Организационно – деятельностные игры - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Организационно – деятельностные игры - страница №1/1

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе образования, расширения возможностей образовательной среды, создания дополнительных пространств самореализации учащихся с учётом урочной и внеурочной деятельности. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, организационно – деятельностные игры, тренинги, социализация учащихся в ходе познавательной деятельности, социализация учащихся средствами общественной и трудовой деятельности.

Ролевые игры. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Игроки могут достаточно свободно импровизировать в рамках правил и выбранных персонажей, определяя направление и исход игры. По сути, сам процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем.

Для организации и проведения ролевых игр различных видов (на развитие компетенций, моделирующих, социодраматических, идентификационных, социометрических и др.), могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые.



Организационно – деятельностные игры. Комплекс организационно -деятельностных игр обеспечивает последовательность переходов от стандартной ситуации к нестандартной, постепенное изменение личностной позиции. Его реализация создаёт предметную основу для овладения целостной деятельностью в условиях проектирования среды. Таким образом, организационно - деятельностные игры могут выступать интегрирующим звеном процесса воспитания и социализации, помогающим учащимся практически использовать знания и умения из различных дисциплин на основе их личностного самоопределения.

При организации и проведении организационно - деятельностных игр предполагает соблюдение следующих основных требований.



  1. Целенаправленности: организационно - деятельностные игры являются средством воспитания и социализации и поэтому должны служить чётко принятой цели.

  2. Деятельности: любое действие, процесс и результат в игре подвергаются осмыслению с точки зрения ценности деятельности, что позволяет моделировать её и вырабатывать личностную концепцию развития на перспективу.

  3. Целостности: организационно-педагогические игры проектируются как целостная система педагогической деятельности и позволяют интегрировать в единое целое различные компоненты профессиональной подготовки, теоретическое и практическое обучение, психолого-педагогическую и специальную подготовку.

  4. Самодеятельности, самоорганизации и саморазвития: действия в организационно – деятельностных играх должно быть произведено участниками, прежде всего по отношению к самому себе – это пересмотр своей личной позиции, отказ от стереотипов, постановка целей, определение способов и средств деятельности, достижение результатов и рефлексия.

  5. Диалогизации: игра строится на принципах плюрализма мнений и позиционного равенства участников.

  6. Персонализации: игра закрепляет за каждым участником личную ответственность и авторство в любом высказывании, выступлении, действии.

Организационно – деятельностные игры предполагают решения следующих задач:

  1. Формирование направленности личности и формирование компетенции.

  2. Формирование стратегических умений (способности ориентироваться в системе деятельности, определять место и цели собственной деятельности в целом и её основных этапов в соответствии с общими целями обучения и воспитания).

  3. Развитие способностей к самоопределению и рефлексии.

  4. Интеграция имеющихся разносторонних знаний участников и обучение способам их применения в практической деятельности.

Наиболее полно организационно - деятельностные игры реализуют свои интегративные функции в подростковый период развития. Этот факт полностью обуславливает использование организационно - деятельностных игр для реализации целей и задач воспитания и социализации. В данной модели системообразующим элементом выступают взрослые участники образовательного процесса. Именно от них зависит качественное состояние образовательной среды. Результаты организационно - деятельностных игр распространяются на все процессы, происходящие в Центре, и качественно влияют на весь спектр взаимодействий и взаимоотношений в коллективе.

Тренинги. Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении — может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления. Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы. Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов: принцип активности, принцип исследовательской творческой позиции, принцип объективации (осознания) поведения; принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.
Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы социально-психологического тренинга. Она отличает эту работу от других методов обучения и психологического воздействия. Кроме специфических принципов работы тренинговых групп, можно говорить и о специфическом принципе работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эффективность тренинга во многом зависит не только адекватности осуществляемой тренером диагностики, но и того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели. Первый шаг в решении задачи выбора средств — это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым относится: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика. Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:
1) содержанием тренинга,
2) особенностями группы,
3) особенностями ситуации,
4) возможностями тренера.

Личностноориентированная коллективная творческая деятельность.

КТД выполняют две основные задачи: развивают отношения в коллективе, создают условия для развития каждого. По видам деятельности КТД классифицируется как общественно-политические, трудовые, познавательные, художественные, спортивные и др.

Этапы КТД:

1. Предварительная работа воспитателей – определение воспитательных задач, наметка исходных направляющих действий, стартовая беседа с детьми.

2. Коллективное планирование – главная роль принадлежит подросткам. Ответ на поставленные задачи и вопросы ищутся в микроколлективах – каждый высказывает своё мнение. Затем собирается весь коллектив на стартовый сбор. После обсуждения принимается проект КТД. Выбирается совет дела.

3. Подготовка КТД – созданный проект КТД уточняется и конкретизируется сначала советом дела, затем в микроколлективах, которые начинают работы по воплощению отдельных частей общего замысла.

4. Проведение КТД – выполнение работ, реализация проекта.

5. Подведение итогов – итоговый сбор. Обсуждение, анализ, «плюсы» и «минусы».

6. Стадия ближайшего последствия КТД – практическое использование накопленного опыта в дальнейшей работе.

КТД предполагает: постановка при общении с детьми целей деятельности; право детей на обоснованный выбор; акцентирование внимания на авторстве идей и предложений при коллективном планировании деятельности; подчёркивание ценности всех идей в том числе и непринятых; признание вклада в общее дело; возможность разработки альтернативных проектов и дел; поручения группового и индивидуального характера; максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, введение специальных ролей; акцент на добровольность участия во всех делах; сочетание групповых и индивидуальных конкурсов; публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело; анализ КТД.



Рефлексивный ситуационный классный час. Для технологии и методики индивидуального рефлексивного классного часа используется такая форма, как ситуационный классный час. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:

1. Тема.


2. Цель (+ предварительный сбор эмпирического материала).

3. Информация (по материалам предварительной подготовки).

4. «Я - позиция» и её причины (учащиеся по кругу высказывают своё отношение к обсуждаемой проблеме).

5. «Я - позиция» и общественно-значимая норма (учащиеся в группах вырабатывают общегрупповое решение обсуждаемой проблемы).

6. Дискуссия (представители групп высказывают свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы).

7. Рефлексия (учащиеся по кругу отвечают на вопросы рефлексии0.

8. Свободный выбор (слово классного руководителя о двух возможных взглядах на обсуждаемую проблему).

9. Мотивация (поддержка классным руководителем учащихся, решившим позитивно реагировать на обсуждаемую проблему).

10. Реальный результат (оценка состояния обсуждаемую проблему).

Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа.



Педагогическая поддержка социализации учащихся в ходе познавательной деятельности. Познавательная деятельность учащихся, организуемая в рамках системно - деятельностного подхода, предполагает в качестве основных форм учебного сотрудничества сотрудничество со сверстниками и с учителем. Социальный эффект такого сотрудничества рассматривается как последовательное движение учащегося от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Методы педагогической поддержки социальной деятельности в рамках познавательной деятельности направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала. В данном аспекте важным является позиция учителя, которая меняется в течение обучения учащегося в средней школе. Учитель становится наставником, партнёром, куратором в совместной и самостоятельной учебной деятельности. Оптимальная форма педагогической поддержки является проектная деятельность учащихся, которая организуется учителем в учебной и внеучебной деятельности. Во внеурочной деятельности проекты включены в системы дополнительного образования в форме Клуба юных учёных. Также проекты осуществляются в ходе занятий кружков дополнительного образования. Социальные проекты являются неотъемлемой частью воспитательной работы на уровне каждого класса и создают условия для социализации учащихся школы. В школе в ходе познавательной деятельности педагоги используют систему олимпиадной работы, которая разворачивается в школе на все уровни и создаёт возможность социальной пробы для всех учащихся. В школе педагогическая поддержка также осуществляется в форме Интеллектуального марафона, который представляет собой цикл мероприятий и проводится в течение месяца.

Педагогическая поддержка социализации учащихся средствами общественной деятельности. В школе действует орган самоуправления учащихся Ученический совет. Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально значимая общественная деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов.

Спектр социальных функций обучающихся в рамках системы школьного самоуправления очень широк. В рамках этого вида деятельности учащиеся имеют возможность:

• участвовать в принятии решений Ученического совета школы;

• решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе;

• контролировать выполнение учащимися основных прав и обязанностей;

• защищать права учащихся на всех уровнях управления школой.

Ученический совет школы как орган самоуправления создаёт условия для реализации учащимися собственных социальных инициатив, а также:

• придаёт общественный характер системе управления образовательным процессом;

• создаёт общешкольный уклад, комфортный для учеников и педагогов, способствующий активной общественной жизни школы;


  • создаёт традиции школьной жизни.

Ученический совет имеет вертикальную и горизонтальную структуру и охватывает все ступени образования. Особенно важным для воспитания и поддержки социализации учащихся создавать условия общественных практик в рамках самоуправления для подростков. Предоставлять возможность самостоятельных социальных проб и закрепления нравственных основ действий, одобряемых и поддерживающих обществом. Педагогическая поддержка осуществляется на всех уровнях самоуправления: класс – ступень – школа.

Важным условием педагогической поддержки социализации учащихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики, общественно значимые акции, благотворительность. Организация и проведение таких практик осуществляется администрацией, педагогами, родителями, учениками в совместной деятельности по всем направлениям внеурочной деятельности.



Педагогическая поддержка социализации учащихся средствами трудовой деятельности. Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у учащихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель — превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития учащихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста.

При этом сам характер труда учащегося должен отражать тенденции индивидуализации форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и востребованности его результатов. Уникальность, авторский характер, деятельность для других должны стать основными признаками различных форм трудовой деятельности как формы социализации личности. Добровольность и безвозмездность труда, элементы волонтёрства и альтруизма позволяют соблюсти баланс между конкурентно-ориентированной моделью социализации будущего выпускника и его социальными императивами гражданина.



Социализация учащихся средствами трудовой деятельности в школе направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности учащихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, общественно-полезная работа, профессионально ориентированная проба, акции, ролевые игры) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся. Важной работой для педагогического коллектива на данном возрастном этапе проводить первичную профессиональную ориентацию учащихся, знакомить их с различными профессиями, создавать возможности для раскрытия потенциала и проводить первичные социально - профессиональные пробы.