Организация объединенных наций cat - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Организация объединенных наций cat - страница №1/3




GE.07-45708 (R) 070408 240408



ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ


CAT




1


Конвенция против пыток
и других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство видов
обращения и наказания


Distr.


CAT/C/SLV/2

12 December 2007
RUSSIAN

Original: 



КОМИТЕТ ПРОТИВ ПЫТОК



РАССМОТРЕНИЕ ДОКЛАДОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 19 КОНВЕНЦИИ
Вторые периодические доклады государств-участников,
подлежавшие представлению в 2001 году

Добавление **
САЛЬВАДОР
[23 июля 2007 года]


СОДЕРЖАНИЕ
Пункты Стр.
Вводное слово 1 - 3 4
Введение 4 - 13 4
ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРИМЕНЕНИЯ

КОНВЕНЦИИ 14 - 41 6


ГЛАВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВА, СВЯЗАННЫЕ С

ПРИМЕНЕНИЕМ КОНВЕНЦИИ 42 - 71 12


ПРИМЕНЕНИЕ КОНВЕНЦИИ ПРОТИВ ПЫТОК И ДРУГИХ

ЖЕСТОКИХ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ ИЛИ УНИЖАЮЩИХ

ДОСТОИНСТВО ВИДОВ ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ 72 - 234 18
Статья 1. Определение пыток 72 - 76 18
Статья 2. Законодательные, административные, судебные или

иные меры по предупреждению актов пыток 77 - 112 20


Статья 3. Запрещение высылки, принудительного возвращения

или выдачи лиц в другое государство в случае

опасности применения пыток 113 - 128 29
Статья 4. Квалификация пыток в качестве преступления в

уголовном законодательстве Сальвадора и адекватные

меры наказания 129 - 140 33
Статья 5. Преступления пыток, совершенные в пределах

юрисдикции сальвадорского государства 141 - 145 36


Статья 6. Последствия задержания в сальвадорском государстве

в целях выдачи лиц, совершивших акты пыток 146 - 160 38


Статья 7. Последствия осуждения обвиняемого в преступлении

пыток 161 - 164 42



СОДЕРЖАНИЕ (продолжение)
Пункты Стр.
Статья 8. Преступления пыток и договорах о выдаче 165 - 171 44
Статья 9. Взаимная правовая помощь при производстве выдачи 172 - 177 46
Статья 10. Образование и информация о запрещении пыток при

подготовке сотрудников правоприменительных органов 178 - 193 47


Статья 11. Нормы и инструкции, методы и практика допроса,

призванные исключить любые случаи пыток лиц,

подвергающихся аресту, заключению или лишению

свободы в какой бы то ни было форме 194 - 200 51


Статья 12. Незамедлительное и беспристрастное расследование

органами отправления правосудия 201 - 204 52


Статья 13. Меры обеспечения незамедлительного и беспристрастного

рассмотрения жалобы потерпевшего от пыток, а также

меры по защите потерпевшего и свидетелей после

обращения с жалобой 205 - 208 53


Статья 14. Возмещение и права потерпевшего от пыток

на компенсацию 209 - 212 55


Статья 15. Недействительность показаний, данных в результате

пыток 213 - 227 56


Статья 16. Запрещение других актов, представляющих собой

жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство



виды обращения и наказания 228 - 234 59
Библиография 62
Перечень приложений 65

Вводное слово
1. В 1999 году Сальвадор представил Комитету против пыток свой первый периодический доклад об осуществлении обязательств, вытекающих из Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, который был рассмотрен Комитетом в мае 2000 года и содержится в документе CAT/C/37/Add.4.
2. 12 мая 2002 года по итогам этого рассмотрения Комитет утвердил и распространил "Выводы и рекомендации Комитета против пыток (А/55/44, пункты 152-174), где затрагиваются различные важные аспекты, рассмотренные в докладе, представляемом в настоящее время.
3. Представляя свой второй периодический доклад, правительство Сальвадора считает важным, чтобы Комитет получил представление об усилиях, достижениях и трудностях в выполнении им своих обязательств в отношении Конвенции, которые отражены в настоящем докладе, а также о ситуациях, касающихся поощрения прав человека в стране.
Введение
4. В настоящем документе содержится второй периодический доклад Государства Сальвадор о выполнении обязательств, вытекающих из статьи 19 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ниже - "Конвенции" или "Конвенции против пыток"), за период с октября 2000 года по 2006 год.
5. Доклад был подготовлен межведомственной группой, работа которой координировалась министерством иностранных дел, в составе представителей следующих учреждений: Верховного суда, представлявшего судебную систему; Национального совета судей, в ведении которого находится Школа подготовки судебных работников; а также Генеральной прокуратуры Республики и Ведомства главного попечителя по делам о неимущих, представлявших систему органов прокуратуры. Прокуратуре по правам человека было предложено войти в состав группы, однако, к сожалению, она не ответила на это предложение и не представила информации. Кроме того, в работе группы приняли участие следующие государственные органы: министерство внутренних дел в лице Главного управления по миграции и делам иностранцев и Главного управления уголовно-исполнительных учреждений; Национальная гражданская полиция, которой подчиняется Генеральная инспекция Национальной гражданской полиции, и Академия охраны общественного порядка; министерство обороны; министерство просвещения; а также Сальвадорский институт всестороннего развития детей и подростков.
6. Сальвадорское государство присоединилось к Конвенции против пыток на основании постановления правительства № 688 от 19 октября 1993 года. Впоследствии она была ратифицирована законодательным декретом № 833 от 23 марта 1994 года, опубликованным в официальных ведомостях № 92 от 19 мая 1994 года, в силу чего в нашей стране в полном объеме имеют силу внутренние и международные обязательства, зафиксированные в этом важном международно-правовом акте в области прав человека.
7. В международном плане наша страна вовлечена в процесс глубоких преобразований, которые претерпевает международное сообщество, вместе с теми вызовами, которые возникают в мире растущей глобализации и взаимозависимости и вместе с новыми угрозами миру и международной безопасности, такими, как терроризм, торговля наркотиками и незаконная торговля оружием.
8. Во внутреннем плане были получены значительные успехи в процессе установления мира, начавшегося в 1992 году, когда страна продвинулась вперед по пути развития и укрепления и уважения демократических институтов, проведя также другие реформы, необходимые для того, чтобы попытаться улучшить условия жизни и безопасности населения, при уделении особого внимания тому, что население все настойчивее требует уважения своих основных свобод, обращаясь к компетентным инстанциям для того, чтобы отстоять свои права, направляя заявления и требуя применения закона.
9. В эти последние годы правительство Республики, разрабатывая планы обновления и укрепления институтов государства, было вынуждено действовать в условиях высокого уровня насилия и преступности, подрывающих безопасность личности, социальную стабильность и экономическое развитие страны; эта ситуация стала для всех очевидной, и в обществе сложился консенсус в отношении этих проблем и путей их решения на основе укрепления компетентных институтов безопасности и правосудия, которые стремятся к объединению усилий и действий, чтобы быть на высоте сегодняшних требований. В этом направлении вносятся структурные коррективы в системе судебной власти, Генеральной прокуратуры Республики и Национальной гражданской полиции, главным образом в целях борьбы с насилием, затрагивающим общество в целом и требующим адекватных мер.
10. Постоянная проблема для сальвадорских властей - пресечение и преодоление преступности и насилия, которые в настоящее время приобрели в стране большие масштабы, и обеспечение безопасности граждан. Эта проблема имеет глубокие корни в прошлом и структурные и исторические причины, что заставляет принимать меры в соответствии с ситуацией при постоянном обсуждении с гражданским обществом и его участии.
11. Что касается явления подростково-молодежных шаек и группировок, связанного с развалом семьи и наследием вооруженного конфликта, который переживала страна в 1980-1992 годах, то предпринимаются межведомственные усилия по пресечению их насильственных действий. С этой целью осуществляются основанные на профилактике и привлечении общества программы сдерживания и наказания, реабилитации и возвращения членов молодежных шаек в общество.
12. Стихийные бедствия, обрушившиеся на страну в 2001 году, и явление Эль-Ниньо, последствия которого сказались на Центральной Америке, а также два землетрясения в январе и феврале 2001 года наглядно продемонстрировали уязвимость территории страны и ее населения, потребовав от правительства направить ресурсы государства на ликвидацию последствий этих бедствий и чрезвычайных ситуаций, которые были предназначены для социальной сферы.
13. В этой связи следует отметить, что в ходе периодов действия декретов о введении чрезвычайного положения, принятых из-за стихийных бедствий, соблюдались принципы правового государства и функционирования демократических институтов страны и не отмечалось посягательств на основные права граждан.
ПРАВОВАЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРИМЕНЕНИЯ

КОНВЕНЦИИ
Три ветви государственной власти, государственное устройство

и политическая система
14. Статья 83 Конституции Республики Сальвадор устанавливает: Сальвадор является суверенным государством. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в установленном порядке в пределах, установленных настоящей Конституцией.
15. По своему устройству сальвадорское государство является республиканским, демократическим и представительным.
16. Политическая система Сальвадора является плюралистской и реализуется через деятельность политических партий, которые являются единственным средством обеспечения представительства народа при осуществлении государственной власти. Ее нормы, организация и порядок деятельности подчинены принципам представительной демократии.
17. Существование лишь одной официальной партии несовместимо с демократической системой и с государственным устройством, установленным в Конституции (статья 85 Конституции).
18. Государственная власть исходит от народа. Она осуществляется органами государственной власти, действующими независимо в пределах своих правомочий, установленных настоящей Конституцией и другими законами. Органы государственной власти не вправе делегировать свои правомочия, но сотрудничают между собой при осуществлении своих государственных функций.
19. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную (статья 86 Конституции).
Законодательная власть
20. Законодательная власть осуществляется коллегиальным органом, состоящим из 84 депутатов и 84 заместителей депутатов, переизбираемых каждые три года с возможностью повторного избрания. Депутаты представляют весь народ и не подчиняются никаким императивным мандатам. Они неприкосновенны и никогда не несут ответственности за высказываемые ими мнения и голосование.
21. Законодательное собрание выполняет следующие основные функции:
а) принятие, аутентичное толкование, внесение поправок и отмена законов;
b) ратификация договоров или соглашений, заключаемых исполнительной властью с другими государствами или международными организациями, или отказ в их ратификации;
c) утверждение бюджета доходов и расходов государства, а также внесение в него поправок;
d) избрание поименным открытым голосованием следующих должностных лиц: Председателя и членов Верховного суда, Председателя и членов Верховного избирательного суда, Председателя и членов Счетной палаты Республики, Генерального прокурора Республики, Главного попечителя по делам о неимущих, Прокурора по делам о защите прав человека и членов Национального совета судей;
e) высказывание неодобрения министрам и главам ведомств и руководителям децентрализованных официальных учреждений1;
f) вынесение рекомендаций Президенту Республики о смещении министров или соответствующим органам о смещении должностных лиц самостоятельных официальных учреждений, когда оно считает это целесообразным, и по итогам расследования, проведенного его специальными комиссиями или парламентского слушания, в зависимости от случая. Постановление собрания обязательно, когда оно касается руководителей органов государственной безопасности или разведывательных органов по причинам тяжких нарушений прав человека (статья 131 Конституции).
22. В соответствии со статьей 29 Конституции "равным образом могут быть временно приостановлены гарантии, содержащиеся в статьях 12, вторая часть, и 13, вторая часть, настоящей Конституции с согласия Законодательного собрания, выраженного квалифицированным большинством трех четвертей избранных депутатов; административное задержание на срок свыше 15 дней не допускается".
23. Для своей работы Законодательное собрание создает комиссии в составе депутатов различных партийных фракций. Комиссии по внешним связям, центральноамериканской интеграции и по связям с соотечественниками за рубежом изучают договоры, представляемые на рассмотрение законодательной власти.
24. Комиссия по правосудию и правам человека рассматривает соответствующие вопросы, получает доклады, готовит проекты и документы по правам человека для их рассмотрения и принятия по ним решений. Указанная комиссия поддерживает непосредственные связи с государственными ведомствами, которым поручено следить за соблюдением прав человека, а также уполномочена заслушивать и вызывать должностных лиц и представителей гражданского общества по вопросам прав человека.
Исполнительная власть
25. Президент и вице-президент Республики, министры и заместители министров и подчиненные им должностные лица образуют исполнительную власть.
26. Для ведения государственных дел имеются соответствующие министерства, между которыми распределяются различные функции государственной власти. Каждое министерство находится под руководством министра, который имеет заместителя или заместителей. Заместители министра замещают министров в случаях, установленных законом. Вопросами обороны страны и государственной безопасности ведают два разных министерства. Вопросами государственной безопасности ведает Национальная гражданская полиция, являющаяся специальной организацией, не связанной с вооруженными силами и не допускающей какого-либо своего участия в политической деятельности.
27. "В составе Национальной гражданской полиции действуют подразделения городской полиции и сельской полиции, обеспечивающие общественный порядок, безопасность и спокойствие; она также принимает участие в процессуальных действиях в связи с расследованием преступлений при неукоснительном соблюдении закона и прав человека" (статья 159 Конституции).
28. В начале срока полномочий президента Элиаса Антонио Сака (в 2004 году) было создано несколько государственных ведомств, в том числе вице-министерство по связям с соотечественниками за рубежом, в функции которого входит обеспечение защиты прав человека сальвадорских иммигрантов и членов их семей.
29. В рамках главного управления по правовым вопросам министерства иностранных дел создано управление по правам человека и организована межведомственная комиссия по поиску детей, исчезнувших в результате вооруженного конфликта в Сальвадоре2.
Судебная власть
30. "Судебная власть, которая осуществляется Верховным судом, судебными палатами второй инстанции и другими судами, образуемыми в соответствии с законом, наделена исполнительными правомочиями выносить и приводить в исполнение судебные решения по конституционным, гражданским, уголовным, торговым, трудовым, аграрным и судебно-административным делам, равно как и по иным делам, которые определяет закон.
31. Организация и порядок деятельности судебной власти определяются законом.
32. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции и другим законам.
33. На нужды судебной власти ежегодно выделяется не менее 6% общей суммы доходной части государственного бюджета" (статья 172 Конституции).
34. Верховный суд имеет в своем составе 15 членов, один из которых является главой судебной власти.
35. Имеются суды различных категорий и уровней. Конституция устанавливает систему прохождения судейской службы как гарантию несменяемости и независимости судей.
36. Верховный суд имеет следующие главные функции:
а) рассмотрение дел в порядке ампаро;
b) предоставление в соответствии с законом в необходимых случаях разрешения на приведение в исполнение приговоров, вынесенных иностранными судами;
с) обеспечение контроля за своевременным и полным отправлением правосудия, для чего он принимает меры, которые он считает необходимыми;
d) установление ответственности государственных должностных лиц в случаях, установленных законами;
е) определение наличия оснований приостановления или прекращения гражданских прав в случаях, предусмотренных в пунктах 2 и 4 статьи 74 и пунктах 1, 3, 4 и 5 статьи 75 Конституции, а также соответствующего восстановления прав;
f) принятие мнений и заключений по ходатайствам об освобождении об ответственности или замене мер наказания;
g) назначение членов судов второй инстанции, судей первой инстанции и мировых судей из числа трех кандидатов, представляемых Национальным советом судей, назначение судебно-медицинских экспертов и сотрудников подчиненных им подразделений; отстранение их от должности, принятие решений по их заявлениям об увольнении и предоставление им разрешений на уход со службы (статья 182 Конституции).
37. Деятельность судебной власти регламентируется законом о судейской службе, в статье 1 которого устанавливается: "Настоящий закон имеет своей целью установление порядка прохождения судейской службы, регламентацию служебных обязанностей должностных лиц и других работников судебных органов, установление условий и порядка поступления на судейскую службу, продвижения по службе и повышения в должности на основе результатов работы или квалификации или порядка перемещения, а также установление прав, обязанностей и льгот и дисциплинарных взысканий, применимых в отношении лиц, состоящих на судейской службе.
38. Целью судейской службы является обеспечение высокого профессионализма должностных лиц и работников судебных органов, а также их несменяемости и независимости при осуществлении ими своих обязанностей, что призвано повысить действенность отправления правосудия".
39. При осуществлении своих функций судьи пользуются независимостью в вопросах отправления правосудия. С применением Конвенции непосредственно связаны следующие суды: Верховный суд через свою коллегию по конституционным делам и коллегию по уголовным делам, суды второй инстанции по уголовным делам, следственные суды, суды первой инстанции, суды по делам несовершеннолетних и мировые суды.
40. На всей территории страны имеется 549 судов, из которых 464 рассматривают дела о преступлениях, которые могут быть квалифицированы как преступления пыток; данные об этих судах приводятся в таблице ниже.
Распределение судебных органов


Коллегия по конституционным делам

1

Коллегия по уголовным делам

1

Суды второй инстанции по уголовным делам

5

Суды по делам несовершеннолетних

3

Суды по уголовным и гражданским делам

7

Суды первой инстанции

21

Следственные суды

46

Суды по уголовно-исполнительным делам

10

Суды первой инстанции по делам несовершеннолетних

20

Суды по делам об исполнительном производстве

5

Суды первой инстанции по гражданским и уголовным делам

23

Мировые суды

322

Итого

464


Источник: Верховный суд.
41. После подписания мирных соглашений было достигнуто реальное укрепление трех независимых ветвей государственной власти без вмешательства их в сферу компетенции друг друга при уважении функций, возложенных на них Конституцией Республики.
ГЛАВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВА, СВЯЗАННЫЕ

С ПРИМЕНЕНИЕМ КОНВЕНЦИИ
Прокуратура
42. В систему органов прокуратуры входят Генеральная прокуратура Республики, Ведомство главного попечителя по делам о неимущих и Прокуратура по защите прав человека.
43. "Генеральный прокурор Республики, Главный попечитель по делам о неимущих и Прокурор по защите прав человека избираются Законодательным собранием квалифицированным большинством в две трети голосов избранных депутатов.
44. Они выполняют свои функции в течение трех лет и могут быть переизбраны. Отстранение от должности может быть произведено только на законных основаниях голосами двух третей избранных депутатов.
45. Для того чтобы быть Генеральным прокурором Республики или Главным попечителем по делам о неимущих, необходимо удовлетворять тем же требованиям, которые предъявляются к членам судов второй инстанции.
46. Закон определяет требования, предъявляемые к Прокурору по защите прав человека" (статья 192 Конституции).
47. Правомочия каждого из этих институтов разрабатываются в Конституции.
Генеральная прокуратура Республики
48. Главная функция Генеральной прокуратуры Республики - защищать интересы государства и общества; в ее ведении находится производство следствия и экспертизы по уголовным делам. Генеральная прокуратура в лице прокурора - государственного обвинителя - поддерживает обвинение в суде.
49. На нее возложены следующие основные функции.
50. Генеральному прокурору Республики надлежит:
а) защищать интересы государства и общества;
b) возбуждать судебные дела по своей инициативе или по заявлению потерпевшего в целях защиты законности;
с) давать указания относительно расследования преступления во взаимодействии с Национальной гражданской полицией в порядке, устанавливаемом законом;
d) возбуждать судебные дела по своей инициативе или по заявлению потерпевшего;
е) защищать финансовые интересы и представлять государство во всех судебных делах и во всех договорах о приобретении недвижимого имущества в целом и движимого имущества, служащего предметом судебных споров, а также другого имущества, определяемого законом;
f) принимать меры по привлечению к суду и наказанию обвиняемых в преступлениях посягательства на представителей власти и неуважения к ним;
g) назначать, смещать, разрешать уход со службы и принимать отставку прокуроров, состоящих при Верховном суде, судах второй инстанции, военных трибуналах и судах, разбирающих дела по первой инстанции, а также прокуроров по финансовым делам. Он осуществляет те же полномочия в отношении прочих, подчиняющихся ему должностных лиц и работников.
Ведомства главного попечителя по делам о неимущих
51. Ведомство главного попечителя по делам о неимущих осуществляет защиту юридических интересов частных лиц силами попечителей, осуществляющих юридическое представительство лиц.
52. В функции Главного попечителя по делам неимущего входит следующее:
а) обеспечивать защиту семьи, а также несовершеннолетних и других недееспособных лиц и их интересов;
b) оказывать юридическую помощь малоимущим и представлять их в суде при рассмотрении дел, касающихся их свободы или трудовых прав;
с) назначать, смещать, отстранять от должности и принимать отставку представителей ведомства, состоящих при всех судебных органах Республики, защитников по трудовым делам и других подчиненных ему должностных лиц и сотрудников.
Прокуратура по защите прав человека
53. Прокуратуре по защите прав человека поручена защита всех прав человека лиц по отношению к действиям государства; на Прокурора возложены следующие основные функции:
а) осуществление надзора за уважением и соблюдением прав человека;
b) расследование по своей инициативе или на основании полученного заявления случаев нарушений прав человек;
с) оказание помощи потерпевшим от нарушений прав человека;
d) ходатайствование о применении мер судебного или административного характера в целях защиты прав человека;
е) осуществление надзора за содержанием лиц, лишенных свободы. Он уведомляется о каждом случае задержания и обеспечивает соблюдение установленных законом сроков административного задержания;
f) проведение по своему усмотрению проверок в целях обеспечения соблюдения прав человека;
g) контроль за соблюдением прав граждан органами государственной власти;
h) направление в органы государственной власти предложений по укреплению защиты прав человека;
i) подготовка заключений по поводу законопроектов, затрагивающих осуществление прав человека;
j) представление предложений о мерах, которые он считает необходимыми для предотвращения нарушений прав человека;
k) подготовка выводов и рекомендаций для всеобщего сведения или конфиденциального характера и подготовка и опубликование докладов.
Национальный совет судей
54. Совет является независимым органом, которому поручено представлять кандидатов для назначения членами Верховного суда и судов второй инстанции, а также судьями первой инстанции и мировыми судьями.
55. Национальный совет судей ведает организацией и деятельностью Школы подготовки судебных работников, а также вопросами служебной аттестации судей, представляя по их итогам свои рекомендации Верховному суду, принимающему по ним свои решения.
Школа подготовки судебных работников
56. Школа подготовки судебных работников им. д-ра Артура Салидона Кастрильо подчиняется Национальному совету судей. Ее главные функции - профессиональная подготовка судебных работников.

57. Основные области подготовки: конституционное право и права человека, уголовное право, уголовная юстиция по делам несовершеннолетних, семейное право, правосудие и пол, интеллектуальная собственность, альтернативное урегулирование споров, общее и гражданское процессуальное право, трудовое и торговое право, административное, гражданское, экологическое и финансовое право.


Главное управление уголовно-исполнительных учреждений
58. Осуществляет общее руководство уголовно-исполнительной системы, отвечая за содержание и охрану заключенных и осуществление мер исправления в целях реабилитации и возвращения их в общество.
59. Основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Республики, закон об уголовно-исполнительной системе и соответствующий закон о порядке его осуществления, а также судебные решения.
Главное управление по миграции и делам иностранцев
60. Среди его главных функций - осуществление миграционного контроля в стране и выдача общегражданских и специальных паспортов в соответствии с законом, рассмотрение ходатайств о натурализации иностранцев, рассмотрение заявлений об отказе от сальвадорского гражданства и о его восстановлении, а также осуществление норм, предусмотренных в пункте 3 статьи 90 Конституции.
Национальная гражданская полиция
61. Она является специально образованной структурой, не связанной с вооруженными силами и специально занимающейся охраной общественного порядка, и подчиняется президенту Республики и непосредственно министру, на которого возлагаются функции по охране общественного порядка.
62. В соответствии со своим органическим законом она ставит своей главной целью защиту и обеспечение свободного осуществления прав лиц, предупреждение и пресечение любых преступлений, а также взаимодействие при производстве следственных действий по делам о преступлениях, поддержание внутреннего мира, спокойствия, порядка и безопасности как в городских, так и в сельских районах при неукоснительном соблюдении прав человека.
Национальная школа охраны общественного порядка
63. Национальная школа общественной безопасности создана для подготовки будущих полицейских. Для поступления на службу в Национальную гражданскую полицию необходимо пройти курс обучения в Школе охраны общественного порядка, которая готовит учебные планы, планы набора, а также проводит конкурсные экзамены и систематические проверки работников полиции.
64. В задачи Школы входит подготовка, обучение и специализация в академических и теоретических вопросах сотрудников по охране общественного порядка в целях содействия поддержания демократии и правового государства в интересах людей.
65. В программы обучения в Школе входит изучение прав человека в рамках различных преподаваемых в ней дисциплин, а также изучение законов, имеющих отношение к службе в полиции.
Генеральная инспекция национальной гражданской полиции
66. В ее главные функции входит обеспечение неукоснительного соблюдения дисциплинарного устава Национальной гражданской полиции, а также эффективности и действенности оперативных служб этой структуры, которая обязана соблюдать права человека.
67. Она действует в масштабах всей страны, имея уполномоченного в каждом из 14 департаментов Республики и таким образом играя важную роль по контролю за поведением и дисциплиной работников полиции.
Сальвадорский институт развития детей и подростков (СИДП)
68. В число задач СИДП входит обеспечение всесторонней защиты детей и подростков на территории страны, основу которой составляют права, предоставляемые им Конституцией Республики, Конвенцией о правах ребенка и законодательством о защите несовершеннолетних.
69. Этот орган обязан расследовать любые угрозы или нарушения прав детей и подростков, будь то со стороны родителей, родственников, опекунов, попечителей либо любого органа или должностного лица, при этом Институт уполномочен проводить свои собственные расследования любых правонарушений и уведомлять Генеральную прокуратуру Республики, предлагая ей провести расследование и возбудить судебное дело о преступлении, при наличии его признаков, со стороны родителей, опекунов, попечителей, органов или должностных лиц.
70. В функции СИДП входит помещение несовершеннолетних, подвергающихся риску, и несовершеннолетних правонарушителей в специальные учреждения.
71. В рамках своей сферы деятельности СИДП применяет закон об уголовном правосудии по делам о несовершеннолетних3 в отношении несовершеннолетних, вступающих в конфликт с законом, который вступил в силу в марте 1995 года и был согласован с Конвенцией о правах ребенка в вопросах всесторонней защиты прав человека подростков.
ПРИМЕНЕНИЕ КОНВЕНЦИИ ПРОТИВ ПЫТОК И ДРУГИХ ЖЕСТОКИХ, БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ ИЛИ УНИЖАЮЩИХ ДОСТОИНСТВО ВИДОВ ОБРАЩЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
Статья 1. Определение пыток
72. Конституция Республики Эль-Сальвадор4 запрещает и наказывает за пытки, хотя и не дает конкретного определения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В ряде своих статей, которые будут указаны ниже, Конституция затрагивает другие аспекты, связанные с пытками и другими жестокими, бесчеловечными или унижающими достоинство видами обращения и наказания.
73. В статье 1 Конституции "Человек и задачи государства" устанавливается, что "Сальвадор признает человеческую личность и в качестве источника и цели деятельности государства, которое строится в интересах достижения справедливости, защиты закона и общего блага".
74. В статье 2 Конституции "Личные права" закреплено право на жизнь, на физическую и психическую неприкосновенность, свободу, безопасность и труд, а также другие права.
75. Уголовно-процессуальный кодекс 1998 года считается отражающим современный уровень в этой области и в момент его принятия был признан современным, динамичным и эффективным правовым актом, призванным решать задачи наказания за преступные деяния. В процессе работы над ним редакционная комиссия по вопросам законодательства ставила задачу привести его в соответствие с международно-правовыми актами в области прав человека, ратифицированными нашей страной5.
76. В Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс на протяжении последних лет неоднократно вносились поправки в соответствии с задачами правительства в области безопасности и борьбы с преступностью в условиях острых проблем, связанных с преступным насилием и организованной преступностью, которые усилились в Сальвадоре, и в настоящее время, как и в любом демократическом правовом государстве, необходима их корректировка с учетом сложившихся обстоятельств.
Статья 2. Законодательные, административные, судебные или иные меры по предупреждению актов пыток
77. Начиная с подписания мирных соглашений в 1992 году положение страны продолжает изменяться в позитивном плане, и, хотя не все проблемы решены, нет сомнений в том, что достигнута трансформация сальвадорского общества, а его институты приняли обязательство создать условия, необходимые для более действенного функционирования, благоприятствующие политической стабильности и юридической безопасности и гарантирующие уважения прав человека.
78. Среди основных мер, предпринятых институтами государства, - меры, принятые в отношении порядка действий должностных лиц и их аттестации, постоянная подготовка и обучение, усилия, предпринятые компетентными органами по разъяснению недопустимости применения пыток и того, что виновные в этом преступлении должны быть наказаны, а также устранение административных нарушений в целях недопущения произвольного задержания и/или жестокого обращения. В период, охватываемый настоящим докладом, каких-либо поправок или законов, непосредственно касающихся пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения и наказания, принято не было.
79. В административном плане Национальная гражданская полиция действует на основании дисциплинарного устава, в котором указаны дисциплинарные и административные нарушения, полагающиеся за них взыскания, компетентные органы и процедуры расследования и наложения взысканий; устав распространяется на весь личный состав вне зависимости от места работы и функционального или административного положения.
80. Начиная с 1999 года Национальная гражданская полиция предприняла меры по оценке работы ее сотрудников по соблюдению дисциплинарного устава, и в 2000 году была создана комиссия по проведению чистки в национальной гражданской полиции в целях аттестации личного состава полиции.
81. В рамках результатов, полученных Комиссией по проведению чистки, в 2000 2002 годах было начато дисциплинарное разбирательство в связи с нарушениями прав человека в отношении 42 сотрудников полиции, из которых 14 были отстранены от должности, 28 – временно отстранены без выплаты оклада содержания за должностные злоупотребления и бесчеловечное, унижающее достоинство и дискриминационное обращение.
82. Что касается статистических данных о привлеченных к ответственности работниках полиции, то Национальная гражданская полиция сообщила, что с 2000 года по конец 2006 года за превышение власти были привлечены к ответственности 40 работников полиции и 1 административный сотрудник.
83. В связи с положениями статьи 19 органического закона о национальной гражданской полиции дисциплинарный устав гласит следующее: "В случае несоблюдения Кодекса поведения должностных обязанностей или законов Республики сотрудники Национальной гражданской полиции наказываются наложением следующих дисциплинарных взысканий в зависимости от тяжести допущенного нарушения:
а) устный выговор;
b) письменный выговор;
c) арест без выплаты оклада на срок до пяти суток;
d) временное отстранение от должности без выплаты оклада;
e) понижение в должности;
f) перевод с выплатой или без выплаты возмещения; и
g) увольнение".
84. Статья 27 дисциплинарного устава устанавливает порядок рассмотрения проступков и вынесения соответствующих взысканий в отношении должностных лиц НГП.
85. В случае проступков налагаются следующие взыскания:
"а) Устный выговор: устное порицание со стороны соответствующего начальника, имеющего право налагать взыскание на подчиненного с занесением выговора в личное дело.
b) Письменный выговор: письменный выговор со стороны компетентного начальника, имеющего право налагать такое взыскание на подчиненного.
с) Арест: предусматривает содержание арестованного в своем служебном помещении или месте, определенном для отбытия наказания. Отбывается в виде полных и непрерывных дней и не может составлять меньше одних суток или больше пяти суток. В период ареста арестованный отстраняется от исполнения служебных обязанностей и не получает оклада за период ареста. Такое взыскание не затрагивает пособия, обязанности и отчисления, причитающиеся получившему взыскание сотруднику полиции.
d) Временное отстранение от должности без выплаты оклада. Лишение права исполнять должностные обязанности и прекращение выплаты денежного довольствия, а также права ношения формы и знаков различия и права повышения по службе, которые могут иметь сотрудники, на которых наложено взыскание. Оно вводится в действие немедленно при уведомлении соответствующего управления кадров пропорционально общим отчислениям. Оно не может иметь продолжительность меньше одного дня или больше 15 дней.
86. Такое отстранение от должности не затрагивает пособий, обязательств и льгот по социальному страхованию соответствующих сотрудников полиции, на которого наложено взыскание" (статья 33 дисциплинарного устава).
87. Меры взыскания, назначаемые в случае тяжких проступков:
а) расследование тяжкого проступка относится к компетенции Генеральной инспекции Национальной гражданской полиции, которое производится силами дисциплинарной группы, группы внутренних расследований (когда речь идет о преступлениях) и начальниками служб с привлечением их соответствующих дисциплинарных подразделений в соответствии с положениями статьи 40 дисциплинарного устава.
b) в статье 37 дисциплинарного устава указаны 32 нарушения, представляющие собой тяжкие проступки в соответствии с положениями устава;
с) решения в случае такого рода проступков относятся к компетенции дисциплинарных трибуналов.
88. Виды наказаний за серьезные проступки указаны в статье 34 дисциплинарного устава:
"а) отстранение от должности без выплаты оклада: предусматривает лишение в течение срока наказания оклада содержания и права выполнять любые функции, соответствующие должности, права использования и его личных предметов оснащения и обмундирования, а также ношения знаков различия, при этом срок взыскания не засчитывается в срок выслуги лет для целей повышения в должности. Исполняется немедленно отделом кадров. Не может составлять менее 16 дней или более 180 дней, равно как и затрагивать обязанности и отчисления по социальному страхованию, соответствующее получившему взыскание сотруднику полиции.
b) Понижение в звании: понижение в звании до непосредственно предшествовавшего званию до наложения взыскания, которое также предусматривает соответствующее изменение формы обращения. Не применяется в случае административного персонала.
с) Увольнение из полиции: заключается в окончательном прекращении функций и полномочий сотрудника полиции с утратой им всех прав, вытекающих из состояния на службе в полиции, и в запрещении вновь поступать на службу в Национальную гражданскую полицию, а также в окончательном прекращении трудового соглашения без выплаты оклада или пособий".
89. В статье 19 органического закона о национальной гражданской полиции к этим мерам взыскания добавляется смещение с должности с выплатой компенсации или без таковой.
90. В системе Национальной гражданской полиции существует группа по правам человека в составе трех отделов: а) отдела информационного обеспечения, цель которого заключается в информировании и повышении осведомленности о нормативных актах в области прав человека, касающихся работы в полиции, и координации с другими учреждениями, занимающимися вопросами поощрения и защиты этих прав, в целях повышения эффективности работы полиции; b) отдела защиты, которому поручена проверка соблюдения ныне действующих нормативных актов в области прав человека в рамках деятельности полиции как внутри, так и во вне ее системы; с)  административного отдела, который координирует и осуществляет деятельность административного и материально-технического характера.
91. Генеральная инспекция национальной гражданской полиции сообщила, что, осуществляя свои функции по проведению инспекции подразделений полиции, она может констатировать, что не выявлено систематической практики пыток при проведении допросов, помимо того что в органическом законе о национальной гражданской полиции в главе IV кодекса поведения в подпункте 4 статьи 13 устанавливается: "Не вправе причинять, провоцировать или попустительствовать каким бы то ни было актам пыток или другим видам жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания, равно как и ссылаться на приказ начальника или такие особые обстоятельства, как состояние войны и угроза войны, угроза национальной безопасности, внутренняя политическая нестабильность или любые другие виды чрезвычайного положения в обществе, в качестве оправдания пыток или других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания"; любой сотрудник полиции, нарушающий указанную норму, подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности в соответствии со степенью тяжести проступка, как правило с наложением дисциплинарных взысканий.
92. В рамках своей деятельности Прокуратура по защите прав человека сообщила о случаях пыток задержанных, посчитав установленным нарушение права на личную неприкосновенность при осуществлении процедур задержания и допроса. В этой связи Национальная гражданская полиция отмечала, что проведение допроса не предусматривает каких-либо процедур, нарушающих права человека.
93. Школа охраны общественного порядка, которой поручена базовая подготовка сотрудников полиции, включила изучение и осуществление прав человека в рамках различных учебных курсов, преподаваемых слушателям, включая Конвенцию против пыток, в числе международных пактов и конвенций, имеющих отношение к деятельности полиции.
94. Деятельностью уголовно-исполнительной системы руководит Главное управление уголовно-исполнительных учреждений министерства охраны общественного порядка и юстиции, которое в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики, законом об уголовно-исполнительных учреждениях 1998 года и положением, регламентирующим его деятельность, которое вступило в силу в 2000 году, а также судебными решениями. После внесения поправок в закон об уголовно-исполнительных учреждениях в 2006 году Главное управление уголовно-исполнительных учреждений получило возможность осуществлять более широкий контроль над деятельностью уголовно-исполнительных учреждений, в том числе с привлечением судебных органов.
95. Одна из проблем уголовно-исполнительной системы страны - акты насилия и бунты в различных уголовно-исполнительных учреждениях. Было признано, что в числе причин такой ситуации - скученность, переполненность, недостаточность бюджета, бездеятельность заключенных, совместное содержание правонарушителей разных категорий, таких, как уголовные преступники, члены преступных групп и члены молодежных банд, при этом в ряде случаев убийства были связаны со сведением счетов между членами преступных сообществ и с другими деяниями, связанными с наркотиками и организованной преступностью.
96. Администрация уголовно-исполнительных учреждений принимает меры по обеспечению контроля за заключенными и обеспечению защиты и неприкосновенности осужденных, усилению режима безопасности по недопущению переноса на их территорию наркотиков или оружия; с этой целью были приняты важные нормы, регламентирующие деятельность уголовно-исполнительной системы страны, и изыскиваются необходимые средства для модернизации и проведения другой деятельности, необходимой для перевоспитания осужденных.
97. В июле 2006 года были приняты поправки к закону об уголовно-исполнительных учреждениях после обсуждения с организациями, связанными с применением этого закона, что позволило усилить меры безопасности в различных уголовно-исполнительных учреждениях страны и предпринять усилия по воспрепятствованию появлению в них сведений и предметов, способствующих организации осужденными преступных деяний. В соответствии с поправками, внесенными в указанный закон, устанавливается обязательное ношение одежды установленного образца, которая не будет в какой-либо мере унижать достоинство, обязательное участие в деятельности программ пенитенциарного перевоспитания и использование технических средств и объектов уголовно-исполнительных учреждений. Кроме того, запрещается хранение денег и ценных предметов, а также порнографических и содержащих сцены насилия материалов, устройств связи и электронных, электрических или работающих на батареях аппаратов, таких, как сотовые телефоны, электроплитки, радиостанции и вентиляторы для личного использования.
98. Кроме того, все лица, получающие свидание с осужденными в уголовно-исполнительных учреждениях, должны сообщить о себе основные данные и иметь удостоверение личности.
99. В статье 5 закона об уголовно-исполнительных учреждениях устанавливается: "При исполнении наказаний категорически запрещается применение пыток и унижающих достоинство актов и процедур.
100. Запрещается дискриминация любого осужденного по признаку гражданства, пола, расы, религии, политических симпатий или убеждений материального или социального положения или любого иного обстоятельства".
101. Поэтому применение пыток и осуществление актов или процедур, унижающих человеческое достоинство при исполнении наказаний прямо запрещается. В этой связи в законе об уголовно-исполнительных учреждениях в подпункте 2 статьи 128 устанавливается:
"Дисциплинарные меры налагаются таким образом, чтобы они не затрагивали здоровье и достоинство осужденного.
Запрещается применение физических мер дисциплинарного воздействия, включая, в частности, помещение в темную камеру, а также применение любых других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения.
Привлечение какого-либо осужденного для приведения в исполнение дисциплинарных мер не допускается.
Дисциплинарная комиссия вправе отменить меру взыскания, приостановить приведение ее в исполнение или заменить ее на менее строгую, если она считает, что она не является необходимой для поддержания порядка в учреждении или повредит достижению целей настоящего закона".
102. Кроме того, Ведомство Главного попечителя по делам о неимущих уполномочено выявлять нарушения закона в части нарушений прав человека. В этой связи оно оказывает техническое содействие в местах содержания задержанных, обращается к содействию прокуратуры или Национальной гражданской полиции и таким образом может определять наличие физического или психологического вреда или оказания чрезмерного давления, и в случае подозрений у государственного защитника последний обязан потребовать проведения судебно-медицинской экспертизы, которая будет оцениваться в качестве доказательства в уголовном судопроизводстве, или в крайнем случае потребовать возбуждения уголовного дела в целях выявления виновных.
103. Что касается административных мер, налагаемых в вооруженных силах, то в соответствии с Кодексом военной юстиции и дисциплинарным уставом нарушения, совершенные в результате жестокого обращения или превышения власти, наказываются в соответствии со статьей 113 Кодекса военной юстиции, которая устанавливает следующее: "Превышение власти военнослужащим, в результате которого причинен вред подчиненному, или жестокое с ним обращение с использованием своей власти наказывается тюремным заключением на срок от одного года до трех лет, без ущерба также для привлечения к ответственности за это преступление в гражданском суде.
104. Те же действия, совершенные в отношении подчиненного, проходящего обучение или выполняющего задачи по несению службы с оружием, или в присутствии других военнослужащих наказываются той же мерой, увеличенной на треть".
105. Если превышение власти заключается в деяниях, не предусмотренных в указанной выше статье, начальник наказывается в административном порядке вплоть до увольнения со службы в соответствии с результатами расследования проведенного "Судом чести", создаваемым на основании статьи 17 закона о службе в вооруженных силах.
106. Согласно данным военной статистики, не было совершенно каких-либо деяний, которые могли бы квалифицироваться как пытки, хотя и были зарегистрированы действия, связанные с превышением полномочий или власти, которые не обязательно были связаны с физическим плохим обращением, а могли быть связаны со словесными оскорблениями. В этой связи с 2000-2006 годах министерство национальной обороны сообщило в общей сложности о 12 расследованиях, из которых 8 были проведены в отношении офицеров различных званий, а 4 - солдат и сержантов.
107. В мае 1993 года Управление по правам человека Генерального штаба вооруженных сил перешло в подчинение министерства национальной обороны и было преобразовано в Департамент по правам человека, которому поручено содействовать разъяснению, просвещению и оценке прав человека внутри вооруженных сил в координации с национальными или международными организациями по правам человека, а также осуществлять контроль за неукоснительным применением закона в отношении личного состава вооруженных сил.
108. Сальвадорский институт развития детей и подростков (СИДП)6. В соответствии с законом о его создании, пункт k) статьи 4, он обязан: "Представлять исполнительной власти через руководящий орган, отвечающий за проведение в стране политики помощи несовершеннолетним, направления указанной политики для их обсуждения, утверждения и включения в план работы правительства". В качестве такого руководящего органа СИДП поручена разработка комплексной национальной политики оказания помощи несовершеннолетним, и в этой связи он намечает направления деятельности по осуществлению их прав и защите и поощрению всестороннего развития, равенства и недискриминации. В соответствии с общими правилами СИДП помещение в специальные учреждения рассматривается как исключительная мера.

109. С момента вступления в силу поправок к закону о правосудии по делам несовершеннолетних в ведении СИДП находятся учреждения по перевоспитанию несовершеннолетних, где содержатся несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 12 до 18 лет, которые отбывают вынесенные им наказания. Имеется пять перевоспитательных учреждений: перевоспитательное учреждение "Сендеро де Ла Либертад" (для несовершеннолетних женского пола); перевоспитательное учреждение "Либертад" (для несовершеннолетних мужского пола); перевоспитательное учреждение "Эспино"; перевоспитательное учреждение "Тонакатепеке"; а также альтернативное учреждение для молодых правонарушителей. Содержащиеся в них осужденные пользуются своими правами, и им должна быть гарантирована физическая и психическая неприкосновенность.


110. В функции этих учреждений, в частности, входит следующее: 1) обеспечение в соответствии с Конституцией и Конвенцией о правах ребенка физической и психической защиты подростков, отбывающих какое-либо наказание; 2) административное руководство, организация и поддержание порядка в учреждениях для несовершеннолетних в целях обеспечения действенного контроля за исполнением мер наказания. Деятельность учреждений координируется различными государственными органами: министерством просвещения применительно к программам школьного обучения, министерством здравоохранения и социальной помощи в вопросах медицинского обслуживания, министерством труда и социального обеспечения в вопросах профессионального обучения, а также муниципальными органами, на которых лежит задача содействия созданию благоприятных социальных условий. В их работе также принимают участие неправительственные организации и частные предприятия, занимающиеся профессионально-техническим обучением.
111. Дети и подростки мужского и женского пола, пострадавшие от жестокого обращения, безнадзорности и беспризорности, помещаются в специальные учреждения. следующая страница >>