Организация Объединенных Наций cerd/C/swe/19-21 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Организация Объединенных Наций cerd/C/swe/19-21 - страница №1/3




Организация Объединенных Наций

CERD/C/SWE/19-21



Международная конвенция
о ликвидации всех форм
расовой дискриминации


Distr.: 

5 November 2012

Russian

Original: 



Комитет по ликвидации расовой дискриминации

Рассмотрение докладов, представленных государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции

Девятнадцатый−двадцать первый периодические доклады государств-участников, подлежащие представлению в 2013 году

Швеция* **

[6 июля 2012 года]

Содержание

Пункты Стр.

I. Введение 1 3

II. Демографическая статистика и исследования по вопросам
дискриминации и ксенофобии (с учетом пункта 10 рекомендаций
Комитета) 2–14 3

A. Демографическая статистика 2–8 3

B. Некоторые исследования по вопросам дискриминации
и ксенофобии 9–14 6

III. Информация, касающаяся статей 2−7 15–182 7

Статья 2.1 15–61 7

Статья 2.2 62–111 18

Статья 3 112–115 28

Статья 4 116–121 29

Статья 5 122–169 31

Статья 6 170–172 40

Статья 7 173–182 41

IV. Другие рекомендации Комитета 183–184 43

A. Международная конвенция о защите прав всех
трудящихся-мигрантов и членов их семей (с учетом пункта 23
рекомендаций Комитета) 183 43

B. Дурбанская декларация (с учетом пункта 24 рекомендаций


Комитета) 184 43

Таблицы


1. Население в разбивке по признаку происхождения
(по состоянию на 31 декабря 2011 года) 3

2. Население иностранного происхождения в разбивке по регионам рождения


(по состоянию на 31 декабря 2011 года) 3

3. Страны происхождения наиболее многочисленных групп населения, родившегося


за границей (по состоянию на 31 декабря 2011 года) 4

4. Языки, на которых осуществляется обучение в учебных заведениях, охваченных


системой обязательного школьного образования (2011/12 учебный год) 5

5. Преступления, связанные с возбуждением ненависти в отношении национальных


или этнических групп 11

6. Незаконная дискриминация 11

7. Жалобы на дискриминацию по этническому признаку в разбивке
по социальным секторам 14

8. Закрытые дела о дискриминации по признаку этнической принадлежности 15

9. Показатели занятости населения в возрасте 15–74 лет (в %) 38

10. Уровень безработицы среди населения в возрасте 15–74 лет (в %) 38



I. Введение

1. Швеция настоящим представляет в одном документе свои девятнадцатый, двадцатый и двадцать первый доклады о мерах, принимаемых ею в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Согласно рекомендации Комитета по ликвидации расовой дискриминации настоящий доклад представляет собой обновленную версию предыдущих докладов Швеции. Наиболее подробно в нем рассматриваются вопросы, затронутые в заключительных замечаниях Комитета по семнадцатому и восемнадцатому докладам Швеции.



II. Демографическая статистика и исследования по вопросам дискриминации и ксенофобии
(с учетом пункта 10 рекомендаций Комитета)


A. Демографическая статистика

2. Данные демографической статистики публикуются Статистическим управлением Швеции и другими органами. Эти данные дезагрегируются по признаку пола, гражданства, страны рождения и т.д. (см. таблицы ниже).

Таблица 1
Население в разбивке по признаку происхождения
(по состоянию на 31 декабря 2011 года)





Число

В процентах

Всего

9 482 855

100

Лица, родившиеся за границей

1 427 296

15,1

Лица, родившиеся в Швеции, в том числе:

8 055 559

84,9

лица, оба родителя которых родились за границей

430 253

4,5

лица, один из родителей которых родился
в Швеции, а другой за границей

666 723

7,0

лица, оба родителя которых родились в Швеции

6 958 583

73,4

Источник: Статистическое управление Швеции.

Таблица 2


Население иностранного происхождения в разбивке по регионам рождения
(по состоянию на 31 декабря 2011 года)




Число

В процентах

Африка

123 291

8,6

Азия

430 284

30,1

Страны Европейского союза, за исключением стран
Северной Европы

277 806

19,5


Европа, за исключением 27 стран Европейского союза и стран Северной Европы

227 145

15,9


Северная Америка

32 284

2,3

Страны Северной Европы, за исключением Швеции

259 743

18,2

Страны Тихоокеанского региона

4 716

0,3

Происхождение неизвестно

894

0,1

Советский Союз

6 119

0,4

Южная Америка

65 014

4,6

Итого, население иностранного происхождения

1 427 296

100,0

Источник: Статистическое управление Швеции.

3. Данные об основных странах происхождения лиц, родившихся за границей, приводятся в таблице ниже.



Таблица 3
Страны происхождения наиболее многочисленных групп населения, родившегося за границей
(по состоянию на 31 декабря 2011 года)

Страна происхождения

Женщины

Мужчины

Итого

Финляндия

99 539

67 184

166 723

Ирак

57 648

67 851

125 499

Польша

41 416

31 449

72 865

Югославия

34 616

35 434

70 050

Иран

30 264

33 564

63 828

Босния и Герцеговина

28 539

27 751

56 290

Германия

25 720

22 722

48 442

Дания

20 944

24 007

44 951

Турция

19 727

24 182

43 909

Норвегия

24 154

18 904

43 058

Сомали

19 900

20 265

40 165

Таиланд

26 261

7 352

33 613

Чили

14 076

14 309

28 385

Китай

15 502

10 155

25 657

Ливан

10 851

13 543

24 394

Сирия

10 850

11 507

22 357

Соединенное Королевство

7 391

14 492

21 883

Румыния

10 912

10 104

21 016

Индия

9 146

9 476

18 622

Соединенные Штаты

8 415

9 340

17 755

Источник: Статистическое управление Швеции.

4. Швеция не ведет официального статистического учета населения в разбивке по этническому признаку. В соответствии с Законом о личных данных (1998:204) передача личных данных, раскрывающих расовую принадлежность, этническое происхождение или вероисповедание, запрещена. Поэтому в настоящее время Швеция не может представить полной статистической информации, касающейся, например, национальных меньшинств. Имеющиеся статистические данные дают представление лишь о гражданстве и странах происхождения ее жителей.

5. Правительство поручило Омбудсмену по вопросам равенства провести предварительное исследование, посвященное методам определения состава населения и оценки условий жизни. Предполагается, что Омбудсмен по вопросам равенства в консультации со Статистическим управлением Швеции, Национальным институтом здравоохранения и Комиссией по проверке данных изучит вопрос о том, какие методы можно было бы использовать для сбора данных об условиях жизни населения, включая данные о примерной численности лиц, относящих себя к национальным меньшинствам, с тем чтобы иметь возможность представлять информацию о дискриминации по различным признакам, перечисленным в Законе о дискриминации (2008:567), которая сейчас не собирается и не публикуется в рамках официальной статистики. Омбудсмену по вопросам равенства надлежит также изучить вопрос о том, какие из данных, касающихся состава населения и условий жизни, имеются в настоящее время, и составить "инвентарный перечень" методов, которые можно было бы использовать для сбора таких данных без ущерба для анонимности и неприкосновенности личной жизни соответствующих лиц, а также уточнить юридические основания для использования таких методов и, сопоставив различные методы, рекомендовать метод или методы, представляющиеся наиболее подходящими для проведения более всеобъемлющего исследования по вопросу о составе населения и условиях жизни, если будет принято соответствующее решение.

6. В Швеции ведется статистический учет учащихся, имеющих право на обучение на родном языке. В 2011/12 учебном году такое право имели в общей сложности 183 676 учащихся, охваченных системой обязательного школьного образования (или 20,7% от общего числа таких учащихся). Из них этим правом пользовались 100 410 учащихся (или 54,7%). Тот факт, что на родном языке обучались не все учащиеся, имеющие право на такое обучение, объясняется либо тем, что муниципальные органы не обязаны обеспечивать обучение на родном языке, если на этом языке пожелало обучаться менее пяти учащихся (что, однако, не касается языков национальных меньшинств), либо тем, что не удалось найти подходящего учителя, либо отсутствием у учащихся желания обучаться на родном языке.

7. Статистические данные о языках, на которых осуществляется обучение в учебных заведениях, охваченных системой обязательного школьного образования, приводятся в таблице ниже.

Таблица 4


Языки, на которых осуществляется обучение в учебных заведениях, охваченных системой обязательного школьного образования
(2011/12 учебный год)




Число учащихся, имеющих право на обучение
на родном языке


Число учащихся,
обучающихся
на родном языке


Арабский

33 037

22 390

Сомалийский

10 206

7 521

Боснийский/сербский/хорватский

13 759

6 691

Испанский

10 911

5 753

Английский

11 276

5 453

Албанский

7 138

4 450

Персидский

6 648

3 911

Финский

8 372

3 838

Турецкий

6 102

3 574

Польский

6 164

3 520

Другие языки (135)

68 026

33 130

Источник: Национальное агентство по вопросам образования.

8. Ведущаяся в Швеции официальная статистика преступности не предполагает сбора данных об этническом составе заключенных. Учета этнического происхождения заключенных не ведется и Службой исполнения наказаний. Согласно имеющимся статистическим данным в последние пять лет доля иностранных граждан среди заключенных колеблется в диапазоне 26−29%.



B. Некоторые исследования по вопросам дискриминации и ксенофобии

9. В 2010 году Омбудсмен по вопросам равенства подготовил по поручению правительства доклад, озаглавленный "Ситуация с дискриминацией: краткий доклад и анализ, основанные на опыте лиц, подвергшихся дискриминации". В докладе описываются случаи дискриминации в самых различных областях жизни, в том числе в областях, на которые не распространяется действующее законодательство. В нем также говорится о некоторой неопределенности, возникающей в связи с Законом о дискриминации, когда люди не знают, к кому обращаться в тех случаях, когда им кажется, что их дискриминируют, и чего им следует ожидать в случае подачи жалобы.

10. В 2010 году Омбудсмен по вопросам равенства по поручению правительства представил также доклад о дискриминации на рынке жилья. При подготовке этого доклада была изучена соответствующая практика, включая практику аренды жилья и практику на рынке брокерских услуг. Проведенное исследование показало, что арендаторы жилья сталкиваются с дискриминацией чаще, чем его собственники и что чаще всего поводом для дискриминации служит этническая принадлежность. На рынке арендованного жилья объектом дискриминации в большинстве случаев становятся лица иностранного происхождения, а на ранке брокерских услуг − финские цыгане и мусульмане.

11. В 2011 году Омбудсмен по вопросам равенства представил доклад, озаглавленный "Права цыган: дискриминация, способы восстановления в правах и законодательные механизмы улучшения положения цыган в шведском обществе", в котором рассказывается об опыте Омбудсмена в этой связи и содержится информация о ситуации с обеспечением равноправия цыган. Из доклада видно, что в большинстве случаев жалобы поступают от женщин цыганской национальности в связи с их дискриминацией или враждебным отношением к ним в магазинах и других предприятиях торговли. Согласно докладу в период 2004−2010 годов предыдущим Омбудсменом по вопросам дискриминации по этническому признаку и нынешним Омбудсменом по вопросам равенства было получено в общей сложности около 230 жалоб на дискриминацию цыган, из которых около 30 были признаны обоснованными.

12. В своем докладе "Право на медицинское обслуживание на равных условиях", опубликованном в 2012 году, Омбудсмен по вопросам равенства утверждает, что шведская система здравоохранения в целом соответствует высоким стандартам, однако она не обеспечивает равного доступа к медицинским услугам и не исключает дискриминации. Некоторые категории пациентов считают, что отношение к ним является менее благожелательным, чем к другим пациентам. К их числу относятся, в частности, лица, для которых шведский язык не является родным. Кроме того, в докладе говорится о том, что не все категории населения обладают равными возможностями в части доступа к надлежащим медицинским услугам. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что уровень смертности от поддающихся лечению болезней среди лиц иностранного происхождения и лиц с низким уровнем образования значительно выше, чем среди лиц, родившихся в Швеции, и лиц с высоким уровнем образования.

13. Форумом "Живая история" было проведено обследование, цель которого состояла в определении отношения учащихся старших классов средних школ к таким группам населения, как цыгане, мусульмане, евреи, беженцы неевропейского происхождения и гомосексуалисты. Результаты этого обследования были представлены в опубликованном в 2010 году докладе, озаглавленном "Многоликая нетерпимость". Около 20% опрошенных учащихся заявили о своем негативном отношении к упомянутым группам и около половины − о двояком к ним отношении. По мнению Форума, наибольший интерес представляет именно вторая группа учащихся, поскольку она, судя по всему, в большей степени подвержена влиянию и более восприимчива к фактам и аргументам.

14. По просьбе правительства форум "Живая история" провел также исследование масштабов антисемитизма и исламофобии в стране, результаты которого были опубликованы в 2011 году. Исследование показало, в частности, что главную ответственность за распространение антисемитизма и исламофобии в Швеции несут Интернет и социальные сети. Кроме того, распространению ксенофобских настроений во многом способствуют различного рода комментарии в средствах массовой информации.

III. Информация, касающаяся статей 2−7

Статья 2.1

1. Конституционное законодательство

15. Как отмечается в предыдущих докладах Швеции, в основе системы правовой защиты от дискриминации на этнической почве лежит Конституция страны. Информация, касающаяся законодательства в этой области, содержится в пунктах 19−30 двенадцатого доклада.

16. Поправки к Закону о форме правления, вступившие в силу 1 января 2011 года, позволили еще более четко определить, что основные принципы, касающиеся конституционной защиты свобод и прав человека, распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, независимо от их гражданства. Изменения были внесены также в положения этого закона, определяющие основные цели государственной деятельности. В качестве одной из таких целей теперь провозглашается поощрение права этнических, лингвистических и религиозных меньшинств на сохранение и развитие своей культуры и своего образа жизни. Ранее данное положение было более расплывчатым, поскольку содержало лишь указание на необходимость содействовать расширению возможностей для меньшинств. Благодаря еще одной поправке, внесенной в указанное положение, теперь отдельно оговаривается необходимость обеспечения условий для реализации права на сохранение и развитие своего собственного уклада жизни для народа саами. Таким образом, саамы как единственный коренной народ Швеции удостоились особого упоминания в Конституции.

17. С 1 января 2011 года из текста Закона о форме правления исключено слово "раса", вместо которого теперь используются слова "этническая принадлежность, цвет кожи или другие соответствующие признаки". Эти слова призваны передать смысл, который ранее вкладывался в слово "раса". Однако это слово все еще используется в обычном законодательстве. Что касается запрета на дискриминацию, установленного Законом о форме правления, то соответствующие положения этого закона не претерпели существенных изменений. Изменения не коснулись и положений, позволяющих в законодательном порядке ограничивать право на свободу собраний для групп и организаций, деятельность которых связана с преследованием других групп, в том числе и по расовым мотивам.



2. Уголовное законодательство

18. Уголовный кодекс содержит два положения, которые непосредственно касаются неуважительного отношения или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, национальной или этнической принадлежности, религиозных убеждений или сексуальной ориентации. Речь идет о положениях, направленных против возбуждения ненависти в отношении той или иной национальной или этнической группы (статья 8 главы 16) и против незаконной дискриминации (статья 9 главы 16). Противодействовать деятельности, направленной на возбуждение ненависти в отношении национальных или этнических групп, призван также Закон об ответственности за электронные сообщения (1998:112). Информация об этих и других соответствующих положениях уголовного законодательства содержится в пунктах 31–34 двенадцатого периодического доклада и пунктах 61−67 объединенного пятнадцатого и шестнадцатого доклада.

19. Согласно пункту 7 статьи 2 главы 29 Уголовного кодекса, если мотив преступления состоял в причинении вреда лицу, этнической группе или какой-либо другой аналогичной группе лиц по причине их расы, цвета кожи, национальной или этнической принадлежности, религиозных убеждений, сексуальной ориентации или другой аналогичной причине, то при определении судом меры наказания за него это считается отягчающим обстоятельством. Данное положение распространяется на все виды преступлений.

3. Применение уголовного законодательства для борьбы с преступлениями на почве ненависти (с учетом пункта 15 рекомендаций Комитета)

a) Меры правоохранительной системы, направленные на борьбу с преступлениями на почве ненависти

i) Полиция

20. Органами полиции принимаются особые меры для борьбы с преступлениями на почве ненависти. Преступления, совершенные на почве ненависти, должны выявляться максимально оперативно, в том числе в целях скорейшего оказания надлежащей помощи жертвам таких преступлений. Поэтому зарегистрированные преступления регулярно проверяются на наличие мотива ненависти. Во многих местных органах полиции работают следователи, специально занимающиеся такого рода преступлениями, а для сотрудников региональных органов постоянно организуются занятия по тематике таких преступлений.

21. В полицейском управлении Стокгольма для координации усилий по борьбе с преступлениями на почве ненависти создана специальная дежурная группа. Эта группа обучает сотрудников методам обращения с жертвами преступлений и оказывает помощь в расследовании жалоб на противоправные действия на почве ненависти, с тем чтобы обеспечить неотвратимость наказания за такие действия. Кроме того, она сотрудничает с рядом организаций, заинтересованных групп, специалистов, занимающихся исследовательской деятельностью, и государственных учреждений.

22. В штате окружных полицейских управлений Стокгольма, Вестра-Гётланда и Сконе имеются специальные сотрудники, выполняющие функции связующего звена между старшими офицерами полиции и организаторами различного рода публичных мероприятий, особенно демонстраций. Они призваны содействовать поддержанию диалога во избежание недопонимания в связи с демонстрациями и другими формами выражения общественного мнения.



ii) Прокуратура и Канцлер юстиции

23. Прокуратура Швеции по-прежнему считает борьбу с преступлениями на почве ненависти одной из своих приоритетных задач. Курс базовой учебной подготовки прокурорских работников, который проходят все вновь назначенные сотрудники, включает двенадцать занятий по правам человека, на которых рассматриваются в том числе и вопросы, касающиеся преступлений на почве ненависти.

24. Специальным Центром развития при Прокуратуре Швеции, занимающимся, в частности, вопросами преступности на почве ненависти и вопросами прав человека в контексте уголовного законодательства, в настоящее время осуществляется проект по созданию механизмов, которые способствовали бы более эффективному выявлению преступлений на почве ненависти. Предполагается, что такие механизмы будут затем использоваться для оценки того, как расследуются соответствующие дела, устранения выявленных недостатков и совершенствования всей системы правосудия. Прокуратура Швеции пытается выяснить, что происходит с делами, касающимися преступлений на почве ненависти, после завершения их расследования, и в какой степени мотив ненависти служит отягчающим обстоятельством при определении меры наказания за такие преступления. Это должно обеспечить возможности для дальнейшего развития и создать основу для более тщательного контроля за действиями полиции и прокуратуры в связи с преступлениями на почве ненависти.

25. В 2011 году Центр развития при прокуратуре Швеции принял участие в разработке под эгидой ОБСЕ (БДИПЧ) нового методического руководства для прокурорских работников, занимающихся преступлениями на почве ненависти. В настоящее время это руководство готовится к публикации.

26. Управление Канцлера юстиции, единолично отвечающего за борьбу с преступлениями против свободы прессы и свободы выражения мнений, в 2011 году начало предварительное расследование трех дел о разжигании ненависти в отношении национальных или этнических групп. Это расследование еще продолжается, однако одно из дел уже передано в суд. Число предварительных расследований по такого рода делам в последние годы имеет тенденцию к сокращению.

b) Статистические данные о преступлениях на почве ненависти и других аналогичных преступлениях

27. В 2006 году обязанности по ведению статистического учета преступлений на почве ненависти перешли от Статистического управления Швеции к Национальному совету по предупреждению преступности. Основным источником публикуемых ежегодно статистических данных о такого рода преступлениях являются регистрационные журналы органов полиции. В 2008 году Совет пересмотрел определение преступления на почве ненависти, используемое для целей статистического учета этого вида преступлений. Помимо преступлений на почве ксенофобии и расовой ненависти против представителей меньшинств, а также преступлений на почве исламофобии, антисемитизма и гомофобии, это определение теперь включает преступления на почве ксенофобии, совершенные представителями меньшинств против представителей других меньшинств или против представителей большинства населения, преступления на почве религиозной ненависти и преступления на почве враждебного отношения к бисексуалам, гетеросексуалам и трансвеститам. Кроме того, с 2008 года ведется отдельный учет преступлений на почве враждебного отношения к лицам африканского происхождения и цыганам.

28. С 2008 года при сборе статистических данных о преступлениях на почве ненависти в дополнение к соответствующим принципам поиска и отбора информации шведской полицией используется специальный электронный маркер, позволяющий идентифицировать такие преступления в соответствующих компьютеризированных системах. Это является одной из причин некоторого увеличения числа выявленных преступлений на почве ненависти. С 2007 года с учетом результатов проведенного Национальным советом по предупреждению преступности исследования, посвященного теме безопасности в шведском обществе, ведется также статистический учет индивидуальных сообщений о преступлениях на почве ксенофобии и гомофобии.

29. В настоящее время невозможно проследить за судьбой всех дел, связанных с преступлениями на почве ненависти. Однако уже в течение некоторого времени предпринимаются серьезные усилия по созданию в рамках правоохранительной системы механизма отчетности, включая механизм статистического учета преступлений, что позволит, среди прочего, обеспечить контроль за прохождением дел в рамках этой системы.

30. В 2004–2007 годах полицией ежегодно регистрировалось от 3 000 до 3 500 преступлений на почве ненависти. В 2008 году в связи с пересмотром определения преступления на почве ненависти и включением в число жертв таких преступлений новых групп пострадавших эта цифра увеличилось до 5 895. В дальнейшем, однако, она несколько уменьшилась. В 2010 году, например, число таких преступлений составило 5 139, из которых 40% составляли преступления, связанные с угрозами и хулиганскими выходками, 10% − преступления, связанные с возбуждением ненависти в отношении тех или иных национальных или этнических групп, и 3% – случаи незаконной дискриминации.

31. Аналогичная тенденция наблюдалась и в отношении числа зарегистрированных полицией преступлений на почве ксенофобии и расизма. В период 2004–2007 годов число таких преступлений составляло 2 200–2 500 в год. В 2008 году оно увеличилось до 4 224, а затем сократилось до 3 786 в 2010 году. Из общего числа таких преступлений 40% также составляли преступления, связанные с угрозами или хулиганскими выходками, 10% – преступления, связанные с возбуждением ненависти в отношении тех или иных национальных или этнических групп, и 4% – случаи незаконной дискриминации.

32. Цифры, касающиеся зарегистрированных и расследованных преступлений, связанных с возбуждением ненависти в отношении национальных или этнических групп и незаконной дискриминацией, за период 2006−2011 годов приводятся в нижеследующих таблицах.

Таблица 5


Преступления, связанные с возбуждением ненависти в отношении национальных или этнических групп




2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Зарегистрированные преступления

754

718

780

762

723

731

Раскрытые преступления

381

374

412

407

366

306

Доля зарегистрированных преступлений, в связи с которыми были предъявлены обвинения, было принято решение о закрытии дела или было наложено административное взыскание (c установлением виновных)

5% (41)

8% (56)

9% (70)

8% (63)

9% (66)

7% (54)

Таблица 6
Незаконная дискриминация




2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Зарегистрированные преступления

394

314

308

254

229

245

Раскрытые преступления

378

295

266

203

202

188

Доля зарегистрированных преступлений, в связи с которыми были предъявлены обвинения, было принято решение о закрытии дела или было наложено административное взыскание (c установлением виновных)

3% (12)

0% (1)

1% (2)

0% (1)

0% (1)

0% (1)
следующая страница >>