Г. Финдлей стал называть так уже весь архипелаг ("Pacific Year Book", 16-е издание).

3. Эта группа островов оказалась в сфере британского влияния в конце XIX века. Острова Эллис управлялись Великобританией в качестве протектората с 1892 года по 1916 год и как часть британской колонии под названием "острова Гилберта и Эллис" с 1916 года по 1974 год2. В 1974 году население островов Эллис проголосовало за то, чтобы эти острова стали отдельной британской зависимой территорией под названием "Тувалу". В конечном счете Тувалу получило независимость 1 октября 1978 года, и ему был предоставлен статус не участвующего в голосовании "специального члена" Содружества наций. Заявка Тувалу на получение полноправного членства в Содружестве наций была удовлетворена 1 сентября 2000 года, и в том же году Тувалу стало членом Организации Объединенных Наций. Известно, что Тувалу является членом Организации Объединенных Наций с наименьшей численностью населения3. Название "Тувалу", которое буквально означает "восемь островов, стоящих вместе", было принято после получения независимости4.



2. Территория

4. Тувалу – одно из самых маленьких и отдаленных островных государств Тихоокеанского региона и одно из самых маленьких государств в мире. Оно состоит из четырех рифовых островов и пяти атоллов, разбросанных в Тихом океане на площади более 1,2 млн. кв. км и растянувшихся с севера на юг примерно на 560 км между 5 и 11 градусами южной широты и между 176 и 180 градусами восточной долготы. Общая сухопутная площадь страны составляет примерно 25,6 кв. км, причем она довольно равномерно распределена между девятью атоллами. Площадь большинства этих атоллов колеблется от 2,4 до 4,9 кв. км, за исключением самых малых островов − Ниутао, Нукулаэлаэ и Ниулакита. Высшая точка находится на высоте примерно пять метров над уровнем моря. В силу своего географического положения и геологической структуры это островное государство чрезвычайно подвержено таким природным явлениям, как прибрежная эрозия и повышение уровня моря.

5. Поскольку площадь суши невелика, а почвы в основном низкого качества и малоплодородные, возможности для развития сельского хозяйства весьма ограниченные. Масштабы сельскохозяйственного производства невелики, а главными культурами являются кокосовые пальмы, панданус, хлебное дерево и банановые деревья. Вырываются также ямы для пулаки5 и тало, чтобы можно было заниматься выращиванием традиционных корнеплодных культур. Однако в настоящее время выращивание традиционных сельскохозяйственных культур в рамках натурального хозяйства идет на убыль, поскольку экономика все больше переходит на денежные отношения6.

6. Климат характеризуется стабильной температурой, которая варьируется в диапазоне от 26 °C до 32 °C, при высокой влажности и среднемесячном количестве осадков в 256,5 мм. Бывают сезоны засухи продолжительностью до трех месяцев, особенно на самых северных островах. Некоторые из этих островов находятся в зоне циклонов, в результате чего эти стихийные бедствия могут наносить большой ущерб.

7. Однако у Тувалу есть огромная исключительная экономическая зона (ИЭЗ) площадью почти 900 000 кв. км. Запасы рыбы, которые имеются в ИЭЗ, лагунах и прибрежных водах Тувалу, являются его самым ценным ресурсом. ИЭЗ Тувалу площадью примерно 900 000 кв. км имеет такие запасы океанической рыбы, которые представляют интерес для иностранных и местных рыболовных флотилий. Сохранение рыбных запасов в лагунах для целей местного потребления является важным вопросом. Рыболовство имеет большое значение для обеспечения домашних хозяйств продуктами моря и как вид коммерческой деятельности на островах внешней гряды, а также на Фунафути.

3. Население, языки, обычаи и традиции

8. Тувалу населяют полинезийцы, которые говорят на языке, близком к языку жителей Самоа и Тонги, за исключением населения острова Нуи, говорящего на языке кирибати. Как показали лингвистические исследования7, в Тувалу есть три различных языковых района. Первый из них включает острова Нанумеа, Ниутао и Нануманга. Второй район – это Нуи, а в третий район входят Ваитупу, Нукуфетау, Фунафути и Нукулаэлаэ. Главным языком является язык тувалу, а на государственной службе в качестве официального языка используется английский. Оба эти языка преподаются и на них говорят в школах по всей стране.

9. Жители Тувалу высоко ценят свое культурное наследие и свою самобытность. На каждом острове они живут в составе общины, социальная структура которой опирается на руководящую роль либо "алики", либо "пуле фенуа". "Алики" наследует свой титул по отцовской линии, тогда как "пуле фенуа" избирается народом. Это должен быть человек, отличающийся добросовестностью, пользующийся большим уважением у местного населения и способный возглавить работу по обеспечению социально-экономического развития. Когда надо принимать решения, "алики" или "пуле фенуа" получает помощь от главы каждого местного клана. В правящую верхушку входят мужчины и женщины более пожилого возраста, которым, как правило, более 50 лет. Они образуют совет старейшин, известный также под названием "фалекаупуле". Именно "фалекаупуле", т.е. традиционное народное собрание, принимает важнейшие решения по вопросам развития. Структура "фалекаупуле" такова, что глава каждого клана занимает отведенное ему место. "Фалекаупуле" дает возможность мужчинам обсудить вопросы, которые касаются благосостояния всех членов общины, особенно женщин и детей, в первую очередь девочек, которые считаются более слабыми и по этой причине нуждаются в защите со стороны общины.

10. Земля представляет огромную ценность для жителей Тувалу, и правами собственности на землю обладают в основном семейные кланы, которые называются "кайтаси". Тувалу является патриархальным обществом, которое позволяет наследование земли по отцовской линии. Земля может передаваться по наследству дочери, только если нет сыновей или если дочь является единственным ребенком, или же если она – единственный ребенок, оставшийся в живых. Дочери находятся под защитой и пользуются уважением в семье. Предполагается, что после вступления в брак женщина будет жить в семье своего мужа, а их дети будут включены в клан отца и получат доступ к земле своего отца. Жители Тувалу создали такую культурную систему, которая дает им возможность жить, используя лишь имеющиеся у них ограниченные ресурсы. У них принято подчинять собственные желания интересам семьи и общины, поэтому для их культуры характерны также коллективизм и сотрудничество (Tis dell, 2000).

11. В преамбуле Конституции признается, а в разделе 29 особо подчеркивается, что Тувалу – это независимое государство, основанное на христианских принципах, а также на моральных ценностях, культуре и традициях Тувалу. В число главных моральных ценностей входят традиционные формы общины, а также поддержка семьи и семейная дисциплина. При решении государственных и общественных дел люди опираются на такие моральные ценности, как согласие, вежливость и стремление к взаимопониманию в соответствии с обычаями, поэтому они стараются избегать конфронтации и разногласий. Согласно Закону о кодексе руководителей 2007 года каждый руководитель должен признавать, что стабильность общества, а также счастье и благосостояние народа Тувалу – как сегодня, так и в будущем, – зависят главным образом от сохранения моральных ценностей, обычаев и традиций Тувалу. В 2008 году не было никаких сообщений о нарушении этого закона.

4. Религия

12. Религия играет важную роль в жизни граждан Тувалу, и после принятия христианства многое в их культуре изменилось. Христианство было привнесено в Тувалу в 1861 году, когда один обращенный в христианство человек из Лондонского миссионерского общества (ЛМО), базирующегося на островах Кука, случайно оказался на острове Нукулаэлаэ, потому что его каноэ прибило к этому острову морским течением. В 1865 году его преподобие А. В. Муррэй, который нес службу в ЛМО на Самоа, посетил Тувалу и привез с собой самоанских священников, которые стали нести службу на этих островах. Вскоре эти священники приобрели большое влияние, была принята новая вера, а от тех обычаев жизни на островах, которые не соответствовали этой вере, отказались8. Это вероисповедание распространилось на всех других островах и сохраняется там до сих пор. Христианские правила и моральные нормы регулируют также поведение мужчин и женщин и привели к пересмотру семейных устоев и института брака, повлияв таким образом на взаимоотношения между мужчинами и женщинами9. В настоящее время около 90% населения исповедует эту религию. Это религиозное течение, известное под названием "Церковь Тувалу" (Ekalesia Kelisiano Tuvalu), появилось в результате отделения от Общества конгрегационалистов ЛМО. Церковь Тувалу оказывает очень большое влияние на жизнь и благосостояние населения. Остальные 10% населения являются приверженцами других христианских вероучений: Римско-католической церкви, Церкви "Ассамблея Божья", Церкви братьев, адвентистов седьмого дня и Свидетелей Иеговы, а также иных конфессий, таких как ислам и бахаизм10.

13. Имеются сообщения о том, что местные органы власти на островах внешней гряды (которые включают в себя как органы, созданные в соответствии с законодательством, так и традиционные органы управления) обычно менее склонны поддерживать личную свободу вероисповедания. В Народную адвокатуру поступали многочисленные заявления от религиозных организаций с жалобами на попытки ограничить их религиозную деятельность на островах внешней гряды.

14. Дискриминация по признаку вероисповедания существует во многих местах, особенно на островах внешней гряды. Правительство принимает срочные меры, с тем чтобы осудить все формы дискриминации и содействовать распространению информации по вопросам прав человека.

15. Судя по имеющейся информации, видимо, есть необходимость в изучении вопроса о принятии соответствующих мер, направленных на то, чтобы учесть традиции и обычаи, свойственные культуре Тувалу и признанные в Конституции, но в то же время обеспечить поддержку личной свободы убеждений и их выражения.

5. Население

16. По данным переписи населения 2002 года, общая численность населения Тувалу составляла 9 561 человек. Это означает, что с 1991 года численность населения возросла всего на 518 человек. С 2003 года численность населения постоянно растет. В середине 2007 года была достигнута пиковая среднегодовая численность – 11 176 человек, а в конце 2007 года была достигнута пиковая численность на конец года – 11 261 человек. В середине 2010 года численность населения оценивалась в 11 062 человека, а в конце 2010 года она составляла 11 145 человек11.

17. Рост и уменьшение численности населения зависят от уровня рождаемости, уровня смертности и миграции. Уровень рождаемости, как правило, такой, что он содействует росту численности населения, а уровень смертности – сокращению численности населения. А вот миграция может содействовать и той и другой тенденции в зависимости от направленности и масштабов миграционных потоков12.

18. Министерство внутренних дел провело ограниченную перепись сельского населения, чтобы определить численность населения на всех островах Тувалу в период с мая 2011 года по март 2012 года. По данным этой переписи, общая численность населения на девяти островах составляла 9 626 человек (таблица 1)13. Численность населения на островах различная. Согласно сделанным выводам, сокращение численности населения может быть результатом повышения уровня смертности, а также роста миграции, поскольку с каждым годом все больше молодых людей переезжает в другие страны, такие как Новая Зеландия и Австралия.

Таблица 1
Итоги ограниченной переписи сельского населения
(май 2011 года – март 2012 года)


Остров

Мужчины

Женщины

Всего

Нанумеа

272

255

527

Нануманга

244

220

464

Ниутао

317

325

642

Нуи

336

336

672

Ваитупу

584

520

1 104

Нукуфетау

280

288

568

Фунафути

2 701

2 573

5 274

Нукулаэлаэ

156

178

334

Ниулакита

22

19

41

Итого

4 912

4 714

9 626

Источник: Министерство внутренних дел, официальная документация, 2011 год.

19. Приведенная выше таблица показывает, что в период с мая 2011 года по март 2012 года численность населения была меньше, чем в те два года, когда проводились предыдущие переписи (2007 год и 2010 год). Это сокращение численности населения может быть результатом повышения уровня смертности, но в первую очередь – это следствие миграции в Новую Зеландию в поисках лучшей доли и с другими целями.



6. Материнская смертность

20. В Программе действий Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР) говорится, что страны со средним уровнем смертности должны стремиться к тому, чтобы к 2015 году материнская смертность стала меньше 60 на 100 000 живорождений14. В период с 1990 года по 2009 год уровень материнской смертности в Тувалу был 65 на 100 000 живорождений (3 материнские смерти на 4 567 живорождений). Скорее всего, Тувалу достигнет вышеупомянутой цели, поставленной в Программе действий МКНР15.

21. Доклад 2006 года о ходе достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, и данные, полученные от Министерства здравоохранения Тувалу, показывают, что с 1990 года по 2009 год в Тувалу было три случая смерти матерей (1990, 2003 и 2006 годы)16. Выявление случаев беременности с осложнениями и увеличение числа обученных акушерок содействуют снижению материнской смертности. Программы охраны репродуктивного здоровья, такие как выявление беременных женщин, являющихся носителями гепатита, болезней, передаваемых половым путем, и ВИЧ/СПИДа, а также страдающих от анемии, и медицинское наблюдение в дородовой и послеродовой период, тоже вносят свой вклад в достижение успехов в этой области17.

22. Медицинское обслуживание и пребывание в Больнице имени принцессы Маргарет в Тувалу бесплатное, поэтому доля деторождений, которые происходят в присутствии квалифицированного медицинского персонала, высокая. Демографическое и медицинское обследование 2007 года показывает, что 98% всех деторождений в этом государстве происходит в присутствии медицинского персонала18. Случаи деторождения на дому происходили тогда, когда уже не было времени для доставки роженицы в больницу. Кроме того, значительное число деторождений происходит за рубежом вследствие того, что родители хотят получить медицинское обслуживание более высокого качества19. Таблица 2 ниже показывает фактический и планируемый коэффициент материнской смертности в 1990−2015 годах.

Таблица 2
Снижение коэффициента материнской смертности на три четверти
в 1990−2015 годах


Поставленная задача уже решена


Показатели

1990

1995

2003

2005

2006

2009

2015
Задача


Коэффициент материнской смертности

1 смерть на 242 родившихся

0

1 смерть на 231 родившихся

0

1 смерть на 217 родившихся

0

Максимальное снижение коэффициента

Процентная доля родов, принимаемых квалифицированным медперсоналом

Задача уже решена, поскольку примерно 98%–100% деторождений происходит в больнице, где всегда есть квалифицированный медперсонал

Источник: Министерство здравоохранения, 2009 год.

7. Экономика

23. Тувалу обладает очень ограниченной ресурсной базой, которая сдерживает развитие, и одна из главных проблем заключается в отдаленности от основных рынков. В Тувалу расходы на перевозки составляют относительно высокий процент стоимостного показателя объема торговли и существует огромное несоответствие между объемом экспорта и объемом импорта, поэтому образующийся дефицит покрывается за счет внешней помощи и денежных переводов из-за рубежа20. Тувалу сильно зависит также от внешних факторов (главным образом от курса австралийского доллара, который является местной валютой, к доллару США).

24. Показателем общего состояния экономики Тувалу является его валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП – это стоимость товаров и услуг, произведенных в стране. Поскольку Тувалу очень сильно зависит от иностранной помощи и денежных переводов из-за рубежа, а не от внутреннего производства21, валовой национальный доход (ВНД) подчас используется как более точный показатель состояния экономики, чем ВВП. ВНД исчисляется на основе ВВП, но включает не только доход, полученный внутри страны, но и поступления в Тувалу из-за рубежа.

25. С 1996 года по 2002 год реальные темпы роста экономики Тувалу составляли 7,3% в год, т.е. 6,1% из расчета на душу населения22. Более свежие данные, опубликованные Центральным статистическим отделом и Международным валютным фондом в июле 2009 года, показывают, что в 2001–2008 годах экономика росла более медленными темпами – на 1,5% в год. В некоторые годы темпы роста экономики Тувалу были относительно высокими, а в другие годы – низкими. В 2002 году прирост ВВП составил 6,7%, а в 2003 году – всего 3,2%. Статистических данных по ВВП за 2009 и 2010 годы пока нет, но, согласно оценкам Азиатского банка развития, реальный прирост ВВП в 2009 и 2010 годах (вследствие недавнего мирового экономического кризиса) был не более 1,0%23.

26. В 1998 году доходы от выдачи лицензий на ведение рыбного промысла выросли на целых 19,7%. Такая же ситуация была на Кирибати, где в 1998 году годовой прирост доходов от выдачи лицензий на ведение рыбного промысла достиг 20% (Национальный доклад Кирибати о ходе достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, за 2007 год). Аналогичные условия возникли в 2000–2002 годах, когда доходы от лицензий на ведение рыбного промысла, в сочетании с доходами от Интернет-телевидения и поступлениями из-за рубежа, обеспечили ежегодный прирост ВВП на 4,3%. Поэтому правительство могло финансировать крупные общественные работы, такие как строительство дороги с асфальтовым покрытием на острове Фунафути24. Государственный сектор тоже продолжал расширяться, и вследствие того, что банковское кредитование росло, производство в частном секторе тоже росло.

27. В 2003–2005 годах показатели динамики ВВП в годовом исчислении упали до −2,7%25 вследствие завершения некоторых крупных проектов, таких как здание правительства и Больница им. принцессы Маргарет. В 2006–2008 годах годовой прирост ВВП составлял 3,1% благодаря высокому курсу доллара США и реализации ряда крупных проектов, таких как новая электростанция на острове Фунафути (2007 год) и причал на Фунафути (2008 год)26. Этот ежегодный прирост ВВП достигался, несмотря на рост цен на продовольствие и топливо. Уровень инфляции в течение последнего квартала 2008 года составил в годовом исчислении 10,4%. Это означало повышение темпов инфляции на 6% по сравнению с периодом 1999–2007 годов, когда инфляция была на уровне 3,4% в год27.

28. Что касается соотношения между доходами внутри страны и поступлениями из-за рубежа, то валовой национальный доход (ВНД) и валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) превышают валовой внутренний продукт (стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны) в два раза. ВНРД базируется на ВНД, но отличается от ВНД тем, что включает текущие трансферты (доходы от собственности или передачи прав собственности, например, иностранная помощь и подарки частных лиц)28. Денежные переводы из-за рубежа учитываются в ВНД. Соотношение между ВВП и ВНД, а также между ВВП и ВНРД показывает, что Тувалу очень сильно зависит от доходов в иностранной валюте и от помощи доноров. Сумма поступлений из-за рубежа за вычетом текущих трансфертов в другие страны мира в два раза превышает доход, который Тувалу может получить благодаря экономической деятельности внутри страны. Поэтому соотношение между ВНРД и ВВП равно в среднем 1,9 (в 2001–2008 годах), а в 2002 году этот коэффициент был самым высоким: 2,229. Это увеличение коэффициента объяснялось главным образом ростом доходов от лицензий на ведение рыбного промысла и от продажи прав на доменное имя Интернет-телевидения Тувалу – dot TV.

29. С 2002 года по 2007 год среднегодовой дефицит торгового баланса был равен 54,6%, а самым большим он был в 2002 году: -70,1%30. За тот же период стоимость экспорта составляла в среднем 1% от стоимости импорта31. Главным предметом экспорта этой страны является копра, однако вследствие падения мировых цен на копру объем экспорта сейчас минимальный, несмотря на государственные субсидии.

30. Проведенное в 2004–2005 годах обследование доходов и расходов домашних хозяйств показало, что официально трудоустроены 1 673 человека, которые составляют 33,5% всего населения в возрасте 15 лет и старше32. Это означает прирост на 0,3% за период с 2002 года по 2004–2005 годы. Данные переписи населения 2002 года говорят о том, что в государственном секторе, который включает государственную службу и государственные предприятия, занято 37% всех трудоустроенных в стране, а за госсектором следуют строительство (22% всех занятых) и предпринимательство (20%)33. Государственный сектор дает работу для многих людей, но это имеет и отрицательные последствия в том смысле, что происходит вытеснение частного сектора, а это ухудшает долгосрочные перспективы развития страны. Кроме того, крупный государственный сектор перетягивает на себя функции, с которыми вполне мог бы справиться частный сектор. Исследования по вопросу о реформе государственного управления показали, что некоторые нынешние функции госсектора не следовало бы поручать правительству или государственным предприятиям. Объективные данные свидетельствуют о том, что в госсекторе занято больше людей, чем надо, а их зарплата слишком высокая для такой работы34.

31. Фонд заработной платы госслужащих в 2009 году оценивался примерно в 25,7% ВВП35. Столь большая процентная доля фонда заработной платы госслужащих может наносить ущерб предоставлению основных услуг населению и по этой причине приводить к ухудшению социального благосостояния уязвимых слоев населения, особенно на островах внешней гряды36.



8. Целевой фонд Тувалу и Целевой фонд "фалекаупуле"

32. Целевой фонд Тувалу (ЦФТ), созданный в 1987 году, является важнейшим финансовым учреждением страны. В конце сентября 2008 года суммарная рыночная стоимость и балансовая стоимость его активов были равны 95 млн. австралийских долларов и 109 млн. австралийских долларов, соответственно. Нынешний мировой экономический кризис отразился на состоянии ЦФТ. Международное соглашение о создании ЦФТ было подписано 16 июня 1987 года, а сам Фонд был создан примерно два месяца спустя – 21 августа 1987 года; стоимость его первоначальных активов оценивалась в 27,1 млн. австралийских долларов. Новая Зеландия, Австралия и Великобритания внесли в общей сложности чуть меньше 25 млн. австралийских долларов, а Тувалу – около 1,6 млн. австралийских долларов. Япония и Южная Корея тоже сделали небольшие взносы. Блестящие результаты деятельности ЦФТ привели к созданию целевых фондов "фалекаупуле" (ЦФФ) для каждого и восьми главных островов.

33. Целевые фонды "фалекаупуле" предназначены для того, чтобы покрывать расходы местных органов власти, поощрять децентрализацию, укреплять потенциал и выделять значительные суммы в целях развития общин, проживающих на этих островах37.

B. Конституционная, политическая и правовая структура государства

1. Политические и правовые рамки

34. В Тувалу действует модифицированная Вестминстерская система государственного управления на основе писаной конституции38. Премьер-министр и спикер избираются парламентом из 15 депутатов, но никаких организованных политических партий нет. Человек, пользующийся поддержкой большинства членов парламента, формирует и возглавляет правительство. После этого остальные члены парламента образуют оппозицию. Политический строй Тувалу сложился постепенно в результате проведения парламентских заседаний и практической работы. Личные качества и отношения с людьми и общинами играют решающую роль на выборах. В ходе парламентских заседаний обсуждаются главным образом проблемы жителей островов. Сама политическая система способствует доминированию местных интересов над общенациональными, поскольку члены парламента избираются не на общенациональном уровне, а как представители отдельных островов39.

35. Основным законом страны является Конституция. Ей уступают по значимости законы, принимаемые парламентом, английское общее право, право справедливости, Закон Британской империи 1961 года, принятый до получения независимости, и обычное право, которые являются составными частями действующей в Тувалу правовой системы. Обычное право, как правило, используется при установлении прав собственности на землю и в ходе гражданского и уголовного судопроизводства в мировом суде при условии, что эти обычаи не вступают в противоречие с естественным правом, правом справедливости, совестью или каким-либо из действующих законов. Обычное право применяется также в ходе гражданского или уголовного судопроизводства во всех судах, за исключением тех случаев, когда оно противоречит Конституции или какому-либо закону.

36. Нормативной основой защиты прав человека являются Конституция Тувалу, законы, принимаемые парламентом, судебные решения или судебная практика, а также обычаи и традиции.



2. Источники права

37. Как было провозглашено в Законе 1987 года о законодательстве Тувалу, есть пять источников права, действующего в Тувалу: Конституция, которая является основным законом страны; законы, принимаемые парламентом; обычное право; применяемые правовые нормы и общее право. Обычное право признается и применяется во всех судебных инстанциях, за исключением тех случаев, когда, по мнению суда, его признание или применение привело бы к несправедливости или противоречило бы общественным интересам. Кроме того, международное право также применяется в Тувалу при соблюдении определенных требований. Например, если Тувалу является участником какого-то конкретного международно-правового документа, суды обычно учитывают тот факт, что его положения были включены в местное законодательство. Если положения такого документа не противоречат никаким другим законам и если, по мнению суда, их признание не ведет к несправедливости, такие положения обычно тоже принимаются во внимание.



3. Конституция

38. Конституция Суверенного Государства Тувалу была принята 25 июля 1978 года и вступила в силу 1 октября 1978 года, когда это государство получило независимость от Великобритании. В 1986 году парламент принял новую Конституцию Тувалу. Конституция является основным законом страны. Все другие законодательные акты должны соответствовать Конституции. Глава 1 под названием "Правила толкования Конституции" содержит руководящие принципы толкования Конституции. Раздел 4(3) гласит, что Конституция должна толковаться и применяться таким образом, чтобы содействовать справедливому и демократическому управлению в соответствии с моральными ценностями Тувалу. Конституция обеспечивает поддержку основных прав и свобод человека наряду с традиционными моральными ценностями Тувалу. Пункт 5 преамбулы гласит:

"УЧИТЫВАЯ желание народа Тувалу образовать независимое государство на основе христианских принципов, верховенства права, обычаев и традиций Тувалу…".

39. Поправки могут вноситься в Конституцию парламентским актом при условии, что за него проголосовали две трети всех членов парламента после окончательного чтения. Конституция Тувалу трижды подвергалась обзору40. Парламентский комитет по обзору Конституции завершил третий обзор в 2000 году.

40. Закон 1987 года о законодательстве Тувалу содержит определение обычного права, применяемого в Тувалу, и освещает в первую очередь такие вопросы, как права землевладения и ведения рыбного промысла, родительские права и правила усыновления/удочерения ребенка, порядок оформления развода и общественные обязанности (Jalal 1998).

4. Система государственного управления

41. Исполнительная власть – Главой государства является Британский монарх, которого представляет Генерал-губернатор, назначаемый по рекомендации Премьер-министра в консультации с кабинетом министров. Кабинет министров назначается Генерал-губернатором по рекомендации Премьер-министра, которого избирают члены парламента. В состав нынешнего кабинета министров входят Премьер-министр, заместитель Премьер-министра и четыре министра. Премьер-министра и заместителя Премьер-министра избирают члены парламента. Генеральный прокурор41, который является главным юридическим советником правительства на основании положений раздела 79 Конституции и правила 50 Правил процедуры, присутствует на заседаниях кабинета министров, а также на всех заседаниях парламента и его комитетов и может принимать участие в их работе, но не имеет права участвовать в голосовании. Секретарь правительства42, который отвечает за координацию работы министерств и государственных ведомств, также присутствует на всех заседаниях кабинета министров, за исключением случаев, когда Премьер-министр освобождает его от этой обязанности. Генерал-губернатор имеет право созывать парламент, назначать перерыв в работе парламента и распускать парламент по рекомендации Премьер-министра.

42. Законодательная власть – Однопалатный парламент Тувалу, избираемый на основе всеобщего избирательного права, состоит из 15 депутатов. От семи островов избираются по два депутата, а от Нукулаэлаэ, имеющего самое малочисленное население, избирается только один депутат. Спикер председательствует на всех заседаниях парламента и его комитетов, за исключением случаев, когда Правила процедуры или парламентские акты предусматривают иное. Кроме того, в Конституции и Правилах процедуры предусмотрено избрание исполняющего обязанности спикера. Обычно парламент избирается на четыре года, и в соответствии с Конституцией парламент принимает законы Тувалу. Полномочия на издание законов парламентом осуществляются путем принятия законопроектов, которые затем подлежат одобрению главой государства. Парламентский законопроект, одобренный главой государства, становится законом43.

43. Судебная власть – Судебная система включает в себя Совет суверена, Апелляционный суд и Высокий суд, которые обладают апелляционной юрисдикцией, а Высокий суд выполняет также функции суда первой инстанции. В число прочих судебных инстанций входят верховные магистратские суды, островные суды и земельные суды, которые являются судами низшего звена и имеют ограниченную юрисдикцию44.



5. Иерархия судов45

a) Совет суверена

44. В соответствии с положениями раздела 136 Конституции постановление Апелляционного суда может быть обжаловано в Совете суверена, который имеет юрисдикцию для рассмотрения апелляций на постановления Апелляционного суда – с согласия Апелляционного суда – по следующим вопросам:

такие дела, о которых идет речь в разделе 136 1) a) Конституции, а именно:

a) окончательное постановление по вопросу, касающемуся толкования или применения Конституции;

b) окончательное судебное постановление относительно обеспечения соблюдения положений части II Конституции, касающихся основных прав человека;

c) окончательное или промежуточное постановление по любому делу, которое, по мнению Апелляционного суда, касается вопроса, представляющего интерес для общества в целом или имеющего большое общественное значение, или же по такому делу, которое должно быть передано в Тайный совет.



b) Апелляционный суд

45. Апелляционный суд создан в соответствии с положениями раздела 134 Конституции Тувалу. Он обладает юрисдикцией для рассмотрения апелляций на постановления по гражданским делам, вынесенные Высоким судом, осуществляющим юрисдикцию любого типа, за исключением случаев, когда:

а) постановление было вынесено по согласию сторон или только по вопросу о финансовых издержках;

b) постановление или решение является промежуточным, за исключением случаев, оговоренных правилами суда, но тогда требуется разрешение суда.

Не допускаются апелляции по гражданским делам в связи с:

с) постановлением о продлении срока подачи апелляции;

d) постановлением о безусловном разрешении на свою защиту;

e) решением Высокого суда, которое по закону является окончательным;

f) все апелляции на постановления Высокого суда по уголовным делам входят по закону в юрисдикцию Апелляционного суда46.

c) Высокий суд

46. Высокий суд создан в соответствии с положениями раздела 120 Конституции. Он состоит из председательствующего судьи и любых других судей, которые назначаются на основании положений раздела 123 Конституции. Высокий суд имеет:

a) неограниченную юрисдикцию суда первой инстанции по гражданским и уголовным делам;

b) юрисдикцию для рассмотрения апелляций на любые решения Верховного магистратского суда, за исключением постановлений, вынесенных в отсутствие одной из сторон, принятых по согласию сторон или затрагивающих только вопрос о финансовых издержках; во всех таких случаях необходимо специальное разрешение суда первой инстанции или суда с апелляционной юрисдикцией;

c) юрисдикцию для рассмотрения апелляций на решения Верховного магистратского суда, осуществляющего апелляционную юрисдикцию, в том числе на постановления по апелляциям, поданным Апелляционным советом по землям коренного населения;

d) юрисдикцию для принятия решений по вопросу права, переданному ему в связи с делом, рассматриваемым Верховным магистратским судом;

e) юрисдикцию для надзора за деятельностью нижестоящих судов.

Председательствующий судья назначается Комиссией по государственной службе по рекомендации кабинета министров. Председательствующий судья дважды в год посещает Фунафути для того, чтобы председательствовать на сессиях Высокого суда.



d) Магистратский суд

47. Эта инстанция была создана на основании Закона о магистратском суде47. Магистратский суд имеет следующую юрисдикцию:

a) рассматривать гражданские дела, связанные с исками не более чем на 10 000 австралийских долларов;

b) издавать постановления по делам об усыновлении;

c) рассматривать апелляции на решения любых других магистратских судов по любым гражданским или уголовным делам, за исключением постановлений, вынесенных в отсутствие одной из сторон, принятых по согласию сторон или затрагивающих только вопрос о финансовых издержках; во всех таких случаях необходимо специальное разрешение суда первой инстанции или суда с апелляционной юрисдикцией;

d) рассматривать апелляции Апелляционного совета по землям коренного населения, которые касаются только вопросов права;

e) рассматривать апелляции островных судов по делам, связанным с расторжением брака, или по любым гражданским делам, касающимся иска на сумму более 10 австралийских долларов;

f) повторно рассматривать любое гражданское или уголовное дело, которое рассматривалось в одном из островных судов, либо по заявлению одной из сторон, либо по собственной инициативе.

48. Юрисдикция Верховного магистратского суда в уголовных делах отличается от юрисдикции всех прочих магистратских судов. Все магистратские суды имеют полномочия только на рассмотрение дел в порядке упрощенного судопроизводства. Верховный магистратский суд может рассматривать дела в следующих обстоятельствах:

a) когда дело касается правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде тюремного заключения не более чем на 14 лет, штрафа или "и такого тюремного заключения, и такого штрафа";

b) когда юрисдикция данного суда была прямо указана или когда имеется положение, прямо гласящее, что дела о правонарушениях такого рода могут рассматриваться в порядке упрощенного судопроизводства.

49. Максимальное наказание, которое может быть установлено Верховным магистратским судом, – это тюремное заключение на пять лет, штраф в 1 000 австралийских долларов или "и такое тюремное заключение, и такой штраф". Все прочие магистратские суды имеют более ограниченную юрисдикцию. Они могут рассматривать дела в следующих обстоятельствах:

a) когда дело касается правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде тюремного заключения не более чем на один год, штрафа в 200 австралийских долларов или "и такого тюремного заключения, и такого штрафа";

b) когда юрисдикция данного суда была прямо указана или когда имеется положение, прямо гласящее, что дела о правонарушениях такого рода могут рассматриваться в порядке упрощенного судопроизводства.

Магистратские суды имеют апелляционную юрисдикцию в отношении решений островных судов того округа, в котором расположен данный магистратский суд.

e) Островной суд

50. На каждом острове есть свой Островной суд, подчиненный Верховному магистратскому суду48. Каждый Островной суд осуществляет юрисдикцию в рамках острова, на котором он расположен49, причем он имеет и осуществляет юрисдикцию как в гражданских, так и в уголовных делах50. Кроме того, Островной суд имеет юрисдикцию для того, чтобы рассматривать:

a) заявления о расторжении брака или заявления, связанные с делами о расторжении брака, на основании Закона о расторжении брака между коренными жителями при условии, что оба супруга домицилированы в Тувалу;

b) требования договора и деликтные иски на сумму, не превышающую 60 австралийских долларов;

c) заявления на присуждение алиментов на основании Закона об алиментах (Различные положения);

d) заявления, поданные на основании Закона об опеке над детьми.

51. Уголовные дела, входящие в юрисдикцию островных судов, предусмотрены в разделе 2 Закона об островных судах. Кроме того, эти суды могут рассматривать дела, связанные с правонарушениями, за которые предусмотрено наказание в виде штрафа, не превышающего 100 австралийских долларов, и/или тюремного заключения на срок не более шести месяцев51.

f) Земельный суд

52. На каждом острове есть свой Земельный суд, созданный на основании положений раздела 6 Закона о землях коренного населения (глава 22) и состоящий из шести мировых судей. В Земельном суде рассматриваются все вопросы, касающиеся земли, а именно: аренда земли, завещания, передача земли по наследству, права земельной собственности, связанные с усыновлением, и т.д.



6. Судебная власть и право на справедливое судебное разбирательство

53. Тувалу привержено обеспечению верховенства права и отправлению правосудия по отношению к тем, кто полагается на закон. Конституция гарантирует защиту людей законом, а также равенство всех перед законом. Одна из этих гарантий заключается в том, что человек, которому предъявили обвинение, имеет право на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки независимым и беспристрастным судом. Такой человек, которому предъявлено обвинение, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не доказана. Такой человек должен также получать информацию на языке, который он хорошо понимает, и должен получить в свое распоряжение достаточное время для своей защиты.



7. Доступ к правосудию

54. Главный ограничительный фактор, препятствующий доступу к правосудию в Тувалу, – это нехватка людских ресурсов и организационных возможностей. Надо принять меры по решению этой проблемы. Например, наличие квалифицированных адвокатов в Народной адвокатуре и в других государственных и общественных учреждениях – это вопрос, требующий срочного решения. С января 2007 года по сентябрь 2007 года в Народной адвокатуре не было адвокатов52. В некоторых случаях помощь в этой области была оказана Генеральной прокуратурой, но в целом в течение всего этого периода жители Тувалу не имели доступа к услугам адвокатов и были лишены возможности найти представителей своих интересов. В течение этого периода рассмотрение около 100 уголовных дел было отложено вследствие отсутствия адвокатов. К сентябрю 2007 года, когда в Тувалу прибыл адвокат, приглашенный из-за рубежа, в высших судебных инстанциях накопилось значительное число нерассмотренных дел.


следующая страница >>