Организация исследовательской работы по краеведению - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации для написания научно-исследовательской... 1 265.92kb.
Организация внеурочной деятельности младших школьников по литературному... 1 95.43kb.
Для проведения лабораторных работ по большинству дисциплин специальности... 1 66.89kb.
«Видишь ли, у нас тут надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться... 1 86.13kb.
Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся... 1 34.71kb.
Общая характеристика специальности 040104 – организация работы с... 2 412.35kb.
Методические указания к выполнению дипломной работы 1 322.95kb.
Моу сош №10 Беликова О. Н., Красильникова Е. В. Роль исследовательской... 1 46.74kb.
А. М. Горького Отдел научно-исследовательской и методической работы... 7 2543.5kb.
Исследовательская работа по краеведению причины возникновения кустарного... 1 183.54kb.
Исследовательской работы: «Нужна ли нам жевательная резинка» 1 86.68kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей 1 500.52kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Организация исследовательской работы по краеведению - страница №1/1

Организация исследовательской работы по краеведению


Краеведение - явление чрезвычайно многоплановое, под которым сегодня понимают и воспитательную работу со школьниками, и сбор информации по истории конкретной местности, и просветительскую деятельность. В этом перечне особняком стоит понимание краеведения как особого метода исследовательской деятельности по изучения отдельных местностей.

Краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания несет в себе уникальную возможность комплексного формирования личности, через преемственность разнонаправленного исторического, то есть, адаптационного, опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте. Правильно организовывать краеведческие исследования со школьниками возможно лишь правильно формулируя воспитательные и научные задачи этих исследований, используя современную методологическую основу.

Главным в краеведческой работе со школьниками является педагогический аспект: во-первых, его дидактическая (образовательная) сторона, предусматривающая овладение детьми современными методами краеведческих исследований, а во-вторых, воспитательная, то есть адаптационная сторона этих исследований.

Известно, что российское учительство издавна считало своим долгом не только нести людям "свет знаний", но и активно исследовать традиции народной жизни. Учителя не оставляли попыток реализовать себя как граждан великой страны, они не позволили исчезнуть школьному краеведению из жизни нашего общества, они остаются в авангарде краеведческого движения России и в настоящее время.[1]

На современном этапе в деле организации краеведческого исследования большая роль сохраняется также за педагогом. Использовать всю палитру возможностей краеведения удается только при глубоком взаимодействии педагога и ребенка. Проведение простейшего краеведческого исследования требует не только усилия юного исследователя, но и серьезного педагогического руководства.

Однако педагог, организующий краеведческая деятельность школьников, должен помочь избежать ошибок, подстерегающих юных краеведов в ходе исследования и написания работы по результатам исследования. Прежде всего, ребенка необходимо научить методологически правильно проводить натурное исследование объекта изучения (то есть, вести полевые и камеральные работы), научить проводить элементарный библиографический поиск опубликованных материалов на избранную тему, продуктивно знакомиться с соответствующей исследовательской литературой; изучать опубликованные материалы (периодику, документы, справочники, монографии и др.), работать в архивах и музеях. В конце концов, правильно составлять отчет (справку, доклад) о проделанной работе, уметь написать тезисы своего доклада, подготовить свое исследование для печати.

Необходимо помочь юному краеведу с выбором темы, формы и методов исследования, так чтобы выбор соответствовал возрасту школьника, уровню его знаний. Опасно как занизить, так и завысить уровень сложности исследования, обусловленный избранной темой. Необходимо стремиться строить исследование юного краеведа в его "зоне ближайшего развития", когда ребенок способен освоить новое с помощью взрослого. Кроме этого, тема краеведческой работы должна быть избрана с учетом возрастной психологии подростка, соответствовать его интересам, то есть должна быть не просто занимательна, но и способствовать развитию личности.

Важно помочь юному краеведу построить свою работу таким образом, чтобы он ясно осознавал общественный смысл проводимого исследования, его экономический, культурный и нравственный потенциал. Ребенку надо указать не только на правила научного исследования, но и на необходимость научной этики, правильное понимание своего места в процессе работы, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации, на коллектив единомышленников, на имена педагогов и научных руководителей.

Едва ли не главным аспектом в подготовке и участии в научно-практических детско-юношеских конференциях является умение подростка представить свое краеведческое исследование, рассказать о нем. Для этого необходимо научить его правильно изготовить наглядные пособия и правильно использовать их во время выступления. Необходимо готовить ребенка к устному изложению материала на аудитории, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы. В конце концов, ребенок должен уметь анализировать свои ошибки, уметь дать оценку работам коллег, уметь сравнивать свое исследование с исследованиями близкими по теме.

Рассмотрим более детально основные подходы к организации исследовательской деятельности школьного краеведения.



Формы реализации:

Исследовательская работа по краеведению может быть организована через различные формы организации деятельности учащихся:

1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана (истории, обществознания литературы, ознакомления с окружающим миром и т.д.). При этом реализуется проблемный подход к ведению урока - представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным в качестве домашних заданиям (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему с режессурой научной дискуссии с формулировкой выводов.

2. Обновление содержания образования через введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «Основы исследовательской деятельности», в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей (в том числе краеведения) и отработке постановке и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий и последующей их презентации на уроках.

3. Элективные и специальные курсы на школьном уровне для учащихся любых классов (к примеру в рамках предпрофильного и профильного обучения) в области различных гуманитарных наук, рассматривающих вопросы исторического краеведения, которые строятся на основе выполнения исследовательских работ.

4. Группы дополнительного образования краеведческой направленности с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата как законченной исследовательской работы.

5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.

6. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности.

7. Индивидуальная исследовательская деятельность учащихся совместно с педагогом – консультантом.

8. Клуб, молодежное объединение (юношеское научное общество, малая академия наук и др.).

9. В рамках деятельности актива школьного музея.

Результаты

Организация различных форм краеведческого исследования предполагает и получение разных по форме представления и качеству результатов.

Качественные результаты исследовательского обучения разделяются на две части.

Первая – формальная – соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Здесь важна не объективная значимость представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому важны личностные мотивы учащегося и его самооценка при выполнении исследовательской работы.

Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции.

формы представления исследовательских работ

Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (научный доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Наиболее распространенная форма представления - учебно-исследовательская работа учащихся.



Учебно-исследовательская работа учащихся

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Данная структура организации исследования характерна и для учебно-исследовательской работы учащихся по краеведению.

Этапы учебно - исследовательской работы:

• I этап. Выбор и формулировка темы.

• II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и

• составление библиографии.

• III этап. Составление плана.

• IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств.

• V этап. Оформление результатов работы.

• VI этап. Презентация результатов проделанной работы на научной конференции.



Выбор темы проекта

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы. Правильно выбрать тему исследования - значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.

литературоведение, история, краеведение, лингвистика, этнография, ономастика,


  • Главный критерий при выборе темы- личность ребенка, сфера его интересов. Девочка с математическими способностями анализирует деятельность благотворительного общества с помощью диаграмм. Хорошо рисующая девочка исследует особенности одежды. Мальчик, интересующийся оружием, знакомится с воспоминаниями ветерана войны о битве за Ленинград, а девочка с наклонностями начинающего психолога пытается с этих позиций изучить мемуары свидетеля эпохи.

  • Второй критерий - актуальность, общественная значимость темы. Прежде всего надо исследовать те проблемы, которые предыдущими поколениями не были затронуты. Поэтому опираемся на необработанные, не проанализированные источники из архивов, запасников музеев. Возможна работа на основе изученных материалов, но в том случае, если мнение предыдущих авторов расходится со взглядами нынешнего исследователя.

  • Практическая потребность. Например, необходимость обработать материалы экспедиции.

Формулировка темы может сложиться позднее, корректироваться. Удачная формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая предпосылки успеха для работы в целом. Когда тема будет отвечать этим требованиям и будет раскрываться «по законам исследования», у ребенка будет формироваться умение соотносить такие понятия, как «тема», «проблема», «задача исследования», «пути решения проблемы». Ученые отмечают, что умение видеть проблему – одно из базовых умений исследователя. Практически любая работа при правильном подходе и, если преподнести ее под оригинальным углом зрения, будет актуальной. Но все это возможно только при условии полного владения информацией.

Давайте рассмотрим на примере (из опыта Зартиновой Л.А.):



Проблема: фольклор буйских удмуртов имеет существенные отличия от фольклора удмуртов других территорий

Тема: песенный фольклор буйских удмуртов

Название работы: «Даур куараос» (Голоса из веков)

Названия исследовательских работ должны носить оригинальный характер, должны привлечь внимание, не всегда обязательно полностью будут совпадать с темой исследовательской работы.

Темы исследовательских работ учащихся по краеведению из опыта конкурсного движения Куединского района:

литературоведение краеведение: «История России в частушках»,



  • историческое краеведение: «История войны, застывшее в камне», «Жертвы политических репрессий Куединского района», «Народ и армия едины», «История Красноярского сельского совета».

  • лингвистика: «Не русский я, но россиянин», «Речевая культура современных школьников»,

  • этнография: «Нянь (хлеб)»,

  • ономастика: «Топонимика реки Буй»

  • родословие: «Пишем семейную книгу», «Корнями дерево сильно», «Генеалогическое древо моей семьи»

  • персоналии: «Одна история – одна судьба…»

  • церковное краеведение: «Христианская церковь Прикамья. История православных храмов в Куединских землях XIX – XX в.

Практическое задание №6:

Сформулируйте несколько тем исследовательской работы, актуальных для вашей местности по представленным направлениям краеведения (литературоведение краеведение, историческое краеведение, лингвистика, этнография, ономастика, родословие, персоналии, церковное краеведение:).

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное науке, что предстоит открыть, доказать. Далее необходимо определить объект исследования. Объект исследования – это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться, источник необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен, очерчивает только то, что непосредственно будет изучаться в данной работе из каждого объекта. Например, объектом исследования является фольклор буйских удмуртов, предмет исследований – песенный фольклор буйских удмуртов, его особенности, исторические условия формирования.

Цель выражается кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь; начинается с глаголов «выяснить», «выявить», «обосновать», «сформировать» и др. Цель конкретизируется и развивается в задачах, состоящих из комплекса конкретных проблем, выполнение которых ведет к достижению цели. К примеру цель: изучить особенности песенного фольклора буйских удмуртов

Экспериментальные исследования требуют выдвижения гипотезы – развернутого предположения, где изложена технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели. Гипотез может быть несколько – какие-то подтвердятся, какие-то – нет.

Гипотеза – это утверждение, требующее доказательства. То есть, гипотеза – это как бы уже предполагаемый итог, результат, это фраза, или формула, которые должны получиться в конце проделанной исследовательской работы, поэтому она должна формулироваться не как вопрос, и не как сама по себе проблема (проблема формулируется в тексте обычно перед самой гипотезой, то есть текст должен содержать и формулировку проблемы и формулировку гипотезы), а как повествовательно-утвердительная фраза (это как бы уже вывод, только сделанный предварительно, еще до самого исследования).

К примеру: гипотеза - особенностями песенного фольклора буйских удмуртов являются – заимствование башкирских песенных традиций, сохранение архаичных форм песенной культуры удмуртского народа, обусловленных длительным тесным проживанием с башкирами, ранним отлучением удмуртской диаспоры и дальнейшим локальным развитием песенного искусства.



Варианты формулировок гипотез

Составление плана исследования

Предварительно необходимо составить план исследования. Надо учесть, что при проведении работы возникает необходимость дорабатывать и совершенствовать план. Исследование – живой и творческий процесс, что-то нужно дополнить, отчего –то отказаться. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Для этого необходимо определить, какими инструментами или методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Список возможных путей и методов исследования:

· изучить литературу о том, что исследуешь;

· посмотреть кино- и телефильмы по этой проблеме;

· обратиться к Интернет;

· изучить документальные источники в архивах, музеях;

· провести опрос населения;

· организовать переписку;

· понаблюдать;

· провести эксперимент (реконструкцию);

· провести сбор полевого материала;

· подвести итоги (сделать выводы и умозаключение) и подготовиться к защите.

План может быть составлен по следующей схеме:



Этапы

Формы и методы работы

Срок исполнения

Отметка руководителя о выполнении

Выбор темы

Формулировка проблемы, темы







Постановка задач

Формулировка объекта, предмета исследования, гипотезы, целей и задач исследования, планирование деятельности.







Фиксация и предварительная обработка данных

1. Изучить литературу, Интернет - ресурсы










2. …










3. …







Обработка результатов исследований и проверка гипотезы

Обработка текстовой, иллюстративной, виде, аудио-информации. Структурирование материала. Формулировка умозаключения.







Оформление результатов работы

Текстовое оформление в соответствии с требованиями творческой работы. Подготовка приложений.







Представление исследовательской работы










Выбор методик и методов исследования определяется характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы должны быть простыми и доступными для школьников. В краеведческих исследованиях наиболее применимыми методами являются:

· наблюдение,

· эксперимент,

· работа с литературными источниками,

· интервью,

· опросы,

· обработка статистических и опытных данных,

· исследование исторических находок и документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников (работа в архивах, музеях),

· проведение полевых исследований.

Подбор и обработка данных:

Работа с источниками:



Работа с литературой

Работа с архивными материалами ("Как установить судьбу военнослужащего, погибшего или без вести пропавшего во время Великой Отечественной войны")

Анализ исторического источника

Сбор полевого этнографического материала

Подведение итогов работы

Любая работа требует выводов и заключения. Выводы нужны для того, чтобы кратко охарактеризовать основные результаты, к которым пришел автор в процессе работы. На данном этапе гипотезы сопоставляются с полученными результатами исследования, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований, как вывод Кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Утверждающее содержание вывода - это то, на чем настаивает автор, что он готов защищать и отстаивать; иными словами, выводы - это убеждения автора работы, за которые он готов бороться. Формулировки выводов должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного - трех пунктов.

Особо следует остановиться на случае, когда все выдвинутые гипотезы не подтверждаются. Результат исследований – отрицательный. Но это тоже результат и заслуживает внимания при формулиолвке выводов и перспективы дальнейшего исследования.

Представление исследовательской работы

Практическое задание №7:

Составьте план проведения исследования по любой теме по краеведению в соответствии с предложенной схемой:

Тема исследовательской работы:_________________________________________________


Этапы

Формы и методы работы

Срок исполнения

Отметка руководителя о выполнении

Выбор темы

Формулировка проблемы, темы:

Проблема:______________________

Тема:__________________________








Постановка задач

Формулировка объекта, предмета исследования, гипотезы, целей и задач исследования, планирование деятельности.

Объект исследования:____________

Предмет исследования:___________

Гипотеза:_______________________

Цель:___________________________

Задачи:_________________________









Фиксация и предварительная обработка данных

1. Изучить литературу, Интернет - ресурсы










2. Методы исследования:__________










3. …







Обработка результатов исследований и проверка гипотезы

Обработка текстовой, иллюстративной, виде, аудио-информации. Структурирование материала. Формулировка умозаключения.







Оформление результатов работы

Текстовое оформление в соответствии с требованиями творческой работы. Подготовка приложений.







Представление исследовательской работы










[1] Ю.С. Самохин «Как помочь учителю-краеведу. Место педагога в краеведческих исследованиях со школьниками»



http://kraevedenie.chat.ru/articls_sam/help_tsh.htm Сетевой альманах Ю.С. Самохина «Вопросы краеведения»